Неделя по Рождестве Христовом.

10.01.1999 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день после Рождества Христова Святая Церковь предлагает всем нам внимать словам евангельского повествования о тех событиях, которые развернулись в древней Иудее после Рождества Христова.

Иногда праздник Рождества Христова представляют как некое такое сладкое, слащавое празднование, где только все умилительно, тихо и спокойно. На самом деле это не так! Ведь Христос родился не для того, чтобы пребывать в покое и принимать только лишь поклонение. Нет! Христос родился для страданий, потому что Он родился в страдающий мир, потому что люди страдают от зла, мучаются. И Христос родился, чтобы быть вместе с людьми в этих страданиях и помочь им, помочь перенести эти страдания и помочь через страдания прийти к спасению, к избавлению от власти греха, потому что страдания, болезни и несчастья происходят из-за того, что в мире царствует грех. И Христос приходит в этот мир, рождается, чтобы принести Свое Царство, которое не внешним насилием навязывается, а которое в душе у человека расцветает, которое человек открывает в своем сердце. И когда воцаряется в сердце Христос, то тогда наступают тишина и покой. Вот тогда наступают блаженство и радость. Но только эти блаженства и радость, эти счастье и покой всегда будут находиться в противоречии с законами мира, потому что мир не терпит свет Христова, мир не терпит любви Христовой и мир не принимает законов Божьих. И очень наглядно мы это можем видеть через то евангельское повествование, которое мы только что слышали.

Бог рождается в мир, Бог воплощается – Царь, Который приносит Царство вечное. А что делает царь политический, в руках которого власть, которому подчиняются воины, которому платят налоги, который устанавливает законы – что делает этот царь? – Царь Ирод, узнав о рождении Иисуса Христа, предпринимает все меры для того, чтобы постараться убить Его. И не останавливается ни перед чем, вплоть до того, что отдает повеление убить всех детей города Вифлеема от двухлетнего возраста и младше.

Смотрите, до какого злодейства доходят слуги греховного мира! Ни перед чем они не хотят остановиться в своей борьбе с Богом. Достигает ли мир успеха в этой борьбе? Может ли мир греха победить мир Божий? – Нет, не может! Ирод, убивая младенцев, думал убить Христа. Ирод, убивая младенцев, не подумал и даже не хотел думать о том горе, которое он причинил матерям и семьям.

Но что происходит в реальном, подлинному духовном мире? – Безвинные младенцы, безгрешные дети становятся первыми мучениками за Христа, первыми ангелами, вошедшими в Царство Божие. То, что, казалось, по законом мира должно было обрушить правду Божию, на самом деле приводит к тому, что все эти ангельские души в Царстве Божьем, в том самом Царстве, для которого пришел в мир Иисус Христос, Который тоже проведет жизнь полную скитаний и страданий и в конце Его также убьют – как убили и вифлеемских младенцев – пригвоздив к Кресту для того, чтобы через смерть Свою искупить весь род человеческий.

Зло оказалось посрамленным. Но это видит только тот, у кого есть духовные очи. Это видит только тот, кто знает подлинную картину мира, что зло, торжествуя здесь на земле, терпит поражение от Бога, ибо земная жизнь это – только некоторая часть великого существования человека, и от того, как человек проживет свою земную жизнь, зависит его жизнь вечная. Если он в этой земной жизни поддастся законам греховного мира и будет по ним жить, он сам душу свою погубит, даже если внешне он будет благоденствовать.

Разве не благоденствовал царь Ирод? Разве не во дворце он жил? Все любые его прихоти, его желания исполнялись, любые повеления тотчас осуществлялись. Посмотри на него со стороны, и можно подумать: какой счастливый человек! А он – духовный мертвец, и несчастней его не придумаешь, потому что его душа оказалась в цепких когтях дьявола, его душа переполнена была злом, ненавистью, гордыней, его душа предназначена, оказалась, для мучений, в которые не Бог вверг его, но которые он сам для себя устроил, служа греховным страстям всего мира.

И наоборот, другой пример. Казалось бы, какая плачевная участь – ребенку прожить всего два года и потом быть убитым за Христа, – какое несчастье, какое горе! А эти дети оказались сияющими ангелами в Царстве Божьем, счастливейшими из существ человеческих, потому что они первыми вошли в Царство Божие, И перед нами ежедневно стоит выбор: какому царству мы бед служить? Царству греха или Царству Божию? Если мы будем служить Царству Божию, нам нужно знать, что нам придется в этом мире страдать. Нам нужно знать, что нам придется переносить и оскорбления, и утеснения, и насмешки, и много скорбей. Потому что тяжело отвечать любовью на ненависть, но именно это нужно делать, чтобы войти в Царство Божие. Тяжело отвечать добром на зло, но это нужно делать, если мы хотим быть с Христом. Тяжело прощать обиды, но это необходимо делать, если мы желаем жить в Царстве Божьем. Тяжело в мире, где все врут, не лгать, а жить по правде. Тяжело в мире, где все построено на несправедливости, на гордыне, на тщеславии быть смиренными, но без этого мы не можем последовать за Христом.

