О всенощном бдении

19.08.2006 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В богослужении нашей Святой Церкви Православной все исполнено глубокого духовного внутреннего смысла, и каждое действие, которое мы совершаем в храме, имеет свой духовный смысл. Вот и сейчас вы приготовились к тому, чтобы подходить и прикладываться к Святому Евангелию, к иконе, к мощам, а после этого помазываться освященным елеем. В это время будет читаться канон. Все это имеет внутреннее духовное значение. Особенно сегодня, когда у нас несколько совпадений праздников, я бы хотел обратить на это ваше внимание.

Сначала вы подходите к Святому Евангелию и, помолившись, прикладываетесь к нему. Оказывая почтение слову Божию, поклоняясь ему и целуя эту святую книгу, мы одновременно просим у Господа Бога, чтобы Господь вразумил нас в наших сердцах складывать в себе слова, которые Господь для нас открыл. Как Господь сказал о Своей Пречистой Матери: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк. 11, 28). Значит, если мы только с вами прикладываемся к Святому Евангелию, а дома Святое Евангелие не читаем, и если мы в душу свою не вкладываем евангельские слова, то мы с вами поступаем лицемерно, поступаем, как фарисеи или как язычники, которые внешнее поклонение оказывают, а внутреннего поклонения не оказывают. Да не будет этого с нами! Прикладываясь к Святому Евангелию, мы одновременно должны помнить и о том, что каждый православный христианин должен дома прочитывать хотя бы несколько стихов, несколько отрывков из Святого Евангелия. Лучше всего смотреть по православному церковному календарю, какие евангельские чтения читаются в этот день в храме Божием, и эти же чтения прочитать дома. Если нет церковного календаря или другие какие-то обстоятельства, то достаточно, хотя бы три-четыре-пять строчек из Святого Евангелия прочитывать – но делать это каждый день, размышляя о том, что Господь нам заповедал. Так что, дорогие братья и сестры, целуя Святое Евангелие, одновременно будем просить и о том, чтобы Господь умудрил нас читать слово Божие, слышать слово Божие, исполнять слово Божие и хранить его в сердце.

Потом мы прикладываемся к святой иконе. Сегодня это икона Преображения Господня. И когда мы кланяемся иконе, конечно, мы же кланяемся не стеклу, не дереву, не краскам, не художественному произведению, а мы поклоняемся тому, что изображено на иконе, то есть первообразу, и в данном случае мы поклоняемся Самому Господу, Который преобразился на горе Фавор. И мы с вами, прикладываясь к иконе этого праздника, просим, чтобы и в нашей жизни произошло преображение, чтобы и мы свои души освятили светом Христовой истины. И, взирая на апостолов, которые здесь, на иконе, изображены поклоняющимися Господу Иисусу Христу, мы просим Господа, чтобы и нам с вами достойно поклоняться Спасителю нашему, и жизнью своею славить Его.

А потом мы подходим и поклоняемся святым мощам угодников Божиих. Сегодня память преподобного Антония Оптинского, и мы, прикладываясь к частице его святых мощей, поклоняемся его подвигу перед Господом Богом и просим у него его святых молитв. Когда мы поклоняемся мощам, мы тем самым оказываем честь и поклонение даже частицам тел святых. Смотрите, как Господь наш наше с вами существо возносит, что даже частицу тела святого предлагает нам для поклонения! Не зря сказано о наших телах, что наши тела – это «храм Духа Святаго». Поэтому, поклоняясь святым мощам, мы с вами научаемся тому, что нам нужно подражать святым угодникам, и телом и душою служа Господу Богу и сохраняя и тело, и душу в чистоте и святости.

Вот, дорогие братья и сестры, небольшое я рассказал значение только маленького момента из богослужения всенощного бдения. А наше богослужение все исполнено таких духовных смыслов. Будем же любить, изучать наше богослужение, молиться Господу Богу, вдыхать своей душою благодатные дары Церкви Христовой и стремиться жить по благим заповедям Господа, по молитвам  угодников Божиих, под покровом Пречистой Девы Марии.

