Неделя пред Богоявлением.

17.01.1999 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день перед праздником Святого Крещения в православных храмах читается первое зачало, то есть первая часть богослужебного чтения Евангелия от Марка. И мы слышали сейчас с вами, как в этом повествовании, благовестии Слова Божьего, рассказывается о подготовке явления миру Господа нашего Иисуса Христа. И эта подготовка заключалась в том, что Бог послал пророка Иоанна, который называется Предтечей, что в переводе со славянского означает «тот, кто идет раньше», «предшественник», с тем, чтобы этот пророк приготовил пути для Господа.

Дорогие братья и сестры! Это евангельское повествование духовно учит нас с вами, что мы в своей жизни должны также приготавливать пути для Господа. Возьмите простой духовный пример: когда мы готовимся к принятию Святых Таин Христовых, что мы должны делать? Мы должны рассмотреть свою жизнь, мы должны осознать свои грехи, мы должны приступить к покаянию и с молитвой просить у Господа, чтобы Он соединился с нашим человеческим существом, освятил нас и очистил нас. То есть, пост, и молитва, и покаяние являются подготовкой к тому, чтобы человек соединился с Господом.

Как часто в своей жизни мы сетуем на то, что как бы не чувствуем помощи Божией. Как часто приходится слышать рассуждения о том, что мы богооставлены. Сегодняшнее евангельское чтение должно открыть нам с вами духовные глаза на наше духовное состояние. Для того чтобы Бог был в нашей жизни, для того чтобы благодать Божия сияла в наших душах, для того чтобы благословение Божие пребывало в нас, нам нужно приуготовить себя. Нам необходимо самим проделать определенный духовный труд. К этому духовному труду и призывал Иоанн Креститель, говоря: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие!» (Мф. 3, 2). Духовный труд заключается в том, чтобы мы, увидев свои грехи, осознали и исповедали их, как делали это люди, приходившие к Иоанну Крестителю. И он потом погружал их в Иордан, но при этом говорил: «Я крещу вас в воде, но придет Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 8).

Дорогие братья и сестры! Мы имеем Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, который через Святую Свою Церковь дает нам изобильные разнообразные дары Духа Святаго. И чтобы нам наслаждаться, духовно утешаться, укрепляться, всегда иметь Божие благословение и помощь, мы должны с особым усердием приложить духовный труд, подготовить себя, свое сердце, свою душу к тому, чтобы Господь был вместе с нами.

Два великих праздника, соединяясь друг с другом, образуют любимый период, святой период, который называется – Святки. В день Рождества Христова мы вспоминаем о том, как Спасителю мира, когда Он рождался в этот мир, не нашлось места в человеческих жилищах. Дома человеческие были закрыты для рождающегося Господа, потому что и души человеческие тоже были закрыты для пришедшего в мир Господа. И вот ныне нас Церковь призывает, чтобы мы сейчас не повторили то, что сделали эти люди во времена пришествия Христа. Устами Иоанна Крестителя нас Церковь призывает открыть свои души, приготовить пути Господу, чтобы Господь был вместе с нами в нашей жизни, а мы следовали за Ним по Его благим заповедям в Святое Царство Божие, которое Он принес нам для того, «чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную» (Ин. 3, 18).

Аминь.

 

 

15.01.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтрашний воскресный день в церковном календаре называется – «Неделей перед Богоявлением».

Время от Рождества до Крещения является временем особым – святыми днями, которые в народе носят еще название – «святки». В эти дни мы не постимся, не совершаем земных поклонов, в эти дни мы духовно радуемся о явлении миру его Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа.

По духовному смыслу праздник Рождества Христова и праздник Крещения Господня, или иначе – Богоявления, одинаковы, потому что и в том, и в другом празднике Святая Церковь призывает нас духовно осознать, что в мир явился Бог и стал Человеком для того, чтобы спасти грешников.

