Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение 5-ти тысяч человек.

Евангелие от Матфея, 14:14-22.

  • И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
  • Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
  • Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
  • Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
  • Он сказал: принесите их Мне сюда.
  • И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
  • И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
  • а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
  • И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

25.07.1999 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Верующий человек становится по настоящему верующим не тогда, когда он своим разумом начинает размышлять о бытии Бога, о заповедях Божиих, о законе Христовом. Верующим человек становится не тогда, когда он изучит священную историю, евангельское повествование, историю Церкви. Верующим человек становится тогда, когда он своею душой, сам, лично ощутит сладость молитвы, когда он своею душой почувствует, что такое молитва. Когда благодать Духа Святаго касается души человека, и человеческая душа общается с Богом, вот тогда человек становится истинно верующим человеком. А все остальное является только подготовкой к этой вере. Потому что когда душа человека прикоснется к Божией благодати, когда молитва растворит душу человека, то он поймет, что в этом мире самое главное.

Из-за чего наши страдания? Из-за чего в основном наши переживания? – Из-за того, что нам всегда чего-то не хватает. Нам не хватает хороших жизненных условий. Мы видим, как у других они есть, а у нас хуже и переживаем, что и жилище у нас не такое, и квартира не такая, не так она устроена… – и сложные и большие проблемы внутрисемейные бывают из-за этого. Мы переживаем из-за недостатка в одежде, что все дорого, и мы не можем вовремя себе приобрести одежду и детям своим, и надо покупать каждый раз все новое и новое – и  мы из-за этого переживаем. Мы переживаем из-за недостатка в питании, думаем какие продукты дешевле найти, где найти, как найти… И эти повседневные наши жизненные стремления порой настолько захлестывают нашу душу, что мы перестаем видеть подлинный смысл жизни – зачем мы живем, для чего мы родились на этот свет, Кто нам дал эту жизнь и для чего Он нам дал ту жизнь. И вот, сегодня только что мы с вами слышали Святое Евангелие, где повествуется о том, как Спаситель мира Господь Иисус Христос Своим чудом утверждает нас в убеждении того, что же главное в нашей жизни, как нам избавиться от постоянной тревоги, как нам, заботясь о хлебе насущном, в тоже время помнить о предназначении нашей человеческой души.

Мы слышали сейчас этот евангельский рассказ, как Иисус Христос проповедовал, и возле него собралось огромное количество народа. Он исцелял больных, и люди слушали Его целый день и не отходили от Него. Так сладостно было им слышать проповедь Христову, так радостно было им общаться с Господом, что они забыли обо всем. Забыли обо всем, потому что их душа прикоснулась к Тому, Кто является источником всего доброго в этой жизни, т.е. к Богу. Люди общались со Христом Богом и не хотели от него уходить.

И вот, когда уже склонился день к вечеру, ученики Христовы подошли к Нему и сказали: «Отпусти народ, потому что им нечего есть, пусть пойдут в соседние деревни и хотя бы поедят». – Представляете, целый день люди слушали Христа и даже забыли, что им есть надо – такое стремление было душ человеческих ко Господу! Наверное, каждый верующий человек нечто подобное испытал на себе, когда во время молитвы благодать касается так души человека, что он видит, что все остальные заботы и печали очень легко могут разрешаться, их легко можно преодолевать, если к ним не прилагать всего своего ума и всего своего сердца, потому что к Богу нужно приложить и весь ум, и всю душу, и все существо свое, и все сердце свое, и тогда все остальное приложиться, и будет у нас. Все будет, или, по крайней мере, мы настолько начнем понимать жизнь, что не будем роптать ни на те условия, в которых живем, ни на ту жизнь, которой живем, потому что будем чувствовать, что тот жизненный крест, который дал нам Господь, не зря нам дан, но для нашей же пользы, для нашего же спасения.

Вот так и эти люди были со Христом целый день. Он их исцелял, и они никуда не уходили от Него. И когда ученики сказали о том, что надо отпустить этих людей, потому что им есть нечего, Господь говорит ученикам: Вы дайте им есть. – А что можно им дать, - спрашивают ученики, - у нас есть только пять хлебов и две рыбы? – Принесите Мне их, - говорит Господь. Ему приносят, и, воззрев на небо, Господь Иисус Христос благословляет эти пять хлебов и две рыбы, преломляет их, повелевает ученикам рассадить народ на траве, и ученики начинают раздавать эти хлебы народу. И совершается чудо! Пяти хлебов и двух рыб оказывается достаточно для того, чтобы насытить пять тысяч мужчин только, не считая женщин и детей.

Что значит это чудо? Что значит это чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек? – Этим чудом Господь Иисус Христос показывает, что главное в жизни человека. Он показывает, что главное в жизни человека это хлеб духовный – его вера. Вот то, что люди слушали Христа и исцелялись, это то, чего требует и наша душа. И наша душа требует исцеления. Мы хотим исцелиться от зла, от греха, от раздражения, от обид, от неправды. Всего этого требует наша душа. Это – самое главное. Все остальное Господь нам даст, потому что достаточно небольшой части для тела, если это будет с благословением Божиим.

Вот, совершается чудо. Пять тысяч насыщаются пятью хлебами. И это чудо еще имеет и символический момент, т.е. духовный. И объяснение этого духовного еще такое есть. Смотрите, братья и сестры, великое таинство, таинство Евхаристии, Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых. Под видом хлеба и вина мы соединяемся с Самим Христом. Казалось бы, как может человек насытить свою душу тем, что по виду является только небольшим кусочком хлеба, небольшой капелькой вина? По виду это так, а по существу своему через это мы соединяемся с Единым Богом, Который дает нам такие силы, что нам все становится не страшно, и мы все преодолеваем. И то, что других пугает, нас уже не пугает. И то, что другим трудно, нам уже не трудно, потому что с нами Бог!

Вот, в чем радость нашей веры. Вот, в чем сила нашей веры. Вот, когда мы осознаем себя верующими людьми. – Тогда, когда мы не страшимся всех тех забот, которые на нас обрушивает мир, не пугаемся всех тех трудных жизненных обстоятельств, о которых мы вновь и вновь узнаем, но когда мы нашу надежду полагаем на Бога и Спасителя нашего. Когда знаем, что Он поможет нам, знаем, что Он не оставит нас, знаем, что Он позаботится о нас, потому что главное в этой жизни то, что если мы будем с Богом сейчас, то мы с Богом будем и в вечности. А мы – не временные существа. Мы – не животные. Мы – люди, имеющие богоподобную душу, и мы с вами будем жить вечно. В этом наша радость, и эту радость дает нам Святая Церковь Православная.

