Первоверховных апостолов Петра и Павла.

1998 год. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что значит для нас Святая Церковь Православная? Как мы относимся к Церкви? Для чего она нужна нам? Почему мы ей принадлежим?

Этот вопрос сегодня мы услышали от Самого Господа Иисуса Христа. Мы только что слышали чтение Святого Евангелия, в котором Господь Иисус Христос спрашивал у Своих учеников: За кого принимаете вы Меня? (Мф. 16, 15). Ученики стали отвечать Ему.

Господь задает и нам сегодня вопрос: Что значит в нашей жизни Церковь Его?

Иногда отвечают: Церковь это - вера наших отцов и праотцев, и поэтому мы должны ей принадлежать. Иногда говорят по-другому: Человек должен во что-то верить, и поэтому церковь дает человеку какую-то опору в жизни. А другие говорят: Это - сокровище нашей национальной культуры, и поэтому мы, поскольку русские, должны хранить свою культуру и должны приходить в церковь.

Для чего же мы приходим в Церковь Христову? Кто для нас Господь Иисус Христос?

Когда такой вопрос был задан ученикам Христа, ученики начали говорить Христу: Одни Тебя принимают за Иоанна Крестителя, другие – за пришедшего Илию, а третьи - за Иеремию или еще кого-то из пророков (Мф. 16, 14).

Действительно, почитаемых людей назвали апостолы. Эти люди хранили предание народа своего. Они берегли верность традициям, которые Бог дал народу Божию на Синае. Но когда Иисусу Христу сказали об этом, Он обращается к апостолам и говорит: А вы за кого принимаете Меня? Кто Я для вас? И тогда апостол Петр говорит: Ты Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16).

Дорогие братья и сестры! Мы с вами потому принадлежим Святой Церкви Православной, что наша жизнь немыслима без Христа. Дело не в том, что наша вера древняя. Дело не в том, что наша культура богатая. И дело не в том, что наши предки хранили эту веру. Дело в том, что без Христа жить нельзя! Потому что без Христа просто нет жизни. Человек, живущий без Христа, духовно умирает. Душа у него становится мертвой еще при жизни, и поэтому вокруг такого духовно мертвого человека распространяется зло.

И когда апостол Петр сказал Иисусу Христу как они почитают Его, как Бога живаго, Иисус Христос сказал: Блажен Симон, сын Ионин. Но теперь ты будешь Петром, т.е. камнем, потому что на камне этой веры, т.е. веры в Сына Божия, Я создам Церковь, и врата адовы не одолеют ее (Мф. 16, 17-18).

Вот, дорогие братья и сестры наша с вами опора, наша вера в Господа Иисуса Христа, Который на нашей с вами вере создал Церковь Свою и пообещал нам, что врата адовы не одолеют ее. Но что значит это для нас с вами? Это значит, что зло не может нас с вами победить. Это значит, что грех не может уничтожить наши души. Это значит, что у нас в жизни всегда есть надежда. Это значит, что мы всегда можем рассчитывать на помощь Божию, потому что мы знаем, что Христос, Сын Бога живаго, на земле основал Свою Церковь, и если мы будем иметь веру в Него, то никакие силы ада не могут иметь над нами власть.

Но как же так?! В повседневной жизни мы как раз очень часто наблюдаем другое, что силы зла берут над нами власть. Мы раздражаемся, мы злимся, мы завидуем, ненавиствуем, мы делаем такие вещи, о которых нам порой стыдно самим себе признаться, а не то чтобы кому-либо сказать… Мы осознаем себя грешными, но в тоже время, сознавая себя грешными, мы не осознаем себя погибшими и не признаем над собой власти зла! А почему так происходит?

Иисус Христос сказал апостолу Петру, а вместе с ним и всем апостолам, приемники которых по сей день несут слово Божие в Церкви Христовой, Он сказал: Кому будешь разрешать грехи на земле, будут разрешены и на небе, а на ком оставишь, на том останутся (Мф. 16, 19). Господь дал Церкви Своей через святых Своих апостолов власть прощать грехи человеческие. И именно поэтому у нас с вами есть надежда на спасение. Именно поэтому мы приходим в храм, как в место, где мы духовно лечимся. Мы приходим сюда грешными, со своими грехами, а в таинстве исповеди Господь омывает нашу душу. Мы приходим сюда духовно грязными, запачканными, а уходим из церкви обновленными и освященными. И даже если наши грехи багряные и безобразные, Господь их очищает и делает нашу душу сопричастной Себе.

Бог с нами. Господь Иисус Христос с нами. И именно поэтому мы идем в Церковь. И Церковь для нас значит нашу с вами жизнь. Мы в Церковь идем, потому что душа наша живет. Мы в Церковь идем, потому что здесь душа наша дышит. Здесь мы получаем силы к тому, чтобы противостоять злу. Здесь мы получаем исцеление и утешение, веру, надежду, любовь. - Вот, что значит для нас Церковь Христова, ибо здесь и бывает Христос, Сын Бога живаго, верою в Которого мы имеем жизнь вечную.

Прославим же Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего нам Святую Свою Церковь, через которую мы с вами получаем спасение.

Аминь.

 

 

11.07.1999 Первоверховных апостолов Петра и Павла. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь прославляет апостолов первоверховных Петра и Павла. Сегодня мы собрались в храм Божий для молитвы, чтобы нам с вами попросить у Господа, чтобы в наших сердцах был такой же огонь веры, какой был в сердцах святых апостолов.

Кто такие апостолы? – Апостолы это – посланники, которых Иисус Христос послал в мир, чтобы они свидетельствовали о Нем. Христос Спаситель пришел в мир, чтобы нас спасти. Он стал Человеком, воплотился в наше существо. Но чтобы мы не думали, что Бог далек от нас, чтобы мы не думали, что то, о чем говорил Христос, недоступно для нашего исполнения, в истории Церкви Духом Святым через жизнь посланников Христовых – апостолов – для нас с вами становится явственным и близким, что Бог рядом с нами. Это становится нам известным через жизненный путь учеников Христовых, которых Господь избрал из простых людей, которые отличались от всех, единственно, чистым разумом, чистым сердцем, ибо они желали знать правду Божию.

Кто из нас не желает иметь чистый разум и чистое сердце? – Ведь мы с вами чувствуем, что главное, чего нам в этом мире не хватает, это легкости сердечной, чтобы в сердце нашем была радость, чтобы в сердце нашем была любовь, чтобы не было тяготы на сердце, чтобы не было тоски на сердце и печали… Конечно, как раз тягота, печаль и скорби – это и есть то, что грузом ложится в этом мире на нашу душу. И как бы мы хотели, чтобы в наших душах была радость о Господе и счастье! Этого всегда люди хотят. Этого хотели и ученики Христовы, которые искали общения с Ним. И когда Господь увидел их, Он говорил им: «Идите за Мной!» – и они шли.

В лице первоверховных апостолов Петра и Павла Церковь Святая прославляет всех учеников Христовых. А ведь мы, крестившись во имя Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, дерзаем называть себя христианами, т.е. учениками Христовыми. Значит, мы тоже призваны к такому же апостольскому служению. А в чем заключается это апостольское служение?

Когда Иисус Христос наедине спросил у своих учеников: «За кого принимают Меня люди?» – Ему стали говорить в ответ: «Одни считают Тебя за Иоанна Крестителя. А другие считают Тебя, - говорили Ему, - за одного из великих пророков, а третьи Тебя считают за Илию пророка…». – А Господь тогда спрашивает у Своих ближайших учеников: «А вы за кого Меня считаете?» – И апостол, которого Христос в дальнейшем назовет Петром, Симон, сын Ионы, говорит: «Ты, воистину, Христос, Сын Бога живаго». – И тогда Иисус Христос говорит ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не от себя ты сказал, это тебе Дух Святый открыл, и поэтому теперь ты будешь называться Петром, т.е. камнем, и на этом камне, на камне этой веры, Я созижду Церковь Свою, и врата адовы не одолеют Ее» (Мф. 16, 13-18).

