Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепых.

Евангелие от Матфея, 9:27-35

  • Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
  • Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
  • Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
  • И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
  • А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
  • Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
  • И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
  • А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
  • И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

6.08.2000 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Самый главный дар Божий, о котором мы просим у Господа, чтобы был подан нам этот дар, - дар веры. Если бы вера горела в наших душах так, как заповедал нам Господь (Лк. 12, 49); огонь веры согревал наше сердце; если бы огонь веры давал смысл нашей жизни, мы никогда бы с вами не унывали, никогда бы не печалились, никакие страхи бы нас не посещали, никакие трудности нам бы ни были тяжелы – если бы огонь веры горел в сердцах наших так, как заповедал нам Господь.

Но, увы, умом своим мы разумеем, что надо иметь веру, и стремимся быть верующими людьми и себя таковыми именуем, но, обращая внимание на то, что в повседневной жизни для того, чтобы хранить этот огонь веры, нужен духовный подвиг, т.е. нужны усилия и духовные, и душевные и телесные. Чтобы веру сохранить, чтобы быть нам верующими людьми, нам приходится трудиться и много трудиться. И более того, мы замечаем и знаем, что если мы этот труд прекращаем, ослабеваем либо душой, либо духом, либо телом, оскудеваем если в своем труде для достижения веры, то и огонь веры наш гаснет.

Почему необходим труд человеку, чтобы была вера? – Сегодняшнее Евангелие объясняет нам это. Казалось бы, если мы с вами своими собственными глазами вдруг сейчас увидели истинного Господа явившегося, то, кажется, какое еще размышление нужно? какие еще доказательство нужно? – вот, Господь рядом с нами! Иногда так неверующие люди говорят: «Что же, почему Бог не докажет Свое бытие?

Почему Бог не докажет Своего существования?»

Сам Бог явился в мир и стал Человеком – Богочеловек Господь Иисус Христос. И вот, одни люди веруют в Него, и видят в Нем Бога, и обращаются к Нему, и получают от Него помощь, а другие не желают видеть в Нем Бога, и не видят Его.

Два слепых человека, слепца, как вы слышали сегодня, в Евангелии кричали: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» - «Что хотите?» – спрашивает у них Господь. - «Хотим видеть!» – Господь говорит: «По вере вашей да будет вам!» – И глаза у них открываются, и слепые люди, которые раньше не видят света, видят свет Божий. Вот, что значит: «по вере вашей да будет вам».

Сердца этих слепых людей были зрячими, и они видели истинного Бога, пришедшего в мир. Зато фарисеи, увидев это чудо, как мы слышали сегодня в Евангелии, стали по-другому его объяснять, комментировать, говорить: «Нет! Это Он силой бесовскою совершает Свои чудеса». – Какая клевета на Господа! Но люди потому ее возводят, что их сердца оказались слепы. Глаза они имели, а душа у них оказалась слепа.

Сегодня мы слышали в Евангелии, как к Господу привели человека немого, который не мог разговаривать, и был одержим злыми духами. И Господь и его исцеляет, и человек начинает говорить и прославлять Бога. Дорогие братья и сестры! Это евангельское повествование, рассказывающее о том, как по разному люди относились ко Христу во время Его земной жизни, раскрывает нам с вами и духовные законы времени, в котором мы живем. Люди и сейчас тоже по разному относятся к Господу Иисусу Христу. – Одни видят в Нем истинного Бога, пришедшего в мир для спасения всех людей, видят в Святой Церкви, которую Он основал на земле, истинное место спасения для душ человеческих, и по вере этих людей и бывает. А другие не желают этого видеть и, более того, клевещут на Христа, клевещут на Церковь и оказываются, духовно слепы.

Значит, для того, чтобы сохранить веру, нужен определенный духовный подвиг. Так же, как эти слепые люди, не видя видимого мира, нашли Господа и кричали, и трудились: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» – Они труд духовный прилагали, труд телесный прилагали, труд душевный к этому прилагали. Так и мы с вами – для того, чтобы возжечь в своей душе огонь спасительной веры, будем просить у Господа, чтобы Он дал нам сил тоже приложить труд. А в чем будет заключаться этот наш труд, чтобы вера наша в сердцах горела?

Сегодня перед Евангелием читалось апостольское чтение. И там святой апостол Павел разъясняет, как должен вести себя христианин, говоря: «Братья, вы должны друг другу угождать, а не самим себе. Потому что и Христос пришел не для того, чтобы Ему угодили, но чтобы людям послужить» (Рим. 15, 1-3). – Вот, дорогие братья и сестры, какой тяжелый труд предстоит каждому христианину в его жизни.

Мы в своей повседневной жизни, так или иначе, все равно привыкли и замкнуты в своем эгоизме и стараемся в первую очередь делать для себя и думать о себе. Казалось бы, это естественно. – Да, человеку естественно думать о своем сохранении, о своем питании, о своем жилище, о своей одежде – это естественно. Но Господь призывает нас к сверхъестественному, к Божественному поведению, к христианской жизни. Он призывает нас угождать не самим себе, а друг другу, то есть служить ближнему. А вот это уже очень тяжело. Это легко произнести языком, но даже по-настоящему представить себе уже тяжело, не то, что сделать. Быть милосердным и сострадательным, стремиться уступить другим, стремиться помочь другим, стремиться сделать что-то для другого, а не для себя, и это делать не раз в год, вспомнив о том, что Бог есть, - нет, но стремиться делать это повседневно – вот, это уже и есть настоящий подвиг. И на этот подвиг и благословляет нас Святая Церковь.

