Неделя святых Отец.

(5.01.2008. Предпразднство Рождества Христова.святых отец)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, совершаем службу предпразднству Рождеству Христову, которое соединяется с воскресной службой и которое соединяется со службой святых отцев.

Духовное внутреннее содержание богослужений нашей Святой Церкви очень богато, и оно полезно нам и в нашей повседневной жизни. Не надо рассматривать так, как будто богослужения церковные – это что-то далекое от тех наших вопросов и потребностей, которые у нас в жизни возникают. И можно привести один единственный пример на основании сегодняшнего богослужения. Вот, многие из вас, конечно же, слышали, какие бывают в околоцерковной среде разговоры, касающиеся государственного управления, касающиеся того, как учитывают и записывают жителей страны, и, помните, перепись была не так давно, и тогда тоже много шло разговоров, и говорили люди некоторые, что, якобы, это противоречит христианским убеждениям. Ну и вообще возникают в околоцерковной среде какие-то порой враждебные Церкви разговоры, что, вот, Патриарх так говорит, архиереи так говорят, священники так говорят, но этого слушать не надо, а на самом деле есть какая-то другая истина. И, может быть, вы знаете, некоторые из вас, а может быть, и все знают: вот на таких нелепых слухах, нелепых таких мыслях сейчас в Пензенской области люди даже под землю зарылись и говорят: «Вот, мы спасаемся от антихриста и ждем пришествия Христова». Можно подумать, как будто от антихриста можно под землей спастись. Как будто антихрист не в наше сердце приходит, если человек отрекается от Христа.

Ну, это разные духовные заблуждения. А вот что касательно сегодняшней службы: служба предпразднства Рождества Христова – какой ее тропарь? «Написовашеся иногда со старцем Иосифом в Вифлееме Мариам». Что значат эти слова? – А эти слова рассказывают нам предысторию Рождества Христова. Почему Христос в Вифлееме родился, хотя Матерь Божия жила в Назарете? Почему Он в Вифлееме родился? – Да потому, что император Август, языческий император, который покорил Иудею, предписал каждому человеку идти в тот город, откуда он произошел, чтобы произвести перепись населения. Перепись населения нужна была этому императору для чего? Для того, чтобы знать, сколько он налогов получит от тех людей, которых покорил. Вот он покорил Иудею – что ему нужно было от жителей? Получить деньги, в виде налогов. И вот он повелевает им произвести перепись населения, чтобы каждый пошел в тот город, откуда он родом. И, смотрите, Бог, пришедший в мир, воплотившийся ради нашего спасения, подчиняется этому приказу императора. Матерь Божия, имея во чреве Богомладенца Господа Иисуса Христа, идет вместе с Иосифом, чтобы записаться в этой переписи.

И вот теперь подумайте: если Сам Господь подчинялся внешним указаниям, да не каких-либо там благочестивых людей или царей, а совершенно нечестивого и языческого императора, то как же можно слушать голоса тех людей, которые сейчас нам говорят: «Вот вы там паспорт не берите, вот вы там ИНН не берите, вот вы туда не записывайтесь, вот вы там на перепись не ходите»? Получается, люди считают себя умнее и святее Самого воплощенного Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Простейший пример из богослужения – а как многому чему он учит! Если мы с вами с любовью будем воспринимать все то, чему Святая Церковь нас учит через свое богослужение, через чтение Святого Евангелия, через те назидания, которые в умилительных и величайших песнопениях нашей Церкви запечатлены, если мы это будем слушать и этим назидаться, мы никогда не ошибемся, – мы будем слышать голос матери-Церкви.

Да, конечно, не сразу и не всем все понятно, тем более богослужения на церковно-славянском языке. Но ведь есть сейчас достаточно книг, которые объясняют содержание богослужения, объясняют вероучения церковные. Дорогие братья и сестры! Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы создать на земле Свою Церковь, через которую мы с вами спасаемся от греха и гибели. Через Церковь Христову мы получаем дары Духа Святаго. Через Церковь Христову мы получаем указания правильного и истинного пути.

