Повечерие - среда

24.02.1999 Среда первой седмицы Великого поста.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами стремимся всеми силами праведно и достойно проводить Святой и Великий пост. Когда мы слышим о том, сколь велик этот труд, когда мы слышим из церковных песнопений, из назиданий святых отцов, из проповедей церковных, что настоящий пост - это не только в пище воздержание, но воздержание своего ума, своего сердца, своего языка…

- Мы даже, если серьезно отнесемся к этому, можем в отчаяние прийти. Нам от пищи то трудно воздержаться, а как нам, если мы не умеем в малом по настоящему воздерживаться, в великом иметь воздержание? И вот на это вопрошание нашей верующей души отвечает святой преподобный Андрей Критский, канон которого мы только что слышали и вместе с вами молились. - Он приводит нам примеры из Священного Писания и, в частности, приводит из Ветхого завета праотца Авраама.

Авраам поверил Богу, и Бог вменил это Аврааму в праведность (Быт. 15, 6). Бог призвал Авраама выйти из той земли, в которой он жил, и пообещал ему, Аврааму, что через него произойдет великий народ. Авраам был уже в престарелом возрасте, но он поверил Богу и вышел из той земли, в которой жил, и пошел туда, куда указал ему Господь, и по его вере Господь дал ему Свое благословение (Быт. 13 гл.). И даже тогда, когда Господь, испытывая его веру, просил у него сына его единственного, который родился у него, когда Авраам уже был в возрасте девяноста девяти лет, и тогда Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 22 гл.).

Дорогие братья и сестры! И ныне Святая Церковь призывает нас с вами поверить господу, Который зовет нас к покаянию. Поверить ему, что если мы приложим свое стремление и усилие, то Сам Господь поможет нам. Поверить Ему, что если мы будем стремиться к исправлению, то Сам Господь даст нам силы. Поверить Ему, и как Авраам вышел из своей страны, в которой он жил, так и нам уйти от своих греховных привязанностей и привычек. И по вере нашей будет дано нам.

Сейчас благодатное время укрепления нашей веры. Будем просить у Господа Бога, чтобы Он умножил в наших душах веру, чтобы Он благословил нас, дабы этот пост принес нам великую духовную пользу. И мы, постясь телесно, и духовно были бы вместе с Богом, Который всем нам дает во временной жизни помощь и благословение, и вечную жизнь с Ним в Его вечности, в его Божественной и неизреченной любви. Аминь.

15.03.2000 Среда 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приводя нашу душу к сознанию необходимости покаяния, Святая Церковь предлагает нам духовно внимательно вслушиваться в слова покаянного канона святого Андрея Критского.

Сегодня в третьей песни этого канона мы слышали такие слова: «От земли Харран, от греха, душе моя, гряди в землю присноживотную, юже Авраам наследствова». – О чем эти слова? – Этими словами преподобный приводит нас к воспоминанию событий священной истории, когда праотец праведный Авраам был призван из той земли, в которой он жил. Он жил в земле Харран, и вокруг него были люди, незнающие и неверящие в Единого Бога. Он был в окружении греха, но сам при этом соблюдал подлинную веру в Бога. Причем вера его была такова, что он сам не знал, куда повелевает ему выйти Господь. Но он так поверил, что не побоялся уйти из того места, с которым все было связано у него, вся жизнь и предки его были там. Он порвал со всем тем, что связывало его с этой землей Харран, и ушел в неизвестность, которую сам не знал, но которую ему Бог предсказал, и он поверил, что Бог для него желает лучшего.

Дорогие братья и сестры! Этот образ – образ нашей с вами души. Святая Церковь призывает нас с вами поверить Господу, Который знает, что для нас лучше, и оторваться от греховных привычек, оторваться от того греха, который, как суета, как песок, как болото затягивает нас, который душу нашу связывает множествами пут. И Церковь призывает выйти нашей душой от этой греховной земли. Что это значит? – Это значит, что мы благодатью Божией и силами таинств церковных можем очистить себя от грехов через таинство покаяния и поверить Богу, что жить по заповедям Его можно. Ведь в чем все дело! – Мы как будто боимся жить по заповедям Божиим. Нам как будто трудно решиться всегда поступать так, как Господь это заповедал. Мы все думаем – авось ничего, может быть, будем жить по-старому, может быть ничего страшного, что мы осуждаем, может быть ничего страшного, что мы завидуем, может ничего страшного, что мы не умеем толком молиться, и может ничего страшного, что в нашем сердце нет милосердия… – Так нам кажется, и мы себя успокаиваем, мы боимся расстаться со своими греховными привычками. И вот, Святая Церковь предлагает нам образ Авраама, который вышел из земли Харран и пошел в присноживотную, т.е. в землю, которая вечную жизнь предлагает ему.