Где взять силы нам на этот подвиг? Найдем ли мы их в своей душе собственной? – В собственной душе мы не найдем. Тот, кто дает нам огонь веры, Тот же и даст нам благодать, чтобы идти за Ним. Господь – раздаятель благодатных даров. Он может дать нам силы жить по-христиански. Он может дать нам силы нести этот подвиг. Но что мы должны делать, чтобы получить эти силы? – Мы должны просить у Него. Так же, как кричали эти слепцы и просили у Господа, чтобы Он помиловал их, и когда Он спросил у них: «Что вы хотите?» – они исповедали Ему свое желание, так и мы должны в молитве взывать ко Господу и просить у Него духовных, душевных, телесных сил на то, чтобы жить по-христиански. Чтобы не себе самому угождать, а ближним своим, чтоб быть милосердными и сострадательными, мы должны молиться Господу. Но ведь и молитва это – труд. И молиться если мы будем сами по себе, у нас мало что получиться. А для этого Церковь Христова и дает благодать в своих богослужениях; для этого Церковь Христова дает нам помощь святых, которые молятся за нас; для этого Церковь Христова дает нам Пресвятую Пречистую Преблагословенную Деву Марию Богородицу, Которой дана великая благодать, молиться за всех нас.

Дорогие братья и сестры! Промыслом Божиим сегодня Господь благословил нам вместе собраться на молитву в воскресный день. Испросим же у Спасителя нашего Господа Иисуса Христа сил на то, чтобы жить по Его благим заповедям. Испросим у Него огня благодатной веры, которая будет согревать нас и ближних наших.

Аминь.

22.07.2001 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сейчас с вами евангельское повествование о чудесах, которые совершал Спаситель наш Господь Иисус Христос.

Два слепых человека шли за Ним и кричали: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» - И пришли к Нему в дом, и когда Он спросил у них: «Верите ли, что Я могу это совершить?» – Они сказали: «Верим!». – И Господь сказал: «По вере вашей да будет вам».

Дорогие братья и сестры! Обратим внимание на эти слова Спасителя нашего. По вере дает Спаситель чудо. По вере люди получают то, о чем просят у Господа.

Как нужна нам эта вера! Как необходимо нам в жизни иметь горячую веру! Как многое у нас в жизни не получается, не складывается, как многим мы в жизни своей бываем недовольны, и желали бы что-то исправить, и часто обращаемся к Господу в своих молитвах. Но часто бывает и так, что, как нам кажется, наши молитвы не услышаны. - Нет, не молитвы ниши не услышаны, а вера наша слабая. По нашей вере и подается нам.

Эти слепые, когда услышали это от Господа, они исцелились – чудо совершилось. Вера у этих двух людей была такова, что Господь видимым образом для всех нас показывает силу Свою.

Почему необходима вера человеку? Почему Господь без этой веры не совершает чудес? – Потому, что Господь, придя в мир нас спасти, не спасает нас без нашей с вами воли. Его воля – чтобы мы не погибли. Его воля заключается в том, чтобы мы были такими же, как и Он, ибо мы созданы по образу и подобию Его. А Бог – это ведь любовь.

«Бог есть любовь» (1Ин. 4, 16). - И ради этой любви к человеку, который в грехах живет, Господь приходит в мир, чтобы его возвести от земли к небу. Но чтобы мы взошли от своих грехов – от земли к небу, нам надо ответить на этот призыв Божественной любви. На любовь Божию нам надо ответить нашей любовью – любовью человеческой.

А как мы проявим нашу любовь к Богу? – У нас нет иного пути, как проявлять нашу любовь к Богу через любовь друг ко другу. Об этом мы сегодня слышали в апостольском чтении, где апостол увещевает нас не себе угождать, но друг другу служить. То есть апостол призывает нас к такой жизни, когда бы мы видели и стремились видеть, прежде всего, не свои собственные желания, но нужду ближних, и беды ближних, и скорби ближних.

К сожалению, в нашей повседневной жизни это бывает довольно редко и трудно. И даже между самыми близкими людьми в семье и то бывает трудно увидеть скорби, печали и нужды своих самых ближних. А что же говорить о тех людях, с которыми нас как бы случайно жизнь сталкивает.

И вот, сердце наше становится черствым. А сердце, не имеющее подлинной любви, не имеет и веры. И поэтому так трудно бывает нам молиться. Поэтому мы не получаем того, что просим в молитве, потому что вера наша не подкреплена нашей любовью – любовью к Богу, которая должна проявляться через любовь друг ко другу.

Но как нам преодолеть это бедственное наше состояние? – Из слышанного сегодня Святого Евангелия мы видим, что единственный путь преодоления этого бедственного нашего состояния это – жизнь вместе с Господом нашим Иисусом Христом.

Да, мы слабы нашей верою. Но тут же мы можем, в сегодня слышанном Евангелии, увидеть для себя и некоторую надежду, несмотря на наше маловерие.

Христос приходит и исцеляет бесноватого немого, то есть человека, который никогда не говорил. Он и веры то своей никак не мог выразить. Да и душа его была одержима злым духом. Но Господь прогоняет этого злого духа, и человек начинает говорить.

Дорогие братья и сестры! Так и наша с вами душа скована грехами, и мы - как немые перед Богом, и не можем огненными устами веры совершать молитвы, потому что холодная наша душа. Но мы надеемся на Спасителя мира, Который повелевает духам, и они уходят, и немые начинают говорить. Мы надеемся, что и немые уста нашей души Господь отверзет Своею милостью, Своим милосердием и мы с вами, и мы с вами также будем молиться Ему открытым чистым сердцем, не связанным никакими силами зла, как и этот бесноватый немой был исцелен.

