Повечерие - четверг

25.02.1999 Четверг первой седмицы Великого поста.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Погребох образ Твой, разорих заповедь Твою, помрачися доброта, и угасе, Спасе, страстями свеща. Но яко поет Давид: воздаждь ми радование.» - Это один из тропарей, которым сегодня наши с вами души обращались к Богу с покаянием.

Мы погребли образ Божий. Что значит это? - У каждого из нас с вами есть душа - бессмертный образ божий в человеке. Мы созданы по образу Божию. И этот образ Божий мы с вами засыпали разным ненужным хламом. Мы забросали его своими страстями и грехами. Какое счастье и какая радость быть детьми Божьими, а мы все с вами - дети Божии, но почему мы в жизни не чувствуем этой радости? - На это нам дает ответ тропарь, с которым мы обращались сегодня к Богу. Потому что мы разорили заповедь Божию, т.е. не соблюли заповеди Божией единственной и самой важной - заповеди любви к Богу и друг ко другу. И потушили свечу своей веры. Сердце у нас должно было бы гореть верой к Богу. Господь об этом сказал: Огонь принес Я на землю, и как бы Я хотел, чтобы он возгорелся в душах ваших! (Лк. 12, 49). Но опять же, своими грехами и страстями мы потушили этот огонь. И нам ничего не остается теперь, только как взывать, подобно тому, как взывал пророк Давид, к милосердию Божию: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс. 50, 3).

Будем от всего своего сердца просить у Бога, чтобы Он дал нам силы покаяться, просить у Бога, чтобы Он помог нам раскопать образ Божий в себе, омыть его, очистить. Вот так, как хозяйка убирает дом к празднику какому-либо: она выметает всю грязь, сметает всю пыль, стирает все, чистит, и дом становится светлым и радостным - то же мы должны сделать с образом Божиим в своей душе. Мы его загрязнили и запачкали ненавистью, осуждением, нелюбовью друг ко другу, леностью к молитве, непрощением друг другу обид. Мы его захламили различными своими грехами, и теперь уже руки опускаются и нет у нас сил самостоятельно очистить образ Божий. Нет сил самим возжечь свечу нашей веры. Но Церковь Христова, объединяя всех нас в покаянии, дает нам благодать Святаго Духа для нашего исправления. И если мы будем просить у Господа Бога, чтобы Он подал нам эту благодать, и желать исправиться, то радость посетит нашу душу, ибо Господь коснется благодатью Своею наших сердец, очистит наши грехи, мы соединимся с Ним в причащении Пречистого Тела и Животворящей Крови Его, и Он подаст нам радование, о котором просит Давид в своем пятидесятом псалме, столь часто читаемом в храме Божием во время молитвы.

Дорогие братья и сестры! Всем нам пожелаем помощи Божией в столь важном и нужном деле - очищения своей души, раскрытия образа Божия в сердцах наших.

Аминь.

16.03.2000 Четверг 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами закончили чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, который молитвенно слушали в течение четырех первых дней Святого и Великого поста. Это была наша духовная молитвенная подготовка к таинству исповеди и принятию Пречистых Тайн Христовых.

Как необходима нам эта благодать, которую дает душе нашей Господь наш Иисус Христос! Потому что если этой благодати в нашей душе не будет, то с нашей душой произойдет нечто другое. И вот сегодня во второй песне Великого канона мы могли слышать слова, в которых рассказывается о том, как в древности Господь послал огонь на город Содом и сжег всех жителей его, потому что они были насквозь заражены грехом так, что не было в них ни исправления, ни покаяния. И далее есть там такие слова: «Ты же, о душе, огнь геенский вжегла еси, в нем же имаши сожжещися». – Что это за слова?

Дорогие братья и сестры! Эти слова предупреждают нас с вами о том, что в своей душе мы сами уже сейчас созидаем либо райские обители, либо огонь геенский.

Райские обители в своей душе мы созидаем тогда, когда живем с Господом Иисусом Христом. А если случается нам согрешать, то каемся, просим у Бога прощения и стремимся исправляться и быть вместе с Богом.

