Неделя о мытаре и фарисее.

19.02.2000 Неделя о мытаре и фарисее. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Через три недели начнется Святой и Великий пост. И Церковь Христова с сегодняшнего дня подготавливает нас ко времени покаяния.

Покаяние так необходимо каждому из нас, потому что грех, обволакивает нашу душу, делает нас с вами неспособными жить радостной жизнью, делает нас с вами неспособными чисто любить, неспособными иметь в душе покой, неспособными быть милосердными. Грех разъедает нашу душу, и нет другого способа борьбы с грехом, кроме как покаяния.

Само покаяние это – величайший труд, который может только предпринять человек. Но если человек решит, что у него хватит своих сил бороться с грехом, хватит своих сил, чтобы изменить свой образ жизни, хватит сил, чтобы самостоятельно найти источники и добра, и терпения, и любви, и смирения, и радости, и благоразумия, - то такой человек глубоко ошибется. Если он будет с гордостью надеяться на свои силы, у него ничего не выйдет. И вот, Святая Церковь приуготавливает нас заранее, за три недели, обращая наши мысли к Тому, Кто поможет нам пройти этот путь покаяния.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» – Господь, Господь может открыть нам двери покаяния. Мы сами осквернили свой телесный храм. Действительно, существо человеческое состоит из души и тела. И тело является храмом души. И оскверняя свою душу грехами, мы и тело, как храм души своей тоже оскверним. Осквернили свои уши, потому что слышим и слушаем всякие сплетни, всякое злословие, всякую неправду – удобно приклоняем свое ухо к этой всякой нечистоте. Осквернили свои глаза, ибо взираем с гневом, взираем с завистью, взираем с праздным ненужным любопытством на чужую жизнь… – Да что говорить! Каждый член нашего тела осквернен всякими грехами. Об этом и говорится в том духовном песнопении, которое мы сегодня слышали. Но именно поэтому душа наша стремится ко храму святому; именно потому что здесь, в этом святом храме, мы можем очистить храмы оскверненные наших душ, если Господь откроет нам двери покаяния.

Об этом мы молимся, чтобы Господь открыл нам эти двери. Но, оказывается, недостаточно еще только, чтобы двери покаяния были открыты, нам ведь нужно в эти двери покаяния войти, а мы оказываемся неспособными идти по пути покаяния. И вот, поэтому мы обращаемся к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице: «На спасения стези настави мя!» – т.е. нас еще надо поставить на путь спасения. Вот, как слепые какие-то котята, которые не знают еще, куда им надо идти, так и мы в жизни суетимся, и мечемся, и ищем чего-то для себя. Но ныне мы взываем к Богородице, чтобы Она поставила нас на путь спасения, на тот самый путь, который ведет к отверстым вратам покаяния.

Дорогие братья и сестры! Заранее начинает нас Церковь Святая готовить к тому, чтобы мы исправили свою жизнь, изменили в себе то, что мешает нам быть православными христианами, очистили в себе то, что нас с вами оглушает и оскверняет.

Сегодня, в этот первый день подготовительный Недели о мытаре и фарисее, вспоминается евангельская притча. Завтра мы услышим это Святое Евангелие, в котором будет говориться о двух людях, вошедших в храм Божий помолиться. С сегодняшнего вечера раскрылась новая богослужебная книга – Триодь постная, и первые строки этой богослужебной книги призывают нас со смирением обратиться к Господу Богу и отвергнуть путь самодовольства и гордыни. Эти первые строки песнопений Триоди постной учат нас – с какими чувствами мы должны подойти к покаянию: не горделиво думая, что мы пройдем все, и исправимся, и сможем поститься хорошо, и все у нас получиться – нет, смиренно, осознавая свое недостоинство, Святая Церковь призывает нас просить у Господа Бога, чтобы Он помог нам, дал нам силы к этому исправлению, дал нам духовную крепость пройти этот поприще.

И хотя все мы с вами слышали, как на «Господи воззвах» пелись эти стихиры, я хочу еще раз прочесть вам, какими словами начинается эта книга Триодь постная, которая завершится в Великую субботу, и это есть наш постный путь к Пасхе:

«Не помолимся фарисейски, братия, ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: Очисти ны, Боже, грешныя». «Фарисей тщеславием побеждаем и мытарь покаянием приклоняем, приступиста к Тебе единому Владыце, но ов убо похвалився, лишися благих, ов же, ничтоже вещай, сподобися дарований. В сих воздыханиях утверди мя, Христе Боже, яко Человеколюбец».

Аминь.

 

 

 

 

20.02.2000 Неделя о мытаре и фарисее. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господь Иисус Христос, говоря о том пути, который Он открывает для тех, кто уверует в Него, сказал, что это – узкий путь, что это – неудобный путь, это – тяжелый путь.

Широким путем легко идти, но этот путь ведет к гибели, а узкий путь, которым надо идти за Христом, он тяжел, но он ведет к спасению, он ведет к вечной жизни, он ведет к подлинной радости, он открывает для человека настоящий смысл жизни.

И в чем же заключается этот узкий путь? Почему так Господь назвал Свое учение? – Потому что Бог, придя на землю, открыл людям всем глаза на подлинную правду, которую мы должны знать, но которую никто до Него не открыл.

Есть много различных верований. Религии существуют разные, разные учения… Но ни одно из них не знает той единственной истины, которая ведет ко спасению, о том, что подлинное спасение заключается в том, чтобы человек шел путем смирения. Такого слова: «смирение» не знает безбожный мир. Такого слова: «смирение» не знает ни одна система религиозная, ни одно вероучение. Потому что подлинное смирение – это, действительно, тяжелый путь для человека, зараженного грехом. Ведь сам грех, который царствует в мире, он произошел из-за того, что человек потерял смирение. Из-за гордыни произошел первый грех, и в дальнейшем гордыня всегда в наших сердцах порождает все новые, и новые, и новые грехи.

Что же такое смирение? И как его обрести?

За три недели до начала Великого поста Святая Церковь предлагает нам услышать притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом, которая объясняет всю ценность смирения.

Иисус Христос говорит: «Два человека пришли в церковь помолиться. Один был фарисей, а другой – мытарь». – Фарисеи – это были очень уважаемые люди в иудейском обществе. Они прекрасно знали Священное Писание. Они знали прекрасно Закон Божий и всегда скрупулезно, особенно когда их видели люди, старались исполнять все предписания Закона Моисеева. За это они пользовались внешним почтением.

Мытари – это были сборщики налогов. Они служили у римлян – поработителей иудеев, собирали деньги, отдавали этим иноземным властителям, захватчикам, и, что греха таить, часто и себе присваивали лишнее. И поэтому их люди не любили, не уважали, считали их ворами и предателями.

И вот, два таких человека – один фарисей, другой мытарь – пришли в храм помолиться. Фарисей прошел вперед и стал так молиться перед Богом: «Господи, благодарю Тебя за то, что я не такой, как все. Я – не вор, не прелюбодей, я исполняю Закон Божий, я не такой, как вон тот мытарь, я пощусь два раза в неделю, даю десятину со всего того, что имею» – такая была молитва фарисея.

Мытарь же, войдя в храм, боялся даже глаза поднять на небо, а только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!»

И вот, Господь говорит: «Истинно говорю вам, что этот мытарь выйдет оправданным из храма Божиего, потому что тот, кто себя возносит, тот смирен будет, а кто смиряет себя, тот вознесен будет».

Вот, дорогие братья и сестры, как Сам Спаситель объясняет нам то настроение, с которым мы должны обращаться с молитвой к Нему, как Сам Спаситель объясняет нам, как нужно приступить к пути покаяния. Как часто мы, сделав мало-мальски доброе дело, стараемся, чтобы все о нем узнали, а если уж о нем кто-то не узнал, то, по крайней мере, сами себя в собственных глазах начинаем хвалить, сами о себе начинаем думать какие мы хорошие, какие мы благочестивые – и таким образом уподобляемся этому фарисею.

Да хуже еще того! Мало того, что мы себя хвалим за любое пустяковое доброе дельце, мы еще тотчас начинаем других осуждать и говорить: «А они вот не такие. А кто-то там – пьяница. А кто-то там – развратник. А кто-то там – безбожник. А уж я-то не такой!» – И сами не понимаем, что мы уподобляемся тому самому фарисею, который, стоя перед Богом, безумно величался и хвалился. А чем, собственно говоря, нам хвалиться? – Ведь те даже добрые дела, которые нам удается сделать, это есть – отблеск благодати Божией в нашем сердце. Как зеркало отображает луч солнца, велика ли его в том заслуга, ведь это – солнечный свет, так если и нам когда удается сделать что-либо доброе, мы радоваться должны, а не хвалиться тем даже сами перед собой. Но, увы! У нас на это не хватает ни разума, ни сил.