Это и есть Богоявление. Это и есть главное чудо, главный смысл веры нашей, потому что соединилось то, что невозможно себе представить вместе – соединилось Божеское и человеческое. Невозможно вместе себе представить потому, что человеческая наша природа испорчена, испорчена грехами. Это как заразная болезнь, которая тянется из рода в род, из поколения в поколение, передается от человека к человеку. Грех, проникает в душу человека и делает человека неспособным к подлинной, настоящей жизни, потому что греховная жизнь она всегда ущербна. Человек, связанный грехами, всегда несчастен, всегда его ожидают скорби, всегда его ожидают болезни и следствие греха – смерть.

Но в том и чудо нашей веры, в том наша надежда и упование, что Бог явился в мир, Бог Святой Вечный Вездесущий Всемогущий, Бог, Который есть подлинная Любовь, стал Человеком для того, чтобы освятить человека, очистить его, исправить его человеческую природу. И вот, дорогие братья и сестры, как в Адаме мы все согрешили, т.е. каждый из нас на своем жизненном пути так или иначе сталкивался с грехом, каждый из нас так или иначе грешил, каждый из нас так или иначе от Бога отступал своими делами и поступками, жизнью своею, – но как в Адаме все мы с вами согрешили, а в Господе Иисусе Христе оправдаемся и спасемся, и будем иметь вечную жизнь, и будем иметь прощение всех грехов, и будем иметь изменение нашей природы. – И именно для этого Спаситель явился в мир.

Дорогие братья и сестры! Сейчас святые дни, в которые мы прославляем Спасителя мира, явившегося к нам. Испросим у Господа Бога благословения, чтобы нам усвоить плоды спасительного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Что значит усвоить плоды? – Ведь мало сказать: «Я – христианин». Мало сказать: «Я верую во Христа». Надо еще и пойти за Христом и в жизни своей следовать Ему. И вот на это-то испросим благословения у Господа: чтобы нам в повседневной нашей жизни следовать за нашим Спасителем, чтобы Богоявление совершилось в жизни каждого из нас, чтобы мы чувствовали себя не одинокими и всегда помнили, что с нами Бог. Об этом будем просить Господа Бога и будем прославлять Его, Спасителя нашего, во веки веков.

Аминь.

 

 

16.01.2005 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день перед праздником Крещения Святая Церковь нашему духовному вниманию предложила сейчас чтение Святого Евангелия от Марка – самое начало, самые первые строки этого благовествования о Господе нашем Иисусе Христе.

Иисус Христос пришел в мир, чтобы мы были вместе с Ним, чтобы наша жизнь была наполнена Его силой, чтобы наши сердца были наполнены любовью к Богу и к людям, а наши души были наполнены милосердием и состраданием. Иисус Христос пришел в мир, чтобы дать нам опору в нашей жизни, чтобы в любых условиях мы всегда имели надежду на Него, чтобы никакое жизненное обстоятельство не выбило нас из колеи. Иисус Христос принес в мир Свое благовествование, Свою благую весть о спасении.

Казалось бы, так просто: услышать слово Божие и, обрадовавшись этому слову о любви, вере и надежде, и истине, жить с Богом в сердце своем и быть счастливым в своей жизни, – потому что, тот человек счастлив, с кем живет Бог. Однако смотрите, как происходит: не просто Господь приносит Свое благовестие миру, но перед Собой посылает пророка, который должен приготовить Ему путь. То есть он должен приготовить сердца людей к принятию этого благовестия. И Иоанн Креститель, как мы слышали сейчас из Евангелия, проповедует в пустыне и призывает людей к покаянию, приуготовляет их к принятию веры в господа Иисуса Христа через крещение покаяния, которое является образом будущего Крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Почему Святая Церковь сегодня предлагает нам духовно поразмыслить над этим Евангельским повествованием? Для того, дорогие братья и сестры, чтобы мы осознали, что для того чтобы в наших сердцах Господь пребывал, для того чтобы мы имели веру, надежду и любовь, для того чтобы у нас была опора в жизни, нам тоже надо подготовиться, нам надо приготовить свое сердце, приготовить свою душу, для того чтобы с нами жил Бог.