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня о чуде, которое совершил Спаситель мира Господь Иисус Христос, попросим у Него, чтобы Он, насытивший пятью хлебами пять тысяч человек, и наши души насытил хлебом веры. Чтобы и наши души были исполнены твердой уверенности. Чтобы и в наших душах была ясность, как надо жить в этом мире. Чтобы и мы с вами понимали, что подлинная жизнь только в Господе нашем Иисусе Христе, с Ним, а без Него нет никакой жизни, но только несчастье, горе и страдание. А с Ним нам ничего не страшно. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

29.07.2001 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Свв. отцев 6 Вселенских соборов. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование о том, как Спаситель мира Господь наш Иисус Христос совершил чудо.

Около пяти тысяч человек собрались слушать слово Спасителя. И в течение целого дня Он, милосердствуя о них, исцелял среди них больных и назидал их словом спасения. И когда наступил вечер, тогда ученики подошли и стали говорить Господу о том, чтобы Он отпустил народ потому, что им уже есть пора – целый день они были с Ним и находились без всякой пищи. Тогда Господь говорит: «Вы дайте им есть».

- «Но у нас нет ничего! - говорят апостолы, - вот только пять хлебов и две рыбы». – Тогда Спаситель повелевает Своим ученикам рассадить весь народ рядами на траве и, взяв эти пять хлебов и две рыбы, благословляет их. Ученики начинают раздавать народу. И весь народ насытился. И более того! Чудо совершилось – по насыщении еще и осталось двенадцать корзин хлеба.

Чудо это неизъяснимо человеческим пониманием, ибо это – чудо Божие. Но для чего Господь его совершил? Что значит это неизъяснимое событие, когда пятью хлебами насыщается пять тысяч человек? Какой духовный смысл в этом? Ибо вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа есть проповедь Царства Божия, и нет ни одного случайного дела в жизни Спасителя, которое бы не имело глубочайшего своего смысла. Какой же смысл в этом чуде?

Особенно над этим приходится задумываться потому, что перед начало Своего общественного служения, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и после Крещения от Иоанна Он удалился в пустыню, тогда к Нему приступал диавол и искушал Спасителя. И тогда было такое искушение от диавола. Указав на камни, враг рода человеческого говорит Христу: «Если Ты – Сын Божий, скажи этим камням, чтобы они стали хлебами». Потому что сорок дней Христос, находясь в пустыне постился, и по прошествии сорока дней взалкал, ибо человеческое существо нуждается в пище. И вот, враг рода человеческого искушает Христа, предлагает камни сделать хлебами.

Но речь идет не только о том, чтобы постящийся Христос насытился. Диавол предлагает поразить человеческое воображение, ведь одним из самых страшных страданий людей является голод. И как много людей действительно недоедают, и как много людей голодных во все времена на всей земле. В некоторых местах люди тысячами погибают от голода. И что стоит Богу камни превратить в хлебы, чтобы люди насытились? – Вот и предлагает диавол такой простой путь, чтобы люди поверили Богу, - сделай камни хлебами, и все пойдут за Тобой.

Но что отвечает Христос тогда диаволу? – Он говорит: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом Божиим, исходящим из уст Его».

Что переменилось с того времени, когда Христос отвергал возможность совершения такого чуда? Почему в этом случае Христос совершает такое чудо?

Дорогие братья и сестры! Ради чего люди, которые были с Христом, пришли к Нему? – Они пришли не потому, что они были голодные; они пришли не потому, что им нечего было есть. Более того! Они весь день находились вместе с Христом и даже забыли, что им есть нужно. И никакого не только у них чувства голода не было, на даже находящиеся вместе с ними маленькие дети и те не требовали пищи. – Так людям было хорошо вместе со Христом. И если бы апостолы не напомнили Христу о том, что целый день уже прошел и время позднее, то неизвестно, вспомнили ли сами люди о их человеческой нужде.

Вот, дорогие братья и сестры, в чем различие этих двух подходов к чуду.

Как часто наш сомневающийся человеческий разум, подобно вопросу диавола, нам задает в душе вопрос: «Ну почему же Бог терпит, что на земле столько несчастий и голод? Вот если бы все были сыты, были бы здоровы, не было бы больных – как бы все веровали в Бога!»

На самом ли деле это так? Если мы зададим себе вопрос: «Среди кого больше верующих – среди тех, кто процветает в благоденствии, сытости, довольстве, кто ни в чем не имеет нужды и все может приобрести за деньги или связи; или среди тех, кто страдает и мучается и порой недоедает?»

Необязательно человек со здоровым телом имеет здоровую душу. Как часто бывает совершенно наоборот! – Человек здоров своим телом, но полностью болен душой и даже – мертвец духовный. И внешне как будто тело его все лоснится здоровьем и пышет, а душа у него мертвая, ибо полна зависти, ненависти, пустоты, злобы, безверия и гордыни.

И наоборот! – Великие святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, преподобный Амвросий Оптинский, будучи больны своими телами, были настолько здоровы своею душою, что множество людей вокруг них спасалось.

Так вот, что значит «не хлебом единым жив человек, словом Божиим, исходящим их уст его». Пища нужна человеку, чтобы поддерживать его тело; но без пищи духовной человек перестает быть человеком и превращается в животное. Но и животное знает Господа своего, ибо «всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6). А потому Иисус Христос и отверг диавольское предложение о том, чтобы накормить всех людей, и все бы пошли за Ним, и пошли бы в этом случае ни за Христом, ни за верой, ни за правдой и ни за любовью, а только за своим чревом и насыщением его.

Но не так было, когда Господь совершил чудо, насытив пять тысяч человек пять хлебами! Тогда люди пришли ко Христу ради Христа. И мы с вами ныне пришли в храм Божий ради того, чтобы встретиться со Христом. И мы с вами ныне жаждем пищи духовной, жаждем насытить свою душу хлебом небесным, Божественным словом Господа нашего Иисуса Христа, благодатью Духа Святаго, молитвами, Таинством Причастия Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой.

Воистину, это чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами явилось прообразом великого Таинства Причастия Тела и Крови Христовых, когда тысячи и миллионы людей по всему лицу земли от единого небесного хлеба причащаются, от единой небесной чаши причащаются, с единым Господом Иисусом Христом соединяются.

Дорогие братья и сестры! И нам ныне, так же, как когда-то людям, пришедшим ко Христу послушать слов Его и духовно исцелиться, и нам ныне радостно пребывать в храме Божием, радостно молиться и обращаться ко Господу. Испросим же у Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он подавал нам хлеб наш насущный на каждый день и питал нас всегда пищей Своей духовной.

Аминь.