Встречая праздник Рождества Христова, будем слушать голос нашей матери-Церкви. Будем следовать тому, как ведет нас по жизни Спаситель мира Господь Иисус Христос. Иисус Христос родился в мир не для того, чтобы установить новый политический порядок. Иисус Христос родился в мир не для того, чтобы изменить внешнее управление или искоренить силой Своего Божества внешнее зло, нет. Он родился в мир для того, чтобы в наших душах родилось Царство Божие. Царство Божие внутри нас есть (см. Лк. 17, 21), в нашей душе. И куда ты не заберись: хоть под землю, хоть на самую высокую гору, – если в сердце не будет веры, надежды и любви, если не будет Господа нашего Иисуса Христа, если благодати Божией не будет в сердце, ничего это не даст человеку. Будем же просить в преддверии Рождества Христова, чтобы Спаситель мира нашел обитель в сердцах наших, чтобы мы жили с Господом, и Он с нами, и тогда будет всем нам с вами спасение и жизнь вечная. Аминь.

 

 

 

(3.01.2010 Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Воскресенье, которое бывает перед праздником Рождества Христова, называется Неделей святых отец. И сегодня мы слышали из чтения Священного Писания, из апостольского чтения и из евангельского чтения о предках – отцах Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Почему в этот воскресный день наше духовное внимание обращается на это? Потому, дорогие братья и сестры, чтобы мы очень твердо понимали, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек – Богочеловек. И в том смысл нашей веры, что Бог наш не оставил нас в одиночестве бороться со своими собственными страстями, со своим злом, со своими грехами, а пришел к нам, стал одним из нас и жил среди нас.

На то, что Иисус Христос жил в определенное историческое время, как раз и указывает Священное Евангелие, которое мы слышали, где перечисляется родословная Иисуса Христа поименно, начиная от праотца Авраама (Мф. 1, 1–17). Мы своих прародителей – в лучшем случае прадедушку помним, и то, наверно, не все своих прадедов знают. А здесь в Евангелии перечисляется 3 раза по 14 родов прародителей Господа Иисуса Христа по плоти. Во-первых, это для нас с вами духовное назидание в том, как следует чтить и помнить своих родителей и прародителей, как следует держать их в своей духовной памяти, поминать их. Во-вторых, показывается то, что Христос пришел в мир в конкретное время, воплотившись в человека и быв человеком. Но мы можем тогда задать себе вопрос: но ведь это было так давно, так давно пришел Бог, так давно Богочеловек жил на земле, а какое это отношение имеет к нам сейчас, мы ведь живем в другое время? Чтение Апостола показывает нам, какое это имеет отношение. Время существует для нас, людей, живущих временный отрезок жизни: вот мы родились, и вот прожили свою жизнь, и закончили свою земную жизнь. И поэтому для нас время очень важно. Мы живем в этом времени, время – это тот дар, который Бог нам с вами дал. Но Сам Бог живет вне времени, для Него не существует времени. Он вчера, и сегодня, и завтра – такой же (Евр. 13, 8), Он неизменяем. И мы сегодня слышали в апостольском чтении, как перечисляются праведники, которые жили еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа (Евр. 11, 9–10, 17–23, 32–40). Они жили, но они спасались, и спаслись верою в Иисуса Христа, Который должен был еще только прийти. Христос еще не пришел в мир, еще не воплотился, а уже праведники верою спасались, праведники верою чудеса совершали, праведники верою преодолевали всяческое искушение, всяческие трудности, всяческие гонения, верою они жили, и живут доныне, ибо вера и есть основа жизни.