Дорогие братья и сестры! Господь дает нам камень веры, которым является Он Сам. Он – наш Спаситель, Сын Бога живаго, Господь наш Иисус Христос, воплощенный Сын Божий, Который пришел в мир, чтобы никто из верующих в Него не погибли, но имели жизнь вечную (Ин. 3, 16).

И в чем же наше апостольство? В чем нам быть христианами, что это значит? – А это значит – всегда знать, что мы в Христа крестились и в Христа облеклись (Гал. 3, 27), и с нами Господь наш, нам ничего не страшно, у нас есть твердое основание. Какие бы ни были страхи: страхи войны, страхи болезней, страхи несчастий, страхи бедственных природных событий – нам, христианам ничего не страшно, потому что наша вера, наш Спаситель – Христос! Чтобы ни произошло, никто из нас не погибнет, но мы все будем иметь вечную жизнь! – В этом основа нашей веры. В этом наше счастье, в этом наша радость, в этом наше апостольство.

Почему апостолы шли, проповедовали, ничего не боялись – ни страшных мучений, ни гонений и претерпели все мученическую смерть? – Потому что они знали, что Христос всегда с ними, и никто не может отнять у них Бога, и чтобы во внешнем мире ни происходило, они будут с Христом, и все те, кого они научили вере, тоже будут с Христом, и все временные несчастья пройдут, а радость, которую дает Христос, будет такая, на какую ни одна земная радость и близко не похожа!

Дорогие братья и сестры! Как нам необходимо, чтобы в наших сердцах была эта твердая вера, это твердое основание! Как бы нам было легко переживать все трудности в нашей жизни! Но, увы – мы страшимся, мы боимся, мы маловерны и часто пугаемся и забываем о своем основании – о Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе.

Вот, сегодня мы слышали Святое Евангелие, как Христос обращается к тому самому ученику, чью память мы сегодня прославляем, апостолу Петру, но называет не тем именем, которое Сам ему дал. Он не называет его уже камнем веры, а Он называет его тем именем, которое он имел до того, как стал апостолов. Почему Он так к нему обращается? – Потому что этот апостол отрекся от Него, отрекся из-за страха страданий. И вот, Господь говорит ему, обращаяся со старым именем: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?» – И ученик Христов отвечает: «Да, Господи, Ты знаешь, я люблю Тебя». – И второй раз к нему обращается: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?» - «Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» – И в третий раз также обращается Господь к этому ученику, а ученик говорит: «Ты все знаешь, Ты знаешь, как я люблю Тебя!» (Ин. 21, 15-17). Почему Христос трижды обращается к Своему ученику, которого Он назвал «камнем веры»? – Он, таким образом, призывает его душу к покаянию.

Дорогие братья и сестры! Да, мы недостойны именоваться камнями христианской веры. Мы по жизни не даем твердого основания и уверения в том, что мы настоящие христиане. Мы слабы, боязливы, мы забываем о Боге и легко впадаем в панику. Но что нам делать? – Делать то, на что указывает нам Святая Церковь. То, о чем мы слышали сегодня в Евангелии: каяться перед Богом и исповедовать нашу любовь ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. И если мы, подобно апостолу, будем любить Господа нашего Иисуса Христа, то также, как его Он поставил «пасти овец Своих», т.е. управлять Церковью Христовой, также и нам Господь даст силы в этой жизни преодолевать все трудности и искушения.

Что значит ответить Иисусу Христу: «Да, Господи, я люблю Тебя»? – Если бы были это одни слова, то не стал бы апостол Петр говорить: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Почему Христос знает, что он любит Его? – Потому что любовь ко Господу нам следует показывать жизнью своею и делами своими. И в первую очередь, главное свидетельство, нашей любви ко Господу, будет наше милосердие, наше сострадание. Если мы будем прощать друг другу грехи, значит, мы любим Господа. Если мы будем милосердны друг ко другу, значит, мы любим Господа. Если мы будем стремиться помогать друг другу, значит, мы любим Господа, потому что Иисус Христос сказал: «То, что вы сделаете хотя бы для одного из меньших Моих, вы для Меня делаете» (Мф. 25, 40). Любое дело милосердия, сделанное нами, это – дело для Самого Господа. И, значит, нашу любовь ко Господу мы можем показывать через наши добрые дела, и тогда, воистину, это и будет наше с вами апостольское служение, свидетельство о Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе.

Дорогие братья и сестры! Заканчивается Петровский пост. Завтра мы празднуем память святых апостолов. Обратимся к ученикам Христовым с молитвой, чтобы по их предстательству, по их молитвам нам с вами быть настоящими христианами, жить на твердом основании камня веры, веровать, что Христос, воистину, Сын Божий, и идти в нашей жизни по Его стопам.

Аминь.

 

 

12.07.1999 Первоверховных апостолов Петра и Павла. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла – праздник торжества Церкви Христовой. Воистину, всех нас, православных христиан, ныне обнимает духовная радость о том, что мы принадлежим Церкви Христовой.

Только что мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос обещал нам, что врата адовы не одолеют Святую Церковь. Что такое «врата адовы»? – Дыхание, жуткое дыхание этих адовых врат ощущают наши души в этом мире. Мы сталкиваемся с этим страшным мертвящим дыханием этих адовых врат тогда, когда нашу душу посещает ненависть, раздражение, уныние… Когда отчаяние приходит к нам от созерцания зла и неправды, которая столь распространена в этом мире.

Бывает так, что в жизни своей мы вдруг начинаем не видеть ничего хорошего. И нам кажется, что одни только печали и скорби, одни только болезни и раздражение, одни неприятности и несчастья, одни бедствия… Но вслушаемся ныне, вновь и вновь, в слова Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа! Господь обещает нам, что эти врата адовы, эта злоба и ненависть, этот грех и нечистота никогда не одолеют Церкви Христовой.

И более того! Господь вручает Церкви ключи Царствия Небесного. Смотрите, дорогие братья и сестры, как исповедует ученик Христов святой апостол Петр веру в Господа. Он говорит: «Ты воистину Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). Т.е. наш Бог – живой! Это не представление только о том, что где-то далеко есть Бог. Наша вера – это не то, что мы знаем из рассказов, что когда-то Господь сотворил этот мир. Наша вера – это не то, что мы знаем из Евангелия, как поступал Иисус Христос. Нет! Наша вера – это не то, что мы знаем о Боге, а знаем мы о Нем, на самом деле, очень мало, наша вера заключается в том, что Бог живет в наших сердцах, в нашей жизни, мы общаемся с Ним, Бог помогает нам. Наша вера – вера в Бога живаго. И поэтому нам ничто в этом мире не страшно. И даже самая страшная вещь, от которой трепещет все живое на свете, смерть и та не страшна нам, имеющим святую веру.

Святые апостолы Петр и Павел своею жизнью подтвердили подлинность этой святой живой веры. Когда апостола Петра приговорили к казни, приговорили его к распятию, он говорил своим судьям: «Я недостоин быть распятым так, как Иисус Христос, потому что я грешный человек, я даже отрекался от Него. – Распните меня вниз головой»! – И апостол Петр принял мученическую кончину за Христа. Но он знал, что эта мученическая кончина не ведет к тому, что врата адовы поглотили его. Нет! Он знал, что через эту кончину он соединяется со своим Божественным Учителем и Спасителем Господом Иисусом Христом.

