Неделя святых Праотец .

25.12.1999 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Подготавливая нас к встрече праздника Рождества Христова, Святая Церковь предлагает сегодня нам прославить святых праотцев, обратиться своим духовным взором к их жизни и извлечь для себя пользу, извлечь для себя духовный пример.

Праотцами называются те люди, которые жили до пришествия в мир Господа Иисуса Христа и являлись Его предками по плоти. И такими праотцами, которых вспоминает Святая Церковь сегодня, являются Адам, Авель, Сиф, Мелхиседек, Ной. – Это те праотцы, которые жили еще до праотца Авраама.

История человечества, его развития и жизни и духовный смысл этой истории описан в Священном Писании Ветхого завета. Иногда люди, читающие Ветхий Завет, ищут в нем, в первую очередь, повествование, которое рассказывало бы о внешних событиях, и обращают внимание, в первую очередь, на внешнюю канву истории Ветхого Завета. Но суть богооткровенного Писания Ветхого завета заключается в том, что в нем раскрываются духовные законы, которые действуют в мире и раскрываются в повествовании о том, как Бог, Который любит всех нас, постепенно, несмотря, на упорное нежелание человека следовать добру и жить в любви, вере и надежде, т.е. жить в месте с Богом, как Бог Своим домостроительством, Своим промыслом вел человечество к спасению.

Когда первый человек согрешил и не захотел жить вместе с Богом, тогда в мире появился грех. И грех родил смерть человека. Грех породил страдания человека. Причем последствия греха настолько страшны, что они обезображивают душу человеческую так, что она теряет образ и подобие Божии.

Сейчас мы знаем, что только Спаситель мира воплощенный Бог Господь Иисус Христос может возвратить человеческой душе потерянные ей образ и подобие Божии; только Христос может спасти грехопадшего человека. А что знали об этом праотцы – те люди, которые жили до Его пришествия? Им дано было обетование о том, что придет в мир такой Спаситель, и они жили верою в грядущего Спасителя, Который должен прийти.

Среди праотцев особым благочестием и преданностью Богу отличается праведный Ной. Он жил в то время, когда грех настолько распространился в сердцах человеческих, что он даже стал несовместимым с жизнью. Люди полностью потеряли образ Божий и образ человеческий. Как говорится в Священном Писании, зло буквально вопияло к Небу, и не было ни одного праведного на земле (Быт. 6, 5; Пс. 13, 1-3).

Действительно, сложно даже это представить своим разумом – такой мрак грехопадения. Это значит, было полное отсутствие любви между людьми; полное отсутствие милосердия; полное отсутствие сострадания – страшное состояние. И среди этого страшного состояния один Ной сумел сохранить верность Богу. И Бог спасает Ноя от греха. Бог повелевает Ною соорудить ковчег, в который Ной должен войти сам и все семейство его, потому что мир постигнет страшное бедствие – на него обрушится вода, и в течение сорока дней и ночей она будет литься с неба так, что покроется вся земля водой.

Образ всемирного потопа и образ праведного Ноя, который спасается в ковчеге, – один из самых древнейших образов, известных нам среди изображений христианских храмов. В катакомбах уже, где собирались первые христиане, мы находим это изображение, потому что это – образ Церкви Христовой.

Воистину, как некогда Ной, по повелению Божию, спасся в ковчеге от смерти; воистину, как некогда потоп смел грех с лица земли, так и ныне в Церкви Христовой, как в спасительном ковчеге, мы спасаемся от греха. Воистину, в Святом Крещении, как водами потопа, с нас смыт первородный грех.

Первые праотцы – предки Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа по плоти – верою своею получили спасение и вечную жизнь, ибо, когда Господь умер на Кресте, Он сошел в ад и извел души праведных к вечной жизни.

Дорогие братья и сестры! Прославляя ныне святых праотцев и обращаясь к ним с молитвой, обратим внимание на состояние наших душ, рассмотрим – не теряем ли мы образ и подобие Божие? Не разрешаем ли мы греху в своем сердце завоевать все важные жизненные позиции? И если это так, то есть у нас возможность спасения, есть она у нас, ибо Спасительный Ковчег – храм Божий, Церковь Христова ждет каждого из нас.

Здесь, в ограде церковной, мы с вами спасаемся. Здесь, в ограде церковной, мы с вами очищаемся от греха. Мы здесь в храме Божьем, в Церкви Христовой, омываемся от всякой скверны, души наши обновляются и возрождаются.

Испросим в наших молитвах у наших святых праотцев, чтобы нам не повторять тех ошибок, которые совершали они. Испросим в наших молитвах у святых праотцев, чтобы нам подражать их вере в Спасителя и Господа, чтобы нам быть верными Богу всегда во всей жизни нашей.

Аминь.

 

 

 

29.12.2001 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь Святая готовит нас к встрече праздника Рождества Христова рождественским постом. И когда же приближается этот светлый праздник, то есть несколько особых дней, которые, переходя из числа в число, каждый год, согласно уставу церковному, дают нам назидательное напоминание о том, что родившийся Христос подлинно воплотился и стал Истинным Человеком. А раз Христос был Истинным Богом и Истинным Человеком, то, как человек, Он имел Своих предков, от которых Он и произошел.

И вот, в воскресный день за два воскресенья до Рождества Христова Церковь воспоминает святых праотцев. Кто такие праотцы? – Это те люди, которые жили до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, то есть в то время, которое мы называем Ветхим Заветом. Но жили они еще даже до Авраама, с которым Господь и заключил первый союз, то есть завет.

И эти праотцы начинаются от Адама. И о них мы можем прочитать в Священном Писании в книге Бытия. Однако не всем и не всегда возможно сразу понять символы и образы Ветхого Завета. Поэтому Святая Церковь и святые отцы учат нас тому, что события Ветхого Завета, которые происходили до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, надо понимать как прообразы, предвозвестники самого пришествия Господа и нашего с вами спасения.

И вот, сегодня я хочу обратить ваше внимание на одного из праотцев, жизнь которого описана в Ветхом Завете. Это – праведный Ной.

Праведный Ной жил на земле в такое время, что люди настолько удалились от Бога и настолько погрузились в грех, что они затемнили полностью в себе образ и подобие Божие. Они стали не богоподобными, какими их Господь создал, но настолько укоренились в грехе, что стали бесоподобными. И не было на всей земле ни единого человека, хранящего в своем сердце хотя бы искру веру, хотя бы слабую надежду, хотя бы маленькое количество любви. Только один Ной сумел сохранить в сердце своем ту память, которая была передана ему еще от его предков о том рае, в котором некогда жил человек. И о Боге едином невидимом и непостижимо, с которым первый человек Адам общался в раю, и имел от этого великую радость и блаженство, и потерял рай, когда нарушил заповедь Божию. И вот, Ной был единственным праведником на все земле. А грех настолько заполонил землю, что земле, казалось, вопияла к небу и стонала от множества грехов.

И вот, Бог повелевает Ною построить большой корабль – ковчег. И он начинает это делать вместе со своим семейством.

Представьте себе: рядом нет каких-либо рек или больших водоемов, а Ной строит огромнейший корабль по повелению Божию. Когда, над ним все смеются и не понимают, зачем он это делает. И он, может быть, не до конца понимает, но он слушает повеление Божие и исполняет его несмотря ни на что.

Вот, дорогие братья и сестры, первый урок благочестия для нас с вами. Если бы мы были подобны праведному Ною, и также исполняли волю Божию, не взирая ни на что! Так же стремились жить по заповедям Божьим невзирая на греховные обычаи и грех вокруг нас, но следовали Божьим указаниям.

И вот, когда Ной завершил строительство этого великого корабля-ковчега, Господь повелевает войти в этот ковчег ему и его семейству, повелевает в этот же ковчег войти животным, которые живут в тот момент на земле, как сказано в Писании: «каждой твари по паре». И начинает великий дождь, и начинается великий потоп. Вода настолько поднимается над землей, что все живущее на ней умирает.

Святые отцы объясняют воды потопа, сравнивая их с водами Крещения. Как потопом на земле был смыт весь грех, так человек, погружаясь троекратно в воду, с призыванием имени Божьего – Отца и Сына и Святаго Духа, умирает для греха и рождается в жизнь вечную и новую. – Вот это и называется прообразом Ветхого Завета и исполнением его в Новом.

Мы с вами тоже рождаемся генетически зараженные от нашего праотца Адама грехом. Но этот наш первородный грех смывается водами Святого Крещения так же, как некогда водами потопа был смыт грех с лица земли…

Будем просить у Господа Бога, чтобы нам всегда находиться в ограде церковной, всегда следовать заветам Святой Церкви, всегда жить ее благими и святыми Таинствами и получить спасение от бурных волн греха и гибели. И это спасение дарует нам Господь наш Иисус Христос, родившийся во плоти.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

28.12.2002 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшняя служба в нашем церковном уставе называется службой Недели праотцев.