6.08.2006 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа была непрестанным служением людям и непрестанной проповедью, открывающей для человеческих душ путь к Богу. Бог воплотился и стал Человеком для того, чтобы человек не погибал под тяжестью своих собственных грехов. Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы дать человеку возможность освободиться от власти зла над его душой. Господь жизнью Своею земной проповедовал – не только словами, но и Своими поступками, Своими делами. Он совершал то, что мы называем чудесами. Чудо необъяснимо с точки зрения человеческого разума. Но чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, как раз подымает человеческий разум для уразумения самого высокого и самого главного: зачем он живет в этом мире и как ему в этом мире жить с Богом.

И сейчас мы с вами слышали Евангелие, в котором повествуется об одном из чудес Господа Иисуса Христа. Это чудо невозможно объяснить, оно не поддается объяснению. Именно поэтому это и чудо. Но это чудо имеет большое духовное значение для нас с вами, имеет большой духовный смысл. Иисус Христос проповедовал, и народы, слыша Его проповедь, собрались к Нему и не хотели от Него отходить. Иисус Христос не только проповедовал, но и исцелял людей. И вот так прошло определенное время, так что уже наступал вечер, а люди не хотели уходить от Господа.

Обратим внимание на этих людей, которых было почти, что пять тысяч человек! Обратим внимание на их стремление насытить свои души словом Божиим. Они позабыли обо всем. Для них время летело мгновенно. Они позабыли о том, что им надо питаться, надо кушать. Наступает вечер, а они все еще хотят слушать слово Божие, хотят находиться рядом с Господом Иисусом Христом.

Вот, дорогие братья и сестры, нам бы иметь с вами такую духовную жажду общения с Богом. Наши бы сердца так же бы стремились к Господу, как сердца этих людей! Но, увы – немного времени для Бога мы уделяем, немного времени для молитвы. Чуть-чуть сосредоточимся на молитву, и уже все – думаем о чем-то другом, уже наши житейские помышления у нас отшибают напрочь нашу молитву. Мы уже тяготимся, мы уже устали, у нас уже проблемы… Нам трудно даже два раза в день на 15 минут встать на молитву, чтобы пообщаться с Богом. Нам трудно даже один раз в неделю прийти в храм Божий на 1,5 часа – нам это тяжело. Обратим внимание на этих людей, которые так стремились услышать слово Божие. И, слышав его, они получали исцеление от своих болезней, от своих недугов. Вот если бы мы с вами также бы стремились к Господу, и наша бы жизнь, и наша бы душа были бы избавлены от многих греховных недугов, от многих печалей и напастей.

Что происходит дальше? Дальше уже ученики видят, что наступает вечер, и подходят к Иисусу Христу и говорят: «Отпусти народы, им ведь есть нечего. Пусть они пойдут в свои селения и там хотя бы поедят». А на это Господь им говорит: «Вы им дайте есть». Апостолы отвечают: «У нас только вот пять хлебов и две рыбы есть». Тогда Спаситель велит им принести эти хлебы, благословляет эти хлебы и повелевает Своим ученикам раздать всем тем людям, которые пришли послушать проповедь – а их было более пяти тысяч. И тут совершается чудо. Люди едят и насыщаются. И более того: еще даже остается остаток от этих хлебов. Пять тысяч насыщаются пятью хлебами. Что значит это чудо?

Когда человек имеет упование на Господа, когда человек имеет надежду на Господа, Господь его никогда не оставит. Господь подаст человеку, ищущему спасения, ищущему чистоты своей души, ищущему веры, надежды и любви, подаст и все то, что необходимо для его тела. Господь промыслом Своим знает, что ему нужно. Это человек бывает ненасытен в своих поисках удовлетворения пищей, едой, почетом, славой, положением, деньгами. Сколько бы человек не имел этого, порой ему всегда кажется мало, мало и мало, и все хочется больше и больше, и никогда человек, который ищет такого насыщения, не насытится. А с Богом – пять тысяч насыщаются пятью хлебами.

Вот в чем, дорогие братья и сестры, духовный смысл совершенного Господом Иисусом Христом чуда. Он раскрывает для нас с вами, что самое главное. Главное – чтобы в нашей душе пребывал Господь. Святая Церковь через Таинства Церковные, через молитвы преподает все необходимое для наших душ. Нам нужно только стремиться к Господу Богу, стремиться насыщать свою душу словом Божиим, а жизнь свою – заповедями Божьими. И тогда наступит у нас духовная радость и успокоение. Когда мы поймем промысел Божий, мы не будем голодными и жаждать того, чем мы никогда не насытимся. Мы будем жаждать жизни праведной, святой, чистой, и она будет давать нам с вами внутреннюю духовную радость.

И еще один прообраз, символ, пророчество имеет это чудо. Так же, как от пяти хлебов насытились пять тысяч, так и мы все с вами, подходя к Чаше с Пречистым Телом и Животворящей Кровью Господней, приступая к Небесному Хлебу, Господу Иисусу Христу, насыщаемся духовно Богом. Господь в нас пребывает, и сила Его укрепляет нас. Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться к назиданию в слове Божием и пребыванию в единстве с Церковью Христовой.

Аминь.

(22.07.2007. Божественная литургия. Неделя 8-я по Пятидесятнице.)

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское благовествование о чуде, которое сотворил Господь Иисус Христос. Он насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Это необъяснимое и непонятное чудо, которое трудно человеческому разуму воспринять. Но в том и сила чудес, что то, что бывает непонятно, неподвластно человеческому разуму, понятно человеческой душе.

Какие обстоятельства этого великого чуда? Иисус Христос исцелял больных и благовествовал. И вокруг Него собралось огромное количество народа. И они так рады были видеть Христа, так рады были находиться рядом с Ним, что обо всем забыли. День пролетел, заканчивался уже. Они ничего не ели, и никто из них даже не вспомнил о том, что они голодны. Сам Христос, как говорит Евангелие, умилосердствовался над ними, то есть сам Он понял, что им надо поесть. Они же даже об этом не думали.

Вот, дорогие братья и сестры, как радостно бывает человеку быть вместе с Богом. Так, что он обо всем другом забывает. К этой радости богообщения нас и призывает Святая Церковь. Не для того, чтобы мы забыли о своих обязанностях, не для того, чтобы мы забыли о своих повседневных делах. Нет. Для того, чтобы мы ощутили уже сейчас – во время нашей земной жизни, какая будет нам радость в вечности, когда мы будем с Господом нашим Иисусом Христом. И когда мы это почувствуем, это богообщение, своим сердцем, тогда нам все легко будет в нашей жизни совершать. Легко нам будет совершать добрые дела. Легко нам будет быть милосердными. Легко нам будет любить друг друга, если мы в своем сердце почувствуем эту радость богообщения.