А геенский огнь в своей душе мы тогда собираем, когда имеем гнев и не остываем от него; имеем зависть и не выбрасываем ее из своего сердца; имеем осуждение и в этом осуждении пребываем; имеем лень и уныние ко всякому исправлению и все это оставляем в своей душе – и все это начинает бушевать, как геенский огонь в нашем сердце. И нас Церковь предупреждает, что тогда он сожжет нас нам на погибель.

Но мы имеем и прохладную росу, как говорит нам тот же канон, которая может погасить этот геенский огонь. Эта прохладная роса, это чудодейственное изменение нашей души дается нам в святом таинстве покаяния. Испросим благодати Господней, дорогие братья и сестры, чтобы всем нам с вами приступать к этому святому таинству и очищать свою душу, чтобы в нашей душе был мир и покой, чтобы вместе с нами всегда пребывал наш Спаситель Господь Иисус Христос, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

13.03.2003 Четверг 1-й седмицы. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами завершили чтение покаянного канона Андрея Критского, который полагается на первой седмице поста читать и молитвенно слушать. Однако мы не завершили дела покаяния. И о том, на чем мы должны основывать наше покаяние, очень хорошо указывает нам преподобный Андрей Критский.

Сегодня в первой песни канона мы с вами слышали такие слова: «Агнче Божий, вземляй грехи всех, возьми бремя мое тяжкое греховное и даждь ми слезы умиления».

Дорогие братья и сестры! Наше покаяние основывается не на том, что мы вдруг решили сами сделать себя лучше. Наше покаяние основывается не на нашей самоуверенности, что мы своими силами можем себя исправить. Но наше покаяние основывается на нашей вере в Господа Иисуса Христа, Который воистину грехи всех взял на Себя.

Чтобы понять это, для этого нужен дар Духа Святаго, потому что сама вера это – дар Божий, дар Духа Святаго. Но когда мы всей душой своей осознаем, почему мы верим во Христа, и поймем, что наша вера основана на том, что через Господа Иисуса Христа мы получаем истинную настоящую жизнь, которая единственная может дать нам настоящую радость и счастье.

Ибо, что настоящего в грехах? – Кроме страданий, печалей, горестей ничего настоящего в грехах нет. Что хорошего в злобе или осуждении? Что настоящего в зависти или ненависти? Что чистого в обмане или хитрости? К сожалению, вся наша жизнь замешана на этих повседневных страстях нашей души. И поэтому так бывает порой и на душе нехорошо, и прискорбно, и тоскливо, и человек воистину, как говорится в каноне, «всуе мятется», то есть, напрасно, суетится, напрасно беспокоиться о том, что, в общем-то, незначительно. Но самое значительно, что никто не может сделать на свете, только один Господь Иисус Христос, самое значительное заключается в том, что Он с наших душ снимает наши грехи. Причем, какой ценой? – Ценой Своей смерти на Кресте. И вот почему преподобный Андрей просит слезы умиления? – Чтобы мы, зная цену нашего спасения, были благодарны Богу. Потому что ничего нет хуже неблагодарности. И поэтому постоянно Церковь призывает к этой святой добродетели: быть благодарными Богу. И мы с вами во время покаяния возлагаем всю надежду нашу на Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Вот, если на этом камне, на этой опоре мы будем делать свое покаяние, то действительно тогда мы сможем исправиться. Не тогда, когда мы сами подумаем, что мы достойны быть хорошими христианами, а когда Господь подаст нам эту благодать. И когда мы со слезами умиления и благодарности Богу будем стремиться с послушанием и смирением идти по тому пути, к которому Он нас призывает. Этот путь для нас раскрывает, и не только раскрывает, просто говоря: вот так идите, но ведет нас за руку, как мать, Святая Церковь Православная.

Дорогие братья и сестры! Будем непрестанно благодарить Бога за то, что Он сделал для нас. Будем благодарить Его за то, что Он взял на Себя грехи каждого из нас. Будем просить Его, чтобы слезы умиления об этом великом счастье нашего спасения были с нами. И будем идти по тому пути жизненному, по которому нас ведет Святая Церковь Православная.

Аминь.

17.03.2005 Четверг 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы закончили с вами на этой первой седмице Великого поста чтение великого покаянного канона святого Андрея Критского. «Великим» он называется как по необычно большому количеству тропарей, содержащихся в нем, так и по его содержанию, которое велико у Бога и подвигает нас к покаянию.

