Неделя по Богоявлении.

23.01.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день называется в церковном календаре – «Неделей по Просвещении». И мы сейчас с вами слышали Святое Евангелие, где говорится о начале проповеди Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, которая предварялась словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Дорогие братья и сестры! Почему Господь наш Иисус Христос именно этими словами начал Свою проповедь людям? Мы должны в своем сердце обратить на это серьезное внимание. С чего начинается путь к Богу? С чего начинается исправление человеческой жизни? Как начать нам по настоящему веровать? – Вот, Сам Господь дал нам ответ.

Когда Господь явился на Иордане, когда Он явил Свою Божественную славу, когда Он пришел вместе с грешниками, которые собрались и ожидали крещения Иоаннова, погружаясь в Иордан в знак того, что как вода смывает с человека грязь, так и эти люди, грешники, хотели смыть грязь с тела своего в знак изменения своей жизни, в знак покаяния. Тогда Иоанн Креститель говорил: «Я крещу вас в воде, но за мной идет Тот, Который сильней меня, Которому я даже недостоин развязать ремень на Его обуви, и Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». – Иоанн Креститель говорил о той вере, об огне веры спасительной, который принесет в мир Господь Иисус Христос.

И вот, Господь приходит и становится вместе со всеми грешниками, и является слава Его. Голос с неба говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того слушайте, о Нем же благоволих». Дух Святой нисходит. Бог является. Но что дальше происходит? – Господь начинает Свою проповедь, и Он начинает ее словами: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное».

В нашей жизни мы тоже стремимся к Богу. В нашей жизни мы желали бы, чтобы Бог явился и нам, и нас освятил, и нам бы помог, и был бы опорой в нашей жизни. Но что нам нужно, прежде всего, для того, чтобы мы были вместе с Богом, а Бог с нами? – Прежде всего, нужно то, к чему и призвал нас Господь, нам надо подлинное покаяние, настоящее покаяние.

«Покайтесь!» – Что значит «покайтесь»? – Слово «покаяние» в переводе с греческого означает изменение образа жизни. Т.е. то, что для нас привычно, повседневно, то, с чем мы уже сроднились, надо изменить. А, к сожалению, что для нас привычно и повседневно? – Для нас привычно и повседневно осуждать друг друга, привычно и повседневно раздражаться, привычно и повседневно находиться в духовном расслаблении, потому что мы не умеем молиться и для нас собраться по-настоящему на молитву это что-то необыкновенное, потому что настоящая молитва, это когда сердце человеческое, ум человеческий, душа человеческая полностью обращены к Богу, и, конечно, мы видим, что у нас этого нет.

Итак, Господь зовет нас за Собой, зовет нас в то Царство Небесное, которое Он и принес нам на землю, которое уже явлено нам и которое существует уже сейчас на земле. Это Царство Небесное – Церковь Святая Православная, которая имеет Дух Святой, которая имеет таинства церковные, которая пребудет на земле во все дни до скончания века и врата адовы не одолеют ее (Мф. 16, 18). Но только как нам сложно по-настоящему стать подлинными сыновьями и дочерьми Церкви Христовой! Сложно, но это – единственный путь, путь спасения, путь вечной жизни.

Бог – единственная опора, которая дается нам в этой жизни. Без Бога жизнь бессмысленна. И как же нам быть вместе с Богом, чтобы Бог был вместе с нами, чтобы Бог благословлял нас и помогал нам, чтобы Он укреплял нас и утешал нас, чтобы надежда наша была не посрамлена, чтобы в нашем сердце была и вера, и любовь? – Вот об этом Господь и сказал нам в самом начале Своей проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

Будем просить у Господа Бога этого дара покаяния. Будем просить у него, чтобы Он помог нам изменить наш греховный образ жизни, отстать от греховного образа жизни, исправиться. Церковь Святая дает нам для этого все возможности. Есть Таинство Покаяния, в котором мы осознаем свои грехи, раскрываем перед священником на исповеди и они Духом Святым прощаются. Есть Таинство Причащения, в котором человек соединяется с Самим Господом нашим Иисусом Христом, в Его Пречистом Теле и Животворящей Крови. Есть дух молитвы, есть жизнь Церковная… – все Господь сделал для нас. Приложим же и мы все силы для того, чтобы исправиться, покаяться и быть вместе с Ним.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

21.01.2001 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь Иисус Христос проповедует о приближающемся Царствии Небесном.

И первое, к чему призывает нас, это – к покаянию.

Призыв: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное», – это первое условие обращения нашей души к Богу. Даже на обычном жизненном уровне нам, церковным людям, довольно легко почувствовать, с кем мы говорим – с человеком воцерковленным или далеким от Церкви. Человек невоцерковленный будет с удовольствием говорить об истории, о культуре, о народных традициях… Он с удовольствием будет говорить о том, какие хорошие заповеди Божьи, как они полезны… и, вообще, будет говорить, что надо, ведь во что-то верить, и со всем будет соглашаться. Но самое трудное, через что должен переступить человек, и когда он, действительно через это переступит, он переступит через порог двери, ведущей к Царствию Небесному, самое трудное – это разговор о покаянии. Тогда человек начинает говорить: А в чем я грешен? Да ни в чем не грешен! Да ведь нас так воспитали; да жизнь была такая; да я с детства веду себя очень хорошо, всех уважаю, и меня все хвалят, ничего я в жизни плохого не делал, и что это такое за покаяние?