Авраам – отец всех верующих людей. И мы с вами стремимся взгревать в своих сердцах святую веру. Испросим благословения Господня на решимость изменить свою жизнь, на решимость бороться с грехом; попросим у Господа благословение на решимость жить по Его святым и благим заповедям.

Аминь.

28.02.2001 Среда 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Разбойник оглаголаваше Тя и разбойник богословяще Тя: оба бо на кресте висяста, но яко благоразумному разбойнику открой и мне двери вечного Твоего Царства». – Такими словами в покаянном каноне преподобный Андрей Критский раскрывает перед нами, как мы должны относиться к тому жизненному кресту, который дал нам Господь.

Два разбойника были распяты рядом со Христом. Оба они по справедливости, т.е. за свои преступления, были приговорены к этой страшной казни. Но один проклинал и свою судьбу, и тех, кто его распинал, и хулил Самого Христа, Который рядом с ним находился. А другой попросил у Спасителя: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое». – И Господь ему ответил: «Сегодня будешь со Мною в раю».

Дорогие братья и сестры! У нас у каждого свой жизненный крест. И очень много мы с вами мучаемся духовно, душевно, да и телесно за наши собственные грехи. Но от того, как мы будем относиться к своему жизненному кресту, будет зависеть очень многое в нашей жизни, будет зависеть – откроются ли перед нами двери этого вечного Царствия Христова, о котором говорит Андрей Критский и о котором говорит и благовествует Спаситель мира Господь.

И для нас ясен ответ. Если мы будем, подобному тому разбойнику, который был с левой стороны, злиться на свою судьбу, постоянно роптать, постоянно винить в своих несчастьях кого угодно: время, в которое мы живем, и наших родных и близких, и те жизненные обстоятельства, которые прилучились с нами, и, в общем-то, роптать на Самого промыслителя-Бога, то перед нами эти врата Царствия будут закрыты. А если, наоборот, мы будем нести свой жизненный крест, взывая ко Христу Спасителю и прося Его милосердия, то тогда Господь будет вместе с нами.

Время Великого поста – время высокодуховных размышлений о смысле жизни и о том, как мы живем. Время Великого поста – это время покаяния, т.е. изменения нашего отношения к жизни. Кто из нас без греха? Кто из нас не роптал на судьбу свою? Кто из нас не осуждал других в своих несчастьях? Кто из нас не списывал свои грехи на законы этого мира, на времена греховные? – Все мы в этом грешны. Все мы грешны в том, что уподоблялись неразумному разбойнику. Для того и пост нам дан, чтобы мы приложили усилия уподобиться разбойнику благоразумному – принять наш жизненный крест и просить у Господа одного: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!»

Аминь.

12.03.2003 Среда 1-й седмицы. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Совершая покаяние перед Богом, мы просим Божией милости на то, чтобы нам самим увидеть свои грехи и свое недостоинство. Потому что по нашей гордыне, и нашему самомнению, и нашему самолюбию нам очень трудно увидеть свое плачевное греховное состояние.

Святая Церковь помогает нам в этом. Сегодня мы с вами вновь молились за покаянным каноном святого Андрея Критского. Во второй песни этого канона вы слышали такие слова: «Погубих первозданную доброту и благолепие, и ныне наг стыждуся». – Здесь святой отец напоминает нам событие Ветхого завета – грехопадение Адама.

Все имел Адам, когда был с Богом. Но сам погубил то, что имел, вот ту прекрасную «добороту». По-славянски «доброта» означает все то, что он, Адам, имел от Бога, все то доброе. То есть, то состояние души, которое было у первого человека, когда он находился в радости, счастье и любви. А когда Адам это потерял, он увидел свою собственную наготу, и понял свое собственное бессилие, и стал прятаться от Бога, боясь наказания за свой грех, одновременно не желая каяться. И вот, Святая Церковь призывает нас увидеть, что когда мы с вами грешим, мы тоже губим ту доброту, которая есть в нашей с вами душе.

У каждого из нас бессмертная душа. И каждый из нас – бесценный человек. Мы с вами – образ и подобие Божие. Мы с вами – христиане. Мы с вами омыты честною Кровью Спасителя. Мы с вами помазаны Духом Святым. Мы с вами все имеем для нашего спасения. Мы прибываем в Церкви, где благодать действует. Но какое же безумие находит на нас, когда мы грешим! – Мы сами себе вред приносим.

