Неделя пред Рождеством Христовым.

3.01.1999 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В последний воскресный день Рождественского поста Святая Церковь, подготавливая своих верных чад к встрече радостного праздника Рождества Христова предлагает священное евангельское чтение, которым открывается повествование о пришествии в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Первая страница Святого Евангелия содержит в себе перечисление прародителей Господа Иисуса Христа по плоти. Мы слышим перечисление имен от праотца Авраама, который является отцом всех людей, хранящих веру в Бога. Мы слышали перед чтением Евангелия чтение апостольское, где апостол Павел объясняет, как праведные люди до пришествия в мир Иисуса Христа жили верою – верою в Бога, Который придет в мир, чтобы спасти всех – и живых, и мертвых.

Дорогие братья и сестры! Каждый из нас в повседневной жизни связан многими родственными узами. Иногда примеры безбожного мира пагубно действуют на сердца людей, и эти родственные узы становятся не такими крепкими. И человек уже перестает ценить семейные отношения, теряется любовь между братьями и сестрами по плоти, теряется любовь между детьми и родителями, прерывается связь родственная и семейная. И иногда люди оправдывают это различными жилищными условиями, имущественными условиями. Иногда из-за этих жилищных, или имущественных условий родственники друг другу становятся врагами. Сколь печальна эта их ненормальность! Святое Евангелие, которое мы слышали сегодня, говорит нам о богоустановленности и святости родственных уз. Смотрите, сколько колен прародителей по плоти Иисуса Христа перечисляется. Три раза по четырнадцать родов. И все это, значит, было записано и оставлено. Но не думайте, что это было оставлено только потому, что это прародители Иисуса Христа. Нет! В древнем мире каждый человек стремился знать своих прародителей как можно больше родов. Потому что каждый человек через это осознавал свою общую принадлежность к роду человеческому, Отцом которого является Бог.

И вот для того чтобы мы с вами знали, и ценили, и понимали, и свято воспринимали родственные, семейные отношения, Спаситель мира не безвестно воплощается, но воплощается человеком, становится человеком, место которого известно в мире, известны которого и родственники, и близкие. Через это Боговоплощение Бог освящает нашу человеческую жизнь и нашу человеческую жизнь делает осмысленной. И все наши труды делает осмысленными. То есть когда человек трудиться для своей семьи, для своих детей, для своих родных и близких, для своего отца или матери, эти труды становятся осмысленными и святыми, и Божьими, и благословенными.

Сегодняшний день в церковном календаре называется – Неделя святых отец. В сегодняшний день мы обращаемся с молитвой к тем прародителям Иисуса Христа по плоти, которые явились на протяжении всей библейской истории Ветхого Завета примером веры. Они еще до пришествия в мир Иисуса Христа хранили верность Богу. Ныне мы с вами живем с Христом. Христос пришел к нам, Христос освятил нас. Как же необходимо и нам с вами хранить эту веру в Бога, преданность Ему, помнить, что все в жизни доброе может произойти только тогда, когда с нами Бог. Когда мы не отворачиваемся от Бога и от Его святых заповедей. Когда мы стремимся соразмерять нашу жизнь с Его святыми заповедями.

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам глубоко всей душой прочувствовать, что Бог воистину стал человеком, подлинным человеком, жившим среди людей, имевшим свое место в родословии. И размышляя об этом каждый из нас должен знать свое место среди родных и близких. Размышляя об этом, каждый должен понимать, что если нам Господь дал жизнь именно в это время, именно среди нашего народа, именно в нашей стране, значит, в этом есть Промысел Божий. И каждый из нас на своем месте должен стремиться выполнять те обязанности, которые возложены на нас нашей семьею, нашими родными и нашими близкими. Каждый из нас должен стремиться сделать нашу жизнь лучше на том месте, где мы находимся. Это относится как к нашим семейным обязанностям, так и к служебным, и церковным обязанностям.

Мы готовимся встретить праздник Рождества Христова. Святая Церковь напоминает нам о том, что Бог родился в мир и стал человеком, для того чтобы нас с вами спасти. Встречая праздник Рождества Христова, мы стремимся приуготовить свою душу к тому, чтобы быть достойными встретить Бога в своей жизни, чтобы не оттолкнуть Его, не отвернуться от Него, но в своем сердце, в своей душе найти Ему место – то место, которое предназначено каждому из нас, ибо для каждого из нас Господь пришел в мир. Чтобы никто из нас не погиб, но имели бы вечную жизнь.

Осталось немного времени до праздника Рождества Христова. С молитвой и радостным ожиданием будем встречать родившегося в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

02.01.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня последний воскресный день в Рождественском посту. В церковном календаре этот день именуется «неделей святых отец», «неделей перед Рождеством Христовым».

