Неделя святых Отец.

3.01.1999 года. Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В последний воскресный день Рождественского поста Святая Церковь, подготавливая своих верных чад к встрече радостного праздника Рождества Христова предлагает священное евангельское чтение, которым открывается повествование о пришествии в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Первая страница Святого Евангелия содержит в себе перечисление прародителей Господа Иисуса Христа по плоти. Мы слышим перечисление имен от праотца Авраама, который является отцом всех людей, хранящих веру в Бога. Мы слышали перед чтением Евангелия чтение апостольское, где апостол Павел объясняет, как праведные люди до пришествия в мир Иисуса Христа жили верою – верою в Бога, Который придет в мир, чтобы спасти всех – и живых, и мертвых.

Дорогие братья и сестры! Каждый из нас в повседневной жизни связан многими родственными узами. Иногда примеры безбожного мира пагубно действуют на сердца людей, и эти родственные узы становятся не такими крепкими. И человек уже перестает ценить семейные отношения, теряется любовь между братьями и сестрами по плоти, теряется любовь между детьми и родителями, прерывается связь родственная и семейная. И иногда люди оправдывают это различными жилищными условиями, имущественными условиями. Иногда из-за этих жилищных, или имущественных условий родственники друг другу становятся врагами. Сколь печальна эта их ненормальность! Святое Евангелие, которое мы слышали сегодня, говорит нам о богоустановленности и святости родственных уз. Смотрите, сколько колен прародителей по плоти Иисуса Христа перечисляется. Три раза по четырнадцать родов. И все это, значит, было записано и оставлено. Но не думайте, что это было оставлено только потому, что это прародители Иисуса Христа. Нет! В древнем мире каждый человек стремился знать своих прародителей как можно больше родов. Потому что каждый человек через это осознавал свою общую принадлежность к роду человеческому, Отцом которого является Бог.

И вот для того чтобы мы с вами знали, и ценили, и понимали, и свято воспринимали родственные, семейные отношения, Спаситель мира не безвестно воплощается, но воплощается человеком, становится человеком, место которого известно в мире, известны которого и родственники, и близкие. Через это Боговоплощение Бог освящает нашу человеческую жизнь и нашу человеческую жизнь делает осмысленной. И все наши труды делает осмысленными. То есть когда человек трудиться для своей семьи, для своих детей, для своих родных и близких, для своего отца или матери, эти труды становятся осмысленными и святыми, и Божьими, и благословенными.

Сегодняшний день в церковном календаре называется – Неделя святых отец. В сегодняшний день мы обращаемся с молитвой к тем прародителям Иисуса Христа по плоти, которые явились на протяжении всей библейской истории Ветхого Завета примером веры. Они еще до пришествия в мир Иисуса Христа хранили верность Богу. Ныне мы с вами живем с Христом. Христос пришел к нам, Христос освятил нас. Как же необходимо и нам с вами хранить эту веру в Бога, преданность Ему, помнить, что все в жизни доброе может произойти только тогда, когда с нами Бог. Когда мы не отворачиваемся от Бога и от Его святых заповедей. Когда мы стремимся соразмерять нашу жизнь с Его святыми заповедями.

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам глубоко всей душой прочувствовать, что Бог воистину стал человеком, подлинным человеком, жившим среди людей, имевшим свое место в родословии. И размышляя об этом каждый из нас должен знать свое место среди родных и близких. Размышляя об этом, каждый должен понимать, что если нам Господь дал жизнь именно в это время, именно среди нашего народа, именно в нашей стране, значит, в этом есть Промысел Божий. И каждый из нас на своем месте должен стремиться выполнять те обязанности, которые возложены на нас нашей семьею, нашими родными и нашими близкими. Каждый из нас должен стремиться сделать нашу жизнь лучше на том месте, где мы находимся. Это относится как к нашим семейным обязанностям, так и к служебным, и церковным обязанностям.

Мы готовимся встретить праздник Рождества Христова. Святая Церковь напоминает нам о том, что Бог родился в мир и стал человеком, для того чтобы нас с вами спасти. Встречая праздник Рождества Христова, мы стремимся приуготовить свою душу к тому, чтобы быть достойными встретить Бога в своей жизни, чтобы не оттолкнуть Его, не отвернуться от Него, но в своем сердце, в своей душе найти Ему место – то место, которое предназначено каждому из нас, ибо для каждого из нас Господь пришел в мир. Чтобы никто из нас не погиб, но имели бы вечную жизнь.

Осталось немного времени до праздника Рождества Христова. С молитвой и радостным ожиданием будем встречать родившегося в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

02.01.2000 года. Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня последний воскресный день в Рождественском посту. В церковном календаре этот день именуется «неделей святых отец», «неделей перед Рождеством Христовым».

Сейчас при чтении Священного Писания мы слышали, как апостол Павел кратко, но очень емко изображает историю Ветхого завета, указывая на то, что в нем самого главное. И самое главное в историческом повествовании Ветхого завета, т.е. Боговдохновенных книг, написанных до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, самое главное их содержание заключается в том, что праведные люди жили верой в грядущего Спасителя мира.

Верой они переносили все жизненные тяготы. Вера давала им силы в таких жизненных обстоятельствах, когда, казалось, уже нет, совершенно нет, никакого выхода и беды совершенно уничтожают мир и людей. Вера помогала отцам, т.е. предкам Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа по плоти, во всю их жизнь.

И апостол Павел приводит примеры некоторых праведных людей Ветхого завета: Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Самсона, Иеффая – рассказывая о том, что именно благодаря вере они совершали те великие подвиги, о которых мы читаем в книгах Ветхого завета.

Почему именно в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым Святая Церковь предлагает нам услышать это повествование из Священного Писания? – Потому что, дорогие братья и сестры, и мы с вами подлинную жизненную радость и подлинную опору можем иметь только в вере нашей. И если праотцы, те, что жили до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, жили верой в Него грядущего, Который еще только должен прийти, мы сейчас с вами живем верой в пришедшего в мир Господа Иисуса Христа.

В святом евангельском чтении мы слышали начало первой главы Евангелия от Матфея, в которой перечисляется родословие Господа Иисуса Христа, родословие по плоти. Это важно обозначить было для нас для того, чтобы мы знали, что Спаситель наш, воистину, есть Истинный Бог и, воистину, Истинный Человек – Богочеловек Господь Иисус Христос.

И именно потому, что Он – Богочеловек, поэтому Он и наш Спаситель. Он пришел к нам и стал Человеком, чтобы быть вместе с нами. Вы помните, какими словами закончилось сейчас чтение Святого Евангелия. Как ветхозаветный пророк пророчествовал, так и совершилось: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Эммануил (что означает: с нами Бог)» (Ис. 7, 14).

Да, дорогие братья и сестры, в этом и есть и сила, и радость, и опора нашей веры: с нами Бог – и поэтому ничто нам не страшно. С нами Бог, и поэтому мы имеем утешение в своих скорбях и болезнях. С нами Бог, и поэтому мы имеем надежду на то, что все преобразуется к доброму. С нами Бог, и поэтому мы знаем, что в нашей душе мы можем очистить, и исправить, и изменить к лучшему все то, что мучает нас, все то, что доставляет нам боль и страдания, потому что с нами Бог.

Дорогие братья и сестры! Осталась немного до праздника Рождества Христова. Святая Церковь указывает нам пример праведных людей, живших верой. Испросим и мы для себя спасительной веры у Господа нашего Иисуса Христа – Истинного Бога и Истинного Человека – Который пришел в мир для спасения нашего.

Ныне, молясь в храме Божьем, попросим у Господа нашего, чтобы наша вера была тверда, чтобы мы всегда были верны Ему, чтобы мы никогда не теряли нашей жизненной опоры – святой веры православной.

Аминь.

5.01.2003 года. Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В преддверии праздника Рождества Христова за воскресным богослужением мы с вами слышали только что начало евангельского повествования от Матфея.

Часто бывает так, что человек, который впервые желает ознакомиться с содержанием Святого Евангелия, открывает первую страницу и не может, что значит это перечисление имен? Что значит это родословие, когда говорится о том, что «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова…», что означает это?

Дорогие братья и сестры! Смысл перечисления родов, из которых произошел Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, заключается в следующем. Через эту летопись, через это точное название имен, мы знаем, что Бог, придя в мир, стал не просто видимым призраком, не просто сверхъестественным существом, не просто светлым ангелом, а стал простым Человеком! Бог воплотился в человека и в мир родился Богочеловек Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек – таким образом, что человеческое естество не изменилось. Бог и человек соединились между собой неслиянно и неразлучно; неизменно, так что ни природа Божеская не претерпела никакого изменения, ни природа человеческая не претерпела никакого изменения.

Почему это так важно для нас с вами знать? – А в этом, дорогие братья и сестры, и есть спасительный смысл нашей веры. Дело в том, что мы, люди, созданные по образу и подобию Божию, должны знать, что через Господа Иисуса Христа мы с вами получаем полное спасение от всего того, что губит наше тело и нашу душу.