Апостол Павел, когда сначала был гонителем христиан и ненавидел их, потому что считал, что они нарушают закон Моисеев, стал пламенным проповедником и всю жизнь свою жил вместе со Христом. В сердце его был Христос. И даже, как он говорит сам о себе, он и язвы Господа носил на себе (Гал. 6, 17). Так он сопереживал страданию Христа, когда уверовал в Него. И он был усечен мечем, и тоже через смерть соединился с жизнью.

Дорогие братья и сестры! В жизни нашей повседневной много нас ожидает различных страхов, которыми враг рода человеческого пугает нас. Греховный мир стремится внушить нам мысль, что в жизни нет ничего хорошего, что в жизни одно зло, грех и нечистота. Но это не так, дорогие братья и сестры. Мы с вами имеем созданную Спасителем нашим Господом Иисусом Христом Святую Церковь. Через Своих апостолов Господь устроил на земле Церковь, в которой Он пребывает во все дни. И вот это место – храм Божий – не просто место, где мы собираемся для молитвы. Это место – где перед нами рай открывается. Ведь в таинстве исповеди Господь прощает нам грехи. Вы слышали в сегодняшнем Евангелии, как Господь говорит Своему ученику, а вместе с ним и всей Церкви: «Кому простишь грехи, тому простятся. На ком оставишь, на том останутся». – Церковь Христова имеет власть разрешать грехи человеческие, а именно это нам в первую очередь необходимо для того, чтобы наши души были радостны и спокойны.

Церковь Христова дает нам силу хранить веру, надежду, любовь. Церковь Христова дает нам силы преодолевать все трудности. Церковь Христова объединяет всех нас вместе любовь к Богу и любовью друг ко другу. Церковь Христова учит нас милосердию, состраданию, прощению и терпению. Это и есть то райское блаженство, которое ощущает душа человеческая!

Дорогие братья и сестры! Прославляя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы ныне молимся к ним, чтобы нам всегда быть верными сыновьями и дочерьми Церкви Христовой. Здесь наше прибежище. Здесь волны греха не захлестнут нас. Здесь врата адовы не поглотят нас. Здесь наш Бог, Сын Бога живаго, Господь Иисус Христос, всегда прибывающий в Церкви с нами. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

 

 

12.07.2001 Первоверховных апостолов Петра и Павла. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Закончился пост святых апостолов. И ныне мы молитвенно обращаемся ко святым первоверховным апостолам Петру и Павлу с тем, чтобы по их молитвам Господь дал и нам ту силу духа, которую Он дал им.

В Церкви служение апостольское это – особое служение. Господь избрал Себе Своих учеников для того, чтобы они несли свет миру, для того, чтобы они передавали то духовное богатство, которое дал им Господь, другим людям.

Наша Церковь есть Церковь апостольская, ибо от Самого Господа нашего Иисуса Христа до сегодняшнего дня через апостольское преемство мы сохраняем единство веры и сокровищницу Духа Святаго. Вы слышали сейчас слова, которые сказал Господь Иисус Христос апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Божия». – Дорогие братья и сестры! Эти ключи Царства Божия и до ныне в руках апостольской Церкви. Т.е. Церковь открывает перед нами Царство Божие. Церковь открывает для нас с вами прощение грехов. Церковь открывает для нас с вами благодать Духа Святаго; открывает для нас с вами источник жизненной силы, помогающей нам преодолевать все искушения, трудности, болезни страдания в этой временной жизни и дающей нам радость в жизни вечной.

Дорогие братья и сестры! Прославляя святых апостолов, мы должны помнить о том, что и нас Господь призывает к апостольскому свидетельству. Мы – члены Святой Церкви Православной. Мы имеем великую неоценимую духовную сокровищницу, духовное богатство. И мы обязаны этим богатством делиться с другими людьми. Мы призваны свидетельствовать о Христе – свидетельствовать своей жизнью. Когда мы будем прощать людям, которые нас чем-то обижают, обиды и вместо того, чтобы мстить им и помнить эти обиды будем творить добро, мы будем совершать апостольское служение, ибо так и заповедал Господь нам творить. Когда мы будем стремиться, в ущерб даже самим себе, помогать другим людям и с милосердием и состраданием будем относиться к тем, с кем мы вместе живем, с кем сталкивают нас жизненные обстоятельства, мы тем самым будем нести апостольское свидетельство. Когда мы с вами будем стремиться свою личную жизнь, свою семейную жизнь, свое поведение дома строить на основе заповедей Божиих – это тоже будет наше с вами апостольское свидетельство.

Т.е. и каждый из нас должен проповедовать слово Божие, как проповедовали его святые апостолы. Но сразу же, как бы в какое-то оправдание себе – в оправдание , порой, своей лености духовной, своей черствости, своего нерадения – можем сказать о себе: Ну кто мы такие? Как мы можем себя уподоблять святым апостолам? Какое наше может быть служение? – Мы слабые, грешные, все в грехах!

Вы слышали, как апостол Павел сегодня в апостольском послании исповедовал свои немощи и говорил о том, что мне нечем похвалиться перед Богом, только немощами своими; но буду ими хвалиться – немощами, потому что сила Божия в немощах совершается.

Да, дорогие братья и сестры, кто горделив и самонадеян, тому Господь не дает силы духа. А кто видит свои немощи, свои недостатки, исповедует их перед Богом, тому Господь дает благодать, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3, 34).

Где же нам взять силы для подлинного смирения, для подлинного служения Богу? – Это мы тоже сегодня с вами слышали в Святом Евангелии. Силы наши мы должны черпать в нашей вере. Вера – наша святая вера – это тот камень, на котором Господь создал Свою Церковь и врата адовы не одолеют ее. Апостол Петр на вопрос Христа: «За кого вы считаете Меня? Кто Я такой?» - Ответил: «Ты Христос Сын Бога Живаго».

Дорогие братья и сестры! Благодатной верой в Господа нашего Иисуса Христа Сына Бога Живаго, пришедшего в мир для нашего спасения, мы с вами получаем в жизни твердую опору. Как Господь сказал об этой вере, что она как камень, на котором Церковь Христова будет стоять до скончания века, так и наша жизнь. Наши жизненные устои, наше благополучие, наше  внутреннее духовное состояние только тогда будет твердым, если оно будет основано на камне святой веры православной.

Помните, как Господь в Евангелии сравнивал на чем нужно строить дом. Один, - говорит Господь в притче, - построил на песке, и когда стал дуть ветер и волны ударили по этому дому он рассыпался. А другой построил на камне. И когда этот дом стоял на твердом основании, и буря была и ветры, дом остался непоколебимым. Так и наши все дела, наши жизненные дела и сама жизнь наша будет тверда и непоколебима, если мы будем хранить святую веру православную.

Дорогие братья и сестры! Прославляя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, испросим у Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, чтобы по молитвам этих великих посланников Божиих, великих свидетелей о истине Господней и нам с вами свидетельствовать жизнью своею верность Господу Иисусу Христу. И нам с вами нести свет миру, чтобы наша с вами жизнь всегда покоилась на твердой основе святой веры православной.

Аминь.

 

 

12.07.2003 Первоверховных апостолов Петра и Павла. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали слово Божие, которое для каждого из нас является радостной благой вестью, потому что мы с вами являемся членами Святой Церкви. А Господь, как только что мы с вами слышали, сказал, что врата ада не одолеют Церкви.

Какое счастье, дорогие братья и сестры, осознавать, как мы защищены Богом в этой жизни! На самом деле, жизнь выдвигает нам множество событий, от которых нам может стать страшно. И зло ищет, как бы найти ему место в наших душах, или в наших отношениях с людьми, или в нашей жизни. И мы, сталкиваясь со злом, очень часто начинаем быть боязливыми, думая, что силы зла в состоянии повредить нашим душам и нашим жизням, и что силы зла царствуют в этом мире.

