Повечерие - понедельник

22.02.1999 Понедельник первой седмицы Великого поста.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наступил, дорогие братья и сестры Великий пост. Готовила нас Святая Церковь три недели к началу этого важного духовного события. Мы вспоминали о том, с каким смирением надо подходить к делу покаяния, когда Святая Церковь предлагала нам притчу о мытаре и фарисее. Святая Церковь говорила нам, что дело поста мы должны не с превозношением, но со смирением начинать. Святая Церковь приводила нам в пример блудного сына, который раскаялся и пришел к отцу, и отец раскрыл свои объятия, и принял его. Для того это нам Церковь напоминала, чтобы мы не отчаивались и не думали о том, что нет для нас покаяния, потому что велики наши грехи. Господь, как милостивый отец, ждет нашего обращения. Святая Церковь напоминала нам о том, с каким милосердием мы должны относиться друг ко другу, потому что по этому милосердию Господь будет судить нас в последний день. Это было, когда мы слышали с вами Святое Евангелие о Страшном Суде, когда Господь придет во славе Своей. Святая Церковь привела нас к воспоминаниям о том рае, который Адам потерял из-за своего непослушания, и призывает нас с воздержанием и послушанием начать время поста.

Так Церковь нас готовила к началу поста. И вот - пост наступил. Казалось бы, мы запомнили все, что нужно нам иметь для совершения дела покаяния. Умом мы понимаем, что мы должны сделать, как должны воздерживаться духовно и телесно. С каким терпением, любовью и смирением должны мы совершать дело поста. Сегодня Церковь говорила нам о том, что пост наступивший пришел, как «мать целомудрия», как «мать воздержания». Сегодня Святая Церковь говорила о том, что мы должны «поститься постом приятным, благоугодным Господу»… Но когда мы заглядываем в свою душу, мы видим, как тяжело нам что-либо изменить в своих сердцах, как тяжело нам исправляться, как тяжело по настоящему совершать путь покаяния так, как должно его совершить. Но именно в том наша духовная радость, в том и наша духовная бодрость, к которой нас призывает ныне Церковь, что мы не в одиночку дело покаяния совершаем, а все вместе - все вместе, всею Церковью Святой, а значит, нас благословляют святые отцы преподобные, святые мученики, святители Божии, пророки Божии, Ангелы и Архангелы, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария. Дорогие братья и сестры! Когда мы совершаем дело поста по благословению церковному и с Церковью вместе, тогда и плод духовный бывает полезный и прекрасный.

И вот ныне, начав Великий пост, обратимся ко Господу за благословением, чтобы Он помог нам с великой духовной пользой провести это прекрасное время, чтобы Он благословил и укрепил нас в нашем желании достойно и праведно проводить его, чтобы Он послал нам Духа Своего Святаго, Который очистит и освятит нас, и наставит нас на всякую истину. Помолимся, дорогие братья и сестры, в начале Святаго и Великого поста………………………………………….

13.03.2000 Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завершен первый день Святого и Великого поста. Молясь за каноном преподобного Андрея Критского, мы слышали слова, в которых говорится о том, кто нам дал пример этого поста. «Постился Господь четыредесять дней, последи же взалка, показуя человеческое» – слышали мы.

Дорогие братья и сестры! Спаситель мира Иисус Христос Богочеловек, придя в мир для нашего спасения, не имевший никакого греха в Себе, постится в течение сорока дней прежде, чем начать проповедь Евангелия Царства Божьего. Для чего Он делает это? – Господь для того делает это, чтобы пройти вместе с нами все трудности и искушения нашей жизни. Для того Господь постится по-человечески, чтобы быть вместе с нами постящимися. Ему пост по человечеству не нужен был, потому что в Нем нет греха. А нам пост нужен, как средство исправления наших грехов. Но поскольку мы сами по себе не можем себя исправить и будем одиноки, если самонадеянно будем надеяться только лишь на свои силы, поэтому-то Господь вместе с нами постится, чтобы помочь нам пройти необходимое для нас поприще поста.

Дорогие братья и сестры! Сам Спаситель мира заповедал нам время воздержания. Мы с вами – христиане, «во Христа крестились, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), мы решились последовать за Ним. Все наши беды, скорби и несчастья происходят от того, что мы удаляемся от праведного и правильного пути к Богу.

Ныне последуем за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом по тому пути, по которому Он нас с вами зовет, по пути покаяния. Сегодня – первый день Великого поста. Впереди еще тридцать девять дней этого спасительного духовного молитвенного и телесного подвига. Испросим сейчас благословения у Господа нашего Иисуса Христа, Который нам заповедал этот пост, чтобы мы прошли это спасительное время во всяком благочестии и чистоте и достигли того, что необходимо для нашей души, а именно очищения, прощения грехов и жизни с Ним, с Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

26.02.2001 Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы с вами начали время Святого и Великого поста. Для того, чтобы это время было благоуспешно, для того, чтобы для нашей души была польза, мы с вами должны не самонадеянно начать этот пост, не на свои силы уповая, не думая о том, что мы самостоятельно своим разумом, своей душой, своим телом сможем преодолеть все искушения, но с упованием на помощь Божию и на силу Божию.