И в Святой Церкви, к нашей радости и счастью, есть это орудие исцеления нашей души. Это – Таинство Исповеди, в котором душа наша очищается. Это – Таинство Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, в которых Сам Христос приход к нам и спасает нас.

Будем же, подобно двум слепцам, которые громко кричали: «Помилуй нас, Сыне Давидов», - будем и мы громко взывать из глубин своей души ко Господу, чтобы Господь дал нам дар веры, чтобы Он научил нас любить Его и друг друга, чтобы Он открыл нам наши уста, дабы мы возвещали славу Божию, молились Господу, жили вместе с Богом по Его святым и благим заповедям.

Аминь.

 

 

11.08.2002 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали с вами боговдохновенный евангельский рассказ о двух чудесах, которые сотворил Спаситель мира Господь Иисус Христос. Боговдохновенный потому, что то, что записано в Святом Евангелии, это – не просто историческая хроника, которая описывает события давних времен. Нет! То, что записано в Святом Евангелии Духом Святым касается наших сердец, ибо речь идет и о нашей с вами жизни, о нашей с вами духовной жизни.

Итак, мы слышим, как два слепца кричали вслед идущему Господу Иисусу Христу: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас!» - И когда Христос вошел в дом. они тоже вошли вслед за Ним и Господь спросил у них: «Что вы хотите?» – Они говорят: «Мы хотим прозреть». – А тогда Господь говорит: «По вере вашей да будет вам!» – И после этих слов совершилось чудо – слепые люди стали видеть, после того, как Господь сказал: «По вере вашей да будет вам». Какая же великая вера была у этих двух людей, если по их вере совершилось чудо!

Через это евангельское повествование мы узнаем с вами о том, какова духовная цена нашей с вами молитвы. Мы обращаемся к Господу с молитвами, но часто буквально сразу же ропщем, потому что нам кажется, что мы тотчас не получаем просимого. Просим у Господа телесного здоровья – и не получаем его. Просим у Господа помощи в наших каких-нибудь домашних делах – и не получаем того, что желаем. Просим у Господа духовного, просим у Господа, чтобы Господь научил нас молиться – и так и не умеем молиться. Просим у Господа терпения – и не имеем этого терпения…

В чем же здесь дело? Что, Господь отвернулся от нас, и не слышит наших молитв?

Нет. Господь знает все, и слышит все, и видит все. Но Он видит и веру нашу. «По вере вашей да будет вам», - сказал Господь двум слепым людям. Их вера была велика, и они тотчас исцелились. А какова же, значит, наша вера, если мы так часто не получаем того, о чем просим?

Надо сказать, что бывают и другие случаи, у каждого из нас они в жизни есть. И каждый из них, как собственную священную историю, каждый запоминаем, когда по горячей молитве совершилось то, что необходимо было для нас. И правильно, человек, когда такое с ним случается, сохраняет это в своем сердце, как золотое духовное сокровище. Но чаще всего бывает наоборот. Почему же так – наоборот – происходит?

В первую очередь потому, что наша вера бывает слаба и суетна. Мы не можем постоянно поддерживать в горящей вере нашу душу. И из-за этого и происходят у нас уныние, и скорби, и печали, и отчаяние, и недуховная, а, порой, и неблагочестивая жизнь.

Что же, из-за этого нам впасть в уныние, что мы так маловерны и слабоверны? – Нет. В уныние мы впадать не должны. И об этом нам говорит следующее, второе чудо, рассказ о котором мы тоже только что слышали в Святом Евангелии. После того, как Господь исцелил двух слепых, к Нему приводят, другие люди приводят, бесноватого немого. И смотрите: здесь Господь не спрашивает у этого человека веру. А какая у него может быть вера, если он весь уже одержим злым духом, да и немой к тому же – не может исповедовать свою веру? Но его привели другие люди. И Господь одним Своим словом изгоняет нечистого духа из этого человека, и человек начинает говорить – совершается чудо.

Дорогие братья и сестры! Это – образ того, как Церковь Святая нас маловерных приводит ко Христу. Мы бываем уже настолько одержимы своими грехами, что сами не можем свою веру исповедовать. Наши грехи связывают нам язык, и мы становимся немыми в молитве. И порой даже если слова наши в молитве внешне возносятся ко Господу, душа наша молчит – немая наша душа. Но что происходит, если мы бываем в храме Господнем? Что с нами происходит, если мы участвуем в Таинстве церковном? – Молитвы всей Церкви помогают нам освободиться от наших грехов. Господь, невзирая на нашу малую слабую веру, по молитвам Церкви совершает чудо так же, как Он совершил чудо, когда привели этого немого бесноватого к Нему другие люди. – Воистину, все Господь сделал для нашего спасения. Какое счастье и какая радость для нас с вами принадлежать к Святой Церкви Христовой.

Дорогие братья и сестры! Услышав эти назидательные духовные уроки из Священного Писания, помолимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он умножил в наших сердцах спасительную веру; призовем в помощь Святую Церковь, предстательство Матери Божией, Ангелов и Архангелов и всех святых, чтобы по их молитвам и их заступлению нам с вами жить благочестиво и всегда быть вместе со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

3.08.2003 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сейчас в евангельском повествовании, в слове Божием, рассказ о чудесах, которые совершил Господь наш Иисус Христос.