Но, дорогие братья и сестры, мы – члены Церкви Христовой – вооружены против зла, ограждены против зла. Мы, члены, Церкви Христовой, имеем такую помощь в этой борьбе, которую никто иметь не может, потому что это помощь не человеческого ума, не человеческой силы, не человеческого таланта, а это – помощь истинного Бога, Который истинно обретается в Церкви Своей. Ибо Церковь есть Богочеловеческий организм.

Вот как в теле человека есть разум, которому подчиняются все члены его тела, так и в Церкви Христовой – глава всей Церкви Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос. А мы – члены этого тела, члены тела Христова. Христос воистину с нами, посреди нас во все дни до скончания века. И вот этот-то вселяет в нас уверенность в нашей жизни, радость о том, что бы ни случилось, Господь никогда нас не оставит. И нет такой беды, которую бы Господь не смог помочь нам перенести и пережить. Нет такой болезни, в которой Господь бы нас не утешил. Нет такого несчастья, через которое Господь бы не провел нас и не наставил нас ко благу. Потому что когда мы вместе с Богом, то и Господь вместе с нами.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали в слове Божием, как по-разному отвечали люди на главный вопрос жизни: Кто такой Иисус Христос? За кого мы считаем Иисуса Христа?

Это – важнейший вопрос, потому что от него зависит наше спасение. От него зависит, действительно ли мы являемся членами Его Тела, членами Его Святой Церкви, или только по наружности себя таковыми считаем, а сами – далеко от Христа.

Иисус Христос задал такой вопрос Своим ученикам. Потому что одни люди воспринимали Его таким пророком, как Иоанн Креститель, и думали, что Он таков, как этот великий святой. Другие считали Его за пророка Илию или за одного из великих пророков – Иеремию или ему подобных.

Это – не праздный вопрос, кто такой Иисус Христос? Если мы спросим у современных людей, у современного мира, то получим разные ответы. Кто-то скажет, что это был такой человек, который учил справедливым законам, который учил общечеловеческим ценностям. А потом, - скажут эти люди, - церковники все остальное придумали. И эти люди видят во Иисусе Христе обыкновенного праведного человека, которых, на самом деле, в мире очень много.

Но не праведностью человек может получить спасение! Человеку, даже самому праведному, невозможно разрушить власть сил зла. Это может сделать только Бог. Только Бог может простить людям грехи. Только Бог может оградить душу человеческую от силы вражьей. Только Бог может нас с вами воскресить от духовной гибели. Только Бог может дать нам воскресение из мертвых и жизнь вечную. – Никакой праведный человек нам этого не может дать!

А, тем не менее, очень много вы найдете людей, которые буквально распространяют свои мнения о Христе, просто как о праведном и великом человеке. И книги про это сочиняют, и фильмы такие делают, и соблазняют тем самым души людей. И люди говорят: «Ну а что особенного в христианстве? Все религии хороши, все учат доброму. Какая разница во что верить? – Надо хоть в чего-нибудь да верить». – И когда так рассуждают, в результате ни во что эти люди не верят.

Но это страшно! Это значит, что они находятся без ограды Божией, без помощи Божией. Это все равно, как в бурном море без корабля оказаться, - утонешь сразу. Или как в лесу глухом оказаться без проводника – заблудишься. Или – оказаться один на один с сотнями врагов, которые желают твоей гибели. – Кто тебя спасет? – Никакой человек не может дать такового спасения! Только Бог дает нам такое спасение!

Другие, правда, говорят о Христе, понимая Его Божественную сущность на словах. Но в жизни своей никак не меняют свои привычки и обычаи и не соединяют, не соизмеряют их с заповедями Божьими. То есть человек говорит: «Я – православный, потому что я русский, потому что меня в детстве крестили. А когда умру, меня принесут в храм отпеть». – Вот и все его христианство, и вся его вера!

Кто для него Христос? – Ну это, скорее всего, какой-то легендарный народный герой, который ему о его национальной принадлежности говорит, говорит ему о каких-то традициях, которые он, конечно же, одобряет, но сам знать их – не знает и исполнять не желает. О таких Господь Сам говорит, что «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но творящий волю Мою» (см. Мф. 7, 21).

И вот, дорогие братья и сестры, слыша сегодня слово Божие, мы должны попросить Господа, чтобы Он дал нам такую же благодать, какую дал апостолу Петру, который на вопрос: «За кого вы Меня считаете?» - Ответил: «Ты Христос, Сын Бога живаго». – А Господь говорит ему: «Это ни плоть, ни человек тебе открыл, это Дух, Отец Небесный тебе открыл знание о Мне, как о Спасителе мира» (см. Мф. 16, 16, 17).

Дорогие братья и сестры! Испросим и мы с вами благодати у Церкви Христовой, да знаем и мы с вами не умом только, но и сердцем своим, и жизнью своею, что воистину Христос – Сын Бога живаго. Будем знать, и помнить, и веровать, что ради нашего спасения Христос пришел в мир, и воплотился, и умер за наши грехи, и воскрес, и основал на земле Свою Церковь на камне веры, краеугольном камне веры в то, что Богочеловек Господь Иисус Христос есть Спаситель всего мира. И без этой веры нам жить невозможно. Но с этой верой мы все с вами сумеем преодолеть.

Сегодняшний день, когда Святая Церковь прославляет великих первоверховных апостолов Петра и Павла, мы с особым усердием молимся им, стоявшим у истоков Святой Церкви Православной, чтобы они утвердили нас на этом твердом камне исповедания святой веры Христовой. И верим мы с вами, что наши усердные молитвы не останутся безответными, и что мы всегда пребудем с Господом, а Господь – с нами. Ибо не ложно Его обетование, что Он создаст Церковь Святую, и врата адовы не одолеют ее.

Аминь.

 

 

11.07.2006 Святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Всенощное бдение.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы собрались в Божием храме встретить праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В нашем храме мы имеем особую благодать для молитвы, ибо частица мощей святаго апостола Павла пребывает здесь, и мы можем поклониться ей. Главное поклонение, которое мы совершаем святым апостолам, заключается в том, что мы обращаемся к ним с молитвой, чтобы и нам последовать за Христом так, как они последовали.

Что значит последовать за Христом? Это значит в своей жизни жить так, как заповедал Господь, – быть христианином. Иногда жизнь кажется нам настолько сложной, и кажется, что она совсем не такая, как была 2000 лет назад, когда мы читаем евангельское повествование о Господе. Казалось бы, как красиво там все описано! И как страшно сейчас все в мире! Но, дорогие братья и сестры, Господь явился для людей всех времен. И слово Божие одинаково обращено было и к тем людям, которые слушали Его на берегу Галилейского моря, и к нам с вами, стоящим в храме Божием сейчас, и даже к душам умершим слово Божие было обращено, когда, будучи положен во гроб, Господь сошел во ад и проповедовал там, и извел души умерших. То есть Господь на все времена одинаково дал нам Свою самую главную и самую важную заповедь: чтобы мы возлюбили Господа Бога всем сердцем своим, всею крепостию своею, всею мыслию своею, всею душою своею, а ближнего своего – как самого себя. И нам, по нашей слабости духовной, часто кажется, что сейчас нам трудно исполнить эту заповедь. Но праздник святых апостолов Петра и Павла должен нас уверить в том, что для любого человека это возможно.

Смотрите, какая, казалось бы, между ними разница: один апостол совершенно безграмотный рыбак, а другой – высокоученый фарисей, знающий в тонкостях весь закон Моисеев. Но и тот и другой пошел за Господом. Значит, и сейчас так же. Может за Господом пойти и высокоученый человек, знающий многое, и может за Господом пойти тот человек, который не превзошел многих наук, а так же, как апостол Петр, в простоте своей трудится, своими руками зарабатывая себе хлеб насущный. Смотрите, один апостол – апостол Петр, – было время, испугался и отрекся от Христа, а другой апостол – апостол Павел – ничего не боялся, но гнал Христа, был противником христианства, изгонял христиан, и делал это с сознанием. Но и тот и другой обратились ко Господу, и тому и другому Господь простил, и того и другого сделал величайшими из апостолов.