Сейчас при чтении Священного Писания мы слышали, как апостол Павел кратко, но очень емко изображает историю Ветхого завета, указывая на то, что в нем самого главное. И самое главное в историческом повествовании Ветхого завета, т.е. Боговдохновенных книг, написанных до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, самое главное их содержание заключается в том, что праведные люди жили верой в грядущего Спасителя мира.

Верой они переносили все жизненные тяготы. Вера давала им силы в таких жизненных обстоятельствах, когда, казалось, уже нет, совершенно нет, никакого выхода и беды совершенно уничтожают мир и людей. Вера помогала отцам, т.е. предкам Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа по плоти, во всю их жизнь.

И апостол Павел приводит примеры некоторых праведных людей Ветхого завета: Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Самсона, Иеффая – рассказывая о том, что именно благодаря вере они совершали те великие подвиги, о которых мы читаем в книгах Ветхого завета.

Почему именно в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым Святая Церковь предлагает нам услышать это повествование из Священного Писания? – Потому что, дорогие братья и сестры, и мы с вами подлинную жизненную радость и подлинную опору можем иметь только в вере нашей. И если праотцы, те, что жили до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, жили верой в Него грядущего, Который еще только должен прийти, мы сейчас с вами живем верой в пришедшего в мир Господа Иисуса Христа.

В святом евангельском чтении мы слышали начало первой главы Евангелия от Матфея, в которой перечисляется родословие Господа Иисуса Христа, родословие по плоти. Это важно обозначить было для нас для того, чтобы мы знали, что Спаситель наш, воистину, есть Истинный Бог и, воистину, Истинный Человек – Богочеловек Господь Иисус Христос.

И именно потому, что Он – Богочеловек, поэтому Он и наш Спаситель. Он пришел к нам и стал Человеком, чтобы быть вместе с нами. Вы помните, какими словами закончилось сейчас чтение Святого Евангелия. Как ветхозаветный пророк пророчествовал, так и совершилось: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Эммануил (что означает: с нами Бог)» (Ис. 7, 14).

Да, дорогие братья и сестры, в этом и есть и сила, и радость, и опора нашей веры: с нами Бог – и поэтому ничто нам не страшно. С нами Бог, и поэтому мы имеем утешение в своих скорбях и болезнях. С нами Бог, и поэтому мы имеем надежду на то, что все преобразуется к доброму. С нами Бог, и поэтому мы знаем, что в нашей душе мы можем очистить, и исправить, и изменить к лучшему все то, что мучает нас, все то, что доставляет нам боль и страдания, потому что с нами Бог.

Дорогие братья и сестры! Осталась немного до праздника Рождества Христова. Святая Церковь указывает нам пример праведных людей, живших верой. Испросим и мы для себя спасительной веры у Господа нашего Иисуса Христа – Истинного Бога и Истинного Человека – Который пришел в мир для спасения нашего.

Ныне, молясь в храме Божьем, попросим у Господа нашего, чтобы наша вера была тверда, чтобы мы всегда были верны Ему, чтобы мы никогда не теряли нашей жизненной опоры – святой веры православной.

Аминь.

 

 

 

5.01.2003 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В преддверии праздника Рождества Христова за воскресным богослужением мы с вами слышали только что начало евангельского повествования от Матфея.

Часто бывает так, что человек, который впервые желает ознакомиться с содержанием Святого Евангелия, открывает первую страницу и не может, что значит это перечисление имен? Что значит это родословие, когда говорится о том, что «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова…», что означает это?

Дорогие братья и сестры! Смысл перечисления родов, из которых произошел Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, заключается в следующем. Через эту летопись, через это точное название имен, мы знаем, что Бог, придя в мир, стал не просто видимым призраком, не просто сверхъестественным существом, не просто светлым ангелом, а стал простым Человеком! Бог воплотился в человека и в мир родился Богочеловек Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек – таким образом, что человеческое естество не изменилось. Бог и человек соединились между собой неслиянно и неразлучно; неизменно, так что ни природа Божеская не претерпела никакого изменения, ни природа человеческая не претерпела никакого изменения.

Почему это так важно для нас с вами знать? – А в этом, дорогие братья и сестры, и есть спасительный смысл нашей веры. Дело в том, что мы, люди, созданные по образу и подобию Божию, должны знать, что через Господа Иисуса Христа мы с вами получаем полное спасение от всего того, что губит наше тело и нашу душу.