Вот, дорогие братья и сестры, что открывает нам Церковь в дни Рождества Христова. Родившийся Богомладенец Христос пришел в мир, чтобы пострадать за людей. Если мы желаем быть вместе с Ним, если мы желаем принять Его Царство, а не царство греха, которому Ирод служил, нам следует быть готовыми и пострадать за Христа так, как пострадали за Него Вифлеемские младенцы. Но через эти наши страдания, которые мы переносим за нашу веру, мы с вами получаем то Царство, в котором уже не будет ни скорбей, ни боли, ни несчастья, но великая светлая радость. И уже сейчас, во время нашей временной жизни, мы получаем возможность почувствовать отблески этой благодатной великой радости. Во время богослужения, на молитве, во время нашего участия в таинствах, тогда, когда мы делаем добрые дела, тогда, когда мы оказываем милосердие и сострадание, тогда нашей души уже сейчас касается благодать Божия, и мы на своем опыте узнаем, сколь сладко и радостно служить Богу и быть вместе с Богом несмотря ни на что. А Церковь Христова дает нам силы к этому, укрепляет нас, посылает нам благодать с тем, чтобы мы шли в Царство Богомладенца Господа нашего Иисуса Христа.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

08.01.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра, в воскресный день после Рождества Христова, Святая Церковь молитвенно прославляет святого праведного Иосифа Обручника.

Праведный Иосиф имел особое служение, особый крест нес в своей жизни. Ему было поручено оберегать Пречистую Деву Марию, Которая явилась Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

Это сейчас мы знаем об этом; знаем о том, что Пречистая Дева непорочно родила Сына Своего Первенца, ибо Дух Святой нашел на Нее и Сила Всевышнего осияла Ее (Лк. 1, 35). Это мы сейчас знаем величие и святость и чистоту девства Пречистой и Преблагословенной Матери Божией. Но тогда, когда жил праведный Иосиф, кроме его самого этой тайны приснодевства не знал никто. И ему пришлось пережить многое, потому что, оберегая Деву Марию, он испытывал искушение от своей собственной совести греховной, которая у каждого из нас, как наследие ветхого Адама, есть – не зря на древних иконах мы видим это изображение, где какой-то человек, в таких одеждах наподобие шкур одетый, что-то говорит праведному Иосифу, это так символически изображается ветхое греховное сознание человека, которое не может вместить в себя, и не может постигнуть величия тайны Боговоплощения, величия приснодевства Матери Божией. Но Ангел Господень, неоднократно являясь праведному Иосифу, укреплял его в его служении. И праведный Иосиф был верен тому послушанию, которое было возложено на него, и оберегал Пречистую Деву Марию и заботился о родившемся Богомладенце Господе Иисусе Христе. Он не имел за это почета от людей. Наоборот, ему приходилось сносить многие насмешки и многие притеснения, однако, он несмотря ни на что был верен своему долгу.

Дорогие братья и сестры! Пример праведного Иосифа Обручника учит и нас с вами нести свой жизненный крест и в святости беречь то драгоценное сокровище, которое вверено каждому из нас, а именно – нашу святую веру православную.

Может быть, порой, наш грехопадший разум искушает нас. Может быть, порой, наша вера бывает испытуема различными жизненными событиями или нашим собственным размышлением. Но мы должны вспомнить пример праведного Иосифа, который верно, хоть и в тайне, но непреложно хранил то, что заповедал ему Господь. Так и мы в своей жизни должны верно и непреложно хранить в своей жизни драгоценное сокровище – нашу веру.

Ангел Господень являлся Иосифу, и укреплял его, и подсказывал ему, что нужно ему делать. И мы, дорогие братья и сестры, имеем помощь уже не от Ангела, а от Самого воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа, Который нами руководит, Который помогает нам, поддерживает нас, укрепляет нас и наставляет нас. И мы это единение с Богом можем особенно хорошо переживать, чувствовать и ощущать в храме Господнем во время молитвы, участвуя в святых таинствах Церкви Православной.

Дорогие братья и сестры! Обратимся с молитвой к праведному Иосифу Обручнику, чтобы он, воистину, научил нас быть верными Господу нашему Иисусу Христу, верными Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, верными Святой Церкви, с которой мы обручены в таинстве Крещения.

Молитвами праведного Иосифа, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Аминь.

 

 

 

 

09.01.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во время светлых рождественских праздников за богослужением Святая Церковь назидает нас чтением Слова Божия, из которого мы узнаем, как мир воспринял рождение своего Спасителя.

Читать эти евангельские строки, в которых говорится о злобе человеческой, страшно, потому что страшно представить своим разумом – что творилось в душе Ирода, когда он, будучи преисполнен злобы, повелевает убить всех детей, начиная от двухлетнего возраста и младше, – думая, таким образом, погубить родившегося Господа Иисуса Христа.

Порой нам кажется, что это какое-то невозможное событие описано. Как можно так поступать?! И есть ли какие-то объяснения этой человеческой злобе? И могли ли быть так на самом деле?

Но для того, чтобы понять, что это значит, и что так могло быть, достаточно вспомнить совсем недавнее событие из нашей российской истории. А чем были виноваты малолетние дети Императора Николая II?

Чем они провинились перед властями, что они были безжалостно и зверски расстреляны? Какую такую вину на них возложили?

И вот когда мы задумаемся над этим, то мы поймем, для чего пришел в мир Спаситель и Господь наш Иисус Христос. Он пришел в мир для того, чтобы от этой злобы, которая царствует в мире, от этого греха, который угнетает человеческие души и губит их, спасти нас.

А неверующий человек может сказать: «А какое же тогда спасение, если родился Бог, а малолетних детей убивают? В чем это спасение?»