За Ним шли два слепых человека и кричали Ему: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» - И когда Он вошел в дом, и они пришли вслед за Ним, Христос у них спросил: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» - тогда они ответили: «Верим». – Господь им сказал: «По вере вашей да будет вам». – И совершилось чудо, два слепых человека исцелились, они стали видеть.

Вслушаемся и вдумаемся в эти слова Господни: «По вере вашей дастся вам». – Значит, как велика была вера этих двух слепых людей, что совершилось невиданное чудо – они стали видеть!

Дорогие братья и сестры! Господь дает нам великую благодать – иметь в сердцах своих веру. Вера в жизни человека чудеса делает. Причем эти чудеса происходят не по силе человеческой, а по силе Божией, для которой через свою веру человек открывает свое сердце. Вера – этот тот ключ, которым человек открывает свою душу перед Богом, и Бог тогда действует в жизни человека. Можно душу свою открыть перед Богом, и Бог тогда будет жить вместе с нами, а мы будем жить вместе с Богом. А можно наоборот – захлопнуть дверь своей души перед Богом, и оставить Его вне себя.

Бог насильно спасти никого из нас не может, потому что мы с вами имеем богоподобные души со свободной волей. И от нас зависит, будем ли мы свою волю сочетать с волей Божией, или будем ей противиться. Вера – и есть та особая благодать, которая дается человеку, и благодаря которой человек живет вместе с Богом.

Если каждый из нас внимательно посмотрит на свою жизнь, то, конечно же, мы увидим, что все наши скорби и несчастья, все наши печали, как правило, имеют греховное происхождение; что грехом своим мы закрываем наши души перед Богом. И тогда, естественно, наша вера уже не действует в нашей жизни, потому что если мы на словах говорим, что верим, а дел веры не совершаем, то тогда таковым людям апостол Иаков говорил: «Ты веруешь? Хорошо делаешь, что веруешь. И бесы веруют и трепещут. Покажи веру от дел твоих» (см. Иак. 2, 17-19).

И вот, дорогие братья и сестры, мы наблюдаем в своем сердце, что нам недостаточно веры в нашей жизни. И это действительно так. – Сравним себя с этими двумя слепыми, которым Господь сказал: «По вере вашей дастся вам». – А нам скажет Господь: «По вере вашей дастся вам», - что мы с вами получим? Какова наша вера? Какова ее сила? – Недаром даже святые апостолы просили у Господа Иисуса Христа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5).

И вот мы ныне, дорогие братья и сестры, стоя в храме Божием и услышав это евангельское благовестие о силе веры, будем просить у Господа Бога, чтобы Он Своею благодатью дал нам эту силу веры. Именно благодатью!

Что такое благодать? – Это то, что дается человеку незаслуженно. Наше спасение Господь дает нам не потому, что мы его чем-то заслужили; а потому что Он любит нас, и ради любви этой пришел в мир и взошел на Крест, чтобы взять грехи всех нас с вами на Себя. И нам надо молиться о том, чтобы эта благодать любви Христовой была усвоена нами, чтобы нашей души коснулась вера, чтобы эта вера была источником воды живой в нашей жизни, чтобы наша душа открылась для Господа.

Многие в последнее время любят читать и толковать Откровение Иоанна Богослова. Но удивительно, что эти любители чтения и толкования этой особой таинственной книги, которую в древние времена не всякому позволительно и читать было, а в храме Божием вообще ее читать запрещено даже до сегодняшнего дня, не видят там слова, на которые нам всем, в первую очередь, надо бы обратить внимание, и тогда все остальное было бы нам ясно и о нашей судьбе, и о судьбах мира. Господь говорит: «Я стою у двери и стучу. Кто Мне откроет, к тому войду» (Откр. 3, 20).

Господь Иисус Христос стучится в двери сердец наших. Вот, в чем цель нашей христианской жизни: открыть свое сердце для стучащего в него Господа; стяжать дух мирен, стяжать дух благодати. На это нужно определенное усилие наше. Мы должны приложить это усилие – открыть дверь сердец наших перед Господом, потому что «замки заржавели», образно говоря, и засовы уже трудно сдвинуть нашего сердца, и сердце наше порой кажется нам каменным и жестоким.

Будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он помог нам открыть двери сердец наших, чтобы Господь вошел к нам и жил вместе с нами. «Кто Мне откроет, к тому войду, и жить буду с ним». «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).

Аминь

7.08.2005 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель мира Господь Иисус Христос совершает великие чудеса. Сейчас мы слышали в евангельском повествовании, как Он исцеляет сначала двух слепых людей, а потом исцеляет человека немого, да еще одержимого злыми духами. А далее евангелист говорит о том, что Христос продолжает совершать чудеса, исцеляя недуги и болезни в людях. Что значат эти чудеса Христовы? Господь Иисус Христос, говоря о Божественной любви и о любви как главной заповеди, на которой держатся все законы и пророки, будучи истинным Богом и одновременно истинным Человеком, по человечеству Своему сталкиваясь с горем людей, которое выражается в телесных болезнях, не мог проходить мимо этих болезней, но Свою проповедь о любви подкреплял и делами любви, которыми являются чудеса исцеления больных.

Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы исцелить людей от самой главной болезни, которой мы все заражены и все больны, – от болезни греха. Грех является страшной заразной болезнью, и более того – болезнью, передающейся из поколения в поколение. Грех разрушает не только тело человека и не столько тело человека, сколько он разрушает душу человека. Но самые высокие слова об исцелении души никогда не дойдут до нашего сознания, если мы не убедимся еще на внешнем опыте в действенности этого исцеления. Потому что говорить о высокодуховных вещах, может быть, и легко иногда нам бывает, но тогда, когда мы здоровы телом. А если человек испытывает физическую боль, физические страдания, ему трудно порой даже помыслить о чем-либо другом, потому что ничего другого в своем существе он не чувствует, кроме боли своей физической болезни. Такие страшные еще бывают физические болезни, что человек, не имеющий в жизни опоры, не имеющий веры, от этих болезней руки на себя накладывает, в петлю лезет, потому что нет у него в жизни опоры. И вот Господь Иисус Христос пришел в мир, для того чтобы дать нам эту опору, для того чтобы исцелить и нашу душу, и наше тело.

В тех чудесах, которые совершал Господь, является любовь Человека к людям. Но через эти же совершаемые Им чудеса Иисус Христос показывает и для нас с вами путь, что мы должны делать для того, чтобы наша душа исцелилась, чтобы нам лечиться от этой страшной болезни греха, которой мы добровольно сами себя калечим, когда грешим сознательно. Да, действительно, мы калечим свою душу, когда знаем, что совершаем грех и делаем его. Это все равно, что человек знает, что если прыгнуть с балкона вниз головой, то голову сломаешь, знает человек и все равно прыгает. Так и мы поступаем, когда сознательно грешим.

А бывает грех и бессознательный, по привычке. Это все равно как заразная болезнь, когда человек вроде бы немного, может быть, и бережется от того, чтобы заразиться, но все равно он, так или иначе, находясь в контакте с заразным больным, заражается и сам начинает болеть этой болезнью. Так приходит к нам в душу болезнь осуждения, когда мы друг другу пересуды разные рассказываем, болезнь зависти, когда мы видим чужую жизнь и ей завидуем, болезни зложелательства, мести и иных многоразличных грехов, которые, как зараза, тянутся за нами.

Итак, душа человеческая подвержена грехам. И Христос указывает нам путь к исцелению от этих болезней. Какой же это путь? Два слепых услышали, что идет Иисус Христос, и стали кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» – и стали идти за Ним. Они слепые, дороги не видели, идти им трудно, но они идут за Христом и кричат, чтоб Он их исцелил. Вот, дорогие братья и сестры, образ для наших с вами слепых духовно душ. Да, воистину, мы слепы духовно, потому что не видим в ближних своих образа и подобия Божия, не видим, как нам надо правильно соблюдать заповеди Божии. Не понимаем того, что если бы мы делали добрые дела для любого человека, то это мы для Самого Христа делаем доброе дело. Не понимаем того, что если мы кого-то обижаем, наносим кому-то оскорбление или обиду, мы Самого Христа оскорбляем.

Слепы мы духовно. Но возьмем же пример с этих слепцов, о которых мы сегодня слышали в Евангелии, – как они закричали, чтобы Христос их исцелил, как они пошли за Христом, и даже дошли до того места, пока Он в дом не вошел. Хотя им трудно было идти. И нам трудно идти – трудно идти за Христом по жизни. Но нет другой возможности для нашего спасения, кроме как идти по жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. И вот когда они до Него дошли, Христос у них спрашивает: «Верите ли вы, что Я смогу это сделать?»

Смотрите, какой точный вопрос Иисус Христос задает этим людям! Этот же вопрос Спаситель и нам задает. Верим ли мы, что Он, наш Спаситель, может исцелить нас от наших грехов? Верим ли мы, что нет другого смысла жизни, кроме как веровать в Господа Иисуса Христа и жить по Его благим заповедям? Верим ли мы, что кроме Церкви нет спасения, и что нужно участвовать в Таинствах церковных? Верим ли мы, что мы причащаемся истинного Тела и Крови Господа Иисуса Христа? Верим ли мы, что с нас спросится за то, как мы живем, что с нас спросится за то, что мы делаем, что мы должны будем дать ответ за свои дела, мысли, чувства и поступки? Верим ли мы в это? Верим ли мы, что истинное покаяние очищает душу? Верим ли мы, что без промысла Божия ничто не совершается в мире? – Господь задает нам вопрос: «Верим ли мы?» - Эти два слепых человека сказали: «Верим!» А Господь им говорит: «По вере вашей да будет вам». И они действительно верили, – потому что после этих слов они прозрели. Были слепыми – и стали видеть, по вере их воздалось им. Так, дорогие братья и сестры, и нам Господь отвечает: «По вере вашей будет вам». Насколько мы с вами верим, настолько мы и получим просимое нами.

Дорогие братья и сестры! Чего же нам более всего просить у Господа? Более всего нам надо просить у Господа, чтобы Господь исцелил нашу душу от болезни греха. В этом есть корень всех болезней, в этом есть корень всех наших скорбей и несчастий, нашего уныния, нашей лености, всего плохого, что есть в нашей жизни, – этот корень в грехе. И вот если мы с верою в Господа Иисуса Христа будем просить Его о прощении наших грехов и об исправлении нашей жизни, Господь по вере нашей даст нам.