Как трудно в душе, сидящей во тьме греховной, увидеть свет Божий! Как трудно человеку, душу которого захлестнули стихии греховного мира, покаяться! Но как бы это ни было трудно, нет другого пути для спасения, нет другого пути увидеть нам свет Христов, нет другого пути жить с Богом, нет другого пути иметь в сердце своем радость, веру, надежду и любовь, как только покаяться.

Без покаяния нет спасения. И именно поэтому это и есть начало пути христианина; начало, к которому призывает нас Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

Что значит – приблизилось? Да то, что оно рядом с нами, то, что Господь сделал все для нас, для нашего спасения. Явление Святой Троицы на Иордане это – свидетельство того, что Бог с нами в этом мире, Он готов во всем нам помогать, Он готов не оставлять нас никогда, Он готов прощать нам наши грехи, очищать нас, укреплять нас, приводить нас к жизни вечной – все готов для нас сделать. Он рядом с нами, нужно только лишь одно – покаяться.

Как сложно совершить этот шаг покаяния! Как трудно переступить через свою гордыню, самолюбие и тщеславие. Враг рода человеческого как будто ложное зеркало подставляет к нашему лицу – зеркало гордыни; и, глядясь в это кривое зеркало, мы не видим своих грехов и недостатков, и мы думаем, что нам не в чем каяться. – Разбить надо это кривое дьявольское зеркало! И увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле – увидеть свои грехи, увидеть, что мы виноваты, а не кто-то другой в наших грехах; увидеть, что нам надо исправиться, а не говорить, что должно сначала исправиться государство, потом должны исправиться правители, потом должны исправиться наши соседи, потом должны исправиться наши родные и близкие, а уж тогда и мы будем хорошими.

Нет! В первую очередь нам самим надо исправиться. Но, конечно же, самостоятельно исправиться мы не сможем. И своих сил на покаяние нам не хватит. Но ведь у нас есть Святая Церковь Христова, которая имеет благодатный дар – наши души возгревать к покаянию; у нас есть святые, сонмы святых – подвижников, мучеников, новомучеников, Ангелов и Архангелов, которые молятся за нас, а, значит, помогают нам покаяться и исправиться; у нас есть Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица, приводящая нас к спасению. – Видите сколько у нас благих помощников к тому, чтобы мы с вами нашли путь в Царство Небесное!

Дорогие братья и сестры! Мы слышим сегодня святой Божий евангельский призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» – Будем просить у Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он научил нас видеть наши недостатки, наши грехи, и каяться в них, и исправляться. Помолимся и о тех, кто еще невоцерковлен и ищет свой путь к спасению, чтобы и их Господь привел к покаянию и к жизни вечной.

Аминь.

 

 

22.01.2005 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас продолжается праздник Крещения Господня. И мы знаем о том, что Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы нас, грешников, спасти, а Иоанн Креститель и Предтеча готовил сердца человеческие к принятию веры в Иисуса Христа. И он говорил о том, что его погружение – это только прообраз того крещения, которым будет крестить Спаситель, ибо Он будет крестить Духом Святым и огнем. И сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором воскресший Спаситель мира посылает Своих учеников проповедовать всем народам и призывает учеников Своих, апостолов, крестить людей во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Так Иисус Христос устанавливает Таинство Крещения. Через Таинство Крещения человек рождается от воды и Духа. Первый раз, телом своим, человек рождается от матери, второй раз человек рождается духовно от Матери-Церкви.

В дни Крещения мы с вами много слышали из средств массовой информации – по радио, по телевидению, в газетах – о разных обычаях, которые сопутствуют Крещению. И, к сожалению, можно было представить из этих картин, которые предлагалось нам услышать и посмотреть, как будто главное в празднике Крещения – это окунуться в прорубь. И из этого окунания чуть ли не какое-то представление стали делать. И вот все время рассказывают о том, как вот люди идут, ныряют в эту прорубь… Зачем они ныряют?.. Для чего?.. Не очень понятно. И более того – выныривающие веселые люди рассказывают, как это ныряние полезно для здоровья. Для этого ли Христос пришел в мир и в этом ли смысл праздника?

Нет, дорогие братья и сестры, мы с вами, православные христиане, должны твердо знать, в чем смысл праздника Крещения Господня. Не в том он заключается, чтобы молодцевато нырнуть в прорубь и думать о том, как ты после этого закалился и будешь здоров, а в том праздник Крещения заключается, чтобы душу свою омыть покаянием и очистить, и сделать ее способной к принятию учения Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. А святая вода, которую мы получаем в храме Господнем, – действительно, ее, по словам чиноосвящения, нужно дома благоговейно вкушать по утрам, можно ею отираться, когда ты чувствуешь себя в какой-то болезни, и этим самым с верою и благоговением испрашивать у Господа Бога благословения.