И точно так, дорогие братья и сестры, как праведные, жившие до Христа, жили во Христе, Который должен прийти, так и мы с вами, живущие уже после Христа, живем верою во Христа, Который ранее пришел. Но Он не только пришел раньше, но Он Сам, придя и прожив Свою земную жизнь, и пострадав, и воскреснув, дал нам обещание, говоря: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). И, действительно, Христос пребывает с нами в Церкви Своей Святой, и мы, находясь в единении друг с другом, находясь в общении веры, одновременно едины с Господом нашим Иисусом Христом. Вот это и означает иное имя Иисуса Христа, которое мы слышали сегодня в Евангелии – Еммануил, что означает: «с нами Бог» (см. Мф.1, 23). Смысл нашей веры заключается в том, что Бог с нами. Он не далеко от нас, но рядом с нами. Он не безразлично наблюдает за тем, как мы живем в этом мире, но сострадает нам, ибо Он грехи наши, и болезни наши, и страдания наши на Себя взял на Кресте. И вместе с нами Иисус Христос сострадает нашей с вами жизни. В этом наше счастье и в этом наше спасение, ибо наш Спаситель вместе с нами сопереживает все моменты нашей с вами жизни.

То евангельское чтение и апостольское назидание, которое мы слышали сегодня, говорит об историчности Богочеловека Господа Иисуса Христа. Но и мы с вами – каждый человек – тоже историчны, потому что жизнь человека – это его история, которая имеет как свое прошлое в виде предков, которые у нас с вами были, так и свое будущее. И мы с вами радуемся, что ныне получаем утверждение того, что в истории нашей жизни, в истории жизни каждого человека Христос вместе с нами. Вот это ныне и внушает нам Святая Церковь для укрепления нас в вере, чтобы мы понимали, что, подобно древним праведникам, о которых мы слышали ныне, и мы верою можем преодолевать все искушения. И мы верою в жизни своей укрепляемся, и мы верою преодолеваем и болезни, и несчастья, и беды, верою получаем смысл нашей жизни, верою получаем радость и утешение во всех скорбях наших, верою преодолеваем все напасти и скорби, которые к нам приходят. А главное – верою своею мы едины со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Который родился для того, чтобы мы не умирали. И воистину мы избавлены от духовной смерти, и будем все, верующие в Господа Иисуса Христа, иметь жизнь вечную. Вот в этом радость нашей веры, в этом радость нашего ожидания праздника Рождества Христова, Который, придя в мир, уже не оставляет каждого из нас, но верою пребывает в каждом из нас, с тем чтобы никто из нас не погиб, но имели бы мы спасение и жизнь вечную. Аминь.

 

 

(05.01.2013. Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых отец. Рождественский сочельник. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами вместе совершаем богослужение, посвященное предпразднству Рождества Христова. Предпразднства – это такие установленные Церковью службы, которые вводят нас предварительно в обстоятельства тех событий, которые мы будем праздновать и вспоминать. Значит, предпразднство Рождества Христова должно напомнить нам, что предшествовало этому событию.