Что губит нашу душу? – Нашу душу губят наши грехи, то есть тогда, когда мы свою волю подчиняем не воле Божией. А воля Божия заключается в том, чтобы мы любили друг друга, чтобы мы были милосердными, чтобы мы были сострадательными, чтобы мы жили с надеждой, чтобы мы жили с верой, чтобы в наших сердцах было смирение и терпение. И вот, когда мы свою человеческую волю не соединяем с волей Божией, а противимся ей, когда мы начинаем гневаться и осуждать, ненавидеть и злиться, когда нашу душу посещают малодушные и маловерные помыслы, скверные, грязные и нечистые чувства, мы тогда грешим, и этот грех разрушает наши души. А через грех разрушается и наше тело. И человек смертен, потому что он согрешил. Так вот Господь Иисус Христос Богочеловек – истинный Бог и Человек – является нашим Спасителем, потому что Он и нашу душу спасает, и наше тело воскресит в жизни вечной. И доказательством этого, явным, видимым доказательством, является то, что Сам Бог пришел и стал одним из нас, стал Человеком, прожив всю человеческую жизнь – начиная от девяти месяцев во чреве Матери, кончая смертью и погребением, то есть пройдя весь путь человеческой жизни. Значит, Бог – это не нечто далекое и не представимое для нас. Значит, Бог рядом с нами и вместе с нами. И поэтому вспомните, какими словами закончилось сегодняшнее евангельское чтение, когда приводилось пророчество Исаии о рождении в мир Спасителя, и когда имя Спасителя сего означает «с нами Бог».

Дорогие братья и сестры! Встречая праздник Рождества Христова, готовясь к этой встрече, размышляя о том, что значит для нас наша вера, уясним для себя то, что вера наша заключается в том, что Господь постоянно рядом с нами и ждет нашего обращения к Нему; что Господь Иисус Христос ждет одного только, чтобы наша душа к Нему обратилась, а не мы от Него отвернулись. И точно также как, когда мы читаем Евангелие, мы находим конкретных людей, конкретное место, точное указание времени и места рождения Богочеловека Господа Иисуса Христа, так и в повседневной жизни мы должны знать точное место, где человек может встретиться с Богом, и где подлинно душа человеческая с Богом соединяется. Это место – Святая Церковь Православная.

Церковь Православная есть небо на земле. Человек, который является членом Церкви, в единстве находится с Господом Иисусом Христом. И даже когда он согрешает и через этот грех от Бога отпадает, через Таинство Покаяния Господь снова его воссоединяет с Церковью Своею. Здесь, в Церкви Христовой, мы соединяемся с истинным Телом и истинной Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И также как реально, подлинно Бог пришел в мир и стал Богочеловеком, так реально, подлинно мы с вами соединяемся с Божеством; и что тогда наши грехи перед блистанием Божества? Что наша слабость тогда перед силой Божией? Что наше малодушие перед всемогуществом Господним?

Какое счастье, дорогие братья и сестры, что мы имеем святую веру! Какое счастье, что мы имеем Церковь Христову! Какое счастье, что Бог с нами! Только мы с вами должны не просто помнить об этом, но на призыв Божий к спасению, на явление Бога среди нас должны ответить нашей волей, нашей душой, нашим телом, идя по жизни временной за Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом.

Помолимся же воплотившемуся Богу – Богочеловеку Господу Иисусу Христу Спасителю нашему, чтобы нам всегда иметь веру, надежду и любовь, спасающую нас и ведущую нас к жизни вечной.

Аминь.

4.01.2004 года. Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы, христиане, веруем в Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, то, сложив три пальца вместе – в честь Бога единого, но троичного в Лицах – Отца и Сына и Святаго Духа, мы два пальца прижимаем к ладони, чем изображаем нашу веру в Господа Иисуса Христа – истинного Бога и истинного Человека.

На этой вере нашей – в богочеловечество Господа Иисуса Христа – основывается наше знание о нашем с вами спасении. Сегодня мы слышали Святое Евангелие, которое полагается читать в воскресенье, ближайшее к празднику Рождества Христова. В этом Евангелии – в первой главе Евангелия от Матфея – перечисляется родословная Спасителя мира по Его человечеству. В ней перечисляются предки Господа Иисуса Христа по плоти. И это очень важно нам знать, что Иисус Христос пришел в мир не как видение, не как образ, не как какой-то идеал, к которому нужно стремиться. Нет! Иисус Христос истинный Бог воплотился и стал истинным Человеком, имеющим Свою родословную, имеющим Своих предков, имеющим Свою историю.

История тех людей, о которых говорится в первой главе Евангелия от Матфея, подробно описывается в Ветхом завете. Там мы найдем повествование и об Аврааме и вере его; там мы найдем повествование и о Давиде и о царствовании его, и о падении его, и о покаянии его. Там мы найдем историю пленения народа Божия неверующими язычниками-вавилонянами. Там мы найдем историю ожидания пришествия в мир Спасителя.

Иными словами, Господь Иисус Христос пришел в мир к нам, людям, с нашей человеческой жизнью. И от этого нам действительно становится радостно; даже от одного осознания того, что Бог не просто издалека говорит нам о том, как мы должны жить, что мы должны делать, а чего должны опасаться, – нет, Бог приходит для того, чтобы жить вместе с нами, чтобы пройти всю жизнь человеческую, чтобы быть близко к каждому из нас. Но не только от осознания этого факта нам радостно. Мы не просто умозрительно умом это понимаем. Мы ощущаем это на нашем жизненном опыте верующего человека. Ибо через жизнь в Церкви Христовой мы учимся жить с Христом. Отличие святой веры православной от различных других вероучений, от различных других нравственных и философских систем заключается в том, что вера православная – это не рассказ о Боге, не рассказ о том, как надо жить. А вера православная – это реальная жизнь человека с Христом!

Вот для чего Бог пришел на землю и стал Человеком – чтобы люди жили не сами по себе, а жили вместе с Ним. Не обличить нашу человеческую жизнь Христос пришел, но освятить ее. Не проклясть нас за наши грехи, но спасти нас, грешных. Бог пришел не для того, чтобы мы с вами боялись и страшились Его, Он пришел для того, чтобы мы научились любить Его и друг друга. В этом радость нашей святой веры, ибо Церковь Христова, которую на земле Господь основал, живущая Духом Святым, имеет в себе Самого Господа Иисуса Христа. И каждый из нас, верующий в Него, сопричастен Ему не только мысленно, умозрительно – нет, мы ведь в самом главном Таинстве причащаемся истинных Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Значит, воистину с нами Бог.

Дорогие братья и сестры! Нам очень важно всегда помнить о том, что Христос наш с вами Спаситель. Нам очень важно всегда помнить о том, что Церковь – это небо на земле. Нам важно это помнить тогда, когда нам трудно становится, и когда мы начинаем впадать в отчаяние, и нам начинает казаться, что у нас нет выхода в этой жизни. А так часто бывает. Бывает так, когда болезнь тяжелая приходит, и так тяжело становится, что кажется, уже никто не поможет. Бывает так тогда, когда близкие нас покидают и уходят в мир иной, и мы от горя впадаем в отчаяние. Бывает так, когда мы в жизни сталкиваемся с ложью и предательством, и нам очень скорбно становится, и мы, как говорится, иногда начинаем терять веру в людей. Но еще более горько бывает нам, когда мы сами делаем такие дела, о которых даже стыдно самим себе признаться, не то чтобы кому-либо сказать. Нам за себя, перед самим собой становится стыдно за наши грехи, и мы о себе начинаем думать, какие же мы мерзкие и негодные.

Дорогие братья и сестры! Нет места отчаянию в Святой Церкви. Господь снимет любую беду; утешит любое горе; очистит и омоет любой грех; нам, бессильным, даст силы; нам, бездуховным, Духа Святаго даст; нам, унылым и безрадостным, даст подлинную радость Свою. Вот что значит богочеловечество Господа Иисуса Христа. Бог так возлюбил мир, что Сам пришел к нам и стал одним из нас.

Дорогие братья и сестры! В преддверии Рождества Христова Святая Церковь предложила нам услышать Святое Евангелие, повествующее о корнях Богочеловека Иисуса Христа здесь на земле, о его человеческой стороне. Мы – люди, те, ради которых Господь пришел в мир. Помня об этом, будем просить у Господа силы веры, чтобы всегда жить с Ним, никогда не отступать от Него, идти по Его благим заповедям и знать о том, что Церковь – это и есть то спасительное место, где земля соединяется с небом, а Бог приходит к человеку, и человек соединяется с Богом.

Будем помнить о том, что Богочеловек Господь Иисус Христос нас – людей, человеков – обоготворил, и мы тоже ныне причастны Божеству, причастны к спасению и вечной жизни. Будем благодарить Господа за это, будем жить вместе с Ним, будем помнить о Нем, и Он всегда будет помнить о нас, и спасет нас, и дарует жизнь вечную.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

1.01.2006 года. Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день, который предшествует празднику Рождества Христова, мы слышим в храмах чтения Священного Писания, в которых, во-первых, говорится о вере, приводящей людей к Спасителю и Господу Иисусу Христу, и, как пример этой веры, вспоминаются, люди праведные, которые жили еще до того, как Христос пришел в мир, – праведники Ветхого завета. Они жили в тяжелых условиях окружавшего их язычества и безверия и имели веру в Единого Бога и надежду, что придет в мир Спаситель, Который избавит людей от власти греха над их душами. Несмотря на тяжелейшие общественные обстоятельства, они верою в Грядущего – то есть Того, Кто только должен еще прийти, – верою в Грядущего Спасителя Иисуса Христа все преодолевали в своей жизни. Об этом было чтение апостольское, которое мы слышали. А Святое Евангелие читалось сегодня первое, начало главы Евангелия от Матфея, в которой перечисляется родословие Господа Иисуса Христа по плоти.