Мы с вами начали путь покаяния, путь исправления. Благодать Святаго Духа способствует нам к тому, чтобы мы осознавали свои грехи и каялись в них. Но сегодня особое внимание нам следует также обратить на то, как нам нужно жить дальше, покаявшись. В Каноне есть такой тропарь: «Не буди столп сланый, душе моя, вспять возвратившийся. Образ Содомский да устрашит тя. Горе ……… спасайся».

В этом тропаре нам напоминается библейская история о том, как Господь поразил город Содом за такие грехи, которые люди совершали и не стыдились, а даже хвалились грехами. Беда содомлян была не столько в том, что они грешили, сколько в том, что никто из них и не думал даже каяться, а наоборот, находили какую-то доблесть в пребывании в своих грехах. И вот, видя полную нераскаянность этого города, Господь поражает его, поражает его большой катастрофой природной, так что сам город проваливается в бездну, и серный дождь изливается на то место. И на этом месте до сих пор находится расщелина ниже уровня моря и там находится Мертвое море, в котором никакой жизни нет. И из всего этого города лишь одно семейство было праведным – семейство Лота. И Господь через Ангела повелел Лоту покинуть Содом, но дал одно только установление: чтобы, ни в коем случае, когда бы они уходили из этого греховного города, они не оборачивались бы назад. Вот как раз об этом говорится в тропаре, который я только что процитировал. Когда семейство Лота уже поднялось на некоторую гору, то жену Лота посетило огромное искушение: ее любопытство, или сожаление о покинутом городе, или иное что подвигло на то, что, несмотря на строгий запрет, она повернулась, чтобы посмотреть на город Содом. И когда она это сделала, ее тоже поразил гнев Божий – она превратилась в соляной столб. «Не буди столп сланый, душе моя», – то есть не будь как соляной столб.

А в чем же здесь дело? Почему такое с ней произошло? Чему учит это библейское повествование?

Оно учит нас тому, что, отвратившись от греха, покаявшись в нем, мы не должны снова к нему возвращаться, не должны сожалеть о том, что мы оставили греховного, но должны вперед устремляться к Богу. Так и в тропаре говорится: «Образ да устрашит тя Содомский. Горе … спасайся».

Дорогие братья и сестры! К сожалению, всем нам свойственна эта греховная наклонность – вновь возвращаться к тем грехам, в которых уже раскаялись. Это беда. И ныне Святая Церковь предупреждает нас об опасности возвращения к своим грехам. Но также Святая Церковь дает нам силы и благодать к подлинному исправлению. Мы, устрашаясь этого образа гибели человеческих душ за грехи и гибели жены Лота, тем не менее надеемся на Божие милосердие, дарованное нам через Господа нашего Иисуса Христа, Который милостив к нашим падениям и, как сказал Сам Господь Иисус Христос Своему ученику апостолу Петру, на вопрос: «До скольки раз можно прощать согрешающему – до семи ли раз?» – ответив: «Не до семи, но до седмижды семидесяти» (см. Мф. 18, 21-23), – так и Сам Господь милостивый и наше покаяние приемлет, сколько бы мы с вами не падали.

Испросим у милостивого Господа сил, крепости на то, чтобы достойно проводить покаяние, исполнимся решимости не возвращаться к раскаянным нами грехам, но будем просить милосердия Божия, и снисхождения и человеколюбия к нашим слабостям.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь.

(13.03.2008 Великое повечерие. Канон Андрея Критского – 4.)

Завершили мы с вами, дорогие братья и сестры, чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Он еще раз будет читаться в этом Великом посту на пятой седмице за богослужением, которое именуется Стоянием Марии Египетской, – тогда он будет прочтен полностью. Сейчас, после того как мы внимательно вместе с преподобным обращались к своей душе, призывая ее к покаянию, мы с вами размышляем о том, что каждый из нас, подготовившись, будет приступать к причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой, а перед причастием очищать душу свою в Таинстве Покаяния.