Но как она достигается? Для того Господь на земле и Церковь создал, чтобы нас научить этому богообщению. Через Таинства церковные, через богослужения, а главное – через Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христову, которая преподается нам в Таинстве Причащения. И то чудо, которое сотворил Господь Иисус Христос, когда пятью хлебами насытил пять тысяч человек – это прообраз Таинства Причащения. Так же, как эти люди, получившие по благословению Господню кусочек хлеба, насытились, – все пять тысяч насытились, никто не остался голодным; они и после этого насыщения никуда не ушли, а продолжали слушать Господа, так что Господь даже услал своих учеников на корабле на другой берег, а продолжал быть с этими людьми, которые искали богообщения, – так же в Таинстве Тела и Крови Христовой мы причащаемся от единого Хлеба. Во всех храмах православных совершается Божественная литургия. И люди соединяются с одним и тем же Господом Иисусом Христом, и насыщаются духовно, и получают силы и крепость. Вот в чем прообраз этого чуда.

Господь сподобил нас находиться в храме Божием. Мы пришли сюда, оставив все свои домашние дела и заботы. Пришли, чтобы насытиться богообщением. Чтобы Бог вошел в нашу душу, чтобы мы изгнали из себя при помощи благодати Духа Святого наши грехи и недостатки, чтобы мы очистились с вами, чтобы мы укрепились. Для этого мы пришли в храм Божий. Многие из вас готовились и ныне будут причащаться Самому Господу Иисусу Христу. Обратимся же в молитве ко Спасителю нашему и попросим у Него, чтобы и нам с вами уподобиться тем пяти тысячам, которые искали встречи и общения с Ним, со Спасителем Господом Иисусом Христом. Чтобы нам в своей жизни тоже постоянно стремиться к Богу, и жить с Богом, и насыщать душу свою истинной пищей – Пречистым Телом и Животворящей Кровью Христовой, и истинной духовной пищей – божественным учением Христовым, которое Он преподает нам через Свою Святую Церковь. Будем стремиться питаться этим духовным хлебом небесным. И воистину мы насытимся и не будем никогда алкать.

Дорогие братья и сестры! Обратимся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, прославляя Его, чтобы нам с вами всегда иметь Его в своем сердце и в своей жизни. Аминь.

(2.08.2010 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Пророка Илии. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какое странное свойство имеет время! – Иногда оно пролетает так, что мы его даже не замечаем. Иногда оно мучительно долго тянется. Как правило время летит быстро и для нас незаметно тогда, когда наша душа наполнена – когда наша душа наполнена любовью, когда наша душа наполнена верой, когда искренно из души нашей льется молитва. Как, порой, мы себя ощущаем – будто на небе. Сами не ощущаем времени, когда действительно наша душа наполнена благодатью. А когда наша душа наполнена унылыми тоскливыми размышлениями, когда в нашей душе сидит какая-то обида или скорбь, как, порой, мучительно и жутко тянется время!

Сегодня мы с вами только что слышали Святое Евангелие, в котором повествуется, как радостно чувствовали себя люди, которые искренно обращались к Иисусу Христу, как радостно было им быть вместе с Христом, как для них пролетело время. Христос исцелял их. Христос проповедовал им. И они находились с Христом целый день, но для них это время так радостно и быстро пролетело, что никто из них даже не подумал о том, что надо было позавтракать, надо было пообедать, и уже день заканчивается, а они даже ни разу не вспомнили о еде. – Вот, как бывает человеку хорошо, когда воистину он с Богом, а Бог с ним! И вот уже, как мы слышали в Евангелии, к концу дня апостолы сжалились над людьми, думая, что им плохо без еды, и стали обращаться к Христу, говоря, чтобы Христос отпустил их.

Но Он-то их не держал! Они сами к Нему пришли, им было хорошо с Богом. Христос говорит Своим ученикам: Вы дайте им есть! – А у учеников всего-то было пять хлебов и две рыбы. Но господь говорит, что и этого будет достаточно несмотря на то, что собралось пять тысяч человек общаться с Ним. И далее Господь совершает чудо. Чудо – которому нет человеческого объяснения, но которое реально по слову Божию совершилось. Иисус Христос повелевает людям рассесться на траве, благословляет хлебы, ученики начинают их разносить, и насыщаются пять тысяч человек – да их и больше было, потому что детей и женщин никто уже отдельно и не считал, да еще и остается после этого двенадцать коробов хлеба.

Что означает это чудо? Для чего оно записано в Святом Евангелии? И какой нам смысл вспоминать об этом?

Первое, и наиболее важное для нас, воспоминание заключается в следующем. Если мы будем стремиться к Иисусу Христу, и если Христос будет пребывать с нами в нашей жизни, мы никогда не будем страдать от недостатка чего-либо. Ведь когда человек на самом деле страдает? – У человека может быть дома «полная чаша» – холодильник, набитый всякими продуктами, и все у него есть… А в душе у него тоскливо и плохо – и он места себе не находит. Он перебирает дорогую одежду, которая у него есть; он ходит, слоняется по комнатам своего большого дома. Но если в душе у него пусто и если в душе нет веры, надежды, любви; если в душе у него ненависть и зависть; если как змеи в его душе гнездятся страсти, разве он будет удовлетворен тем, что у него есть? – Нет! Ему всегда будет плохо, потому что с ним нет Бога.

А если с человеком Господь, если благодать Божия рядом с человеком, то то, что ему Господь посылает на сегодняшний день – хоть маленький кусочек черствого хлеба со стаканом молока, он это съест и ему этого будет достаточно, и он будет радостен в том случае, если он вместе с Богом. Вот, как эти люди, которые слушали Христа и ни о чем не помышляли.

Но что же значит, что Христос накормил эти пять тысяч человек хлебами?

Вспомните – когда Спаситель только еще выступал на общественную проповедь после того, как Он крестился в Иордане, Он удалился в пустыню. И когда в пустыне Он постился – сорок дней ничего не ел – и по человечеству на сороковой день взалкал и захотел есть, то, помните, тогда приходит диавол и говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, скажи этим камням, чтобы они сделались хлебами» ( см. Мф. 4, 3). – А Господь отвергает это искушение и говорит: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим, исходящим из уст Его!». – Почему тогда Христос не совершил это чудо, а сейчас совершает это чудо и умножает пять хлебов для пяти тысяч? В чем здесь смысл?

Вспомните – тогда Христос по-человечески Сам взалкал и захотел есть, именно есть, потому что тело человеческое нуждается в пище, об этом были Его мысли. Но Он не совершает это чудо ради своей человеческой природы, ради удовлетворения человеческих потребностей. А когда люди пришли к Нему слышать слово Божие и когда люди получали от Него утешение и исцеление, Он совершает это чудо несмотря на то, что они Его об этом совсем не просят. Они для другого к Нему пришли – не за хлебушком. Они пришли к Нему за словом Божиим, а Он и это им дает. Так и у нас в жизни бывает. Когда человек ищет в жизни своей правду, Господь утешает его и другое ему посылает. Когда же человек в жизни своей ищет прежде всего удовлетворения своих собственных человеческих страстей, своих собственных эгоистических привязанностей, ничего доброго у него происходить не будет.

