О помазании на полиелее

(2.02.2008 Неделя 36-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)- о помазании на полеелее

Когда бывает накануне воскресного дня, или накануне великого праздника, или накануне памяти особо чтимых святых служба, которая называется «полиелей», то после чтения Святого Евангелия, верующие, молящиеся в храме, во время чтения канона, посвященного празднику, подходят, прикладываются к центральной иконе, – если это воскресный день, то и к Святому Евангелию, – и священник помазывает их освященным маслом, по-гречески – елеем.

Что означает это священнодействие? Дорогие братья и сестры! Спаситель наш – Господь Иисус Христос, и эти имена Его имеют значение. «Иисус» в переводе с древнееврейского означает «Спаситель», а «Христос» в переводе с греческого означает «Помазанник». Что значит «Помазанник»? В древнем мире на особые служения людей помазывали елеем – маслом. На их главу изливался особый состав благовонного масла, освященного молитвами, для того чтобы они несли великое служение. Помазывали на служение пророков, помазывали на служение священников, помазывали на служение царей. Спаситель наш именуется «Помазанником», то есть «Христом», потому что все три этих великих служения Он соединил в Своей земной жизни.

Кто такие были пророки? Пророки – это те люди, которые указывали другим по повелению Божию, что есть добро и что есть зло. Пророки – это те люди, которые по повелению Божию, не боясь ни гнева человеческого, ни неприятия человеческого, обличали неправедность и призывали к праведности, открывали волю Божию и призывали людей следовать за Господом. И Спаситель мира Господь Иисус Христос в Своем служении именно это и совершал: Он пришел в мир, чтобы открыть нам с вами единственный путь ко спасению. Поэтому Его служение называется пророческим.

Что делали священники Ветхого Завета? Они приносили жертву Богу за грехи людей. Господь Иисус Христос Самого Себя принес в жертву за наши грехи. Он взошел на Крест и принял крестную смерть за нас с вами, для того чтобы искупить нас от клятвы законной. Он принес в жертву Самого Себя за грехи всего мира. И поэтому Его служение воистину есть священническое служение.

Царей древних помазывали на царство, с тем чтобы они правили людьми, направляя их к праведности. Господь Иисус Христос принес в мир новое Царство, которое не силой оружия, не силой принуждения, не внешним каким-то указанием, а внутренним, духовным, раскрывает истинное Царство, которое внутри у каждого человека, в его душе (см. Лк. 17, 21). Это Царство любви к Богу и людям. И человек становится членом этого Царства тогда, когда он следует за Господом Иисусом Христом и учится любить своих ближних и Господа Бога. И поэтому Иисус Христос есть истинный Царь.

Итак, Спаситель наш, Христос Помазанник, принес в мир служение Свое – пророческое, священническое и царское. А мы с вами во Христа крестились, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Мы с вами Христовы суть (1 Кор. 3, 23). Господь говорит нам: «Кто хочет последовать за Мной, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и идет за Мной» (см. Мф. 16, 24).

Так что же значит помазание освященным елеем во время полиелея? Мы ведь становимся тоже помазанниками. Раз мы Христовы, то это помазание, которое совершается над нами, напоминает нам, что и мы в своей жизни должны нести сии служения. Мы должны с вами нести служение пророческое, потому что в жизни своей должны следовать правде Божией и отвергать неправду и нечестие – так, как поступали пророки. Это и наше с вами призвание. И поэтому над нами и совершается это помазание, что мы с вами воины Христовы, за Ним следуем. Нас, христиан, Священное Писание называет «царским священством» (1 Пет. 2, 9) – каждого христианина, все мы именуемся «царским священством». Это значит, что мы свою жизнь предаем в жертву Богу. Вспомните, как на ектении говорится: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш – то есть всю жизнь нашу – Христу Богу предадим». Вот это и есть наше с вами христианское священническое служение, ибо жизнь наша должна быть жертвой Богу.

Почему именно «жертва»? Что это такое? А когда мы живем не для себя, не то делаем, что нам хочется, а так поступаем, как Бог велит, по заповедям Божиим, – это и есть наша жертва. Мы отрекаемся от своего самолюбия и от своей грешной воли, предаем себя в волю Божию и в жертву Богу даем свое верующее сердце и нашу жизнь.

И так же, когда нас помазывают освященным елеем, тем самым нам напоминают, что мы граждане Царства Божия, Царства Небесного. Мы должны жить по законам этого Царства Божия, которое внутри нас есть (Лк. 17, 21). А этот закон главный и единственный, Сам Спаситель нам сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

Итак, дорогие братья и сестры, когда мы во время полиелейной службы подходим и прикладываемся к иконам, ко Святому Евангелию, и нас помазывают освященным маслом – елеем, тем самым каждому из нас напоминается, что мы христиане – помазанники Божии, и в жизни своей должны следовать за Христом по Его благим заповедям. Ему же, Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, слава во веки веков. Аминь.