Сегодня чтение канона началось такими словами: «Агнче Божий, вземляй грехи всех, возьми бремя от мене тяжкое греховное, и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления». Мы с вами, дорогие братья и сестры, исходя даже вот из этих слов, должны осознать и понять, что лишь любовию Господа нашего Иисуса Христа к нам прощаются нам наши грехи. Господь на Себя взял ответственность за наши грехи, и в этом и есть наше спасение. Не в том дело, что мы с вами совершили постное особое какое-то поприще, и поэтому мы заслужили прощение своих грехов. Нет. Мы прощение наших грехов получаем любовью Господа Иисуса Христа. Но в чем же тогда смысл наших постных трудов, если все равно не от нас зависит это, а от Бога – чтобы нам грехи простились? А в том смысл наших постных трудов, чтобы мы с вами с Христом оказались. Господь прощает грехи тем, кто стремится к Нему и с Ним соединяется, кто вместе с Ним в единстве пребывает. А как нам пребыть в единстве с Христом? А только следуя за Ним в том самом главном, что Он совершил: ради любви Он пришел в этот мир, значит, и нам надлежит любить друг друга. Это, как ни странно, оказывается самым тяжелым – любить друг друга. Потому что когда один человек любит другого, он его беды и страдания воспринимает как свои беды и страдания, его заботы и тревоги – как свои заботы и тревоги, его болезни и несчастья – как свои болезни и несчастья. Значит, чтоб нам быть со Христом и чтобы нам получить прощение наших грехов от единственного Того, Кто может их простить, нам надо научаться пребывать в любви друг ко другу. Через эту любовь мы сможем получить и любовь Божию.

Вот для этого и существует Великий пост – время, когда мы молимся, когда мы воздерживаемся. Ведь что такое школа воздержания, поста? Это когда мы думаем не о том, что нам нужно, а о том, что Бог нам заповедал, и ради любви к Богу ограничиваем себя. Точно так же, как ради подлинной любви друг ко другу человек не о себе думает, и ограничивает себя, и для другого живет: так поступает любящая мать, или любящий отец, или любящие супруги, – когда не о себе думают, а о другом человеке. И человек себя ограничивает, воздерживается в своих желаниях ради ближнего своего. Так и во время Великого поста ради любви к Богу мы учимся этому воздержанию. Иными словами, пост и молитва даны нам для того, чтобы мы преуспевали в любви Христовой. И воистину Агнец Божий, Спаситель, Христос взял грехи на Себя. Чтобы нам оказаться у Креста Христова, мы должны взять свой крест и пойти за Ним. Да поможет нам Спаситель мира следовать за Ним ко спасению и жизни вечной. Да поможет нам Господь раскаяться в своих грехах, сбросить наше «тяжкое бремя греховное» и с умилением причаститься Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой. Аминь.

(18.02.2010 Четверг Великого Поста. Великое повечерие. Канон св. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Покаяния время, прихожду Ти, Создателю моему, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления». Такими словами вместе со святым преподобным Андреем Критским мы сегодня обращались ко Господу. Действительно, благое время покаяния – Святой и Великий пост. Покаяние означает перемену нашего образа жизни. Образ Божий запечатлен в нас, но образ жизни не всегда у нас с вами божественный. То есть, проще сказать, разве по-Божьему мы постоянно поступаем в своей жизни? Разве все наши дела соответствуют Божественным заповедям? Конечно же, нет.

Вот, время покаяния для того, чтобы мы сравнили божественные заповеди, божественный образ с образом своей жизни и переменили греховный образ, и греховные привычки, и греховные поступки, потому что воистину, как бремя тяжкое, на нас лежит этот грех. Душа человеческая стремится к Богу, она хочет взлететь к Богу, а грехи не пускают ее взлетать ко Господу. Большая тяжесть на душе у человека, когда он завидует, большая тяжесть на душе у человека, когда он осуждает, большая тяжесть на душе у человека, когда он лжет, когда он злится, когда ненавиствует, – все это огромное «бремя тяжкое греховное». И только один Спаситель мира Господь наш Иисус Христос может снять с наших душ это тяжкое бремя. Для этого и существует Таинство Покаяния, когда мы приходим на исповедь и перед лицом Божиим раскрываем всю глубину нашего падения, открываем все наши грехи.