И опять же, исходя из нашего собственного опыта, можем сказать: «Вот мы просим, просим о наставлении нас на путь спасения, просим о том, чтобы нам жить по заповедям Божиим, но вновь и вновь, как в лужу и в грязь, падаем туда же, из чего только встали и вылезли. Как быть нам? Что же, мы видим, что по нашей вере нам дается, – а вера наша слаба. Не соответствует той вере, которую имели эти два слепца». Что же нам с вами тогда делать? Вот сегодня в Евангелии мы слышали также и о том, что Иисус Христос, к Которому привели человека бесноватого, немого, одним словом его исцелил. Он не спрашивал у этого человека, верит ли он. Да просто потому, что воля его была связана нечистым духом. Он говорить не мог даже. Что спрашивать у немого? Что немой может ответить?.. И мы с вами как духовно немые. У нас Господь спрашивает нашу веру, а что мы Ему можем ответить? Чем мы можем похвалиться? Что мы можем сказать? Стыдно нам произнести: «Да, мы верим!» – когда наша жизнь не соответствует нашей вере. И вот мы как немые перед Богом. Но и нас, немых, Господь любит. Вот так же, как Он исцелил этого немого, и он стал говорить, так же Господь и наши с вами души исцелит, если мы будем держаться за Святую Церковь Христову. Спаситель мира Господь Иисус Христос среди нас пребывает в Святой Церкви и нас, духовно слепых и духовно немых, не отгоняет от Себя, не проклинает. Даже спрашивает нашу веру и, воздавая нам по нашей вере, понимает наше духовное убожество и промыслом Своим все равно все делает для нашего с вами спасения. Никогда ни при каких обстоятельствах мы с вами не должны терять надежды на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Сами плохо веруем – Церковь Святая воздает верой своих праведников за наше маловерие. Сами плохо молимся – Ангелы и Архангелы и Пречистая Дева Мария молятся за нас. Сами не творим добрых дел – святые угодники за нас их совершают. Нам бы не отстать только от этого святого сообщества святых, которое в Церкви Христовой единой – и земной и небесной – совершается здесь в этом мире. Принадлежа Церкви Святой, мы одновременно принадлежим к избранному обществу святых Божиих, хотя сами являемся грешными, освящаемся благодатью Духа Святаго. Ведь Церковь на земле – это и есть сообщество кающихся грешников, освящаемых благодатью Духа Святаго.

Дорогие братья и сестры! Сегодня промыслом Божиим мы с вами в храме Господнем. Сегодня мы услышали Святое Евангелие о благодатной силе веры и о любви Господа Иисуса Христа к нам, грешникам, болеющим грехами в наших страждущих душах. Будем же просить у Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он исцелил наши души от болезни греха. Будем просить у Него, чтобы Он открыл наши немые уста славословить Его и молиться Ему. Будем взывать, подобно евангельским слепцам: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!»

Аминь.

30.07.2006 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов Шести Вселенских Соборов. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святое Евангелие мы сейчас с вами слышали, в котором говорится о том, какое значение имеет вера в жизни человека. Это Евангелие учит нас, чтобы мы в первую очередь просили у Господа Бога настоящей веры. Мы все называем себя верующими людьми – и правильно делаем. Но каждый из нас, когда внимательно посмотрит в свое собственное сердце, в свою душу, в свой разум, он там увидит, какова же подлинная цена нашей собственной веры. Ее легко проверить.

Два слепых человека пришли к Господу Иисусу Христу с просьбой, чтобы Он помиловал их и исцелил. И Господь задает им вопрос: «Веруете ли вы, что Я могу это сделать?»

Дорогие братья и сестры, этот вопрос нам надо задавать себе в молитвах. Этот вопрос задает нам наш Спаситель и Господь: веруем ли мы действительно в то, что Иисус Христос может нас с вами спасти? Веруем ли мы в то, что жить в этом мире надо по-христиански, а не как по-другому? Веруем ли мы в это по-настоящему? Веруем ли мы в то, что, когда нас обижают, надо в ответ делать добрые дела? Веруем ли мы в то, что нельзя жить с неправдой в сердце своем? Веруем ли мы в это по-настоящему? Этот вопрос наша совесть должна нам задавать. Потому что если бы мы по-настоящему веровали бы в Господа Иисуса Христа, то не было бы между нами ни злобы, ни осуждения, ни раздражения, ни обид – ничего бы этого не было; если бы мы по-настоящему веровали в Господа Иисуса Христа, то мы бы пребывали в любви Христовой.

И когда Господь задает этим двум слепым людям вопрос: «Веруете ли вы?» – они говорят: «Веруем», – так же, как и мы говорим о том, что мы веруем. И тогда Господь говорит им следующее: «По вере вашей пусть будет вам». И тут совершается чудо: слепые стали видеть. Значит, их вера была такова, что чудо совершилось. По вере их с ними случилось. Случилось величайшее чудо.

Но ведь точно так, братья и сестры, эти слова Господа Иисуса Христа обращены и к нам: по вере нашей и нам с вами будет. Какая наша вера, то мы и получим. Вот чему учит сегодняшнее Евангелие: оно раскрывает силу веры, – но оно и показывает слабость нашей с вами веры. И поэтому по вере нашей нам и дается. Поэтому мы и переживаем в жизни и скорби различные, и печали, и сами из-за своих собственных грехов мучаемся, сами для себя придумываем проблемы, потом их разрешаем, потом в них увязаем, – в суете, как в паутине. Это по вере нашей дается нам. И если бы мы в сердце своем, прежде всего, стремились иметь любовь к Богу и людям, то, конечно бы, по вере нашей тоже бы воздалось нам.

Но, как же быть? Сравнивая себя с этими слепцами, мы понимаем, что если по вере нашей нам воздается, то мы мало чего получаем. Потому что наша вера слабая. Зачем же мы тогда в храм Божий ходим? Зачем же мы тогда молимся, если мы такие маловерные? Но Господь в этом же Евангелии, которое мы только что с вами слышали, дает нам еще и надежду. К Нему приводят немого человека. Приводят – не сам он приходит, а его приводят. Как говорит Евангелие, он был одержим нечистым духом, – и этого человека немого приводят к Господу Иисусу Христу. Он ничего не просил у Христа. Его привели. И Христос у него ничего не спрашивал – так, как спрашивал у слепцов. Он просто исцеляет этого человека. И начинает человек говорить.