Сегодняшнее Евангелие, которое мы с вами слышали сейчас, как раз предупреждает нас о том, чтобы мы не увлекались только внешними формами. Ведь как бывает у нас тоже? Мы настаиваем, чтобы покрестили наших, скажем, если это бабушка или дедушка, – внучат, и ставим в первую очередь это условие, или и ставим это условием, чтобы ребенок был крещен, и, порой не зная, как объяснить, говорим: «Вот он спать будет лучше, вот он здоров будет», – как будто в этом дело. Конечно, очень важно, чтобы человек был крещен; очень важно, чтобы младенец был крещен. Потому что кто не крестится от воды и Духа, не войдет в Царствие Божие. Но крещение – это всего лишь открытая дверь перед человеком. Вот крестился человек – перед ним распахнута дверь, но нужно сделать шаг, переступить через порог и пойти за Господом Иисусом Христом. Если человек так и остается перед этой раскрытой дверью в Царствие Божие, если не делает ни одного шага за Христом, то и его крещение окажется бесплодно. А это очень страшно.

Помните, как проповедовал Иоанн Креститель, говоря о том, что если дерево не приносит плода, то его срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 9). И вот сейчас мы тоже с вами слышали Святое Евангелие, в котором Спаситель мира не просто посылает Своих учеников, чтобы ученики крестили все народы, Он говорит им: «Идите, крестите все народы и научите их всему тому, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Значит, нам необходимо не только внешне принимать таинства церковные, но обязательно стремиться жить так, как научил нас Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Каждому времени свое искушение. Было время – мы ничего не могли услышать о Церкви от внешних, только в храмах Божьих слово Божие можно было услышать. Сейчас зачастую мы слишком много слышим о Церкви, и в том, что мы слышим, к сожалению, очень много неверного. Будем же верны подлинному церковному учению. Будем христианами не внешними и не на показ. Будем хранить святую веру православную и жизнь свою строить в соответствии с благими заповедями Господними. В этом да поможет нам Спаситель мира Господь Иисус Христос, пришедший на Иордан грешников, чтобы их спасти, – и нас с вами спасти, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную.

Аминь.

 

 

23.01.2005 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь Иисус Христос начал Свою общественную проповедь со слов: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство небесное».

Эти слова обращены к каждому из нас, потому что около каждого из нас близко, рядом Царство небесное. Собственно говоря, мы сейчас с вами стоим в подобии неба, мы стоим в храме Божием, а храм Божий, как видимое место явления невидимой Церкви Христовой, это есть небо на земле. Это уже явление Царства небесного, Царства вечного, Царства Божия в нашем временном, земном. И мы входим в храм Божий, восходя на небо духовное.

Те слова, которые мы только что услышали с вами в Евангелии из уст Самого Господа Иисуса Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное», – особенно относятся к нам, сейчас стоящим в этом святом храме. Потому что, надо признаться нам с вами. Что ходим мы в храм Божий очень часто не так, как будто восходим в Царство небесное. И это, я бы сказал, беда верующих, которые постоянно уже ходят в храм Господень. Порой человек первый раз, когда заходит в храм, его всего «колотит», он боится шаг ступить, он боится что-то сделать неправильное, он понимает, в какое святое место он пришел; он еще, может быть, ничего не знает о Боге, но его целиком пронизывает благоговейный страх Божий перед этим святым местом. А мы, часто бывающие в храме Господнем, страшно сказать это слово, как будто привыкли к этой святыне. Но привыкли не в том хорошем смысле, что, войдя в храм, мы начинаем молиться, мы начинаем чувствовать особое присутствие Божие, начинаем получать благодать Господню. Вот если бы это так было, какая бы это была хорошая духовная привычка! – Нет! К сожалению, мы привыкли к другому. Войдя в храм, мы ищем своих знакомых, приветливо с ними общаемся, рассуждаем о наших делах, начинаем обмениваться новостями. Стоя в храме, вместо слов молитвы, в которые надо вслушиваться, и ловить каждое слово, и насыщать ими свою душу, мы размышляем о своих делах, перебираем разные сделанные нами дела, вспоминаем прошлые события, детство свое вспоминаем – где мы только умом своим ни побываем за время богослужения! Но только не в Царстве небесном, которое здесь приблизилось к нам, рядом с нами, и мы, можно сказать, находимся в нем. Но почему же наша душа, не смотря на это приближение, мы сами это ощущаем, далека от Царства небесного?

Вот потому, дорогие братья и сестры, к нам и обращается Сам Господь, говоря: «Покайтесь». Призыв к покаянию – это призыв к спасению. Без покаяния не может быть спасения. Без покаяния не может быть молитвы. Без покаяния не может быть добрых дел. Без покаяния не может быть жизни во Христе. Без покаяния невозможно жить с Богом. Потому что грех разделяет нас от Бога. А покаяние – это изменение нашего образа жизни, изменение наших греховных привычек, изменение того, что кажется нам нормальным, и то, что для греховного мира кажется нормальным, а на самом деле ненормально.

Ненормально не молиться, а размышлять о чем-то суетном во время молитвы. Ненормально не прощать друг другу обиды, и помнить о них, не смотря на то, что прошел уже, может быть, и месяц, и год, и даже десятилетие. Это – ненормально. Ненормально не отзываться на просьбу о помощи. Ненормально людей не любить или даже ненавидеть. Или хуже того – гневаться и творить злобу. Это – ненормально. Ненормально думать одно, а говорить другое, и лицемерить, и лгать. Это все ненормально. Это надо исправлять. А чем это можно исправить? – Только покаянием!