И мы слышим сегодня тропарь предпразднства Рождества Христова, который начинается такими словами: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семени Давидова, в Вифлееме Мариам». Что означает этот тропарь? О чем он нам говорит? Он повествует о том, почему Иосиф и Мария, Пречистая Матерь Господня, оказались в Вифлееме, благодаря каким обстоятельствам. Ведь обстоятельства Рождества были уникальны и необычны, – об этом тоже говорится в тропаре предпразднства. А что необычного было в этом Рождестве? То, что не нашлось для рождения Ребенка места ни в одном из человеческих жилищ. Почему же так произошло? Да потому, что в Вифлееме к этому дню собрались все потомки Давида – это что в тропаре: «яко от семени Давидова». А почему они там собрались? По повелению императора Августа – языческого императора, который завоевал Иудею и, для того чтобы ему знать, сколько собрать налогов, объявил перепись. А перепись проводилась очень просто: те, кто из какого был рода, – а всего 12 родов было в израильском обществе, – должны были прибыть в город своего рода и там записаться. Так проводилась перепись. В мире вообще нет ничего случайного. А уж тем более не могут быть случайными обстоятельства пришествия в мир и Рождества Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Что получается? И о чем мы вспоминаем все время на этой службе и будем еще вспоминать в молитвословиях? Что Дева Мария вместе с Иосифом подчинились приказу фактически нечестивого, безбожного, языческого императора Августа, и пошли переписываться, и пришли в город Вифлеем. И именно там совершилось Рождество Христово. Хотя не в самом городе, а в пещере, куда пастухи загоняли скот. Но вдумаемся! Как часто мы слышим совершенно, я бы сказал, безумные и не имеющие основания ни в Священном Писании, ни в учении святых отцов какие-то разговоры; помните, не так давно была перепись населения в России? Тогда ходили слухи: нет, ни в коем случае, нельзя переписываться, это грех! И более того, это передавалось друг другу, как будто какое-то великое откровение. Вот ведь что получается. Иисус Христос пошел переписываться, будучи во чреве Матери, и подчинился внешним обстоятельствам, а мы нет. Так что, мы лучше Спасителя мира, получается? А то говорят: а вот паспорт нельзя брать, а в паспорте там циферки какие-то зашифрованы. Вот как интересно. Август, император, ничего не зашифровывал – он объявлял себя, что он живой бог, ему статуи делали, ему поклонялись, ему ладан курили, его статуи целовали, как идола, и тем не менее, смотрите, повелению этого Августа – об этом тоже вы многократно услышите в службе, и сегодня, и завтра в Рождественской, – Пречистая Дева Мария с Иосифом покоряются и идут, и исполняют то, что он повелел. А у нас, оказывается, другие есть размышления. Так в чем же дело? Кто здесь ошибается? Ну, конечно, мы понимаем, что родившийся в мир Господь ошибаться не может. Почему же Он так поступал? И что хотел Он этим показать?

Дорогие братья и сестры! Он хотел этим показать всем нам с вами, что не внешним управлением душа человеческая спасается, и не внешними человеческими законами душа человеческая спасается, и никто насильно душу человеческую от Бога не может увести. Вот, мученики не жалели себя, и шли на расстрел, и шли на казнь, а от Бога не отказывались, а их хотели заставить. И, между прочим, в лагерях тоже, когда их там держали, их не по именам называли – им на спины номера пришивали и называли по номерам. Но только мы им теперь кланяемся, как святым. Почему? Да потому, что они пошли за Христом. Подобно тому, как только еще желающий родиться в мир Иисус Христос покоряется внешним установлениям государственным, для того чтобы открыть перед людьми Вечное Царство, которое не подвластно ни императору Августу и никаким другим правителям, которые были после него, и есть сейчас, и будут потом, потому что душа человеческая может быть подвластна только Богу. И истинное место души человеческой вместе с Богом. И ничто внешнее душе человеческой повредить не может. Как апостол Павел говорит: «Никто и ничто не может нас разлучить от любви Божией» (см. Рим. 8, 39).

Так о чем же говорит нам служба предпразднства Рождества Христова? Она приуготавливает нас увидеть величайший путь смирения, который совершил Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Он, создавший весь мир и в руке Которого все законы мира, умаляется настолько, что рождается в пещере, и полагают Его в кормушку, из которой животные едят корм. Не нашлось даже Ему места в человеческом жилище. Почему Он так приходит? Почему в таком смирении? Разве не мог бы Он родиться в чертогах царских? Разве не мог бы Он стать царем, и еще гораздо более блистательным, во много раз, чем все императоры, вместе взятые? Разве не мог бы Он установить блистательные законы и порядки – как вот, мы иногда говорим: «Все дело в законах»? Конечно, Он бы мог это сделать. Но только этим бы Он наши души не спас. А спасти души человеческие можно единственным образом – открыв им путь к вечной жизни. А путь к вечной жизни заключается в любви друг ко другу.