И вот, Святая Церковь, готовя нас к времени поста, к тому времени, когда мы должны будем очищать свою душу покаянием, приложить труды к тому, чтобы изменить свой образ жизни, предупреждает, что путь покаяния может быть только один: тот самый путь, которым шел мытарь, когда он видел свои грехи, сознавал свое недостоинство перед Богом и к Нему же, к Богу, обращался, у Него же, у Одного, просил помощи и молился только об одном: «Боже, милостив буди мне грешному!»

Дорогие братья и сестры! Будем просить благодати Духа Святаго, чтобы и нам с вами сокрушенным сердцем увидеть свои грехи, чтобы, отбросив всякое, любое превозношение, любую гордыню, просить благодати Духа Святаго, чтобы нам совершать дело покаяния и молиться, и молиться этой спасительной молитвой, вводящей нас ко оправданию: «Боже, милостив буди нам грешным!»

Аминь.

 

 

 

3.02.2001 Неделя о мытаре и фарисее. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Вновь Святая Церковь зовет нас с вами к покаянию. Сегодняшним днем открываются три подготовительные недели к Святому и Великому посту.

Мы слышали сегодня с вами и вместе в сокрушении сердец своих молились о том, чтобы Господь открыл нам покаяния двери. Нам необходима эта подготовительная молитва к покаянию, потому что очень серьезен этот труд – труд покаяния. Очень серьезные задачи ставит перед нами Святая Церковь в покаянии, ибо покаяние – это очистительное изменение образа жизни человека.

Жизнь человека складывается из многих составляющих – из того, как думает человек, к чему человек стремиться, что он чувствует, что его заботит, как он поступает, о чем он сожалеет…

К сожалению, в нашей жизни довольно часто бывает так, что мы и думаем не о том, и стремимся не к тому, и поступаем не так, и сожалеем не о том, и чувствуем не так, как надо.

Чтобы привести себя в порядок, чтобы собрать воедино все свое существо нам нужно приложить очень много сил – и душевных, и духовных, и умственных, и телесных – и очень велика эта задача. Вообще она не по силам человеку, и человек сам по себе не может совершить покаяние, не может, если не будет ему содействовать сила Духа Святаго; если он не будет в единстве с Церковью Христовой; если он не будет получать благодатных даров от Господа. И мы с вами имеем духовное утешение, и мы с вами счастливы, что мы – сыны и дочери Святой Церкви Христовой.

Ныне она зовет        нас к молитве, приуготовительной молитве перед постом. Ныне мы просим   у Господа, чтобы Он, Господь, открыл для нас двери покаяния, т.е.  чтобы Он за нас сделал то, что мы не можем сделать; чтобы Он подал нам благодатные силы, даровал свою благодать к тому, чтобы мы могли         изменяться и очищаться, чтобы мы могли исправляться и избавляться от        власти греха всем нашим существом. Мы просим, чтобы Господь для нас открыл двери покаяния.

И если Господь обещал нам, что если мы согласимся о чем просить во имя Его нам дано будет, значит наша с вами надежда не будет постыжена. Если мы усердно, стоя в храме Божием, будем просить у Господа, чтобы Он дал нам силы на покаяние, Он даст нам эти силы. И если мы будем стремиться вот так, именно так, как говориться в песнопении: «Утренеет дух мой», - т.е. с раннего утра уже дух человеческий должен обращаться ко Господу, если мы действительно так будем стремиться к покаянию, Господь поможет нам, Господь научит нас увидеть свои грехи; научит нас, как нам должно молиться; научит нас, как нам должно поступать в этой жизни, к чему в этой жизни стремиться.

Будем же усердно просить Его, чтобы в эти три подготовительные недели к Святому и Великому посту Спаситель мира Господь наш Иисус Христос направил нас на спасения стези.

Аминь.

 

 

 

4.02.2001 Неделя о мытаре и фарисее. Литургия.

 

……………………………………………………………………..притчу, рассказанную Господом нашим Иисусом Христом, которая раскрывает перед нами одну из главных задач Великого поста. Более того! В этой притче показывается, с каким духовным настроением мы должны подойти к Великому посту. И более того! В этой притче нам показывается, как нам достигнуть тех целей, ради которых и существует в Церкви пост. Ведь пост не сам по себе важен. Пост – это средство, средство для того, чтобы человек сумел изменить свою душу, чтобы человек сумел изменить свою жизнь, чтобы человек научился жить вместе с Богом. Пост – это некий инструмент, который помогает нам исправить свои недостатки, помогает нам очиститься, помогает нам быть вместе с Богом.

Но чтобы этот пост действительно был для нас полезен, и мы достигли тех задач, которые ставим перед собою, мы должны выполнить определенные духовные условия, без которых будет бесполезен наш постный труд. И о главном из этих условий сейчас и рассказано нам с вами в притче. Если мы не будем иметь в виду этого главного условия, если мы его не выполним – никакой пользы от поста нам не будет.

Какое же это условие? Как подойти к посту?

Святая Церковь наглядно показывает нам в притче, рассказанной Господом, когда два человека вошли в храм помолиться, но молились по-разному. Один, вставши впереди, стал в молитве хвалить сам себя, говоря: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие – преступники и разбойники или, как вот этот вот мытарь. Я пощусь два раза, даю десятину со всего, что приобретаю». – Такая была молитва этого человека.

Фарисей, действительно, в глазах многих людей был очень благочестивым человеком. Фарисеи – это почетные люди Ветхого завета. Они много знали и много исполняли из внешнего Закона, который написал пророк Моисей. Однако вдумаемся – в чем заключается молитва этого человека? что в ней самое главное? Тот ли, к Кому он обращается в молитве, или сам человек, который любуется своими достоинствами?

Вспомним, дорогие братья и сестры, и себя. Не узнаем ли мы в этом фарисее свою душу? Не бывает ли так и с нами, когда, не успеем мы сделать какое-то маленькое доброе дело, как начинаем сами любоваться собой. И как начинает нам казаться – какие мы хорошие и благочестивые, как мы праведно живем. И начинаем духовно превозноситься над другими людьми, и других считать грешниками и безбожниками, и других внутренне духовно презирать. – Разве не бывало с нами такого горделивого и пустого превозношения?

Приводит нам Господь пример и другого человека – мытаря, который зашел в храм и боялся даже вперед пройти. Да что вперед пройти! – Он глаза боялся на небо поднять и только бил себя в грудь и говорил: «Боже! милостив буди мне грешному!»

Конечно же, и в глазах людей этот человек был грешником. Мытари – сборщики податей, конечно же, грешили, предавая свой народ и пользуясь финансовым некоторым благополучием, короче говоря, часто обманывали людей и деньги себе присваивали. Но этот человек, войдя в храм, понял ныне, где он стоит, и понял самое главное, что нужно просить у Бога – милости надо просить у Бога. Милости, потому что, на самом деле, никакими делами закона невозможно достигнуть той праведности и совершенства, к которым призвал нас Господь.

«Боже, милостив буди мне грешнику!» – так молился этот человек. И Господь сказал нам с вами: «Истинно говорю вам, этот человек вышел из храма более оправданным, нежели фарисей. Потому что тот, кто превозносит себя унизится, а кто смиряет себя, будет возвышен».

Вот вам, дорогие братья и сестры, ответ с каким духовным состоянием должны подойти мы к делу Великого поста. Вот нам с вами ключ к тому, как проводить Великой пост и что главное в нашем духовном устроении. Мы должны, подготавливаясь к посту, просить себе глубокого смирения перед Богом. Чтобы нам не величаться своей мнимой праведностью, не думать о себе, какие мы хорошие христиане. Потому что, на самом деле, мы таковыми хорошими христианами не являемся. Но просить у Господа смирения, чтобы нам видеть как раз свои недостатки, чтобы нам видеть свои грехи и исправить их.

Научимся же, дорогие братья и сестры, этой молитве смирения и покаяния. Всегда будем молиться ею, впрочем, как и предписывает нам Святая Церковь, перед началом молитв повторять эту молитву мытаря: «Боже, милостив буди нам грешным». Будем просить у Господа Бога великого дара смирения, ведущего нас ко спасению. Ибо смирение – матерь всех добродетелей. Смирение – путь к вечной жизни, ибо Сам Господь наш Иисус Христос Истинный Бог и Истинный Человек смирил Себя, смирил даже до смерти и смерти крестной (см. Флп. 2, 8). И когда мы смиряем себя и проявляем в жизни своей смирение, мы сочетаемся со Спасителем мира Господом Иисусом Христом, Который показал нам этот путь смирения.

Испросим же покаяние, смирение и Божией благодати на достойную подготовку к началу Святого и Великого поста. «Боже, милостив буди нам грешным!»

Аминь.

 

 

 

15.02.2003 Неделя о мытаре и фарисее. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Через три недели начнется Святой и Великий пост, и Церковь Святая Православная готовит нас к этому времени. – Обратите внимание, какое значение придется времени поста, что целых три недели мы должны только лишь готовиться еще к этому времени. О какой подготовке идет речь?