Что губит нашу душу? – Нашу душу губят наши грехи, то есть тогда, когда мы свою волю подчиняем не воле Божией. А воля Божия заключается в том, чтобы мы любили друг друга, чтобы мы были милосердными, чтобы мы были сострадательными, чтобы мы жили с надеждой, чтобы мы жили с верой, чтобы в наших сердцах было смирение и терпение. И вот, когда мы свою человеческую волю не соединяем с волей Божией, а противимся ей, когда мы начинаем гневаться и осуждать, ненавидеть и злиться, когда нашу душу посещают малодушные и маловерные помыслы, скверные, грязные и нечистые чувства, мы тогда грешим, и этот грех разрушает наши души. А через грех разрушается и наше тело. И человек смертен, потому что он согрешил. Так вот Господь Иисус Христос Богочеловек – истинный Бог и Человек – является нашим Спасителем, потому что Он и нашу душу спасает, и наше тело воскресит в жизни вечной. И доказательством этого, явным, видимым доказательством, является то, что Сам Бог пришел и стал одним из нас, стал Человеком, прожив всю человеческую жизнь – начиная от девяти месяцев во чреве Матери, кончая смертью и погребением, то есть пройдя весь путь человеческой жизни. Значит, Бог – это не нечто далекое и не представимое для нас. Значит, Бог рядом с нами и вместе с нами. И поэтому вспомните, какими словами закончилось сегодняшнее евангельское чтение, когда приводилось пророчество Исаии о рождении в мир Спасителя, и когда имя Спасителя сего означает «с нами Бог».

Дорогие братья и сестры! Встречая праздник Рождества Христова, готовясь к этой встрече, размышляя о том, что значит для нас наша вера, уясним для себя то, что вера наша заключается в том, что Господь постоянно рядом с нами и ждет нашего обращения к Нему; что Господь Иисус Христос ждет одного только, чтобы наша душа к Нему обратилась, а не мы от Него отвернулись. И точно также как, когда мы читаем Евангелие, мы находим конкретных людей, конкретное место, точное указание времени и места рождения Богочеловека Господа Иисуса Христа, так и в повседневной жизни мы должны знать точное место, где человек может встретиться с Богом, и где подлинно душа человеческая с Богом соединяется. Это место – Святая Церковь Православная.

Церковь Православная есть небо на земле. Человек, который является членом Церкви, в единстве находится с Господом Иисусом Христом. И даже когда он согрешает и через этот грех от Бога отпадает, через Таинство Покаяния Господь снова его воссоединяет с Церковью Своею. Здесь, в Церкви Христовой, мы соединяемся с истинным Телом и истинной Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И также как реально, подлинно Бог пришел в мир и стал Богочеловеком, так реально, подлинно мы с вами соединяемся с Божеством; и что тогда наши грехи перед блистанием Божества? Что наша слабость тогда перед силой Божией? Что наше малодушие перед всемогуществом Господним?

Какое счастье, дорогие братья и сестры, что мы имеем святую веру! Какое счастье, что мы имеем Церковь Христову! Какое счастье, что Бог с нами! Только мы с вами должны не просто помнить об этом, но на призыв Божий к спасению, на явление Бога среди нас должны ответить нашей волей, нашей душой, нашим телом, идя по жизни временной за Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом.

Помолимся же воплотившемуся Богу – Богочеловеку Господу Иисусу Христу Спасителю нашему, чтобы нам всегда иметь веру, надежду и любовь, спасающую нас и ведущую нас к жизни вечной.

Аминь.

 

 

 

4.01.2004 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы, христиане, веруем в Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, то, сложив три пальца вместе – в честь Бога единого, но троичного в Лицах – Отца и Сына и Святаго Духа, мы два пальца прижимаем к ладони, чем изображаем нашу веру в Господа Иисуса Христа – истинного Бога и истинного Человека.

На этой вере нашей – в богочеловечество Господа Иисуса Христа – основывается наше знание о нашем с вами спасении. Сегодня мы слышали Святое Евангелие, которое полагается читать в воскресенье, ближайшее к празднику Рождества Христова. В этом Евангелии – в первой главе Евангелия от Матфея – перечисляется родословная Спасителя мира по Его человечеству. В ней перечисляются предки Господа Иисуса Христа по плоти. И это очень важно нам знать, что Иисус Христос пришел в мир не как видение, не как образ, не как какой-то идеал, к которому нужно стремиться. Нет! Иисус Христос истинный Бог воплотился и стал истинным Человеком, имеющим Свою родословную, имеющим Своих предков, имеющим Свою историю.

История тех людей, о которых говорится в первой главе Евангелия от Матфея, подробно описывается в Ветхом завете. Там мы найдем повествование и об Аврааме и вере его; там мы найдем повествование и о Давиде и о царствовании его, и о падении его, и о покаянии его. Там мы найдем историю пленения народа Божия неверующими язычниками-вавилонянами. Там мы найдем историю ожидания пришествия в мир Спасителя.