(05.10.2013 Неделя 15-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Перед воскресным днем, когда совершается воскресное всенощное бдение, а также перед другими праздниками: средними, великими и двунадесятыми, – по уставу Церкви совершается особое богослужение, называемое полиелей, которое в переводе с греческого означает «многомаслие». Это означает то, что когда-то в течение ночи или рано утром, когда еще везде было темно, христиане служили торжественную службу, зажигали много лампад. Но в этом полиелее есть еще один церковный обряд, который и мы сейчас с вами совершим, – когда христиане подходят к Евангелию, к святой иконе, а священник их помазывает освященным елеем, то есть маслом. Что означает это? Что означает это помазание в эти великие праздники?

Чтобы нам это лучше понять, мы с вами должны вдуматься в значение имени Господа нашего. Иисус Христос. Если имя «Иисус» означает «Спаситель», то слово «христос» в переводе с греческого означает «помазанник». А что значит «помазанник»?

А дело в том, что еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа многие люди Богом призывались на особое служение. Например, на служение пророческое – когда Бог призывал человека и повелевал ему провозвещать Свою волю, волю Божию. И этот пророк шел и, не боясь ничего, по вдохновению Божию обличал зло, учил добру, свидетельствовал о правде Божией. И из Священного Писания мы с вами узнаем, читаем в Библии, что этих пророков помазывали елеем, то есть маслом, на их служение, в знак благословения, чтобы они провозвещали волю Божию. Также, когда было установлено через пророка Моисея жертвенное священство, приносящее жертву Богу, которое должно было за грехи народа Божия совершать молитвословия и принимать от народа их жертвы, то служивших в этом священном сословии в знак их священства тоже помазывали освященным елеем, то есть маслом. И они совершали особые молитвы к Богу и предавали жизнь свою в волю Божию. И еще было одно служение в Ветхом завете, на которое призывали людей и при этом тоже помазывали маслом, – это служение царское. Ветхозаветных царей народа Божия, которые были верны слову Божию, в знак их высокого служения, для того чтобы их служение было достойным, в воле Божией, пророки помазывали освященным маслом.

Итак, что же значит имя «Христос», то есть в переводе «Помазанник»? На какое же служение был помазан Иисус Христос? И как это происходило?

Служение Господа Иисуса Христа на земле, когда Он принял плоть человеческую и был истинный Бог и истинный Человек, вместило в себя все три этих великих служения. Он был истинный Пророк, и Его пророческое служение заключалось в том, что Он открыл людям волю Божию, состоящую в том, чтобы ни один из нас не погиб, но имели бы мы с вами жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). Он был истинный Священник, ибо Сам Себя предал в жертву за всех нас, за грехи наши, и вознес на крест наши грехи, и умер, чтобы мы не умерли, но имели жизнь вечную. И Он был истинный Царь, потому что Он открыл новое Царство. Царство Его не от мира сего (см. Ин. 18, 36) – Его Царство внутри, в душе каждого человека это Царство Божие (см. Лк. 17, 21), которое открывается человеку через его жизнь в Церкви, в благодати Духа Святаго.

Итак, Иисус Христос, то есть Помазанник – истинный Пророк, истинный Первосвященник и истинный Царь. А что же нас Церковь помазывает освященным елеем? Для нас что это значит? А к нам апостол прямо обращается и так говорит о нас: «Вы – царственное священство, избранные» (см. 1 Пет. 2, 9). Мы, христиане, во Христа крестились, во Христа облеклись. Мы имеем величайшее звание. И Церковь, помазуя нас освященным елеем, маслом, напоминает нам о том, что и мы должны в своей жизни нести эти служения, заповеданные нам Господом. Пророческое – то есть жить по правде Божией, проповедовать правду Божию, творить добро и уклоняться от зла. Священническое – то есть приносить в жертву себя, стремясь не себе угодить, а ближнему, «друг друга тяготы носить» (см. Гал. 6, 2), учиться любить друг друга, – это и есть истинное жертвенное служение. И, наконец, царское. Мы призваны все к царскому служению, потому что Царство Божие должно быть внутри нас. И мы должны быть с вами гражданами Царства Божия, чтобы в наших сердцах именно Бог был нашим Господином, Он направлял нашу жизнь, наши мысли и наши чувства.

Итак, дорогие братья и сестры, подходя во время всенощного бдения или полиелейной службы к святым иконам, к Евангелию и принимая помазание от священника освященным елеем, будем молиться Господу Иисусу Христу – истинному Пророку, Священнику и Царю, чтобы нам быть достойными Его последователями и идти в жизни за Ним, Ему же слава во веки веков. Аминь.