Такая служба совершается за два воскресных дня до праздника Рождества Христова. И вспоминаются в этом богослужении те предки Господа нашего Иисуса Христа по плоти, которые жили в доисторические даже времена, то есть до Авраама, до заключения первого завета, Ветхого, с Богом. О них мы можем читать в книге Бытия Святой Библии.

Среди тех праотцев, чьи имена – вы услышите – будет сегодня упоминаться при чтении канона, будет имя Авеля, сына Адама, первого человека, который пострадал от злобы человеческой, и был убит своим братом Каином. Духовно нам важно знать, из-за чего произошло это первое страшное преступление.

Дело в том, что два брата, Каин и Авель, приносили свою жертву Богу; принес ее Каин и принес ее Авель. Но как говорит Священное Писание, Бог призрел на жертву Авеля и принял ее, а жертву Каина не принял. Святые отцы объясняют почему. Авель принес жертву Богу с чистым сердцем, и с благодарностью, и с благоговением. А Каин приносил эту жертву по внутренней, или даже нет – по внешней обязанности и с жестоким сердцем.

Он знал от своего отца Адама, который непосредственно общался с Богом, о силе и величии Бога. Но любви к Богу в сердце Каина не было. И он принес свою жертву с гордым сердцем. И Бог не принял ее. А дальше происходит страшное дело. Увидев, что жертва брата Авеля принята, Каин начинает завидовать Авелю и ненавидеть его.

Дорогие братья и сестры! Это древнее повествование Священного Писания имеет для нас высокий духовный урок. – Как мы приносим свою жертву Богу? Как мы обращаемся к Богу? Что значит наша жертва? Что мы можем пожертвовать Богу?

Мы можем пожертвовать Богу свое свободное время, придя в храм Божий для молитвы. Как мы молимся в храме Божием? По обязанности ли, считая, что отдаем какой-то внешний долг, или с радостью и благодарностью?

Когда мы приходим в храм, как знак нашей жертвы из наших скудных средств мы жертвуем на храм Божий, и ставим в знак этой жертвы свечу, или получаем иконочку, или книгу какую-то. Как мы это делаем? – С любовью и радость, понимая, что это – наша жертва Богу, или ропщем и думаем: «Зачем мы тратим эти деньги? Лучше бы их на что-то другое истратить! И так у нас денег мало, еще здесь, в церкви, нужно деньги отдавать».

Как это похоже на то, что происходило в древние времена! Авель принес свою жертву с чистым сердцем. Каин – с сердцем злобным и завистливым. Но что дальше происходит? – Каин зовет своего брата Авеля в поле и там убивает его. Он совершает страшный грех – убийство.

Но смотрите, как милосерд Господь! Господь взывает к совести Каина, желая, чтобы Каин раскаялся в своем грехе, чтобы он исправился. Потому что нет такого греха, который бы не мог быть исправлен Богом. Нет такого греха, которого бы Бог не мог очистить. И вот напрямую Бог обращается к Каину и спрашивает: «Каин! Где брат твой Авель?» – Он взывает к совести человека, совершившего преступление.

Но что же Каин? Просит у Бога прощения? Рассказывает о том, что он сделал? – Он думает обмануть всеведущего Бога, Который не только дела, но и мысли человека знает. Он отвечает Богу: «Разве я – сторож брату своему?»

Так ожесточается сердце человека от греха. Даже не столь страшен грех, сколько страшна нераскаянность. Покаялся бы Каин, осознал бы свою вину перед Богом, Господь бы дал ему сил для исправления. Но он даже и не думает каяться. Он думает обмануть всеведущего Бога.

Дорогие братья и сестры! Это – тоже для нас духовный урок. Бывает так, что мы от своих грехов ожесточаемся. Ожесточаемся и виним в них кого угодно, только не самих себя. И не просим у Господа Бога прощения. И не просим у Господа Бога милости, чтобы размягчить свое сердце. Вспомним эту древнюю историю. Неужели мы так дерзко и безумно ответим Богу, как ответил Каин? Мы так отвечаем, когда не хотим каяться, когда говорим: «Разве я виноват, что у меня такие соседи, и они вынуждают меня ругаться на них?» «Разве я виноват, что вокруг никто не соблюдает пост, и я его не соблюдаю?» «Разве я виноват, что у меня мало денег, и поэтому мне приходится воровать на работе?» – Каких только оправданий не придумывает себе человек, чтобы не каяться в своих грехах!

Дорогие братья и сестры! Сейчас идет Рождественский пост – благодатное время, которое дано Богом для того, чтобы мы подготовились к радостному и великому событию. Задумаемся над этой древней историей двух братьев – Авеля и Каина – и попросим у Господа, чтобы нам приносить Ему жертву чистым сердцем. И чтобы, если уж придется нам когда-то согрешить, мы не уподоблялись бы нераскаянному Каину, но наоборот просили у Бога прощения грехов своих.

Аминь.

 

 

5.01.2002 года.

 

…в землю, куда призвал его Господь. Если бы мы имели в сердце такую веру и шли по жизни, соблюдая заповеди Божии также, как соблюдал их Авраам, храня верность единому Богу!

К сожалению, этой веры у нас недостаточно. И именно поэтому, готовясь к празднику Рождества Христова, с особым усердием Святая Церковь призывает нас молиться о даровании нам этой веры.

Сами мы плохо умеем молиться. Но умеют молиться люди праведные, святые. Такие, например, как тот же праотец Авраам. Мы в Священном писании видим. Как умолял он Господа о том, чтобы совершенно забывшие Бога города, которые жили в открытом грехе и не стыдились, но наоборот изощрялись, кто больше из них согрешит, – Содом и Гоморра не были уничтожены Господом. И он просил о том, что если хотя бы пятьдесят праведников найдется в нем, чтобы Господь не уничтожал этот город. И потом снова и снова обращался к Богу с просьбой. Но оказалось, что даже десяти праведников не нашлось в этом безбожном и грешном городе. И Авраам со своим семейством вышел из него, а этот город был погублен.

Праведники имеют силу молиться за нас. А мы, пребывая в Святой Церкви, не то, что десять праведников имеем, которые за нас молятся, мы имеем сонмы святых, которые молятся за нас, которые молятся за нас ежедневно, ежечасно и ежесекундно. Откроем православный церковный календарь. Посмотрим: каждый день так много святых прославленных, чья празднуется память, а особенно сейчас, когда прославлены святые новомученики и исповедники Российские.

Как счастливы мы, дорогие братья и сестры, что имеем тех, кто молится за нас. И вот, сегодня, готовясь к празднику Рождества Христова, почитая святых праотцев, обратимся к святым праотцам Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа по плоти и ко всем святым о том, чтобы по их молитве и нам стать детьми Авраамовыми, т. е. – детьми веры; чтобы вера в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа всегда горела в наших сердцах.

Аминь.

 

 

23.12.2006 года.

 

Наступила неделя святых праотцев. Наиболее известные из них: это сам Адам, который показал подвиг покаяния после своего грехопадения; это праведный Авель, который послужил прообразом жертвы Иисуса Христа; это праведный Ной, который послушал Господа и построил ковчег, тогда, когда весь род людской оказался развращенным, он единственный сохранил верность Богу; это Енох и Енос; это Мелхиседек – таинственный образ священника, который вынес Аврааму хлеб и вино, прообразуя будущее таинство Святой Евхаристии. Об этих праведниках повествуется в первых пяти книгах Ветхого завета. Но зачем же Святая Церковь в дни Рождественского поста, когда люди готовятся к празднику Рождества Христова, совершает молитвенное воспоминание этих людей?

В первую очередь, мы из тропаря праотцев узнаем, что они оправдались верою – верою в грядущего Иисуса Христа. И, прославляя праотцев, которые еще до Христа уже веровали в Него, мы тем самым просим у них, чтобы по их молитвам и нам Господь дал дар спасительной веры, чтобы в наших сердцах горела вера святая, укрепляя наши с вами жизни и тех людей, которые живут вместе с нами.

Но праотцы имели веру и ожидали рождения Спасителя. Вот это ожидание рождения Спасителя является важным духовным переживанием для дней Рождественского поста. Ведь и мы с вами ожидаем праздника Рождества Христова и себя приуготовляем к этому празднику, готовя в сердцах своих жилище для Богомладенца, пришедшего в мир для нашего спасения. Духовный смысл Рождественского поста заключается в подготовке человеческой души к встрече с родившимся Господом.

Вот как праотцы ожидали рождения в мир Спасителя, так и мы сейчас с вами ожидаем праздника Рождества Христова и духовно стремимся очистить себя, исправить свои недостатки, покаяться в своих грехах, сделать себя – если, нельзя, наверно, так сказать – «достойными» встречи с Господом, то можно сказать – постараться приуготовить свою душу для того, чтобы она радостно соединилась с Господом нашим Иисусом Христом. Вот такой духовный смысл сегодняшнего воспоминания, называемого в Церкви Неделей святых праотцев.