Но неверующий человек слеп. Он не видит всей полноты мира. Он видит только небольшую часть мира. А мир гораздо многообразнее, и есть вещи, видимые глазами, материальные, а есть невидимый мир, духовный, который реально существует, и для того, чтобы нам открыть дорогу в это подлинное Царство – Царство любви, и добра, и радости, Царство счастья и покоя – и пришел в мир Господь.

Да, в тот момент, когда погибали дети в Вифлееме, казалось, что печаль ничем не может быть утешена. Но эти же дети стали первыми мучениками за Христа. И эти же дети стали первыми ангельскими душами, которые в радости доныне пребывают с Христом, молясь за нас грешных. Враг рода человеческого, дьявол, думал погубить их, а Господь открыл для них вечное Царство, и вечную славу, и вечную радость такую, которую бы на земле никто не мог им дать, и любовь и счастье такие, которые бы на земле никто не мог им дать.

Поэтому так поразили мир христианские мученики. Когда в течение первых четырех веков их пытали, над ними издевались, их распинали на крестах, жгли, то с удивительной светлой радостью христиане переносили эти мучения; так что сами мучители начинали потом веровать во Христа и сами в свою очередь становиться мучениками.

Какова же природа этой духовной радости? – Это как раз и есть то самое Царство, которое принес в мир Спаситель и Господь наш Иисус Христос. Безумный Ирод думал, что Христос придет забирать у него его маленький престол в маленькой стране, думал, что нужен Господу этот внешний блеск, внешняя мишура, внешняя пустая власть, внешняя лесть, внешнее пустое поклонение, которое оказывают люди сильным мира сего. – Все это пустота, ничего не значащая, потому что есть вечное Царство, есть вечная любовь, есть вечная слава, есть вечная сила, и это то самое Царство, которое принес в мир Спаситель и Господь наш Иисус Христос!

И поэтому мучителям не была понятна природа этого духовного спокойствия и тихой радости. И если вспомнить опять же детей Императора Николая и его самого, когда они содержались в заточении, для самих же стражников и палачей было непонятно то высокое внутреннее достоинство, с которым они переживали и свое унижение, и свое заточение, и свое издевательство. А все это происходило потому, что Христос царствовал у них в сердцах.

Дорогие братья и сестры! И мы с вами живем в безбожном мире, потому что в мире зло царствует. Где нам найти утешение? Где нам найти подкрепление? Кто поможет нам? Кто вдохнет в нас силы? Кто даст нам крепость переносить все в нашей жизни, что приходится переносить? Где мы найдем эту опору? – Только в Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе, Который родился в мир для того, чтобы страдать со страдающими, Который родился в мир для того, чтобы переносить все тяготы и трудности жизни вместе с нами, болезни наши вместе с нами, болезни наши вместе с нами терпеть, несчастья наши вместе с нами переживать, горести наши вместе с нами чувствовать и брать на Себя – в этом Его спасительный подвиг. А Церковь Христова, которую Он создал на земле, и есть то спасительное орудие, через которое мы получаем всю ту благодать, которая нам необходима для несения нашего жизненного креста.

Прославим Христа Спасителя, родившегося в мир для того, чтобы послужить людям, для того, чтобы всех верующих в Него спасти, дабы никто из них не погиб, но имели бы все жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Аминь.

 

 

 

 

 

 

8.01.2005. года.

 

Сегодня мы с вами совершаем память тех людей, которые по человечеству были наиболее близки Спасителю мира Богочеловеку Господу Иисусу Христу. Это – Иосиф Обручник, это – Иаков, брат Господень, и Давид царь.

Царь Давид был далеким предком, прародителем Пречистой Девы Марии, Она была царского рода. Также царского рода был Иосиф, которому было поручено заботиться о Пречистой Деве Марии, и поэтому он называется «обручник». В глазах людей, которые окружали их, он был мужем Марии. Но, как говорит Святое Евангелие, он был «мнимым мужем». А если сказать по-современному, на современном языке – фиктивным мужем. То есть, на самом деле, Иосиф оберегал девство Пречистой Богородицы и заботился о Ней. А Иаков, первый патриарх Иерусалимский, был двоюродным братом Иисуса Христа.

Святая Церковь предлагает нам почтить память этих людей для того, чтобы мы очень ясно себе осознали, что Бог реально воплотился в Человека, что воплощение Господа Иисуса Христа было не каким-то призраком, или каким-то символом, или каким-то образом, нет! Он так же, как был истинным Богом, так же был истинным Человеком и жил человеческой жизнью среди нас, людей.

В известном акафисте Матери Божией «Радуйся, Невесто Неневестная», который мы с вами с любовью воспеваем и в течение всего года, но особенно – на пятой седмице Великого поста, вы знаете этот акафист, много говорится о тех чувствах, тех мыслях и переживаниях, которые переживал Иосиф Обручник. Потому что это только кажется сейчас нам, и то, потому что мы привыкли, что легко поверить в такое чудо, как Рождение истинного Бога, это нам только сейчас кажется, что легко поверить в приснодевство Пречистой Богородицы. Но на самом деле греховный человеческий ум и сейчас не может понять, что есть такое бессеменное зачатие. И сейчас не может понять, как это так, как написано в Евангелии, что Дева от Духа Святаго родила Сына и Бога нашего. Тем более трудно это было понять тогда, в том мире, который был по-своему очень жесток, впрочем, как и сейчас мир жесток. И, несмотря на всю праведность Иосифа Обручника, и ему было трудно это понять, до тех пор, пока не явился ему Ангел. Вы слышали об этом, как Евангелие в эти праздничные дни неоднократно читалось, – как сам Ангел явился и повелел Иосифу, говоря: «Не убойся приять Мариам, жену твою, ибо Рождшее бо ся в Ней от Духа есть Свята». Можно подумать, какие чувства, как говорится в акафисте, обуревали праведного Иосифа. Но он все это преодолел. И жизнь свою положил на то, чтобы заботиться о Пречистой и Преблагословенной Деве Марии и о Богомладенце Господе Иисусе Христе.