Дорогие братья и сестры! Вот она, наша надежда. Хоть вера наша слабая, но Церковь Христова приводит нас с вами ко Христу. Приводит нас, одержимых грехами, одержимых страстями, как злыми оковами связанных, не умеющих слова сказать духовного – немых духовно, не умеющих молиться. Нас Церковь приводит ко Христу, и Христос, несмотря на то, что мы немы духовно и одержимы грехами, исцеляет нас – так же, как Он исцелил этого немого бесноватого. Вот она, наша с вами надежда.

Дорогие братья и сестры! Восславим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и будем просить Его, чтобы Он даровал нам величайшие три добродетели, без которых невозможно жить на свете: веру, надежду и любовь.

Аминь.

(3.08.2008 Неделя 7-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское повествование, слово Божие, которое объясняет нам, что значит и каковую силу имеет вера. Вера – это благодатный дар, который мы с вами имеем. Этот благодатный дар надо хранить в своем сердце, оберегать и возгревать его. Вера душе человеческой дается, конечно же, Богом. Но человек эту веру в своей душе должен бережно сохранять и бережно питать. Чем подпитывается вера в душе человека? Как человек может сохранить ее? Вера в душе человека усиливается через его жизнь согласно заповедям Божиим, через его добрые дела. Об этом постоянным напоминанием в храме Божием нам служат лампадочки, которые возжигаются перед иконами. Видите, огонек горит, – но горит до тех пор, пока в лампаде есть масло. И если огонек означает нашу веру в Бога, то масло означает те наши добрые дела, которые мы стараемся в жизни своей делать. Они-то нашу веру и подпитывают. Именно поэтому апостол Иаков и говорил, что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). То есть, действительно, если масло в лампадке заканчивается, огонек тухнет; если человек перестает жить по заповедям Божиим, то вера в его сердце угасает.

Сегодня перед чтением Святого Евангелия, где говорилось о вере, читалось апостольское чтение, в котором говорилось о добрых делах, вернее, о том главном принципе жизни христианина, которым, в общем-то, и определяются добрые дела. Апостол увещевает нас, христиан, что мы должны не себе угождать, а друг другу, «потому что, – говорит апостол, – и Христос не Себе угождал» (Рим. 15, 1–3), а пришел для спасения людей. Итак, дорогие братья и сестры, свою веру мы можем подпитывать тем, что будем не себе служить, не себе угождать, не о себе думать только, а будем стремиться друг другу совершать добрые дела, друг другу помогать. К этому призывает нас Святая Церковь.

И очень яркий пример слышали мы сегодня в Евангелии. О том, как два слепых человека шли за Христом и просили Его милости, и когда Христос спросил у них: «Верите ли вы в то, что Я могу это сделать?» – они исповедали свою веру и сказали, что веруют. И тогда Господь сказал им: «По вере вашей пусть будет вам» (см. Мф. 9, 27–29). И совершилось чудо! Эти два слепых человека прозрели. Вот какая у них была вера – «по вере вашей будет вам». Такова у них была вера, что произошло необъяснимое событие: слепые стали видеть.

К сожалению, когда мы на свою жизнь смотрим, на свою веру взираем, то, вероятно, еще близко не приблизились к вере этих двух слепцов, о которых говорится в Евангелии. Поэтому часто мы и ропщем, и ослабеваем, и думаем так в себе, а порой и говорим даже: «Ну что вот мы молимся, обращаемся к Богу, а Господь как будто нас не слышит. Просим себе или доброго здоровья, или успехов, или иных каких-то житейских благ, а Господь как будто на нашу молитву не отвечает». И наша вера, и без того слабая, начинает колебаться.

Дорогие братья и сестры, таковые сомнения, конечно же, в первую очередь свидетельствуют о слабости нашей веры. Но что нам делать, если вера у нас действительно слаба? Как нам быть? И сегодня в Евангелии дается и на это ответ. Если Господь спросил у слепцов о их вере, и эти слепцы исповедали свою веру, и по вере своей получили чаемое и ожидаемое ими, то, после того как они вышли из дома, люди привели бесноватого человека, и Господь его исцелил. Была ли у него вера? Нет. Евангелие ничего нам об этом не говорит. Исповедовал ли он веру свою? А как он ее мог исповедовать, когда он был одержим духом зла, и дух зла владел им? Тем не менее Господь совершает чудо: Он изгоняет злого духа из этого больного человека, и человек становится нормальным. Чудо совершается!

Почему же Господь совершил это чудо? Только что у слепцов Он спрашивал веру, а здесь Он веры не спрашивает? Но дело в том, что этого бесноватого люди привели, которые веровали в Господа Иисуса Христа. И их действия: то, что они сделали, то, что они его привели, – а это ведь было очень сложно сделать, – они потрудились, пришли ко Христу и привели этого больного человека, – это было свидетельство их веры. И по вере этих людей Господь исцеляет бесноватого.

Чем это важно для нас? А важно для нас это следующим. Мы все с вами объединены в Церковь Христову. И хотя каждый из нас о себе может засвидетельствовать, что он малодушный и маловерный, но по вере Церкви Христовой, по вере праведников, по вере святых, по предстательству Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы, и мы с вами, дорогие братья и сестры, получаем то, что необходимо для нашей души и для нашего спасения. Ибо для того Христос и пришел в мир, как сегодня мы слышали у святого апостола Павла, чтобы нам с вами послужить, чтобы нас с вами, маловерных, малодушных и грешных, спасти.