Обратимся же по благословению Церкви Христовой к этим великим праведным людям, испросим у них молитв о нас, грешных, дабы нам достойно провести оставшееся время Рождественского поста и с духовной радостью и пользой войти в это великое празднование Рождества Христова.

Аминь.

 

 

 

30.12.2001 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь готовит нас к встрече великого праздника Рождества Христова.

Ибо Господь родился в мир для того, чтобы всех нас с вами пригласить к вечной святой счастливой радостной жизни – к тому, что, как мы сейчас слышали с вами в Евангелии в притче, Господь называет брачным пиром.

Что в жизни мешает нам радостно жить? Почему как редкие проблески солнечных лучей бывают в нашей жизни радостные состояния наших душ? А чаще всего мы печалимся и скорбим, унываем, размышляем скорбно. И все это происходит из-за того, что мы на своей душе чувствуем грехи.

Грех – это то, что разделяет нас от Бога. Но Бог для того и пришел в мир, чтобы нас с вами – грешников спасти. А для того, чтобы мы, грешники, спаслись нам с вами нужно иметь веру. Вот, вера – это то, что может привести нас к Богу. Вера – это особое свойство человеческой души, когда то, что кажется невозможным, оказывается возможным. То, о чем мы думаем, что не хватить у нас сил сделать, при помощи Божией мы делаем. Вера – это особый огонь, который горит в сердце человека, согревая его жизнь и помогая ему в жизни преодолевать все трудности, хотя они иногда кажутся непреодолимыми. Вера – это то благодатное и святое чувство, которое дает возможность человеку пережить любое горе его жизни, когда кажется, что это пережить невозможно. Вера – это такое святое и благодатное состояние, когда даже человек, согрешивший с верой, приходит к покаянию, и Бог совершенно изглаживает из его души грехи, и грязную опороченную погибающую душу делает святой и светлой.

Дорогие братья и сестры! Без веры нам жить невозможно. Потеря веры или отсутствие веры равнозначно духовной смерти. И жизнь человеческая, когда нет веры, лишается всякого смысла.

Мы с вами приходим в храм Божий и молимся. И в своих молитвах мы верим, что будем услышаны Богом. Но наша вера, конечно, как мы сами ощущаем, слаба. Да и апостолы сами молились Богу и говорили Христу: «Господи! Умножь в наших сердцах веру» (Лк. 17, 5). Если бы мы с вами имели эту веру! – Как радостно и счастливо бы мы жили.

И вот, дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами слышали слово Божие, вдохновенное слово, переданное святым апостолом Павлом, когда он, обращаясь к Евреям, говорил им о вере. Говорил им о вере, которой жили даже те люди, не видевшие Христа и не знавшие Его, потому что Он только еще должен был прийти, – люди Ветхого Завета, которые жили задолго до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, до Рождества Его, но и они жили этой верой в грядущего Бога.

Как часто, к сожалению, бывает так, что для нас иногда непонятны бывают слова Священного Писания, которые мы слышим за богослужением. Иногда непонятны, потому что мы невнимательно слушаем и отвлекаемся своими мыслями. А иногда непонятны потому, что мы недостаточно желаем проникнуть в смысл церковно-славянского языка. В этом случае было бы полезно сознательному православному христианину, когда он идет на богослужение, посмотреть в календаре, какое будет читаться сегодня Святое Евангелие или апостольское чтение. А поскольку каждый православный христианин должен иметь у себя книги Нового Завета – Святое Евангелие и апостольские чтения, то внимательно для себя прочесть его на русском языке, чтобы, когда в Церкви услышит благовествование, оно было понятно.

В помощь для этого, у нас с вами, в приходе издается Приходской листок, где всегда напечатано в переводе на русский язык понятный для нас – и апостольское, и евангельское чтения.

Одно дело, когда священнослужитель говорит проповедь. Это он своими слабыми силами пытается раскрыть содержание слова Божия. И совсем другое дело, когда человек слышит и понимает подлинное слово Божие.

И вот, сегодня – в Неделю праотец, когда Святая Церковь вспоминает людей, живших до пришествия в мир Господа Иисуса Христа и живших верою в Него, послушаем еще раз слово Божие, говорящее нам о вере. Послушаем и вспомним, особенно те, кто читали Библию, читали Ветхий Завет, или читали хотя бы Закон Божий и пересказ о нем, вспомним тех святых людей, которые жили верою в Господа. Вспомним и попросим, чтобы мы, уже знающие Господа, уже соединившиеся с Господом, уже крестившиеся во имя Господне и идущие за Ним по пути своей жизни, имели такую же веру, которую имели эти люди, еще не ведающие Господа, пришедшего во плоти.

Внимательно услышим слова послания святого апостола Павла, говорящие о вере: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое.

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере.

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

Все сии умерли в вере, не получив обетований; а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование.

Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова, и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

Верою Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой; и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища. Ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского: ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

Верою перешли они Чермное море, как по суше; на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11, 1-40).

Дорогие братья и сестры! Эти слова святого апостола Павла, приводящего нам в пример святых праотцев, да будут нам указанием в нашей жизни – как ценна для нас должна быть вера, которой мы с вами получим спасение и жизнь вечную от Господа нашего Иисуса Христа.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

25.12.2004 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

За два воскресных дня до празднования Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святая Церковь Православная предлагает всем нам обратить свое внутреннее духовное внимание на святых праотцев.

Праотцами называются те праведные люди, которые жили верою в грядущего, то есть того, кто должен был прийти, Спасителя мира. И время жизни этих праотцев определяется от сотворения мира до Авраама. И о жизни этих святых праведных людей написано в боговдохновенных книгах Священного Писания – святой Библии – в разделе Ветхого завета.

Мы знаем из догматов нашей Церкви, что источником вероучения является Божественное откровение, которое в себя включает Священное Писание и Священное Предание. А Священное Писание разделяется на Ветхий завет и Новый завет. Слово «завет» означает союз – союз Бога и человека. И этот древний союз Бога и человека, а по-славянски он называется Ветхий завет, то есть древний, бывший до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, – он является фундаментом, на котором стоит здание нашей Святой Церкви, живущей в Новом завете – завете Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, то есть в союзе нашем с Господом Иисусом Христом.

Конечно, никакое здание не может быть без фундамента. Если здание будет поставлено просто на земле, оно рассыплется. Равно как никакой фундамент не имеет смысла, если на нем не будет построено здание. Так и книги, содержащиеся в Библии, боговдохновенные книги Ветхого завета, являются фундаментом того здания Церкви Нового завета, которую открыл нам наш Спаситель Господь Иисус Христос. И назидаясь чтением Святого Евангелия, назидаясь жизнью в Новом завете, мы можем также назидаться и вероучительными знаниями из Ветхого завета.

Надо сказать, что все богослужение нашей Святой Церкви Православной пронизано воспоминаниями Ветхого завета. Возьмите псалмы, на которых зиждется наше с вами богослужение. Псалмы написаны псалмопевцем пророком Давидом, в основном. Есть псалмы Моисеевы, есть псалмы Соломоновы. Но все сии псалмы – это книги Ветхого завета. Возьмите канон, который читается на утрене. Там есть девять песен, и каждая из песен посвящена событиям, происходящим в Ветхом завете, кроме девятой песни, которая посвящена Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице.

И вот, сегодня Святая Церковь, готовя нас духовно к празднику Рождества Христова, переносит наше духовное внимание на святых праотцев, живших задолго до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, задолго до Авраама. Среди этих праотцев сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на праведного Авеля – сына Адама и Евы. Вы услышите – его имя именуется сегодня в каноне, который будет сегодня читаться.

Из книги Бытия мы знаем, что сыновья Адама и Евы, Авель и Каин, принесли жертву Богу. Но один принес жертву Богу чистым сердцем, с любовью к Богу, с упованием на Бога, с надеждой на Бога. А другой принес жертву Богу из необходимости, потому что его родители, Адам и Ева, общавшиеся с Богом и согрешившие перед Богом, вероятно, рассказывали ему о Боге, и он не из-за веры, а из-за необходимости принес жертву Богу, потому что у него не было выбора. Он знал, что Бог есть, его родители знали об этом, его родители сделали неправильный выбор, они думали жить без Бога и потеряли Бога. И Каин принес жертву с нечистым сердцем, не с любовью, а с гордыней и раздражением.

И далее слово Божие повествует нам о том, что Бог призрел на жертву Авеля, и не принял жертву Каина. И что дальше происходит? – Каин, увидев, что Бог принял жертву брата его Авеля, не стал задумываться над тем, почему так произошло – почему его молитва не была услышана, а молитва его брата была услышана. Он не стал задумываться и смотреть в самого себя, не стал в себе искать ошибки, а наоборот – воззавидовал и взрастил в сердцем своем злобу на своего собственного брата.