И еще – это чудо имеет великий прообраз. Прообраз – это символ, который совершается в прошлом, обозначая события будущего. Прообраз заключается в следующем. Как Господь Иисус Христос накормил жаждущих слова Божия, так и мы, собираясь в храм Божий на молитву, питаемся от Единого Хлеба – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который Сам о Себе сказал: «Я – хлеб, сошедший с небес, ядущий Меня будет жить вечно» (см. Ин. 6, 41, 51, 58). – Это Он говорит о Таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Своей, когда мы во время Божественной литургии, которую совершаем сейчас, призывая Духа Святаго, под видом хлеба и вина причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и насыщаемся – насыщаем душу свою так, что она становится живой, что в ней появляется сила Божия.

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня в храме Господнем повествование о чуде Господа нашего Иисуса Христа, будем всегда стремиться быть вместе с Ним. В своей жизни будем искать хлеба духовного. Свою душу будем питать словом Божиим. А все остальное, что нам необходимо, Господь даст нам, ибо Он знает нашу нужду еще прежде нашего прошения. Ибо Он – Спаситель наш. Ибо Он – «хлеб животный, сошедший с небес». Ему же слава во веки веков! Аминь.

(7.08.2011 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Собор Смоленских святых. Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали чтение слова Божия. Сначала читалось послание святаго апостола Павла, которое заканчивается очень важными словами, необходимыми нам, чтобы понимать свое христианское положение в этом мире.

Ведь что такое быть христианином? Легко это или трудно? Быть христианином – это значит идти за Христом. Легко это или трудно – идти за Христом? Мы читаем в Евангелии о том, что путь, шествование за Христом – это узкий путь. Господь говорит о том, что есть широкий путь, который ведет в погибель, а есть узкий путь, который ведет ко спасению (см. Мф. 7, 13–14). Но, собственно говоря, это понятно, даже в народной мудрости: под гору, конечно же, гораздо легче катиться, чем взбираться вверх, на гору.

Слова, которые мы слышали сегодня в апостольском чтении, удивительны, но они должны нас с вами укрепить в том, чтобы нам, несмотря ни на что, быть христианами. Ведь что значит быть христианином? Это значит когда тебя оскорбили, в ответ не оскорблять. Что значит быть христианином? Значит учиться, постоянно учиться быть милосердным, значит учиться, постоянно учиться любить друг друга, учиться прощать друг другу. Это, пожалуй, самое сложное в нынешнем мире. Потому что человек, который не обманывает, который стремится жить не по лжи, который стремится с любовью относиться к людям, который не пользуется привычными для всего мира отношениями, когда думают только о себе самих, то есть эгоистичными подходами к жизни, – христианин на этом фоне смотрится совершенно непонятно, так, что можно сказать, что быть христианином – это быть белой вороной. Об этом и сказал апостол Павел: «Слово крестное, – говорит он, – для погибающих юродство есть» (1 Кор. 1, 18) – то есть безумие.

Вслушаемся: для всего мира христианская проповедь – безумие. На самом деле: разве это не безумие, когда один человек отдает свои силы, здоровье, даже саму свою жизнь за другого человека? Разве это не безумие по нынешним понятиям, когда один человек, вместо того чтобы о себе, в первую очередь, думать и заботиться, начинает помогать другим людям, что-то делать для них, что-то отдавать им? Отдавать им, прежде всего, свое время, свое сердце, свои труды, не думая при этом о себе? Апостол Павел поэтому и говорит: «Слово крестное для погибающих юродство есть». Но далее он говорит ободряющие нас слова: «…а для нас, спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

Вдумаемся в это, дорогие братья и сестры. Апостол говорит о том, что человек, идущий по пути жизни с Господом Иисусом Христом, получает от Него помощь. Сила Божия через Крест Господа Иисуса Христа совершается. «Слово крестное» – это слово о чем? Это слово о Господе Иисусе Христе, Который пришел в мир не для того, чтобы Ему послужили, а для того, чтобы Самому послужить каждому из нас (см. Мф. 20, 28; Мк. 10, 45). Ведь это Он, с каждым из нас соединяясь, берет на Себя наши с вами грехи. Он очищает нас силою Своей смерти на кресте, потому что Его смерть – это искупление наших с вами грехов.

Итак, для каждого христианина встает вопрос: как ему жить в этом мире, кого больше слушаться? Обычаев ли греховных и распространенных или тех слов, которые заповедал нам Иисус Христос? Он заповедал нам, казалось бы, очень простую заповедь, Он сказал: «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17). В этих словах, столь привычных, огромнейшая глубина. Ведь любить другого человека – это значит настолько чувствовать его близким себе, что любая его боль и страдание становится твоей болью и страданием, его переживания, его трудности и болезни становятся твоими. Кто из нас способен на такую безраздельную любовь? Это величайший дар Божий. Сам Бог любит нас, и именно поэтому Он разделяет с нами наши с вами страдания, наши с вами бедствия и наши с вами болезни, и именно поэтому Он пришел к нам и взошел на крест. Вот это и есть «слово крестное». И если мы с Господом Иисусом Христом, тогда для нас это слово крестное – спасение. Мы переживаем тогда легко и беды, и горести, и страдания, и несчастья, потому что с нами Бог.

Как бы нам всегда ощущать это, что с нами Бог? Как бы это хорошо было постоянно чувствовать и никогда не забывать! Как бы нам всегда ходить под Богом? Так, как ходили праведники, о которых говорили: «Они ходят пред Богом». Как бы нам чувствовать радость этого хождения с Богом? Мы сегодня в Евангелии слышали о том, как люди чувствовали эту радость общения с Господом Иисусом Христом (Мф. 14, 14–22). В Евангелии повествуется о том, как они собрались, чтобы Господь исцелял их, и слушали Его слово. И собрались они во множестве, более 5 тысяч, одних мужчин было 5 тысяч. И так они слушали Господа Иисуса Христа, и так им было радостно, что пролетел целый день, и они даже не заметили, что они ничего не ели. Уже наступает вечер, становится темно. Ученики Иисуса Христа говорят: «Ну отпусти Ты их, пусть они пойдут и купят себе что-нибудь есть» (см. Мф. 14, 15).

Дорогие братья и сестры, обратим на это внимание. Представим себе: целый день провести без всякой еды, и даже не вспомнить о ней, и даже не подумать о ней. Как же горели сердца этих людей, которые слушали Господа Иисуса Христа! Вот бы нам с вами такое горение сердечное.

