Новогодний молебен.

31.12.1998 Новогодний молебен.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что приводит нас вечером 31-го декабря в храм Божий? Ведь в этот день, если мы возьмем церковный календарь, мы не увидим, чтобы там было указано, что есть какой-то церковный праздник. Есть память святого мученика Вонифатия, которому обычно с особым усердием молятся об исцелении от недуга пьянства. Но нет какого-либо великого или двунадесятого праздника, на которые обычно с любовью собирается православный верующий народ.

Что же приводит нас в этот вечер под сень святого Божьего храма? Приводит нас, дорогие братья и сестры, то, что мы с вами - христиане, а значит, все в своей жизни мы стремимся делать с благословения Божия и освящения Его. Мы с вами христиане, а значит, знаем, что без воли Божией мы ничего сделать не сможем. А самое главное, что добрых дел без Бога мы сделать не можем. Злые дела без Бога мы можем делать. Потому что это противление воле Божией. А чтобы делать добрые дела, нам надо быть вместе с Богом.

Конечно же, жизнь человека размерена особым порядком. Мир, созданный Богом, имеет исчисление времени. И жизнь человеческая проходит среди порядка, установленного государством. Когда человек делает какое-либо дело во славу Божию, оно приобретает священный смысл. «Все, что делаете, даже едите ли или пьете ли, все творите во славу Божию», - говорит Апостол (1Кор. 10, 31). Вот и мы, зная то, что вся страна живет по гражданскому календарю, что по гражданскому календарю работающим начисляется зарплата, по гражданскому календарю заканчиваются годовые отчеты, по гражданскому календарю мы получаем выходные дни, по гражданскому календарю мы получаем отпуска, весь мир живет по гражданскому календарю, и это понятно, - поэтому мы начало гражданского года освящаем нашей христианской молитвой.

Чтобы не превращалась встреча Нового года в какое-то языческое действие, то есть безбожное действие. Чтобы не превращалась встреча Нового года в воспоминание каких-то языческих циклов, лунных различных календарей, знаков различных Зодиака, и прочие суеверия, которые так распространились в наше время. Чтобы не было этого, мы, христиане, встречаем Новый год во славу Божию. И поэтому совершаем это с молитвой и просим у Господа Бога сил и помощи. Просим у Господа Бога прощения за все то плохое, что мы сделали в прошлом году. Просим у Него прощения за те грехи, которые мы совершили. Просим у Господа Бога помощи на то, чтобы в новом году их не совершать. Просим у Господа Бога благословения на то, чтобы в новом году нам достичь новых успехов - как в нашей духовной жизни, так, особенно, поскольку это гражданский Новый год, и каждому в его и семейной, и домашней, и общественной жизни.

Церковный священный круг богослужений начинается, как вы знаете, с 1 сентября старого стиля. И церковный Новый год бывает 14 сентября теперь по новому стилю, откуда и начинается время совершения богослужений по кругу и установлению Православной Церкви. И тогда бывает особая служба, связанная с богослужениями и чинопоследованиями. Сегодня же совершаем молитву о всех нас, живущих в миру, согласно четкого гражданского календаря, и просим не только о себе самих, не только о тех, кто верует в Господа и следует за Ним, но просим благословения Божия на тех, кто пока не знает Его, или забывают о Нем, или не умеют Его благодарить, или не понимают, что времена и лета все в руках Божиих, и жизнь человеческая в руках Божиих. И от года в год новый год или новое счастье без благословения Божия быть не может.

Но к людям приходит и новое время, и новые силы, и дает Бог людям счастье всем, потому что Сам Господь сказал, что Он повелевает солнцу Своему светить и на злых, и на добрых, и на грешных, и на праведных. И нас христиан призывает быть милосердными ко всем, как милосерд Отец наш небесный. И кто знает: если бы не творились молитвы из года в год, если бы православные христиане не благодарили Господа Бога, не славили Его, может быть, те бедствия, о которых мы говорим, были бы в тысячу крат страшнее, и те несчастья, которых мы сейчас страшимся, были бы в тысячу раз ужаснее. Но мы, знающие, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную» (Ин. 3, 16), не ужасаемся: ни слухов о тяжелом времени, ни знаний о том, что воистину это время тяжело. Не пугаемся того зла, которое существует в мире, но наоборот, веруем, что Господь даст силы всем нам, любящим Его, пережить все те жизненные трудности, которые возникают из-за зла, существующего в мире.

Мы веруем и надеемся, что по молитвам Святой Церкви Православной Господь еще многих и многих приведет ко спасению, исправлению и покаянию. Возблагодарим же Господа Бога за все его великие и богатые милости, которые Он непрестанно источает нам. Испросим у Него прощения за грехи наши. Испросим благословения и на будущее время нам пребывать в вере, надежде и любви и не знающим Господа найти к Нему путь, ибо это есть путь ко спасению и жизни вечной. Слава Тебе, Господи, Благодателю нашему, во веки веков!

Аминь.

31.12.1999 Новогодний молебен.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь привел нас в храм для того, чтобы мы могли обратиться к Нему за благословением на наступающий Новый год.

Жизнь человеческая так устроена, что человеку необходимо знать времена и сроки и считать их для того, чтобы давать ответ перед Богом за свои дела и поступки, для того, чтобы помнить, что жизнь это – бесценный дар Божественный, который мы с вами имеем.

Мы вступаем в год великого Юбилея – 2000-летия Рождества Христова.

Действительно, это – особенное время. Весь мир осознает это. Даже те люди, которые не считают себя верующими, и они не могут быть безразличными к этому событию. Только они, не имея подлинного знания о Спасителе мира Господе Иисусе Христе, Который пришел к нам для того, чтобы мы имели жизнь вечную, они, не знающие этой подлинной веры, заменяют ее суетными верованиями – суевериями, и порой связывают с этой великой датой большое количество домыслов, слухов, страхов и опасений.

Нам, имеющим веру в Господа, возлагающим на Него надежду, следует взирать в будущее с духовной радостью, а не со страхом, потому что Господь даровал нам великую благодать, даровал нам дар веры, надежды и любви, а совершенная любовь изгоняет всякий страх (1Ин. 4, 18), потому что мы знаем, что Бог – Промыслитель мира и делает все то, что необходимо для каждого из нас, чтобы мы имели спасение своей души. Поэтому, порой, даже события, которые внешне производят впечатление событий плохих, в конечном итоге, если правильно к ним относиться и правильные извлекать уроки, могут для нас составить духовную пользу.

Мы открываем новый год молитвой. Конечно, это не церковный, а гражданский праздник. Но ведь мы живем в стране и пользуемся этим гражданским календарем и не можем быть безразличными и отдавать на волю только лишь языческих, или суеверных, или безбожных представлений о времени встречу этого нового года.