Вот к этому покаянию и призывает нас Спаситель. Мы должны вынуть из своих глаз бревна греха, чтобы увидеть мир таким, как он есть. Иисус Христос пришел в мир, и мы называем Его сегодня светом: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас…». – Свет нам светит, но мы, как слышали сегодня в Евангелии, по слову Исайи пророка, как будто бы во тьме сидим и отворачиваемся от света. Это грех нашу голову отворачивает. Это грех закрывает наши духовные глаза, чтобы мы света не видели. А Церковь Христова, Господь Иисус Христос зовет нас повернуться к свету, открыть свою духовные глаза, открыть свое сердце. И предлагается нам помощь для этого – такой духовный инструмент, с которым мы можем увидеть свет, открыть свои глаза. Это – Таинство Покаяния. Дорогие братья и сестры! Таинство Покаяния дано нам для того, чтобы мы с вами вошли в Царство небесное.

Другая еще наша беда, что хотя мы и обращаемся к Таинству Покаяния, но очень часто делаем это внешне, формально, не прилагая потом усилий к исправлению своей души. Это все равно, что человек начисто вымылся, надел чистую белую одежду и не успел ступить за порог, как с размаху снова плюхнулся в грязь. Поэтому иногда спрашивают: «Как же так? Вот, я исповедуюсь часто, и все равно грешу?» – Не только надо исповедовать свои грехи, но надо иметь решимость вновь к ним не возвращаться. Это и есть изменение образа жизни и образа мысли. А тут мы чувствуем свою слабость, все время падаем, все время в эту грязную лужу греха окунаемся. А здесь нам надо просить помощи – помощи Божией, молитв Пречистой Матери, Ангелов и Архангелов и всех святых, чтобы они поддержали нас на нашем жизненном пути, чтобы нам не возвращаться к нашим грехам, чтобы нам вновь и вновь обращаться к покаянию.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами – очень счастливые люди. Мы стоим в храме Божьем – это Царство небесное на земле. Откроем свои духовные глаза! Откроем свои души! Уши свои откроем к слышанию словес и будем молиться и просить у Господа, Который обратился к нам сегодня со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное», – будем просить у Него, чтобы Он дал нам силы покаяться и дал нам силы жить вместе с Ним и прибыть в Царстве Его небесном.

Аминь.

 

 

22.01.2006 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали с вами, какими словами Господь Иисус Христос начал Свою проповедь. Эти слова такие: «Покайтесь, потому что приблизилось Царствие Небесное». Господь начинает Свою проповедь с призыва к покаянию. Для нас это значит, что мы, когда желаем совершить что-то доброе, если мы желаем жить по нашей вере, если мы желаем любить Бога и ближних, нам необходимо для этого сначала совершить подлинное покаяние.

Царство Небесное Иисус Христос принес на землю. Царство Небесное заключается в душе человеческой. И Христос для души человеческой открыл возможность пребывать вместе с Богом. Царство Небесное не придет насильно, его нельзя установить каким-либо законом. Царство Небесное человек открывает в своей душе под воздействием благодати Божией, когда в душе человека начинает сиять свет. Откуда мы возьмем этот свет, как он может воссиять в нашей душе, как наши души могут прийти в Царство Небесное? Для этого на земле существует Церковь. Церковь, созданная Господом Иисусом Христом, имеет все благодатные средства для того, чтобы в человеческой душе воссиял свет. Собственно говоря, Церковь – это и есть Царство Небесное, которое пребывает на земле. Когда мы входим в храм с тем, чтобы помолиться, мы с вами как будто бы восходим на небо, в мир духовный.

Но что мешает нам пребывать в Царстве Небесном? Что мешает нашей душе наслаждаться светом Божественным? Что мешает нам радоваться жизни? Что мешает нам по-настоящему верить, надеяться и любить? Конечно же, мешают нам наши грехи. Грех – это то, что отделяет человека от Бога, – и сознательный, и несознательный. Грех – это нарушение заповедей Божьих. Грех – это та стена, которую человек сам строит между собой и Богом. Грех – это ошибка человека, когда человек ошибается и неправильно и неправедно поступает, когда он слушает не голос Божий, а искушение дьявола. И этот грех приводит человека в душевную тьму, потому что вместе с грехом приходит горечь, наполняющая душу человека. К человеку приходит тоска и пустота. И только свет Божий эту тоску и пустоту может разогнать. Вот именно поэтому Иисус Христос и начал Свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Грех можно победить покаянием. «Покаяние» в переводе с греческого языка означает изменение образа жизни, изменение образа мыслей, изменение образа наших чувств. Подлинное покаяние – это тогда, когда мы с вами понимаем, что нельзя жить не по заповедям Божьим. Подлинное покаяние – это тогда, когда и в наше сознание, и в наше сердце приходит ясное ощущение того, что грех губит человека, а Бог спасает. Поэтому Церковь имеет благодатное Таинство Покаяния, в котором действует благодать Духа Святаго, и человек, который приходит к Таинству Покаяния, осознает себя грешником, кается в своих грехах, просит у Бога прощения. С него изглаживаются все грехи. Душа его, которая дотоле была запачкана грехами, светом Духа Святаго очищается, исчезают грехи от блистания Божества. Поэтому, дорогие братья и сестры, по призыву Церкви возлюбим покаяние, увидим свои грехи и недостатки, увидим, что они мешают нам жить. Будем каяться в своих преступлениях против заповедей Божьих.