А любовь не может быть навязана насильно. Любовь не может быть прописана никаким законом. Никто не может заставить, – даже Бог не может заставить человека любить Его. Он предлагает, чтобы мы пришли к Нему. И вот в этом Его величайшее смирение. Он открывает через Свое смирение и внешнее уничижение нам с вами понимание того, что не внешними законами и не внешними порядками достигается спасение, а спасение достигается духовной жизнью, наукой любить друг друга, прощать друг другу, жить с Богом в своем сердце, жить по благим заповедям Божиим, идя в своей жизни по тому пути, который открывает для нас Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Дорогие братья и сестры! Готовясь встретить праздник Рождества Христова, будем молиться Господу нашему и просить Его, чтобы в наших душах нашлось для Него место, чтобы мы открыли свои сердца для Господа нашего. И коли Он, придя в мир, не нашел места, где Ему родиться, в каком человеческом жилище, откроем свои души для Него, чтобы Он пребывал с нами, и это будет залог нашего с вами спасения. Аминь.

(06.01.2013 Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых отец. Рождественский сочельник. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь приуготовляет нас к встрече величайшего праздника – Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Специальные службы совершаются, которые вводят нас в воспоминание того, как люди ожидали пришествия в мир Господа Иисуса Христа и почему они ожидали пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Для чего нам, живущим после того, как Христос в мир явился, нужны эти воспоминания? Что дают они нам, христианам, уже крещеным во имя Господне? Что дают они нам для нашей духовой жизни – воспоминания о том, как люди ждали Спасителя?

Очень многое они дают нам, дорогие братья и сестры. Потому что, к сожалению, будучи христианами и имея возможность жить в благодати Божией, мы очень часто подобны тем людям, которые жили до пришествия в мир Иисуса Христа. Чего не хватало этим людям? У них было, казалось бы, все. Были мудрецы, которые давали мудрейшие жизненные советы, рассказывали о важнейших житейских истинах. Эти мудрецы и до сих пор известны, и их книги до сих пор читаются. Однако эта мудрость почему-то не удовлетворяла людей. Им чего-то не хватало. Были прекрасные государственные деятели, которые замечательно устанавливали законы – законы справедливые и хорошие, такие, что до сих пор на этих законах зиждутся многие государства, и юристы их изучают и применяют до сегодняшнего дня. Но и этих законов не хватало для человеческого счастья. Имея эти законы, тем не менее, люди не чувствовали себя счастливыми. Были возможности предаваться всевозможным радостям человеческой жизни, украшать себя прекрасной одеждой, вкушать замечательные яства, употреблять прекрасные напитки, и до сих пор от тех древних времен все это имеется. Но и этого людям не хватало для полноценной жизни, и радости, и счастья. Они это имели – и все равно чувствовали пустоту в своей жизни. Был даже Богоданный Закон, который Бог дал самому Моисею, и вера во Единого Бога была открыта человеку. Но и этого не хватало. Потому что человек, зная этот Закон, не исполнял его, а на призыв к вере отвечал холодностью сердца.

Почему же люди ожидали Кого-то другого? Почему они не удовлетворялись ни мудростью житейской, ни политическим устройством, ни радостями жизни, ни даже самим Богоданным Законом? Чего им не хватало? Им не хватало главного – СПАСЕНИЯ. Никто из вышеперечисленных людей и мудрецов не мог дать самого главного – спасения души человека. От чего же человеческой душе надо спасаться? В чем это спасение? Спасение от того, что губит душу. А губит душу ГРЕХ.

Когда в сердце человека поселяется зло, нечистота, сверна, ничто не может исцелить эту душу и никто не может ее исцелить. Потому что только Богу возможно совершить это. Но чтобы Бог совершил это, Ему необходимо было Самому снизойти до человека и Самому стать Человеком.

Итак, ожидание Спасителя заключалось в том, что люди, осознавая слабость своей жизни, своей мудрости, своего духовного устройства, жаждали Того, Кто бы спас их. И вот сегодня мы только что слышали Евангелие (Мф. 1, 1–25) о том, как было наречено имя Тому, к Кому мы ныне обращаемся с молитвами, – имя Иисус, в переводе оно означает «Спаситель». Вот Кого ожидали все люди.