Что это значит для нас? Мы ведь тоже в жизни своей по-разному пришли к вере. Кто-то и боялся говорить о Христе, кто-то и страшился креститься, в храм Божий ходить, кто-то, даже если и называл себя верующим, все равно стремился жить так, чтобы никто не увидел, что он христианин. А кто-то, наоборот, был противником Церкви и смеялся над ней. Но и того и другого Господь призывает, зовет к Себе, и тому и другому Господь прощает. То есть каждому человеку, как бы он не впадал в какие грехи, даже в грех богопротивничества, если человек покается, исправится, Господь ждет его.

Праздник святых апостолов Петра и Павла дает каждому из нас надежду, что кем бы мы не были, какого рода, или образования, или национальности, мы все призваны жить вместе с Богом. Господь всех нас возлюбил так, что за нас взошел на Крест, чтобы никто из нас не погиб, но мы все имели с вами вечную жизнь (Ин. 3, 16).

И так это прочувствовали святые апостолы – понятие вечной жизни, – они так осознали, что короткий момент земной жизни, он быстро заканчивается, а от того, как ты эту жизнь короткую проживешь, и как ты будешь относиться к Богу, и будет ли Бог с тобой ………..  ……………………………………………………………………………….……………………………………. для Господа. И они отдали свою жизнь за Христа. Не страшась того, что одного распяли, а другому усекли главу мечом.

Дорогие братья и сестры! Конечно, взирая на самих себя, мы видим наше внутреннее недостоинство и нашу внутреннюю слабость. И мы не можем себя уподобить этим великим апостолам, которые всю вселенную привели ко Христу. Но, с другой стороны, мы можем просить у этих святых людей, чтобы они умолили Господа, чтоб Господь и нам с вами дал этот дар веры, чтобы не всю вселенную – хотя бы себя самого, своих родных, близких, тех людей, с которыми встречаешься, стремиться привести ко Христу. И если уж не привести ко Христу – так, как приводили апостолы своей проповедью, – то хотя бы своим примером не соблазнить их, не дать им повода осудить веру, осудить верующих. Вот об этом надо нам с вами молиться. А Господь милосердый, и всякому человеку дает силы и крепость. И пример святых апостолов Петра и Павла вдохновляет нас, ибо, подробно изучая их житие, мы видим, что один был больной – апостол Павел, – и болезнь не оставляла его всю его жизнь, а он проповедовал Христа, не боясь; другой был обременен семьей, и известно из Евангелия, как теща его болела, и он обременен был семейными различными обязанностями, но это не мешало ему проповедовать Христа. Так и мы порой сетуем и говорим: «Да вот я больной, у меня сил нет посты исполнять, в храм Божий ходить», а другой говорит: «А у меня семейных дел много», – все какие-то оправдания. Они не нужны нам, эти оправдания. Господь всех нас любит, и каждому из нас даст благодать. Попросим же у святых апостолов Петра и Павла, чтобы по их молитвам и нам с вами всегда в своей жизни идти за Господом нашим

 Аминь.

 

 

12.07.2006 Святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Евангелие, которое является основанием нашей с вами твердой веры в то, что, являясь членами Церкви Христовой, мы с вами получаем истинное спасение и вечную жизнь. Господь Иисус Христос спрашивает у Своих учеников о том, за кого они Его считают, Кто Он такой, как они о Нем думают. Потому что люди по-разному относились к Иисусу Христу; и даже из тех, кто хорошо к Нему относился, некоторые считали Его праведным учителем, а некоторые Его считали одним из пророков.

Собственно говоря, как и сейчас в мире; наверно, во всем мире уже нет ни одного человека, который бы не слышал об Иисусе Христе, но отношение человеческих сердец и человеческих умов, и человеческих душ к Иисусу Христу самое разное. Его можно увидеть и в нашем обществе и в нашей жизни: как разные люди по-разному относятся к Иисусу Христу. Уже никто не отрицает, что был такой Человек – Иисус. Хотя еще буквально несколько десятилетий назад некоторые безумные люди писали книги, в которых пытались доказать, что никогда и не жил такой Человек. Однако историческая наука просто неопровержимо доказала и раскрыла то, что жил Иисус. Но Кто это был такой?

И вот, некоторые люди говорят, что да, был такой Человек, который хорошему учил, но зачем Ему поклоняться? Многое Он говорил правильно, а многое уже дальше церковники придумали. С таким мнением многим из вас приходилось сталкиваться. А многие, слыша об Иисусе Христе, не относят то, что Христос говорил, к своей жизни, говоря: «Много есть хороших и разных религий, и везде есть свои учители. В общем, – как говорят такие люди, – у меня у самого есть Бог в душе». Точно так же, как некогда по-разному рассуждали люди о Иисусе Христе, так же и сейчас нет в мире единства в отношении ко Христу.

Но что отвечает апостол, которого Иисус Христос назовет Петром? Симон, сын Ионы, в ответ на вопрос Иисуса Христа говорит: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Не пророк, не учитель праведности, не просто хороший человек – а Сын Бога Живаго. И что отвечает на это ему Спаситель? Спаситель дает ему новое имя, называет его Петром, что в переводе означает «камень». И говорит о том, что на этом камне Он построит Свою Церковь.

Дорогие братья и сестры! Наша Церковь стоит на твердом камне веры в то, что Господь Иисус Христос есть Сын Бога Живаго. Христос – истинный Человек, Который жил некогда на земле. Но Христос – и истинный Бог, Богочеловек, Который пришел в мир, чтобы нас с вами спасти. И спасает Он нас с вами при помощи Церкви, которую Он строит на камне нашей с вами веры. Наше с вами спасение зависит от нашей с вами веры.

Что говорит Господь апостолу Петру? «Дам тебе ключи Царствия Божия». За что Он ему это говорит? За то, что он верует, что Христос – Сын Бога Живаго. Вот ключ к вечной жизни: вера в Господа Иисуса Христа открывает человеку вечную жизнь. А почему она открывает вечную жизнь ему? Что нас с вами разделяет от вечной жизни, которая есть не что иное, как вечное блаженство, радость, счастье, любовь, мир, благодать Духа Святаго? Что мешает нам входить в Царство Божие? – Мешают нам наши с вами грехи. Грех – та стена, которую человек строит между собою и Богом. Грех разделяет душу человеческую с Богом. Но смотрите, что Господь делает, вручая апостолу Петру ключи от Царствия Божия. Он говорит о том, что Он ему дает власть такую, что если он простит кому-нибудь здесь, на земле, грехи, то они будут прощены и на небе.

Такую власть Господь дает Своим апостолам. Церковь наша называется Апостольской, Святой и Соборной. От святых апостолов эту власть вязать и решить грехи человеческие до сегодняшнего дня имеет Святая Церковь. Вот он, ключ к Царствию Божию. Приходя в храм Божий, сознавая свои грехи, каясь в них, мы получаем прощение через священников здесь, на земле, и одновременно, властью, данной им от Бога, эти грехи прощаются и на небе. И таким образом перед нами открывается мир Божий, Царство Небесное. Таким образом, мы уже неподвластны становимся злу и греху. Грех уже не терзает нашу душу, мы освобождаемся от него, и благодатью своею становимся способными соединяться с Господом Богом.

Вот какое Евангелие, радостное для нас, мы сегодня слышали. Наша Церковь – это небо на земле. Наша Церковь, членами которой мы являемся, ведет нас с вами ко спасению. Наши грехи исчезают от блистания Божества Господа Иисуса Христа. Мы получаем прощение, и утешение, и укрепление в нашей жизни. Но только в одном единственном случае это происходит – если мы так же, как апостол Петр исповедовал, будем иметь веру в то, что воистину Христос есть Сын Бога Живаго. Вот об этой вере мы будем молиться.