Но чтобы это покаяние было истинным, нам нужны слезы – слезы о нашем падении. «Блаженни плачущие, – сказал Господь, – ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Кто плачет о своих грехах, того слезы Сам Господь утрет. Он его утешит – утешит тем, что простит ему его грехи. Но нам надо научиться плакать о своих грехах. Вот как раз Покаянный канон и учит нас этому плачу о своем недостоинстве, о своих плохих поступках, плохих мыслях, плохих чувствах, греховных привычках. Перед Богом мы желаем плакаться о своих грехах, и у Бога же просим, чтобы Он дал нам эти спасительные слезы умиления.

Закончилось чтение Великого покаянного канона, который Святая Церковь предлагает нам услышать на первой седмице Святаго и Великого поста, но не закончился призыв Церкви Христовой к покаянию. Полностью этот канон будет читаться еще раз уже на 5-й седмице Великого поста, в среду вечером. А все время Великого поста мы будем стремиться прилагать силы к тому, чтобы изменить свой греховный образ на образ праведный. И в этом поможет нам наш Спаситель Господь Иисус Христос.

«Покаяния время, прихожду Ти, Создателю моему, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления». Аминь.

(10.03.2011 Четверг 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие с каноном Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами завершили чтение Великого покаянного канона, который приуготавливает наши с вами души к должному пониманию покаяния, к должному обращению к Богу, к должной жизни христианина.

Сегодня в 4-й песне мы слышали такие слова преподобного Андрея: «Самоистукан бых, страстьми душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри». «Самоистукан» – так называет наше состояние преподобный. Истукан – это идол, ложный бог, которому поклонялсь язычники. А что значит «самоистукан»? Это, дорогие братья и сестры, когда мы вместо служения Богу служим сами себе. И на самом деле, если мы вдумаемся, то все наши грехи – это не что иное, как служение нашему самолюбию, нашей гордыне. Обманываем мы кого-то – значит, думаем, что мы хитрее, и что можем прожить лучше, и прожить обманом. Злимся мы на кого-то – значит, мы считаем себя достойнее, считаем справедливее, считаем, что имеем на это право. Лицемерим перед кем-то – значит, мы опять же сами себе служим, представляя себя лучше, чем мы есть. Взять любой грех – это не что иное, как служение нашим собственным страстям. Вот как дикари древние, не знавшие истинного Бога, кланялись истуканам, так мы кланяемся своим собственным грехам и страстям. Но при этом мы наносим страшный вред своей душе.

Прилагая свои силы к тому, чтобы служить своим собственным грехам и страстям, мы не замечаем, как враг рода человеческого захватывает нас и буквально пожирает нас. Недаром на древних иконах, на которых изображается Страшный суд, там в углу изображается огромная огненная пасть, которая пожирает грешников. Вот так человек, когда занимается служением своим страстям, не видит, как его пожирает враг рода человеческого. Преподобный Андрей Критский и призывает нас обратиться к Богу, чтобы мы не были «стяжанием», то есть приобретением для врага рода человеческого, чтобы мы не были «брашном», то есть в переводе со славянского – пищей для врага рода человеческого, но чтобы Спаситель мира нас избавил и спас от этого страшного состояния.

Дорогие братья и сестры! Во время Великого поста Святая Церковь раскрывает нам глаза на духовные законы. Нам надо внимательно прислушиваться к голосу Святой Церкви, ценить ту возможность и ту благодать, которую мы получаем в храме Божием, бороться с теми грехами и пороками, которые одолевают нас. Вместе с преподобным Андреем Критским воззовем: «Самоистукан бых, страстьми душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри». Аминь.

Дорогие братья и сестры! Мы завершили с вами чтение и молитву Великого покаянного канона. Святая Церковь предложит нам еще раз услышать его полностью, – это будет на 5-й неделе Святаго и Великого поста. Ввиду того, что в этом году на 5-й неделе Великого поста попадает праздник Благовещения в четверг, то чтение Великого покаянного канона переносится со среды, когда обычно оно всегда бывает, и будет в понедельник вечером на 5-й седмице Великого поста.