К сожалению, это не всем понятно, даже тем, кто желает веровать во Христа. Сейчас много есть «вероучителей», которые говорят вам: «Вот, прими Христа как своего личного Спасителя и спасешься». Это так называемые сектанты, которых, к сожалению, в нашем городе достаточное количество имеется. Прими, скажи «Я верую» – и спасешься! Как было бы просто, если бы от одного языка можно было бы спастись, или от произнесения нескольких слов можно было бы войти в жизнь вечную. Господь Иисус Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне «Господи, Господи» войдет в Царствие Небесное, но тот, который будет творить волю Мою» (Мф. 7, 21).

Вот, дорогие братья и сестры, для чего Иоанн Креститель и выходил в пустыню, и проповедовал – чтобы приготовить человека к тому, что ему нужно будет переменить образ своей жизни, приготовить человека к тому, что идти за Христом – это значит нести свой крест, приготовить человека к тому, что пойти за Христом – это значит воевать с грехом, это значит бороться с недостатками и грехами в своей душе и жизни. Не других обличать в грехе, не икать недостатков в общественном устройстве или в общем устройстве жизни, а в первую очередь – найти недостаток в самом себе, увидеть его и стремиться его исправить. Вот что значит «сделать прямыми пути Господни». Вот почему Иоанн Креститель крестил в покаяние – потому что для того, чтобы нам жить с Христом и иметь веру во Христа, нужен наш с вами труд.

Да, Святая Церковь дает нам благодать, то есть не заслуженную нами помощь. Что такое благодать? Это то, что дается вне каких-либо наших заслуг, вне каких-либо наших усилий. Но к этой благодати Божией, которая даром нам дается, мы обязательно должны приложить свои собственные усилия. Вот именно к этому в канун Крещения Господня призывает нас Церковь. Она призывает нас вспомнить, что мы с вами должны понести духовный труд. Как расчищают после бури дороги, убирают всякий мусор, расчищают завалы, так и мы в своем сердце должны убрать весь греховный мусор, все завалы, происходящие от бурь житейских. Конечно, мы счастливы тем, что Святая Церковь дала нам сильнейшее орудие для приуготовления путей Господу в сердце нашем. Это – Таинство Покаяния и Таинство Причащения Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа. И благодаря этим Таинствам мы с вами можем – и должны – приготовить свои сердца к тому, чтобы в них постоянно пребывал Бог.

Дорогие братья и сестры! Услышав ныне Святое Евангельское повествование, испросим благодати Божией на продолжение наших духовных трудов, на борьбу со своими грехами и недостатками, на исправление наших жизненных путей. Сделаем прямыми пути Господу! Да пойдем и мы с вами за Христом Спасителем по жизни своей.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

(16.01.2010 Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Всенощное бдение.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сейчас в нашей Святой Церкви праздничный период. Этот период называется Святки. Из самого корня этого слова мы понимаем, что это святое время. Святость – это то, что должно быть нормально для нас, христиан. И в это время, между праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Крещением, Святая Церковь напоминает всем нам, что мы христиане – народ святой и избранный.

Чаще всего, размышляя о своей жизни, мы вынуждены констатировать факт, что мы грешны. И поскольку очень часто к нам приходит это размышление тогда, когда мы в храм Божий приходим, – а в основном так бывает, что в храм мы приходим тогда, когда наступает нам время покаяться в своих собственных грехах, – то складывается такое, не совсем правильное впечатление, как будто христианин постоянно о себе говорит, чувствует и мыслит, что он человек грешный.

Но для чего же тогда пришел Бог в мир? И праздник Рождества Христова, и праздник Крещения Господня, Богоявления имеют один и тот же внутренний духовный смысл. Даже служба у этих праздников по своему построению примерно одинаковая. И в древности во многих церквах этот праздник праздновался одновременно, потому что имеет единый духовный смысл, а именно: Бог пришел к нам, и с нами Бог. Но, если с нами Бог, а Бог – источник святости, то, значит, и мы с вами являемся святыми, соединенными с Господом.