Со смирением приступим ко времени Святого и Великого поста. Со смирением сознавая свои грехи, свое недостоинство. Со смирением понимая, что, по-настоящему, каяться мы не умеем; по-настоящему, показывать исправление нашей греховной жизни – тоже не умеем; молиться, по-настоящему, - тоже не умеем. И с этим смирением мы с вами должны обратиться к духовному сокровищу Святой Церкви – к святым молитвенникам, которые ныне предстоят пред престолом Божиим и перед Господом молятся за нас с вами.

В начале Святого и Великого поста мы испрашиваем благословение у Господа Бога. Мы с вами сейчас прослушали первую часть канона преподобного Андрея Критского. В нем постоянно идет обращение к душе человеческой. Мы как бы уговариваем свою собственную душу, чтобы она проснулась, вразумилась и исправилась. Преподобный Андрей приводит множество примеров из истории Ветхого и Нового заветов, призывая на души следовать добрым примерам и избегать злых.

Дорогие братья и сестры! Понимая сколь труден и велик подлинный подвиг поста, понимая сколь трудно совершать истинное покаяние, понимая, что без благословения Божия ничего у нас не получится, испросим в начале нашего постного пути благословение у Господа, совершим молитву на начало Святого и Великого поста. Да благословит всех нас с вами Господь достойно и праведно провести это светлое, и святое, и духовное время, чтобы с очищенной душой, с радостным сердцем, с горячей верой, несомненной надеждой и любовью, встретить нам светлый праздник Воскресения Христова.

Аминь.

18.03.2002 Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечер.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами вступили в святое время и начинаем святое поприще Великого поста. Начинаем мы его с верой в Господа нашего Иисуса Христа, с верой в то, что Господь поможет нам с вами действительно покаяться, действительно очиститься от своих грехов и избавиться от своих греховных привычек, которые просто сроднились уже с душой нашей и от которых мы самостоятельно без помощи Божией избавиться не можем.

Мы вместе молились сегодня и слышали молитвы, которые обращены от лица души человеческой ко Господу, просящие о благодати покаяния. Эти молитвы прекрасно боговдохновенно изложил преподобный Андрей Критский. Каждому тропарю Великого канона, составленного им, находя примеры из Священного Писания. Именно потому его и можно назвать боговдохновенным, что весь Великий покаянный канон святого Андрея Критского основан на незыблемом и твердом основании – слове Божием.

Во второй песни Великого канона, который мы слышали ныне, есть такой краткий, но очень духовно емкий тропарь, где говориться: «Буря мя злых одержит, человеколюбче Господи, но яко Петру и мне руку простри».

Это, дорогие братья и сестры, - воспоминание того евангельского события, когда Спаситель мира Господь Иисус Христос шел к ученикам Своим, находящимся в лодке по водам. И некоторые из учеников подумали, что это – призрак. А апостол Петр сказал: «Если это Ты, Господи, скажи мне, и я пойду к Тебе». – И Господь повелевает ему идти к Нему. И апостол Петр начинает идти по воде.

Дорогие братья и сестры! Для того, чтобы апостолу Петру начать этот путь по воде, ему нужна была вера. И эта вера была в его сердце. Для того, чтобы и нам с вами начать путь покаяния, нам тоже нужна вера. И в первую очередь мы должны попросить у Господа Бога, чтобы Он даровал нам эту веру, чтобы и мы начали этот путь укрепленные этой верой – путь покаяния.

А дальше в писании помните, как описывается, что сделал апостол Петр несколько шагов и как увидел, какие волны, какая буря на него надвигается, - испугался. И как только он испугался, сразу же начал тонуть.

Вот, дорогие братья и сестры, это и есть образ нашей с вами души, которую со всех сторон, как буря, обуревают грехи; как волны поднимаются страсти; как сильный ветр врываются в нашу душу греховные пожелания и воспоминания. И когда мы не можем этому противостоять, и начинаем бояться этого, мы тут же прекращаем идти путем спасения. Как только мы начинаем бояться искушений, мы гибнем и тонем.

И вот, что дальше происходит. Как только апостол Петр начал тонуть, он закричал: «Господи! Спаси меня, погибаю!» – И Господь протягивает ему руку и говорит: «Маловерный, ты зачем усумнился?», и спасает его. Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, начиная путь свой покаяния ко Господу, будем просить, чтобы нам Господь тоже протянул Свою руку, чтобы нас провел этим путем среди бури житейского моря и страшных его волн. Нашей веры не хватает, чтобы идти за Господом. Но мы у Господа у Самого просим, чтобы Он протянул нам руку и избавил  нас от этих бездн греховных и потопления в пучине греха.