Иногда возникает вопрос: зачем этот длинный перечень имен записан в Святом Евангелии? Для чего в Церкви читается это родословие, что оно означает для нас, живущих сейчас? Что оно дает для нашей веры? Родословие Господа Иисуса Христа по плоти, то есть перечисление его предков по плоти означает то, что Иисус Христос был истинным Человеком. Он был истинный Бог, но одновременно с этим Он был истинный Человек, то есть такой же, как все люди, которые имеют своих родных, которые имеют своих близких, чтобы никому не пришло в голову даже подумать о том, что явление Христа в мире – это было какое-то видение призрачное. Нет. Христос именно и пришел в мир для того, чтобы стать одним из нас, стать человеком. Иначе невозможно исправить нашу поврежденную грехом природу. Для того чтобы нас очистить от грехов, для того, чтобы нас исцелить от болезни греха, избавить от его власти, Бог становится человеком, истинным Человеком. Вот именно для этого читается родословие Господа Иисуса Христа, – чтобы каждый мог удостовериться, что Христос пришел в мир в определенное историческое время, и все имена, прочитанные в Святом Евангелии, можно найти в хрониках древнего мира, и в Священном Писании Ветхого завета – в книгах, где перечисляются люди, жившие до пришествия в мир Иисуса Христа, где описывается их жизнь и описываются их подвиги и их падения. Все это можно найти в Ветхом завете.

Итак, дорогие братья и сестры, перед праздником Рождества Христова в воскресный день Святая Церковь уверяет нас с вами, что Иисус Христос истинно пришел в мир, истинно был Человеком и истинно жил среди нас. Почему это нам так важно знать? А затем, что мы должны помнить, что мы не оставлены Богом. Бог не просто с высоты, с небес взирает на нас и говорит нам: «Ну, давайте, соблюдайте заповеди, а Я посмотрю, как вы справитесь. Хорошо справитесь – похвалю вас. А если не справитесь – накажу вас». – Нет! Бог не безразличен к каждому из нас, и Ему не все равно, что мы делаем и как мы поступаем. Бог пришел в мир и Сам стал одним из нас, для того чтобы на Себя взять наши с вами грехи. И если мы что-то делаем не так, и если мы чем-то грешим, отступаем от Бога, зло совершаем в мире, то Господь, понимая нашу с вами слабость, понимая наше слабодушие, способность искушаться, верить злу и не распознавать греха там, где он есть, Господь на Себя берет эту ответственность. Ведь для того в мир и пришел Господь, чтобы нас не наказать за наши грехи, а чтобы нас спасти, и поэтому Он Сам за наши грехи предпочел пострадать, и вина наша принята Им на Себя, и Он поэтому за нас и умер на кресте, чтобы мы не умерли в грехах, чтобы наша душа не погибла, а чтобы мы имели вместе с Христом вечную жизнь.

Вот как подготавливает нас духовно Святая Церковь к празднику Рождества Христова. Чтобы мы знали, чему мы должны радоваться. Мы будем радоваться тому, что родился наш с вами Спаситель – Тот, Кто спасает нас от греха. Но чтобы радость наша была достойной, мы должны себя подготовить. Нельзя быть и невозможно быть неблагодарным к Богу. Если мы с благодарностью к Богу будем стремиться исправлять свою жизнь, то надо тогда понимать, что мы с вами не будем повинны в тех язвах, которые на Себя принял Господь. Ведь нельзя сказать ну примерно так: «Господь исцелил нас от греха, ну что же, буду смело грешить, потому что Господь все равно меня простит». Но это похоже на то, как человек бы сказал: «Ну, вот есть хорошие хирурги, которые могут руку пришить, ну пойду смело руку суну под трамвай, а потом возьму ее, запакую, и пусть мне ее хирурги пришивают». – Да, конечно, есть хирурги, которые могут и пришить отрезанную руку. Ну а боль от этого происшествия? А все те переживания, страдания – они разве куда-то деваются? Нет. Грех – страшная вещь. Это смерть, это язва, это боль, это убийство души. И добровольно говорить «Я буду грешить, потому что Господь все равно меня спас», – это безумие. Господь, конечно, спасет кающегося грешника. Но для этого нужно стремление человека – стремление человека к спасению своей души.

Господь открыл для нас Рождеством Своим двери ко спасению. А мы должны стремиться войти в эти двери. И как раз пример ветхозаветных праведников, о которых мы сегодня слышали, – когда они верили во Христа, Который должен был еще только прийти, – должен нас с вами вдохновить. Если вера будет озарять нашу с вами жизнь, мы все сумеем преодолеть, все сумеем исправить в своей жизни, будем иметь жизненную опору. А чтобы в наших сердцах горела вера, для этого Церковь Святая существует. Здесь, в Церкви, человек получает благодатный дар верить, надеяться и любить. Здесь на человека действует Дух Святый, милость Божия здесь на человека действует. В Церкви Христовой человек не одинок, с ним благословение Ангелов и Архангелов, с ним покров Пречистой Владычицы Девы Марии Богородицы.

Дорогие братья и сестры! Недолго уже осталось нам ожидать праздника Рождества Христова. Приуготовим свои сердца к этому великому духовному событию. Еще и еще раз посмотрим свою жизнь и увидим, что в ней нам нужно исправить. Помолимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он даровал нам веру, которая бы привела нас к спасению и жизни вечной.

Аминь.

30.12.2006 года. Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова называется в церковном уставе Неделей святых отец. В эту неделю молитвенно вспоминаются и духовно ставятся нам в пример те праведные люди, которые жили до пришествия в мир Иисуса Христа, от Авраама и даже до выхода на проповедь Иоанна Крестителя. Об этих праведных людях мы можем прочитать в Ветхом завете, в Священном Писании, в книге, именуемой «Библия». Много там описывается духовных подвигов праведных людей. Но сегодня я хотел бы обратить наше с вами внимание на духовный подвиг пророка Божия Моисея, о котором мы тоже сегодня молитвенно вспоминаем и к которому молитвенно мы обращаемся. Ибо его пример и его жизнь очень хорошо для нас с вами объясняет, для чего нужно было прийти в мир Спасителю и Господу Иисусу Христу. Изучая жизнеописание пророка Божия Моисея, мы очень хорошо можем понять, почему без Креста нам с вами невозможно было бы спастись от греха.

Обратите внимание: пророку Моисею Сам Бог явился на горе Синай. Сам Бог дал ему заповеди, по которым должен жить народ, верующий в Господа. Пророк Моисей принес эти заповеди народу Божию, открыл волю Божию людям. Дальше – больше. По повелению Господнему этот же пророк Моисей выводит людей, находящихся в рабстве, на свободу. Казалось бы, чего еще желать в жизни? Ты свободен, ты знаешь волю Божию – живи вместе с Богом! Причем завет был заключен между Богом и людьми, и Господь сказал: «Вот если будете жить по этим заповедям, то жизнь будет с вами». И предупредил: «Если вы будете нарушать эти заповеди, то, значит, что вы изберете путь смерти». Он образно сказал: «Вот перед вами два пути: путь жизни и путь смерти. Изберите же жизнь».

Но ужасную вещь дальше мы узнаем из Библии. Мы узнаем, что избранный народ Божий, которому была открыта воля Божия, которым управлял этот великий пророк Божий Моисей, постоянно уклонялся от заповедей Божьих, постоянно нарушал их и, более того, постоянно роптал на Бога и постоянно был недоволен тем, что с ним происходит. Причем, несмотря на явные чудеса, которые Моисей по повелению Божию совершал в пустыне: когда и хлеб небесный им был подан в виде манны, которая падала с неба, когда и мясом их он насыщал, когда тучи перепелов падали к ногам народа Израилева, когда соленую и негодную воду он превращал в чистую и полезную для человека, когда исцелял их от ядовитых укусов змей, – что бы ни делал пророк Божий Моисей для избранного народа Божия, все им казалось плохо и недостаточно. И ничего они сами, своей волей, сделать не могли.

Вот, дорогие братья и сестры, для нас с вами объяснение, зачем в мир пришел Спаситель. Не надо думать, что это древние иудеи были такие плохие. И они вот роптали, и они не удивлялись чудесам, и они не слушали заповедей Божьих. Беда в том, что если бы каждый из нас с вами оказался бы в этой пустыне под предводительством Моисея, мы бы вслед за этим народом то же самое бы делали: и заповеди нарушали бы, и роптали, и унывали бы, и говорили бы Моисею, как они: «Ну, зачем ты нас вывел из земли Египетской? Там хотя бы мы досыта ели, а здесь умираем».