Действительно, это так. Мы, христиане, святы – настолько, насколько следуем воле Господа нашего Иисуса Христа. Вот насколько мы живем по-Божьему, настолько мы и святы. Вот насколько мы слушаем слово Иисуса Христа, настолько в нас светится свет Христов. Насколько в своих поступках мы руководствуемся заповедями Божьими, настолько светла и свята наша жизнь. И наоборот: как только мы думаем, что мы умнее Бога, как только мы говорим: «Не надо нам этих надоевших заповедей, не надо нам этих унылых поучений, мы сами знаем, как жить в этом мире, мы сами знаем, что лучше, что хуже, сами разберемся!» – тотчас обнимает нас мгла греха. И уже тогда мы не святы. Потому что тогда, когда мы говорим так, то мы уже не христиане. Ибо христианин тот, кто следует за Христом, и христианин тот, кто живет со Христом. И поэтому, как только мы не по-христиански поступаем, как только мы не по-христиански думаем, как только мы не по-христиански чувствуем, то уже мы и не святы.

Итак, время Святок напоминает нам, что мы – христиане, и надо жить по-христиански, то есть свято. А если мы говорим о себе только, что мы грешники, то бывает очень опасная вещь: один раз грешник согрешил – кается, плачет, в отчаянии, чуть ли не волосы на себе рвет, сожалеет, второй раз опять упал – тоже кается, но уже как-то поменьше, уже вроде привык, а потом третий и четвертый – и уже подходит к исповеди так спокойно, берет бумажку и читает: ну, тем, тем согрешил, ну и что, – как будто отчет какой-то, рапорт подал, – вот тем, тем согрешил и все, тем и рассчитался с Богом. Наступает страшное привыкание к греху. И от этого привыкания к греху происходит какое-то уже уныние: человек думает, что он из этих сетей греха уже и не может освободиться.

Но это не так. Для того на земле и Церковь существует, для того на землю и пришел Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, чтобы сети греха нас с вами не погубили. Наоборот: нас Господь улавливает в Свои спасительные церковные сети. Вот как слышали мы сегодня с вами в Евангелии о воскресении Господа Иисуса Христа и о чудесном лове рыбы, когда по повелению Господа ученики огромное количество рыб поймали, и сеть даже не порвалась (Ин. 21, 1–14). Это образ Церкви Христовой, когда любовь Христова не «прорывается», никогда не истощевает по отношению к человеку. Только человек должен сам стремиться к святости.

Мы с вами сейчас готовимся к встрече праздника Крещения Господня. Мы с вами сейчас пребываем в духовной радости, так что Церковь Христова в эти дни предписывает даже нам с вами не поститься и не преклонять колена. Дорогие братья и сестры! Испросим сил у Господа нам никогда не забывать, что мы посвящены Ему, что мы избраны в святой народ Божий, что все мы с вами призваны к святости, что в каждом из нас живет Дух Святой, что каждый из нас решился последовать за Господом Иисусом Христом и назвал себя христианином. Будем просить у нашего Спасителя, чтобы Он дал нам сил всегда следовать по Его благим заповедям, поступать свято и не отвращаться от Него, падая в сети греха. Аминь.