Конечно, дорогие братья и сестры, речь идет о духовной подготовке к посту, потому что мы должны очень хорошо понимать, что означает пост в жизни христианина, понимать его высокое духовное содержание и понимать какие мысли и чувства мы должны себе приобрести к началу Великого поста.

Церковь предупреждает нас о различных опасностях, которые могут во время поста. И вот нынешнее богослужение сегодняшнее и канон, который мы сейчас услышим, посвящены объяснению притчи, которую рассказал Спаситель мира, притчи о мытаре и фарисее. Завтра на Божественной литургии будет прочитано Евангелие, в котором повествуется эта притча. Однако уже сейчас, сегодня за службой, Святая Церковь предлагает нам поразмыслить вот о чем.

С одной стороны, фарисей, человек который зашел в храм и молился, действительно обладал различными добродетелями. И эти добродетели были внешне видны всем людям. И люди хвалили и почитали за это фарисеев, потому что они были примером правильной жизни в законе Божием. А мытарь таковым примером совсем не был. А наоборот, жизнь вел недостойную, потому что мытарь, как сборщик податей, служил языческой власти, римской власти, которая порабощала тогда народ Божий. И оба эти человека вошли в храм и оба они молились. Но один в своей молитве сознавал свои собственные достоинства, и, в основном, его молитва была, если можно так выразиться, самовосхвалением себя в глазах Божиих. А другой человек тоже сознавал, но сознавал свое ничтожество и свое недостоинство, и только бил себя в грудь, и говорил: «Боже, милостив буде мне грешному». И вот, Господь говорит о том, что этот второй, несмотря на то, что у него не было внешних добродетелей, вышел более оправданный из храма, нежели фарисей.

Перед началом великого поста для того Церковь дает нашему вниманию эту притчу, чтобы мы не подумали, что пост – это есть внешнее упражнение во внешнем благочестии. Церковь предупреждает нас, чтобы если мы сами своими собственными усилиями вдруг сумеем внешне выдержать пост в пище и воздержаться от каких-либо предосудительных дел, то чтобы голова не закружилась у нас от самомнения, и чтобы мы не впали в самовосхваление. И более того, Церковь открывает нам глаза на спасительную силу смирения, которое единственное может привести к подлинному покаянию. Недаром с сегодняшнего дня мы песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Если бы так просто было каяться, для чего бы тогда мы взывали ко Господу: «Отверзи ми двери, Жизнодавче»? Если было бы так просто изменить нам самих себя, зачем бы мы пели тогда: «На спасения стези настави мя, Богородица»?

Святая Церковь знает, как сложно человеку изменить свой внутренний мир. А ведь покаяние – это и есть изменение образа мысли, образа жизни, образа действий, образа чувствований. То есть, если обычно мы имеем в себе некие греховные привычки, которых сами не замечаем, например: осуждать людей; или недовольствовать тогда, когда о нас кто-то говорит плохо; или делать вид, что мы не замечаем страданий и боли других людей; или быть черствыми в своем сердце; или быть самодовольными, говоря, что «вот мы – православные христиане, мы соблюдаем посты, мы ходим в храм, мы исповедуемся, мы причащаемся…» - и, подспудно думая, что, значит, мы лучше других, - вот если так у нас в душе, то действительно двери покаяния еще для нас закрыты. И нам надо бить себя в грудь и взывать, чтобы Господь открыл нам эти двери покаяния. Потому что мы должны с вами знать, что пост – особый духовный труд над тем, чтобы снять с образа Божия, который есть в каждом из нас, все греховные наслоения и чтобы утвердить в себе подобие Божие, к которому призваны мы все, и пойти за Христом. Для этого нужен величайший духовный труд. И вот Святая Церковь дает нам силы к этому труду. Более того, обещает нам помочь в том случае, если мы решимся войти в открытые двери для нашего с вами покаяния. Но она же, Церковь, и предупреждает нас о том, к чему мы должны стремиться и чего мы должны избегать.

Итак, предстоящая неделя – Неделя о мытаре и фарисее – должна для нас, православных христиан, быть посвящена тому, чтобы мы просили у Господа, дабы Господь дал нам разум не хвалиться своими мнимыми добродетелями, чтобы Господь вразумил, что если мы и делаем что доброе, это не относить к нашим собственным заслугам, но понимать, что все сие есть воля Божия, ибо Сам Господь говорил: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). А с другой стороны, мы в эту неделю будем просить о том, чтобы Господь научил нас видеть свои грехи, дал нам смирение и осознание своего недостоинства.

Легко говорить о смирении, легко об этом рассуждать, но очень трудно его стяжать и приобрести. И только молитвами Святой Церкви, Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы благодать этого спасительного смирения может коснуться наших сердец. Будем же вместе со всею Церковью Православной просить «матырево смирение» и избегать «фарисейского высокоумия».

Аминь.

 

 

16.02.2003 Неделя о мытаре и фарисее. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Наша святая вера, которая дана нам от Бога, как высочайший дар, величайшая опора в жизни и счастье для нас, знающих духовные правила жизни, наша вера святая должна пронизывать все наше человеческое существо. А человек имеет душу и тело, и человеческая жизнь не может быть разделена пополам – таким образом, чтобы человек сказал: «Вот это я живу духовной жизнью для души, а вот это я живу отдельно телесной жизнью». Все в человеческой жизни должно быть взаимосвязано, человек из себя должен представлять едино целое. Потому что не трудно иногда человеку бывает внешне показать себя добрым, внешне показать себя справедливым, даже внешне проявить некую сострадательность или милосердие. Но что при этом творится в душе человека?

Можно сказать: «А разве важно, что в душе человека? Важно – что человек делает в ту или иную минуту!»

Да, некоторые так и считают, что важно то, что делает человек, и не важно то, что у него в сердце. Но Спаситель мира Господь Иисус Христос объясняет нам важность и необходимость полной взаимосвязи души и тела человека. И более того! Он говорит о том, что все добрые дела – они начинаются из сердца человеческого, изнутри, из души человеческой. Равно как и дела злые – тоже происходят изначала из души человеческой (Мф. 15,19). И для того, чтобы иметь в жизни своей добро, чтобы быть вместе с Богом, недостаточно одного только внешне правильного поведения, обязательно нужно внутренне единение с Господом.

Это очень сложное и высокое духовное богословие. Но Господь объясняет его очень доступно – в образе притчи. Он говорит, как образный пример для нас, о том, как два человека зашли в церковь помолиться. Один человек - внешне благочестивый уважаемый фарисей.

Фарисеи – это в Ветхом завете были знатоки закона, которые знали закон Божий и старательно его исполняли, за что люди очень их почитали. Фарисеи стремились показывать людям пример в исполнении добродетелей. Поэтому, например, когда давали они милостыню, то делали это так, чтобы все другие видели это и знали. В семье у них было все в порядке, они всячески демонстрировали, какая у них хорошая семья. В храм он приходил и проходил вперед, чтобы все видели, что он пришел на молитву. Уж стоит на молитве, так всем показывает, что он правильно стоит.

Казалось бы, что плохого в том, что так поступали фарисеи? Дай-то Бог нам научиться таковой праведности! – Научиться молиться каждый день. Научиться поститься хотя бы два раза в неделю. Научиться давать десятую часть от своих прибылей на храм Божий. – Что плохого в этом?

Нет, в этом нет ничего плохого. Но посмотрим, как Господь в своей притче описывает молитву этого человека, фарисея. Он прошел вперед и стал молиться Богу так: «Господи! Благодарю Тебя, что я не таков, как другие – не вор, не убийца, не лиходей. Я пощусь два раза в неделю, молюсь, даю десятину от всего того, что приобретаю. Боже! Благодарю Тебя, что я такой, вот не как этот мытарь».

Дорогие братья и сестры! Обратите внимание на содержание этой молитвы. За что благодарит фарисей Бога? – Он, в первую очередь, не столько благодарит Бога за благодеяния, которые Господь ему дает, не за то, что Он ограждает его от искушений, не за то, что Он дает ему силы жить в этом мире, не за то, что Он помогает и не оставляет его; он, в первую очередь, благодаря Бога, как бы сам собой хвалится. Это – страшная вещь! Не надо думать, что она относится только к древним фарисеям. Давайте в свои сердца заглянем и посмотрим на самих себя: не уподоблялись ли и мы, люди православные, знающие правила православные, знающие церковные установления, знающие время постов и церковных праздников, - не уподоблялись ли мы с вами этим фарисеям? Пусть каждый из нас в своем сердце крепко об этом задумается.