Иными словами, Господь Иисус Христос пришел в мир к нам, людям, с нашей человеческой жизнью. И от этого нам действительно становится радостно; даже от одного осознания того, что Бог не просто издалека говорит нам о том, как мы должны жить, что мы должны делать, а чего должны опасаться, – нет, Бог приходит для того, чтобы жить вместе с нами, чтобы пройти всю жизнь человеческую, чтобы быть близко к каждому из нас. Но не только от осознания этого факта нам радостно. Мы не просто умозрительно умом это понимаем. Мы ощущаем это на нашем жизненном опыте верующего человека. Ибо через жизнь в Церкви Христовой мы учимся жить с Христом. Отличие святой веры православной от различных других вероучений, от различных других нравственных и философских систем заключается в том, что вера православная – это не рассказ о Боге, не рассказ о том, как надо жить. А вера православная – это реальная жизнь человека с Христом!

Вот для чего Бог пришел на землю и стал Человеком – чтобы люди жили не сами по себе, а жили вместе с Ним. Не обличить нашу человеческую жизнь Христос пришел, но освятить ее. Не проклясть нас за наши грехи, но спасти нас, грешных. Бог пришел не для того, чтобы мы с вами боялись и страшились Его, Он пришел для того, чтобы мы научились любить Его и друг друга. В этом радость нашей святой веры, ибо Церковь Христова, которую на земле Господь основал, живущая Духом Святым, имеет в себе Самого Господа Иисуса Христа. И каждый из нас, верующий в Него, сопричастен Ему не только мысленно, умозрительно – нет, мы ведь в самом главном Таинстве причащаемся истинных Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Значит, воистину с нами Бог.

Дорогие братья и сестры! Нам очень важно всегда помнить о том, что Христос наш с вами Спаситель. Нам очень важно всегда помнить о том, что Церковь – это небо на земле. Нам важно это помнить тогда, когда нам трудно становится, и когда мы начинаем впадать в отчаяние, и нам начинает казаться, что у нас нет выхода в этой жизни. А так часто бывает. Бывает так, когда болезнь тяжелая приходит, и так тяжело становится, что кажется, уже никто не поможет. Бывает так тогда, когда близкие нас покидают и уходят в мир иной, и мы от горя впадаем в отчаяние. Бывает так, когда мы в жизни сталкиваемся с ложью и предательством, и нам очень скорбно становится, и мы, как говорится, иногда начинаем терять веру в людей. Но еще более горько бывает нам, когда мы сами делаем такие дела, о которых даже стыдно самим себе признаться, не то чтобы кому-либо сказать. Нам за себя, перед самим собой становится стыдно за наши грехи, и мы о себе начинаем думать, какие же мы мерзкие и негодные.

Дорогие братья и сестры! Нет места отчаянию в Святой Церкви. Господь снимет любую беду; утешит любое горе; очистит и омоет любой грех; нам, бессильным, даст силы; нам, бездуховным, Духа Святаго даст; нам, унылым и безрадостным, даст подлинную радость Свою. Вот что значит богочеловечество Господа Иисуса Христа. Бог так возлюбил мир, что Сам пришел к нам и стал одним из нас.

Дорогие братья и сестры! В преддверии Рождества Христова Святая Церковь предложила нам услышать Святое Евангелие, повествующее о корнях Богочеловека Иисуса Христа здесь на земле, о его человеческой стороне. Мы – люди, те, ради которых Господь пришел в мир. Помня об этом, будем просить у Господа силы веры, чтобы всегда жить с Ним, никогда не отступать от Него, идти по Его благим заповедям и знать о том, что Церковь – это и есть то спасительное место, где земля соединяется с небом, а Бог приходит к человеку, и человек соединяется с Богом.

Будем помнить о том, что Богочеловек Господь Иисус Христос нас – людей, человеков – обоготворил, и мы тоже ныне причастны Божеству, причастны к спасению и вечной жизни. Будем благодарить Господа за это, будем жить вместе с Ним, будем помнить о Нем, и Он всегда будет помнить о нас, и спасет нас, и дарует жизнь вечную.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

1.01.2006 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день, который предшествует празднику Рождества Христова, мы слышим в храмах чтения Священного Писания, в которых, во-первых, говорится о вере, приводящей людей к Спасителю и Господу Иисусу Христу, и, как пример этой веры, вспоминаются, люди праведные, которые жили еще до того, как Христос пришел в мир, – праведники Ветхого завета. Они жили в тяжелых условиях окружавшего их язычества и безверия и имели веру в Единого Бога и надежду, что придет в мир Спаситель, Который избавит людей от власти греха над их душами. Несмотря на тяжелейшие общественные обстоятельства, они верою в Грядущего – то есть Того, Кто только должен еще прийти, – верою в Грядущего Спасителя Иисуса Христа все преодолевали в своей жизни. Об этом было чтение апостольское, которое мы слышали. А Святое Евангелие читалось сегодня первое, начало главы Евангелия от Матфея, в которой перечисляется родословие Господа Иисуса Христа по плоти.