В начале Великого поста, точнее в первый день Великого поста, полагается читать особые молитвы, в которых мы просим благословение у Господа. В этих молитвах мы выражаем веру в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа; выражаем свою веру не в свои слабые силы, но в то, что Господь протянет нам руку спасения, поможет нам пройти путь покаяния и достойно встретить светлый праздник Воскресения Христова. Совершим же сейчас эти молитвы. Коленопреклонно обратимся ко Господу, чтобы Он и нам простер руку спасения и привел нас к вечной жизни.

Аминь.

10.03.2003 Понедельник 1-й седмицы. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Начиная молитвы во время Святого и Великого поста, мы с вами усердно просим у Господа Бога, чтобы Он помог нам совершить подлинное покаяние, то есть очищение наших душ от грязи греха, и исправление нашей жизни.

Покаянный канон святого Андрея Критского дает нам много духовных примеров из Священного Писания. Сегодня в шестой песни канона вы слышали такие слова: «Рука Моисеова да уверит, душе моя, како Бог может прокаженное убелити и очистити. И не отчайся сама в себе, аще и прокаженна еси».

О чем эти слова святого канона? – Это воспоминание того чуда, которое Бог повелел совершить Моисею, когда Он послал его к фараону с тем, чтобы Моисей потребовал, чтобы фараон отпустил народ Божий из рабства. Тогда Господь сказал Моисею: «Возьми руку свою и засунь ее за пазуху, и она станет прокаженной. И снова сделай тоже самое, и она очистится». – Таким образом, Господь укреплял веру в самом Моисее, что Он есть истинный Бог, Которому все подвластно. И эту веру Он укреплял не тем, что показывал на ком-то другом, но на самом посланнике Своем – на Моисее. Но это же чудо, укрепившее волю и веру Моисея в его посланничестве, имеет и духовное символическое значение, о котором говорит преподобный Андрей Критский.

Дело в том, что мы в жизни своей согрешая, сами душу свою делаем больной, прокаженной. Проказа – это ужасная болезнь, когда человек теряет всякую чувствительность, так что тело его гниет заживо, а он не чувствует никакой боли. Огонь может жечь его руку, и он не будет чувствовать. Об что-то острое он может колоться или ударяться и тоже не будет чувствовать. Вот и грех с нашей душой что-то подобное производит. Когда грех завладевает нашей душой, мы уже не чувствуем, какие последствия греха. Мы привыкаем к нему и не замечаем. И нам уже не больно, нам уже не страшно грешить. Мы уже не плачем, когда согрешаем. Мы уже не страшимся суда Божия. Наша душа становится прокаженной и бесчувственной.

Но смотрите, что говорит Господь и что говорит нам преподобный Андрей Критский. Он говорит, чтобы мы не отчаивались. Хотя и сознаем, что наши души прокаженные, но мы бы не отчаивались, потому что Бог может наше прокаженное существо убелить и очистить. И доказательством этому – чудо с Моисеевой рукой, когда Господь послал его на путь пророческий.

Дорогие братья и сестры! Впереди у нас – долгий путь Святаго и Великаго поста. Бог укрепляет нас знамениями духовными. Желающим следовать за Ним Бог и силы дает. И нам с вами даст Бог силы провести время Святаго и Великого поста. И нам даст Бог силы покаяться и Своею Божественною силою наши души согрешившие, наши души, пораженные проказою греха, Господь убелит и очистит. Только нам надо с вами иметь такое же послушание воле Божией, которое имел Моисей, когда после этого чуда, совершенного с ним Господом, он пошел и стал исполнять волю Божию.

Будем просить у Господа и Спасителя нашего, чтобы Он наставил нас на путь спасения, чтобы Он укрепил нашу волю к покаянию, чтобы Духом Свои Святым Он дал нам силы на изменение нашей жизни от греха к добру и свету и чтобы благодатью Своею Господь нас исправил, убелил и очистил.

Помолимся сейчас – перед началом Святаго и Великаго поста, да поможет нам Господь его провести во всяком благочестии и чистоте.

Аминь.

23.02.2004. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, молясь за Великим покаянным каноном, мы слышали слова преподобного Андрея Критского, обращенные от наших с вами кающихся душ ко Господу: «Ты еси пастырь добрый, мене, яко овча и заблудшего, да не презришь».