Дорогие братья и сестры! Это ведь мы на своей собственной жизни можем проверить, посмотреть на самих себя и увидеть, как мы живем. Сможем ли и можем ли мы своими силами заповеди Божии соблюдать, за Господом следовать? Для нас ведь Церковь – как тот же пророк Моисей: она все для нас делает, все нам открывает, ведет нас по этой жизни, учит нас всему, – и мы сами себя можем проверить – как мы все это слушаем.

Для того-то и пришел в мир Спаситель и Господь наш Иисус Христос, чтобы уже не по строгим заповедям, не по непреложным правилам, не по закону, а по благодати Своей и по любви Своей, несмотря на то, что мы этого недостойны, спасти нас и не дать нам погибнуть. В этом и смысл пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И, готовясь встретить праздник Рождества Христова, именно поэтому Церковь Святая обращает наше внимание на историю Ветхого завета, чтобы мы осознали, что без вмешательства Божия, без пришествия в мир Господа нашего мы своими силами не смогли бы избавить себя от зла, не смогли бы достигнуть вечной жизни.

Сейчас время Рождественского поста. И, готовясь встретить светлый праздник Рождества Христова, обратимся ныне к примерам святых отец, о которых говорится в Ветхом завете, помолимся им, дабы нам избегнуть тех уклонений от правды Божией, которым свидетелями были они, и верою в Господа Иисуса Христа войти в жизнь вечную, избрав путь жизни.

Аминь.

31.12.2006 года. Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова. Мы сейчас с вами слышали первую главу Святого Евангелия от Матфея, которая начинается перечислением предков Господа Иисуса Христа по плоти, – родословием Господа Иисуса Христа. Это родословие для того ныне предлагается нашему духовному вниманию, чтобы, услышав имена людей, которые были прародителями Господа Иисуса Христа по плоти, мы очень твердо уверились, узнали, осознали то, что Тот, Кто пришел в мир спасти нас, наш Спаситель, был воистину Богочеловек. Его явление в мир было не как явление постороннее, а Он пришел в мир, чтобы стать одним из нас: Он воплотился и стал человеком.

Из книг Ветхого завета имеющий время и способности внимательный духовный читатель может узнать о каждом из тех, кто нам сегодня в Евангелии показан из предков Спасителя по плоти. Они все жили верой грядущего спасения. Они совершали ошибки и каялись в них, они стремились к праведности, хотя иногда и удалялись от нее. Но тем не менее все их мысли, стремления и чувства были постоянно направлены к тому времени, когда придет Тот, Кто избавит человека от самой тяжелой болезни и от самого страшного ярма, которое лежит на нем, – от болезни греха, от власти греха и смерти. Сам по себе человек не может себя освободить от этого. Но Бог не просто изменяет природу человека; дело в том, что человек создан по образу и подобию Божию, он имеет свободную волю, – и насильно, без воли человека, невозможно его спасти. Только тогда, когда воля человеческая совпадает с волей Божеской, человек может избавиться от опасности греха, от болезни греха, от жизни греховной. И вот в личности Господа нашего Иисуса Христа соединилась воля человеческая и воля Божия. Богочеловек Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы быть вместе с нами. Мы слышали сегодня уже не повествование о Рождестве Христовом, которое через неделю мы с вами будем праздновать, а мы слышали о том, как на Христе исполнились слова пророка, который говорил, называл Спасителя «Эммануил», что в переводе означает «С нами Бог». В том смысл спасения всех нас с вами, что Бог не просто издалека дал нам закон и говорит: «Теперь исполняйте этот закон, а если вы его не исполните, Я вас накажу». Бог не просто равнодушно взирает на то, как мы живем, как мы пытаемся бороться со своими страстями и грехами, Он не отстранен от нас, Ему не все равно, что будет с нами. Он любит нас, и поэтому Бог и пришел в мир, чтобы быть вместе с нами. Вместе с нами, когда мы в страдании, вместе с нами, когда мы в болезни, вместе с нами, когда мы в несчастье, вместе с нами, когда мы растеряны. Вместе с нами Господь хочет быть, потому что Он и грехи-то наши взял на Себя, чтобы нас избавить от наших грехов.

Вот в чем смысл начала Евангелия от Матфея, которое мы слышали с вами сегодня, где повествуется о родословии Господа Иисуса Христа и о рождении в мир Спасителя. Этот смысл заключается в том, что Бог с нами. Мы только должны открыть свое сердце для веры в Него и прийти к Нему. Мы должны найти Его для себя. И не надо там где-то далеко искать Бога – Он здесь. Церковь Христова открывает нам путь к Богу. Церковь Христова дает нам возможность постоянно быть вместе с Богом. Поэтому надо быть верными сыновьями и дочерьми  Церкви Христовой, и тогда воистину с нами будет Бог. А если с нами Бог, то нам ничто не страшно. Ибо если с нами Бог, то мы преодолеем все то, что нам в жизни приходится переживать, а главное – мы с вами получим жизнь вечную, о которой мы еще мало что знаем, но предчувствуем и понимаем, что нет больше счастья и блаженства, ибо это будет Царство любви, Царство радости, Царство, где Бог будет царствовать в жизни нашей.

Дорогие братья и сестры! Продолжается Рождественский пост. И, ожидая праздника Рождества Христова, будем молиться Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы наши души воистину стали жилищем для Него, и чтобы мы были вместе с Ним, а уж Он-то всегда с нами.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

(5.01.2008. Предпразднство Рождества Христова.святых отец)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, совершаем службу предпразднству Рождеству Христову, которое соединяется с воскресной службой и которое соединяется со службой святых отцев.

Духовное внутреннее содержание богослужений нашей Святой Церкви очень богато, и оно полезно нам и в нашей повседневной жизни. Не надо рассматривать так, как будто богослужения церковные – это что-то далекое от тех наших вопросов и потребностей, которые у нас в жизни возникают. И можно привести один единственный пример на основании сегодняшнего богослужения. Вот, многие из вас, конечно же, слышали, какие бывают в околоцерковной среде разговоры, касающиеся государственного управления, касающиеся того, как учитывают и записывают жителей страны, и, помните, перепись была не так давно, и тогда тоже много шло разговоров, и говорили люди некоторые, что, якобы, это противоречит христианским убеждениям. Ну и вообще возникают в околоцерковной среде какие-то порой враждебные Церкви разговоры, что, вот, Патриарх так говорит, архиереи так говорят, священники так говорят, но этого слушать не надо, а на самом деле есть какая-то другая истина. И, может быть, вы знаете, некоторые из вас, а может быть, и все знают: вот на таких нелепых слухах, нелепых таких мыслях сейчас в Пензенской области люди даже под землю зарылись и говорят: «Вот, мы спасаемся от антихриста и ждем пришествия Христова». Можно подумать, как будто от антихриста можно под землей спастись. Как будто антихрист не в наше сердце приходит, если человек отрекается от Христа.

Ну, это разные духовные заблуждения. А вот что касательно сегодняшней службы: служба предпразднства Рождества Христова – какой ее тропарь? «Написовашеся иногда со старцем Иосифом в Вифлееме Мариам». Что значат эти слова? – А эти слова рассказывают нам предысторию Рождества Христова. Почему Христос в Вифлееме родился, хотя Матерь Божия жила в Назарете? Почему Он в Вифлееме родился? – Да потому, что император Август, языческий император, который покорил Иудею, предписал каждому человеку идти в тот город, откуда он произошел, чтобы произвести перепись населения. Перепись населения нужна была этому императору для чего? Для того, чтобы знать, сколько он налогов получит от тех людей, которых покорил. Вот он покорил Иудею – что ему нужно было от жителей? Получить деньги, в виде налогов. И вот он повелевает им произвести перепись населения, чтобы каждый пошел в тот город, откуда он родом. И, смотрите, Бог, пришедший в мир, воплотившийся ради нашего спасения, подчиняется этому приказу императора. Матерь Божия, имея во чреве Богомладенца Господа Иисуса Христа, идет вместе с Иосифом, чтобы записаться в этой переписи.

И вот теперь подумайте: если Сам Господь подчинялся внешним указаниям, да не каких-либо там благочестивых людей или царей, а совершенно нечестивого и языческого императора, то как же можно слушать голоса тех людей, которые сейчас нам говорят: «Вот вы там паспорт не берите, вот вы там ИНН не берите, вот вы туда не записывайтесь, вот вы там на перепись не ходите»? Получается, люди считают себя умнее и святее Самого воплощенного Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Простейший пример из богослужения – а как многому чему он учит! Если мы с вами с любовью будем воспринимать все то, чему Святая Церковь нас учит через свое богослужение, через чтение Святого Евангелия, через те назидания, которые в умилительных и величайших песнопениях нашей Церкви запечатлены, если мы это будем слушать и этим назидаться, мы никогда не ошибемся, – мы будем слышать голос матери-Церкви.