Иногда возникает вопрос: зачем этот длинный перечень имен записан в Святом Евангелии? Для чего в Церкви читается это родословие, что оно означает для нас, живущих сейчас? Что оно дает для нашей веры? Родословие Господа Иисуса Христа по плоти, то есть перечисление его предков по плоти означает то, что Иисус Христос был истинным Человеком. Он был истинный Бог, но одновременно с этим Он был истинный Человек, то есть такой же, как все люди, которые имеют своих родных, которые имеют своих близких, чтобы никому не пришло в голову даже подумать о том, что явление Христа в мире – это было какое-то видение призрачное. Нет. Христос именно и пришел в мир для того, чтобы стать одним из нас, стать человеком. Иначе невозможно исправить нашу поврежденную грехом природу. Для того чтобы нас очистить от грехов, для того, чтобы нас исцелить от болезни греха, избавить от его власти, Бог становится человеком, истинным Человеком. Вот именно для этого читается родословие Господа Иисуса Христа, – чтобы каждый мог удостовериться, что Христос пришел в мир в определенное историческое время, и все имена, прочитанные в Святом Евангелии, можно найти в хрониках древнего мира, и в Священном Писании Ветхого завета – в книгах, где перечисляются люди, жившие до пришествия в мир Иисуса Христа, где описывается их жизнь и описываются их подвиги и их падения. Все это можно найти в Ветхом завете.

Итак, дорогие братья и сестры, перед праздником Рождества Христова в воскресный день Святая Церковь уверяет нас с вами, что Иисус Христос истинно пришел в мир, истинно был Человеком и истинно жил среди нас. Почему это нам так важно знать? А затем, что мы должны помнить, что мы не оставлены Богом. Бог не просто с высоты, с небес взирает на нас и говорит нам: «Ну, давайте, соблюдайте заповеди, а Я посмотрю, как вы справитесь. Хорошо справитесь – похвалю вас. А если не справитесь – накажу вас». – Нет! Бог не безразличен к каждому из нас, и Ему не все равно, что мы делаем и как мы поступаем. Бог пришел в мир и Сам стал одним из нас, для того чтобы на Себя взять наши с вами грехи. И если мы что-то делаем не так, и если мы чем-то грешим, отступаем от Бога, зло совершаем в мире, то Господь, понимая нашу с вами слабость, понимая наше слабодушие, способность искушаться, верить злу и не распознавать греха там, где он есть, Господь на Себя берет эту ответственность. Ведь для того в мир и пришел Господь, чтобы нас не наказать за наши грехи, а чтобы нас спасти, и поэтому Он Сам за наши грехи предпочел пострадать, и вина наша принята Им на Себя, и Он поэтому за нас и умер на кресте, чтобы мы не умерли в грехах, чтобы наша душа не погибла, а чтобы мы имели вместе с Христом вечную жизнь.

Вот как подготавливает нас духовно Святая Церковь к празднику Рождества Христова. Чтобы мы знали, чему мы должны радоваться. Мы будем радоваться тому, что родился наш с вами Спаситель – Тот, Кто спасает нас от греха. Но чтобы радость наша была достойной, мы должны себя подготовить. Нельзя быть и невозможно быть неблагодарным к Богу. Если мы с благодарностью к Богу будем стремиться исправлять свою жизнь, то надо тогда понимать, что мы с вами не будем повинны в тех язвах, которые на Себя принял Господь. Ведь нельзя сказать ну примерно так: «Господь исцелил нас от греха, ну что же, буду смело грешить, потому что Господь все равно меня простит». Но это похоже на то, как человек бы сказал: «Ну, вот есть хорошие хирурги, которые могут руку пришить, ну пойду смело руку суну под трамвай, а потом возьму ее, запакую, и пусть мне ее хирурги пришивают». – Да, конечно, есть хирурги, которые могут и пришить отрезанную руку. Ну а боль от этого происшествия? А все те переживания, страдания – они разве куда-то деваются? Нет. Грех – страшная вещь. Это смерть, это язва, это боль, это убийство души. И добровольно говорить «Я буду грешить, потому что Господь все равно меня спас», – это безумие. Господь, конечно, спасет кающегося грешника. Но для этого нужно стремление человека – стремление человека к спасению своей души.

