Погребение Пресвятой Богородицы

30.08.2000 Чин погребения Пресвятой Богородицы. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Продолжается праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И сегодня мы с вами вместе молимся за умилительным богослужением, которое составлено по подобию богослужения Великой субботы, когда мы духовно сопереживаем погребению Пречистой Девы Марии.

Ее Успение было славным. Она в последний год Своей жизни приходила на гроб Господа Иисуса Христа молиться и пребывала там в молитве. Враги Церкви Христовой неоднократно пытались нанести Пречистой какой-либо вред. Однако, как повествует Предание, сам Ангел охранял Ее во время молитвы, и неоднократно облако покрывало Ее так, что Она становилась невидимой для злоумышленников.

Однажды во время молитвы сам Архангел Гавриил, тот, который Ей предвозвестил о том, что Она будет Матерью Того, Кто спасет весь мир, - Господа Иисуса Христа, Он же возвестил Ей и о времени Ее Успения и вручил Ей в знак этого пальмовую ветвь – как знак будущей райской радости, ожидающей Преблагословенную.

Не было в отшествии Матери Божией из жизни земной в жизнь вечную ни скорби, ни печали, не болезни. Апостолы, которые проповедовали в разных местах Слово Божие, по молитве Пречистой собрались ко дню Ее Успения к Ее одру. Она беседовала с ними, благословляла их и прощалась с ними. Совершались молитвы, читались псалмы и около третьего часа оссиял горницу свет – тот самый свет, который видели ученики на горе Фаворской, и Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос явился и принял в Свои руки пречистую душу Матери Божией. Так радостно и благолепно совершилось Ее Успение.

Успение – славянское слово, оно в переводе означает -- сон, оно не означает смерть, потому что смерти и не было. Мать жизни перешла к Источнику жизни так, как об этом говорится в кондаке праздника.

Апостолы стали совершать положенное для погребения псалмы и песнопения и приуготавливать все к погребению. Гроб, который был приуготовлен по обычаю древнему, такой же, как гроб у Иисуса Христа, высеченный в скале, находился в Гефсимании. На третий день совершалось погребение и апостолы несли честной одр Матери Божией ко гробу Гефсиманийскому.

Как повествует предание, враги Церкви опять хотели нанести какой-нибудь ущерб или урон, чем-то омрачить эту погребальную процессию. Однако Ангелы охраняли шествие апостолов. Один из еврейских священников по имени Афония все-таки каким-то образом прорвался ко одру Матери Божией и захотели его опрокинуть. Однако когда он дерзновенно прикоснулся ко гробу, то Ангел невидимым мечем отсек ему руки. Руки так и остались, как бы прилепились к одру, и в ужасе все взирали на это знамение. Но по молитве апостола Петра и по раскаянию этого иудейского священника совершилось чудо – руки были исцелены и вновь приросли к тому месту, где они были усечены мечем ангельским.

Это назидательное явление учит все верующих благоговейному отношению к памяти Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Это назидательное явление учит всех нас чтить заповеди Божии, чтить Закон Божий и просить у Господа милости. И так же, как этот беззаконник раскаялся и после своего преступления он тотчас получил исцеление, также Матерь Божия показывает нам, какая Она ходатаица о нас, беззаконниках, какая Она молитвенница за нас, грешников. Если мы совершаем какие-то грехи или преступления, то если мы обращаемся к Ней с молитвой, со слезами и раскаянием, то тотчас мы получаем духовное исцеление, уврачевание наших грехов.

Совершилось погребение. Апостолы все прибыли на погребение, не прибыл только апостол Фома, который проповедовал в Индии. Явился и он уже после третьего дня и был очень огорчен, что не увидел Матери Божией и не попрощался с Нею, и стал просить, чтобы апостолы открыли гроб, где была погребена Пречистая. По его усиленной молитве гроб открыли. И когда открыли гроб, то не обнаружили там тела Пречистой. Дивясь этому чуду и не находя ему объяснению, апостолы пребывали в молитве.