Да, конечно, не сразу и не всем все понятно, тем более богослужения на церковно-славянском языке. Но ведь есть сейчас достаточно книг, которые объясняют содержание богослужения, объясняют вероучения церковные. Дорогие братья и сестры! Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы создать на земле Свою Церковь, через которую мы с вами спасаемся от греха и гибели. Через Церковь Христову мы получаем дары Духа Святаго. Через Церковь Христову мы получаем указания правильного и истинного пути.

Встречая праздник Рождества Христова, будем слушать голос нашей матери-Церкви. Будем следовать тому, как ведет нас по жизни Спаситель мира Господь Иисус Христос. Иисус Христос родился в мир не для того, чтобы установить новый политический порядок. Иисус Христос родился в мир не для того, чтобы изменить внешнее управление или искоренить силой Своего Божества внешнее зло, нет. Он родился в мир для того, чтобы в наших душах родилось Царство Божие. Царство Божие внутри нас есть (см. Лк. 17, 21), в нашей душе. И куда ты не заберись: хоть под землю, хоть на самую высокую гору, – если в сердце не будет веры, надежды и любви, если не будет Господа нашего Иисуса Христа, если благодати Божией не будет в сердце, ничего это не даст человеку. Будем же просить в преддверии Рождества Христова, чтобы Спаситель мира нашел обитель в сердцах наших, чтобы мы жили с Господом, и Он с нами, и тогда будет всем нам с вами спасение и жизнь вечная. Аминь.

 

 

(3.01.2010 Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Воскресенье, которое бывает перед праздником Рождества Христова, называется Неделей святых отец. И сегодня мы слышали из чтения Священного Писания, из апостольского чтения и из евангельского чтения о предках – отцах Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Почему в этот воскресный день наше духовное внимание обращается на это? Потому, дорогие братья и сестры, чтобы мы очень твердо понимали, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек – Богочеловек. И в том смысл нашей веры, что Бог наш не оставил нас в одиночестве бороться со своими собственными страстями, со своим злом, со своими грехами, а пришел к нам, стал одним из нас и жил среди нас.

На то, что Иисус Христос жил в определенное историческое время, как раз и указывает Священное Евангелие, которое мы слышали, где перечисляется родословная Иисуса Христа поименно, начиная от праотца Авраама (Мф. 1, 1–17). Мы своих прародителей – в лучшем случае прадедушку помним, и то, наверно, не все своих прадедов знают. А здесь в Евангелии перечисляется 3 раза по 14 родов прародителей Господа Иисуса Христа по плоти. Во-первых, это для нас с вами духовное назидание в том, как следует чтить и помнить своих родителей и прародителей, как следует держать их в своей духовной памяти, поминать их. Во-вторых, показывается то, что Христос пришел в мир в конкретное время, воплотившись в человека и быв человеком. Но мы можем тогда задать себе вопрос: но ведь это было так давно, так давно пришел Бог, так давно Богочеловек жил на земле, а какое это отношение имеет к нам сейчас, мы ведь живем в другое время? Чтение Апостола показывает нам, какое это имеет отношение. Время существует для нас, людей, живущих временный отрезок жизни: вот мы родились, и вот прожили свою жизнь, и закончили свою земную жизнь. И поэтому для нас время очень важно. Мы живем в этом времени, время – это тот дар, который Бог нам с вами дал. Но Сам Бог живет вне времени, для Него не существует времени. Он вчера, и сегодня, и завтра – такой же (Евр. 13, 8), Он неизменяем. И мы сегодня слышали в апостольском чтении, как перечисляются праведники, которые жили еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа (Евр. 11, 9–10, 17–23, 32–40). Они жили, но они спасались, и спаслись верою в Иисуса Христа, Который должен был еще только прийти. Христос еще не пришел в мир, еще не воплотился, а уже праведники верою спасались, праведники верою чудеса совершали, праведники верою преодолевали всяческое искушение, всяческие трудности, всяческие гонения, верою они жили, и живут доныне, ибо вера и есть основа жизни.

И точно так, дорогие братья и сестры, как праведные, жившие до Христа, жили во Христе, Который должен прийти, так и мы с вами, живущие уже после Христа, живем верою во Христа, Который ранее пришел. Но Он не только пришел раньше, но Он Сам, придя и прожив Свою земную жизнь, и пострадав, и воскреснув, дал нам обещание, говоря: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). И, действительно, Христос пребывает с нами в Церкви Своей Святой, и мы, находясь в единении друг с другом, находясь в общении веры, одновременно едины с Господом нашим Иисусом Христом. Вот это и означает иное имя Иисуса Христа, которое мы слышали сегодня в Евангелии – Еммануил, что означает: «с нами Бог» (см. Мф.1, 23). Смысл нашей веры заключается в том, что Бог с нами. Он не далеко от нас, но рядом с нами. Он не безразлично наблюдает за тем, как мы живем в этом мире, но сострадает нам, ибо Он грехи наши, и болезни наши, и страдания наши на Себя взял на Кресте. И вместе с нами Иисус Христос сострадает нашей с вами жизни. В этом наше счастье и в этом наше спасение, ибо наш Спаситель вместе с нами сопереживает все моменты нашей с вами жизни.

То евангельское чтение и апостольское назидание, которое мы слышали сегодня, говорит об историчности Богочеловека Господа Иисуса Христа. Но и мы с вами – каждый человек – тоже историчны, потому что жизнь человека – это его история, которая имеет как свое прошлое в виде предков, которые у нас с вами были, так и свое будущее. И мы с вами радуемся, что ныне получаем утверждение того, что в истории нашей жизни, в истории жизни каждого человека Христос вместе с нами. Вот это ныне и внушает нам Святая Церковь для укрепления нас в вере, чтобы мы понимали, что, подобно древним праведникам, о которых мы слышали ныне, и мы верою можем преодолевать все искушения. И мы верою в жизни своей укрепляемся, и мы верою преодолеваем и болезни, и несчастья, и беды, верою получаем смысл нашей жизни, верою получаем радость и утешение во всех скорбях наших, верою преодолеваем все напасти и скорби, которые к нам приходят. А главное – верою своею мы едины со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Который родился для того, чтобы мы не умирали. И воистину мы избавлены от духовной смерти, и будем все, верующие в Господа Иисуса Христа, иметь жизнь вечную. Вот в этом радость нашей веры, в этом радость нашего ожидания праздника Рождества Христова, Который, придя в мир, уже не оставляет каждого из нас, но верою пребывает в каждом из нас, с тем чтобы никто из нас не погиб, но имели бы мы спасение и жизнь вечную. Аминь.

 

 

(05.01.2013. Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых отец. Рождественский сочельник. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами вместе совершаем богослужение, посвященное предпразднству Рождества Христова. Предпразднства – это такие установленные Церковью службы, которые вводят нас предварительно в обстоятельства тех событий, которые мы будем праздновать и вспоминать. Значит, предпразднство Рождества Христова должно напомнить нам, что предшествовало этому событию.

И мы слышим сегодня тропарь предпразднства Рождества Христова, который начинается такими словами: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семени Давидова, в Вифлееме Мариам». Что означает этот тропарь? О чем он нам говорит? Он повествует о том, почему Иосиф и Мария, Пречистая Матерь Господня, оказались в Вифлееме, благодаря каким обстоятельствам. Ведь обстоятельства Рождества были уникальны и необычны, – об этом тоже говорится в тропаре предпразднства. А что необычного было в этом Рождестве? То, что не нашлось для рождения Ребенка места ни в одном из человеческих жилищ. Почему же так произошло? Да потому, что в Вифлееме к этому дню собрались все потомки Давида – это что в тропаре: «яко от семени Давидова». А почему они там собрались? По повелению императора Августа – языческого императора, который завоевал Иудею и, для того чтобы ему знать, сколько собрать налогов, объявил перепись. А перепись проводилась очень просто: те, кто из какого был рода, – а всего 12 родов было в израильском обществе, – должны были прибыть в город своего рода и там записаться. Так проводилась перепись. В мире вообще нет ничего случайного. А уж тем более не могут быть случайными обстоятельства пришествия в мир и Рождества Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Что получается? И о чем мы вспоминаем все время на этой службе и будем еще вспоминать в молитвословиях? Что Дева Мария вместе с Иосифом подчинились приказу фактически нечестивого, безбожного, языческого императора Августа, и пошли переписываться, и пришли в город Вифлеем. И именно там совершилось Рождество Христово. Хотя не в самом городе, а в пещере, куда пастухи загоняли скот. Но вдумаемся! Как часто мы слышим совершенно, я бы сказал, безумные и не имеющие основания ни в Священном Писании, ни в учении святых отцов какие-то разговоры; помните, не так давно была перепись населения в России? Тогда ходили слухи: нет, ни в коем случае, нельзя переписываться, это грех! И более того, это передавалось друг другу, как будто какое-то великое откровение. Вот ведь что получается. Иисус Христос пошел переписываться, будучи во чреве Матери, и подчинился внешним обстоятельствам, а мы нет. Так что, мы лучше Спасителя мира, получается? А то говорят: а вот паспорт нельзя брать, а в паспорте там циферки какие-то зашифрованы. Вот как интересно. Август, император, ничего не зашифровывал – он объявлял себя, что он живой бог, ему статуи делали, ему поклонялись, ему ладан курили, его статуи целовали, как идола, и тем не менее, смотрите, повелению этого Августа – об этом тоже вы многократно услышите в службе, и сегодня, и завтра в Рождественской, – Пречистая Дева Мария с Иосифом покоряются и идут, и исполняют то, что он повелел. А у нас, оказывается, другие есть размышления. Так в чем же дело? Кто здесь ошибается? Ну, конечно, мы понимаем, что родившийся в мир Господь ошибаться не может. Почему же Он так поступал? И что хотел Он этим показать?