Господь открыл для нас Рождеством Своим двери ко спасению. А мы должны стремиться войти в эти двери. И как раз пример ветхозаветных праведников, о которых мы сегодня слышали, – когда они верили во Христа, Который должен был еще только прийти, – должен нас с вами вдохновить. Если вера будет озарять нашу с вами жизнь, мы все сумеем преодолеть, все сумеем исправить в своей жизни, будем иметь жизненную опору. А чтобы в наших сердцах горела вера, для этого Церковь Святая существует. Здесь, в Церкви, человек получает благодатный дар верить, надеяться и любить. Здесь на человека действует Дух Святый, милость Божия здесь на человека действует. В Церкви Христовой человек не одинок, с ним благословение Ангелов и Архангелов, с ним покров Пречистой Владычицы Девы Марии Богородицы.

Дорогие братья и сестры! Недолго уже осталось нам ожидать праздника Рождества Христова. Приуготовим свои сердца к этому великому духовному событию. Еще и еще раз посмотрим свою жизнь и увидим, что в ней нам нужно исправить. Помолимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он даровал нам веру, которая бы привела нас к спасению и жизни вечной.

Аминь.

 

 

30.12.2006 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова называется в церковном уставе Неделей святых отец. В эту неделю молитвенно вспоминаются и духовно ставятся нам в пример те праведные люди, которые жили до пришествия в мир Иисуса Христа, от Авраама и даже до выхода на проповедь Иоанна Крестителя. Об этих праведных людях мы можем прочитать в Ветхом завете, в Священном Писании, в книге, именуемой «Библия». Много там описывается духовных подвигов праведных людей. Но сегодня я хотел бы обратить наше с вами внимание на духовный подвиг пророка Божия Моисея, о котором мы тоже сегодня молитвенно вспоминаем и к которому молитвенно мы обращаемся. Ибо его пример и его жизнь очень хорошо для нас с вами объясняет, для чего нужно было прийти в мир Спасителю и Господу Иисусу Христу. Изучая жизнеописание пророка Божия Моисея, мы очень хорошо можем понять, почему без Креста нам с вами невозможно было бы спастись от греха.

Обратите внимание: пророку Моисею Сам Бог явился на горе Синай. Сам Бог дал ему заповеди, по которым должен жить народ, верующий в Господа. Пророк Моисей принес эти заповеди народу Божию, открыл волю Божию людям. Дальше – больше. По повелению Господнему этот же пророк Моисей выводит людей, находящихся в рабстве, на свободу. Казалось бы, чего еще желать в жизни? Ты свободен, ты знаешь волю Божию – живи вместе с Богом! Причем завет был заключен между Богом и людьми, и Господь сказал: «Вот если будете жить по этим заповедям, то жизнь будет с вами». И предупредил: «Если вы будете нарушать эти заповеди, то, значит, что вы изберете путь смерти». Он образно сказал: «Вот перед вами два пути: путь жизни и путь смерти. Изберите же жизнь».

Но ужасную вещь дальше мы узнаем из Библии. Мы узнаем, что избранный народ Божий, которому была открыта воля Божия, которым управлял этот великий пророк Божий Моисей, постоянно уклонялся от заповедей Божьих, постоянно нарушал их и, более того, постоянно роптал на Бога и постоянно был недоволен тем, что с ним происходит. Причем, несмотря на явные чудеса, которые Моисей по повелению Божию совершал в пустыне: когда и хлеб небесный им был подан в виде манны, которая падала с неба, когда и мясом их он насыщал, когда тучи перепелов падали к ногам народа Израилева, когда соленую и негодную воду он превращал в чистую и полезную для человека, когда исцелял их от ядовитых укусов змей, – что бы ни делал пророк Божий Моисей для избранного народа Божия, все им казалось плохо и недостаточно. И ничего они сами, своей волей, сделать не могли.

Вот, дорогие братья и сестры, для нас с вами объяснение, зачем в мир пришел Спаситель. Не надо думать, что это древние иудеи были такие плохие. И они вот роптали, и они не удивлялись чудесам, и они не слушали заповедей Божьих. Беда в том, что если бы каждый из нас с вами оказался бы в этой пустыне под предводительством Моисея, мы бы вслед за этим народом то же самое бы делали: и заповеди нарушали бы, и роптали, и унывали бы, и говорили бы Моисею, как они: «Ну, зачем ты нас вывел из земли Египетской? Там хотя бы мы досыта ели, а здесь умираем».

Дорогие братья и сестры! Это ведь мы на своей собственной жизни можем проверить, посмотреть на самих себя и увидеть, как мы живем. Сможем ли и можем ли мы своими силами заповеди Божии соблюдать, за Господом следовать? Для нас ведь Церковь – как тот же пророк Моисей: она все для нас делает, все нам открывает, ведет нас по этой жизни, учит нас всему, – и мы сами себя можем проверить – как мы все это слушаем.