Наиболее, конечно же, нам надо каяться в том, что мы не умеем по-настоящему любить Бога и не умеем по-настоящему любить друг друга. Из-за этого неумения любить Бога и других происходят всевозможные грехи. Если бы в наших сердцах всегда горел огонь этой любви, мы бы вокруг себя только добро бы распространяли и никогда бы не согрешили. Но, увы! Часто не только огонь там не горит у людей, а, наоборот, в душе человеческой бывает мрак ненависти, злобы, осуждения, неправды. Для того Церковь и призывает нас к молитве, чтобы зажечь в нашем сердце свечу Божественной любви. И мы, приходя в храм Божий, обращаемся к Господу Богу с различными молитвами, прося и о себе, и о своих родных, и о своих близких, но мы не должны никогда забывать, что начало жизни христианской, начало подлинного христианского пути – это именно то, о чем сказал Сам Господь Иисус Христос в начале проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Будем просить у Господа, чтобы Он дал нам дух покаяния, чтобы нам видеть свои грехи и недостатки, исправляться, изменяться к лучшему, наполнять сердце свое верой, надеждой, любовью, ум устремлять к добрым делам, к поступкам милосердия, чтобы в нашей жизни воистину Христос царствовал, а в нашем сердце пребывало Царствие Небесное.

Аминь.

 

 

 

(20.01.2008 Неделя по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Всенощное бдение.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Ныне мы продолжаем духовное торжество о празднике Крещения Господня. Мы знаем с вами о том, что Иоанн, Пророк и Предтеча, который был послан приготовить для Господа Иисуса Христа путь к сердцам человеческим, говорил о себе: «Я крещу вас в воде, но за мною идет Тот, Который будет крестить вас Духом Святым и огнем» (см. Мф. 3, 11). И вот сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором воскресший Спаситель мира Господь Иисус Христос посылает Своих учеников проповедовать Свое Божественное учение и дает им ту формулу, по которой мы все с вами приняли крещение, говоря им о том, чтобы они крестили во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

На Иордане, когда Сам Христос вошел в воды Иорданские, было явление Святой Троицы. Отец Небесный говорил: «Вот Мой Сын возлюбленный, о Котором Я говорил!» (см. Мф. 3, 17), – Сам Сын Божий стоял в струях Иорданских, и Дух, яко голубь, сходил на Него. Именно это событие мы сегодня с вами вспоминаем. Но обратим внимание, дорогие братья и сестры, на те слова, которые Христос воскресший сказал Своим ученикам, посылая их проповедовать Свое слово и крестить всех людей во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Он сказал им: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Это значит, что Христос с нами, с каждым из нас, с каждым из нас, здесь стоящим, с каждым из нас, кто имеет в сердцах своих хотя бы каплю веры, – с каждым из нас Господь. Господь стучится в двери наших сердец и ждет, чтобы мы открыли их. Он так и говорит: «Я стою у двери и стучу: кто Мне откроет, к тому войду» (см. Откр. 3, 20). Господь к нам пришел, чтобы нас спасти. Господь к нам пришел, чтобы открыть нам то, чего мы не желаем видеть. Господь пришел к нам, чтобы напомнить нам, что мы имеем бессмертные души. Господь пришел к нам, чтобы нам напомнить, что нашим кратким временем земной жизни жизнь не кончается. Господь пришел к нам, чтобы напомнить нам, что мы богоподобны. Господь пришел к нам, чтобы напомнить нам и сказать нам, что самое главное в этом мире – научиться любви, и если мы не научимся любить друг друга, если мы не научимся прощать друг другу, если мы не научимся быть милосердными друг ко другу, то время жизни нашей бессмысленно, и прожили мы его зря и впустую, и нечего нам будет взять с собой в вечность. Для того Господь пришел в мир, чтобы нас, неразумных, спасти. Наши с вами грехи Он берет на Себя и за наши грехи Он страдает на Кресте. Он хочет только лишь одного: чтобы мы обратились к Нему и открыли двери своих сердец для Него.

Сейчас мы слышали с вами в Евангелии, что Он сказал, что Он с нами во все дни до скончания века. Где нам Его искать? Где нам Бога найти? Не надо далеко ходить. Он не где-то в потаенных местах – Он здесь, рядом с нами. Где двое или трое собраны во имя Его, Он уже там, среди нас (Мф. 18, 20). Церковь Христова, которую Он Сам создал, – это и есть небо на земле, это и есть открытые врата к вечной жизни. Душа человека, который обращается к Богу, приходит к Таинствам церковным, наполняется благодатью Господней и силою. И тогда все житейские беды и сложности, все жизненные неприятности и несчастья ничего уже для человека не значат. Он легко это все преодолевает, ибо с ним Бог.

Дорогие братья и сестры! Ныне праздник Богоявления. Бог явился в мир, чтобы мы с вами не были одинокими. Можно поступить по-разному. Можно закрыть уши, глаза, и спрятать голову свою, и сказать: «Не вижу и не хочу знать никакого Бога, хочу жить сам по себе!» Только итог такой жизни весьма печален будет. Можно же поступить по-другому: можно открыть уши своей души, открыть глаза своей души и увидеть Бога, Который любит нас и рядом с нами, Который пришел для того, чтобы ни один из нас не погиб, но имели бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16; 6, 40).