Нет! Мы встречаем новый год с благодарностью Господу Богу за все Его благодеяния, которые он совершил с нами в прошлом году. Мы, встречая этот юбилейный 2000-летний год от Рождества Христова, просим у Спасителя мира Господа Иисуса Христа, чтобы в нашей душе произошли добрые перемены; чтобы этот великий юбилей стал для нас особым духовным толчком для подлинного свидетельства о себе, что мы – христиане; чтобы мы с вами жизнью своей показали, что 2000 лет человеческой истории, прожитых с именем Господа нашего Иисуса Христа, имеют огромное значение для всех людей и для нас; чтобы мы это показали не словами только, не тем, что мы цифру с тремя нулями везде пишем, а чтобы мы показали это в первую очередь своими делами христианскими – делами милосердия и любви, делами прощения друг друга. Юбилей великий должен прийти в каждую семью. Юбилей великий должен прийти в сердце каждого человека. Наступает благодатное благоприятное время для духовного размышления и исправления.

Господь пришел в мир, принес свет Свой миру и мы ныне, вступая в новый юбилейный год Его благости, просим у Него, чтобы этот свет воссиял в сердцах наших, чтобы так светил свет наш перед людьми, дабы они видели наши добрые дела и прославили Отца нашего Небесного (Мф. 5, 16).

С надеждой и радостью встречая новый юбилейный год, будем просить Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа о прощении наших грехов в прошлом году и о благословении нас на благочестивую праведную христианскую светлую жизнь в новом 2000 году от Рождества Христова.

Аминь.

31.12.2000 Новогодний молебен.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Непостижимый Вечный Бесконечный Всемудрый Бог, создавший мир, положил человеку жить во времени. Он Своей непостижимой для нас мудростью Сам явился в этот временный мир и стал Человеком и жил среди людей, во времени, и дал нам спасение. И Он же дал нам заповедь ценить то время, которое отведено нам с вами для нашей земной жизни, ибо мы не властны над этим временем.

Действительно, сейчас, наверное, нет ни одного человека, который бы не размышлял о том, что значит для него рубеж тысячелетий. Перед этой удивительной цифрой, перед этим непостижимым для нашего ума числом мы становимся такими, какие мы и есть на самом деле – слабыми и беспомощными. Мы не знаем – что значит для нас то, что мы оказываемся с вами людьми двух тысячелетий? Но, с другой стороны, мы знаем, что в Священном Писании говорится, что эта тысяча лет, которая так поражает наше с вами воображение, она перед лицом Господним, как миг единый (Пс. 89, 5), несоотносима с величием Божества. Но ведь великий им непостижимый Бог все-таки пришел к нам – слабым и грешным – для того, чтобы никто из нас, верующих в Него, не погиб, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Так или иначе, весь мир сейчас в это время готовиться или уже встречает наступающее тысячелетие, счет которому ведется от самой важной даты в жизни человечества – Рождения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в мир. Даже одно то, что весь мир, даже и неверующий, даже и незнающий Господа, и тот оказался вынужден признать Его, принимая это исчисление от Рождества Христова, свидетельствует о том, что всемудрый Господь все использует для того, чтобы привести людей ко спасению.

И вот, наверное, сейчас каждый по-своему думает, как встретить ему тысячелетие. Кто-то придумает новые и новые забавы и новые и новые увеселения, разные аттракционы и развлечения. Может для кого-то, ну, по крайней мере, для маленьких детей, и это необходимо. Кто-то строит грандиозные планы. Кто-то думает, что новое время обернется для них новыми политическими какими-то вещами; и политики ищут возможность, чтобы к этому новому тысячелетию получить для себя новых и новых сторонников…

Всего не перечислишь, да и смысла нет – это все у нас с вами на слуху. Но мы чем будем встречать это тысячелетие? И для чего нам нужна эта мера времени?

Дорогие братья и сестры! Мы должны нес меньшей, во много крат, может быть, в тысячу крат большей ответственностью, нежели люди неверующие, подойти ко встрече этого тысячелетия и мы должны его встретить так, и единственно так, как достойно встречать его христианам, именно – молитвой ко всемогущему Господу, к Владыке времен, к Владыке пространства, к Владыке этой вселенной, к Владыке нашей с вами жизни – нашему с вами Спасителю.

Эта молитва, как явствует из самого чина молебна на новый год, бывает двоякой. В первую очередь, это – молитва благодарения Богу, благодарения Богу за Его милосердие, за Его долготерпение, за Его бескрайнее сострадание и любовь к роду человеческому и за все то, что Он сделал для нас с вами, а наипаче за Святую Церковь Православную, Которую Он создал для нашего спасения и которая является для на с вами вратами в рай.

А, с другой стороны, мы не можем и не обернуться на себя самих, и не увидеть свое собственное недостоинство, и неисполнение нами заповедей Божиих, и несоответствие нашего морального облика тому высокому нравственному идеалу, который начертал для нас Спаситель, говоря: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

К этому духовному совершенству нас призывает Господь. И вот, на пороге нового тысячелетия, на стыке этих новых времен обратимся и мы с вами с горячей молитвой к Господу Богу; испросим прощения о наших грехах; возблагодарим Его за великие благодеяния и испросим новых сил в новое время.

Нет! Нет случайностей в этом мире. И то, что относительно для Бога, безотносительно для нас, живущих во времени. Господь сказал: «Се, Аз творю все новое» (Откр. 21, 5). – Господь сказал о том, что Он создаст новое небо и новую землю. И, наверное, мы должны создать в своей жизни, в себе самих новую нашу душу, которая бы была достойна нового неба и новой земли; новую душу, где будет царствовать любовь, где будет царствовать милосердие, где будут царствовать надежда и благодать.

Своими силами нам в себе самих эту душу не создать. Господь может воссоздать в нас истлевший образ Свой. Он может возродить нас, восставить, и воскресить, и сделать нас достойными того великого Божественного плана, который мы и постигнуть не можем, но который заключается в том, чтобы мы были с Ним.

Испросим же у Него благословение, чтобы Он послал нам Духа Своего Святаго, чтобы Он научил нас не отступать от Святой Церкви Православной, где только лишь и возможно получить все необходимое, для воссоздания в нас образа Божия, который мы потеряли. Только Церковь Христова даст нам счастье и радость в новом тысячелетии.

Да, уходящий век ХХ – век трагического безбожия. Но это и век славы Церкви Христовой, которая даровала сонмы мучеников, не отступивших от Церкви Святой. Испросим их молитв! Потому что наши молитвы слишком слабые и слишком рассеянные. И, даже понимая то, что мы должны благодарить, и славить Бога, и молиться Ему, и то не можем и не умеем. Испросим у сияющих сейчас, как солнце, перед престолом Господним новомученников и исповедников Российских ХХ века молитв за нас грешных, чтобы и нам обновиться и воссиять верой, надеждою и любовью.

Благослови венец лета благости Твоея, Господи! Благослови нас, Господи, на вход в новые веки грядущего тысячелетия! Аминь.

31.12.2001 Новогодний молебен.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы пришли в Божий храм сегодня вечером для того, чтобы помолиться Спасителю нашему и Богу и испросить благословение у Него на наступающий новый год.

Праздник нового года никогда не являлся церковным праздником. Это – гражданский праздник. И когда говорят о «старом новом годе», люди ошибаются, не зная того, что и этот «старый новый год» ввел император Петр I, не особо отличавшийся благочестием, а просто в подражание западу. Церковное новолетие начинается 1 сентября старого стиля. Однако в церковном календаре никаких особых торжеств по этому поводу не устраивается.