А вот мытарь, который зашел в храм, - человек, презираемый в древнем израильском обществе, потому что он был в услужении у римлян, которые поработили евреев и заставляли их в пользу Рима платить дань. А мытари состояли на службе государственной римской и собирали эту дань, и как описывают историки, часто были нечисты на руку, и себе много присваивали из того, что они собирали у евреев, и не всегда правильно налоги накладывали. Да и мытари были как постоянное свидетельство перед народом Божиим, что они находятся во внешнем услужении у язычников, и их презирали, как предателей и отступников.

И вот этот мытарь тоже вошел в храм. И как Господь описывает, он даже боялся глаза на небо поднять и только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешнику». – И далее Господь говорит о том, что этот мытарь вышел из храма оправданный более, нежели фарисей. Потому что тот, кто сам себя возвышает, того Господь смирит, а кто себя смиряет, того Господь вознесет.

Вот в такой простой притче Господь описал взаимоотношение внутреннего и внешнего. Господь не сказал, что неправильно делать внешне добрые дела. Он не сказал, что фарисей окончательно осужден. Он этого не сказал. Он сказал, что мытарь больше оправдан, потому что мытарь из глубины сердца своего молился Богу, он не хвалился своими добродетелями, хотя он знал, что у него никаких и добродетелей-то нет, но просил у Бога, чтобы Он был к нему милостив. А теперь представьте себе, если бы фарисей тоже, вместо того, чтобы хвалиться, стал бы бить себя в грудь и говорить: «Боже, милостив буде мне грешнику». – Чтобы тогда было? Воистину, тогда было именно то, к чему и призывает нас Господь, именно то, чему последовали потом наши святые, преподобные подвижники, когда, имея множество внешних добродетелей, много добрых дел, они себя не превозносили, но говорил о себе: «Я – последний грешник.» И взывали ко Господу: Боже, милостив буди мне грешному.

Но иной скажет: «А что за лицемерие такое? Разве человеческий разум не видит, где есть добродетели, а где нет? Может быть, это просто такая форма смирения?»

Да, у некоторых людей недалеких и невысоких духовно есть такая форма смирения. Он говорит: «Ой, я такой грешник, я такой недостойный». – А к нему подойди и скажи: «А ты, грешник, что сюда подошел? А ну-ка стань сюда!» - Он сразу взорвется и скажет: «Какой я такой грешник?!» - Вот и все смирение. Или сам себя обличает и говорит: «Вот нет во мне ума, нет у меня таланта, нет у меня умения…» - А другой про него скажет: «Ведь у него ума-то нет. Таланта-то у него нет, умения нет». – И куда все смирение сразу же денется! Это – ложное смирение, показное, пустое.

А вот подлинное смирение, которое имели святые люди, оно чем ценно? – Тем, что оно свидетельствует о подлинном разуме. Сравнить себя человек должен не с другими людьми, сравнить себя человек должен с Богом; сравнить с бездной любви Божией и обратить внимание, какова любовь у него самого; увидеть, каково милосердие Божие, и посмотреть, какое твое милосердие. И когда ты увидишь, что ты по сравнению с Богом – как маленькая песчинка по сравнению с огромной морской пучиной, или как маленькая молекула перед огромным миром, то тогда поймешь, что, действительно, хвалиться нечем; и поймешь, что все, что есть доброе в тебе, это есть сила Божия, которая в немощах совершается. И именно к этому Святая Церковь и призывает.

Вчера, кто внимательно слушал богослужение, мог слышать, как во время канона Святая Церковь обращалась к людям: «Стяжем добродетели фарисеовы и мытарево смирение, кичения же, - то есть превозношение и хвальбы, - убежим, но, биющи в перси себе, воззовем: Боже, милостив буди нам грешникам».

Дорогие братья и сестры! Эта притча, которую Святая Церковь предлагает нам для нашей подготовки к Святому и Великому посту, рассказывает нам о том, как мы должны проводить время Святого и Великого поста. Но также она нам рассказывает о том, к какому образу жизни мы должны стремиться: то, что в нашем сердце, должно соответствовать нашим делам. И мы должны и делами своими хвалить Бога, и душой своею Бога прославлять. И в жизни в поступках своих быть милосердными, и в сердцах иметь сострадание.

Такое состояние человека называется – целомудрие, когда и дух, и душа, и тело в человеке едины. К сожалению, у нас это не так. И сам апостол Павел об этом говорит: «Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). – И каждый из нас, я думаю, если на свою жизнь посмотрит, увидит у себя этому примеры, когда, казалось бы, мы знаем, что это грех, и нельзя этого делать, и понимаем это, и чувствуем, а делаем. А с другой стороны, знаем, какая добродетель, и как будто что-то наши руки и ноги сковывает, и мы не можем сделать маленькое доброе дело, помочь человеку, уделить какое-то ему время, внимательно сострадательно выслушать не хватает у нас сил.

Так что же делать нам для того, чтобы было у нас целомудрие? Чтобы ум наш соответствовал сердцу нашему? Чтобы тело наше соответствовало душе нашей?

Для этого, дорогие братья и сестры, мы должны понять, что есть благодать Божия, которая даруется нам в Таинствах Святой Церкви. И Церковь Святая – единственная, кто может помочь нам в том, чтобы дать нам силы к тому, чтобы иметь одновременно и смирение, и добродетель; и творить и добрые дела, и не превозноситься; и сознавать себя грешными, и, одновременно, при этом не грешить. Святая Церковь, которая есть Сам Господь Иисус Христос, живущий среди нас, она дает нам эти силы.

Дорогие братья и сестры! Готовясь к Святому и Великому посту будет молиться Спасителю и Господу нашему, чтобы Он послал нам Духа Своего Святаго и укрепил нас на путь покаяния и исправления нашей жизни, чтобы мы привели в соответствие нашу жизнь, наш ум, наше сердце и наши чувства, чтобы мы единым своим существом славили и прославляли Бога и шли за Ним по пути спасения к жизни вечной.

Аминь.

 

 

 

1.02.2004 Неделя о мытаре и фарисее. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

С сегодняшнего дня начинается время – подготовительное к Святому и Великому посту. И первая подготовительная неделя называется Неделей о мытаре и фарисее. Она называется так по притче, которую только что мы с вами слышали.

В этой притче Господь Иисус Христос показывает нам, как нужно правильно приступить к молитве и покаянию. Господь на простом примере двух людей раскрывает перед нами, какое настроение у нас внутреннее духовное должно быть во время молитвы. Ведь пост, к которому мы готовимся, то время молитвы и воздержания. Пост, к которому мы готовимся, это – не упражнение в том, чтобы нам не есть каких-то родов пищи, это – не диета, как модно сейчас говорить, для очищения организма. Нет! Пост и молитва – это способ для нашего внутреннего изменения, для нашего покаяния, для нашего исправления, для того, чтобы мы отбросили то, что мешает нам жить вместе с Богом. А ведь без Бога и жизни-то настоящей нет. Подлинная жизнь раскрывается для человека в Боге, Который основал на земле Свою Святую Церковь, чтобы мы здесь жили вместе с Ним и жили в вере, надежде и любви.

Итак, как же нам правильно покаяться? Как нам побороть то плохое, что есть в нашем сердце?

Господь Иисус Христос говорит о том, какова должна быть наша молитва. Действительно, научиться молиться, с одной стороны, кажется, очень просто, а с другой, очень трудно. Просто выучить молитвы. Просто взять молитвослов и читать по молитвослову эти молитвы. Просто бывает слушать, как другие читают эти молитвы, вместе молиться. С одной стороны – просто. А с другой – как сложно в своем сердце в этот момент тоже обратиться к Богу.

И вот, Господь Иисус Христос в притче, которую мы только что с вами слышали, объясняет нам, как нам нужно молиться. Два человека пришли в церковь помолиться. И один, пройдя вперед, начал не то чтобы молиться, а скорее сам себя хвалить. Он говорит: «Боже! Благодарю Тебя за то, что я такой – не убийца, не вор, не прелюбодей. Я пощусь, я даю десятину от своих прибытков всех. Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как вот этот мытарь». – А одновременно с фарисеем зашел, и мытарь в церковь помолиться. Но боялся вперед даже пройти, а только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!»

И вот, Господь Иисус Христос говорит, что этот мытарь вышел более оправданным из церкви, нежели фарисей. Потому, что тот, кто себя превозносит, будет унижен, а кто себя смиряет, будет возвышен.

Дорогие братья и сестры! Церковь дает нам первый урок перед Великим постом, говоря, с каким сердцем мы должны приступать к молитве. С сердцем смиренным – вот, с каким чувством мы должны приступать к молитве. Не хвалясь о своих мнимых добродетелях, но просить у Господа, чтобы увидеть свои грехи и недостатки. А это очень трудно. Обратите внимание, как нам трудно признать свои недостатки, как нам трудно признать свои ошибки. Вот укажет нам кто-нибудь на то, что мы не так сделали, - нам сразу же неприятно, мы пытаемся сразу оправдаться, доказать, что мы правильно это сделали, хотя, может быть, в своем сердце, и понимаем это. А вот тут нам надо перед Богом увидеть свои собственные грехи и не оправдывать себя, говоря: «Господи, да это не я виноват, это меня в искушение соседи ввели», или говоря: «Господи, да я не виноват, это время сейчас такое – все грешат, и я вместе с ними». – Нет, не оправдывая себя, но, наоборот, обвиняя себя. И, может быть, не многословя, не мудрствуя, а вот так, как этот мытарь, внутренне бить себя в грудь, говоря: «Боже, милостив буди нам грешным».