Дорогие братья и сестры! Господь Иисус Христос, раскрывая Свое милосердие к людям, рассказал притчу о заблудшей овце. Он Себя изобразил в виде пастыря, который пошел искать одну из ста заблудших овец. 99 он оставил находиться в горах в безопасности, а за одной пошел на поиски. Так Господь изображает Свое отношение к нам. Мы с вами действительно в жизни своей постоянно заблуждаемся и не идем по истинному и правильному пути, и в своих заблуждениях, то есть в своих грехах, бываем беспомощны. И от опасностей мы духовных сами себя оградить не можем. 99 овец, которые в горах остались, – так символически Господь изображает святых, пребывающих в славе небесной, и которые находятся в полной безопасности духовной и в полном ограждении Божием. А мы с вами должны взывать ко Господу и просить у Господа, чтобы Он отнесся к нам так, как Он отнесся к этой заблудшей овце, чтобы Он нашел нас – заблудившихся в этой жизни. Но чтобы Он нас нашел, мы должны голос свой подать, мы должны воззвать к Нему, чтобы Он услышал нас, мы должны проявить желание быть Им спасенными. На многих первых, еще первых веков, изображениях Господь Иисус Христос изображается с заблудшей овцой на плечах. И до нынешнего дня приемники апостолов – святители Божии, епископы носят на своих плечах омофор как знак Господа Иисуса Христа, пришедшего для спасения людей. Через Церковь Святую Господь Иисус Христос слышит нас, через Церковь Святую Господь Иисус Христос спасает нас.

Сейчас время покаяния, то есть самое время возвысить наш покаянный голос ко Господу и сказать о себе: «Господи! Заблудились мы в жизни своей, запутались мы в грехах своих, потерялись мы, душа наша гибнет под слоем грехов, – найди нас, Господи, и спаси!» И, воистину, Господь услышит нас и найдет нас, и спасет нас, и порукой тому – Святая Церковь, которая пребывает на земле для нашего спасения.

Сегодня первый день Святого и Великого поста. Мы начали постный путь. Да поможет нам Господь достойно его провести, да возьмет нас Господь на Свои плечи и принесет ко спасению в жизни вечной.

Аминь.

14.03.2005 Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами начали время Святого и Великого поста, начали время покаяния. Первый день Святаго и Великого поста прошел. Во время чтения канона мы слышали такие слова: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею Зиждителю всех исповедайся». Эти слова обращают наше внимание на то, что пост должен быть двояким – и духовным, и телесным. Призывает нас преподобный Андрей Критский к тому, чтобы мы потрудились в воздержании: чтобы мы потрудились и в телесном воздержании от пищи и удовольствий, и в духовном воздержании от духовного разленения, – чтобы мы сосредоточились в молитве. Святая Церковь помогает нам в этом, давая свое благословение на это, преподавая нам благодать Духа Святаго на то, чтобы мы совершили труд покаяния.

Далее в этом тропаре, который начинается словами: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею Зиждителю всех исповедайся», – говорится: «И отстани бессловесия своего и принеси Богу в покаянии слезы».

О каком «бессловесии» души говорится? Это говорится о том, когда человек живет бессловесный. Так по-славянски называется животное. Значит, и когда человек живет и не следит за своей душой, не следит за тем, что он делает, не различает между добром и злом, ему невозможно совершить покаяние. А для того, чтобы научиться нам различать между добром и злом, нам обязательно нужна помощь Божия.

Вот и сегодня, в первый день Святаго и Великого поста, мы сейчас с вами обратимся к Господу Богу теми молитвами, которые положены по уставу, и испросим благословения на то, чтобы нам быть внимательными к своей душе, чтобы нам достойно провести время покаяния, чтобы нам воздерживаться духовно и телесно.

6.03.2006 Понедельник 1-ой седмицы Великого поста.

…….……. с вами Святой и Великий пост. Мы с вами услышали призыв Церкви и будем прилагать усилия своей души и своего тела к тому, чтобы через воздержание телесных, духовных, душевных сил, к тому, чтобы через отсечение своей воли и поручение себя воле Божией достигнуть очищения всего своего человеческого существа.

Ныне Святая Церковь призвала нас к покаянию, и мы сегодня внимательно старались молиться во время чтения канона преподобного Андрея Критского, который обращается к нашим душам, к душам человеческим, и от лица человеческой души обращается к Богу с молитвой о покаянии. Без веры невозможно нам с вами совершить дело нашего с вами исправления. Без веры нам нельзя себя исправить. Вера нужна, чтобы горела в наших сердцах. Сегодня мы слышали, как во второй песне канона говорились такие слова: «Бурями злых обдержим, Спасе, но яко Петру, и мне руку простри». Здесь вспоминается то событие, когда Спаситель мира шел по водам к лодке, в которой были Его ученики, и когда апостол Петр воскликнул: «Господи, если это Ты, повели и мне, чтобы я пришел к Тебе по водам». И Господь говорит ему: «Иди!» И апостол Петр поверил – поверил в силу слова Божия – и пошел. Но потом, когда он увидел, какие волны, какой ветер, какая подымается буря, испугался и начал тонуть (Мф. 14, 28-30).