Тем не менее, мы сегодня пришли в храм для молитвы. – Зачем мы пришли? Почему мы сделали это?

Дорогие братья и сестры! Святой апостол назидает нас, говоря о нашей жизни: Все, что вы делаете, и даже едите ли или пьете, - все во славу Божию творите (см. 1Кор. 10, 31). – И вот, мы для того и пришли сегодня в храм Божий, потому что все равно весь мир этот гражданский нецерковный праздник празднует, а мы пришли для того, чтобы освятить его молитвой и наполнить этот праздник духовным смыслом – смыслом благодарения Господу Богу за все благодеяния, которые Он соделал для нас в прошедшем году и испросить у Него благословения на новое время, которое открывается перед нами.

Иногда люди по-разному ошибаются. Одни слишком большое значение уделят временам и датам. Так было, например, накануне 2000-летнего года. Помните сколько тогда ходило разных безумных слухов о кончине мира и о прочих вещах. Хотя в Священном Писании мы читаем, что Сам Господь сказал, что даже Ангелы небесные не знают о времени кончины мира (см. Мф. 24, 36). – Куда же нам, с нашими скудными умами и грешными душами, об этом размышлять? Но тем не менее все это было и очень быстро забылось.

Другие – наоборот, как бы не предают значения времени. И говорят: Ничего не значит эта дата. – Это тоже не правильно. Давайте вспомним, особенно это помнят родители, как родители радуются каждому дню и считают дни, которые прожил новорожденный ребенок: один день, два дня, три дня…. Потом начинают считать: один месяц, два месяца, три месяца… Потом годы начинают считать. И это – определенный этап жизни, это – сила любви, вложенной в этого ребенка. Но ведь и Господь призвал нас к любви – к любви друг ко другу. И поэтому мы должны также ценить каждую минуту, каждый час, каждый месяц и каждый год, как время приложения нашей любви. – Что сделали мы в это время? Чем себя обогатили?

Иногда говорят о том, что, якобы, грех праздновать этот праздник по название «Новый год». Но, если речь идет о безудержном пьянстве или разврате, то Новый год то ведь здесь не причем! Это у нас бывает каждый день, к сожалению, в мире. И никто не может сказать, что в какую-то минуту таковой грех не совершается. – Весь вопрос в том, в чем наше празднование.

Святой апостол Павел также объясняет нам, в чем наше подлинное празднование, говоря нам: Утешайтесь пением псалмов и песен духовных; утешайтесь чтением слова Божия; утешайтесь назиданием в благочестии. – Вот, как мы должны праздновать свои праздники!

Есть праздники в Церкви, посвященные жизни Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, святых апостолов и святых и событиям жизни церковной. Для этого и положен церковный год.

Но все-таки каждый из нас – работает кто-то на предприятии или даже если пенсию получает – все равно отсчитывает время по дням, и месяцам, и числам и ждет, когда ему эту пенсию выплатят, по гражданскому этому году. И никуда мы от него не денемся; это – нормально и обычно; потому что когда ко Христу пришли и спросили, позволительно ли давать дань кесарю, то есть языческому императору, которого язычники обожествляли и считали живым богом, Господь попросил, чтобы Ему дали эту монету, взял эту монету, посмотрел, сказал: Ну что же, отдайте кесарю кесарево, потому что там кесарь был изображен; а Богу – богово! (см. Мф. 22, 17-22).

Так и мы, дорогие братья и сестры, должны отдавать «кесарю кесарево, а Богу – богово» - должны выполнять свои гражданские обязанности, ибо мы живем в мире и обязаны исполнять те законы, которые в нем существуют. Но мы обязаны исполнять и духовные законы. Но удивительное свойство у нашей души бывает: гражданские законы мы исполняем, потому что боимся, что если мы их нарушим, нас накажут, и очень старательно мы это исполняем. А духовные законы, заповеди Божии – не исполняем, как будто боимся, что нам придется нести ответственность за нарушение духовных законов. А ведь чрезмерное упование на милосердие Божие, когда человек сознательно грешит, говоря: Бог милостив! – является богохульством. И святые отцы говорят, что такой человек не получит от Господу прощения!

И вот, дорогие братья и сестры, сегодня, вступая в новый год благости Божией, мне бы хотелось сказать вам о том, что это не мною придуманные мысли. У меня в руках акафист благодарственный, который называется «Слава Богу, за все». Его составил митрополит Иосиф (Туркестанов), живший в тяжелое время, исповедник Церкви Христовой. Некоторые из вас слышали весь этот акафист. Мы не будем полностью его сейчас читать, но я бы хотел прочесть вам часть четвертого икоса, которая подсказывает нам, в чем мы должны сейчас с вами обратиться к Господу с молитвой, в чем должно заключаться наше молитвословие, зачем мы сюда пришли. – Мы пришли поблагодарить Бога и попросить у Него милости, причем поблагодарить за все, что Он дает нам в жизни. И вот, послушайте, как благодарит Господа, еще в 1920-м году, в страшное время, когда Церковь гнали и унижали, святитель митрополит Иосиф. Он обращается к Господу: «Слава Тебе в тихий час вечера! Слава Тебе, излившему миру великий покой! Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца! Слава Тебе за отдых благодатного сна. Слава Тебе за Твою благость во мраке, когда далек весь мир! Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души! Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня! Слава Тебе Боже во веки!»

Аминь.

31.12.2002 Новогодний молебен.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог создал этот мир, в котором мы с вами живем. Бог сотворил время, смысл которого до сих пор не могут постигнуть множество ученых, изучающих созданный Богом мир.

Действительно, каждый из нас на своем человеческом простом опыте не может иногда понять, почему несколько минут могут казаться целыми днями или даже годами; почему иногда за несколько минут человек может пережить столько, сколько он не переживает и за десять лет. А иногда годы пролетают так, что их человек не замечает и не успевает понять, как же так быстро пролетело это время. Время – это особая категория материальная, но в то же время это – духовный дар, который дан нам Богом, потому что никто из нас не знает, какое время нам отпущено для нашей с вами земной жизни.

Иногда люди очень любят рассуждать на темы окончания существования жизни на земле; о конце света; о том, какой он будет этот конец света. Много появляется предсказателей и пророков, старцев и лжестарцев, которые говорят о том, что вот сегодня или завтра это произойдет, указывают на тысячу причин. Но мы с вами должны не забывать самого главного: суетным своим умом рассуждая о судьбах мира или рассуждая о том, какое время сейчас, мы, как правило, забываем самое главное – а мы какие сейчас? Что в нашей душе сейчас? Что в нашем сердце сейчас? А вдруг именно сейчас, в эту минуту кому-нибудь из нас надо будет предстать перед Богом, что в нашем сердце будет тогда? Будет ли наше сердце наполнено любовью, радостью, верою, надеждой; или оно будет наполнено всяческим духовным мусором – раздражением, и нетерпением, и осуждением, злобой и ненавистью?

Время – очень удивительная земная категория, которая близка нам, но которая очень важна для нас. Господь призывает нас ценить то время, которое дано нам в нашей жизни. Господь прямо призывает нас ценить каждый момент, каждый час, каждую минуту нашей жизни, потому что за все нам придется давать перед Богом отчет о том, как мы используем тот дар, который нам дан.