Помолимся же Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он ныне вразумил нас и открыл нам духовное зрение и духовное ведение, и мы увидели, что Он воистину с нами во вся дни до скончания века. Аминь.

(22.01.2012 Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали с вами Евангелие, где говорится о том, какими словами начал Спаситель мира Господь наш Иисус Христос после Своего крещения на Иордане проповедовать народу. Он начал говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Дорогие братья и сестры, это ведь Господь к нам обращается. Без покаяния мы с вами не можем быть настоящими христианами. Без покаяния у нас с вами ничего не получится. Без покаяния не будет нам ни счастья, ни радости, никакого успеха в нашей с вами жизни, и никакого смысла в нашей с вами жизни не будет. Ведь Сам Господь Иисус Христос – не кто-нибудь другой, а Он, Он нам говорит: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие».

Действительно, Царство Божие к нам приблизилось. Мы находимся с вами в храме. Это же Царство Божие – среди нашего грешного мира, среди нашей суеты, среди наших повседневных забот, среди наших повседневных каких-то обид, каких-то амбиций, даже какой-то злобы, которая у нас порой возникает. Среди этого нашего повседневного суетного жития вдруг мы приходим в храм, где все совсем по-другому. А это ведь Небо Божие на земле. Воистину, это Царство Божие, которое уже пришло в силе. Мы говорим о вечной жизни, но мы не знаем, что такое эта вечная жизнь. Мы не понимаем, какая она есть на самом деле. Мы можем прикоснуться только к отблескам этого Царства Божия, к свету этой вечной жизни здесь, в храме Божием, когда мы стоим на молитве, когда мы отрешаемся от нашей повседневности, когда наша душа приникает к Богу. Вот, как мы слышали сегодня в Евангелии: «Вам, сидящим во тьме и сени смертной, свет воссияет» (см. Мф. 4, 16), – это ведь пророчество про нас. Наша повседневная жизнь порой, увы, очень похожа на тьму и сень смертную. А мы приходим в храм – и тут свет на нас сияет. Свет духовный, осияющий наши сердца.

Но что Господь нам говорит? Он говорит нам: «Покайтесь! Приблизилось Царство Божие». Господь нам показывает это Царство, нам с вами. Мы его в храме видим, чувствуем – через богослужение, через молитву, через ту благодать, которую мы получаем здесь. Но Он и говорит нам, чтобы мы покаялись. А что значит «покаялись»? Это самое сложное.

Это не просто сказали бы мы с вами: «Да, я грешный», не просто написали на бумажку, перечислили грехи: сегодня, там, в среду кефира выпил, а в понедельник кому-то плохое слово сказал, – выписали свой список злых дел, пришли к священнику, рассказали, – как будто это покаяние. Да нет, нет, дорогие братья и сестры, мы так только учимся покаянию, пытаемся каяться. Ведь настоящее покаяние – это совсем другое. Это изменение нашего образа жизни, образа наших мыслей, образа действий. Это невозможно, это очень трудно – перемениться нам. Нам проще рассказать священнику про свои мелкие грешочки, или про большие падения наши греховные, поплакать о них, но не изменить свою жизнь в целом. А ведь Господь, когда говорил: «Покайтесь!» – призывал нас не к этому. Не к тому, чтобы мы по мелочам ходили и рассказывали, в чем мы согрешили, а на следующий день делали то же самое, нет. Он призывает нас измениться в душе, в корне, в сути своей, в мыслях своих, в чувствах, в стремлениях. То есть чтобы мы поняли, что у нас самое главное в нашей жизни, ради чего мы пришли в этот мир, кто мы такие, для чего нам дана бессмертная душа, вот что говорит Господь. Какая беда – мы никак с вами этого не можем понять. И только Святая Церковь своими молитвами, своей благодатью, светом своей истины может нас приводить к этому подлинному покаянию.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы услышали прекрасное евангельское чтение, услышали слова Самого Господа Иисуса Христа. Давайте не успокаиваться и не говорить себе: «О, мы хорошие христиане, мы ходим в храм Божий, мы все делаем правильно». Давайте сами себя обличим и увидим, насколько мы еще далеки от Царствия Божия, насколько мы еще не исправили внутреннее состояние своей души. И попросим благодати Духа Святаго на то, чтобы воистину нам быть крещеными не только Духом Святым, что мы получили, но и огнем веры Христовой, которая бы горела всегда, каждый день и каждый час, в нашей жизни. Аминь.

(20.01.2013 Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда дети начинают учиться, то прежде всего они изучают буквы; и если они этих букв не будут знать, то они потом не смогут читать, а следовательно, не сумеют познавать никакие науки. Дети изучают цифры – потому что если они не будут знать этих цифр, то потом они не сумеют ни считать, ни заниматься математикой, ничем. Всегда изучение чего бы то ни было начинается с изучения самых необходимых вещей, без которых невозможно дальнейшее продвижение в каком-нибудь знании. Вот и Спаситель мира Господь Иисус Христос начинает Свою проповедь, после того как Он принял Крещение на Иордане, с самого основного, что необходимо для духовной жизни, потому что если этого не будет, то и ничего другого невозможно, точно так же, как невозможно, не зная букв, уметь читать.