Вот, дорогие братья и сестры, мы с вами по вере нашей начинаем время Святого и Великого поста. По вере идем за зовущим нас Господом. Господь призывает нас к этому. Но чего нам не нужно делать? Нам не нужно бояться. Как только апостол Петр убоялся волн и бури, тут же волны начали его захлестывать, и он начал тонуть. Так и мы с вами: если убоимся трудностей – трудностей воздержания, и воздержания не столько телесного, сколько воздержания своих мыслей и своих чувств, сколько противления самим себе, чтобы нам не гневаться друг на друга, не обижаться, не осуждать друг друга, – это очень сложно! Но если мы этих трудностей убоимся – борьбы со своими грехами, – если мы убоимся трудности покаяния, то нас тогда грехи просто-напросто поглотят. Но и здесь все равно надежду нам Господь оставляет, зная наше малодушие и маловерие. Когда апостол Петр начал тонуть, он закричал: «Господи, погибаю!» И Господь простер ему руку, дал ему руку и вытащил его из глубины, – говоря ему: «Маловерный! Зачем усомнился?» (Мф. 14, 31). – Вот и преподобный Андрей Критский взывает из глубины верующей души, чтобы Господь Иисус Христос нам с вами простер Свою спасительную руку и нас, маловерных, провел по житейскому морю, провел через путь покаяния и привел ко спасению и очищению.

Сегодня мы вступаем в святые спасительные дни Великого поста, которые должны привести нашу душу к покаянию и к радостной встрече праздника Воскресения Христова. По церковному уставу мы получаем все благословение от Церкви на этот путь, на ………… ……………………………………………………………………….. святаго апостола Петра от гибели в бурном море, так и мы ныне просим, чтобы Господь нам с вами, каждому из нас, протянул руку спасения ……………………………………..

(10.03.2008 Великое повечерие. Канон Андрея Критского – 1.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами вступили в Святой и Великий пост и испрашиваем у Господа Бога благословения на наши труды, чтобы мы исправили свою жизнь, чтобы мы благодатью Духа Святаго очистили свою душу от грехов. Святая Церковь предлагает нам все необходимое, для того чтобы мы смогли это сделать как можно лучше. В первые дни Великого поста мы с вами вместе молимся за Великим Покаянным каноном прп. Андрея Критского, содержание которого вызывает в наших сердцах умиление, а в наши души вселяет желание и стремление исправиться, покаяться, приложить силы к молитве и к духовному поприщу.

Сегодня мы слышали с вами среди других молитвословий такой покаянный тропарь: «Христос вочеловечися, призва к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисеи и мытари, и прелюбодеи кающияся.»

Дорогие братья и сестры! Даже из содержания одного тропаря мы уже видим, какой сильный церковный призыв к нам с вами, для того чтобы мы с вами покаялись. Христос для чего пришел? Чтобы спасти и разбойников, и блудниц, и всех нас с вами, грешников. Но как Он может нас спасти? Он спасает нас тогда, если мы в открытые Им двери Царствия Божия стремимся войти. А как мы стремимся войти? Как видно наше стремление, что мы желаем войти в Царство Божие? Его видно через наше покаяние – если мы осознаем себя грешниками, видим свои грехи, признаем их, просим за них прощения перед лицом Божиим.

Дорогие братья и сестры, на начало Святаго Великого поста имеются специальные молитвы, в которых мы испрашиваем у Бога благословения на совершение постных трудов. Помолимся же сейчас Спасителю и Господу нашему, чтобы Он дал нам силы вслед за теми, кто следует ко спасению, совершить дело покаяния, признать свои грехи, очистить их и войти в спасительное Царство Божие.

(15.02.2010 Понедельник Великого Поста. Великое повечерие. Канон св. Андрея Критского.)

«Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся», – так сегодня мы с вами молились, читая канон Великий Андрея Критского. Эти слова открывают перед нашими душами истину в том, что наше постное поприще, которое мы стали совершать с сегодняшнего дня, имеет своим основанием нашу веру в Спасителя, и Создателя, и Господа нашего Иисуса Христа. Только верой в Господа Иисуса Христа мы достигнем того, что ищем в своих постных трудах, а именно: мы для чего постимся? Для того чтобы очистить свою душу, для того чтобы получить прощение наших грехов, для того чтобы исправить свою жизнь, для того чтобы в нашей жизни была постоянная опора на Бога, для того чтобы иметь смысл и радость в нашей жизни, для того чтобы иметь утешение в наших страданиях, чтобы иметь укрепление и исцеление в наших болезнях, для того чтобы находить правильный путь в наших различных сложных жизненных обстоятельствах. И все это поможет нам разрешить только лишь вера в Господа нашего Иисуса Христа. Без веры невозможно и бессмысленно покаяние. Без веры невозможно ни пост совершать, ни молитву, и вообще все понятие духовной жизни не имеет никакого смысла без веры.