Всякое событие православные христиане должны рассматривать с точки зрения его духовного содержания. И конечно же, когда вся страна наша празднует Новый год – это гражданский праздник, мы его обязаны наполнить духовным содержанием и наполняем его. Это – точка отсчета очередного года, которая должна привести наши мысли к тому, как мы провели прошедший год? Сделали ли мы что-то доброе для других? Победили ли мы в себе какие-то вредные привычки и греховные страсти? Продвинулись ли мы хотя бы немного вперед по той духовной лестнице, по которой призывает нас подниматься Святая Церковь, восходя по лестнице добродетелей? И задав себе этот вопрос, осудить себя за то, как много мы праздно и впустую потратили времени, как много времени были потрачено нами без пользы и даже во вред.

Одновременно мы должны возблагодарить Господа Бога за то время, которое пройдено; возблагодарить за те духовные уроки, которые Он дал каждому из нас; возблагодарить Его за то, что мы прожили этот год, за то, что мы имеем возможность жить дальше, за то, что Господь дает нам еще время для покаяния и исправления, для назидания себя в жизни святой, для участия в Таинствах церковных, для того, чтобы мы в своей душе раскрывали образ Божий. Об этом стоит в сегодняшний день задуматься и с благодарностью вознести Господу Богу молитву.

И входя в новое время и в новый год, мы не можем не просить у Бога помощи, понимая, что без Бога доброго сотворить мы ничего не можем. И мы просим у Господа Бога, чтобы Он был всегда с нами. Ведь на самом то деле Он и желает быть с нами, только мы своими грехами от Него отворачиваемся. И входя в новый год, мы испрашиваем благословения на то, чтобы нам пребывать всегда под благодатным покровом Церкви Христовой. Чтобы у нас были силы нашу человеческую волю предать в волю Божию. Чтобы у нас были силы храм Божий посещать, чтобы были силы дома молиться. Чтобы были силы с милосердием относиться к тем людям, с которыми каждый день нас жизнь сводит вместе. Чтобы были у нас силы читать Святое Евангелие и разуметь его. Чтобы были у нас силы не поддаваться на искушения разные и ложные слухи. Чтобы были у нас силы идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

Итак, как и подобает православным христианам, совершим сию благодарственную молитву ко Господу и просительную молитву ко Господу. Восхвалим Бога за все Его благодеяния, которые Он даровал нам, и испросим у Него благословения на грядущее лето Его благости.

Аминь.

31.12.2003. Слово перед Новогодним молебном.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Милостивый Господь промыслом Своим вновь собрал нас в храме Божием, для того чтобы мы имели возможность, счастье, радость поблагодарить Его за прошедший год, испросить прощение за свои грехи, которые мы совершили в прошлом году, и испросить у Господа благословения на год наступающий.

Наверно, есть в этом особый промыслительный смысл, что в настоящее время у нас в Русской Православной Церкви празднования Рождества Христова и Нового года совершаются раздельно. Мы знаем из средств массовой информации, как на Западе встречают Рождество, и, к сожалению, там вся сила человеческих эмоций, все напряжение человеческих мыслей уходит на то, чтобы поставить рождественскую елку, купить в магазине подарок, сесть вечером за стол, чтобы есть гуся или индейку, а даже когда спрашивают у людей: что вы празднуете, чье рождество? – они не все и ответить-то могут, кто родился и зачем родился.

У нас сейчас в России мы имеем счастливую возможность спокойно и радостно, духовно и молитвенно праздновать Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, осознавая, что Спаситель родился в мир для того, чтобы мы не погибли в грехах, для того, чтобы жить с нами и через Святую Свою Церковь нас вести по временной жизни к жизни вечной. Но мы имеем и необходимость по человеческой своей жизни и человеческому устройству, что совершенно справедливо, ибо мы живем во времени, отмечать, как полагается, времена своей жизни и отсчитывать годы проходящие. И хорошо, что у нас Новый год – не церковный праздник, а гражданский. Он никогда церковным, Новый год, и не был праздником, ибо церковный Новый год бывает, как вы знаете, 14 сентября, – тогда начинается круг церковной жизни. Но если мы посмотрим там богослужение, то мы не найдем, чтобы там были какие-то торжественные службы или какое-то особое внимание этому уделялось. А для гражданской жизни это важно: итог подводится, подсчитывается, что сделано, намечаются планы на новый год. Человеку обязательно надо самому себя контролировать, что он сделал за тот или иной период жизни; и полезно для нас, христиан, обратиться на свои дела и рассмотреть, что мы сделали в проходящий год, увидеть, каковы наши достижения в жизни духовной, задуматься над тем, что мы еще больше должны сделать.

Вот у нас закончился также в Московской епархии год 2003-ий очень удачно: у нас было епархиальное собрание 22 декабря, на котором Владыка Митрополит Ювеналий, подводя итог года, делал большой доклад для духовенства, в котором он рассказывал о развитии жизни в Московской епархии. О том, что сейчас уже на территории Московской области действует 1120 храмов, о том, что действует 20 монастырей, Коломенская духовная семинария, воскресные школы – около 400. Конечно, таковое развитие церковной жизни нас радует. Проводили мы годовое собрание, на котором отчитывались за сделанные дела, и на нашем приходе. И для меня, как настоятеля, особенно радостно сегодня, в последний день уходящего 2003-го года, увидеть, что то, о чем я много раз вам говорил и к вам обращался, это дело сделано, и наш собор благоукрасился еще одной святыней. Сейчас мы с вами освятим сей новоизготовленный киот, в котором помещена икона «Неупиваемая Чаша» Матери Божией, а также изображение Всех святых, где мы видим двенадцать рядов святых праведников, угодников, начиная от Адама, Евы, Авеля и завершая святыми, просиявшими в земле Российской. Также мы видим изображение Божией Матери, называемое «Всецарица», в окружении сонма Архангелов Божиих. Я думаю, что для нас многополезно, что в нашем соборе теперь есть такая святыня. Мы знаем, каковые бывают по вере исцеления для больных людей от икон Божией Матери «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». Вы знаете о том, что люди, страждущие онкологическими заболеваниями, часто молятся перед иконой «Всецарица», а люди, страждущие тяжелой болезнью алкоголизмом или неумеренным пристрастием с винопитию, молятся об исцелении от этой болезни перед иконой «Неупиваемая Чаша». Также для многих из нас будет радостно, что наши святые покровители тоже теперь изображены на иконе Всех святых, и многие из вас могут найти – на нимбе написано – святого, в честь которого он крещен. И когда бывает необходимо поставить свечу перед иконой Всех святых, мы тоже имеем такую возможность.

Я хочу поблагодарить всех вас, дорогие братья и сестры, за вашу жертвенную любовь ко храму Божию. Именно вы отозвались на наш призыв жертвовать на изготовление этого киота и этой святой иконы. К сожалению, из людей, таких, если можно сказать, высокопоставленных и обладающих какими-то финансовыми средствами, откликнулось, я бы сказал, всего 4 человека, – им огромное спасибо тоже. Но бóльшая благодарность вам, дорогие братья и сестры. Вашей любовью, вашим тщанием, вашими жертвами созиждется в благолепии сей святой храм.