Еще со времени Вознесения Господа Иисуса Христа у апостолов был обычай – когда бы они не собирались вместе на трапезу, они всегда некую часть хлеба и вина оставляли для Господа, и в конце брали этот хлеб и прославляли Господа, говоря: "Господи Иисусе Христе Боже наш, помогай нам!" – а потом разделяли этот хлеб между собой, как часть Божию. И вот, когда закончили они свою трапезу и хотели приступить к части Господней, вдруг они увидели дивное явление – Сама Матерь Божия явилась им и сказала: "Я с вами во все дни до скончания века!" – И тогда они единомысленно взяли эту часть хлеба, подняли и произнесли: "Пресвятая Богородице, помогай нам!"

С тех пор во всех православных монастырях совершается этот дивный чин возношения Панагии в память Успения Матери Божией, в память Ее постоянного с нами пребывания.

И мы сегодня с вами, дорогие братья и сестры, духовно сопереживаем этим дивным событиям, о которых повествует нам предание Святой Православной Церкви. Помолимся Пречистой и Преблагословенной, чтобы нам быть достойными Ее благодати. Испросим прощения своих грехов, беззаконий, преступлений против Закона Божия, испросим Ее милости и исцеления наших духовных язв, которые мы сами себе наносим своими грехами, испросим и о том, чтобы кончина нашей жизни была светла и свята, чтобы мы помнили, что и наши души в руках Божиих. Будем просить у Пречистой, чью душу Господь принял на Свои руки, чтобы и наши души Господь всегда держал в Своих руках. Будем возглашать Пречистой и Преблагословенной, обещавшейся с нами пребыть во вся дни до скончания века, те же слова, что и святые апостолы: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"

Аминь.

30.08.2001 Погребение Божией Матери.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Участвуя в православном богослужении, внимательно вслушиваясь в слова церковных песнопений, духовно обращаясь в своем сердце к тем спасительным воспоминаниям, к которым призывает нас Святая Церковь, мы с вами становимся участниками дивных событий, которые являются в истории человечества самыми важными, а для нас людей – спасительными.

Вот и сегодня мы молитвенно участвуем в чине погребения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Господь дает нам всем благодать прикоснуться своими душами к этим великим чудесным и святым моментам человеческой истории.

Прославление Успения Матери Божией для нас является прикосновением к великой Тайне, которая разделяет жизнь и смерть, - Тайне перехода от временной жизни к Вечности. И поскольку каждого из нас ожидает этот переход и каждому из нас надлежит оставить эту земную жизнь, мы особенно вслушиваемся в церковные песнопения, посвященные Успению Матери Божией. Мы слушаем их, и ощущаем себя причастными к этому великому Таинству, ибо отшествие Пречистой от земной жизни к жизни вечной сопровождалось чудесными событиями.

Последние дни Свои Матерь Божия поводила в молитве и часто ходила на места, связанные с жизнью Божественного Ее Сына Господа Иисуса Христа. Она часто молилась в Гефсиманском саду, и люди, которые не принимали свидетельства о Христе Сыне Божием, также пылали злобою, как некогда на Самого Господа, и на Матерь Божию. Однако Ангел Божий невидимо охранял Ее от всех злых действий и наветов. И часто бывало так, что люди, желавшие причинить Ей зло, не видели Ее Саму молящуюся, потому что небесный облак покрывал Ее, а для людей это было как туман, и они слышали голос молитвы, но Саму молящуюся не видели.

О времени отшествия Девы Марии ко Господу Ей возвестил Архангел Гавриил также, как некогда он возвестил Ей о том, что Она будет Матерью Спасителя. И так же, как Она некогда приняла весть о том великом служении, которое Ей предназначает Промысел Божий, говоря: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему», также Она приняла и эту весть о разрешении Своей души от тела, о окончании своей земной жизни. Ей была вручена райская ветвь Архангелом в знак того, каких обителей Она сподобится по отшествии Своем от земли.

Апостолы, которые пребывали с Матерью Божией в единстве духа и молитвы и проповедовали в разных частях мира, силой Духа Божия чудесно были призваны в город Иерусалим с тем, чтобы участвовать в событиях Успения Пречистой. Как образно говорят об этом слова православного богослужения, «как орлы слетелись они вместе».

Отшествие Пречистой ко Господу было радостно и сопровождалось молитвами апостолов. А апостолы увидели, как Сам Господь явился видимым образом и видим образом взял пречистую душу Девы Марии на Свои руки.