Теперь завтра у нас совершается богослужение уставное великопостное и Литургия Преждеосвященных Даров. Начало великопостного богослужения в 7 утра. После Литургии Преждеосвященных Даров завтра совершается молебен святому великомученику Феодору Тирону и освящение колива. Завтра вечером в 5 часов для тех, кто готовится в субботу причаститься, одновременно с повечерием и утреней, которые будут совершаться, будет совершаться большая исповедь с участием всего духовенства нашего собора. В субботу память святаго великомученика Феодора Тирона, и на этот же день с 9 марта перенесено по Уставу Церковному празднование Обретения главы Иоанна Предтечи. Будет Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8 утра. В субботу вечером в 5 ч всенощное бдение, а в воскресенье – Торжество Православия, две Литургии, в полседьмого и в полдесятого. После поздней Литургии – молебен Православия.

Дорогие братья и сестры! Начиная со 2-й седмицы по средам вечером, в 5 ч, будет совершаться дополнительно вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Это связано с тем, что многие из вас заняты на работе и не могут прийти утром, когда в среду и в пятницу в будние дни бывает Литургия Преждеосвященных Даров, а для человека, который усердно постится и живет духовной жизнью, участие за такой молитвой необходимо. Поэтому для всех желающих, которые хотят молитвенно прочувствовать Святой и Великий пост, в среду вечером будет повторно совершаться вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Собственно говоря, в древности эта Литургия вечером только и совершалась, потому что весь строй этой службы – это вечерня, соединенная с Божественной службой Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Кто желает за этой вечерней Литургией причаститься, либо должен будет, как древние подвижники, целый день поститься, не вкушать и не пить ничего, либо, если ему такой подвиг сложен, то до 11 утра он может что-либо вкусить, а после 11 ч, если он желает причаститься, надо хранить тогда уже строгий пост.

Впереди еще большое время Святаго и Великого поста. Да поможет всем нам Господь достойно и праведно его провести и встретить Святую Пасху Христову. Храни вас Господь милосердный и Матерь Божия!

(01.03.2012 Четверг 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского. )

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления».

Такими словами мы сегодня обращались ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу вместе с песнописцем преподобным Андреем Критским. Эти слова имеют для нас высокое духовное значение. Вслушаемся еще раз: «Возми бремя тяжкое греховное…»

Что мы делаем в покаянии? Мы в покаянии просим у Господа прощения за наши грехи. Но как может грех проститься? Ведь не бывает бесследных поступков. Любой поступок ведет за собой какое-то следствие. Я обидел человека – ему стало плохо, ему стало тяжело, может быть, он из-за этого и заболеет, что-то дальше произойдет, может быть, он сам раздражится и другого человека обидит. Я обманул человека – значит, вместо того чтобы шло по правде развитие дел, оно начинает идти по лжи, и ложь распространяется. Что значит простить грех? Как можно изгладить грех, когда мы живем в мире, где каждое действие, каждый поступок, каждое слово несет за собой последствующие другие события. Это не только в жизни человеческой, это и в природе так. Если, например, камень откололся от горы и покатился вниз, он ломает кустарники, ломает деревья, если попадает какое-нибудь животное или, не дай Бог, человек, он убивает его. Любые события за собой несут последствия. Но о чем мы просим Бога? Мы просим Бога, чтобы Он изгладил наши грехи, снял с нашей души то последствие, которое мы сделали, в первую очередь, и для самих себя. Как может это быть?

Дорогие братья и сестры, это может быть. Может быть потому, что Иисус Христос – истинный Человек и истинный Бог. Он для того и пришел в мир, чтобы изгладить последствия зла. Как Он это делает? Ведь для того, чтобы просто уничтожить последствия зла, надо, наверно, сотворить новый мир, в котором вообще зла не будет. Но тогда не будет и нас, людей, которые созданы по образу и подобию Божию и могут выбирать между добром и злом. И что Бог делает? Он эти последствия греха берет на Себя. «Возми бремя тяжкое греховное…» Как Он их берет? Он восходит на Крест за нас, распинается за наши грехи, ответственность за наши грехи берет на Себя. Вот какой ценой мы с вами получаем прощение грехов.