Если бы нам научиться таковому смирению! Иногда человек, приступая к посту, может о себе подумать: «Вот, я возьмусь поститься, я буду твердо соблюдать, буду твердо молиться, в церковь буду всегда ходить по субботам и воскресеньям». – Даст себе человек такое обещание и начнет исполнять. И тут два варианта может быть. С одной стороны, у него начнет получаться это исполнение, и он начнет о себе думать: «Какой я молодец! Как я все делаю хорошо! Вот вокруг-то не такие, как я. Куда мир катиться? Вокруг грех один, а я один тут праведный!» Послушайте – не  похоже ли это на то, как молился фарисей, когда зашел в храм, и благодарил – лицемерно благодарил – Бога, хотя на самом деле хвалил себя? – Да не будет с нами этого!

А может быть и по-другому. Человек, положившись только на свои силы, в первом же искушении спотыкается, и пост, и в храм ему некогда ходить. И махает он рукой и говорит: «Ну, ничего у меня вышло…» - И этого с нами да не будет!

Церковь Святая, подготавливая нас к Великому посту, предлагает нам другой путь – уподобиться мытарю, который действительно был грешником. Но он и не превозносился, но и не унывал. Он всю надежду свою возложил на Бога и просил только милости Божией.

Вот, дорогие братья и сестры, что такое смирение. Смирение – это осознание, что Бог не по заслугам нашим нас спасает, а по Своей милости, по Своему милосердию. Мы иногда взываем к правде Божией и говорим: «Ну что же это твориться? Где правда Божия? Почему преступники процветают? Почему люди бесчестные, развратники благоденствуют? Разве это порядок?!» Мы иногда возмущаемся беспорядкам и говорим: «Ну где же справедливость? Надо, чтобы все было по справедливости!» - Но вот давайте подумаем, что бы было с нами, если бы Бог по справедливости воздал бы нам за наши с вами грехи? Что бы было с нашими душами, если бы нам пришлось нести подлинный ответ за наши грехи? Чем бы мы оправдались? Господь призывает нас к любви друг ко другу. Какую бы мы любовь друг ко другу показали? Разве она у нас есть? Господь призывает нас к прощению – как бы мы похвалились, как мы прощаем друг другу? Господь нас призывает к милосердию, каким бы мы милосердием сумели оправдаться пред лицом Божьим? Господь дал нам заповеди Свои, как мы их соблюдаем?

И вот теперь, как бы мы могли взывать к справедливости Божией? Она обрушилась бы на нас, и мы бы ее не выдержали! Мы взываем только к милосердию Божию. И просим у Господа: «Боже, милостив буди нам грешным». – Если мы будем взывать к милосердию Божию, если мы будем смирены перед Богом, то мы этому смирению должны научиться. Как мы научимся смирению перед Богом? – Смирению перед Богом мы можем научиться только смирением друг перед другом. Если мы не будем гордиться друг перед другом, превозноситься друг перед другом, осуждать друг друга, обижать друг друга – вот если между нами этого не будет, если мы не будем сплетничать про грехи друг друга, если мы не будем смеяться над тем, как человек попал в неловкое какое-то положение, если мы научимся видеть свои собственные грехи, то мы научимся тогда и быть смиренными перед Богом. А это на самом деле трудно. Этому всю жизнь свою посвящали подвижники, проведя ее в посте, молитвах и покаянии, и по окончании дней своих говорили, что они еще ничему не научились. Вот, как велико смирение.

А тогда скажем мы: «А как же мы можем назвать себя смиренными? Откуда у нас это, когда святые и то свидетельствовали об отсутствии у них этого дара?» - Святые, конечно, свидетельствовали об отсутствии этого дара опять же по своему смирению. Но мы с вами не одиноки, мы ведь в Церкви Христовой! А в Церкви Христовой как раз с нами все эти подвижники, все святые, которые жили за все время существования Церкви Христовой. Они все сейчас вместе с нами, и о нас молятся, и помогают нам идти путем спасения. Вот, в чем наша радость! Когда мы едины в Церкви Христовой, то уже мы не одиноки в своем труде духовном.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь, призывая нас подготовиться к посту, обращает наше внимание на то, чтобы мы не были гордыми, тщеславными, чтобы мы не хвалили сами себя и не осуждали других людей; обращает наше внимание на то, чтобы мы молились с чувством покаяния и взывали бы к милосердию Божию. Последуем же сему примеру, особенно в эту неделю – Неделю о мытаре и фарисее. Каждый день будем повторять эту простую молитву и утром, и днем, и на работе, и куда бы мы ни шли, будем каждый день вместе с Церковью повторять эту молитву: «Боже, милостив буди мне грешному».

Аминь.

 

 

 

 

19.02.2005 Неделя о мытаре и фарисее. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Святая Церковь начинает нас готовить к покаянию. Через три недели начнется Святой и Великий пост. Сегодня, только что, мы с вами вместе молились, слушая умилительные тропари, начинающиеся словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Этими словами Святая Церковь обращает наше внимание на то, что дел покаяния невозможно без помощи Божией, потому что покаяние – это изменение нашей души. Наша душа нуждается в этом изменении, потому что мы сами своими грехами запачкали свою душу. Потому что наш храм телесный, - апостол Павел называет наше тело храмом, в котором обитает Дух (1Кор. 3, 16), - потому что мы наш храм телесный осквернили. Перед нами сейчас стоит задача отмыть свою душу, очистить, изменить свои мысли, свои стремления и свои чувства. И каждый, кто пытался что-то наладить в своей жизни к лучшему, знает, как трудно это делать.

Мы знаем, как трудно научиться истинно молиться, обращаться к Богу. Мы знаем, как трудно научиться в своем сердце не раздражаться и не иметь зла. Знаем, как трудно не осуждать и не завидовать. Знаем, как трудно творить добрые дела и быть милосердными и сострадательными. И познавая эту трудность, очень часто человек отступает, складывает руки и говорит: «Ничего уже сам я не могу сделать. Уж какой я грешный есть, такой и останусь». – Но Святая Церковь призывает нас как раз не унывать, призывает нас потрудиться над храмом своей души, отмыть и очистить его, призывает нас к тому, чтобы мы совершили покаянный труд изменения своего образа жизни, своих мыслей и чувств. И мы знаем, что без благословения Божия нам такой труд не совершить. Без благословения Божия нам не преодолеть искушений. И именно поэтому Святая Церковь заранее, еще за три недели до начала Великого поста, начинает нас готовить к этому важному периоду в жизни каждого христианина.

И ныне мы с амии просим, чтобы Пресвятая Богородица направила нас на путь спасения, чтобы Она укрепила нас в нашем желании покаяться перед Богом, чтобы Господь открыл нам двери покаяния, чтобы, пройдя через это покаяние, мы освободились от своих грехов и пороков.

Аминь.

 

 

 

 

20.02.2005 Неделя о мытаре и фарисее. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Святая Церковь начинает подготавливать нас ко времени Святаго и Великого поста, который начнется через три недели. Эта наша подготовка должна помочь нам правильно настроиться на то, как мы будем проводить время поста. И сегодня мы слышали ту притчу, которую рассказал Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос, чтобы мы с вами знали, с каким внутренним состоянием и внутренним душевным, духовным состоянием мы должны приступать к молитве и к делу Божию.

Иисус Христос притчу рассказал так, чтобы она была понятна всем тем людям, которые слышали ее тогда. Чтобы она была понятна нам с вами и сейчас, нужно объяснить два понятия: кто такие были фарисеи и кто такие мытари. Фарисеи – это в древнем мире, времен Господа Иисуса Христа, были очень уважаемые люди, которые в совершенстве знали закон Божий и стремились предписания ветхозаветного закона исполнять очень скрупулезно. И за это исполнение всех предписаний закона Моисеова они пользовались от людей особым почетом.

Но удивительное дело, что мы, читая Евангелие, все время видим, что Иисус Христос, вместо того, чтобы хвалить этих, с виду благочестивых, людей, постоянно их обличал и говорил о том, что все, что они не делают, они, к сожалению, делают не для славы Божией, а для своей собственной славы. И закон Божий они исполняют не из-за любви к Богу, а для того, чтобы возвеличиться над другими людьми. Фарисеи одевались в особые длинные одежды, повязывали на себе специальные ящички, ковчежцы, в которых хранилось извлечение из закона Божия. Всем, что они ни делали, они стремились привлечь к себе внимание: молились ли – они молились нарочито, громко и так, чтобы люди видели, как усердно они молятся, подавали ли они милостыню – они делали это так, чтобы все находящиеся вокруг люди видели, какое доброе дело они делают, постились ли они – они тогда специально посыпали голову пеплом, чтобы все видели, как они постятся и какой они приносят Богу труд.