Совершим же молитву Господу Богу и Царице небесе и земли Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице и всем святым, чтобы мы вошли в новый год благости Божией, осеняемые новой святыней нашего собора, попросим у Господа Бога сил на то, чтобы в новом году служить Богу жизнию своею, всегда иметь веру, надежду и любовь и духовно укрепляться в ограде Святой Церкви, в этом святом храме.

Аминь.

31.12.2006 Новогодний молебен.

Мы собрались ныне в храме Божием для того, чтобы совершить молитву перед наступлением нового года. Это очень правильно, благочестиво и по-христиански – совершать таковую молитву. Потому что время, которое дано нам, – это такая ценность, которую мы с вами не можем приобрести ни за какие деньги, ни за какие средства. Ведь мы пришли в мир не по нашей воле. Не от нас зависело, в какое время, в каком году нам родиться. Иногда мы думаем, читая Евангелие: «Вот бы мы родились тогда, когда жил Христос! Как бы было хорошо! Как бы радостно было увидеть Его, услышать, быть вместе с Ним… Как бы мы пошли бы за Ним!» Но Господь дал нам для нашей жизни то время, в котором мы живем, и оно ничем не лучше и ничем не хуже любых времен. Не надо думать, что если бы мы оказались тогда где-то рядом в Палестине и увидели Христа, то мы бы оказались лучше. Потому что ведь Христос какой был в Палестине две тысячи лет назад, какой был в чудесах Своих святых, каких Он являл, в том числе и в нашей стране, – через преподобного Сергия, через благоверного Иоанна Кронштадского, – такой же Он и сейчас. Господь всегда с нами. Весь вопрос в том – мы с Ним или нет. Вот в чем вопрос. Не время довлеет над нами. Иногда мы имеем такое суждение: «Ох, какие раньше были хорошие времена, ох, какие раньше были благочестивые люди, а как сейчас все не так». Это просто наша хитрая совесть оправдывает нас за то, что мы не благочестиво поступаем, за то, что мы не делаем правильных поступков, а делаем неправильные. И мы придумываем себе и говорим: «Время плохое. Раньше время было лучше».

Да нет, дорогие братья и сестры, – время всегда было одинаковое. Не во времени дело. Внимательно читающие Священное Писание увидят, каковые были преступления и грехи во времена Ветхого завета, внимательно читающие и знающие историю, в том числе и церковную, представляют, какие были отступления, преступления, расколы, разделения на всем протяжении христианской истории. Да что говорить о христианской истории далекой – мы сами на себе знаем, на ближайшие десятилетия, как мы сами поступали: как от веры отрекались, как храмы разрушали… как теперь снова воссоздаем. Значит, не от времени зависит – а от души нашей зависит, от того, как мы относимся и что мы делаем.

Иногда говорят: «Ну вот, много икон. Это праздник не церковный». И правильно говорят, – он действительно не церковный. Ибо церковный новый год, как большинство уже из вас теперь знают, ибо большинство из вас прихожане образованные, знают, что церковный год начинается 1 сентября старого стиля. Но можем ли мы, христиане, равнодушно относиться к тому, что исчисление гражданского года теперь такое, как ныне есть? По этому гражданскому году мы выходим на работу, по этому гражданскому году нам начисляют зарплату, по этому гражданскому году мы получаем пенсию, по этому гражданскому году мы планируем всю свою работу и всю свою жизнь. И что же, мы должны придумать и сказать: «Нет, это нас не касается»? Какие же мы будем христиане тогда? Нас все касается в этом мире и должно касаться… кроме греха. Вот грех бы нас не должен бы касаться. Но, увы, мы знаем, что, к сожалению, и грех нашей души касается. И в том-то и смысл теперь нашей молитвы с вами перед новым годом, чтобы попросить у Господа прощенья за все то плохое и греховное, что мы совершили в прошлом году, и попросить у Господа помощи на то, чтобы в новом году наступающей благости Его нам стремиться жить по-христиански, свидетельствовать о своей вере, – свидетельствовать не языком, а свидетельствовать жизнью, добрыми делами: милосердием, состраданием, любовью.

Об этом мы сейчас как раз с вами и будем молиться. Для этого-то у нас сегодня и молебен. И я радуюсь и благодарю вас, дорогие братья и сестры, что из года в год на этот молебен все больше и больше людей приходит. Потому что кто же, как не мы, христиане, будем в этот момент, когда наступает новый год, новое время, кто же, как не мы, должен в этот момент благодарить Бога и просить у Бога помощи. Это наш с вами христианский долг. И я думаю: провожая уходящий год, мы не можем не возблагодарить Господа Бога за те благости, которые Он оказал и на нашем храме, которые мы с вами ныне своими глазами видим. Мое сердце не перестает радоваться, и никак я не могу успокоиться, видя ту красоту и благолепие, в которое в течение уходящего 2006 года был приведен наш собор. Это началось буквально после святого Крещения, эти работы. Они начались, и Господь благословил их, таким образом, что сейчас мы видим обновленный, украшенный, сияющий храм. Я думаю, это именно то, за что мы должны благодарить Господа Бога в уходящем году. Я не раз уже говорил, и, думаю, не будет для меня стыдным еще раз повторить, что мы, взирая на этот сияющий храм, просим теперь у Бога, чтобы и души наши тоже бы обновились и тоже бы воссияли.

Благодаря Бога, мы не можем не возблагодарить всех тех людей, которые послужили орудиями Божиими, руками Божиими, сотворившими это чудо. Есть люди известные и неизвестные, есть люди, много пожертвовавшие, и есть люди, буквально, по-евангельски, лепту пожертвовавшие. Но всех их возблагодарит Господь Бог и да воздаст им Своею благостью. Особенно же в сегодняшний день я паки и паки хочу возблагодарить нашего градоначальника – уважаемого Николая Игоревича Пестова, благодаря любви которого и усердию которого ко храму Божию стало возможным сие обновление нашего собора. И, уверяю вас, досточтимый господин градоначальник, как я лично, так и духовенство нашего собора, так и все верующие люди – возносим молитвы о вашем здравии, уважаемый Николай Игоревич. Да дарует вам Господь и в будущее время, и в будущем году трудиться во славу народа града Подольска, – а мы видим, что и в граде Подольске доброго делается, – да укрепит вас Господь на эти благие и святые дела.

Мы же, совершая сию святую молитву, испросим у Господа Бога, чтобы в будущем году нам не повторять своих ошибок, не возвращаться к своим грехам, но усердно творить дело Божие. Чтобы мы вошли в новый год, – как по-славянски вы сейчас услышите в молебне, в «новое лето благости Божией», – чтобы мы в это новое лето вошли с новыми силами, здравием, которое подаст нам Господь, и с усердием.

Совершим же сию молитву, да внидем в благословенное новое лето благости Божией – от Рождества Христова 2007-й год.

Аминь.

(31.12.2007 Новогодний молебен.)