Поэтому, когда мы совершаем покаяние, не надо думать, что это наше какое-то усилие, не надо думать, что это наша какая-то заслуга или наша какая-то добродетель. Мы припадаем к подножию Креста и отвечаем на любовь Спасителя Господа Иисуса Христа, Который простирает к нам руки и хочет снять с нас бремя греховное Своей любовью. Но одновременно мы понимаем, что это значит. Вот если бы нам всегда это понимать… И поэтому мы просим, чтобы Господь дал нам «слезы умиления», чтобы любовь Божественная коснулась и нашего сердца. И тогда искупление наших грехов, совершаемое Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, будет распространяться и на нас с вами, по мере того как мы запечатлеваем в своей жизни и в своем сердце Крест Христов.

«Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления». Аминь.

(21.03.2013. Четверг Первой седмицы Великого поста. Канон прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Низу сничащуюся уподобися, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни», – так молитвенно обращались мы ныне к своей душе, вспоминая тем самым евангельское повествование о том, как Спаситель Господь Иисус Христос исцелил женщину, которая восемнадцать лет была скорчена. Ее недуг так скрутил, что она не могла поднять головы на небо и, кроме земли, ничего перед собой не видела. И она пришла на молитву, и Господь призвал ее. И она подошла ко Господу, и Господь исцелил ее, и она распрямилась: и Господа увидела, и небо увидела, и стала ходить прямо (см. Лк. 13, 10–13).

Этот образ преподобный Андрей Критский предлагает нам с вами, чтобы мы увидели, что происходит с нашей душой, когда грехи буквально корчат ее. Грехи нашу душу пригибают книзу, к земле. То есть, когда душа наша обременена, мы ни о чем другом, кроме как вот о своих суетных грехах, и думать-то не можем. Не можем молиться, ум у нас на это не идет; не можем читать Евангелие, мы читаем – ничего не понимаем; не идем в храм – все нам некогда, все нам мешает. Мы не видим неба, мы только видим вот эту грязь, в которой барахтаемся.

Что предлагает нам Церковь? Приникнуть к ногам Господа Иисуса Христа. То есть обратиться к Тому, Кто может распрямить нашу душу. Как Господь распрямляет нашу душу? Через Таинства, через покаяние, через исповедь. Он снимает с нашей души «тяжкое бремя греховное». Мы слышали, как многократно ныне обращался преподобный Андрей Критский: к Богородице: «Возми бремя от мене тяжкое греховное», – и душа распрямляется. Так и наши с вами души обязательно распрямятся, если мы будем обращаться к Богу с покаянием о своих грехах, осознавать их и желать исправиться. Смотрите, что говорится в этом тропаре: «и исправишься». В чем состояло чудо, которое Господь совершил этой женщине? Она была скорчена, жизнь ее была испорчена, а Иисус Христос ее исправил. Так и нашу душу Господь Иисус Христос может исправить, если мы будем к Нему обращаться.

И дальше как сказано: «и прямо ходиши стези Господни». То есть мы с вами в жизни должны поступать по заповедям Божиим. В этом вся беда – откуда грехи? От нарушения заповедей Божиих. Во время Поста мы с особым усердием обращаемся, с осознанием своей вины и грехов, к Господу Богу и искренно просим, чтобы Он направил нас с вами в жизни своей ходить по заповедям Божиим. Святая Церковь все нам для этого дает. Нам только надо открыть свою душу и услышать этот призыв Господа нашего.

«Низу сничащуюся уподобися, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни». Аминь.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами завершили наш постный труд в отношении чтения Канона покаянного Андрея Критского. Но хочу вам напомнить, что полностью еще раз будет читаться этот Канон – на пятой седмице Святаго и Великого поста, в среду вечером. Постарайтесь в этот день также прийти в храм Господень, чтобы вновь омыть свою душу этим великим покаянием, которое предлагает нам с вами Церковь Христова.

Завтра, в пятницу, в 7 утра – Великопостное богослужение и Литургия Преждеосвященных Даров. Приуготовившиеся причащаются Святых Таин Христовых. Завтра под числом – Сорок мучеников, но ввиду того, что этот праздник попадает на первую седмицу, по Церковному уставу он переносится на субботу, так как пятница – это день строгого поста. Поэтому в пятницу вечером будет совершаться полиелейная служба Сорока мученикам Севастийским, а в это же время, одновременно с этой службой, для тех, кто готовится причаститься Святых Таин Христовых в субботу, будет проводиться большая исповедь с участием всего духовенства собора.