Совершая погребальные молитвы, процессия направилась в Гефсиманию на то место, где так любила молиться Преблагословенная Дева. Люди, которые не принимали веры в Господа и хотели надругаться над святыми чувствами апостолов, думали омрачить это святое действие. И кощунственно еврейский священник Афония ухватился за гроб, который несли апостолы, думая его опрокинуть. Но Ангел Господень невидимым мечом усек ему руки, которые остались как бы приклеенными ко гробу Матери Божией. Увидев столь страшное знамение, с испугом и страхом Божиим он раскаялся. И это видимое знамение переродило его душу. И по молитвам апостолов совершилось чудо – усеченные руки вновь срослись у него, а он стал исповедовать свою веру во Христа и Его Пречистую Матерь.

Когда совершилось погребение, через три дня апостол Фома, который проповедовал в Индии, также прибыл во Иерусалим и очень сокрушался о том, что не присутствовал при Успении Пречистой. По его просьбе апостолы отвалили камень от гроба Пречистой Девы, но, войдя внутрь его, не обрели там тела. В недоумении они возвратились на свою обычную трапезу и по своему обычаю, как и всегда это они делали, когда часть хлеба оставлялась в знак присутствия вместе с ними Спасителя, а потом по окончании трапезы они возносили эту часть, призывая имя Господне; когда надлежало им это совершить, им явилась Сама Пречистая Преблагословенная Дева Мария Богородица и сказала им: «Я с вами во все дни до скончания века». – Они же, подняв часть Господню, единой душой и единым сердцем восклицали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» - С этих пор в монастырях сохранился чин анафоры или возношения хлеба в честь Пречистой.

Так повествует нам предание об Успении, которое сохранила нам наша Святая Церковь. И ныне мы с вами, совершая богослужение чина погребения Матери Божией, духовно сопереживаем всему тому, что некогда происходило в городе Иерусалиме.

Умиляясь и взирая на святость кончины Пречистой, мы одновременно сокрушаемся о своей нечистоте и размышляем – какова будет наша кончина? И поэтому во время богослужений мы слышим на ектении, как призывают нас священнослужители к молитве, говоря: «Христианские кончины живота нашего безболезненны непостыдны мирны и доброго ответа на Страшнем судищи Христове просим».

Духовно поклоняясь Пречистой Деве Марии, мы подобно апостолу Фоме через свидетельство Церкви уверяемся в Ее нетленной и вечной славе и имеем надежду, что и мы, идущие за Христом, пребывающие в единстве с Церковью Христовой, также взойдем от земли к небу. Так же и для нас будут открыты райские двери. Так же и мы с вами будем с нашим Господом. Так же и нашу душу Господь примет в пречистые Свои руки. Нам для этого нужно только постоянно обращаться к Пресвятой Богородице, молиться Ей, просить Ее заступления и просить Ее, чтобы Своей святостью Она покрыла нашу нечистоту, а Своими молитвами восполнила нашу холодность в молитве, а Своими добродетелями возместила то, что мы не умеем творить добрых дел.

Она, превознесенная выше Херувимов и Серафимов, нынче предстоит пред Престолом Божиим и имеет великую силу молиться о нас. Будем же прославлять Матерь Божию, будем воспевать Ее пречистое Успение, будем с надеждой поклоняться Ее плащанице, молясь о том, чтобы и нас Господь удостоил вечной жизни, райских селений и спасения.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

30.08.2005 Погребение Божией Матери.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В дни праздника Успения Пресвятой Владычицы Богородицы мы совершаем службу, которая совершается в Гефсимании в святом городе Иерусалиме в воспоминание самого события погребения Пречистой Девы Марии. Отшествие Матери Божией от земной жизни в жизнь вечную было чисто, светло и свято. Это была та самая достойная христианская кончина, «непостыдная, безболезненная и мирная», о которой мы молимся и просим во время богослужений на просительных ектениях. Архангел Гавриил предвозвестил Деве Марии время Ее отшествия ко Господу и вручил Ей пальмовую ветвь в знак того события, которое должно будет произойти, а именно – Ее встречи с Господом Иисусом Христом, Которому Она предала всю жизнь Свою. Сия райская ветвь обозначала то райское единение Бога и человека, которое в мир принес Спаситель Господь Иисус Христос. Таинственным образом апостолы были восхищены с мест своей проповеди, где каждый проповедовал слово Божие, и были собраны во Иерусалиме, чтобы пребыть с Пречистой Девой Марией в последний Ее день. Она радостно встречала их, расспрашивала об успехах их проповеди, вместе с ними молилась Господу. И само отшествие Ее зримым образом увидели апостолы, когда Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос явился в ту горницу, где Она пребывала, ожидая разлучения души от тела, и принял Ее душу в Свои руки. И это видение видели все собравшиеся апостолы. А теперь мы с вами видим это на иконах Успения Пресвятой Богородицы.