Дорогие братья и сестры! Смотрите, как событие, которое произошло в незапамятнейшие времена, относится к нашим временам, как оно относится к каждому из нас, даже к нашим взаимоотношениям не только друг к другу, но и к нашим взаимоотношениям с Богом. Как легко мы, не получая того, что ищем в своих молитвах, не получая того результата в своей жизни, к которому стремимся, переносим свое негодование не на себя самих, не на то, что мы делаем неправильно, но начинаем завидовать, недовольствоваться, гневаться и злобиться. Хотя сами себе в этом, порой, и не признаемся.

И вот, Церковь Святая прославляет Авеля в числе праведников, прославляет Авеля в числе праотцев не только потому, что он воздал Богу жертву чистым сердцем, не только потому, что он надежду свою возложил на Бога, и Бог принял его жертву, но и потому, что он сам стал жертвой. И святые отцы учат нас, что Авель явился прообразом Спасителя мира Господа Иисуса Христа, Который из-за ненависти, зависти и злобы человеческой был возведен на Крест, чтобы стать Жертвою за грехи наши.

Далее мы в книги Бытия читаем о том, как Каин убивает своего брата Авеля.

Конечно, прославляя Авеля, как праведника, как великого праотца, мы должны себе извлечь урок из истории Каина, потому что не зря в Священном Писании такое внимание обращается на этого первого преступника и на этого первого братоубийцу, потому что дальше вот что происходит. Когда Каин убивает Авеля, к нему обращается Бог и спрашивает у Каина: «Каин! Где брат твой Авель?»

Как вы думает – неужели всеведущий Бог не знает, что сделал Каин? – Конечно же, знает. Тогда встает вопрос: зачем же Бог обращается к Каину, что хочет Бог от Каина? – Бог от Каина желает покаяния. Бог даже любого преступника, любого отступника, любого грешника желает привести к спасению и исправлению. Зачем вопрошает Бог Каина? – Чтобы тот покаялся перед Богом.

А что происходит с Каином? – Каин не отвечает на вопрос Богу. Он в своей гордыне и безумии думает, что Бог может чего-то не знать; его безумие такого же, как безумие сатаны, который вздумал противостоять Богу и противопоставить Ему свою гордыню. Он отвечает: «Разве я сторож брату моему?» – Нет никакого раскаяния.

Дорогие братья и сестры! Все премудро устроено в Святой Церкви Православной. Не зря в дни Рождественского поста, когда мы готовимся встретить праздник великий, нам Святая Церковь предлагает эти примеры. Она увещавает нас с вами к покаянию, нам предлагает услышать голос Божий, нам предлагает раскаяться в своих содеянных грехах. Да, каждый из нас скажет: «Мы не убивали никого!» – Но разве обращение Бога к нашей совести не должно вызвать в нашем сознании воспоминание слов Господа Иисуса Христа о том, что если кто гневается на брата своего напрасно, уже убивает его в сердце своем (Мф. 5, 21-22)? Кто из нас может сказать, что он свободен от гнева, свободен от неправедного суждения, свободен от осуждения, свободен от зложелательства или от несимпатии к людям? – Да, конечно же, мы все время делаем выбор между тем, кого мы любим, и кого мы не любим.

И вот, в эти благословенные минуты, когда Господь сподобил нас прийти в храм Божий, чтобы обратиться к Нему, чтобы душа наша открылась, помолимся о том, чтобы нам услышать голос Божий, взывающий к нашей совести; чтобы мы в душе своей вздохнули и дали Богу покаяние. Если бы Каин раскаялся, может быть, его судьба была бы совсем другой. Но в том и беда Каина, и вместе с ним людей, которые не желают каяться в своих грехах, – они сами себя отвергают от любви Божией. Не Бог ненавидит грешников, нет! Бог ищет спасения каждому грешнику. Но только мы с вами должны сделать должные шаги навстречу Господу.

Ныне Неделя святых праотцев. Ныне Святая Церковь предлагает нам достойные примеры покаяния. Ныне Святая Церковь дает нам достойных молитвенников – тех людей, которые не знали и не видели Господа Иисуса Христа, но верою своею предвосхищали Его. Мы же с вами знаем Господа Иисуса Христа. Мы крещены во имя Святой Троицы. Мы живем в Святой Церкви Православной. Мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых. То есть мы более счастливы, чем праотцы. Тем не менее, чтобы нам не стать более осужденным за свои грехи, обратимся к ним, к святым праотцам, чтобы они своею высочайшею верою, чистотою и праведностью укрепили нас к покаянию, к исправлению своей жизни и к вере в Господа нашего Иисуса Христа.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

(30.12.2007. Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых праотец. Божественная литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Мы сейчас слышали притчу, рассказанную Самим Господом Иисусом Христом. В этой притче Господь изображает наши с вами души, к которым Он обращается, желая нашего спасения. В этой притче Господь Иисус Христос Бога изображает в виде хозяина, который устраивает большой пир –  вечерю, куда особо почетные гости приглашаются. И они заранее знают об этом приглашении, но когда наступает время этой вечери. Время этого божественного пира, те, кто были призваны, приглашены, начинают отказываться и выставлять для этого различные причины. Как вы слышали в притче – одни говорят, что приобрели большой земельный участок, село и им некогда прийти на вечерю, потому что надо этим делом заняться. Другие рассказывают, что они приобрели животных – целое стадо, практически, пять пар волов, и тоже им некогда, потому что это – серьезное дело, им надо заняться. Третий говорит, что женился он, и у него нет сейчас возможности прийти на этот пир. Таким образом оказывается, что те, которые по своему происхождению были достойны и были призваны на этот пир, на эту вечерю, не находят в себе сил и желания, даже не то, чтобы сил, – желания не находят, у них другие интересы.

Дорогие братья и сестры! В этой притче говорится о нашей с вами духовной жизни. Наши души призваны к жизни с Богом. Мы с вами крещены Святым Крещением во имя Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа. Мы с вами помазаны печатью дара Духа Святаго. Мы освящены. За нас наш Спаситель Господь Иисус Христос умер на кресте, чтобы наши грехи были прощены. Чтобы нам не нести ответственности за наши грехи, Господь омыл честною Своею Кровию наши с вами грешные души. Господь открыл перед нами двери рая. Фактически, мы с вами получили возможность вечной жизни. Мы с вами получили возможность иметь такое счастье, такое блаженство, которое нам сейчас, во время земной жизни, ни во время любого праздника, ни во время любого счастливого момента нашей жизни, даже близко не может представиться то, что ожидает человека, который будет с Богом в вечной жизни пребывать. Потому что все, что есть еще сейчас на земле, подернуто признаками греха и тления, ничего нет вечного и ничего нет совершенного. Нет совершенной радости, нет совершенного счастья, нет совершенного здоровья, нет совершенного спокойствия – все на земле несовершенно. Господь же в вечном Царстве все совершенное приготовил нам – радость совершенную, счастье совершенное, любовь совершенную, мир совершенный. Так что даже действительно нам представить это невозможно. Но что происходит с нами? Эту притчу Господь нам рассказал для того, чтобы мы призадумались – не так же ли мы поступаем, как поступили те, что были призваны на эту вечерю, не считаем ли мы какие-то другие дела важнее, чем общение с Богом? И если мы подумаем и посмотрим на свою жизнь, то конечно увидим, что именно про нас эта притча.

Святая Церковь предлагает нам уже здесь, сейчас, на земле великую радость, великий духовный пир, великую вечерю. Сам Господь Иисус Христос в Таинстве Пречистого Своего Тела и Животворящей Крови предлагает нам с вами насладиться этой Тайной Вечерею, предлагает нам с Ним уже сейчас соединиться, уже сейчас освятиться. Но даже по тому, как мы готовимся и приступаем к Святым Тайнам, мы можем в себе узнать тех самых людей, которые отказывались от пира хозяина своего. У нас всегда находятся дела и оправдания, по которым мы не можем подготовиться хорошо к Причастию, не можем на службу собраться и прийти в храм Божий, не можем поститься, не можем утром молиться, не можем вечером молиться – все время у нас какое-то оправдание, всегда у нас есть какие-то дела, которые на этот момент нам кажутся важными.

Получается так: Господь все для нас с вами приготовил – для нашей вечной жизни – и предлагает нам, и призывает нас к Себе, а мы все время говорим Ему: Потом! Нам сейчас некогда. То мы молодые и нам надо заняться важными делами: учебой, работой, устройством семейной жизни, устройством дома – все нам некогда – потом, потом, когда на пенсию выйдем. То пенсия наступает и оказывается, что пенсия очень маленькая, на нее не проживешь, денег на лекарство не хватает – ну когда тут молиться, когда тут поститься – надо эти проблемы порешать. А потом уже время наступает, и жизнь человеческая кончается. И что будет, когда жизнь-то окончиться? Что будет, когда мы придем к Тому, кто всю жизнь нашу звал нас к Себе? А вот здесь в притче есть предупреждение – а будет то, что нам не окажется места на этой вечери. Вот это уже страшно. Об этом предупреждает притча, чтобы мы не оказались отверженными. «Много званных, но мало избранных» – этими словами завершается притча. Как бы не получилось так, что, гоняясь за временным, которое сегодня есть, а завтра этого нет, мы с вами не потеряли вечность.