Иными словами, фарисеи – это были люди, которые прилагали очень много сил для внешнего исполнения закона Божия. И их было немного, потому что трудно исполнять все предписания закона Моисеева, и трудно изучить весь закон Божий. Но тем не менее этих немногих фарисеев в народе все-таки почитали и уважали, потому что люди видели, что сами они не могут исполнить закон Божий, а вот есть хотя бы кто-то, кто исполняет, и поэтому их звали «учителями», их приветствовали издалека, их сажали на самые лучшие места, когда они приходили в народное собрание. Это были фарисеи.

Мытари – это были совсем другие люди. Дело в том, что Царство Иудейское, Царство Израильское было покорено римским императором. Римский император был язычник, но силой оружия он завладел практически всем тогдашним Древним миром и создал огромную Римскую империю. Народ Божий поклонялся Единому Богу. Он один имел истинную веру. И, конечно, прискорбно было народу Божию, что они оказались завоеванными, оккупированными императором-язычником. Прискорбно было народу Божьему, что они оказались в плену и под властью безбожника-язычника. Хотя, впрочем, император, покоряя другие народы, не требовал от них, чтобы они перенимали все римские порядки, он даже оставлял им их систему управления. Так и евреям оставил своего царя. Единственное, что требовал он, – это чтобы платили налоги, подать, – пополнялась бы императорская казна. А как собирать налоги? Для этого нужны были специальные люди. И, конечно же, римские граждане или римские воины не были приспособлены для того, чтобы заниматься сбором таких налогов, они шли, воевали, завоевывали другие страны. И находили людей среди местного населения, которые были призваны служить императору и собирать налоги в его пользу. Вот как раз мытари и были такими сборщиками налогов.

Их ненавидели люди. Если фарисеев почитали и приветствовали, то когда видели мытаря, плевались и старались подальше от него отойти. Почему? Потому что, во-первых, мытарей считали предателями своего народа, раз они служили римскому императору, во-вторых, мытари одни знали только, по каким расчетам им эти налоги надо собирать, – и, конечно же, среди них были такие, которые брали денег больше, чем нужно, и в свою пользу, – и поэтому считались обманщиками. А с другой стороны, этих мытарей боялись, потому что они могли обложить таким налогом, что и не выживешь. И, значит, им в лицо улыбались, а на самом деле их не любили и ненавидели.

Итак, Иисус Христос рассказывает притчу. Два человека пришли в Церковь помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей пришел, прошел вперед и стал громко молиться – так, как и в обычае бывает у фарисеев: «Господи! Благодарю Тебя, что я не разбойник, не вор, не прелюбодей или вот не такой, как этот самый мытарь. А я, – это так молится фарисей, – пощусь два раза, субботу соблюдаю, десятину даю…»

Вслушаемся в эти слова. Есть ли здесь доля истинной молитвы? К Богу ли обращается фарисей или сам себя прославляет?

А дальше, рассказывает Иисус Христос, мытарь, войдя в храм, побоялся даже шаг вперед пройти, а стал у входа и, опустив вниз глаза свои, бил только себя в грудь и говорил: «Боже! Милостив буди мне, грешному!» И Господь Иисус Христос говорит, может быть, удивительную вещь для тех людей Древнего мира: «Говорю вам, что этот мытарь вышел больше оправданным из храма, нежели фарисей. Потому что тот, кто себя превозносит, тот будет смирен, а кто смиряет себя, тот вознесен будет».

Вот, дорогие братья и сестры, какая простая и ясная притча. Она указывает нам, как мы должны приступать к делу молитвы, как мы должны приступать к делу Святаго и Великого поста. Поразмыслим над этой притчей и применим ее к своей жизни. Не бываем ли и мы в своих добрых делах, как фарисеи? Не делаем ли мы напоказ какие-то свои добрые дела? Не хвалим ли мы сами себя за малейшее что-либо нами сделанное? Не кажется ли нам, что мы каких-то великих добродетелей достигли? Увы, если мы заглянем в свою жизнь и в свое сердце, мы увидим, что странным мы способом поступаем: своих недостатков и грехов не видим, но когда, не дай Бог, мы что-нибудь доброе сделаем, как нам кажется, уж тут мы стремимся себя похвалить и всем выказать, какие мы хорошие.

Дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь призывает нас научиться мытареву смирению. Эта молитва, которой молился мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному!» – да научит нас с вами смирению и осознанию своего недостоинства, чтобы мы, в свое время, приступив к делу Святаго и Великого поста, несли его с сокрушением сердца, видя свои грехи и свои недостатки, и тогда по слову Господню мы оправданы будем за свои согрешения.

Аминь.

 

 

 

 

27.01.2007 Неделя мытаря и фарисея. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшним богослужением, дорогие братья и сестры, мы с вами открыли особый период церковной жизни, особый период жизни каждого христианина – период, который называется в Уставе – Пением Триоди постной. Триодь постная – это книга, которая содержит богослужения, совершающиеся в течение трех подготовительных недель к Святому и Великому посту, шести недель Святой четыредесятницы и Страстной седмицы. В этой книге заключены духовные плоды молитв нашей Святой Церкви, духовные размышления, к которым внимательно приникая, мы получаем духовную пользу и переживаем все те события, которые связаны как с покаянием личным каждого человека, так и с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, и особенно это касается Его страданий за весь род человеческий. И чтобы внутренне духовно сопережить, осознать, стать сопричастным этим величайшим событиям, Святая Церковь заранее нас к этому готовит.

Весь период пения Триоди постной занимает 70 дней, 10 недель – 70 дней. Символически можно вспомнить, что 70 лет народ Божий находился в пленении Вавилонском. Так в течение 70 дней наши души осознают тяжесть плена греховного, с тем чтобы освободиться от этого плена и избавиться от него. Действительно, время, в которое человек совершает покаяние, – время особенное и благодатное, и Церковь особенное внимание уделяет этому церковному периоду. И сегодня для всех нас таким ярким призывом Церкви явилось только что услышанное нами покаянное молитвенное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В содержании этих тропарей мы слышим указание на то, что без благословения Божия, без помощи Божией, без предстательства Матери Божией, без помощи всей Церкви нам не совершить дела покаяния, нам не очистить наш оскверненный телесный храм, нам не достичь вожделенной радости единения с Господом. То есть на дело покаяния должно быть у нас с вами благословение Божие ………………………………………………………………………………………………………………………… церковные молитвы. Иными словами, если человек сам вздумает, по своему самомнению, по своему самочинию, самостоятельно попытаться что-то в себе изменить или исправить, – а ведь слово «покаяние» именно то и означает: изменение образа жизни человека, – сам человек, самостоятельно, этого сделать не сможет. Но только лишь совместно с Богом он сможет это сделать. В этом и смысл существования Церкви на земле. Душа человеческая, ищущая для себя спасения и исправления, находит Божию волю, которая тоже стремится к тому, чтобы человек исправился и изменился. И человеческое стремление и Божеское стремление соединяются вместе. Вот что значит: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», – человек просит, чтобы Бог открыл ему двери покаяния. Бог открывает ему эти двери покаяния и ведет его по пути спасения. А руку Божию, которая ведет нас по пути спасения, мы как раз и видим в Церкви Христовой.

Велики, прекрасны, высокодуховны молитвы, которые мы слышим в чтении и пении Триоди постной. Они приводят нас на путь Божий, на путь исправления нашей жизни, на путь покаяния. Через три недели наступит Святой и Великий пост. Испросим у милосердого Господа, чтобы Он помог нам приуготовиться к этому замечательному времени нашего исправления. Испросим у Господа, чтобы Его воля к нашему исправлению и спасению отозвалась в наших сердцах, и чтобы мы с вами тоже захотели исправиться и измениться, и чтобы в наших сердцах было истинное желание покаяния.

Аминь.

 

 

 

 

28.01.2007 Неделя о мытаре и фарисее. Божественная литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Через три недели начнется Святой и Великий пост. И Церковь Христова готовит нас к этому времени, раскрывая нам смысл поста, заранее приготавливая нас к тому, как правильно нам надо будет с вами пройти этот подвиг Великого поста. И сегодня мы с вами только что слышали притчу, которую рассказал Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос, рассказал ее для того, чтобы мы с вами глубоко поняли и осознали, каким образом нам нужно следовать к Богу, как нам нужно стремиться научиться молиться.