Дорогие братья и сестры! Он хотел этим показать всем нам с вами, что не внешним управлением душа человеческая спасается, и не внешними человеческими законами душа человеческая спасается, и никто насильно душу человеческую от Бога не может увести. Вот, мученики не жалели себя, и шли на расстрел, и шли на казнь, а от Бога не отказывались, а их хотели заставить. И, между прочим, в лагерях тоже, когда их там держали, их не по именам называли – им на спины номера пришивали и называли по номерам. Но только мы им теперь кланяемся, как святым. Почему? Да потому, что они пошли за Христом. Подобно тому, как только еще желающий родиться в мир Иисус Христос покоряется внешним установлениям государственным, для того чтобы открыть перед людьми Вечное Царство, которое не подвластно ни императору Августу и никаким другим правителям, которые были после него, и есть сейчас, и будут потом, потому что душа человеческая может быть подвластна только Богу. И истинное место души человеческой вместе с Богом. И ничто внешнее душе человеческой повредить не может. Как апостол Павел говорит: «Никто и ничто не может нас разлучить от любви Божией» (см. Рим. 8, 39).

Так о чем же говорит нам служба предпразднства Рождества Христова? Она приуготавливает нас увидеть величайший путь смирения, который совершил Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Он, создавший весь мир и в руке Которого все законы мира, умаляется настолько, что рождается в пещере, и полагают Его в кормушку, из которой животные едят корм. Не нашлось даже Ему места в человеческом жилище. Почему Он так приходит? Почему в таком смирении? Разве не мог бы Он родиться в чертогах царских? Разве не мог бы Он стать царем, и еще гораздо более блистательным, во много раз, чем все императоры, вместе взятые? Разве не мог бы Он установить блистательные законы и порядки – как вот, мы иногда говорим: «Все дело в законах»? Конечно, Он бы мог это сделать. Но только этим бы Он наши души не спас. А спасти души человеческие можно единственным образом – открыв им путь к вечной жизни. А путь к вечной жизни заключается в любви друг ко другу.

А любовь не может быть навязана насильно. Любовь не может быть прописана никаким законом. Никто не может заставить, – даже Бог не может заставить человека любить Его. Он предлагает, чтобы мы пришли к Нему. И вот в этом Его величайшее смирение. Он открывает через Свое смирение и внешнее уничижение нам с вами понимание того, что не внешними законами и не внешними порядками достигается спасение, а спасение достигается духовной жизнью, наукой любить друг друга, прощать друг другу, жить с Богом в своем сердце, жить по благим заповедям Божиим, идя в своей жизни по тому пути, который открывает для нас Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Дорогие братья и сестры! Готовясь встретить праздник Рождества Христова, будем молиться Господу нашему и просить Его, чтобы в наших душах нашлось для Него место, чтобы мы открыли свои сердца для Господа нашего. И коли Он, придя в мир, не нашел места, где Ему родиться, в каком человеческом жилище, откроем свои души для Него, чтобы Он пребывал с нами, и это будет залог нашего с вами спасения. Аминь.

(06.01.2013 Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых отец. Рождественский сочельник. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь приуготовляет нас к встрече величайшего праздника – Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Специальные службы совершаются, которые вводят нас в воспоминание того, как люди ожидали пришествия в мир Господа Иисуса Христа и почему они ожидали пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Для чего нам, живущим после того, как Христос в мир явился, нужны эти воспоминания? Что дают они нам, христианам, уже крещеным во имя Господне? Что дают они нам для нашей духовой жизни – воспоминания о том, как люди ждали Спасителя?

Очень многое они дают нам, дорогие братья и сестры. Потому что, к сожалению, будучи христианами и имея возможность жить в благодати Божией, мы очень часто подобны тем людям, которые жили до пришествия в мир Иисуса Христа. Чего не хватало этим людям? У них было, казалось бы, все. Были мудрецы, которые давали мудрейшие жизненные советы, рассказывали о важнейших житейских истинах. Эти мудрецы и до сих пор известны, и их книги до сих пор читаются. Однако эта мудрость почему-то не удовлетворяла людей. Им чего-то не хватало. Были прекрасные государственные деятели, которые замечательно устанавливали законы – законы справедливые и хорошие, такие, что до сих пор на этих законах зиждутся многие государства, и юристы их изучают и применяют до сегодняшнего дня. Но и этих законов не хватало для человеческого счастья. Имея эти законы, тем не менее, люди не чувствовали себя счастливыми. Были возможности предаваться всевозможным радостям человеческой жизни, украшать себя прекрасной одеждой, вкушать замечательные яства, употреблять прекрасные напитки, и до сих пор от тех древних времен все это имеется. Но и этого людям не хватало для полноценной жизни, и радости, и счастья. Они это имели – и все равно чувствовали пустоту в своей жизни. Был даже Богоданный Закон, который Бог дал самому Моисею, и вера во Единого Бога была открыта человеку. Но и этого не хватало. Потому что человек, зная этот Закон, не исполнял его, а на призыв к вере отвечал холодностью сердца.

Почему же люди ожидали Кого-то другого? Почему они не удовлетворялись ни мудростью житейской, ни политическим устройством, ни радостями жизни, ни даже самим Богоданным Законом? Чего им не хватало? Им не хватало главного – СПАСЕНИЯ. Никто из вышеперечисленных людей и мудрецов не мог дать самого главного – спасения души человека. От чего же человеческой душе надо спасаться? В чем это спасение? Спасение от того, что губит душу. А губит душу ГРЕХ.

Когда в сердце человека поселяется зло, нечистота, сверна, ничто не может исцелить эту душу и никто не может ее исцелить. Потому что только Богу возможно совершить это. Но чтобы Бог совершил это, Ему необходимо было Самому снизойти до человека и Самому стать Человеком.

Итак, ожидание Спасителя заключалось в том, что люди, осознавая слабость своей жизни, своей мудрости, своего духовного устройства, жаждали Того, Кто бы спас их. И вот сегодня мы только что слышали Евангелие (Мф. 1, 1–25) о том, как было наречено имя Тому, к Кому мы ныне обращаемся с молитвами, – имя Иисус, в переводе оно означает «Спаситель». Вот Кого ожидали все люди.

Теперь посмотрим на себя. Не бывает ли так, что, подобно тем древним людям, мы тоже увлекаемся разными внешними обстоятельствами: ищем житейской мудрости, ищем некого хорошего внешнего устроения жизни, пытаемся найти счастье в хорошем быте, в здоровье, в еде или питии, пытаемся во внешнем исполнении заповедей найти себе радость и утешение? И, конечно же, ни в чем этом его не находим. И не найдем. Потому что единственный путь у нас и единственное спасение – это жизнь со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Который для того и пришел в мир и для того и воплотился, чтобы быть с нами. Не издалека Он приказывает нам быть хорошими, не издалека Он открывает для нас двери райской жизни, нет. Он Сам воплощается и становится Человеком, истинным Человеком. Так что мы сегодня даже в Евангелии слышали хронологию, биографию Его мнимого родителя Иосифа (Мф. 1, 1–17), чтобы точно было известно место и значение человеческого в Господе Иисусе Христе. Ибо точно так же, как Он истинный Бог, Он и истинный Человек. И именно благодаря соединению в Своей Личности Божественного и человеческого, нас, человеков, грешных человеков, Господь обожает, делает нас способными к вере, надежде и любви, то есть спасает нас Своею Божественною силою.

Вот в этом-то ожидании спасения мы с вами ныне и пребываем. Мы молимся о том, чтобы Господь пришел к нам, в нашу жизнь и наше сердце. Мы открываем свою душу и понимаем, что только в Нем наше спасение. Мы просим у Него, чтобы Он дал рам радость насладиться празднованием Его Рождества, но чтобы эта радость всю нашу жизнь освещала: и наши поступки, и наши чувства, – чтобы мы всегда были с Ним, а значит, жили во спасение. Аминь.

05.01.2014 Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день перед праздником Рождества Христова Святая Церковь предлагает нам услышать евангельское повествование буквально с первой страницы этой Святой Книги (Мф. 1, 1–25). Когда человек первый раз знакомится со Святым Евангелием и открывает эту первую страницу, он поначалу не понимает, о чем идет речь. Он не понимает, что значит это перечисление имен, причем мужских имен: «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова…» – и так перечисляется три раза по четырнадцать имен. Для чего это? О чем говорит нам с вами слово Божие и Священное Писание? Почему именно перед праздником Рождества мы слышим это повествование?