О нем мало что сказано в Священном Писании, кроме того, что только что я сказал. Но велико значение его памяти в нашей с вами христианской жизни. Мы с вами в своем сердце должны всегда носить Христа. Это ведь чудо – всегда быть с Богом. Это практически невозможно. Мы постоянно отступаем от Бога и в мыслях, и в чувствах своих, и в желаниях своих, и в поступках своих. Но мы к этому призваны. Праведный Иосиф, несмотря на все соблазны, несмотря на все житейские испытания, остался верен своему служению Матери Божией и Спасителю мира. И вот Святая Церковь для того и предлагает ныне его память нам, для того и предлагает нам ныне особенно к нему обратиться, чтобы мы тоже всегда были верны Богу, верны служению Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице и Ее Сыну Господу нашему Иисусу Христу. Эта верность нелегко дается. Подобно праведному Иосифу, и нас постоянно обуревают всякие искушения, и мы с трудом верим в чудесные явления, о которых говорится в Священном Писании. И мы постоянно сомневаемся в Таинствах Церковных, в молитвах Церковных, в себе самих, в вере своей сомневаемся, в надежде своей сомневаемся, в любви своей сомневаемся.

Обратимся же к праведному Иосифу Обручнику, который, преодолев все сомнения, все искушения и будучи сам в тени, всю жизнь свою положил на то, чтобы служить Богу и Его Пречистой Матери. Попросим у него, чтобы и нам так же преодолеть и грехи наши, и недостатки наши, и искушения, и сомнения, и трудности житейские, и в жизни своей служить Матери Божией и Господу нашему Иисусу Христу.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

(11.01.2009 Неделя 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Литургия.)

 

 

Как же происходит спасение человека? Что значит, что Христос наш Спаситель? Как Он нас спасает? В чем сама суть спасения? Происходит ли это спасение «автоматически» – без нашего человеческого участия, или это от нас просит Господь этого человеческого участия и предлагает нам участвовать в деле нашего спасения?

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование о первых годах жизни Господа Иисуса Христа, и это повествование дает нам ответ на эти вопросы. Смотрите: родился в мир Бог. Бог стал Человеком. Ведь все во власти Божией. Но что дальше происходит? – Ирод, наполняясь злобою, желает убить Иисуса Христа, потому что он боится, что царство, которое принес в мир Иисус Христос, это – земное царство. Он не понимает, что Христос пришел царствовать в сердцах человеческих. Но тем не менее ярость у него вполне реальная и действия страшные: он повелевает убить всех младенцев в Вифлееме.

Что дальше происходит? Ангел во сне обращается к Иосифу и предлагает Иосифу взять Богомладенца и Пречистую Деву и спасаться бегством в Египет. Смотрите! Значит, фактически, Иосиф спасает Богомладенца. – Как же так? Ведь Христос пришел всех спасти, а тут Иосиф берет Марию и Ее Чадо и бегает, тем самым спасая их?!

Вот, дорогие братья и сестры, нам ответ на то, как происходит наше спасение – когда воля Божия и воля человеческая вместе трудятся. Иосиф послушал голоса Ангела и приложил большие усилия, предпринял тяжелое путешествие, он предпринял большой труд. Вот точно также спасение каждого из нас – это наш с вами взаимный труд с Господом. Господь открывает для нас двери спасения. Господь указывает нам путь спасения. А войти в эти двери и идти путем спасения – это наша с вами задача.

Вот так и совершается наше спасение. Для этого и Церковь на земле, которая предлагает нам этот путь спасения, научая нас молитве, научая нас жизни по вере, научая нас любить Бога и друг друга, научая нас бороться со своими грехами и страстями – иными словами совершать дело нашего спасения вместе со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Насильно, без воли человека Бог не спасает человека. Наша воля человеческая должна совпасть с волей Божией.

В эти рождественские светлые и святые дни, когда мы празднуем пришествие в мир нашего Спасителя, помолимся усердно Ему, чтобы у нас с вами были силы идти путем спасения. Будем усердно научаться заповедям Божиим, будем жить под покровом Церкви Христовой и таким образом будем идти по пути спасения в жизнь вечную. Аминь.

 

 

(13.01.2013 Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день после праздника Рождества Христова Святая Церковь особо почитает праведного Иосифа Обручника. О нем мы сейчас слышали в Святом Евангелии. И хотя в Евангелии не так много говорится об этом человеке, но этот святой и праведный человек дает всем нам удивительный пример правильного подхода к семейной жизни.

Вообще сейчас нам как-то особенно всем не хватает правильного понимания семейной жизни. Для чего существует семья? Какой смысл в ней? Какие должны быть взаимоотношения между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между супругами, между старшими и младшими? Это все больше и больше забывается, уходит куда-то, чуть ли не совсем; ладно бы на какой-то второй план, а то вообще об этом забывается, зачем создается семья. И люди больше думают о жизненных удовольствиях, о материальном достатке, о служебном положении в обществе, и совершенно исчезает такое понимание, как служение друг другу.