В субботу – память Сорока мучеников Севастийских и святаго великомученика Феодора Тирона. Будет совершаться Божественная литургия Иоанна Златоустого, полная литургия. Простите, я еще забыл сказать, что в пятницу после Преждеосвященной будет молебен великомученику Феодору Тирону и освящение колива. А в субботу – Литургия Иоанна Златоуста.

Да дарует всем нам Господь достойно проводить время Святаго и Великого поста. Обращайте внимание на наши объявления – там подробно расписаны службы. Хочу только вам сказать, что, конечно, многие из вас заняты утром и работают, и это достойно и праведно, но особенная служба Постом бывает – Литургия Преждеосвященных Даров. И, поскольку она бывает в будние дни – в среду и пятницу, часто люди не могут на нее попасть. Для того чтобы была возможность и для тех, кто занят утром, начиная со второй недели: на второй, третьей, четвертой, шестой неделе, – по средам вечером будет повторяться и служиться вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Тоже могут люди готовиться к ней, на ней даже можно причащаться. Как это делать – в объявлении вот все написано.

Храни всех вас Господь милосердный и Матерь Божия!

(26.02.2015 Четверг 1-й седмицы Великого Поста. Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Столп умудрила еси создати, о душе, утверждение водрузив твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя и низвергл на землю ухищрения твоя» (см. Канон, Четв., песнь 2). Так Святая Церковь сегодня во время Покаянного канона напоминает нам о библейском событии, когда люди решили построить башню до небес. Это было бессмысленное строение. Они не хотели эту башню, это строение, или как по-славянски называется – столп как-то использовать в своей жизни. Цель была одна: они глупо, неразумно думали, что они таким образом будут равны Богу. «Построим столп до небес и будем равны Богу» (см. Быт. 11, 3–4).

Преподобный Андрей Критский сравнивает это с состоянием нашей души, когда мы себя в своей гордыне начинаем ощущать так, что мы сами по себе достаточны, что мы сами, как боги, что нам все можно. И тогда жизнь сама, а вернее, промысл Божий, который в жизни действует, человека опускает на землю, и он видит, кто он есть на самом деле.

В Библии описано было, что когда люди приступили к этому строительству, Бог смешал их язык, то есть они престали понимать друг друга (см. Быт. 11, 5–9). В общем, в гордости своей они хотели это построить, а гордые люди друг друга не слышат, они слышат только самого себя. И так они и разошлись, и ничего у них не вышло. Разорил Господь советы, ухищрение их не достигло цели.

Какое же отношение это имеет к Посту и к нашему постному деланию? Почему во время Покаянного канона это вспоминается? Ведь не только же речь идет о тех людях, которые вообще не признают Бога в своей гордыне? Здесь речь идет и о нас с вами.

Мы очень легко и быстро начинаем о себе высоко думать. Вот четыре дня попостились, походили, помолились, и нам уже кажется, что мы достигли какой-то чистоты и духовной высоты. И сами не замечаем, как мы легко с этой высоты срываемся: если нас кто-то заденет или скажет что-то обидное, мы вдруг забываем про этот пост, про все и тут же отвечаем, вскипаем в себе этой несправедливостью. Нам Святая Церковь указывает на то, что если мы внутри себя возгордимся, то нас Господь промыслом Своим вернет на землю, чтобы мы увидели подлинное свое состояние. Со смирением надо подходить к делу поста, надеясь не на свои слабые силы – и телесные, и душевные, и духовные они у нас слабы, – но полагая надежду на Господа, Который поможет и укрепит нас. Главное ведь в посту что? Это принести Богу подлинное, истинное покаяние. А где гордыня, там нет покаяния. Если человек гордится тем, что он много поклонов сделал, или вот как он строго постился, или как он много вычитал молитв, это уже пустое, это все равно что столп – в его самомнении и его гордости.

И нас Святая Церковь призывает подходить к делу покаяния с высоким и глубоким смирением. Да поможет нам Господь в истинном настроении духовном проходить сие святое время. Будем вспоминать для нашего собственного смирения слова Покаянного канона: «Столп умудрила еси создати, о душе, утверждение водрузив твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя и низвергл на землю ухищрения твоя».

Аминь.