Мы собрались в храм Божий для того, чтобы испросить у Господа благословения на вступление в новый год. Христианин сознательно подходит ко всем событиям своей жизни. Смена дней, смена месяцев, смена годов, веков и тысячелетий – это вехи человеческой истории. Для Бога нет времени, но Бог нам с вами даровал время. Время – это как особый дар Божий для нас для того чтобы мы с вами могли совершенствоваться в даре любви. Причем Сам Господь предупредил нас об особенном таинственном свойстве времени. Он сказал нам, что «не наше дело знать времена и сроки» (Деян. 1, 7). Он сказал нам о том, что мы должны беречь время и относиться к нему, как к величайшему дару, который дан нам с вами.

Ведь, действительно, мы с вами не самостоятельно пришли в этот мир, и нашей воли не было на то, чтобы наша жизнь началась. Ее Бог нам даровал. Не знаем мы и какой будет отрезок нашей жизни личной. Не знаем мы и какой будет отрезок жизни всего мира. Иногда люди беспокоиться не о том, что их касается, пытаются исчислять приметы времени мирового и говорить о том, когда закончится жизнь этого мира. Действительно, Господь сказал о том, что рано или поздно она закончиться. Но ведь для нас, для каждого из нас, наше время закончится тогда, когда нас Господь к Себе призовет. Это может случиться сейчас, вот в эту секунду, это может случиться через пять минут, через год. Это неизвестно, что с нами когда случиться. И, конечно же, вместо того, чтобы заботиться и думать о том, каковы сроки жизни всего мира, нам, конечно же, надо подумать о том, какова наша с вами жизнь и чем она наполнена.

Сейчас мы с вами совершим благодарственный новогодний молебен. К чему он нас призывает? Во –первых, он нас призывает вспомнить прошедший год, вспомнить, что мы неправильного сделали в прошедшем году, и в своей душе сожалеть об этом. И если кто еще не покаялся на Исповеди, то принять решение – о своих злых и греховных делах обязательно раскаяться, чтобы впредь их не повторять.

Чинопоследование молебна, который мы с вами сейчас совершим, призывает нас вспомнить прошлый год и возблагодарить Господа Бога, возблагодарить за все, что было в нашей личной жизни. Даже если нам кажется, что это было для нас тяжело и были какие-то в сложные нашей жизни ситуации, и, может быть, даже несчастья и болезни – и за это возблагодарить Господа Бога, потому что промыслом Своим Бог всех нас ведет ко спасению. И, конечно, возблагодарить за все то благое, доброе, что было у нас с вами в прошлом году.

К чему еще призывает нас тот молебен, который мы будем сейчас с вами совершать? Он призывает испросить благословение на то, чтобы в новом наступающем году мы исправили свои ошибки и стремились жить по благим заповедям Божиим, чтобы наша жизнь была следованием за Христом, чтобы мы нашли опору в своей жизни, и совершали правильные поступки, и избегали лукавых грехов. Об этом мы будем сегодня тоже молиться.

Господь даровал нам время. Это – особый Его дар, и поэтому время мы с вами должны ценить, используя каждую минуту и секунду для того, чтобы пребывать с Богом и в заповедях Божиих. Если мы вспомним жизнь нашего прихода, то, конечно, радостно сознавать, что в ушедшем году много благого удалось совершить для жизни нашего прихода. Сегодня нас сзывали на молитву прекрасные новоосвященные новосооруженные колокола, которые тщанием нашего почетного ктитора нашего градоначальника Николая Игоревича Пестова водружены на колокольню, и 175-летие нашего собора было ознаменовано и этим великим событием – возрождением подлинных колоколов на колокольне – и другими важными событиями. Эти вехи жизненные, за которые мы благодарим Господа, укрепляют нас в желании и дальше творить в жизни добрые дела. Для чего благоукрашается храм? Ведь храм – это место особого присутствия Божия на земле, храм – это небо на земле. И если мы с вами видим храм благоукрашенным, благолепным, то тем самым мы понимаем, коль велика святость и коль радостна жизнь с Богом. Если храм благоукрашен, это знак того, что и наши с вами души благоукрашаются. Вот и об этом будем молиться, чтобы, входя в благолепный храм благоукрашенный, наши души благоукрашались добрыми делами – делами любви, милосердия, прощения друг другу обид и согрешений, радости и жизни с Богом.

У каждого из нас, конечно, своя жизнь. У каждого из нас есть за что поблагодарить Бога и чего испросить у Господа. Вступая в новый год благости Божией, совершим сию молитву. Будем избегать сего неправильного или даже можно прямо сказать – неправедного подхода, когда вопреки нашей тысячелетней традиции нашего русского народа нам навязывают странные обычаи, когда каждый год называется именем какого-либо животного, и нас хотят уподобить язычникам, которые поклоняются зверям. Слава Богу, мы знаем истинного Бога! Мы знаем, Кто даровал нам сие время. Нам не надо осквернять время, называя его именами многоразличных животных. Мы – люди, созданные по образу и подобию Божию, мы – дети Божии. Мы благодарим Господа за то, что Он даровал нам нашу жизнь, и будем следовать за Ним, прославляя Его всегда – ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(31.12.2009 Новогодний молебен. )

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы собрались, дорогие братья и сестры, под сень храма Божия, для того чтобы молитвой ознаменовать и начать новый год благости Божией. Я, в первую очередь, имею такую честь и привилегию передать вам благословение нашего Владыки, управляющего Московской Епархией, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который буквально два часа назад сказал мне о том, как он любит наш храм и как его сердце радуется о подольчанах, которые имеют столь усердное тщание ко храму Божию, столь великое усердие к святыне, которая находится на территории нашего богоспасаемого града Подольска. И я радуюсь о том, что сейчас имею возможность передать вам это благословение Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Ювеналия.

Промысл Божий каждого из нас привел в этот мир, и Господь каждому из нас, как бесценный дар, дал жизнь. Этот бесценный дар мы получили, но от нас зависит, как мы распоряжаемся этим даром. В течение года Святая Церковь всегда старается привлечь наше внимание к различным событиям из жизни Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа – и для этого существуют в Церкви Господские праздники, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы – и поэтому у нас существуют Богородичные праздники, назидает нас Святая Церковь примерами жизни святых людей – и поэтому каждый день в Церкви совершается память того или иного святого, внимая житию которого мы для себя получаем пример и назидание. Какое же назидание в нынешнем празднике?

Этот праздник не церковный. Этот праздник гражданский, светский, государственный. Его установил император Петр I, а до этого такого праздника и не было. И некоторые говорят: стоит ли обращать внимание на этот нецерковный праздник? Но давайте себя спросим по-другому: может ли христианин быть равнодушен к тому, что происходит вокруг него? Ведь равнодушие – это страшный грех, практически как немилосердие. Равнодушный тот человек, который не видит страданий ближнего, равнодушный тот человек, который не слышит призывов о помощи, равнодушный тот человек, который слушает только самого себя и что ему хочется, что ему нравится, а на то, что ему не подходит, он не обращает никакого внимания. Призывает ли Христос нас к равнодушию? – Нет, дорогие братья и сестры. Если мы с вами внимательно читаем Святое Евангелие, то увидим, что Господь как раз везде обличает равнодушие человеческое. Итак, может ли христианин равнодушно взирать на то, что происходит вокруг него, ну, хотя бы в день сегодняшний, когда вся страна готовится встретить Новый год? По-моему, прямой христианский долг, наш с вами, сейчас молиться. Потому что если кто-то еще до сих пор не понимает значения и силы молитвы, то кому, как не нам, православным христианам, ныне молиться? А о чем мы должны молиться? Какой смысл нашей нынешней молитвы?