Чтобы исполнить закон Христов, нужно «носить тяготы друг друга» (см. Гал. 6, 2). И семья – это как раз то место, где человек учится этой жертвенной любви, когда один жертвует свои силы, свое здоровье, свое умение для другого: мать – для своего ребенка, ребенок – для своих родителей, муж – для жены, жена – для мужа. Это бы, казалось, так естественно: учась в семье служить друг другу и «носить друг друга тяготы», мы исполняем закон Христов и учимся любви Христовой.

В чем же пример для нас праведный Иосиф? Из того малого, что знаем мы из Святого Евангелия: ему было поручено оберегать Пречистую Деву. Он был обручен с Нею, и в глазах всех это был обычный супружеский союз. В глазах же Бога Иосиф имел удивительную миссию и предназначение: заботиться о Матери Божией и о будущем Богомладенце Господе Иисусе Христе. Что пришлось для этого пережить Иосифу?

За эту высокую свою миссию он не получил никаких наград, никто его за это не хвалил, никто его за это не благодарил, наоборот, он сам оказывался неоднократно в тяжелейшем положении. После обручения он видит, что Дева носит Младенца. Как можно это понять человеку, что произошло? Как быть дальше? Сначала он желает Ее тайно отпустить, а потом, получив вразумление от Ангела Божия, продолжает о Ней заботиться. По-человечески это не так просто. По-человечески это не так понятно. Это сейчас уже, зная всю Священную историю, мы понимаем величие этого предназначения. А тогда, представьте себе, уже немолодой пожилой Иосиф обручается с юной Девой, а Та уже носит Младенца. Какие косые взгляды со всех сторон людей? И каждому ведь объяснять не будешь. А человек несет свой крест и исполняет волю Божию. Причем надо же нам с вами понимать, что в древнем мире сама по себе женщина не могла участвовать в общественной или в какой любой другой жизни, даже порой на рынок не имела права в одиночку выйти, без сопровождения мужчины. Значит, все заботы были на праведном Иосифе. И они идут переписываться по повелению Августа в свой город Вифлеем, и даже не удается им найти там место, для того чтобы переночевать. А наступает уже время родить Деве Марии. Как быть? Он ищет это место. Он находит его.

Все эти человеческие, в общем, переживания на самом деле нас с вами утверждают в понимании, что они, эти человеческие переживания, благословенны. И заботиться о ближнем – это самое благословенное занятие. И труд свой отдавать для другого, и любовь свою дарить другому, и время свое, и заботу свою дарить другому человеку – это благословенно от Бога. Праведный Иосиф вместе с Девой Марией переживает все обстоятельства и события Рождества Христова. И тут же начинаются испытания и скитания, потому что безумный Ирод замышляет убийство. Иосиф берет Деву с Младенцем и предпринимает тяжелейшее путешествие в Египет. Это не то, что сейчас, когда средства сообщения удобны и комфортны. Раньше и представить себе трудно было такие протяженные путешествия, да еще с маленьким Младенцем и с Его юной Матерью. Он проделывает это путешествие и прячется в Египте, и там продолжает заботиться о Них. И после того как Ирод умирает, он вновь берет Деву Марию и Младенца, и приходит в Назарет, и поселяется там (см. Мф. 2, 13–23).

Обо всем об этом мы только что услышали в Евангелии. Зачем нам Святая Церковь предлагает об этом узнать? Для чего Евангелие это нам рассказывает? Для того, дорогие братья и сестры, чтобы мы научились у Святого Семейства любви друг ко другу, заботе друг о друге. Чтобы мы в своих семьях заботились друг о друге, чтобы не себе лично угождали и для себя искали удовольствия, или, как сейчас говорят, «счастья». Счастье истинное – в служении другому человеку. И любовь истинная – когда ты другого человека воспринимаешь как самого себя. Вот Церковь и учит: мужей – любить своих жен, а жен – любить своих мужей, и стараться, и стремиться помогать друг другу, и угождать друг другу, и носить слабости друг друга и тяготы друг друга, детей – любить своих родителей, и их не раздражать, и им быть послушными, а родителям – мудрыми быть по отношению к детям и о них заботиться, и братьям и сестрам жить дружно. И помнить о том, что семья – это благословение Божие.

Вот какое назидание в этот воскресный день по Рождестве Христовом мы услышали в храме Господнем, братья и сестры. Попросим же у Господа благословения, чтобы нам хватило и сил, и крепости, и мудрости всегда стремиться в наших семейных отношениях подражать праведному Иосифу с заботой, любовью… [обрыв записи]

(12.01.2014 Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что может быть для нас наиболее сложным в вере? Чем вера для нас может быть трудна? Скорее всего, труднее всего нам представить, что эта жизнь, которую мы сейчас проживаем, – очень короткий и маленький отрезок, и что на самом деле нас ждет совершенно другая жизнь, о которой мы очень мало что знаем. Но от того, как мы проживем вот этот короткий отрезок нашей земной жизни, зависит наша жизнь вечная.

Об этом все время говорит Святая Церковь, об этом мы читаем в Священном Писании, об этом поучают нас святые отцы – все это мы слышим и, может быть, даже сможем воспроизвести своими словами, но насколько мы это воспринимаем и сердцем своим, и разумом своим? И вот насколько глубоко мы это воспринимаем, настолько глубока наша с вами вера.