Для того-то и пришел в мир Спаситель и Господь наш Иисус Христос, чтобы уже не по строгим заповедям, не по непреложным правилам, не по закону, а по благодати Своей и по любви Своей, несмотря на то, что мы этого недостойны, спасти нас и не дать нам погибнуть. В этом и смысл пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И, готовясь встретить праздник Рождества Христова, именно поэтому Церковь Святая обращает наше внимание на историю Ветхого завета, чтобы мы осознали, что без вмешательства Божия, без пришествия в мир Господа нашего мы своими силами не смогли бы избавить себя от зла, не смогли бы достигнуть вечной жизни.

Сейчас время Рождественского поста. И, готовясь встретить светлый праздник Рождества Христова, обратимся ныне к примерам святых отец, о которых говорится в Ветхом завете, помолимся им, дабы нам избегнуть тех уклонений от правды Божией, которым свидетелями были они, и верою в Господа Иисуса Христа войти в жизнь вечную, избрав путь жизни.

Аминь.

 

 

 

31.12.2006 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова. Мы сейчас с вами слышали первую главу Святого Евангелия от Матфея, которая начинается перечислением предков Господа Иисуса Христа по плоти, – родословием Господа Иисуса Христа. Это родословие для того ныне предлагается нашему духовному вниманию, чтобы, услышав имена людей, которые были прародителями Господа Иисуса Христа по плоти, мы очень твердо уверились, узнали, осознали то, что Тот, Кто пришел в мир спасти нас, наш Спаситель, был воистину Богочеловек. Его явление в мир было не как явление постороннее, а Он пришел в мир, чтобы стать одним из нас: Он воплотился и стал человеком.

Из книг Ветхого завета имеющий время и способности внимательный духовный читатель может узнать о каждом из тех, кто нам сегодня в Евангелии показан из предков Спасителя по плоти. Они все жили верой грядущего спасения. Они совершали ошибки и каялись в них, они стремились к праведности, хотя иногда и удалялись от нее. Но тем не менее все их мысли, стремления и чувства были постоянно направлены к тому времени, когда придет Тот, Кто избавит человека от самой тяжелой болезни и от самого страшного ярма, которое лежит на нем, – от болезни греха, от власти греха и смерти. Сам по себе человек не может себя освободить от этого. Но Бог не просто изменяет природу человека; дело в том, что человек создан по образу и подобию Божию, он имеет свободную волю, – и насильно, без воли человека, невозможно его спасти. Только тогда, когда воля человеческая совпадает с волей Божеской, человек может избавиться от опасности греха, от болезни греха, от жизни греховной. И вот в личности Господа нашего Иисуса Христа соединилась воля человеческая и воля Божия. Богочеловек Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы быть вместе с нами. Мы слышали сегодня уже не повествование о Рождестве Христовом, которое через неделю мы с вами будем праздновать, а мы слышали о том, как на Христе исполнились слова пророка, который говорил, называл Спасителя «Эммануил», что в переводе означает «С нами Бог». В том смысл спасения всех нас с вами, что Бог не просто издалека дал нам закон и говорит: «Теперь исполняйте этот закон, а если вы его не исполните, Я вас накажу». Бог не просто равнодушно взирает на то, как мы живем, как мы пытаемся бороться со своими страстями и грехами, Он не отстранен от нас, Ему не все равно, что будет с нами. Он любит нас, и поэтому Бог и пришел в мир, чтобы быть вместе с нами. Вместе с нами, когда мы в страдании, вместе с нами, когда мы в болезни, вместе с нами, когда мы в несчастье, вместе с нами, когда мы растеряны. Вместе с нами Господь хочет быть, потому что Он и грехи-то наши взял на Себя, чтобы нас избавить от наших грехов.

Вот в чем смысл начала Евангелия от Матфея, которое мы слышали с вами сегодня, где повествуется о родословии Господа Иисуса Христа и о рождении в мир Спасителя. Этот смысл заключается в том, что Бог с нами. Мы только должны открыть свое сердце для веры в Него и прийти к Нему. Мы должны найти Его для себя. И не надо там где-то далеко искать Бога – Он здесь. Церковь Христова открывает нам путь к Богу. Церковь Христова дает нам возможность постоянно быть вместе с Богом. Поэтому надо быть верными сыновьями и дочерьми  Церкви Христовой, и тогда воистину с нами будет Бог. А если с нами Бог, то нам ничто не страшно. Ибо если с нами Бог, то мы преодолеем все то, что нам в жизни приходится переживать, а главное – мы с вами получим жизнь вечную, о которой мы еще мало что знаем, но предчувствуем и понимаем, что нет больше счастья и блаженства, ибо это будет Царство любви, Царство радости, Царство, где Бог будет царствовать в жизни нашей.