В этой притче еще говориться и о других людях, которые изначально не были призваны на этот пир, но которых слуги хозяина пошли и призвали. И перечисляются – хромые, слепые, увечные – вот этих всех, которые изначально не были призваны на вечерю, слуги привели, и наполнилась вечеря. О чем здесь говорит Господь? Конечно, исторически эта притча не только о наших с вами душах рассказывает. Она рассказывает об истории избранного израильского народа, который отверг Христа и не признал Его. А язычники, которые не знали истинного Бога, они в конечном итоге узнали Христа и стали входить в Царство Божие. Но эти же слова опять можно отнести к нашей души, только уже с другой стороны.

Что значит: «слепые, и хромые, и увечные»? Конечно же, это изображение нашей с вами духовной жизни. Послушав первую часть притчи, можно впасть в уныние. Ведь действительно, все, что сказано там, к нам относится. Ведь действительно мы постоянно меняем на наши дела домашние, семенные, общественные, еще какие-то… дела Божии и отставляем дела Божии. И тогда можно так заунывать и сказать: Что же, неужели на самом деле перед нами закроются врата вечности?! – Вторая часть притчи нас утешает, потому что и хромые, и слепые, и увечные – это опять мы с вами. Мы духовно хромаем на оба колена, не исполняя заповеди Божии и не идя за Христом. Мы духовно слепы, потому что часто прямо перед собой не видим правды Божией и не исполняем ее. Мы духовно увечные, потому что не делаем добрых дел и вот, как неполноценные все равно что, не совершаем этих благих дел, ведущих нас ко спасению. Но смотрите, и их Господь призывает, и они наполняют вечерю господина своего.

В чем здесь дело? – Дело в том, что, конечно, своими собственными заслугами мы с вами не сможем наследовать Царство Божие. Но милостию Божию и любовию Божиею мы можем получить его. В этом и смысл пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Ради любви Своей, ради Божественной любви к нам – недостойным, грешным, духовно хромым, духовно слепым, духовно увечным – Он нас с вами берет на Свои плечи и буквально несет в Царствие Божие, спасая нас, как овец погибших. Нам только, дорогие братья и сестры, надо пребывать в спасительной ограде церковной. Нам нужно прибегать к Таинствам церковным, нам нужно стремиться к молитве, к благодати Божией, которую мы особенно получаем в храме Божием. И тогда все наше недостоинство, и все наши недостатки, и все наши грехи исчезнут в сиянии любви Божией к нам, только нам надо проявить хотя бы какое-то стремление к тому, чтобы следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

Сегодня мы услышали богатую духовно содержательную притчу о званных на вечерю Господню. Помолимся в своих сердцах и попросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам слышать Его призывающий голос и не отнекиваться от этого призвания, чтобы нам, услышав Его голос, стремиться идти по Его благим заповедям в этой жизни. Обратимся к милосердию Божию, осознаем свои недостатки и грехи и попросим милости Божественной, чтобы Он и нас с вами не отринул от Своей Вечной и Тайной Вечери. Аминь.

 

 

(27.12.2008 Неделя 28-я по Пятидесятнице, святых праотец. Всенощное бдение.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

До праздника Рождества Христова осталось два воскресных дня. И по церковному уставу во второй воскресный день, предшествующий празднику Рождества Христова, совершается память святых праотец. Сегодня мы с вами эту память молитвенно совершаем.

Кто такие праотцы? Праотцы – это праведные люди, жившие до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Об этих праведниках повествуется в Священном Писании, в Библии. Праотцами называют тех праведных людей, которые жили от Адама и до Авраама.

В чем духовный смысл воспоминания этих древних праведников? Духовный смысл заключается в том, что Господь Иисус Христос пришел в мир – спасти все человечество – и праведных, и грешных. Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы никто из тех, кто уверует в Него, не погибли (см. Ин. 3, 16). И Его рождение в мир, которое мы сейчас с вами ожидаем духовно и к которому готовимся рождественским постом, было предсказано многими праведными людьми, потому что они ожидали этого рождения, потому что они уже тогда – задолго до рождения Иисуса Христа понимали, что силы личной праведности, то есть своей собственной силы, не может хватить человеку, чтобы спастись от греха.

Если мы внимательно будем читать Библию, и почитаем о жизни этих праведных людей, мы увидим, что устоять перед искушениями им было невозможно. Адам, первый человек, не смог устоять перед искушением диавола, и нарушил заповедь Божию, и потерял райское общение. И уже тогда, когда он потерял рай и богообщение, ему было обещано, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15). Это – пророчество о Богородице, Которая родит в мир Спасителя, Который победит змия, желающего поглотить души человеческие, то есть врага рода человеческого. И ожидая этого события, духовно встречая праздник Рождества Христова, Святая Церковь предлагает нам вспомнить и праведного Адама и Еву, которые, хотя потеряли рай, но потом раскаялись и в покаянии взывали к Богу. И праведного Авеля, который претерпел от руки брата своего Каина смерть, духовно преобразуя будущую смерть Спасителя Господа Иисуса Христа за весь мир; и праведного Ноя, который построил ковчег, когда наступал всемирный потоп, и на этом ковчеге спасся сам и спасся потому, что послушал слово Божие. А ковчег, на котором спасаются от гибельного потопа, это – прообраз Церкви Христовой, которая как ковчег спасает всех нас от потопа греховного. И также как Ной спасся в ковчеге от гибели, так люди, пребывающие в спасительном корабле, в ковчеге Церкви Святой Православной, спасаются от греховной бездны.

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам вспоминать праотцев и их веру в грядущего Христа Спасителя. Потому что верою праотцы были спасены, и верую спасемся мы с вами. Для Бога нет времени – ни прошедшего, ни будущего, ибо Бог вечен. А это значит, что наш Спаситель вне зависимости от того, в какое бы время ни жил каждый из нас, по вере нашей спасает нас. Это мы вот иногда оправдываем себя в том, почему мы плохо веруем, плохо заповеди исполняем, и говорим – время такое, время тяжелое – да нет, время всегда одинаковое, это мы с вами такие, и вот празднование памяти святых праотец напоминает нам о том, что какое бы ни было время, верою человек спасается. И Святая Церковь призывает всех нас стяжать, приобретать эту самую спасительную веру.

Праведный Авраам поверил Богу в невозможно ситуации. У него не было совсем детей, и он дожил до глубокой старости, так что ему уже девяносто было. А Бог говорит ему, что от него произойдет великий народ. И Авраам верит Богу и исходит из того места, в котором он жил, в то место, которое ему Бог указывает. И когда Бог дарует ему сына, и Авраам рождает вместе с женой своей Сарой сына Исаака, наступает время и Авраам, не раздумывая, готов принести в жертву сына своего, хотя не понятно, как тогда исполнится пророчество, что от него произойдет великий народ. Но по вере Авраама воистину великий народ происходит от него – мы все, верующие люди, можем называть себя сыновьями Авраама, так и Господь называет нас, потому что по вере своей Авраам получает спасение.

Невозможно перечислить все примеры из Ветхого завета о святых праотцах, которые предшествовали явлению в мир Господа Иисуса Христа. Чтобы читать Святую Библию – Ветхий завет – и понимать ее, конечно же, вначале надо многократно прочесть Новый завет – Святое Евангелие, Деяния святых апостолов, послания апостольские, и после этого с молитвой приступать к чтению Ветхого завета, тогда многое станет ясно и понятно. Но в Церкви Христовой даже тот человек, который в повседневной суете своей жизни, может быть, не успевает внимательно читать Священное Писание – Библию, все равно получает духовную пищу – через церковные богослужения, через праздники, через установления святые церковные. И вот сегодня мы с вами такую духовную пищу получаем. Сейчас будет читаться канон, в котором будут прославляться праотцы – праведники, жившие до Иисуса Христа. Внимательно слушая его, будем молиться Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, чтобы и нам уподобиться в вере им. Они ведь еще не знали Иисуса Христа, а только ждали, когда Христос придет, когда Христос родится, но уже стремились жить праведно. А мы живем в пришествие Иисуса Христа и Христос с нами, и Господь благословляет нас и укрепляет. Конечно, о себе можно только сказать, что, увы, вероятно, мы слабее в вере, чем святые праотцы, но именно поэтому нам надо молиться и просить у них – у праотцев, у праведников, чтобы по их молитвам и нам с вами быть праведными, и нам с вами жить и спасаться верою в Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

(27.12.2009 Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господь Иисус Христос открывает нам пути ко спасению через притчи, которые Он рассказывает Своим ученикам. И мы сейчас с вами услышали одну из таких притч, которая поможет нам с вами понять наше собственное внутреннее состояние. Эта притча, рассказанная Господом, конечно, в первую очередь имела отношение к истории богоизбранного народа, который Господь избрал, для того чтобы этот народ хранил веру в Единого истинного Бога. Но, к сожалению, они не сумели этого сделать и эту веру не сохранили. И тогда пришедший в мир Иисус Христос обращается уже ко всем людям, ко всем народам без исключения. Вне зависимости от национальности, вне зависимости от возраста, вне зависимости от образования, вне зависимости от пола – Господь обращается ко всем людям, чтобы их призвать ко спасению и к вечной жизни. То есть к каждому из нас Иисус Христос обращается лично, для каждого из нас Иисус Христос приготовил спасение. И это наше спасение в притче, которую мы только что слышали, изображено в виде вечери – торжественного пира, который приготовил господин для тех, кого он любит.