Теперь посмотрим на себя. Не бывает ли так, что, подобно тем древним людям, мы тоже увлекаемся разными внешними обстоятельствами: ищем житейской мудрости, ищем некого хорошего внешнего устроения жизни, пытаемся найти счастье в хорошем быте, в здоровье, в еде или питии, пытаемся во внешнем исполнении заповедей найти себе радость и утешение? И, конечно же, ни в чем этом его не находим. И не найдем. Потому что единственный путь у нас и единственное спасение – это жизнь со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Который для того и пришел в мир и для того и воплотился, чтобы быть с нами. Не издалека Он приказывает нам быть хорошими, не издалека Он открывает для нас двери райской жизни, нет. Он Сам воплощается и становится Человеком, истинным Человеком. Так что мы сегодня даже в Евангелии слышали хронологию, биографию Его мнимого родителя Иосифа (Мф. 1, 1–17), чтобы точно было известно место и значение человеческого в Господе Иисусе Христе. Ибо точно так же, как Он истинный Бог, Он и истинный Человек. И именно благодаря соединению в Своей Личности Божественного и человеческого, нас, человеков, грешных человеков, Господь обожает, делает нас способными к вере, надежде и любви, то есть спасает нас Своею Божественною силою.

Вот в этом-то ожидании спасения мы с вами ныне и пребываем. Мы молимся о том, чтобы Господь пришел к нам, в нашу жизнь и наше сердце. Мы открываем свою душу и понимаем, что только в Нем наше спасение. Мы просим у Него, чтобы Он дал рам радость насладиться празднованием Его Рождества, но чтобы эта радость всю нашу жизнь освещала: и наши поступки, и наши чувства, – чтобы мы всегда были с Ним, а значит, жили во спасение. Аминь.

(03.01.2015 Неделя святых Отец. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В богослужении Православной Церкви настроено все так, чтобы наши мысли были постоянно обращены ко Христу Спасителю и Господу нашему. Причем Церковь постоянно обращает наш взор к главнейшему событию в истории всего человечества – к воскресению Спасителя нашего Господа Иисуса Христа! Поэтому, даже день недели, в который Спаситель воскрес из мертвых, так в нашем русском языке и именуется – воскресение, чтобы даже человек, который далек от Церкви, произнося название дня недели, тем не менее, уже устами своими исповедовал то, что Христос воистину воскрес из мертвых, потому что именно в этом основа нашей с вами веры! И поэтому, встречая воскресный день, когда мы приходим в храм Господень, мы обязательно слышим одно из одиннадцати Евангелий, которые именуются воскресными, в которых повествуется о том, как воскресший Христос являлся Своим ученикам. И только что мы с вами слышали такое воскресное Евангелие, в котором говорится о явлении Спасителя мира Марии Магдалине. Чем знаменательно это Евангелие? Обратим внимание на то, что Мария Магдалина настолько была испугана, поражена тем, что во гробе нет тела Иисуса Христа, она еще не готова была осознать и понять, что Христос победил смерть и Сам воскрес, что будучи пораженная горем, даже увидев Самого Иисуса Христа, не узнала Его – настольно она переживала смерть Своего Божественного учителя! То есть, за этим горем она не увидела своего Господа.

Дорогие братья и сестры! В какой-то мере, как и все, что написано в Евангелии, это относится и к нам с вами. Когда мы переживаем какие-то тяжелые и трагические события в своей жизни, мы очень часто не находим места в этих переживаниях для нашего Господа. То есть, настолько мы эгоистичны или самолюбивы, или сами себя жалеем, или нам о себе грустно, или нам тоскливо, или нам плохо – и в этот момент мы замыкаемся вот на этом своем негативе, на этих своих плохих чувствах, что перестаем в соей жизни видеть Того, Кто пришел, чтобы нас с вами спасти! Оказывается это свойство нашей слабой человеческой природы. Вот и Мария Магдалина, обеспокоившись пустым гробом, и увидев Самого Иисусу Христа – не узнала Его и подумала, что это садовник, который ходит по саду, и стала Ему говорить: Господин! Может быть, это ты взял тело Учителя моего? Скажи где оно! И тогда Иисус Христос, воскресший, обращается к ней по имени и говорит ей: Мария! И в этот момент она узнает своего Божественного Учителя – воскресшего Господа Иисуса Христа! (см. Ин. 20, 14-17).