Итак, мы начинаем наш пост, и в первую очередь просим у Господа, чтобы Он умножил и укрепил в нас веру. Сами апостолы просили об этом Господа Иисуса Христа. А ведь пост, который мы совершаем, – это знак того, что мы ищем, и стремимся, и желаем следовать нашей святой вере. И когда человек прилагает усилия в воздержании в пище, питии, в словах, в мыслях, в развлечениях, в чувствах, тогда тем самым он испрашивает у Господа благодати на то, чтобы в его жизни для него сияла вера, чтобы вера, как огонь, согревала его.

В начале Святого и Великого поста мы просим у Господа Бога, чтобы Он укрепил нас этой верой. Читая Покаянный канон Андрея Критского, мы видим там множество примеров из Священного Писания, из Ветхого и Нового заветов, как верой люди достигали праведности, как верой люди достигали единения с Богом. И смысл нашей веры заключается в том, чтобы жить вместе с Богом, а Господь чтобы был вместе с нами.

Господь пришел для нашего спасения, Господь пришел искупить нас от наших грехов. И ежели мы в посту стремимся к покаянию и прощению наших грехов, мы должны с вами понимать, что это прощение грехов мы получаем только через крестные страдания Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И что наше с вами воскресение – это следствие воскресения нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, в Которого мы и будем верить, и веруем, и просим у Него, чтобы Он умножил в нас веру. Аминь.

В начале Поста Святая Церковь предлагает всем нам получить благословение церковное на то, чтобы мы в вере, надежде и любви совершали постное поприще. Совершим молитву, которая благословлена в Первый день Святаго и Великого Поста.

(07.03.2011 Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие с каноном Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Начав Великий пост, мы с вами собрались в святом храме Божием, для того чтобы совершать покаянный труд. Святая Церковь помогает нам раскрыть то, что необходимо нашей душе для исправления. Великий покаянный канон Андрея Критского, за которым мы вместе сегодня молились, дает множество духовных и назидательных примеров из Священного Писания. Обратим внимание на слова преподобного, которые мы слышали в первой песне канона: «Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, страстный во плоти помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». Эти слова отсылают нас к воспоминанию о начале истории человечества и о том, как первые люди Адам и Ева отпали от Божественного общения и потеряли рай. Все это произошло из-за того, что в сердце Евы и Адама появилось недоверие к Богу, и они соблазнились к нарушению заповеди Божией. Но это соблазнение не сразу произошло, а сначала пришел помысл Еве, что плод прекрасный на вид и что, может быть, прав диавол, и она не умрет, если попробует этот плод, но будет сама как бог (Быт. 3, 1–6).

Вот так враг рода человеческого нас постоянно искушает. Он предлагает нам свои греховные плоды, чтобы мы этим искусились. И что кажется нам сначала сладким, то, по словам преподобного Андрея, оказывается в дальнейшем плодом «горькаго напоения».

Да, человек ведь грешит, думая, что он этим для себя что-то хорошее сделает. А плоды греха оказываются совсем не такими. Когда враг искушает человека, он предлагает ему такую мысль: что грех не совсем уж такой страшный, что все, в конце концов, грешат, и что Бог милостив, и что ничего особенного не произойдет, если ты нарушишь заповедь. И человек пытается, в погоне за внешней, как ему кажется, сладостью этого греха, получить ее, а вместо этого получает горький плод на всю свою жизнь.

Вот так, если каждый из нас посмотрит на себя и на свои греховные поступки, то увидит, что ничего хорошего от совершенных нами грехов не произошло. И когда мы обманывали кого-то, думая себе пользу какую-то принести, и когда мы нарушали заповедь Божию о целомудрии, думая получить какое-то удовольствие, и когда мы участвовали, чтобы поддержать какую-то компанию, в осуждении, в клевете на кого-то. Любой грех, какой мы не возьмем, в конечном итоге приносит горький плод. Об этом говорит нам ныне Святая Церковь устами преподобного Андрея Критского.

Но она же, Святая Церковь, дает нам и орудие, говоря, как нам нужно бороться с грехами. Надо начинать бороться со своими помыслами. Потому что любое действие начинается внутри, из мыслей человека. Соблазнение диаволом человека происходит через ум его; он обольщает его, хочет свой ядовитый, гнилой товар упаковать в яркую, блестящую, привлекательную для нас обертку.