То, что мы слышали, это подлинная родословная Господа Иисуса Христа. Каждый из нас, конечно, знает, как зовут его отца, кое-кто знает, как зовут деда, совсем некоторые знают, как зовут прадеда, ну а что дальше – вообще мало кто из нас и помнит. У нас в нынешнем времени очень слабая память – что плохо. В Священном Писании указывается на твердые нравственные основы, которые Бог создал для человека. И одной из твердых нравственных основ, на которых покоится наша правильная и праведная жизнь, в том случае если мы будем именно так поступать, является приверженность, как сейчас говорят, к семейным ценностям – то, что сказано в заповеди Божией пятой: «Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле» (см. Исх. 20, 12). Святое Евангелие начинается с перечисления родословия Господа Иисуса Христа для того, чтобы всем нам показать, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек; Человек, Чье родословие можно с точностью указать и перечислить, Человек, Который жил в определенное историческое время, Который хранил историческую память, Который был привержен твердым, данным от Господа, устоям.

Праздник Рождества Христова, к которому мы готовимся, должен нам с вами возвратить то, что мы с вами теряем. Мы должны найти твердую опору в своей жизни, твердую опору в наших чувствах, мыслях, в наших поступках. И Святая Церковь предлагает нам эту твердую опору – родившегося в мир Богочеловека Господа Иисуса Христа. Для нас важно знать не только то, что Он был истинным Богом, нам очень важно знать, что Он был истинным Человеком. И Его истинность заключалась не только в том, что Он имел обычное, как и наши с вами, человеческое тело и жил обычной человеческой жизнью, но Его истинность заключалась в том, что Он жил по Истине в жизни, вместе с Богом, все поступки Его были истинны, то есть Он ходил в правде Божией, поступал по правде Божией, творил дела Божии.

Для нас это очень важно знать и понимать, потому что Он для того и пришел к нам с вами, для того и родился в этот мир, чтобы и мы также с вами ходили в истине, чтобы и наши поступки были правыми, справедливыми. Он зовет нас за собой, проделав для нас Путь жизни. Лейтмотив, главная фраза, которая будет повторяться, и уже начала повторяться, во все праздники Рождества Христова, это слова: «С нами Бог!» С нами Бог – в этом радость нашей веры, потому что нам ходить в истине, ходить в правде Божией самим, своими силами, невозможно. Но с нами Бог, и Бог ведет нас по этой жизни, и мы верою идем за Ним. А вера помогает нам с вами буквально творить чудеса.

Перед чтением Святаго Евангелия сегодня читалось послание апостольское, в котором рассказывалось о праведниках Ветхого Завета, предшественниках Господа Иисуса Христа по плоти, о которых потом мы слышали в Святом Евангелии (см. Евр. 9, 9–10, 17–23, 32–40). Так вот они, жившие еще до Христа, совершали величайшие поступки, героические, чудесные, немыслимые для объяснения обычным стечением обстоятельств, верою в Грядущего, то есть Того, Кто должен прийти, – Господа Иисуса Христа Спасителя. Если верою в Того, Кто еще только должен прийти, люди буквально жизнь переворачивали от злого к доброму, показывали невиданные чудеса подвижничества и героизма, то что же нам с вами, живущими после пришествия в мир Господа Иисуса Христа? Нам гораздо проще, чем им. Потому что Бог уже с нами. Он здесь. Он для того и родился в мир. И Он не просто говорит нам с вами: «Вот, идите тем путем, который Я вам указал», – нет, Он Сам идет впереди и нас за Собой ведет. Он истинный Бог и истинный Человек Господь Иисус Христос, Который родился в мир, чтобы быть с нами, чтобы мы не погибли, но имели вечную жизнь.

В преддверии светлого праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, услышав Священное Писание, раскрывающее нам тайну Богочеловечества нашего Спасителя, будем просить у Него, чтобы Он дал нам сил идти за Ним по жизни, идти в истине и правде, опираться на твердые основы заповедей Божиих, хранить в душе своей веру непоколебимую и всегда помнить, что с нами Бог. Аминь.

(03.01.2015 Неделя святых Отец. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В богослужении Православной Церкви настроено все так, чтобы наши мысли были постоянно обращены ко Христу Спасителю и Господу нашему. Причем Церковь постоянно обращает наш взор к главнейшему событию в истории всего человечества – к воскресению Спасителя нашего Господа Иисуса Христа! Поэтому, даже день недели, в который Спаситель воскрес из мертвых, так в нашем русском языке и именуется – воскресение, чтобы даже человек, который далек от Церкви, произнося название дня недели, тем не менее, уже устами своими исповедовал то, что Христос воистину воскрес из мертвых, потому что именно в этом основа нашей с вами веры! И поэтому, встречая воскресный день, когда мы приходим в храм Господень, мы обязательно слышим одно из одиннадцати Евангелий, которые именуются воскресными, в которых повествуется о том, как воскресший Христос являлся Своим ученикам. И только что мы с вами слышали такое воскресное Евангелие, в котором говорится о явлении Спасителя мира Марии Магдалине. Чем знаменательно это Евангелие? Обратим внимание на то, что Мария Магдалина настолько была испугана, поражена тем, что во гробе нет тела Иисуса Христа, она еще не готова была осознать и понять, что Христос победил смерть и Сам воскрес, что будучи пораженная горем, даже увидев Самого Иисуса Христа, не узнала Его – настольно она переживала смерть Своего Божественного учителя! То есть, за этим горем она не увидела своего Господа.

Дорогие братья и сестры! В какой-то мере, как и все, что написано в Евангелии, это относится и к нам с вами. Когда мы переживаем какие-то тяжелые и трагические события в своей жизни, мы очень часто не находим места в этих переживаниях для нашего Господа. То есть, настолько мы эгоистичны или самолюбивы, или сами себя жалеем, или нам о себе грустно, или нам тоскливо, или нам плохо – и в этот момент мы замыкаемся вот на этом своем негативе, на этих своих плохих чувствах, что перестаем в соей жизни видеть Того, Кто пришел, чтобы нас с вами спасти! Оказывается это свойство нашей слабой человеческой природы. Вот и Мария Магдалина, обеспокоившись пустым гробом, и увидев Самого Иисусу Христа – не узнала Его и подумала, что это садовник, который ходит по саду, и стала Ему говорить: Господин! Может быть, это ты взял тело Учителя моего? Скажи где оно! И тогда Иисус Христос, воскресший, обращается к ней по имени и говорит ей: Мария! И в этот момент она узнает своего Божественного Учителя – воскресшего Господа Иисуса Христа! (см. Ин. 20, 14-17).

Дорогие братья и сестры! Нам надо с вами помнить, что и к каждому из нас Господь обращается, каждого Господь знает по имени, потому что всех нас Господь Иисус Христос привел в жизнь! Завтра мы будем слушать, как в евангелии перечисляются из рода в род имена тех родителей, из которых произошел по человечеству Господь Иисус Христос. Это означает, что Господь для того и пришел в мир, зная нас, человеков, чтобы мы не погибли. Важно откликнуться на этот Его зов! Потому что, когда Иисус Христос назвал Свою ученицу по имени, она тотчас узнала Его: «Раввуни! Учителю!» – сердце ее было открыто на зов Господа Иисуса Христа! И нам с вами, встречая воскресный день перед праздникам Рождества Христова, следует обратиться к Господу, чтобы нам ответить своим сердцем на зов Господа нашего Иисуса Христа, который для того и воскрес, чтобы мы не были одиноки в своих печалях, скорбях, чтобы мы не замыкались в своем эгоистичном горе или несчастье, чтобы мы не были терзаемы внутренними различными химерами – ибо снами Бог! Он родился для того, чтобы нас с вами спасти. И также, как радостно услышала Мария Магдалина зов своего Божественного Учителя, пусть наши сердца услышат ныне призыв воскресшего Спасителя и Господа Иисуса Христа! Чтобы нам радоваться о Господе и жить вместе с Господом, и знать, что если мы будем жить вместе с Господом, то никакая скорбь и никакая печаль не может преодолеть нашего стремления к жизни вечной и воскресению, которые и дает нам наш Господь воскресший! Ему же слава во веки веков! Аминь.