Во-первых, первое содержание нашей молитвы – это благодарность Господу Богу за все Его великие благодеяния. Благодарственная молитва среди всех молитв является самой высокой. Конечно, когда кого-нибудь из нас судьба так сильно прижимает, что он идет в храм Божий, хоть даже еще раньше никогда не приходил, и в горе и несчастье вопиет к Господу: «Помоги мне!» – это понятно, он из-за нужды, по нужде пришел в храм, его жизненные обстоятельства заставили. Но сколь велика молитва благодарственная, когда человек, подобно тому, как ангелы, которые находятся перед престолом Божиим и непрестанно славословят Господа, вопия: «Свят, свят, свят Господь!» – так и человек, который благодарит Господа за все: за жизнь, которую ему дал Господь, за радости, которые ему дает Господь, за скорби, которыми Господь его вразумляет, за здоровье, которое Господь ему дает, за болезни, которыми Господь его испытывает, – когда человек за все благодарит Господа, он подобно ангелам становится славословящим Его. Ну, и самая важная, самая главная молитва в Церкви – это Божественная литургия или, по-гречески, – евхаристия, где мы причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, а «евхаристия» в переводе с греческого и означает «благодарение».

Итак, вступая в новый год, мы благодарим Господа за год прошедший, за все, что в нем было. Мы понимаем, что трудности, которые в нем были, – это наши испытания. Как мы в трудностях поступаем: как христиане или как люди, не знающие Бога? Как мы в сложных жизненных обстоятельствах поступаем: только себя спасаем или ближним помогаем? Какую любовь мы оказывали в прошлом году своим близким? дальним? просто тем людям, с которыми вместе трудимся или вместе живем, рядом, на одной лестничной клетке? Это – повод нам сейчас поразмыслить: какими мы были с вами христианами? Шли ли мы за Господом в прошедшее время, или, может быть, только крутились вокруг самих себя и самим себе служили? Ну, вот если мы увидим это, то второй повод для молитвы нам перед наступлением нового года – это осознание своих грехов, своих неправильных поступков, и нам следует испросить у Бога прощения за эти неправильные поступки. Попросить у Господа, чтобы нам больше их не повторять, чтобы нам не позорить великое звание христианина, которое каждый из нас получил в святой купели Крещения. Это тоже повод для размышлений, когда мы встречаем новый год.

И еще один важный повод к молитве ныне – это просить благословения у Господа на наступающее время, чтобы в наступившее время нам стремиться жить по благим заповедям Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам не возвращаться к нашим ошибкам, чтобы воистину Христос был посреди нас, в нашей жизни, а мы шествовали бы за Ним.

Вот, дорогие братья и сестры, с такими мыслями приступим ныне к молитве. Конечно, гораздо проще осуждать неправильные обычаи, которыми окружен Новый год, гораздо проще злиться, ругаться и говорить, что тот или иной человек, или все вместе, или страна вся не так себя ведет, нехорошо поступает… Как легко кого-то осуждать! Но как трудно самому показать образец добродетели, как трудно самому правильно себя вести. Помолимся ныне и о том, чтобы нам не погрязать в осуждении, но погрязать в доброделании, чтобы добрые дела наши очищали нас и чтобы, как говорит Господь (см. Мф. 5, 16), светил свет наш перед людьми, дабы люди видели добрые дела наши и прославили Отца нашего, Иже есть на небеси. Аминь.

(31.12.2012 Новогодний молебен.)

Почему мы с вами находимся в храме Божием? Сейчас, хотя, согласно Церковному богослужебному Уставу и традициям, которые имеются записанными в наших богослужебных книгах, особого богослужения в сегодняшний день не полагается? В чем дело? Что привело нас сегодня под своды святаго храма?

Дорогие братья и сестры! Нас привело под своды этого святого храма наше осознание того, что жизнь, в каких бы формах она не изменялась и что бы не происходило в каких-либо государственных учреждениях, в каких-либо условиях внешней гражданской жизни, для нас, христиан, не может быть не освящена благодатью Святаго Духа. То есть христианин не может разделить и сказать: «Вот я пришел в храм, здесь я христианин, а пришел я на работу – там я уже не христианин, или пришел я домой к себе в семью – я уже другой человек». Такого для нас с вами быть не может. Мы христиане на всяком месте. И Бог на всяком месте с нами. И благословение Божие на всяком месте с нами. И именно поэтому-то мы и пришли сегодня в храм Божий – чтобы получить благословение Божие на наступающий гражданский новый год.

Мы ведь живем по этому году: ходим на работу, получаем пенсию, участвуем в жизни государства. Что же, мы должны отделиться и сказать: «Нет, нас это не касается»? Но если мы так скажем, что нас это не касается, то тогда, в этот момент, мы сами как бы отречемся от того, что мы просим благословения Божия на всякое доброе дело. А ведь как Господь сказал? «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). То есть нет, конечно, мы можем творить: гадости, грехи, безобразия, – вот это мы можем творитьбез Бога. А что-нибудь доброе когда мы собираемся совершать, нам необходима помощь Божия и благодать Божия.

И именно поэтому мы сегодня с вами в храме – чтобы испросить у Господа Бога благословения на то, чтобы нам быть добрыми христианами не только в храме Божием, не только когда мы на молитву собираемся, но в нашей повседневной гражданской жизни, где бы мы не были, кто бы в каком положении не был. Не может христианин обманывать, лгать, взятки брать или, наоборот, их давать. Не может – потому что он христианин. А если мы будем разделять и говорить: «Так можно, так нельзя», – то, как мы думаем, какая же с нами будет благодать Божия? И не будет с нами никакой благодати Божией.

Мы пришли сегодня в храм Господень еще и для того, чтобы попросить прощения у Господа, что в уходящем году были мы, наверно, во многом плохими христианами: многого не соблюдали, многое нарушали и во многом согрешали. Конечно, Церковь нам дает возможность покаяться, дает Таинство Покаяния, дает нам возможность исправления, и мы все этим пользуемся, и правильно делаем, иначе никак нельзя. Но Святая Церковь, понимая то, что мы живем во времени, и у каждого из нас свое время, предлагает нам, как необходимое для нашей души, молитвословие это и покаяние о наших грехах.

Конечно, очень многие теперь знают историю, и это очень хорошо; и вы знаете, что было время на Руси – праздновали Новый год 1 марта, а потом пришло время – праздновали 1 сентября, и вы знаете, что Церковный новый год начинается 1 сентября, то есть по старому стилю 14-го. А еще было время – праздновали, как сейчас говорят, «старый» Новый год. Все это условные человеческие деления. Но всегда, даже если завтра придумают еще какой-нибудь, «сверхновый» год и придумают еще какое-нибудь летоисчисление, для нас это не имеет никакого значения. Мы всегда будем все это освящать молитвой, прося прощения за свои грехи и прося у Бога благословения на будущее время.