Нам в жизни обязательно надо делать различение: что есть в жизни самое главное, а что второстепенное. Беда для человека, если он считает, что главное для него в жизни – это какая у него пища, какое качество этой пищи, как ее есть, в какое время, и он всю жизнь полагает, каждый 20 минут смотрит на часы, пора ему кушать там кусок чего-нибудь или не пора. И встретится с друзьями – только и разговор, кто чего купил, кто как приготовил. Беда человеку, если он этим живет. Беда человеку, если он живет только тем, что думает, какой наряд или одежда лучше, один такие брюки купил, другая такое платье. И весь ум, и вся зависть, и все стремления к тому, как бы это лучше нарядиться, как бы лучше сфотографироваться, как бы показать себя красивее других. Беда человеку, если он об этом думает в первую очередь. Конечно, и питание нам нужно, и одежда нужна, и многое другое не мешает в нашей жизни. Но нам нужно знать самое главное: что ведет нас с вами ко спасению. Если наша душа не будет жива, все остальное бесполезно.

В Евангелии мы сегодня слышали, как эти люди целый день пробыли с Господом Иисусом Христом. И что Христос для них делает? Он говорит Своим ученикам: «Дайте вы им есть» (см. Мф. 14, 16). Ученики говорят: «У нас ничего нет, только вот пять хлебов и две рыбы». И тогда Христос повелевает этим людям рассесться на траве, благословляет эти пять хлебов и две рыбы, и совершается чудо: все, которые собрались послушать Иисуса Христа, насыщаются, хлебы умножаются, благословение Господне сию малую пищу, когда каждому досталось по укруху хлеба, превращает в силу, и насыщение, и крепость каждому человеку. Воистину так бывает, как говорится в притчах: «Кусок хлеба с правдою гораздо лучше многочисленных яств с ложью» (см. Притч. 17, 1).

Дорогие братья и сестры! Те духовные мысли и свидетельства из Священного Писания, которые мы услышали только что, пусть помогут нам в повседневной нашей жизни. Давайте помнить, что самое главное в нашей жизни, ради чего мы живем. Давайте помнить о том, что у нас есть бессмертная душа. Будем стремиться идти за Спасителем нашим и Господом Иисусом Христом. Где мы можем так же насладиться духовной пищей, как насладились эти люди, которые пробыли целый день и получили из рук учеников Христовых хлебы и насытились ими? Конечно же, в храме Господнем. И пусть теперь мы стоим в храме не так, как наши древние предки, которые порой целую ночь молились, отчего и служба называется «всенощное бдение», пусть мы уделяем для этого всего 1-2 часа, но пусть это послужит укреплением наших с вами душ. Пусть Господь укрепит нас, пусть Господь наставит нас. Это насыщение хлебами людей явилось прообразом Причастия Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых. И мы ныне, приходя в храм Божий, насыщаемся не просто хлеба – мы насыщаемся небесного хлеба, Пречистой Плоти Господа Иисуса Христа. Ядущий и вкушающий от нея не умрет, но будет иметь вечную жизнь (см. Ин. 6, 50–51). Господь через Таинство Причастия Тела и Крови Своей дает нам очищение от наших грехов, делает нас способными к воскресению и вечной жизни.

Дорогие братья и сестры! Восхвалим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа за то, что Он пришел в мир для нашего спасения, взошел на крест и искупил нас от грехов, и даровал нам вечную пищу – Самого Себя, даровал нам Святую Церковь, спасаясь которой мы идем за Ним, Господом нашим, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(29.07.2012 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что значит для нас Церковь Христова? Какое она имеет значение в нашей жизни? Почему мы стремимся в храм Господень и что мы здесь с вами находим? Церковь Христова – это не просто какая-то организация людей, собранных вместе. Каждый из нас на своем собственном опыте почувствовал и чувствует, что Церковь дает лично ему.

Только что мы с вами слышали Евангелие, в котором повествуется о том, как Господь Иисус Христос совершил чудо (см. Мф. 14, 14–22). Это чудо невозможно объяснить никакими естественными причинами, да оно и не нуждается в таком объяснении. Это чудо Божественной любви к тем людям, которые пришли, чтобы общаться с Ним, с Христом. Он их исцелял, Он их научал, и они, пребывая с Ним, практически не почувствовали, как время пролетело. Они забыли о том, что им нужно есть, забыли о своих повседневных потребностях, – их душа насыщалась общением с Господом.

Вот и мы с вами приходим в храм, потому что наша душа желает этого общения с Богом. И мы с вами насыщаем свою душу общением с Богом. И получаем это здесь, в храме.

Чудо совершил Иисус Христос. Пять тысяч одних только мужчин, не считая женщин и детей, собрались послушать Его, и Он накормил их всех пятью хлебами. Да еще так, что после того как все поели и насытились, и стали собирать остатки, двенадцать корзин этих остатков осталось. О чем говорит это чудо? Оно говорит о неиссякаемой благодати Божией, которая никогда не перестает. И не может такого быть, чтобы какому-то человеку, который стремится и желает получать Божию благодать, ее бы не хватило. С преизбытком любви Божией хватит на каждого из нас. Весь вопрос только в нас самих.

Вспомните, как нечто подобное предлагал Господу Иисусу Христу совершить диавол, искушая Его в то время, когда Христос был в пустыне. Когда Он сорок дней постился и, по человечеству Своему, уже захотел есть, взалкал, и тогда враг рода человеческого говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтоб эти камни стали хлебами, и утоли Свой голод» (см. Мф. 4, 1–3). Христос не стал там совершать этого чуда. Почему же тогда Он не совершил этого чуда, а для пяти тысяч человек совершил?

Этим самым Иисус Христос нас с вами научает отношению к Божественному дару. Те люди, которые к Нему собрались, прежде всего искали слова Божия, и утешения, и исцеления своих душ. А когда Иисус Христос постился в пустыне, Он показывал тем самым всем нам пример самоограничения и понимания, что самое важное в жизни. Потому что Он отвечал врагу рода человеческого: «Не хлебом единым будет жить человек, но словом Божиим, исходящим из уст» (см. Мф. 4, 4).

Как же это лучше нам понять? Ведь за Иисусом Христом многие ходили, видя эти чудеса и думая, что таковые чудеса будут происходить в их жизни постоянно. Может быть, они ожидали даже, что Христос откроет такое царство на земле, где Своей Божественной силой будет всех кормить бесплатно хлебом, так, что не надо будет трудиться, будет всех исцелять, так, что не надо будет никому болеть и нести свой жизненный крест, и, может быть, многие так думали. Именно поэтому они отвернулись от Иисуса Христа, когда Христос был предан суду, и именно поэтому они тогда кричали: «Распни, распни Его!»

А как мы думаем? Что мы с вами ждем от Христа? Чем Он нас бы накормил и насытил?