Потому что если не воспринимать этого, тогда бессмысленно наше с вами обращение ко Христу. Почему? Потому что если Христос родился в мир слабым и беспомощным Ребенком, Которого надо было охранять, Которого надо было беречь, Который с первых дней Своей жизни подвергся испытаниям, и Его разыскивали, и хотели Его убить, Который родился в этот мир не для того, чтобы здесь радоваться и быть счастливым, то если мы не воспринимаем того, что этот отрезок временной жизни очень короткий, то какой же тогда смысл в нашей жизни? Если Сам Бог, в Которого мы верим, пришел в мир и начал страдать?

Сегодня Святая Церковь чтит память праведного Иосифа Обручника. И эта память поможет нам с вами понять, как нам лучше пройти этот временный отрезок нашей земной жизни. Господь так устроил, чтобы нам за то время, пока мы здесь живем на земле, научиться самому главному и самому важному, что очень нам понадобится в вечности, – научиться любить друг друга.

А что такое любить друг друга? Как это осознать? Для того чтобы это лучше осознать, Господь устроил на земле так, чтобы люди жили семьями. Это первое было благословение Божие. И вот именно в семье люди учатся любить друг друга. Сейчас, к сожалению, искаженное и неправильное понимание бывает о семье, почему и семьи разваливаются, почему и очень мало настоящих, правильных семей. Люди вступают в семейную жизнь, желая для себя получать удовольствие и думая, что семейная жизнь – это просто чаша каких-то радостей для себя лично. И как только для себя лично радости перестают поступать в семейной жизни, то семейные союзы разваливаются. Это называется эгоизмом. То есть когда человек для себя хочет жить и себе только угождать, чтоб его только любили и чтобы ему только было хорошо. А на самом деле подлинная любовь заключается в том, чтобы один человек заботился о другом, один человек брал скорби другого человека на себя, его печали разделял, трудности разделял. Как говорит апостол Павел: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Так вот, сегодня Святая Церковь предлагает нам пример такого жертвенного служения. – Праведный Иосиф. Он не был истинным отцом Господа Иисуса Христа, ибо Дева Мария рождала Сына Своего первенца по наитию Духа Святаго (см. Лк. 1, 26–35). Но Иосиф имел особое поручение. Он был обручен с Девой Марией сразу после того, как Она вышла из храма Господня, где пребывала на воспитании. И ему было поручено оберегать Ее девство и заботиться о Ней. И праведный Иосиф показал для нас с вами пример этой заботы. Он не о себе заботился, не о своем удовольствии. Наоборот, его жизнь была полна сложностей и скитаний. А как, вы думаете, обнаружил Иосиф: Дева ждет Младенца? Евангелие нам повествует, что он не понял, он даже хотел тайно Ее отпустить, чтобы никто не подумал, что он нарушил свое обязательство. Тем не менее, Ангел Господень повелевает ему, и он продолжает заботиться о Деве Марии (см. Мф. 1, 18–25). Легко ли ему было переносить, как люди на это смотрели? Что, они понимали, что происходит? Тем не менее, он исполняет тот долг заботы, который был дан ему от Господа.

А сегодня мы читали в Евангелии о скитаниях Святого Семейства, когда Они убегали в Египет от гнева царя Ирода (Мф. 2, 13–23). Какие лишения Они в этом путешествии пережили, никто не знает, и не сказано даже. Но представьте себе, каково это было: по пустыне в то время пройти из Святой Земли в Египет, а потом обратно. На примере праведного Иосифа Обручника мы видим пример самоотверженной любви, любви семейной. Поэтому так и называется часто: когда изображают икону «Бегство в Египет», называют это – «Святое Семейство», имея в виду Иосифа Обручника, Пречистую Деву и Богомладенца Господа Иисуса Христа.

Итак, чтобы мы с вами имели в вечной жизни радость пребывания в любви вместе с Богом, нам надо научиться здесь, сейчас любить друг друга, пока у нас есть это короткое время нашей земной жизни. Хотя бы для начала научиться внутри своей семьи любить друг друга. Мужьям любить своих жен, женам любить своих мужей, родителям своих детей, детям своих родителей, братьям и сестрам друг друга. А что это значит? А это значит помогать друг другу, уступать друг другу, заботиться друг о друге, беспокоиться друг о друге, не о себе думать, но о другом. И вот когда мы будем себя принуждать так поступать, мы научимся тогда любить, и тогда наш короткий отрезок земной жизни не зря будет прожит, и от этого будет уже зависеть наша вечная жизнь. Вот тогда наша вера будет не на словах, а на деле.

Быть верующим человеком – не просто на словах признавать, что есть Бог и есть вечная жизнь. А что в этом пользы, если ты на словах говоришь, а живешь так, как будто нет ни Бога, ни Его заповедей, и как будто тебе не предстоит жизнь вечная? Значит, наши дела должны соответствовать нашей вере. Как об этом правильно говорит апостол Иаков: «Вера без дел мертва есть» (см. Иак. 2, 26).

В праздник Рождества Христова, который продолжается, Святая Церковь особое внимание уделяет детям, особое внимание уделяет семейной жизни и благословению семьи. Попросим у Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, родившегося в мир, для того чтобы мы с вами не погибли, но имели жизнь вечную, чтоб Он благословил нас постоянно учиться любить друг друга, сострадать друг другу, прощать друг другу, учиться жить единою семьею, как домашнею, так и большою семьею, которая именуется – Святая Церковь. Аминь.