Но как отзываются те, которых позвали на этот пир? В притче очень по-странному: каждый из приглашенных нашел какую-то причину и оправдание для того, чтобы не принять этого приглашения. Один говорит: «Я купил село, и мне надо его оборудовать, узнать»,– иными словами, он говорит: «Я хочу заняться сельским хозяйством, земледелием, и мне пока некогда пировать, некогда идти к тебе». Другой в притче отвечает, что он приобрел большое количество волов, животных, нужно ими заняться, тоже хочет заняться животноводством, некогда ему принимать приглашение на пир. Третий объявляет, что он женился, и не ко времени ему это приглашение, и тоже отклоняет его. О чем говорит эта притча? Кроме того, что, в первом смысле, это объясняется история народа Израилева, который не захотел пойти за своим Богом, какое к нам имеет отношение эта притча? Для чего она в храме Божием читается, какое для нас в ней назидание?

Да очень простое. Потому что ведь каждого из нас Господь зовет к Себе. Зовет, чтобы мы жили с Ним, чтобы смысл нашей жизни и опора нашей жизни были в Нем. Он предлагает нам пойти по Его пути и говорит о том, что этот путь доставит нам неизъяснимую радость в нашей жизни. Он сравнивает эту радость с вечерей торжественной, с торжественным пиром, со святой трапезой. Мы приглашены Господом нашим к Нему, с тем чтобы быть с Ним. А вот как мы реагируем на это приглашение, теперь каждый в своей совести, в своем сердце может увидеть.

Действительно, это нам так свойственно, – мы находим оправдания для себя, чтобы нам не молиться, всегда найдем, чем себя оправдать: то ли мы устали, то ли мы больны, то ли у нас нет времени, то ли нам надо куда-то торопиться. Каждый человек, который пробовал установить для себя молитвенное правило, и каждый христианин, который старался следовать этому правилу, знает, как трудно его соблюдать, как постоянно возникают какие-то искушения, с тем чтобы нам только не молиться. А если в конце концов и встанем на молитву, все равно разум куда-то постоянно уходит, и мысли постоянно уходят. Не напоминает ли нам это притчу, которую мы только что слышали? Нас Господь зовет к Себе, мы пытаемся ответить на Его призыв, но не отвечаем, – вместо этого оправдываем себя, говоря: нам некогда.

Точно так же к любому другому благому делу можно приложить смысл этой притчи. Захочет ли человек поститься – обязательно у него найдется тысяча причин, чтобы этот пост нарушить. Захочет ли человек жить по слову Божию, ну, например, хотя бы не осуждать кого-то, уклоняться от сплетен и пересудов, решит человек, – и вот если он будет следить за собой, то он увидит, как моментально он находит для себя какие-то оправдания, чтобы отступить от этого решения. «Ну как же, тут подруги беседуют, если я не поддержу с ними разговор, так неудобно, сочтут, что я их обидела!» И вступает человек в дальнейшее осуждение, как и раньше, находя для себя в этом оправдание. Совершил человек нехорошее дело, и покрывает его ложью, – и тут же сам себя оправдывает: ну как иначе, надо как-то вывернуться из этой жизненной ситуации, вот и приходится врать. Нарушает человек заповеди – и тут же сам себя оправдывает, находит себе оправдания, чтобы не жить с Богом. Потому что мы тогда с Богом живем, когда по Его заповедям поступаем; а когда мы заповеди Божии нарушаем, то мы от Бога отходим.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшняя притча учит нас не искать себе оправданий в наших собственных грехах, не искать для себя каких-то благих причин тому, чтобы не жить с Богом. Потому что жизнь без Бога ни к чему хорошему не приведет.

Дальше в притче этой рассказывается о том, что господин лишает своей вечери вот этих званных, которых он звал сначала, и призывает других людей, которых раньше и не думал приглашать на свой пир. – Да не будет с нами этого! Да не будем мы отринуты от лица Господня. Господь открывает нам Себя Самого, простирает к нам Свои руки. Вот мы сейчас с вами на службе, которая называется Божественная литургия. А в центре ее – в центре этой службы, самый главный смысл этой службы, на которой мы сейчас с вами стоим, – это Тайная вечеря Господня, это Сам Господь, Который приходит к нам, предлагая Себя в Таинстве Тела и Крови Своея для нашего спасения. Нас Господь приглашает соединиться с Ним, да так тесно, чтобы Он пребывал в нас, а мы пребывали в Нем.

Не будем придумывать себе пустых оправданий собственной духовной лености и собственной духовной пустоте. Наоборот, попросим у Господа сил на то, чтобы услышать этот призыв и быть в числе не только званных, но и избранных, чтобы пойти навстречу Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который зовет нас в жизни своей следовать Его благим заповедям. Как мы ответим на призыв Господень? Есть один только путь – в своей жизни будем следовать за Христом, и тем самым ответим на призыв Господень. А Церковь Святая дает нам возможность: если мы где-то согрешили, споткнулись, упали, она дает нам возможность покаяться и исправиться. Церковь Христова дает нам силы следовать за Господом, преодолевать собственную духовную немощь. Об этом сегодня и помолимся, об этом и попросим у Господа ныне – чтобы Он дал нам сил преодолевать свои духовные недостатки и немощи и не оправдывать себя, но стремиться к исправлению и жизни по благим заповедям Христовым, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

(24.12.2011 Неделя святых праотец. Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день за две недели до Рождества Христова Святая Православная Церковь вспоминает святых праотцев. Кто такие праотцы и почему наше духовное внимание сейчас Церковь привлекает к этим людям?

Праотцы святые – это те люди, которые жили до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, но жили уже тогда верою в грядущего Искупителя. О них, об этих праведных людях, повествует нам Священное Писание Ветхого завета. Традиционно праотцами называются те праведные люди, которые жили от праотца всех людей Адама до Авраама – праотца всех верующих людей.

Какой в этом смысл, почему именно за две недели до Рождества Христова нам Церковь предлагает обратить на них духовное внимание? Во-первых, потому, что они являются предками по плоти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Тем самым мы в преддверии Рождества Христова утверждаемся, что пришедший в мир Сын Божий был истинный Бог и одновременно истинный Человек, Который имеет Свою человеческую историю, и Свои человеческие корни, и Своих человеческих предков. Но этого мало. Наиболее важным в праздновании святых праотцев является то удивительное явление, что они воссияли во святых, благодаря вере в Того, Кто в их время еще не пришел, – то есть во Иисуса Христа. Как такое может быть?

Дорогие братья и сестры! Мы знаем с вами, что одним из свойств Божиих является вечность Божества. Мы с вами живем во времени. Для Бога времени нет. Вера – это состояние духовное, оно тоже не подлежит временным изменениям. То есть Бог ведь всегда есть. Не существовало времени, когда бы не было Бога. Потому что и время-то само – вот то время, которое течет, – это творение Божие. Оно могло быть, но его могло бы и не быть – его Бог сотворил. И доказательством вневременности бытия Божия как раз и является вера святых праотцев, которые этой верой своей оправдались, как поется в тропаре сегодняшнего дня: «Верою праотцы оправдишися». Они веровали в то, что придет Спаситель.

Кто же такие эти праотцы? Я упомяну несколько только их имен, и мы с вами поймем, как человеческая история изначально уже была нацелена на соединение с Господом нашим.

Первый праотец всех нас с вами – это Адам. Вы можете сказать: «Но почему мы почитаем его святым? Он ведь согрешил. Он не послушал Бога. Он отступил от Божьей заповеди. Какой в этом нам пример?» Есть большой пример. Если мы вспомним богослужение, которое бывает перед началом Святаго и Великого поста, то там есть такие проникновенные слова: «Седе Адам прямо рая и плакахуся». Адам явил всем пример покаяния. Человеческая история начинается с подлинного покаяния. Адам, потерявший рай, осознал, что он потерял и искренно раскаялся. И его плач был тот самый плач, о котором Господь Иисус Христос потом скажет: «Блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф. 5, 4). Это был плач покаяния. У нашего прародителя и праотца Адама мы можем научиться покаянию.

