О воскресении

(26.07.2008 Неделя 6-я по Пятидесятнице. Память Святых Отцев 6-ти Вселенских Соборов. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет бессмертную душу. И так же, как тело человеческое нуждается в том, чтобы вкушать пищу, согреваться, беспокоиться о здоровье, так и душа человеческая тоже нуждается в заботе о ней: ей нужна так же пища, ее нужно так же оберегать, чтобы она была здорова.

Святая Церковь наша Православная постоянно учит своих верных чад, что пищей для души является молитва и общение с Богом. И это она объясняет через богослужения, которые совершаются в храмах Божиих, потому что научиться молиться, привыкнуть молиться, суметь молиться лучше всего в храме Божием, потому что это как раз и есть то место, где изобильно изливается благодать в душу человеческую, и перед душой человеческой раскрывается Небо духовное.

В неделе 7 дней, и один из этих дней посвящен самому главному событию в истории человечества – Воскресению. Он так и называется, потому что в этот день мы вспоминаем воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Встречая воскресный день, христиане призываются к молитве. В древности первые христиане, вера у которых буквально горела в сердцах, которые жили верой, накануне воскресного дня, собираясь вместе, усердно и долго молились, таким образом, что впоследствии из этого получилось богослужение, которое стало называться всенощным бдением. Это имеется в виду «всенощное» – то есть всю ночь. То есть первые христиане и усердные подвижники впоследствии в монастырях совершали накануне воскресного дня всю ночь молитву. Сейчас наше всенощное бдение, которые мы с вами совершаем, пролетает очень быстро: ну, самое большее 2 часа или 2 часа 15 мин. И хотя порой и на этом-то молитвословии мы стоим и немножко тяготимся, и устаем, и мыслями отвлекаемся, тем не менее очень важно нам, готовясь к встрече воскресного дня, собираться в храм Божий на молитву, на всенощное бдение. Это нам с вами напоминает о том, какой молитвенный подвиг, какой молитвенный настрой, какое богообщение и стремление души человеческой к Богу были у первых христиан и впоследствии у подвижников благочестия, и дает нам возможность поразмышлять о том, что мы очень далеко от степени благочестия. Вот даже сравнить, как они всю ночь молились, и как мы – всего 2 часа, и сравнить, какое отношение у них было, когда они в этой молитве радостно возносились к Богу, и как мы порой устаем, или ропщем, или мыслью где-то отвлекаемся. И такие размышления должны приводить нас к покаянию, к осознанию своего духовного несовершенства. А покаяние должно вновь и вновь нас приводить к тому, чтобы мы учились молиться Богу. Потому что когда человек молится, он ищет общения с Богом, его душа получает духовную пищу и бывает ограждаема от разных духовных болезней, то есть от грехов.

Дорогие братья и сестры! Завтра воскресный день. Мы будем вспоминать, и уже вспоминаем, как Спаситель мира воскрес и победил смерть, как открыл дорогу к воскресению для каждого из нас. Вспоминая это событие, будем просить у Господа Бога сил на то, чтоб нам научиться молиться, чтобы нам научиться беречь свою душу от грехов, чтобы нам всегда любить богослужения нашей Святой Церкви, чтобы нам насыщать свою душу великой духовной пищей православной веры. Аминь.