(04.01.2015 Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами имеем в своих сердцах веру в Бога. Бога невозможно увидеть своими глазами потому, что Бог есть Дух. Бога невозможно представить своим разумом потому, что наш человеческий разум очень ограничен и не может вместить Того, Кто создал этот мир: весь видимый мир, который с большим трудом, хотя им кажется, что с успехом, познают люди, ученые люди – весь этот сложный прекрасный непостижимый мир, который включает в себя и далекие и огромные звезды, размеры которых нам представить очень трудно, и мельчайшие частицы атомы, которых мы только в специальный телескоп и можем увидеть – все это творение Божие. Бог создал и человека, и мы с вами дети Божии потому, что каждый из нас имеет душу. Как невозможно своими глазами увидеть Бога, так и душу человеческую невозможно увидеть. Сколько бы врачи не препарировали тело человека, души они там не увидят. Но душа есть у каждого человека – это есть печать Божия, образ и подобие в нас Великого Бога. Мы имеем с вами счастье быть членами Святой Церкви Христовой потому, что Господь наш есть истинный Бог, то есть такой Бог, о котором только что я говорил, и одновременно истинный Человек, что удивительно и непостижимо для нашего разума. Как так? Ведь человек это существо, которое живет во времени: человек рождается в этот мир, наступает время – потом он уходит, для Бога же не существует времени – Бог вечен, понятие времени существует для нас, людей. Казалось бы, что может быть общего между этим Великим Богом, первопричиной всего мира, и человеком, который рождается в мир слабым ребенком, не способным обходиться без матери, и заканчивает часто свою жизнь в таком же бессилии? Что общего? Господь Иисус Христос как раз для того и пришел в мир, чтобы соединить Бога и человека. Дело в том, что в начале творения человек не был разлучен с Богом так, как разлучен сейчас. Когда Бог сотворил этот мир, человек постоянно общался с Богом и пребывал в месте, которое называется – рай, Эдемский сад, и там было постоянное богообщение человека со своим Создателем. А потом человек свою волю противопоставил воле Божией и решил, что если он богоподобен, то может жить и без Бога, сам по себе – это было величайшей ошибкой и трагедией! Но сейчас мы с вами имеем величайшее счастье быть в Церкви Христовой, которая соединяет и Божеское, и человеческое потому, что Церковь Христова – это есть тело Христово на земле.

Итак, мы с вами люди, живущие во времени, Бог – вне времени! И вот только что мы с вами слышали Евангелие, первые страницы Евангелия от Матфея, которые иногда человек незнакомый с Церковью открывает и не понимает, о чем идет речь – идет длинное перечисление имен, одного имени за одним. Что значит это перечисление, после которого следует рассказ о Рождестве Господа Иисуса Христа? Через это перечисление имен точно указывается земное родословие Христа, то есть конкретно – в какое историческое время Христос пришел в мир. Чем это для нас важно? Вот мы открыли Евангелие, какое нам дело до этих предков Иисуса Христа по плоти, перечисленных в первых страницах Евангелия от Матфея? Для нас важно то, что Вечный Бог пришел в конкретное время, а мы-то с вами живем тоже в конкретное свое время – Христос пришел и для нас, живущих в это время потому, что Он воплотился и стал Человеком, чтобы быть вместе с нами! Как же Он будет вместе с нами, – можете спросить вы, – если Его земная жизнь окончилась и Он вознесся от земли на небо после Своего Воскресения? – Нет, Он вместе с нами потому, что Он основал на земле Свою Церковь, и вот теперь каждый из нас, имеющий свое родословие, имеющий своих предков по плоти, одновременно соединен в Церкви Христовой вместе с Богом, тот, кто входит в Церковь Христову, тот, кто хранит единство веры – он един и со Христом и Бог с ним! Бог Вечный вместе с человеком проходит весь путь временной его жизни! Бог не далек от нас, но Он близок благодаря воплощению в человека. Господь Иисус Христос в Своем рождестве и боговоплощении соединил то, что было разрушено – соединил связь Бога и человека. Вот какой смысл, дорогие братья и сестры, в указании на земное родство Господа Иисуса Христа! Это значит, что Бог от нас не далек, что Он, хотя и не постижим для нашего разума, но близок для нашей души! Это значит, что Богу не безразлично, как мы живем, иначе бы Он не пришел сюда к нам, пострадать за нас и не создал бы на земле Церковь Свою! Он не такой, что дал нам задания, дал заповеди и сказал: вот это делайте, а это не делайте, и если что не так – я с вас спрошу – нет! Он с нами проживает нашу жизнь, только, конечно, если мы открываем свое сердце для Него, чтобы Он был вместе с нами! И тогда Он очищает наши души, Он дает нам силы, Он прощает нам наши грехи, Он берет их на себя, Он укрепляет нас, Он дает нам смысл нашей жизни, и мы никогда не будем одиноки – ибо с нами Бог! Обратите внимание, какими словами закончилось Евангелие, там читалось пророчество древнего пророка Исаии: «Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил…» (см. Ис. 7, 14). Казалось бы, какое отношение это имя имеет к Иисусу Христу, ведь Ему нарекли имя Иисус, что значит Спаситель? А это имя объясняет суть служения Господа Иисуса Христа, и мы слышали в Евангелии перевод – «…и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23).

Вот в чем наша радость, дорогие братья и сестры! Мы, готовясь встретить праздник Рождества Христова, будем просить, и уже сейчас просим, чтобы Господь всегда был с нами! Он желает этого, Он пришел к нам в мир, Он родился для того, чтобы быть с нами, и Церковь для этого основал! Весь вопрос в другом – мы желаем или нет, мы слышим этот призыв или не слышим? Если мы слышим, если стремимся к Богу, тогда мы получим все то, ради чего он пришел в этот мир – в конечном итоге рай мы получим, который начинается уже сейчас на земле, а завершается в вечности!

И так, дорогие братья и сестры, готовясь к встречи праздника Рождества Христова, будем просить у Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам никогда не отступать от Него, но всегда с верою говорить о себе самих и о Церкви нашей – с нами Бог! Аминь.

30.12.2017 Предпразднство Рождества Христова. Неделя Святых отец.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова, Святая Церковь призывает нас почтить память Святых Отец, кто такие эти святые отцы, это праведные люди, из Ветхого Завета, которые жили до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, но эти праведные люди еще и являются предками по плоти Господа Иисуса Христа, и Церковь обращает наше серьезное внимание на то, что Господь который пришел в мир, Он непросто явил себя как Бог, но Он воплотился и стал человеком, то есть стал одним из нас, это самое важное что нам нужно знать, для нашей веры и для нашего спасения, что наш Спаситель Господь Иисус Христос, есть истинный Бог, но и истинный человек, и как истинный человек, Он имеет таких же предков по плоти, как имеем и мы с вами, только к глубокому для нас сожалению, мы, может быть, еще помним наших дедушек, может быть помним еще прадедушек или прабабушек, это уже с трудом, а следующее поколение, вряд ли, кто из нас помнит, кто были наши предки, это не похвально для нас, что мы забываем, и не чтим, и не знаем своих предков.

Люди, которые жили еще до пришествия Иисуса Христа, они конечно во многом ошибались, принимая внешнее, как более важное, чем внутреннее, но беда наша в том, что мы не только внутреннего не соблюдаем, внутренней чистоты и святости, мы и внешнее то все позабыли, это печально, а как раз такой праздник как сегодняшний день настраивает нас на то, чтобы мы восстанавливали и возрождали, и в своей жизни, и в своей душе, праведные и нужные традиции.

Люди Ветхого Завета, могли чуть ли не до десятого колена, наизусть, сказать какие у них были предки, перечислить по именам, не только отцов или дедов, или прадедов, или прапрапрадедов, я говорю, что и даже более чем до десятого колена, и это передавалось из рода в род, что очень правильно.

Зачем же это нам сейчас Церковь предлагает вспомнить, а затем, чтобы мы понимали, что Иисус Христос, это, не какая-то идея, это не какой-то рассказ о каком-то древнем учителе, который был очень праведный и учил правильным вещам, нет, Иисус Христос не только Бог пришедший в мир, но конкретный человек, который жил среди людей, который имеет свое происхождение и место свое в этом мире, ив истории, и в историческом контексте всех людей живших, и таким образом мы уверяемся в истинности воплощения Господа нашего Иисуса Христа, к этому призывает нас Церковь.

Но Она призывает нас и к другому, чтить своих предков, своих прародителей, своих праотцев. Не поздно сейчас восстанавливать, то что нам было утеряно, каждая семья может вспомнить, по крайней мере сейчас, хотя бы своих дедушек и прадедушек, записать это в книгу или в альбом, и передать своим внукам или правнукам, чтобы они потом дальше записывали, что бы такие книги хранились в семьях, раньше была хорошая традиция, прямо в Библию вписывали, в эту Священную книгу, вписывали своих праотцев, отцев, и эта Библия передавалась из рода в род, от отца к сыну, от сына к внуку, и так далее, и таким образом сохранялась память о своих родных и близких.

Да многое потеряли, увы, но мы можем это начать восстанавливать, если каждая семья вспомнит своих предков, уже сейчас запишет с тем, чтобы дальше это передать, пройдет какое то врем я, и уже наши дети, и наши внуки, и наши правнуки дальше это передадут, и таким образом восстановится память, к которой призывал Спаситель наш, Церковь благословляет помнить своих родных и близких, церковь благословляет чтить свою родину и тех среди которых ты родился, Церковь благословляет чтить благочестивые обычаи и благочестивые правила своего народа, и неделя Святых Отцев, которую Церковь благословляет праздновать перед Рождеством Христовым, как раз и есть напоминание нам с вами, о нашей прекрасной и святой истории русского народа, чтобы мы не забывали о ней, чтобы мы чтили её, чтобы мы передавали её, дальше в поколения, потому что если бы не было святой веры православной, то никакого бы русского народа бы не было, только святая вера создала и русский народ, и державу нашу.

Будем же прославлять Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, который пришел в мир, воплотился и стал человеком, чтобы никто из нас верующих не погибли, но имели бы жизнь вечную, аминь!