Святая Церковь призывает нас быть зоркими; бороться с искушениями. И сама помогает нам, дает нам для этого силы. И вот сейчас, дорогие братья и сестры, в первый день Святаго и Великого поста, в соответствии с Церковным Уставом, обратимся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он укрепил нас в наших трудах в дни Великого поста и дал нам силы распознавать искушения вражии, бороться со своими греховными помыслами и побеждать их. Аминь.

(27.02.2012 Понедельник 1-й седмицы Поста. Повечерие с каноном Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний, кое ли начало положу, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь мне прегрешений оставление». Вместе со святым преподобным Андреем Критским мы с вами ныне начали так совершать свой покаянный вход. Обратим внимание на эти слова. Преподобный Андрей как будто задает этот вопрос самому себе, как будто некоторое недоумение о том, как же будет проходить это покаяние: «Откуду начну плакати?» Что значит это? Ведь дальше, в течение всего канона мы слышим, как этот святой раскрывает нам все необходимое для нашей души, чтобы мы прочувствовали свое греховное состояние и желали бы изменить его. Может быть, это ощущение некоторой растерянности перед тем, как нам начать столь великое поприще? Действительно, каждого из нас в начале Поста посещают различные мысли. Мы думаем: как пройдет это время? Как мы сумеем наилучшим образом поговеть, покаяться? Сумеем ли мы исправить что-то в своей жизни? Получится ли нам сделать какие-нибудь добрые дела? Сумеем ли мы не раздражиться, ни с кем не поругаться, преодолеть те искушения, которые бывают во время Поста? Это совершенно правильные мысли. Мы беспокоимся о том, как мы проведем это святое время. Как видите, беспокоился об этом и преподобный Андрей.

И это беспокойство не праздное, оно не пустое. Оно понуждает и направляет нас к поиску того, чем мы можем его преодолеть. Обычно бывает, к сожалению, два различных подхода к этому беспокойству о том, как мы проведем Пост. Одни говорят себе: «Вот, во что бы то ни стало никогда не отступлю, буду все исполнять», – и таких дают себе заданий на Пост, говорят: «И буду правило все вычитывать, и все каноны буду обязательно читать, и в среду и пятницу не буду ни в коем случае даже масла есть, – вот так я буду соблюдать Пост». Вот так человек себя внутри очень сильно настроит, хотя никто от него в Церкви такого сильного настроя не требует, а потом проходит время, и наступает искушение: то у него желудок заболит и деваться некуда, и придется ему с маслом есть, потому что иначе боли начнутся, то у него сил не хватает на то, чтоб правило исполнить, и проходит вторая-третья неделя, и он уже в полном унынии. Надавал себе обещаний и не исполнил, – ну, значит, все, уж так, никуда я не годный христианин.

Другой же, может быть, наоборот, ставит себе такие задачи: «Ну, я первую неделю, конечно, постараюсь попоститься, а там – чего уж мне поститься, я человек простой, уж потом, даст Бог, до Страстной доживу, может быть, еще попощусь». И сам себе планирует уже нарушение Поста, то есть заранее уже говорит себе, что я дальше поститься не буду.

Конечно же, ни один подход не правильный, ни второй подход не верный. Как раз преподобный Андрей указывает нам, какой единственный верный подход. Это подход с упованием на Спасителя и Господа Иисуса Христа. На Него мы должны уповать, а не на свои слабые силы. Ему мы должны помолиться и попросить у Него, чтобы Он помог нам совершать сие постное время так, как благословляет Святая Церковь Христова. Вот если мы будем под руководством Церкви Христовой проводить это время, с одной стороны, не давая себе самочинных и очень завышенных обетов, а с другой стороны, не подходя расслабленно, то Господь и приведет нас к покаянию.

Первый день Святаго и Великого поста по традиции читается молитва для прихожан, в которой мы вместе будем просить благословение у Господа, чтобы Он, Господь, устроил наше покаяние и помог нам промыслом Своим. Совершая сию молитву, будем помнить, как преподобный Андрей вверяет себя в руки промысла Божия. «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний, кое ли начало положу, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь мне прегрешений оставление». Аминь.

(18.03.2013 Понедельник Первой седмицы Великого поста. Канон прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Первозданного Адама преступлению поревновах, позна себе обнажена от Бога, и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих», – так восклицает преподобный Андрей Критский, призывая нас с вами познать свою обнаженность перед Богом, потому что нечем нам прикрыть свою греховную наготу. Преподобный Андрей Критский вспоминает события из Ветхого завета, когда, после того как Адам и Ева нарушили заповедь Божию, и Бог стал обращаться к ним, они спрятались от Него, спрятались – потому что поняли, осознали, что они наги перед Богом (см. Быт. 3, 8). Преподобный Андрей Критский предлагает нам осознать, что у нас нет добрых дел, которыми бы мы, как одеждою светлою, оделись пред лицом Божиим. Нам Святая Церковь предлагает осознать, что мы своими грехами оказались перед Богом обнаженными. Наша душа не имеет той снегосветлой одежды, которую мы с вами получили во Святом Крещении. Почему? Потому что мы своими грехами раздираем ее, пачкаем, и обнажаем себя.