(10.01.2015 Неделя по Рождестве. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день под сводами храма мы слышим такие песнопения и молитвословия:

«Сокровища сокровеннаго иский, пребеззаконный незлобивыя закла отроки днесь, и Рахиль неутешна бяше, неправедно зрящи заколение и безвременную смерть ихже, плакаше, болящи утробою, но сия веселится, в недрех Авраамовых ныне видящи.

Царя Безлетнаго, под летом бывша, царь пребеззаконный взыска и, не обрет убити Его, младенцев пожат неискусозлобное множество, яже содела мученики, яко не мняше, и гражданы Вышняго Царствия, того во веки пребезумие обличающия.

Пречистому Твоему Рождеству, Христе Боже, первая жертва, бысть младенцы: Ирод бо яти Тя, неятаго, восхотев, не позна, мученический приводя Тебе лик. Тем Тя молим, вочеловечшагося, спасти души наша».

Эти слова относятся к четырнадцати тысячам младенцев, которых убил Ирод, желая убить Господа Иисуса Христа. Сегодня Святая Церковь чтит их память и обращается к ним с молитвою, чтобы они молились о нас. Но как трудно в нашем человеческом сердце совместить эти вещи: Рождество Христово – радость, Бог родился, счастье, спасение всем человеком, и тут же страшное злодеяние, ужасное – смерть невинных младенцев, горе матерей, которые не могут утешиться от того, что происходит. И сразу человек думает: «Как так могло быть? Бог пришел в мир – почему Он не защитил этих младенцев? Что происходит?»

Дорогие братья и сестры! Начало христианской истории, начало самого пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа должно указать нам на правильность понимания нашего христианского подвига, нашей христианской жизни, и что значит – следовать за Христом. Да, родился Спаситель. Да, Он истинный Бог и истинный Человек. Да, Он дает нам неизмеримое счастье, которое никто не может дать. – Но нет, Он не обещал никому из нас благоденствия! Какое благоденствие может обещать Он нам, когда Он Сам родился в полной нищете? Что может нам Он обещать, какое преуспевание, когда Он Сам, как во гробе, родился в пещере? Разве Он нам обещал, что мы будем раскошествовать, что нам будет все комфортно и хорошо, когда Он Сам убогими пеленами был повит и положен в ясли? Ничего этого Он нам не обещал. Как Он может нам обещать, что у нас в жизни внешней будет все в порядке, когда Он сам с первых дней рождения бежал в Египет и там скитался и скрывался? Обещал ли Он нам, что мы будем преуспевать в этой жизни? Нет, не обещал. И как Он мог нам это обещать, что мы будем жить безболезненно и радостно, когда Он Сам претерпел муки и страшную смерть на кресте? Как Он мог нам обещать, что все будут нас любить и хвалить и все у нас в жизни будет прекрасно, когда на Него плевали, заушали и насмеялись над Ним? Так в чем же тогда наша радость?

Эти младенцы, которые были убиты за Иисуса Христа Иродом, были введены на самом деле Им в то Царство, которое принес в мир Спаситель, Господь Иисус Христос! Это Царство не подвластно никаким земным порядкам, никаким земным царям, никакой земной несправедливости – это и есть то Царство, которое принес в мир Господь. И нам, радующимся о рождении в мир Спасителя, надобно радоваться, что наши души, пройдя некоторый небольшой земной отрезок и претерпев различные скорби и страдания, несчастья и болезни, если мы пребудем вместе с Господом, – наши души обретут такую радость, которую не может дать никто здесь на земле во время нашей временной жизни. Вот в чем этот смысл! Да, велико было горе матерей и трудно представить себе, какая это жертва – четырнадцать тысяч невинных младенцев! Но когда эти матери перейдут от жизни временной в жизнь вечную, они увидят, как их дети во славе радуются вместе со Спасителем и Господом Иисусом Христом! Они увидят, что их чада как чистые ангелы пред престолом Божиим молятся за весь мир, и их сердца тогда наполнятся радостью!

Как многого мы в этой жизни иногда не понимаем, как мы скорбим о наших искушениях, о нашем тернистом жизненном пути, но нас Евангелие не обманывает и нам Господь Иисус Христос говорит правду. Он правду нам говорит о том, что нам надлежит тоже пережить и скорби, и страдания, и болезни, и печали. Он не гарантирует нам, христианам, радость и счастье здесь, на этой земле – Он дает нам обещание, что приведет нас от смерти к жизни, и от грехов к чистоте и дарует нам такую вечную радость, такое вечное блаженство, которого никто не может дать! Вот в чем смысл, дорогие братья и сестры, нынешнего прославления Церковью четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода пострадавших. Взирая на это Евангельское событие, мы должны и на свою жизнь по-другому посмотреть и не впадать в уныние и скорби, когда сами переживаем несчастья и болезни, но возложить свою надежду и веру на Спасителя и Господа Иисуса Христа, который для того и пришел в этот мир, чтобы мы с вами не погибли, чтобы наши бессмертные души имели вечную жизнь!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы совершаем с вами молитву и просим у этих светлых и чистых мучеников, душ ангельских, чтобы они молились за нас, грешных, дабы и нам очищать свои души, учиться терпению и смирению и идти по своей жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков! Аминь.