Дорогие братья и сестры! Нам надо с вами помнить, что и к каждому из нас Господь обращается, каждого Господь знает по имени, потому что всех нас Господь Иисус Христос привел в жизнь! Завтра мы будем слушать, как в евангелии перечисляются из рода в род имена тех родителей, из которых произошел по человечеству Господь Иисус Христос. Это означает, что Господь для того и пришел в мир, зная нас, человеков, чтобы мы не погибли. Важно откликнуться на этот Его зов! Потому что, когда Иисус Христос назвал Свою ученицу по имени, она тотчас узнала Его: «Раввуни! Учителю!» – сердце ее было открыто на зов Господа Иисуса Христа! И нам с вами, встречая воскресный день перед праздникам Рождества Христова, следует обратиться к Господу, чтобы нам ответить своим сердцем на зов Господа нашего Иисуса Христа, который для того и воскрес, чтобы мы не были одиноки в своих печалях, скорбях, чтобы мы не замыкались в своем эгоистичном горе или несчастье, чтобы мы не были терзаемы внутренними различными химерами – ибо снами Бог! Он родился для того, чтобы нас с вами спасти. И также, как радостно услышала Мария Магдалина зов своего Божественного Учителя, пусть наши сердца услышат ныне призыв воскресшего Спасителя и Господа Иисуса Христа! Чтобы нам радоваться о Господе и жить вместе с Господом, и знать, что если мы будем жить вместе с Господом, то никакая скорбь и никакая печаль не может преодолеть нашего стремления к жизни вечной и воскресению, которые и дает нам наш Господь воскресший! Ему же слава во веки веков! Аминь.

(04.01.2015 Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами имеем в своих сердцах веру в Бога. Бога невозможно увидеть своими глазами потому, что Бог есть Дух. Бога невозможно представить своим разумом потому, что наш человеческий разум очень ограничен и не может вместить Того, Кто создал этот мир: весь видимый мир, который с большим трудом, хотя им кажется, что с успехом, познают люди, ученые люди – весь этот сложный прекрасный непостижимый мир, который включает в себя и далекие и огромные звезды, размеры которых нам представить очень трудно, и мельчайшие частицы атомы, которых мы только в специальный телескоп и можем увидеть – все это творение Божие. Бог создал и человека, и мы с вами дети Божии потому, что каждый из нас имеет душу. Как невозможно своими глазами увидеть Бога, так и душу человеческую невозможно увидеть. Сколько бы врачи не препарировали тело человека, души они там не увидят. Но душа есть у каждого человека – это есть печать Божия, образ и подобие в нас Великого Бога. Мы имеем с вами счастье быть членами Святой Церкви Христовой потому, что Господь наш есть истинный Бог, то есть такой Бог, о котором только что я говорил, и одновременно истинный Человек, что удивительно и непостижимо для нашего разума. Как так? Ведь человек это существо, которое живет во времени: человек рождается в этот мир, наступает время – потом он уходит, для Бога же не существует времени – Бог вечен, понятие времени существует для нас, людей. Казалось бы, что может быть общего между этим Великим Богом, первопричиной всего мира, и человеком, который рождается в мир слабым ребенком, не способным обходиться без матери, и заканчивает часто свою жизнь в таком же бессилии? Что общего? Господь Иисус Христос как раз для того и пришел в мир, чтобы соединить Бога и человека. Дело в том, что в начале творения человек не был разлучен с Богом так, как разлучен сейчас. Когда Бог сотворил этот мир, человек постоянно общался с Богом и пребывал в месте, которое называется – рай, Эдемский сад, и там было постоянное богообщение человека со своим Создателем. А потом человек свою волю противопоставил воле Божией и решил, что если он богоподобен, то может жить и без Бога, сам по себе – это было величайшей ошибкой и трагедией! Но сейчас мы с вами имеем величайшее счастье быть в Церкви Христовой, которая соединяет и Божеское, и человеческое потому, что Церковь Христова – это есть тело Христово на земле.