Конечно, важно по-человечески, чтобы у нас были и кров, и стол, и питание, и одежда, – без этого мы не можем. Да, впрочем, и Сам Иисус Христос об этом говорил, что «Отец ваш Небесный знает, что вы во всем этом имеете нужду» (см. Мф. 6, 32; Лк. 12, 30). Но сегодняшнее евангельское повествование о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами предлагает нам узнать и другое. Мы должны понять, что в жизни самое главное и самое важное. И Евангелие дает нам ответ. Самое главное и самое важное – это быть вместе с Богом. А тогда все остальное приложится нам (см. Мф. 6, 33; Лк. 12, 31), и дастся нам. Если мы будем стремиться жить с Богом в сердце, мы все перенесем, ничто не будет нам страшно. А Церковь – она для того и существует на земле, чтобы раздавать изобильно блага Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Так же, как Он насытил пятью хлебами пять тысяч человек, так Церковь Христова, где Христос пребывает во все дни до скончания века, насыщает нас с вами, утешает, укрепляет, поддерживает, наставляет, ведет по пути ко спасению и вечной жизни.

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня это евангельское повествование о чуде, совершенном Господом Иисусом Христом, будем просить, чтобы Он совершил чудо и с нашими душами, чтобы мы всегда стремились к Нему, и чтобы наша душа не была духовно голодной, но чтобы мы с вами ее питали спасительным словом Божиим. Аминь.

(2.08.2014 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра, в воскресный день, Святая Церковь, празднуя и воспоминая день, когда воскрес Спаситель и Господь наш Иисус Христос, одновременно с этим будет воспоминать и пророка Божия Иезекииля. Собственно говоря, богослужение, посвященное воскресению Христову и памяти этого пророка, началось уже сейчас, и мы с вами слышали стихиры в честь этого святого и стихиры в честь воскресения Христова. Очень знаменательно сегодня это совпадение. Потому что этот святой, живший за 600 лет до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, пророчески, силою Духа Святаго, которая была на нем, открыл нам тайну не только воскресения нашего Спасителя, но и нашего с вами воскресения.

В книге пророка Божия Иезекииля говорится о том, как он получил этот дар. Что интересно, это очень связано с тем, как каждый из нас с вами получает знание о вере и знание о Господе нашем Иисусе Христе. Откуда мы узнаем о нашем Спасителе? Конечно, мы узнаем сначала от кого-то услышав, как некое предание. Но очень многие из нас узнают, взяв в руки Святое Евангелие о Спасителе нашем Иисусе Христе.

Если мы подымем сейчас глаза вверх, то мы увидим, что в треугольниках, которые расположены по периметру перед куполом собора, – собственно говоря, так и во всех, в основном, храмах наших православных, – изображены четыре евангелиста, и рядом с каждым из евангелистов изображен некий символ – и сразу не бывает понятно, кто это. Мы видим, что рядом с евангелистом Матфеем изображен Ангел, видим, что рядом с евангелистом Иоанном изображен орел, с евангелистом Лукой изображен телец, с евангелистом Марком изображен лев. Эти четыре священных животных еще до того, как написаны были Евангелия, были открыты в видении пророку Божию Иезекиилю, когда эти четыре животных явились ему на священном поле в странном и непонятном сиянии, и он не понимал, что означает это ему явление (см. Иез. 1, 4–28). Ему дан был потом дар Божий проповедовать слово Божие. Но что важно для нас с вами знать? Открыв книгу Иезекииля пророка и прочтя про это явление ему и про то откровение, которое было ему, мы можем перенести это и на себя, подумав о том, какое откровение дается каждому из нас чтением Святого Евангелия.

Ведь евангелист Матфей, рядом с которым изображен Ангел, рассказывает нам о человеческой природе Господа Иисуса Христа, о Его родословии и о том, как на Нем исполнились все древние пророчества. Евангелист Иоанн, рядом с которым изображен орел, открывает нам высокое богословие Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, и явление Господа Иисуса Христа как Слова Божия, Которое открывает всему миру славу Отца Небесного. Евангелист Лука, рядом с которым изображен телец, открывает нам смысл жертвенного служения Господа Иисуса Христа, Который принес Себя в жертву за весь мир, ибо телец до пришествия Иисуса Христа был одним из жертвенных животных, которых приносили в жертву за грехи людей. Евангелист Марк, рядом с которым изображен лев, открывает нам через Святое Евангелие царственное служение Господа нашего Иисуса Христа, ибо Господь Иисус Христос принес нам новое Царство, которое в сердцах наших, в душах наших, и Царство сие «не от мира сего» (см. Ин. 18, 36), и его законы зиждутся не на принуждении и наказании, а законы Спасителя Иисуса Христа основаны на любви.

Итак, древний пророк Иезекииль через этих символических животных, которых он видел, и сказания, о которых запечатлено в Библии, для себя открыл слово Божие и Дух Божий. Но и мы, подобно ему, для себя открываем Дух Святого Евангелия и, читая слово Божие, подобно пророку Иезекиилю, назидаемся волей Божией.

Что же произошло с Иезекиилем, когда он увидел этих четырех животных? Духом Божиим он был послан проповедовать народу Божию правду. А правда заключалась в следующем. Народ Божий отступил от заповедей Господних и поэтому оказался в плену, и за его нечестие он оказался в крайне униженном состоянии. Собственно говоря, о том же говорит нам и Святое Евангелие. Из-за того, что мы отвергаем слово Божие, и не живем в жизни по заповедям Христовым, и не следуем по пути Господню, мы внутренне все время бываем унижаемы от наших грехов, от наших страстей. И мы скорбим, и печалимся, и плачем, и раздражаемся, и все это происходит потому, что мы не следуем по прямому пути Господа Иисуса Христа.

Пророк Божий Иезекииль, память которого завтра Святой Церковью празднуется, еще известен своим пророческим открытием, можно сказать, самой сути воскресения людей. Недаром его пророчество читается в Великую Субботу, прямо накануне дня Пасхи, уже после крестного хода, который бывает с Плащаницей вокруг храма, когда заносят Плащаницу в храм, кладут ее посередине храма – и вот начинается «Пророчества Иезекиилева чтение». И читается паремия, то есть чтение от пророчества, об «усохших костях» (см. Иез. 37, 1–14), где было видение этом пророку, когда Господь его вывел на поле, и это поле было полно сухих костей. И тогда был голос, который спросил у него: «Оживут ли кости сии?» И вот по слову Божию Дух Божий взошел на сии кости, и совершалось чудо: кость прилеплялась к кости, и по кости проходили жилы, и на жилах возникала плоть – и кости оживали. Это пророчество говорит о всеобщем воскресении всех нас с вами. Как воскрес Спаситель мира Господь Иисус Христос, так и каждый из нас с вами воскреснет. Все мы восстанем перед лицом Божиим.