Сегодня мы обращаемся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы они помолились о нас, дабы в наших сердцах была эта вера. Они особую силу имеют так о нас молиться, потому что на собственном жизненном пути они испытали и веру, и падения, и грех, и покаяние. Апостол Петр – пламенный апостол, исповедовавший Христа Сыном Бога Живаго, – когда пришло время, испугался. Испугался, когда Господь был судим, и отрекся от Него. Но потом покаялся, – покаялся, и был поставлен Господом пасти стадо Свое, поставлен был апостолом первоверховным Церкви. Вот и у нас в жизни бывает, что мы по малодушию своему падаем и через свои грехи фактически отрекаемся от Бога. Пусть не словами отрекаемся, не так, как апостол Петр говорил: «Не знаю этого человека, не знаю, о чем ты говоришь». Но ведь когда мы поступаем не по-христиански, разве мы не говорим: «Мы не знаем заповедей Христовых, не знаем, как вести себя, не знаем, что надо прощать, не знаем, что надо любить, не знаем, что надо быть милосердными, не знаем, что надо быть сострадательными»? Разве когда мы грешим, мы тем самым не отрекаемся от Господа, не говорим, что мы не знаем Его Святого Евангелия? Но так же, как из-за страха сначала апостол Петр отрекся от Христа, так он исповедовал трижды свою любовь к Господу Иисусу Христу. Любовь ко Господу победила в нем страх, и через эту любовь он получил прощение своих грехов. Так и мы с вами будем просить у святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чтобы они дали нам силу любви к Богу и людям, чтобы эта любовь привела нас к осознанию наших грехов и к подлинному истинному покаянию.

А ведь апостол Павел, любя Бога с детства и впитав с молоком матери закон Божий Моисеев, был таким ревнителем этого закона и так любил этот закон, и так через этот закон любил Бога, что на какое-то время оказался ослепленным привязанностью к внешним формам закона и не увидел в Иисусе Христа, Сына Бога Живаго. И был гонителем Христа. Не просто не верил, а преследовал Христа, христиан преследовал, гнал их. До тех пор пока вдруг его сердцу Сам Господь не открылся. И произошло такое изменение в нем, что из великого гонителя он стал самым великим апостолом, прошедшим всю тогдашнюю вселенную, то есть часть мира, в которой жили люди образованные и которую можно назвать всей тогдашней земной цивилизацией, а по-гречески – «Эйкумена», то есть «вселенная». Он прошел во все концы земли тогдашней населенной, проповедуя слово Божие. Хотя при этом сам был больной, и болезнь его постоянно подвергала страшным мучениям. Об этом мы слышали, как сегодня читалось в апостольском чтении. Но этот апостол подает и нам с вами пример, потому что и мы порой бываем упрямы к промыслу Божию, упрямы против заповедей Божиих, думая, что можем по-своему построить свою жизнь. В конечном итоге у нас ничего не получается. Но мы можем увидеть Бога в нашей жизни так же, как увидел Его апостол Павел. И об этом мы ныне молимся и просим, чтобы по его молитвам нам была дана надежда на то, что в нашей жизни всегда будет пребывать Господь.

Дорогие братья и сестры! Великие апостолы, вместе со всеми двенадцатью апостолами, не только принесли слово Божие во весь мир, но и до сегодняшнего дня через апостольское преемство несут слово Божие нам. А мы с вами, прославляя их и молясь о том, чтобы в наших сердцах укрепилась вера, надежда и любовь, будем славить Бога жизнию своею, чувствами своими, делами своими, чтобы и наша жизнь была апостольской, то есть, чтобы люди, видя нашу жизнь, прославляли Христа и хотели тоже быть христианами, чтобы не получилось так, что из-за того, что мы ведем себя не так, как надо, в сердцах людей возникает отвращение к Церкви, нет. Будем молиться и просить святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чтобы нам нашей жизнью тоже свидетельствовать о Христе, как они свидетельствовали. Чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного.

Сегодня великий праздник. Мы в соборе счастливые люди, потому что у нас еще есть и частица мощей святаго апостола Павла, которая предлежит ныне перед нами в нашем ковчеге. Последнее время бывает много посещений святынями нашей страны, когда привозят из Афона или из Греции частицы мощей, и порой люди в многокилометровые очереди выстраиваются, – а своих собственных святынь не знают порой. Вот в нашем храме есть частица мощей святаго апостола Павла, и не надо ехать ни в Грецию, ни на Афон, ни в иное какое место, чтобы поклониться этой святыне. А вообще для того, чтобы святыня воссияла в нашем сердце, может быть, вообще никуда и ездить не надо, а надо в душу свою заглянуть и увидеть, есть ли там то, о чем говорил апостол Петр, есть ли подлинная и истинная вера. И если мы видим, что этой веры недостаточно, будем просить, чтобы Господь благодатию Своею через Святую Церковь Свою дал нам силы к жизни христианской и к следованию за Христом.

Святые первоверховные апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас! Аминь.

 

 

 

 

(11.07.07. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Всенощное бдение.)

 

Сегодня мы с вами встречаем праздник памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сегодня мы завершаем продолжительный в этом году Петровский пост. Сегодня мы обращаемся с молитвой к этим великим просветителям истиною Христовою всего мира.

Святая Церковь всегда находит в жизни святых своих назидательные примеры для нас с вами, помогая нам и укрепляя нас в нашей жизни во Христе Иисусе. Святая Церковь ведет нас с верой по жизни, подтверждая через примеры святых угодников Божьих истины духовной жизни, которые нам с вами нужно понять, осознать и применить в своей собственной личной жизни. Причем не только предлагаются нам эти примеры для подражания, но самое важное и главное, что те святые люди, которые являются для нас образцами жизни во Христе, еще для нас с вами являются также и помощниками. То есть они не просто издалека наблюдают за нами – они молятся за нас, они сострадают нам с вами, они пребывают с нами в единстве Церкви Христовой, пребывают вместе с нами в единстве с Господом Иисусом Христом.

Вот сегодня мы прославляем память этих величайших святых. Что для себя назидательного мы можем извлечь? Человек, когда обращается к Господу и чувствует свои грехи и просит у Господа прощения за свои грехи, готовясь к исповеди, или кается он перед Богом, есть уже такое выражение, которое нам очень понятно, он просит прощения «в грехах вольных и невольных» своих. И действительно, в жизни у нас так случается. Иногда мы грешим как бы несознательно, не понимая, что мы делаем. Так особенно бывает с теми людьми, которые еще далеко от Церкви Христовой, не знают всех церковных установлений, не знают всех правил. И человек иногда бессознательно нарушает эти церковные правила, бессознательно ошибается в своей жизни, а иногда путает просто добро со злом, а иногда по малодушию и маловерию своему отступает от заповедей Божьих. И порой такие грехи мы называем невольными и просим за них у Бога прощения. А бывает такое, что человек знает, какой грех и в чем он заключается, и сознательно идет на этот грех, думая, что, может быть, ничего страшного в этом нет, или каким-то иным образом оправдывает себя. А еще бывает, что человек сознательно заблуждается, не зная Бога, не зная Его благих заповедей. А еще даже такое бывает, что человек сознательно творит зло, до тех пор, пока сам не понимает, что он творит.