Что же это самое основное? Мы только что услышали это в Святом Евангелии. Иисус Христос начинает Свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Услышим это слово: «Покайтесь!» То есть без покаяния вообще невозможна духовная жизнь. Невозможен никакой разговор о вере, никакое знание о Боге, ничего невозможно для души своей доброго приобрести и невозможно продвинуться в жизни с Богом, если не будет самого первого – покаяния.

Что же такое покаяние? В переводе с греческого языка это означает: «изменение образа жизни, изменение мыслей, изменение чувств». Нам необходимо измениться. А что нам необходимо изменить? В чем наша проблема? Почему ко всем нам Господь обращается с этим призывом? Нам надо изменить греховное состояние нашей души. Грех заключается в том, что мы живем не с волей Божией в своем сердце, не с чувствами, которые Бог нам заповедал, не с мыслями, которые Бог дает нам, не с заповедями, которые нам открыты, а мы ставим во главу угла свое мнение: чего нам хочется, к чему мы стремимся, как мы своим разумом думаем, что так лучше. Противопоставление своей воли, своих мыслей, своих чувств Богу и есть тот грех. Ведь в чем дело, почему Адам потерял рай? Потому что он не захотел пребывать в воле Божией, захотел сам, по своей воле действовать. Все это очень плачевно кончилось. Как дерево, если у него отрубить корни, засыхает, так и человек, если отрывается от Бога, духовно умирает. Так вот покаяние – это обращение, возвращение в райское состояние, изменение греховного образа жизни.

Господь призывает: «Покайтесь!» Но с чего начать это покаяние? Как его понять? Какие действия человека? В первую очередь, осознание своей греховности. Как легко определить человека, насколько близок он к Церкви? Вот иной человек рассуждает и говорит: «Да, вот Христос хорошо, все правильно учил, и заповеди все хорошие», – а когда начинаешь ему говорить о грехе, он говорит: «Ну, какой грех? Не, я все честно живу всегда, ничего никому плохого не делаю, нет-нет, ну какой грех? Я не грешный». То есть человеку даже трудно понять, что грех гнездится в его душе. Как умело грех замаскировался! Так, что его не видно. Какое уютное себе гнездышко свил в сердце человека! Так, что даже следов его не заметишь. Человек живет, носит в себе этого змия ядовитого, грех этот, и даже и не думает, что ему нужно что-то изменить в свой жизни. Как страшно!

Христос есть свет мира (см. Ин. 8, 12). Когда свет светит, то всякая тьма отходит, и все видно. И поэтому нам необходимо для покаяния, чтобы Христос просветил нашу душу, чтобы мы в своей душе увидели этот грех. Первое условие покаяния – это увидеть грех в своей душе. Второе условие покаяния – это решиться изменить свое отношение к жизни и бороться с грехом. Бороться, начать духовную борьбу – то, к чему призывает Господь. И вот, когда человек, осознав свою греховность, начинает бороться, это значит, что он услышал призыв Иисуса Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

А дальше уже Церковь подхватывает его, и помогает ему идти по жизни за Христом, помогает ему в этом деле покаяния, дает Таинства, дает благодать. И человек двигается по жизни, изменяя свою душу, от злого к доброму, от греховного к святому.

Вот, дорогие братья и сестры, Святая Церковь в первое воскресение после Крещения и предлагает нам с вами услышать вновь этот призыв Господа нашего Иисуса Христа. Сами мы своими силами, конечно, не сможем вырвать из своей души грехи. Сами мы по себе самостоятельно измениться не сможем. Но благодать Духа Святаго, действие силы Божией может это сделать с нашими душами. И если мы слышим этот призыв и стремимся ко Христу, то, конечно же, Христос поможет нам, возьмет нас с Собой и откроет для нас то самое Царство Небесное, со слова о котором Он начал Свою проповедь.

Дорогие братья и сестры! Откроем свои уши, откроем свое сердце, откроем свою душу, приложим свои усилия и услышим этот призыв Христов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

(25.01.2015 Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами только что услышали слова Святого Евангелия: в чем начало нашего с вами спасения, в чем начало нашего пути в Царство Небесное. Мы с вами, крестившись во Христа Спасителя, дали обещание, что в жизни своей пойдем за Ним. Так вот, только что мы услышали, с каких слов начал Иисус Христос Свою проповедь. Он начал Свою проповедь словами: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное!» (см. Мф. 4, 17). – Вот основа нашего спасения, вот основа нашей духовной жизни, основа наших добрых дел и основа нашей молитвы! Без этого фундамента ничего у нас не будет: ни веры, ни надежды, ни любви. Без этого главного фундамента мы ни на шаг не приблизимся к Царствию Небесному! Господь говорит нам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! Покайтесь!» Что значат эти слова?

Мы слышали сегодня ещё один Евангельский отрывок, в котором показывается пример того, что такое покаяние, как надо каяться. Это очень живой пример! Внимательно разберем его – какое он для нас имеет личное значение? Потому что, если мы поймем это, то мы поймем, как каяться и что значит «Покайтесь».