Другой известный праотец – это праведный Авель, сын Адама. Он был убит братом своим Каином. В чем праведность Авеля? Священное Писание нам повествует, что оба брата – и Каин и Авель – принесли жертву Богу. Но Каин принес эту жертву с сердцем нечистым, а Авель принес эту жертву с чистым сердцем и с любовью к Богу. Вот чему мы учимся у праотца Авеля – чистоте сердца. Это о таковых потом Господь Иисус Христос скажет: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Еще святые отцы видят в Авеле прообраз Самого Спасителя Господа Иисуса Христа, ибо как Христос принес Себя в чистую жертву за грехи всех людей, так и Авель пострадал от руки брата своего только лишь за то, что он с чистым сердцем принес жертву Богу.

Еще из известных людей-праотцев нам всем известно имя праведного Ноя. О нем Библия говорит, что, когда наступила мерзость развращения и величайшее отступление от Господа, и когда люди грешили и не стыдились, а, наоборот, хвалились своими грехами, тогда только один Ной сохранил верность Богу. Среди разврата и отступления, среди мерзости греха и богохульства он остался верен Богу, несмотря ни на что. Это потом о таковых Господь Иисус Христос скажет: «Блажени есте, егда поносят вам и изженут, и пронесут имя ваше яко зло Сына Человеческого ради» (см. Мф. 5, 11; Лк. 6, 22). Праведный Ной вынес все поношения. И Бог повелел сотворить ему ковчег, в котором он спасся во время потопа. И этот ковчег, который сотворил Ной по повелению Божию, есть образ Церкви Христовой. Ибо, как Ной среди волн потопа спасся, потому что он был верен Единому Богу, так и мы спасаемся в ограде Церкви Христовой, которая есть спасительный наш ковчег среди греха, и разврата, и отступления. Тот, кто находится в спасительном ковчеге Церкви Христовой, не погибнет в волнах греховного житейского моря.

Много в Святой Библии есть имен святых праотцев. Среди них есть и имя праведного Мелхиседека, который является таинственной, вернее, надо сказать – тáинственной личностью. Он встретил праотца Авраама и принес ему хлеб и вино. Сказано о нем, что он был священник Бога Вышнего. Как это могло быть? Когда не было еще ни Моисея, ни закона о священстве, когда не дал еще Господь правила и установления о принесении Ему жертв? Какой это священник Бога Вышнего? Святой апостол Павел говорит о том, что праотец Мелхиседек есть прообраз Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, а хлеб и вино, которые он преподал праотцу Аврааму, есть прообраз Божественной Евхаристии – Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа. Этот священник Бога Истинного жил по правде Божией. Это о таковых потом Господь Иисус Христос скажет: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» (Мф. 5, 6).

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь обращает наше духовное внимание на священную историю человечества, на тех святых праотцев, которые жили еще в далечайшем прошлом. Но она уверяет нас с вами, что для Бога нет времени, что мы всегда можем обратиться к Нему, что Спаситель мира простирает Свою благодать ко всем, что родившийся для спасения всех людей Богочеловек Господь Иисус Христос приводит ко спасению тех людей, кто верует в Него.

Назидаясь святым примером святых праотцев, попросим у Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, да дарует Он и нам, знающим Его, поучаться христианским добродетелям, поучаться в заповедях Христовых, поучаться в любви, вере и надежде. Чтобы к нам был обращен возглас Иисуса Христа: «Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 12). Аминь.

(30.12.2012. Неделя 30-я по Пятидесятнице, святых праотец. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый человек должен знать, что в его жизни самое главное. Чтобы правильно нам с вами совершать поступки и правильно строить саму нашу жизнь, нам очень важно отличать второстепенное от насущно необходимого. Увы, очень часто мы такой разборчивостью не отличаемся, и много сил и внимания уделяем разным несущественным мелочам нашей жизни, а то, что важно, просто-напросто упускаем. Можно приводить примеры, причем они могут быть просто придуманы. Ну, например, если в доме пожар и надо спасаться самому и своим близким, ну представьте себе – пожар в доме! А человек уселся и смотрит футбол – там, может, ему интересно, чем же матч закончится. Реальна такая ситуация или нет? Можно это представить себе? Но в жизни-то мы поступаем так. Мы часто откладываем очень важное ради совершенно бессмысленного. Или человек тяжело болен, ему говорят – вот лекарство продается, совсем рядом, и, если ты пойдешь, это лекарство купишь, ты точно выздоровеешь! А человек скажет: нет, мне надо лучше пойти в парикмахерскую и волосы покрасить. Реальная ситуация или нет? Нет, она кажется безумной. Но в жизни мы очень часто именно так поступаем.

У нас духовная слепота какая-то. Мы не видим того, что нам нужно, а зато обращаем внимание на то, что не имеет, по большому счету, никакого значения. Да нет, иногда и имеет значение, но не настолько высокое. Есть вещи повседневные, необходимые, которыми надо заниматься: и пищу надо приготавливать, и одежда должна быть достойная, и жилище должно быть в должном порядке, – но и дети должны быть воспитаны, и они должны знать, чем отличается добро от зла, и мы сами должны находить время для того, чтобы к Богу обратиться и душу свою насытить.

Можно сказать, существует некая лесенка – иерархия ценностей, начиная от самого неважного, что легко упустить и ничего плохого не произойдет, и завершая очень важным, которое, если мы упустим, то тогда произойдет трагедия нашей жизни.

Вот только что мы с вами и услышали в Святом Евангелии притчу, которую рассказал Сам Иисус Христос (Лк. 14, 16–24) и в которой именно об этом и говорится – о том, как важно услышать, что необходимо нам в нашей жизни. В этой притче Иисус Христос изобразил Себя как радушного хозяина, который позвал своих друзей на вечерю – на торжественный пир. И что происходит? Эти друзья отказываются приходить к нему на эту вечерю. И, более того, находят причины, и оправдываются. Один говорит: «Я не могу прийти – земельный участок получил, надо его обмерить». Другой говорит, что он купил пять пар волов, и ему надо о них позаботиться, на них посмотреть, как они будут у него на поле работать. Третий говорит, что он женился, и сейчас ему не до того, чтобы прийти к зовущему его хозяину.

Такая простая притча. О чем она говорит? О том, как нас с вами Господь позвал в Свое вечное Царство, для нас приготовил такую радость, которой мы на земле и представить себе не можем: дает нам вечную жизнь, открывает нам Царство Любви, дает нам силы необыкновенные – все дает нам, открыты двери, зовет: «Придите! Придите на Мою вечерю!» Но, оказывается, у нас более важные дела, у каждого свое.

Вот, дорогие братья и сестры, услышав сегодня эту притчу, рассмотрим свою жизнь. Рассмотрим, какими порой пустяками мы занимаемся, и постараемся найти в своей жизни больше времени для важного и необходимого. И освободимся от ненужной суеты и ненужного мусора, на которые мы тратим драгоценное время нашей жизни, которая настолько скоротечна и так быстро пролетает. А самое главное – помолимся и попросим у Господа, чтобы нам услышать этот призыв, которым зовет нас с вами Господь на Свою вечерю. Услышать – и ни на что не отвлекаться, но прийти к Нему, Который дает нам спасение и вечную жизнь, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

(27.12.2014 Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

За две недели до Рождества Христова Святая Церковь Православная предлагает нам вспомнить священную историю, изложенную в святой книге Библии, в которой повествуется о праотцех по плоти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Сия история является прообразовательной, потому что она говорит о том, как человечество подготавливалось к пришествию в мир Спасителя. Зачем Спасителю надо было приходить в мир? Зачем надо было Ему рождаться в этом мире? Разве недостаточно было того, что Бог открывал через Своих пророков те духовные законы, по которым следовало бы жить человеку? Беда наша, дорогие братья и сестры, что этого недостаточно. Мы слышим – и не исполняем, знаем – и делаем все наоборот. Даже понимаем, что такое хорошие поступки, какие такие плохие поступки, и, увы, находим себе оправдание в том, что мы делаем зло, сами себя оправдываем.

Спаситель мира для того воплотился и стал Человеком, чтобы, несмотря на эту нашу поврежденность, которую мы усвоили себе еще от праотца нашего Адама, который свою волю человеческую противопоставил воле Божией, эту нашу поврежденность изменить, исцелить и нас с вами искупить и спасти.

И вот сегодня Святая Церковь предлагает нам вспомнить тех праведников, о которых говорится в книгах Ветхого Завета, начиная от Адама, который, хотя сначала и согрешил, но потом очень сильно раскаялся и исправился, и завершая Авраамом, который принял завет с Богом. От Адама до Авраама были святые люди, и они известны из Священного Писания. Сегодня, если вы будете внимательно слушать чтение канона, вы услышите их имена. Это и Авель, сын Адама, это Енос, Енох, Ной, это Мелхиседек – это те праведники, которые шли за Богом, хотя жили в безбожном окружении.