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел своей жизнью представляют нам пример, как можно покаяться и в вольных и в невольных грехах. Из жизни святого апостола Павла мы знаем, что он был противником Господа Иисуса Христа. Он сначала не только не веровал в Иисуса Христа, но и активно боролся против христиан и даже гнал их, и даже участвовал в гонениях на христиан, разыскивал христиан, с тем чтобы предать их суду, и более того – был даже участником мученической смерти архидиакона Стефана, сторожем одежды тех, которые побивал его камнями. Итак, человек был противником христианства и самого Христа, а потом, когда Сам Господь ему явился, он из яростного противника сделался величайшим проповедником – таким проповедником Слова Божия и истины Христовой, что Дух Святой просветил его сердце и разум, и его послания к христианам читаются сейчас в храмах Божиих как слово Божие. Это, дорогие братья и сестры, для нас пример, чтобы мы с вами не отчаивались, когда видим, что мы сознательно в чем-то грешили, сознательно противопоставляли свою волю воле Божьей, сознательно фактически своей греховной жизнью гнали Христа. Мы видим в лице первоверховного апостола Павла пример покаяния делами и свидетельством о своем покаянии в проповеди о Христе Иисусе. Так и мы с вами можем и должны, вдохновляемые примером святого апостола Павла, видя свои вольные  грехи, спешить к покаянию и исправлению и спешить творить дела Божьи. И Господь, видя наше усердие и старание, и нам с вами по молитвам святого апостола Павла даст Духа Святого и крепости, чтобы изменить нашу жизнь и творить добрые дела во славу Божию.

Из жития апостола Петра мы знаем, как он по малодушию своему испугался, когда Христа арестовали и повели на казнь, и по человеческому своему малодушию трижды отрекся от Христа. А потом, мы сегодня слышали только что в Евангелии, как Сам Господь привел его к покаянию, и он трижды исповедовал Ему о своей любви, своему Божественному Учителю. И как Господь поставил его быть апостолом и служителем Своей Церкви. Тоже человек сначала отошел от Христа, убоявшись внешнего мира, а потом, раскаявшись, стал пламенным служителем Его и величайшим апостолом. Так и мы с вами порой по своему малодушию и неразумию, иногда пугаясь обычаев сего грешного мира, иногда, может, даже сильно не размышляя, отступаем от заповедей Божьих и отрекаемся от Него невольно, не имея к тому воли своей, чтобы предать Христа. Но Господь, так же как принял покаяние своего апостола, так же и наше с вами покаяние принимает от наших невольных грехов, которые мы совершаем по слабосилию своему и своему духовному малодушию. И молитвами святого апостола Петра, если мы будем так же, как и он, исповедовать свою любовь ко Христу, и нам с вами, конечно, Господь простит, и даст нам силы жить вместе с Ним и служить ему и делами, и словами своими.

Вот, дорогие братья и сестры, два, можно сказать, небольших духовных урока, которые можно извлечь из сегодняшнего праздника. Так Церковь Христова ведет нас ко спасению, предлагая нам различные образы для нашего покаяния. И вот и мы с вами будем каяться в своих грехах вольных и невольных и просить молитвенного заступничества святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чтобы нам жить во Христе и Спасителе Господе нашем, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

(12.07.07. Литургия. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы всем нам с вами возвестить благую весть о нашем спасении. Иисус Христос пришел к нам для того, чтобы нас от земли возвести на небо. Иисус Христос пришел в мир потому, что человек потерял рай, потерял общение с Богом, человек стал грешить, и эти грехи его душу убивают. Сам человек не может освободиться от своих грехов, и для этого Господь пришел в мир, чтобы спасти всех нас от духовной гибели и дать нам Царство новое, Свое Царство, Царство Божие. Царство Божие – это когда царствует в сердце человека любовь, а не ненависть, когда в сердце человека радость, а не скорбь, когда в сердце человека силы на то, чтобы творить добро, а не бессилие и расслабление. Господь Иисус Христос для нашего спасения основал на земле Свою Церковь. Церковь, которая, собственно говоря, и есть небо на земле. Церковь, которая и является для нас лестницей в небо. Церковь для нас – то единственное общество, та общность нас, верующих людей, где мы с вами очищаемся от своих грехов, укрепляемся в желании веровать, надеяться и любить, получаем благодать Божию и спасение и соединяемся с Богом.

Сегодня, в завершение продолжительного в этом году поста святых апостолов, мы с вами празднуем день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот день Церковью установлен для того, чтобы мы с вами знали, как нам возможно попасть в Царство Божие, чтобы мы с вами твердо осознали, в чьих руках находятся ключи Царства Божия, чтобы мы поняли, какой для нас есть единственный путь ко спасению.

И сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, которое дает нам на это очень твердый ответ. Христос спрашивает у своих учеников, кто Он, по их мнению, за кого Его, Христа, считают.

Это – очень важный вопрос. Он и нам с вами задается. Потому что от ответа на этот вопрос зависит самое главное – спасение человека. От того, кто для нас Христос, от того, что значит Он в нашей жизни, как мы относимся ко Христу, зависит состояние нашей души, как временное, так и вечное. И апостол Петр исповедует веру – веру, которая является тем камнем, на котором Спаситель мира строит Свою Церковь. Апостол Петр говорит своему Божественному Учителю: «Ты воистину Христос, Сын Бога Живаго».

Дорогие братья и сестры! На этой вере в Господа нашего Иисуса Христа, Который является истинным Богом и истинным Человеком одновременно, на этой вере в то, что Сын Божий пришел для нашего спасения, и основана Церковь Христова. Потому что в ответ на это исповедание Христос дает своим апостолам удивительную власть. Он, подтвердив эту веру и назвав ее «краеугольным камнем», говорит Петру, своему апостолу: «Я дам тебе ключи Царствия Божия. И, что ты простишь здесь, на земле, то будет прощено на небе, а что свяжешь на земле, то будет связано на небе».

Дорогие братья и сестры, у Церкви ключи Царствия Божия. Только через Церковь мы с вами можем прийти к Богу и быть с Богом. Нет для нас, и невозможно другого пути. Потому что когда некоторые говорят: «Зачем вам Церковь? Ведь можно и так читать Евангелие и поступать так, как говорит Христос. Можно и просто быть хорошим человеком и творить добро. Зачем вам эти молитвы? Зачем вам эти посты?» – Ответ простой. Можно сколько угодно ходить вокруг дома и радоваться, какой этот дом красивый, и радоваться, как удобно в нем жить, и радоваться о том, что в нем тепло, и уютно, и хорошо, и еды там всякой довольно, но, если дверь закрыта, сколько не заглядывай в окошки и не смотри, что там внутри дома, если дверь закрыта, то ты туда не войдешь. А дверь в дом Божий, в обитель Отца нашего Небесного, которую Он для нас с вами приготовил, чтобы мы жили в радости, любви и счастье, дверь эта открывается Церковью Христовою, ибо сам Христос дал ключи от Своего Царства Своей Церкви. Это Его воля, это не человек изволил или придумал. Это сам Бог сделал так.

Зачем же Он так сделал? Да потому что Бог знает нашу слабость. Потому что Бог знает наше малодушие. Потому что Бог знает, что если нам просто сказать: «Вот тебе заповеди. Ты их делай. Если выполнишь все заповеди, то будет хорошо, а, не дай Бог, не выполнишь, то извини», то, знает Бог, что мы самостоятельно не можем исполнить Его закон. Знает об этом. И именно для этого Сам пришел в мир и основал на земле Церковь, чтобы нас за руку повести в дом Свой. И поэтому Церковь Христова и ведет нас по этой жизни. Церковь Христова дает нам покаяние и исправление от наших с вами грехов и слабостей. Она дает нам благодать для исправления наших недостатков и пороков. Она дает нам силы, чтобы нам не унывать и не отчаиваться. И хотя мы вновь и вновь согрешаем, и падаем, и отступаем от Бога –когда по знанию, а когда и по незнанию, – Церковь вновь и вновь ведет нас ко спасению. Потому что тот духовный опыт, который есть у Церкви, для нас является большим богатством. Если Господь вручает ключи от Царствия Божия тому человеку, который трижды от него, от Господа, отрекся из-за боязни, нам ли после этого унывать, слабым и малосильным? – Нет! Мы имеем силу Божию, которая, как сегодня мы слышали в апостольском послании, «в немощи совершается». Другой апостол Павел, который был определенное время гонителем Церкви Христовой, ее противником, став ее апостолом, исповедует силу благодати Божией, которая действует вопреки даже человеческой природе. Человек из-за своего грехопадения бывает слаб, а Бог бывает силен. И вот в Церкви Христовой мы с вами и получаем эту силу Божию, которую сами по себе мы приобрести не можем.