 

 

 

 

 

(17.01.2010 Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сейчас, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали два евангельских повествования. Это связано с тем, что в этом году особое совпадение богослужебных праздников: у нас в этом году будет самая ранняя Пасха, которая только возможна в нашем православном богослужебном круге, и в связи с этим и недели подготовительные раньше начинаются. И поэтому сегодня, с одной стороны, мы слышали евангельское чтение, которое  готовит нас к празднику Святого Крещения, – это евангельское чтение называется Неделей пред Просвещением, и в нем повествовалось о том, как Иоанн Креститель вышел на проповедь, подготавливая людей к принятию проповеди Господа нашего Иисуса Христа. И главным содержанием этой проповеди Иоанна Крестителя было покаяние, то есть изменение образа жизни. Иоанн Креститель призывал людей оставить злые дела и открыть свое сердце для принятия слова о спасении. Также и второе евангельское чтение, которое называется чтением Недели о Закхее и бывает за неделю до начала пения Триоди Постной, подготавливающей нас к празднику Светлого Христова Воскресения, – содержание тоже говорит о покаянии, и вы слышали, там описывается, как Закхей – человек, который жил неправедно, увидев Господа Иисуса Христа, в корне изменил свою жизнь, совершил покаяние не словами, но своими делами.

Итак, Святая Церковь призывает нас с вами рассмотреть свою жизнь и произвести в ней определенные изменения. Это очень трудно, и самостоятельно это сделать невозможно. Смотрите, как образно Святая Церковь объясняет нам это. Закхей был большим государственным начальником, потому что он был начальником всех сборщиков налогов – ну, как по-нынешнему можно сказать – главный налоговый инспектор. Однако он не пользовался, конечно, – да как, впрочем, и сейчас, кто же любит эти службы, – никаким уважением от народа. Они боялись его, с одной стороны, а с другой стороны, не уважали. Почему не уважали? Потому что налоги эти собирались в пользу римлян, а римляне поработили Иудею, они были язычниками, и для народа Божьего они были просто-напросто оккупантами. И этот Закхей, получается, прислуживал оккупантам, в их пользу собирал налоги и, конечно же, как это водится, не забывал себя, и свое собственное благосостояние за счет других людей приумножал.

В этот город приходит Иисус Христос. А Закхей был маленького роста; весь народ вышел навстречу Иисусу Христу, а Закхею почему-то очень захотелось увидеть Христа, причем так захотелось, что он не постеснялся сделать удивительный шаг: как мальчишка, он забрался на дерево, для того чтобы увидеть Иисуса Христа. Вот представьте себе: начальник налоговой полиции на ваших глазах забирается на дерево. Что бы вы о таком человеке подумали? Но Закхей не побоялся, что над ним будут смеяться, не побоялся, что о нем подумают, что он с ума сошел или находится в каком-то ненормальном состоянии психическом. Он залез на дерево. Для чего? Для того, чтобы увидеть Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Кроме того, что это было реальное такое событие в евангельской истории, это еще определенный образ для нас с вами, нашего духовного возрастания. Есть даже такое понятие – «духовный рост». Если посмотреть на наш собственный духовный рост, то скорей всего мы о себе должны будем сказать, что мы очень маленького духовного роста. Не умеем жить духовной жизнью, не ставим во главу угла своей жизни нашу веру. А как же нам увеличить наш духовный рост? И вот образно Закхей показывает нам, что нам нужно сделать.

Древом жизни – древом нашего спасения, которое корнем своим имеет Христа, стволом имеет всех нас с вами, а ветвями – дары Божии, является Святая Церковь. Вот как Закхей залез на дерево и увидел Христа, так и для нас возвышением в нашей духовной жизни является Святая Церковь. По лествице, по которой взбираясь, мы подымаемся от земли на небо, мы увеличиваем свой духовный рост. Святая Церковь поможет каждому из нас переменить в жизни то, что мешает нам жить. Как мешает нам жить наше раздражение, наша зависть, наша злоба, наше неумение прощать, наше с вами немилосердие и духовная нечуткость – как мешает это все нам жить! Если б мы в сердце своем имели прощение, милосердие, любовь, надежду, веру, как радостно было бы нам жить! Как легко было бы нам преодолевать любые обстоятельства, и искушения, и жизненные трудности! Все это – благодатные дары – дает нам Святая Церковь, как некие плоды от древа жизни. Итак, для того чтобы нам повысить наш маленький духовный рост, нам следует пребывать в Церкви Христовой.