Не всем нравилось, как проповедь слова Божия распространяется среди людей. Матерь Божия пребывала последние дни Своей земной жизни в Иерусалиме, часто ходила на места, связанные со страданиями Спасителя, и там молилась. И злоумышленники желали доставить Ей зло, но Господень Ангел охранял Ее, и неоднократно бывало так, что светлый облак покрывал Ее, молящуюся, и люди слышали слова молитвы, а Ее Самой не видели.

Когда душа Матери Божией разлучилась от тела, апостолы совершили все, что необходимо к погребению, и, воспевая молитвы, понесли Ее Пречистое Тело в Гефсиманию. И так же тот самый благодатный таинственный облак покрывал процессию, так что те, кто враждебно относился к христианам, не могли ничем повредить сему благому исхождению. Хотя один из иудейских священников каким-то образом подошел к одру Матери Божией и захотел его опрокинуть. Однако как только он прикоснулся к погребальным носилкам, как Ангел невидимым духовным мечом отсек ему обе руки, и они оказались как бы намертво прилепленными к одру Пречистой Девы. Пораженный этим чудом, испуганный, но одновременно переживший внутреннее обращение, этот священник, которого звали Афония, обратился к Богу и исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа. И по молитве апостола Петра совершилось чудо – эти руки вновь срослись. И само это событие осталось в памяти апостолов как грозное предупреждение тем, кто богохульно или нечестиво относится к святыне.

Апостолы совершили погребение Матери Божией там, где Она завещала, в Гефсимании. Гроб на Востоке представляет из себя пещеру, которую прикрывают камнем. Прошло три дня, и прибыл апостол Фома, который проповедовал в Индии, и очень огорчался тем, что не смог попрощаться с Пречистой Девой. И по его просьбе апостолы открыли гроб – однако тела Матери Божией не нашли. В этот же день они собрались на обычную свою трапезу; и всегда апостолы, когда вместе собирались за трапезой, оставляли часть хлеба и часть вина как часть Господню, в честь своего Божественного Учителя, для Него, а после этого, обращаясь к Нему, Господу и Создателю своему, они разделяли этот хлеб между собой. И вот когда они приступили к сему хлебу, им явилась Дева Мария Богородица и, благословив их, пообещала пребыть с Церковью Христовою всегда и Своими молитвами не оставлять верующих людей. И тогда, вознеся эту часть Господню, апостолы сказали: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

С тех пор в монастырях совершается чин возношения панагии, когда после Божественной литургии Богородичную просфору износят в трапезу и там возносят ее с молитвами, обращенными к Матери Божией.

Вот такие духовные воспоминания связаны с тем богослужением, которое мы сегодня с вами совершаем. Духовно перенесемся в святой град Иерусалим, когда Дева Мария прощалась со Своими учениками, а им это прощание не было в горесть, а было в радость. Ибо Она взошла ко Спасителю Господу Иисусу Христу, и тем самым мы по Ее молитвам и предстательству вслед за Ней по жизни шествуем, чтобы достигнуть единения с Господом. И мы чувствуем себя грешными, но просим у Матери Божией, чтоб Она молилась о нас, чтобы и наше отшествие ко Господу было светлым и святым, чтобы смерть не страшила нас –потому что мы страшимся своих грехов, – а чтобы мы желали быть с Богом. А для этого нам надо от грехов своих освобождаться, что и делает для нас Святая Церковь в Таинстве покаяния и Причащения Пречистого Тела и Крови Господней.

Воззовем же и мы вместе со апостолами, призывая на помощь Пречистую Деву Марию: «Пресвятая Богородице, помогай нам!

Пресвятая Богородице, спаси нас!» Аминь.