В этом великий духовный смысл нынешнего праздника. Мы готовились к нему постом и молитвой, с тем чтобы нам вновь себя почувствовать достойными членами Церкви Христовой, находящейся в ограде Царствия Небесного. В руках Церкви Христовой ключи Царствия Божия, и потому будем молить Господа, чтобы нам всегда быть верными чадами нашей Церкви, всегда стремиться прибегать к спасительным ее Таинствам, стремиться под ограду и покров Церкви Христовой, потому что это единственный путь для нашего с вами спасения. Прославим Господа нашего, Который все дал для нас с вами, Который поддерживает нас в нашем жизненном пути. Обратимся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы они научили нас любви ко Господу и Церкви Его. Обратимся к Церкви Христовой, которая явлена сонмом святых, Ангелов и Архангелов и над всеми сими – Пречистая Преблагословенная Дева Мария Богородица, чтобы по их молитвам нам с вами шествовать ко спасению в Царство Божие. Аминь.

 

 

(11.07.2009 Неделя 5-я по Пятидесятнице. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Всенощное бдение.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Святая Церковь ныне призывает нас с особым усердием обратиться с молитвой и прославить святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Когда мы исповедуем свою веру, мы говорим, что мы веруем «во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Что значат эти слова? Что значит наша вера в «Апостольскую Церковь»? Какое значение апостолов в нашей духовной жизни?

Оно величайшее. Ведь Господь воплотился, стал Человеком, пришел к нам, чтобы нас спасти от этих наших с вами грехов, которые нашу душу губят и нашу жизнь делают несчастной. Но что Господь избрал для того, чтобы нас с вами спасти? Он спасает нас, привлекая наше существо человеческое к тому, чтобы мы своею доброй волей за Ним последовали. То спасение, которое принес нам Господь, не действует помимо нашей воли. Оно может действовать только тогда, когда мы сами пожелаем этого спасения и будем прикладывать усилия. Именно поэтому Иисус Христос, уча людей пути жизни, привлекает к Себе учеников, которые впоследствии, подобно Ему, Христу, будут проповедовать людям о том, как следует жить по заповедям Божиим в этом мире, и что следует делать, и чего следует избегать. И они, эти ученики Христовы, апостолы, учат не от своего знания, не от своего человеческого разумения, а от той благодати, которую дал им Господь и укрепил в них Дух Святой. «Апостольская Церковь» – это значит, что мы с вами живем тем же духом, которым жили и ученики Христовы и Сам Христос. «Апостольская Церковь» – это значит, что та благодать, которую получила Церковь в день Пятидесятницы, действует и сейчас. «Апостольская Церковь» – это значит, что голос Христов, который слышали апостолы и которому они последовали, и сейчас обращен к каждому из нас, и призыв Христов каждый из нас слышит. Но как мы следуем за этим призывом?

Святые апостолы Петр и Павел называются первоверховными. У них особое значение в жизни Церкви Божией, в становлении ее. Однако их человеческая судьба настолько особенна и одновременно близка каждому из нас, что понятно, почему Господь промыслом Своим избрал этих людей: чтобы и мы, живя в мире и испытывая различные сложности, и несчастья, и различные изменения судьбы нашей, взирая на жизнь этих первоверховных апостолов, понимали, что и мы, так же, как и они, призваны Христом, и мы так же, как и они, можем следовать за Христом. Достаточно несколько штрихов нам вспомнить из жизни этих апостолов, чтобы было понятно, что каждый человек, какие бы не были перипетии его личной жизни, призван Господом ко спасению.

Вспомним о том, хотя бы, что апостол Павел был не только не последователем Христа, он не только не был христианином – он был гонителем Церкви Христовой, ярым ее противником. А через благодать Божию из ярого противника сделался пламенным проповедником. Так что сейчас, пожалуй, большую часть в году за богослужениями и Божественной литургией мы слышим его апостольские послания, которые именуются уже напрямую «словом Божиим», «боговдохновенным». Вот какая перемена под благодатью и действием Духа Святаго. Или апостол Петр, который по слабости своей отрекся от Христа, – после того, как мы слышали сегодня в Евангелии, Спаситель вопрошал его о любви, о устроении его души, – стал тем, о ком Иисус Христос сказал, что будут даны ему ключи Царствия Христова, имея в виду ту веру и то исповедание веры о том, что Иисус Христос – Сын Бога Живаго (Ин. 6, 69). Таково действие благодати Духа Святаго на этого человека.

Дорогие братья и сестры! Прославляя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, радуясь о том, что мы находимся в Апостольской Церкви, мы сегодня с усердием просим у них, тех, кто предстоит перед престолом Божиим, чтобы они умолили Спасителя, дабы и нам была дана такая же благодать, чтобы и мы, несмотря на наши падения и отступления, которые мы имеем в своей жизни, тоже имели дар любви к Богу и любви к истине, – такой, какой имели эти апостолы. Церковь Апостольская – это значит, что через преемство Церкви Христовой мы и сейчас с вами имеем ту самую благодать, которую принес в мир Господь. И мы идем ко спасению, прилагая к этому свои человеческие силы. То дарование, которое каждому из нас Господь дал в рождении, те способности и таланты, к сожалению, мы часто неправильно используем. Но мы ныне просим, чтобы, подобно святым апостолам, и нам с вами эти дарования Божии и наши с вами таланты, которые у каждого из нас свои, использовать для пользы духовной, для жизни в вере, надежде и любви. Чтобы дар Духа Святаго, который все мы с вами получили в Святом Крещении, был в нас действенен, так же, как он был действенен в святых апостолах. Апостолы проповедовали слово Божие и обращали людей к вере. Но они проповедовали не только словом, и не только произнесением речей. Они проповедовали пламенеющей своей любовью к Богу, которая отражалась во всей их жизни. И поэтому люди, видя их веру, невольно следовали за ними и хотели сами быть такими же счастливыми, какими были счастливыми апостолы. И их счастье заключалось отнюдь не в том, что они имели что-то в этом материальном мире, – наоборот, они ничего не имели, они скитались. Но настолько они были радостны тем, что живут с Богом, что сам их вид, сама их жизнь – свидетельство о том, что нет больше счастья, чем верить в Бога, надеяться на Бога и любить Бога. И поэтому люди шли за ними. И Церковь Христова потому и Апостольская, что она до сегодняшнего дня открывает для нас с вами это счастье: знать Бога, знать заповеди Божии, иметь благодать Божию, следовать за Господом, всегда, в любой момент иметь Его в своем сердце и быть вместе с Ним. Нет больше счастья, чем быть христианином! Нет больше счастья, чем жить под покровом Церкви Христовой. Это и есть знак Апостольской Церкви. Человек, который знает, что его сокровище здесь, с ним, в его сердце, и никто не может отнять у него этого сокровища, – воистину блажен в этой жизни. И мы с вами ныне обращаемся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу и просим их молитв за нас, чтобы мы никогда не забывали о пути спасения, не отступали от Господа нашего, но всегда пребывали с Ним, живя в вере, надежде и любви. Аминь.