Однако и Господь и Его ученики – апостолы предупреждают нас о том, что по нашем восстании каждый из нас даст ответ за свою жизнь. Ничто, что мы делаем, не пропадает бесследно. Каждое наше действие оставляет след в истории. И за каждое наше даже, как говорит Господь, «слово праздное» мы будем давать ответ (см. Мф. 12, 36).

Ужасно! Если так подумать, то кто может, как говорит псалмопевец и пророк Давид, избежать суда Божия? (см. Пс. 75, 8; 129, 3 и др.) Но у нас с вами есть величайшее утешение. Ведь Господь Иисус Христос для того и пришел в мир, чтобы избавить нас от власти греха. Чтобы грех уже не имел над нами власти, чтобы нам не оказаться осужденными на суде Божием. Для того Господь Иисус Христос пришел в мир и основал здесь, на земле, Свою Святую Церковь, чтобы мы, веруя в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, живя под благодатным покровом матери-Церкви, участвуя в Святых Таинствах, воскреснув так, как описывает пророк Иезекииль, пришли не на суд, как говорит Святое Евангелие, но в жизнь вечную и радость (см. Ин. 5, 24).

Дорогие братья и сестры! Восславим воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Обратимся с молитвой к пророку Божию Иезекиилю, чтобы мы после нашего воскресения и восстания милостью Господа нашего имели жизнь вечную и радость, которую приготовил Спаситель мира всем любящим Его.

Аминь.

(3.08.2014 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда человек становится верующим? Тогда ли, когда он узнает, услышит от кого-нибудь, что Бог есть? Но услышать, что есть Бог, это мало. Когда же человек становится верующим? Может быть, тогда, когда он прочтет Святое Евангелие от начала до конца и Послания святых апостолов, – тогда ли он станет верующим? Но и этого мало. Когда же? Может быть, тогда, когда он изучит церковный устав, когда какой праздник, когда какой пост? Но ведь можно все это изучить и не быть верующим. Собственно говоря, еще совсем недавно целые сотни людей тем и кормились, это была их работа – они изучали наши уставы, читали наши Писания, а потом выпускали книжки, в которых доказывали, что Бога нет. Атеисты были такие, якобы «научные».

Так когда же человек становится верующим? Когда он о себе может сказать: «Я верующий человек?» Тогда, дорогие братья и сестры, когда в сердце человека будет потребность быть вместе с Богом. Тогда, когда он будет чувствовать, что ему необходимо быть с Богом.

А как быть вместе с Богом? Самое первое и самое важное – это молитва. Когда в душе будет необходимость молитвы, даже если ты еще и не знаешь всех церковных молитв, и не знаешь Устава, и не прочел еще всего Евангелия, но в душе есть большая потребность обратиться к Богу, вот тогда человек начинает становиться верующим. Когда он молится Богу, когда он свои печали приносит Богу, когда он благодарит за радости, которые даются ему в жизни, благодарит Господа, понимая, что все доброе исходит только от Бога. Тогда, когда он осознает наконец, что высшим явлением единства с Богом является причащение Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа, и когда он сознательно готовится к этому, сознавая свои грехи и недостоинства и понимая, что не ради какого-то личного благочестия Господь сподобляет его этого, а только ради милости Своей величайшей приходит Сам Господь Иисус Христос и соединяется с человеком в этом величайшем Таинстве Тела и Крови Своея.

Сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, которое раскрывает нам суть стремления к Богу, которое символически указывает нам на то, что Господь Сам назвал «хлебом жизни». Он Сам Себя назвал «хлебом жизни». Дело в том, что у человека, конечно, есть много разных потребностей, и человек пытается их удовлетворить: и хорошо питаться нужно, и одеваться нужно, и жить по-человечески, то есть в комфортных условиях, как сейчас это принято. Но очень часто, стремясь ко всему этому, человек ощущает какую-то пустоту. И вроде все у него есть, и всего он достигает, а ему мало этого, потому что у других больше. У других еда лучше, у других одежда лучше, у других жилище лучше, уровень жизни выше. Стремишься к этому – этого достиг, и все равно этого мало. Не может это насытить суть человека. Потому что человек имеет не только тело, которое, конечно же, нуждается во многом, но человек имеет душу, которую можно напитать только хлебом духовным – хлебом жизни. А хлеб жизни – это Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Сегодня мы в Евангелии слышали, как люди во множестве собрались ко Христу (см. Мф. 14, 14–22). Он их исцелял, Он им проповедовал. И им так радостно было быть вместе с Христом, что они обо всем забыли. Время для них пролетело так незаметно, что уже апостолы начали о них беспокоиться и стали говорить Иисусу Христу: «Отпусти эти народы, отпусти этих людей, они целый день ничего не ели. Пускай пойдут в селение и купят себе хотя бы какой-то пищи, поедят».

Видите, настолько радостно было этим людям общаться с Христом, что все остальное ушло на задний план. Вот что значит вера! Когда в сердце человека горит вера, все остальное уходит на задний план. Все остальное, братья и сестры, ему Бог даст! Даст! Не оставит Господь человека, который прилепился к нему всею душею своею, всем сердцем своим. Даст. Так же, как это случилось, мы слышали сегодня, в Евангелии.

Иисус Христос, вместо того чтобы отпустить людей – которые продолжали желать видеть Его, продолжали искать исцеления, слова Его продолжали жаждать, – говорит апостолам: «Дайте вы им есть». Апостолы говорят: «У нас здесь ничего нет. Что мы им дадим?» Поискали и нашли всего пять хлебов и две рыбы (см. Мф. 14, 15–16). И Спаситель помолился и благословил эти пять хлебов – и совершилось чудо! Рассадили ученики Иисуса Христа этих людей на траве рядами и стали раздавать хлебы, которые преломил Иисус Христос. И – о чудо! – не только всем хватило, но еще даже осталось (см. Мф. 14, 19–20). Все насытились от пяти хлебов и двух рыб. И желали продолжать слушать Господа Иисуса Христа, и никуда не уходили, – так, что Иисус Христос повелел Своим ученикам сесть в лодку и уплыть на другой берег озера Геннисаретского, а Сам продолжал общаться с людьми, искавшими Его (см. Мф. 14, 21–22).

Дорогие братья и сестры! Услышав нынешнее Евангелие о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос, будем просить у Него, чтобы Он дал нам этот дар – желание богообщения. Чтобы в нашей душе было такое же стремление к Нему, как у тех людей, которые сидели и слушали Его, и получали исцеление, и назидались. Надо еще знать, что это чудо – прообраз великого Таинства Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа Иисуса Христа. Так же, как эти люди насытились от пяти хлебов, так все верующие люди по всему миру, приступающие к этому величайшему Таинству, получают насыщение своей души и единение с Богом.

Прославим Господа нашего Иисуса Христа, давшего нам такую благодать – быть с Ним. Будем всегда стремиться к общению с Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.