(11.01.2015 Неделя по Рождестве. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Ммы с вами имеем бесценное сокровище, драгоценный дар, Величайшую Святыню – мы с вами имеем Святую Веру, которая есть в сердце у каждого из нас! И ныне Святая Церковь через особые великие священные примеры призывает нас с вами беречь эту Святыню, которую дал нам Господь! Таким величайшим примером бережного благоговейного отношения к Святыне является человек, память которого ныне празднует Святая Церковь – это святой праведный Иосиф Обручник, мнимый муж Марии. Мнимый потому, что в глазах людей, окружавших Иосифа и Марию, – это была супружеская пара, но промыслом Божиим было дано послушание Иосифу еще большее, чем честное супружество – он был обязан охранять девство Пречистой, он был обязан заботиться о Ней, ему Она была вверена как Величайшая Святыня и Величайшее Сокровище! И вот, святой праведный Иосиф настолько трепетно исполнял это данное ему послушание, что и до ныне он является и для нас с вами примером, как надо беречь святыню!

Беречь святыню не так просто – потому что приходят всякие искушения. Беречь веру не так легко потому, что приходят всякие сомнения. Быть верным тоже трудно потому, что в жизни происходят разные испытания. – Все это мы видим на примере праведного Иосифа. Ему была вручена Дева из храма Божия, чтобы он опекал Ее. И вот, он узнает, что Она имеет во чреве. Что делать ему? Какие сомнения посещают его душу? В акафисте Матери Божией объясняется это состояние Иосифа, называя это «бурей помышлений сумнительных», которые пришли в голову к Иосифу. Если мы посмотрим на старинные иконы Рождества Христова, то увидим там среди прочих сюжетов Иосифа, который сидит и размышляет, а рядом с ним какой-то человек в старой ветхой одежде что-то на ухо ему шепчет – это так мысли нашего ветхого греховного человека, не просвященного дарами Духа Святаго, смущают каждого из нас. Иосиф смутился – что ему делать? Как ему иметь веру в то, что не доступно его разуму – как может зачать Дева от Духа Святаго? Это невозможно по человеческому разумению!

Вот так, дорогие братья и сестры, если сравнивать размышления Иосифа с нашей жизнью, так и у нас с вами бывает. Нам трудно многое принять из того, что нам Святая Церковь предлагает – нам кажется это невозможно: нам трудно и непонятно – что значит прощать своих врагов; нам трудно и непонятно – что значит в смирении переносить скорби; нам непонятно, как нужно любить ближнего своего и кто такой наш ближний – все время у нас размышления об этом.

Но что дальше происходит, мы слышали об этом в Евангельских чтениях праздника Рождества Христова: Ангел Господень является Иосифу и укрепляет его, и говорит ему: «Не бойся принять Мариам, жену твою, рождшееся бо от Нее от Духа есть Свята!» Дорогие братья и сестры, перенесем этот пример и на нашу жизнь: у каждого из нас есть Ангел-хранитель, и в трудное время, во время сомнений, во время отступлений наших Ангел-хранитель предстательствует о нас и укрепляет нас, нам только нужно быть чуткими к этим призывам Ангела-хранителя! Как Ангел-хранитель к нам обращается? Через нашу с вами совесть! Совесть есть у каждого человека и вот она бьется в наше сознание как Ангел-хранитель с тем, чтобы мы поступили так, как заповедал нам Бог! Трудная жизнь была у Иосифа с Марией: Ей надлежало родить, а они должны были ехать на перепись в град Вифлеем, откуда Иосиф происходил! Они прибыли туда, а там нет места даже, где расположиться им, а уже наступает время родить Деве Марии! Что делать, где найти место? Они находят пещеру. Вот так и у нас с вами, дорогие братья и сестры, чтобы сохранить святость в своей душе, приходиться находить место духовное нашего спасения потому, чтобы соблюсти в своей душе веру, надежду и любовь, для этого нужно какое-то внутреннее ограждение, духовное ограждение. Как в вертеп вошел Иосиф с Девой Марией, чтобы спрятать Ее, чтобы родился в мир Богомладенец Господь Иисус Христос – так и нам надо внутри своего сердца создавать эту Вифлеемскую пещеру, ограждая то, что мы ценим, то, что для нас свято, от всего наносного, греховного, внешнего, чтобы нам не потерять то, что мы имеем, чтобы сохранить. Сегодня мы слышали в Евангелии, что дальше происходит, как Иосифу пришлось, оберегая богомладенца Христа и Марию Деву, предпринять путешествие в Египет, буквально бежать в Египет от той опасности, которая исходила от царя Ирода – так и нам с вами надо убегать от соблазнов греховных мира сего, так и нам с вами надо убегать от всякого зла, прятаться от всякой нечистоты и скверны, чтобы сохранить святость в душе своей так, как хранил праведный Иосиф младенца Христа и Деву Марию.

И вот смотрите, что дальше происходит, мы опять в Евангелии слышим: все это совершается по повелению ангела Божия, который не оставляет Иосифа. И у нас с вами, дорогие братья и сестры, есть постоянное ангельское управление – это Церковь Христова, которая как ангел всех нас наставляет и ведет ко спасению. Нам нужно слышать этот ангельский глас Церкви Христовой, и как повелевает она нам поступать, так нам следует и жить.

Какой сегодня прекрасный праздник: в дни Рождества Христова мы услышали о том, как необходимо нам хранить с вами свою душу, как необходимо нам хранить наше бесценное сокровище – Святую Веру Православную! Обращаясь ныне с молитвами к святому праведному Иосифу Обручнику, попросим у него, чтобы он помолился за нас, чтобы как он заботился о Пречистой Деве, так и нам с вами заботиться о той Святыни, которая вверена нашим душам! Аминь.