Я хотел бы сейчас обратить ваше внимание на одно имя – Енох. О нем практически ничего не известно для нас, нет подробностей его жития в Священном Писании. Но есть одна уникальная фраза, которая важна и для нас сегодня. Потому что в первую очередь для человека, когда он уверует, важно знать, как надо жить. Как надо жить? И об Енохе сказано следующее: «Он ходил пред Богом» (см. Быт. 5, 24). Все, больше ничего нет. «Он ходил пред Богом». Что значит это – ходить пред Богом? Вдумаемся.

Это значит постоянно помнить о том, что Бог видит тебя, что Бог видит не только твои поступки, не только твои слова, но твои мысли, твои чувства, твои стремления. Енох ходил пред Богом – значит, он соотносил и свои мысли, и свои слова, и свои чувства, и свои поступки с волей Божией.

Вот если бы нам так ходить пред Богом! Наверно бы, никто из нас вообще никогда бы не согрешил. И в том-то наша беда, что мы не умеем ходить пред Богом. Действительно, греховный разум человеческий всегда найдет любые оправдания для своих недостойных поступков.

Но ведь на самом деле все удивительно просто! Когда наши святители проповедовали северным народам, живущим в Арктике, и когда они у них спрашивали, как надо жить, святитель Иннокентий, в частности, говорил так: «Поступай так, чтобы ты мог сказать: Христос вместе со мной делает это дело». Можно вместе с Христом вдвоем пойти воровать? Можно вместе с Христом пойти вдвоем кого-то обманывать? Вот сами себе зададим этот вопрос, и нам сразу станет ясно, как нам надо жить. О любом деле, которое ты делаешь, спроси у себя, можно ли его сделать вместе со Христом? А мы ведь с вами в Христа крестились, во Христа облеклись. И вот Святая Церковь ныне обращает наше внимание на святых праотцев, которые жили еще до пришествия в мир нашего Спасителя, но уже прообразовательно знали, что значит жить вместе с Богом.

Как каждому из нас нужно знать, что значит жить вместе с Богом! Проходя время Рождественского поста и готовясь к великому празднику Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, обратимся к святым праотцам, почитаем о них в Святой Библии, послушаем сейчас за богослужением, как Святая Церковь обращается к ним, и помолимся, чтобы нам научиться ходить перед Богом и всегда помнить и знать, что Бог видит и знает нас.

Аминь.

(28.12.2014 Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь Иисус Христос пришел в мир, стал Человеком и основал на земле Свою Церковь. Церковь, которую создал Спаситель мира, существует до сегодняшнего дня и будет существовать на земле столько, сколько будет существовать сама земля и человечество на ней. Церковь создана Иисусом Христом для нашего с вами спасения. Потому что когда мы с вами соединены с Церковью Христовой, мы соединены с Самим Богом. Это как большое дерево, которые имеет свои могучие корни, ствол и ветви. Мы с вами ветви большого древа – Церкви Христовой. Если какая-нибудь ветка отломается, упадет, она засохнет, в ней не будет жизни. Так и мы с вами, имеем истинную жизнь тогда, когда соединены с Церковью Христовой. И это великое счастье, дорогие братья и сестры, что мы имеем эту возможность – пребывать в таком единстве во Христе. Это великое счастье для нас, что нам Господь даровал эту веру, которую мы стремимся хранить, которая является нашей опорой в нашей жизни.

Мы слышали сегодня, как апостол Павел учил нас, как нужно ценить единство в вере Церковной, и предупреждал нас о том, какие нас ждут духовные опасности. Если мы не будем хранить свою веру в чистоте, то мы тогда будем служить своим собственным страстям, своим грехам, своим недостаткам, и будем фактически тогда идолослужителями (см. Кол. 3, 4–11).

Дорогие братья и сестры! Церковь создана для нас на земле, и всех нас Господь зовет к Себе. Он избрал Себе апостолов, учеников Своих, и послал их проповедовать по всему миру, чтобы призывать всех людей к вере. И с того времени через апостольское преемство Церковь Христова призывает людей к радостной и вечной жизни, призывает их к блаженству, то есть высшей форме счастья человеческого, когда человек имеет в своем сердце любовь, когда человек имеет возможность очищать свою душу от всякого зла и греха. Господь зовет нас к Себе, потому что мы с вами не ограничены только отрезком земной жизни. У нас с вами есть богоподобная душа, и все мы призваны с вами для того, чтобы пребывать с Богом вечно. К вечной жизни мы призваны, для Рая небесного наша душа создана. Беда в том, что мы своими делами и поступками создаем на земле ад и своей душе сами вредим. Господь стучится в душу каждого человека и каждого призывает ко спасению. Господь зовет нас к Себе. А как мы отвечаем на этот призыв?

Только что мы с вами слышали в Евангелии (Лк. 14, 16–24), как Иисус Христос образно, в притче, показывает нам, как в зеркале, каково наше отношение бывает к этому Его призыву, обращенному к нам с вами. Притча следующая. В ней изображается господин, который зовет к себе на пир, на вечерю своих друзей, а эти друзья отказываются идти к нему (см. Лк. 14, 16–20). Причем они оправдывают себя, и эти оправдания довольно вески. Один говорит, что он приобрел большой участок земли, и ему нужно его испытать, заняться этой землей. Другой приобрел огромное стадо волов, которыми он должен заняться. Третий женился… Казалось бы, важные дела, нужные. Неужели на самом деле эти важные дела не дают возможности этим людям, которых позвал этот господин к себе на вечерю, прийти к нему? В этом ли причина?

Да нет, не в этом причина. Причина в том, что тем, кто отказывался от этой вечери, просто уже было не интересно идти к нему. Потому что они потеряли к нему любовь. Когда человек любит, он находит себе любые возможности, чтобы быть с тем, кого он любит. Когда что-то разрывается, человек находит себе оправдания.

Вот так и у нас с вами. Всех нас Господь призывает к Себе, зовет к Себе. Но у нас постоянно находятся оправдания, для того чтобы не жить вместе с Богом. Нам трудно молиться, потому что у нас нет времени, мы не можем сосредоточиться, и мы оправдываем себя, почему нам трудно молиться. Мы не говорим о том, что мы не желаем предпринять этот труд – помолиться по-настоящему, нет. Мы всегда находим себе оправдания, почему мы не молимся. Нас что-то раздражает, и мы злимся, мстим порой даже, и мы оправдываем себя. Мы не говорим себе, что мы неправедно поступаем, что христианин не должен воздавать злом за зло, нет. Мы находим себе оправдания. И того человека, на которого мы злимся, мы рисуем сами в своих глазах величайшим злодеем – и оправдываем сами себя. И в этот момент, когда мы находимся в такой злобе, Бога нет с нами, мы отвернулись уже от Него. Мы обманываем, ловчим, лицемерим в этой жизни – и тоже всегда себя оправдываем, говорим, что мы это делаем для каких-то важных целей, и не понимаем, что когда мы лжем, когда мы кривим своей душой, когда мы лицемерим, Бога с нами нет. Потому что отец лжи – это диавол.

Вот так мы отказываемся каждый раз от призыва Христова жить вместе с Ним. В этом наша беда. И что же? Неужели мы погибнем? Неужели мы не войдем в Царство Божие, которое Господь для нас приготовил? Да не будет этого с нами! В этой же притче говорится о том, что когда горделиво отказавшиеся люди не пришли к господину на вечерю, он посылает позвать других: нищих, убогих, хромых, больных. Казалось бы, таких не зовут в гости. А он посылает, чтобы их призвали (см. Лк. 14, 21–24). Кто же это такие: нищие, хромые, убогие, больные?

Дорогие братья и сестры! Вот если мы не будем горделиво себя оправдывать в своих недостатках, оправдывать, что мы не живем по-христиански, а осознаем, что мы бедны духовно, что мы больны духовно, осознаем свои грехи, увидим, что мы хромаем на оба колена нашей жизни, увидим, что мы убогие и недостойные, и почувствуем это свое недостоинство, вот тогда Господь, видя наше смирение, наше осознание, приведет нас на этот пир вечной жизни. Потому что Он для того и пришел в мир, чтобы грешников призвать ко спасению (см. Мф. 9, 13). И Церковь – это и есть общество кающихся грешников. Мы с вами, сознавая свои недостатки, вверяем себя в волю Божию. Каясь пред лицом Господа в своих грехах, мы тем самым получаем от Него милость, прощение и спасение. Если мы не будем горделиво постоянно себя оправдывать за свои согрешения, но смиренно будем каяться и просить силы на наше исправление, то, во-первых, мы исправимся, а во-вторых, мы получим от Господа спасение. Для того ведь Господь и пришел в этот мир, для того ведь Господь и создал на земле Свою Церковь, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16).

Аминь.