Дорогие братья и сестры! Продолжается Рождественский пост. И, ожидая праздника Рождества Христова, будем молиться Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы наши души воистину стали жилищем для Него, и чтобы мы были вместе с Ним, а уж Он-то всегда с нами.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

(05.01.2014 Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день перед праздником Рождества Христова Святая Церковь предлагает нам услышать евангельское повествование буквально с первой страницы этой Святой Книги (Мф. 1, 1–25). Когда человек первый раз знакомится со Святым Евангелием и открывает эту первую страницу, он поначалу не понимает, о чем идет речь. Он не понимает, что значит это перечисление имен, причем мужских имен: «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова…» – и так перечисляется три раза по четырнадцать имен. Для чего это? О чем говорит нам с вами слово Божие и Священное Писание? Почему именно перед праздником Рождества мы слышим это повествование?

То, что мы слышали, это подлинная родословная Господа Иисуса Христа. Каждый из нас, конечно, знает, как зовут его отца, кое-кто знает, как зовут деда, совсем некоторые знают, как зовут прадеда, ну а что дальше – вообще мало кто из нас и помнит. У нас в нынешнем времени очень слабая память – что плохо. В Священном Писании указывается на твердые нравственные основы, которые Бог создал для человека. И одной из твердых нравственных основ, на которых покоится наша правильная и праведная жизнь, в том случае если мы будем именно так поступать, является приверженность, как сейчас говорят, к семейным ценностям – то, что сказано в заповеди Божией пятой: «Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле» (см. Исх. 20, 12). Святое Евангелие начинается с перечисления родословия Господа Иисуса Христа для того, чтобы всем нам показать, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек; Человек, Чье родословие можно с точностью указать и перечислить, Человек, Который жил в определенное историческое время, Который хранил историческую память, Который был привержен твердым, данным от Господа, устоям.

Праздник Рождества Христова, к которому мы готовимся, должен нам с вами возвратить то, что мы с вами теряем. Мы должны найти твердую опору в своей жизни, твердую опору в наших чувствах, мыслях, в наших поступках. И Святая Церковь предлагает нам эту твердую опору – родившегося в мир Богочеловека Господа Иисуса Христа. Для нас важно знать не только то, что Он был истинным Богом, нам очень важно знать, что Он был истинным Человеком. И Его истинность заключалась не только в том, что Он имел обычное, как и наши с вами, человеческое тело и жил обычной человеческой жизнью, но Его истинность заключалась в том, что Он жил по Истине в жизни, вместе с Богом, все поступки Его были истинны, то есть Он ходил в правде Божией, поступал по правде Божией, творил дела Божии.

Для нас это очень важно знать и понимать, потому что Он для того и пришел к нам с вами, для того и родился в этот мир, чтобы и мы также с вами ходили в истине, чтобы и наши поступки были правыми, справедливыми. Он зовет нас за собой, проделав для нас Путь жизни. Лейтмотив, главная фраза, которая будет повторяться, и уже начала повторяться, во все праздники Рождества Христова, это слова: «С нами Бог!» С нами Бог – в этом радость нашей веры, потому что нам ходить в истине, ходить в правде Божией самим, своими силами, невозможно. Но с нами Бог, и Бог ведет нас по этой жизни, и мы верою идем за Ним. А вера помогает нам с вами буквально творить чудеса.

Перед чтением Святаго Евангелия сегодня читалось послание апостольское, в котором рассказывалось о праведниках Ветхого Завета, предшественниках Господа Иисуса Христа по плоти, о которых потом мы слышали в Святом Евангелии (см. Евр. 9, 9–10, 17–23, 32–40). Так вот они, жившие еще до Христа, совершали величайшие поступки, героические, чудесные, немыслимые для объяснения обычным стечением обстоятельств, верою в Грядущего, то есть Того, Кто должен прийти, – Господа Иисуса Христа Спасителя. Если верою в Того, Кто еще только должен прийти, люди буквально жизнь переворачивали от злого к доброму, показывали невиданные чудеса подвижничества и героизма, то что же нам с вами, живущими после пришествия в мир Господа Иисуса Христа? Нам гораздо проще, чем им. Потому что Бог уже с нами. Он здесь. Он для того и родился в мир. И Он не просто говорит нам с вами: «Вот, идите тем путем, который Я вам указал», – нет, Он Сам идет впереди и нас за Собой ведет. Он истинный Бог и истинный Человек Господь Иисус Христос, Который родился в мир, чтобы быть с нами, чтобы мы не погибли, но имели вечную жизнь.

В преддверии светлого праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, услышав Священное Писание, раскрывающее нам тайну Богочеловечества нашего Спасителя, будем просить у Него, чтобы Он дал нам сил идти за Ним по жизни, идти в истине и правде, опираться на твердые основы заповедей Божиих, хранить в душе своей веру непоколебимую и всегда помнить, что с нами Бог. Аминь.