Закхей залез на это дерево, и Христос обратил на него внимание. Он говорит: «Закхей! Быстрее слезай, – Я хочу быть у тебя в доме» (см. Лк. 19, 5). Закхей с радостью слез, приглашает Иисуса Христа к себе в дом, – но те люди, которые были вокруг Христа и которые встречали Его, начали тут же роптать, начали проявлять недовольство. А чем они были недовольны? Они стали говорить о Христе: «Он пришел приветствовать грешного мужа!» Ну да, они же знали о его грехах. Он их обирал налогами, он лихву брал, он притеснял их, – и вдруг Христос приходит к такому человеку, выделяет его из всех жителей этого города! Что это значит?!

И когда Закхей услышал этот ропот, он выходит и говорит: «Господи! Я сегодня половину своего имения отдаю и раздаю нищим, а еще, если я кого обидел, я тому возмещу вчетверо» (см. Лк. 19, 7–8). Представляете, какое изменение сознания у человека? Вот это покаяние не на словах, а на делах. Он делами изменяет свою греховную жизнь – раньше притеснял и воровал, а теперь говорит: буду благотворить и делать дела милосердия. В корне наоборот собирается построить свою жизнь. Так воздействовал на него Иисус Христос.

И тогда Христос говорит, обращаясь к людям: «Смотрите, и этот человек стал сыном Авраама» (Лк. 19, 9), – а сыновьями Авраама в Священном Писании называются люди веры, которые живут по вере и живут праведно.

Дорогие братья и сестры! Этот простой рассказ из жизни Иисуса Христа обращает наше внимание в преддверии уже близкого к нам Великого поста на то, для чего он будет нам с вами нужен. Он будет нам нужен для того, чтобы мы приложили усилия, – ведь нелегко на дерево-то забираться, трудно, надо будет потрудиться, да еще все, может быть, будут смеяться над этим] как над Закхеем, что это он делает, как это необычно. Так и для мира необычно, когда человек прилагает усилия отступить от греховных законов и начать жить по закону Божию. Нам с вами предстоит в скором времени заняться этим усердным трудом над своей душой.

Но и другое Евангелие, которое мы сегодня слышали сначала, где повествуется об Иоанне Крестителе, указывает нам, кто нам поможет совершить этот труд. Иоанн Креститель, призывая людей к покаянию, говорил о том, что он совершает крещение в воде, а что за ним идет Тот, Который сильнее его и Который будет крестить людей Духом Святым и огнем веры (см. Мк. 1, 7–8).

Дорогие братья и сестры, Господь всегда с нами. Праздник Крещения Господня, Богоявления, который мы тоже с вами встречаем, как раз и раскрывает нам эту радостную весть о том, что Бог рядом с нами. Для нашего спасения Он пришел, чтобы мы не погибли в своих грехах, но чтобы мы жили в святости.

В сегодняшний день, услышав в храме Божием эти два евангельские повествования, которые указывают нам на то, что силой Господа Иисуса Христа, в Которого мы веруем и за Которым мы стремимся идти, мы можем изменить греховные моменты в своей жизни на праведные, обратиться от греха к святости, и в этом нам поможет Святая Церковь, благодатные дары Духа Святаго и Сам Господь Иисус Христос, Который пребывает с нами во вся дни до скончания века. Аминь.


(15.01.2011 Всенощное бдение. Неделя 34-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас, в преддверии воскресного дня, когда мы готовимся к празднику Крещения Господня, мы с вами услышали святое евангельское повествование, в котором говорится о том, как воскресший Спаситель мира Господь Иисус Христос явился Своим ученикам и послал их крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 16-20). Это евангельское повествование является основанием Таинства Крещения в Церкви Христовой, в котором человек умирает для жизни злой, греховной, и рождается в жизнь вечную. Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос сказал, что «если кто не родится от воды и Духа, не сможет войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). Иисус Христос послал Своих учеников не просто крестить – то есть погружать в воду троекратно с призыванием имени Божия, но и сказал им, чтобы они научили всех исполнять то, что Он, Спаситель мира, заповедал им. Иными словами, слушая сегодняшнее евангельское чтение, каждый из нас должен бы вспомнить, что он является христианином, на котором лежат особые обязанности, а именно: жить по заповедям Господа нашего Иисуса Христа.