Совершим же сию молитву, дорогие братья и сестры, чтобы, входя в 2013 год от Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы с вами достойны были Его имени и, трудясь на всяком месте, находясь в любом положении, славили Его имя своей жизнью, своим поведением и своим отношением к тому, что с нами происходит. Аминь.

(31.12.2014 Новогодний молебен.)

Дорогие братья и сестры, рад видеть вас. Ныне вы предпочли прейти в храм Божий для встречи нового года. Поскольку Новый год все-таки не церковный праздник, а гражданский я бы хотел начать совместное с вами служение с того, что бы отметить, что и гражданские власти уважают наши труды, которые мы совершаем.

Только что, вот когда я приехал, мне подали телеграмму, которую направил Глава города Подольска Николай Игоревич Пестов, которую я бы хотел вам прочитать. Потому что не только я один должен услышать это, но и вы все должны знать, как к нам относятся гражданские власти. Ибо сейчас наступает гражданский новый год. Я зачту эту телеграмму:

«Глубокоуважаемый отец Александр! Сердечно поздравляю Вас с Новолетием и наступающим светлым праздником Рождества Христова! Уходящий в историю 2014 год был ознаменован для Подольска многими памятными событиями, одними из самых ярких на ниве духовный стали праздничные мероприятия, посвященные семисотлетию преподобного Сергия Радонежского, освящение Борисоглебского домового храма, торжества, посвященные юбилейным датам духовенства Троицкого собора.

Предстоящий год – год нашего общего великого праздника – семидесятилетие Великой Победы, которая совершилась благодаря несокрушимой вере, духовному подвигу нашего народа. И мы совместно трудимся над тем, чтобы на примере предков воспитать молодое поколение нравственно и духовно.

Искренне желаю Вам доброго здоровья, крепкого духа, благословенных лет жизни на многая лета, успехов в несении ответственных послушаний в Вашей плодотворной подвижнической деятельности.

Глава города Подольска, Николай Игоревич Пестов».

Дорогие братья и сестры! Радостно, что наши государственные власти совместно с нами понимают труды, которые мы с вами несем. Но мы должны ответственно понимать, что значит для нас время. Ибо время, которое дано нам как жизнь наша, – это священный дар Господа нашего. О чем нам неустанно говорят и святые апостолы, и о чем нам говорит наше Священное Предание. Мы не по своей воле пришли в этот мир, не по своей воле уйдем из этого мира. Но как правильно нам было прожить эту жизнь вот то время, тот отрезок времени, который нам дан, в благочестии и чистоте? К сожалению, у нас это плохо получается. И вот Церковь Христова дает нам с вами возможность исправить свои недостатки, исправить свои грехи, очистить свою душу, особенно сейчас, когда идет Рождественский пост и у нас есть возможность в покаянии прийти к Таинству Исповеди, покаяться в своих грехах, попросить у Господа прощения и в чем-то измениться к лучшему. Нам всем надо изменяться к лучшему.

Сейчас вот, зная о том, как подводятся итоги года, нагнетается тревога и страх, говорят о кризисе. Говорят о том, что все плохо. Говорят о том, что не знаем, что дальше будет. Мы могли бы поддаться этой панике, но мы – христиане – не должны поддаваться панике. Почему? Потому что главное в жизни не то, сколько стоит дом, и не то, какая на бирже ситуация экономическая, к которой мы вообще ни какого отношения не имеем на самом деле. Да, конечно, мы приходим в магазин и видим, как увеличились цены. Всем становиться тяжело, что будем делать дальше? Но я обращаюсь к людям старшего возраста: вспомните, а что было сорок лет назад, как мы тогда жили? А как мы тогда переживали это все? Но не в этом дело. Если мы – христиане, то мы должны понимать, что самая главная основа нашей жизни – то, что в нашей душе. Мы будем с Христом или без Христа? Что для нашей души опора, на чем наша жизнь основывается? Мы продолжаем себя чувствовать верующими людьми или мы в погоне за тем обществом потребления, к которому вот-вот почувствовали вкус, и нам понравилось что можно и то, и другое, и трете. Мы-то что для себя выберем? Что для нас самое главное в этой жизни? И когда мы внимательно посмотрим, то мы увидим, что самое главное – быть вместе с Богом и не отойти от Бога. Потому что не важно, сколько стоит дом, не важно, сколько стоит все в магазине, если у тебя в душе нет Бога. Вот что печально и о чем надо беспокоиться. Ибо самое страшное, что происходит ныне в нашей жизни, это когда человек себя мыслит отдельно от Бога. Вот тут Бог, а тут я. Когда чуть-чуть совпадает, когда мне хорошо, или что-то тут получается вместе, тогда я буду верить в Бога, а если что-то тут не то, не так, как мне нравится, то зачем мне Бог? Я хочу хорошо жить. Вот это самое страшное, когда человек себя мыслит без Бога.

Наступает новый год, и я всем желаю жить вместе с Богом. Как бы там не было, что бы ни происходило, какой бы ни был кризис – почитайте Псалтырь, там все написано. Вот удивительно, но как же она подходит к состоянию человеческой души! Ничего нового не произошло, либо человеческая душа живет с Богом, и человек надеется на Бога, и опора жизни человека с Богом, либо этого ничего нет. А если ничего нет, то все бессмысленно и зачем тогда это все нужно? Потому что сегодня ты живешь, улыбаешься, завтра тебя покидает дух, твое тело закапывают. Материалисты вообще говорят, что ничего дальше не будет, но мы-то знаем, что дальше будет, мы-то знаем, что мы несем ответственность за то, как мы прожили свою жизнь. Мы-то с вами знаем, что нам придется давать ответ за то, что мы мыслили, что мы чувствовали, что мы хотели, к чему мы стремились.

Дорогие братья и сестры! Апостол сказал: благодарите Бога (см. 1Сол. 5, 18). Вот самое важное для нам с вами – за все благодарить Бога! Иногда говорят, ну как же благодарить Бога, если так тяжело, если так плохо?! – И за это надо благодарить Бога! Значит это нам нужно испытать – то, что тяжело, и за это надо благодарить Бога. Нам надо перейти через эти испытания, они для нас, может быть, полезны, только мы сами этого не понимаем. За все благодарите Бога! Давайте сейчас возблагодарим Господа и Бога нашего за все, что Он нам дал! И попросим у Него, чтобы и на будущее время Своим промыслом Он не оставил нас. Ведь Он – Отец наш Небесный. Он видит наши недостатки и недостоинства, но Он знает нас и Он не хочет, чтобы мы с вами погибли. Он не хочет, чтобы мы с вами попали в то место, что мы с вами называем адом. Он желает, чтобы мы с вами спаслись и имели жизнь вечную, для этого Он Сына Своего единородного послал на землю (см. Ин. 3, 16). Поэтому, возблагодарим Господа Бога за то, что мы прожили, и попросим у Него сил, крепости, смирения, терпения и на будущий наступающий год. Да благословит нас Господь жить в вере, надежде и любви. Аминь.