Иисус Христос приходит в город Иерихон. И в этом городе все жители собрались, чтобы встретить Христа. И в этом же городе жил человек, который занимал высокую должность, но не очень уважаемую в народе – он был начальником над мытарями. А мытари – это были люди, которые собирали налоги. Но эти налоги шли не для своего народа, а они шли для римлян, потому что Иудея была под оккупацией римлян, и фактически, эти мытари были, так сказать, прислужниками у римлян. Они не только собирали в пользу римлян эти налоги, но и как это бывает в жизни, что-то оставляли и себе в карман. И поэтому, с одной стороны, этого человека, а звали его Закхей, боялись потому, что он мог несправедливыми налогами обложить, с другой стороны – в душе его презирали и считали грешником. И вот Христос заходит в этот город. А у Закхея был такой физический, если можно сказать, недостаток или физическая особенность – он был очень маленького роста. Но он хотел видеть Иисуса Христа! А из-за толпы и множество народа он не видел Его, и никто перед ним особенно не хотел расступаться, чтобы он увидел. И что же тогда делает этот Закхей? Он бежит вперед по тому пути, куда должен проследовать Иисус Христос, и забирается на дерево, чтобы увидеть Иисуса Христа! Представляете: почтенный человек – начальник сборщиков налогов – забирается на дерево как мальчишка!? Казалось бы – какое унижение! Но он делает это. И не боится, что над ним будут смеяться, и на него будут показывать пальцем! Почему он это делает? Он очень захотел увидеть Иисуса Христа! Так захотел, что пренебрег всеми человеческими условностями!

Дорогие братья и сестры! Это для нас с вами первый урок, как нам следуют относиться к покаянию, а ведь покаяние – это встреча нашей души человеческой с нашим Господом! Святые отцы мудро толкуют описание этого события, в частности то, как Закхей на дерево залезал, с нашим жизненным устройством. Мы тоже с вами очень маленького роста, но не физически, есть среди нас довольно высокие – мы с вами маленького духовного роста. У нас чрезвычайно маленький духовный рост! Такой маленький, что нам трудно в своей жизни увидеть Господа Иисуса Христа. Мы видим перед собой только спины жизненных обстоятельств, за которыми не видим Самого Господа, хозяина нашей жизни и Спасителя нашего!

И за мельканием этих чужих спин, мы не видим смысла нашей жизни, из-за нашего маленького духовного роста. Где найти такое дерево, на которое нам взобраться, чтобы увидеть Иисуса Христа? Святые отцы объясняют, что это дерево – это Церковь Христова. Церковь Христова есть то древо жизненное, забравшись на которое, мы видим Иисуса Христа. В Церкви все есть необходимое для того, чтобы нам увидеть в своей жизни нашего Спасителя. Итак, первое, что необходимо нам для нашего покаяния, для пути в Царствие Небесное, для того, чтобы увидеть Иисуса Христа, – это жизнь с Церковью Христовой, которая подымет нас, возвысит нас духовно низкорослых, возвысит нас до того, что Господь будет вместе с нами.

И вот, продолжаем дальше, как написано в Евангелии, читать: Иисус Христос подходит к этому дереву, видит Закхея и говорит: «Закхей, слазь быстрей, сегодня я хочу у тебя дома быть!» Закхей радостный слазит и приводит Господа Иисуса Христа в свой дом. С Христом заходят и другие люди. Закхей начинает Христа принимать, оказывать Ему гостеприимство. Но тут люди начинают между собой роптать. О чем они ропщут? Что Христос зашел к грешнику, явному грешнику, недостойному, по их мнению, милости Самого Господа Иисуса Христа! И вот Закхей, услышав что ропщут и называют его грешником, и понимает, что правильно его называют, осознает это! Он выходит на середину своего дома и громко перед всеми объявляет: «Господи, я сегодня половину своего имения отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо!»

Вчетверо! – Вдумаемся: когда Закхей исполнит это свое обещание – отдаст половину имения, а тех, кого он обижал, он успокоит их и отдаст им вчетверо больше, чем он у них может быть забирал когда-то, – как вы думаете: много ли останется самому Закхею? Скорее всего, ничего не останется, но он настолько прочувствовал свою греховность, что он высказывает полное желание исправить свою жизнь! Скорее всего, его с должности с этой снимут после такого выступления! Но ему уже все равно, ему это не важно – он увидел низость своего падения, он понял, что нужно исправляться. Вот это-то исправление и называется покаянием: когда человек осознает свои грехи и деятельно – поступками своими – желает эти грехи исправить, прилагает усилия к своему исправлению! А Христос говорит: Вот действительно, этому дому сегодня спасение, потому что и этот человек стал сыном Авраама! Я пришел взыскать и спасти погибшее, призвать грешников к покаянию» (см. Лк. 19, 10).

Вот, дорогие братья и сестры, скоро уже и начнутся подготовительные недели к Святому и Великому посту. И Святая Церковь открывает для нас с вами какое у нас должно быть покаяние, и в чем основа нашей духовной христианской жизни, и когда мы можем воистину называться христианами! Таковыми мы можем называться, если будем каяться в своих грехах деятельно, то есть добрыми делами, показывая свое искреннее желание исправления, как показал этот Закхей, которого похвалил Сам Господь, назвав его сыном Авраама! А почему это такое высокое звание – сын Авраама? Авраам – отец всех верующих людей, и название сына Авраама – это означает, что воистину этот человек имеет подлинную веру – веру, основанную на покаянии!

Дорогие братья и сестры! Обратимся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы и Он вошел в дом нашей души, как Он вошел в дом Закхея! Обратимся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он научил нас подлинному покаянию, чтобы мы видели свои недостатки и грехи, и чтобы приложили все силы вчетверо исправить то, в чем мы грешны! Аминь.