Вместе с тем, как душа теряет одежду своих добродетелей, она теряет и Царствие Божие, и сладость любви Божией. Во время покаяния мы, осознавая это греховное состояние наших душ, взываем ко Господу и просим, чтобы помиловал нас Господь и по милости Своей одел бы нас благодатию Своею. Помните, как в притче о брачном пире, который символизирует собой и объясняет Царство Божие, один человек, пришедший на этот пир, оказался не в брачной одежде, и он вынужден был покинуть этот пир (см. Мф. 22, 11–13). Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, если не оденемся в одежды добродетелей, если не будем стремиться делать добрые дела милосердия, если не будем наше покаяние делами своими показывать, – не только словами говорить и взывать: «Господи, помилуй мя, помилуй мя!» – но и в жизни постараемся что-то изменить и заповеди Божии творить, – если мы не будем этого делать, то мы не сможем оказаться вместе с Богом и вкусить Его вечной сладости.

Время Поста дается нам с вами для того, чтобы мы научили себя, и, может быть, принудили себя, то есть заставили себя совершать добрые дела, ибо это та наша одежда, в которой мы с вами можем войти в сладость Господа нашего. Аминь.

(03.03.2014 Понедельник Первой седмицы Великого поста. Канон прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Достойно из Едема изгнан бысть, яко не соблюдох заповедь Твою единую, Адам, яко аз что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?» (см. Канон, Понедельник, песнь 1) Так сегодня мы вместе с вами и с преподобным Андреем Критским молились, вспоминая о том, из-за чего в мире произошел грех, и прелагая грех Адама, который не исполнил одну-единственную заповедь в своей жизни, когда мы с вами не исполняем множество заповедей Божиих.

Одну только заповедь нарушил Адам послушания Богу, и он потерял рай. Мы с вами, к сожалению, не следим за собой, за своими мыслями, поступками, чувствами, действиями и согрешаем постоянно. Поэтому Святая Церковь, сравнивая, как Адам потерял рай, спрашивает: «А что с нами будет, как мы постраждем, нарушающие заповеди Божии?» – для того чтобы пробудить нашу душу к покаянию. А покаяние означает изменение нашей с вами жизни. А мы сами по себе эту жизнь исправить не можем. И вот время Великого поста – наше особое обращение к благодати Божией. Мы просим у Бога, чтобы Господь нам дал благодати, чтобы нам Господь помог услышать Его животворные словеса, помог нам исправить свою жизнь и измениться.

Сегодня первый день Святаго и Великого поста. По традиции Святой Церкви мы сейчас с вами совершим коленопреклонную молитву, в которой будем просить у Господа Бога помощи на то, чтобы нам достойно совершить наше с вами покаяние, чтобы нелицемерно нам услышать заповеди Божии и жить по ним, чтобы мы с вами получили спасение и жизнь вечную.

Аминь.

(23.02.2015 Понедельник 1-й седмицы Великого Поста. Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое» (Канон, Понед., песнь 2). Такими словами мы сегодня обращались ко Господу в Покаянном каноне. Обратим внимание, дорогие братья и сестры: «паче всех человек» – то есть больше, чем другие люди. Когда мы обращаемся к Богу в покаянии и говорим: «Вот, я самый грешный», – это часто у нас, и даже входит в привычку, – на самом ли деле мы так о себе думаем? Или, может быть, наоборот, мы себя оправдываем и говорим: «Ну что же, все вокруг нас грешные». «Согреших паче всех человек», а дальше еще усиливается: «един согреших Тебе». Что же это получается? А это получается поиск подлинного, правильного покаянного состояния. Когда человек истинно начинает видеть свои грехи, он уже не видит грехи других людей. И он тогда и говорит: «Един Тебе согреших». Его уже не касается то, что вокруг тоже люди грешат. Он понимает, что не он судия, а что ему придется один на один нести ответ перед Богом.

Ведь Бог нигде не сказал, что Он будет группами судить людей: отдельно учителей, отдельно рабочих, отдельно правителей. Не группами, а один – лицом к Богу – человек будет давать ответ за свою жизнь. Вот почему Святая Церковь так обращает наше внимание на должное покаянное отношение. Вот почему она влагает в наши уста эти слова: «Согреших паче всех человек».

Дорогие братья и сестры! Наступило время покаянное, спасительное. Услышим призыв Церкви Христовой. Не будем осуждать своих ближних. Осудим сами себя. Увидим свои грехи. Будем помнить, что нам предстоять нужно перед лицом Божиим. И будем взывать ко Господу: «Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое».

Аминь.