Аминь.

(18.07.2009 Неделя 6-я по Пятидесятнице. Собор Радонежских святых. Всенощное бдение.)

Сейчас мы с вами вместе молимся за богослужением, которое называется «всенощное бдение». Конечно, это не то древнее всенощное бдение, которое некогда, 10 веков назад, сформировалось в монастырях, когда это богослужение совершалось в протяжение всей ночи, откуда и название – «всенощное бдение». У нас не хватит, наверно, ни духовных, ни физических сил повторить подвиг тех молитвенников, наших далеких предков. Но тем не менее мы, отложив множество своих дел, которые у каждого из нас есть, сегодня собрались под своды этого святого храма, чтобы воздать Господу хвалу.

Центральными моментами всенощного бдения можно назвать полиелей, который вот только что мы с вами начали совершать, когда поется псалом: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа». Вот вслушаемся в сами слова: «Хвалите». Каков главный смысл, центральный смысл нашего с вами вечернего богослужения? Мы воздаем хвалу Господу Богу. И еще такой же очень важный момент есть в этом богослужении, который тоже скоро наступит, – когда священник возглашает: «Слава Тебе, Показавшему нам свет!» – и хор поет: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Называется это песнопение «Великое славословие», и главный его внутренний духовный смысл тот же самый: мы возносим хвалу Богу.

Дорогие братья и сестры! Среди молитв самая высокая, самая духовная, самая спасительная, самая правильная молитва – это молитва благодарения Господу Богу. Из пророчеств мы с вами знаем, что Ангелы и Архангелы, Небесные бесплотные Силы, окружая Престол Божий, постоянно возносят хвалу Богу, как об этом и говорит пророк Исаия, они воспевают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!», – и в этом их величайшее счастье – находиться рядом с Богом и возносить хвалу Богу.

Какое это счастье – возносить хвалу Богу! Но беда наша человеческая – что мы этого счастья своего не понимаем. И не понимаем величия этой молитвы, хвалительной Богу, славословной Богу. Смотрите, когда у нас лучше всего с вами получается молитва? Когда у нас что-то не так, какая-то беда; и мы тогда начинаем с усердием обращаться к Богу, просить Бога о чем-то. Такая молитва называется «просительной». Она, конечно, присутствует и существует, и в богослужении тоже она существует, – но когда у нас все, вроде бы, хорошо, почему мы перестаем обращаться к Богу? Почему мы не видим очевидных вещей? Наверно, о том, что видеть свет Божий – это великое счастье, лучше всего может размышлять слепой человек. Наверно, о радости слышать пение птиц, слышать разговор людской, слышать музыку, слышать любые звуки лучше всего понимает глухой. Наверно, о счастье ходить где хочешь, двигаться, прыгать лучше всего понимает человек парализованный, у которого ноги отнялись. Почему же только тогда, когда мы что-то теряем, мы начинаем понимать величие дара Божия, который Господь нам дает, – видеть этот мир, слышать этот мир, наслаждаться в этом мире, жить в любви, жить в вере, жить в надежде?.. Увы, действительно, мы начинаем ценить что-то только тогда, когда это теряем.

И вот Святая Церковь постоянно призывает нас оглядеться, осмотреться, немного в себе открыть внутреннюю духовную тишину и почувствовать радость благодарить Господа Бога, радость славословить Господа Бога, радость хвалить Господа Бога. Потому что когда мы это в себе откроем, мы тогда понимаем, что значит жить вместе с Богом. Потому что от Бога исходят все дарования, которые мы с вами имеем.

Дорогие братья и сестры, Святая Церковь посредством богослужения, посредством своих молитв призывает нас познать любовь Божию и пребывать в любви Божией. Будем с вами хвалить Спасителя и Господа нашего, будем славословить Его, будем благодарить Его, будем учиться, подобно Ангелам, воспевать всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога нашего, Ему же слава во веки веков. Аминь.