Итак, мы с вами люди, живущие во времени, Бог – вне времени! И вот только что мы с вами слышали Евангелие, первые страницы Евангелия от Матфея, которые иногда человек незнакомый с Церковью открывает и не понимает, о чем идет речь – идет длинное перечисление имен, одного имени за одним. Что значит это перечисление, после которого следует рассказ о Рождестве Господа Иисуса Христа? Через это перечисление имен точно указывается земное родословие Христа, то есть конкретно – в какое историческое время Христос пришел в мир. Чем это для нас важно? Вот мы открыли Евангелие, какое нам дело до этих предков Иисуса Христа по плоти, перечисленных в первых страницах Евангелия от Матфея? Для нас важно то, что Вечный Бог пришел в конкретное время, а мы-то с вами живем тоже в конкретное свое время – Христос пришел и для нас, живущих в это время потому, что Он воплотился и стал Человеком, чтобы быть вместе с нами! Как же Он будет вместе с нами, – можете спросить вы, – если Его земная жизнь окончилась и Он вознесся от земли на небо после Своего Воскресения? – Нет, Он вместе с нами потому, что Он основал на земле Свою Церковь, и вот теперь каждый из нас, имеющий свое родословие, имеющий своих предков по плоти, одновременно соединен в Церкви Христовой вместе с Богом, тот, кто входит в Церковь Христову, тот, кто хранит единство веры – он един и со Христом и Бог с ним! Бог Вечный вместе с человеком проходит весь путь временной его жизни! Бог не далек от нас, но Он близок благодаря воплощению в человека. Господь Иисус Христос в Своем рождестве и боговоплощении соединил то, что было разрушено – соединил связь Бога и человека. Вот какой смысл, дорогие братья и сестры, в указании на земное родство Господа Иисуса Христа! Это значит, что Бог от нас не далек, что Он, хотя и не постижим для нашего разума, но близок для нашей души! Это значит, что Богу не безразлично, как мы живем, иначе бы Он не пришел сюда к нам, пострадать за нас и не создал бы на земле Церковь Свою! Он не такой, что дал нам задания, дал заповеди и сказал: вот это делайте, а это не делайте, и если что не так – я с вас спрошу – нет! Он с нами проживает нашу жизнь, только, конечно, если мы открываем свое сердце для Него, чтобы Он был вместе с нами! И тогда Он очищает наши души, Он дает нам силы, Он прощает нам наши грехи, Он берет их на себя, Он укрепляет нас, Он дает нам смысл нашей жизни, и мы никогда не будем одиноки – ибо с нами Бог! Обратите внимание, какими словами закончилось Евангелие, там читалось пророчество древнего пророка Исаии: «Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил…» (см. Ис. 7, 14). Казалось бы, какое отношение это имя имеет к Иисусу Христу, ведь Ему нарекли имя Иисус, что значит Спаситель? А это имя объясняет суть служения Господа Иисуса Христа, и мы слышали в Евангелии перевод – «…и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23).

Вот в чем наша радость, дорогие братья и сестры! Мы, готовясь встретить праздник Рождества Христова, будем просить, и уже сейчас просим, чтобы Господь всегда был с нами! Он желает этого, Он пришел к нам в мир, Он родился для того, чтобы быть с нами, и Церковь для этого основал! Весь вопрос в другом – мы желаем или нет, мы слышим этот призыв или не слышим? Если мы слышим, если стремимся к Богу, тогда мы получим все то, ради чего он пришел в этот мир – в конечном итоге рай мы получим, который начинается уже сейчас на земле, а завершается в вечности!

И так, дорогие братья и сестры, готовясь к встречи праздника Рождества Христова, будем просить у Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам никогда не отступать от Него, но всегда с верою говорить о себе самих и о Церкви нашей – с нами Бог! Аминь.