Ведь молитва – это не просто произнесение каких-либо слов своим языком, или даже не просто повторение этих слов в уме. Молитва – это особое состояние души, разговор человека с Богом, и молитва имеет своей целью освящение человека, приближение человека к Божеству, оправдание человека от его грехов. И Сам Богочеловек Господь Иисус Христос нам показывает в притче, чтобы было нам ясно, с какими чувствами надо подходить к молитве. Это нам необходимо хорошо для себя усвоить, потому что, ведь время поста – это время особой молитвы, когда человек особое внимание уделяет своей душе и особое внимание уделяет молитве. Вот Церковь и научает нас, как нам нужно молиться.

Итак, притча, рассказанная Господом, очень проста. «Два человека зашли в церковь помолиться», – говорит Господь. Один человек был фарисей.

Надо пояснить, что фарисеи в древнем мире были знатоки закона Божия. Они знали во всех мелочах предписания заповедей Господних и стремились скрупулезно их выполнять, причем старались это делать так, чтобы для других выполнение этих заповедей было примером. То есть фарисеи показывали внешний пример людям, как нужно внешне чтить заповеди. И эти люди, фарисеи, были очень почитаемы в древнем обществе, люди смотрели на них как на праведников. Правда, Господь Иисус Христос неоднократно их обличал, говоря о том, что они, внешне соблюдая закон Божий, сердцем своим далеко от Бога.

А другой человек, который тоже пришел помолиться, был мытарь.

Мытари – это сборщики податей в Древней Палестине. Они собирали налоги, причем эти налоги собирали в пользу завоевавших Палестину римлян. Римляне были язычники, не знали истинного Бога, и в глазах всего народа Божия, конечно же, мытари были предателями, которые свой народ предали, собирали налоги в пользу римлян-язычников, да еще часто так бывало, что брали лишнего и себе прикарманивали, или брали взятки. И поэтому на мытарей смотрели как на людей – величайших грешников и недостойных, с которыми-то и разговаривать неприятно и противно.

Итак, два человека заходят помолиться в церковь: один фарисей, другой мытарь. Фарисей проходит вперед и начинает говорить такие слова: «Боже, благодарю тебя за то, что я не такой, как другие. Я не ворую, не краду, не прелюбодействую. Я не такой вот, как этот мытарь». Вот так молился фарисей.

Давайте вдумаемся с вами, похоже ли это вообще на молитву. Человек стоит и хвалится перед Богом. Говорит: «Я два раза пощусь, я даю десятину», – перечисляет, как он исполняет внешние предписания заповедей Божиих. Где благодарность Богу? Где понимание Того, Кто есть податель всех благ? Где осознание того, что без воли Божией даже волос с человека не может упасть? Только превозношение самого себя.

А другой человек – мытарь – вошел в храм и побоялся даже глаза поднять кверху. И стоял, и бил себя в грудь, и повторял только одно: «Боже! Милостив буди мне, грешнику!» И Господь Иисус Христос говорит: «Истинно говорю вам, что этот мытарь вышел более оправданным из храма Божия. Потому что тот, кто себя превозносит, будет смирен, а кто смиряет себя, вознесен будет».

Вот, дорогие братья и сестры, в такой простой притче Господь Иисус Христос показывает нам, с каким сердцем мы должны приступать к молитве, как нам нужно обращаться к Господу, что нам нужно, прежде всего, в себе увидеть. Увидеть, прежде всего, в себе нужно то, что увидел мытарь: свои собственные грехи. Сокрушенное сердце, прежде всего, нам нужно для молитвы, осознание своего недостоинства перед Богом нам нужно, прежде всего, видеть в молитве. Смирение – матерь всех добродетелей. Вот что нам нужно просить у Господа, чтобы время Великого поста было для нас полезным.

А что же мы, если посмотрим на себя самих, как мы молимся? На кого мы бываем похожи, когда совершаем молитву? Фарисей, хотя хвалился, и это, несомненно, плохо, но Господь все-таки не сказал, что он вышел осужденным из храма Божия, Он сказал, что мытарь более оправдан. Фарисей хотя бы внешне стремился исполнять закон Божий. Другой вопрос, что он этим хвастался и хвалился, и все свои заслуги тем самым поставил в ничто. Вот так, как на Афоне есть такая поговорка, когда монахи афонские говорят, что если какое-то доброе дело, которое ты сделал, стало известно людям, и тебя за него похвалили, то уже это и дело-то у Господа не зачтется. Вот так и здесь. Но все-таки фарисей что-то да делал, к чему-то да стремился, – хотя бы к внешнему исполнению заповедей Божиих. Посмотрим на себя. А мы ведь даже толком закон Божий не знаем. И если так каждый стоящий сейчас себя спросит, сможет ли он перечислить хотя бы десять основных заповедей Божиих, не каждый из нас их и перечислить-то сможет. То есть если мы на себя внимательно посмотрим, то мы увидим, что мы даже от фарисея-то очень далеко отстоим. И нам вот это понимание очень окажется полезным. Святая Церковь призывает нас, чтобы мы были усердны в исполнении закона, как усерден был фарисей, – но смиренны должны быть, как смирен был мытарь. Нельзя сказать так в своей душе: «Вот, мне трудно узнать все заповеди Божии, уж такой я грешник, что ничего и знать не знаю и знать не хочу». Это будет ложное смирение, которое называется у святых отцов; оно «паче гордыни», – то есть ложное смирение страшнее гордыни. Когда человек своим языком говорит: «Да я на самом деле никуда не годный», – но про себя-то в глубине души так не думает, и попробуй такого ложного смиренника чем-нибудь задеть, или хоть случайно как-то не то чтобы оскорбить, а, может быть, случайно чем-то обидеть, – вот тогда-то с него все это ложное смирение и улетит…

Так вот, дорогие братья и сестры, Святая Церковь нас перед началом Великого поста призывает, с одной стороны, к глубокому внутреннему смирению, которое имел мытарь, осознавая свое недостоинство перед Богом, а с другой стороны, за время Великого поста мы должны потрудиться и научиться совершению заповедей Божиих, так, как стремился это совершать фарисей. Однако нам надо избегать похвальбы самих себя, – так, как хвалился фарисей, – этого надо избегать. И стремиться к глубокой молитве – такой, которую имел мытарь.

Вот так поясняет притчу Святая Церковь, предлагая нам в сегодняшний день для нашей духовной подготовки к Великому посту поучение, рассказанное Самим Господом Иисусом Христом. Помолимся же и испросим благословения у Господа, чтобы нам услышать этот голос Церкви Христовой: не превозноситься, но смиряться, молиться и трудиться, и следовать по благим заповедям Божиим, которых, конечно, может быть, мы сейчас все и не перечислим, но должны знать самую главную и самую важную – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею крепостию твоею, и всею душою твоею, и ближнего своего – как самого себя». В этом есть весь закон и все пророки (Мф. 22, 37–40). Да поможет нам Господь следовать за Ним.

Аминь.

(4.02.2012 Неделя о мытаре и фарисее. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Через три недели, дорогие братья и сестры, начнется Святой и Великий пост. И сегодняшней службой мы открыли то время, которое является началом пения Триоди постной. Триодь постная – это такая церковная богослужебная книга, в которой содержатся молитвословия, совершаемые в период подготовки к Святому и Великому посту и во время Святаго и Великого поста, а также во время Страстной седмицы. И сегодня мы услышали это начало пения словами: «Не помолимся фарисейски, братия…»

Наверно, надо нам вспомнить, почему такие слова поются в самом начале Триоди постной. Это относится к тому Евангелию, которое мы услышим завтра на Божественной литургии, когда мы услышим рассказ Иисуса Христа, как два человека пришли в храм помолиться, и один был фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, который был уважаем в своем народе за то, что он внешне исполнял все установления закона Моисеева, прошел вперед и стал себя хвалить. Он вроде бы молился – казалось бы, молился, вроде бы обращался к Богу – казалось бы, обращался к Богу, но что он говорил? И, вроде бы, слова вначале хорошие звучали: «Боже, благодарю Тебя», – так начал он молиться. Но за что он стал Его благодарить? Он стал говорить Богу в молитве о том, какой он хороший: о том, как он постится, о том, как он соблюдает заповеди Божии, о том, как он дает милостыню. А в конце вообще завершил молитву словами: «Благодарю Тебя, что я не такой, как другие: прелюбодеи, воры, преступники закона».

Вот такая была «молитва» у фарисея. В кавычках молитва. Потому что это не обращение к Богу. Это была странная похвальба человека о том, что он имеет, только лишь благодаря снисхождению промысла Божия к нему.

А другой, мытарь, зайдя в храм, даже боялся поднять свои глаза к небу, потому что все знали, что он грешник, и он сам о себе тоже знал прекрасно, что он грешник. Он был сборщик налогов, он утаивал деньги, прикарманивал их себе, обижал людей… Но что с ним случилось, когда он вошел в храм? Он боялся глаза поднять к небу, бил себя в грудь, и не проходил даже внутрь храма, только повторял одно: «Боже! Милостив буди мне, грешному!» И какие интересные слова говорит Иисус Христос: «Истинно говорю вам, что этот мытарь вышел более оправданным, нежели фарисей» (Лк. 18, 10–14).