Очень важно не быть формально крещеным человеком. Ведь что такое Крещение? Крещение – это дорога к Богу, это врата, которые перед человеком открываются. Но если врата открыты, а человек не идет? Что тогда происходит с самим человеком? – А ничего с ним не происходит! Еще недавно, лет 20-30 назад, мы радовались тому, что хотя бы формально удавалось крестить людей. Но эта радость, скорее, внутренне человеческая, нежели духовная. Потому что люди, тысячи и миллионы людей, которые по имени и наименованию были крещеными христианами, по жизни совершенно не отличались от неверующих людей, и не только не знали ничего о Спасителе и Господе Иисусе Христе, но и знать о Нем ничего не хотели. Такое крещение спасает ли? Такое крещение приводит ли к жизни вечной? На основании Евангелия и на основании слов Самого Господа Иисуса Христа мы должны, дорогие братья и сестры, знать: формальное крещение, без жизни по заповедям Господа Иисуса Христа, не приводит человека ко спасению.

Крещение открывает дорогу ко Христу. Но дорогу-то эту должен осилить сам человек, подымаясь вверх и прилагая усилия шествовать по стопам за Господом Иисусом Христом, исполняя Его заповеди.

Об этом очень твердо мы слышали сейчас в Святом Евангелии. И недаром сейчас перед всей Церковью уже неоднократно и наш Владыка митрополит Ювеналий, и Святейший Патриарх Кирилл ставят задачу, чтобы, приводя младенцев и взрослых ко Крещению, мы обязательно бы учили их основным истинам веры, просвещали тех людей, которые хотят принять Таинство Крещения, чтобы Крещение было сознательным для человека, чтобы за Крещением следовала его жизнь спасительная во Христе Иисусе.

К этому нам всем надо прилагать усилия. Все мы с вами крещеные люди, однако, если мы на свою жизнь посмотрим, то, к сожалению, мы можем увидеть, что наши поступки и дела очень часто, к великой нашей скорби и стыду, не соответствуют высочайшему званию христианина. И поэтому, услышав это евангельское чтение, мы с вами будем молиться и просить у Господа, чтобы Он вразумил нас и наставил нас, чтобы нам по жизни своей идти за Христом и исполнять Его благие заповеди.

Но Христос – сегодня мы это слышали в этом же Евангелии – нас ободряет. Нас ободряет Своим обещанием, что мы с вами в своих усилиях идти за Ним по жизни не должны отчаиваться и говорить: «Это нам не по силам», – потому что Он нам сказал – и мы это слышали: «и Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). В Церкви Христовой Христос пребывает – таинственно для нашего разума, но явственно для нашей души – во вся дни до скончания века. И поэтому, когда человек желает жить со Христом, стремится к тому, чтобы исполнять заповеди Божии, сожалеет о своих проступках, о своих грехах, о своих недостатках, тогда Сам Господь укрепляет его, протягивает ему руку и ведет его по жизни.

И в этом-то, дорогие братья и сестры, наше с вами счастье. Вот где исполняется и наполняется смыслом Таинство Крещения. Мы через Крещение вошли в Церковь Христову, а здесь уже Сам Господь с нами идет по жизни, а мы с Ним. От нас только требуется стремление и желание жить по вере нашей, веровать, надеяться и любить.

Мы готовимся встретить праздник Крещения Господня, явление Святой Троицы на Иордане – Отца и Сына и Святаго Духа. Мы с вами все крещены во имя Божие. Будем же просить у Господа, чтобы нам следовать по жизни по Его благим заповедям и прославлять Его всесвятое имя. Аминь.