Дорогие братья и сестры! Описание чудес в Святом Евангелии свидетельствует о том, что Господь по любви Своей к людям совершает их спасение. Любовь Божия беспредельна. Господь эту любовь изливает на нас с вами. Святая Церковь укрепляет нашу с вами веру. В единстве веры церковной каждый из нас становится в десять раз, в сто раз… да разве можно это описать?! – становится духовно сильным и получает от Бога путь к прощению грехов его и к жизни вечной.

Будем просить у Господа Бога дара веры. Будем стремиться возгревать веру свою добрыми делами христианской жизни. Будем пребывать в единстве с Церковью Христовой, по молитвам которой мы с вами получаем спасение от грехов и жизнь вечную. Аминь.

(26.07.2009 Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Собор Архангела Гавриила. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами сейчас слышали чтение слова Божия и слышали апостольское назидание, увещевание ко всем нам, христианам, где в очень простых словах совершенно ясно показывается нам, как мы должны относиться друг ко другу. Апостол говорит: «Каждый из вас должен не себе угождать, но ближнему своему, потому что и Христос пришел не Себе угодить, но для нашего с вами спасения» (см. Рим. 15, 1–7). Вот, казалось бы, какой простой ответ на все наши вопросы о том, как нам вести себя в этом мире, как нам поступать в той или иной жизненной ситуации. Ведь из-за чего у нас в основном бывают ссоры, недоразумения, конфликты? Из-за чего возникают обиды друг на друга, из-за чего возникает раздражение друг к другу? По одной простой причине: в момент, когда мы ссоримся, когда мы раздражаемся, когда мы обижаемся, мы думаем о самих себе, и нам кажется, что то, что мы чувствуем, это важно, то, что нам больно, это важно, то, чего мы желаем и хотим достигнуть, это важно, а вот не понимаем таких простых слов, которые слышали сегодня от святого апостола: «Каждый из вас должен не себе, но ближнему угождать».

Такое самоугождение, когда мы себе угождаем, называется эгоизмом, и, к сожалению, труднее всего человеку преодолеть в себе этот самый эгоизм. Ведь в чем сила Христова, в чем сила Креста Христова? Знак нашей веры – это Крест Христов. Чем он необычен – Крест – для всего человечества? Тем, что Господь на Кресте взял на Себя наши с вами грехи. Богу наши грехи не нужны. Бог создал этот мир, и в Его власти все, Он так же, как и создал человека, так же властен его в один момент уничтожить. Он, Бог, дарует нам с вами жизнь, и Он же знает, когда наша земная жизнь завершится. Все в руках Его. Ему, Богу, подобает слава, честь, поклонение, – но Он пришел в мир не для того, чтобы собрать с нас дань славы, и потребовать от нас дань нужного поклонения, и заставить нас славословить Его постоянно, хотя Он этого достоин, не для этого пришел Он в мир, не чтобы Ему послужили, а пришел Сам послужить нашему с вами спасению.

Что же с нами происходит? Какое же у нас духовное ослепление! Кем мы себя мним? Кем мы себя считаем, когда мы себе требуем того, чего Сам Бог Себе не требует? Мы обязательно требуем себе и почтения, и славословий, мы требуем себе, чтобы нас любили, мы требуем себе, чтобы нас уважали, чтобы нас слушали, чтобы по-нашему поступали, чтобы была наша воля, а не другая воля другого человека. Все для себя мы желаем. Что с нами происходит? Неужели мы сами не видим, что именно из-за этого происходят наши беды? Именно потому и происходят у нас распри, именно потому происходят у нас различные бедствия и озлобления, что мы себе служим, а не ближним угождаем, как это заповедал нам апостол.

Когда христианин приходит на богослужение, он входит в храм Божий не только для того, чтобы ему обратиться к Богу и попросить нечто о своих нуждах: о своем здоровье, о здоровье родных и близких, о своем благополучии, – не только для этого приходит человек в храм Божий. Потому что даже язычники ходят к своим идолам и приносят им жертвы для своего здоровья и благополучия. Когда христианин приходит в храм Божий, он приходит сюда для того, чтобы научиться жизни со Христом и чтобы следовать по своей жизни за Господом своим. Когда христианин приходит в храм Божий, он ищет здесь благодати Духа Святаго, которая бы исправила его путь жизни.

Вот мы сегодня в Евангелии слышали, как Господь исцелял двух слепых, и по вере их им дано было (Мф. 9, 27–31). Мы тоже, дорогие братья и сестры, страдаем духовной слепотой, если продолжаем пребывать в эгоизме, самолюбовании. Мы слепы, потому что не видим сложностей жизни ближних своих, не видим, как нам нужно, по слову апостола, ближнему угодить. Но именно в храме Божией, именно благодатью Божией, мы можем так же, как эти два слепца, о которых мы сегодня слышали в Евангелии, прозреть, и увидеть, и понять, что значит путь жизни.

Путь жизни по-своему очень прост: надо следовать словам Христовым, следовать назиданию святых апостолов. И тогда все в жизни будет складываться по-Божьему, а не по нашей греховной воле.

Услышав сегодня в святом Божием храме апостольское назидание, испросим у Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел в мир нам с вами послужить, чтобы нам тоже научиться не себе угождать, а своему ближнему. Аминь.