Для тех людей, которые слушали Иисуса Христа, это было очень удивительно. Как так? Ведь фарисей соблюдал все законы, все установления. А мытарь вышел более оправданным. Почему?

Ответ очень простой. Мы его тоже сегодня слышали в начале пения Триоди постной – когда услышали слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Вот почему мытарь вышел более оправданный. Он начал свою молитву с покаяния. Потому что покаяние означает осознание своего недостоинства, понимание, насколько ты далек от того, что Господь заповедал тебе, понимание, насколько ты грешен, а также желание изменить свою жизнь. Ведь само слово «покаяние» – это и есть в переводе с греческого, «метанойя», изменение своей жизни, образа своих мыслей, образа своих чувств, образа своих поступков.

Итак, Святая Церковь еще за три недели до Святаго и Великого поста указывает нам на задачу, которая будет стоять перед нами во время Великого поста, на то, как надо подойти нам к этому посту. Не по-фарисейски: «Не помолимся фарисейски, братия». То есть не с похвальбой себя, не с каким-то чувством самоудовлетворенности, чувством осознания, что я лучше других, не такой, как другие, которые не постятся, которые не знают закона Божия, а я-то ведь знаю. Как на самом деле это все нам знакомо! И как мы часто этим самым грешим. Если не явно, то тайно, думая так в своих мыслях. А Церковь назидает нас, как мы должны приступить к посту. Так, как приступил мытарь: осознавая свое недостоинство, понимая, что перед величием Божией силы мы и в храм-то не должны бы заходить, потому что мы недостойны этого, но можем только бить себя в грудь и говорить: «Боже, милостив буди нам, грешным».

Конечно, подготовительные недели к Великому посту для того и даются Церковью, чтобы мы приготовили себя к тому времени, когда Церковь нас призовет к большой духовной мобилизации, чтобы мы напрягли все свои силы: и духовные и телесные, – и чтобы хоть немножко что-то сдвинули, хотя бы чуть-чуть, в своей жизни.

Все Церковь мудро для нас делает. А промыслом Божиим и церковным уставом в сегодняшний день мы еще с вами чтим память Собора святых новомучеников и исповедников Российских. Вот тоже нам еще один духовный посыл к покаянию. Потому что их подвиг для нас очень близок. Они жили в той же стране, что и мы с вами, они были того же рода и происхождения, как мы с вами, новомученики Российские наши. Но они отличаются от нас. Отличаются своим отношением к Церкви. Вот, если бы мы так все относились к Церкви, как они относились!

А в чем же это отличие? А в том, что когда встал очень серьезно вопрос, что же они выбирают в своей жизни: жить с Церковью, но потерять временную жизнь, или отречься от Церкви и продолжать влачить свою земную жизнь в тех условиях, которые предлагает история, – они не захотели отступать и отрекаться от Церкви. И вы знаете на примере и нашего священномученика Петра, пресвитера Подольского, и, кто интересуется церковной историей, на примере других тысяч и тысяч наших святых новомучеников, что дела по отношению к ним происходили уникально быстро: собиралась тройка людей, ночью привозили человека, наутро уже его расстреливали. Почему так быстро? Да потому, что их интересовал один-единственный вопрос: отрекается человек от Церкви или нет? Подпишет он на других людей кляузы и доносы или нет? И если человек не отрекался от Церкви, не подписывал ничего, на следующий день его расстреливали.

Взирая на величие духа новомучеников и исповедников Российских, каждому из нас бывает стыдно за себя. Когда сейчас никто нас никуда не вызывает, никто нас не принуждает отрекаться от Церкви или от ее устоев, но, тем не менее, насколько мы далеки от того образа церковной жизни, который предлагает нам Святая Церковь. Насколько мы далеки от заповеди, данной нам Спасителем и Господом Иисусом Христом, – самой важной и самой главной, – чтобы мы любили Господа Бога всем сердцем своим, всею крепостию своею, и ближнего своего любили бы, как самого себя (см. Мк. 12, 30–31).

Вот время Святаго и Великого поста и дается нам для того, чтобы мы в очередной раз постарались изменить свой образ жизни, очистить свою душу. Не превозноситься своими мнимыми добродетелями, но взывать к Господу, чтобы Он открыл нам покаяния двери, чтобы Он нас наставил на спасения стезю, чтобы Он дал нам сил жить всегда с Ним и никогда, ни при каких условиях, ни под давлением никаких обстоятельств не отрекаться от Него, как это сделали новомученики и исповедники Российские, пребывшие в вере в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(31.01.2015 Неделя о мытаре и Фарисее. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя». – Такими словами сегодня мы открыли начало пения Триоди Постной, этой великой сокровищницы покаянного духа, к которой привлекает нас ныне Святая Церковь!

С сегодняшнего дня начались недели подготовительные к Святому и Великому посту. В этой первой стихире, которую я только что процитировал, Святая Церковь указывает нам, с какими чувствами мы должны подойти к делу покаяния! Недаром эта первая подготовительная неделя называется «Неделей о мытаре и фарисее», когда вспоминается притча, рассказанная Господом Иисусом Христом о том, как два человека пришли в храм помолиться. И как один фарисей, человек известный своим внешним благочестием, стал впереди храма и стал молиться так, что похоже было, что он сам себя хвалил. Его молитва заключалась в словах: «Боже, благодарю Тебя, что я пощусь два раза в неделю, что я подаю нищим, что я исполняю закон, что я не такой, как другие или как этот вот мытарь!». Мытарь – человек, презираемый в народе, предатель, боялся продвинуться хотя бы на шаг в храме, и стал у порога, и бил себя в грудь, и не мог поднять глаза свои на Небо и только восклицал: «Боже, милостив буди мне грешному!» И Святая Церковь передает нам слова Господа Иисуса Христа, который указывает, что этот мытарь вышел более оправданный из храма, нежели благочестивый фарисей! (см. Лк. 18, 10-14).

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы после долгого перерыва вновь услышали слова молитвы: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!» Святая Церковь зовет нас к покаянию, дает нам пример, как нам надо каяться: не думать о своих мнимых якобы заслугах, не думать о том, что мы якобы что-то доброе сотворили пред лицом Божиим, но наоборот – со смирением посмотреть на свои недостатки и бить в грудь своей совести! И только остается нам просить у Бога прощения за свое недостоинство, за то, что мы не соответствуем высокому званию христианина, и взывать ко Господу, говоря: «Боже, милостив буди нам грешным!»

Святая Церковь просит, чтобы Господь открыл нам дверь покаяния! Покаяние – это изменение нашей жизни, мы нуждаемся в этом изменении потому, что мы хронически больны – хронически больны грехом! Сознаем, видим это, плачем об этом, стараемся измениться – и очень часто ничего у нас не получается! Потому что покаяние, ведь это не только признание своей вины перед Богом, но это изменение нашего отношения к жизни, это понимание того, что в жизни главное, а что в жизни второстепенное. И Святая Церковь дает нам время на то, чтобы мы это осознали: особенно благодатное время Святаго и Великого поста, к которому мы сейчас с вами подготавливаемся. Понимая, что наших сил на это не хватает, мы обращаемся за помощью, мы говорим: «На спасения стези настави мя, Богородице!» Мы просим Матерь Божию, чтобы Она нас на путь спасения наставила! И какое счастье, дорогие братия и сестры, что мы имеем эту благодатную помощь в лице Божией Матери и всех святых!

Нам надо за эти три недели подготовиться ко времени Святаго и Великого поста. Воспримем те благодатные примеры и поучения, которые предлагает нам Святая Церковь! Отринем от себя фарисейское самомнение и самолюбование! Попросим у Господа, чтобы Он дал нам мытарево смирение, чтобы мы не внешне только, наносно, но внутренне и глубоко увидели, как далеко отстоим мы от спасения! И тогда, когда мы это увидим, то и покаяние у нас пойдет правильно. Как сегодня мы слышали в этом прекрасном песнопении картину нашей души, которая обитает в храме – в нашем теле, которое мы осквернили, испачкали своими грехами. И наших сил, вероятно, нет на то, чтобы самим исправить это греховное положение, но только благодать Духа Святаго, благодать, действующая через Церковное богослужение, через Таинства Святой Церкви, через Таинство Покаяния, через Причастие Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой может нас с вами исцелить и изменить! Ныне Церковь призывает нас, чтобы мы молились о том, дабы Господь открыл нам двери покаяния! Будем же молиться об этом. Приложим к этому силы. Подготовимся к великому и святому времени Святаго поста! Да поможет нам в этом Господь и Матерь Божия! Аминь