О помазании

18.10.2003 Неделя 18-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все в нашей Святой Церкви, что связано с богослужением, исполнено глубокого внутреннего духовного смысла, который необходим для нашего назидания, для укрепления нас с вами в вере, надежде и любви. Каждое действие, совершаемое в церкви, обязательно имеет внутреннее духовное значение. И я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на то, к чему мы привыкли за всенощным бдением, но не всегда духовно об этом размышляем. Во время чтения канона, когда бывает праздничная полиелейная служба или служба всенощного бдения, как в воскресный день, мы подходим либо к Святому Евангелию, либо к иконе святого или Матери Божией, если это праздники, им посвященные, и после того как приложимся, нас помазывают освященным елеем, – изображает священник у нас на лбу знак креста. Что означает это помазание? Помазание это – напоминание нам с вами о том, кто мы такие. А мы с вами – христиане. Само слово «Христос» в переводе с греческого языка означает «помазанник». В древности на служение пророческое, на служение царское и на служение священническое помазывали человека, который должен был проходить это служение, освященным елеем, то есть маслом. Помазывали его главу и таким образом символически изображали то достоинство, которое должно быть на нем.

Господь наш – Иисус Христос, то есть Христос – значит, помазанник. Помазан Христос на все три служения эти: пророческое, священническое и царское – Духом Святым. Он как священник, как великий первосвященник принес жертву за весь мир, – Самого Себя за наши грехи Господь в жертву на кресте принес. Как пророк Он для всех нас с вами открыл, что есть добро и что есть зло, ибо в том и заключается служение пророческое – указывать людям путь жизни. Иисус Христос указал нам этот путь жизни, основав на земле Свою Церковь Святую, принадлежа к которой мы идем путем к спасению. И как истинный Царь, – не царь земной, но Царь Небесный, – Он открыл новое царство в душе нашей, и это царство не от мира сего, это царство человек созидает сам в своем сердце благодатью Духа Святаго и жизнью со Христом.

Когда мы с вами принимаем Святое Крещение, то перед тем как нас погрузить в купель, нас тоже священник помазывал освященным елеем, в знак того, что мы во Христа крестимся и во Христа облекаемся. Христос был помазан на сии служения, и мы с вами тоже, христиане, в себе должны нести эти три великих служения.

Как служение пророческое, мы должны в жизни своей «быть светом миру» (Мф. 5, 14), не словами, но жизнью своей проповедуя и свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Чтобы, когда люди общались с нами, видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного. То есть каждый из нас призван к этому служению – христианскому, пророческому, – жизни со Христом.

Мы призваны с вами и к служению священному. Ибо мы приступаем к Святым Тайнам Христовым – Пречистому Телу и Животворящей Крови Христовой, мы приступаем к другим Таинствам Церковным, и мы находимся в единстве со Святой Церковью, и через эти Таинства душа наша бывает облагодетельствована Духом Святым. И если человек не приступает к Таинствам Церковным, не приступает к исповеди или к причастию, он отторгает себя от этого служения, которое заповедано Самим Господом Иисусом Христом. Поэтому нам с вами надо ценить богослужения церковные и участие в Святых Таинствах. А также, как Сам Господь Иисус Христос принес Себя в жертву за жизнь мира, мы должны учиться жертвенной любви, – когда мы любим другого человека не ради себя, а ради него самого, когда мы не для себя стараемся, а для другого человека. И эта жертвенная любовь есть подлинное священническое служение. И каждый из нас к этой жертвенной любви призван, а Церковь Христова через Таинства дает нам силы к этому служению.

И, наконец, наше призвание к служению царскому заключается в том, что в нашем сердце должен царствовать Единый Царь – Спаситель мира Господь Иисус Христос. Не должно быть в нашем сердце места страстям и порокам, грехам и нечистоте.

И вот когда нам во время всенощного бдения или полиелейной службы священник помазует чело, лоб знаком креста освященным елеем – это напоминание нам с вами о том, что мы христиане и в своей жизни должны нести три великих христианских служения. Это напоминание нам с вами о том, что Господь даровал нам много Своих милостей, и хотя мы люди грешные и недостойные, но благодатью Духа Святаго мы укрепляемся, и Господь Сам дает нам силы к вере, надежде и любви.

Всегда будем помнить, дорогие братья и сестры, что мы христиане, будем благоговейно носить сие святое имя Христово.

Аминь.