Иногда люди далекие от Церкви, и вроде как бы издеваясь над христианами, говорят: «А что вы все говорите о грехах? И чего вы так этого греха боитесь? – У вас весь все просто: согрешил, пошел на исповедь, рассказал про свой грех, и тут же вам прощают».

Это со стороны кажется, что просто. А вот просто ли человеку, который имел чистую одежду, а потом в этой чистой одежде плюхнулся в грязь по уши, в вонючую не отмывающуюся грязь, просто ли ему чувствовать себя валяющимся в этой нечистоте?

Вот как раз это ощущение липкости, и мерзости, пакостности греха и раскрывает нам преподобный Андрей Критский, когда приводит пример Адама, когда тот погубил первозданную красоту свою, и лежит, и стыдится. Вот так и душа наша должна устыдиться своих грехов, должна увидеть нечистоту и грязь греха, должна понять и воззвать к Богу, чтобы Бог очистил, омыл нас. Никто кроме Бога не может нам вернуть эту первозданную доброту и эту первозданную красоту. Никто кроме Бога не может убелить и очистить нашу душу.

Или еще такой же пример можно привести. Когда даже человек знает, что есть прекрасный хирург, который замечательно может лечить любые переломы, никто, находясь  в здравом уме, специально себе не будет ломать руку в надежде на то, что потом этот хирург исправит эту руку, и она будет снова здоровой. Так и по отношению к грехам. Никто из нас не может и не должен сознательно грешить, надеясь на то, что Бог все равно простит. Это очень похоже. Это - тоже самое. Нет, это страшнее, чем нарочно ломать себе руки или ноги, чтобы испытать искусство врачевателя. Да не будет сего с нами!

Святая Церковь вразумляет нас бояться греха и его последствий с тем, чтобы не грешить. Мы не потому боимся греха, что грех власть над нами имеет, а потому что нам больно оттого, что мы грешим, нам стыдно, что мы грешим, нам неприятно, нам мерзко, когда грех касается нашей души.

Но, к сожалению, так должно быть у идеального христианина. А мы с вами – несовершенные христиане, и нам часто бывает и не больно, и не стыдно, и не горько за свои грехи. Помолимся же о том, чтобы Господь вразумил нас на подлинное покаяние, чтобы Господь помог нам видеть свои грехи, исправлять их и вновь не возвращаться к ним.

Аминь.

25.02.2004. Среда 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня снова мы имели с вами духовное утешение и назидание в чтении покаянного канона святого Андрея Критского. Духовно-молитвенное обращение ко Господу облечено преподобным Андреем в форму канона. А канон – это особое православное творение, молитвенное творение, которое имеет свои правила духовные, а именно: канон состоит из девяти песней, и каждая песнь посвящена какому-либо событию священной истории. И начинается 1-я песнь словами ирмоса: «Помощник и покровитель, бысть мне во спасение, сей мой Бог». Эти слова покаянного канона, слова ирмоса, которыми он начинается, – они взяты из торжественной песни Моисея после того, как чудом Божиим Моисей перешел через Чермное море. Народ Божий жил в рабстве у египтян, и по повелению Божию Моисей сумел вывести народ из рабства. И когда уже, казалось бы, они были свободными, вдруг за ними снова погнались египтяне, чтобы захватить их. И они оказались на берегу моря, и некуда было деваться народу Божьему, и казалось, что все уже, снова они будут рабами. Но по повелению Господнему Моисей жезлом своим ударил по Чермному морю – подул сильный ветер, море расступилось, народ Божий прошел по дну морскому, как посуху, а египтяне, которые тоже побежали за народом Божьим, погибли в волнах Чермного моря. И когда весь народ оказался спасенным от рабства, то Моисей воспел хвалебную песнь. И вот в подражание этой хвалебной песне освобождения от рабства и совершается 1-я песнь канона.

Но какой же смысл вкладываем мы в эту песнь сейчас, и о чем говорит нам преподобный Андрей Критский? А он говорит нам о том, что мы были рабами грехов, и вот, Господь освобождает нас от рабства, и мы убегаем от врага рода человеческого, от диавола, спасаемся, водимы Господом. Но может в жизни произойти так, как происходило с народом Божиим, который вновь стали догонять египетские войска, которые хотели захватить снова их в плен. Так и с нами: наша душа освобождается от рабства грехов, идет за Господом, но грех бежит за нами, старые грехи возвращаются к нам, и снова хотят нас в свой плен захватить. Но нам нужно не бояться и не отчаиваться, что старые грехи погубят нас, – так же, как пророк Моисей провел народ Божий через Чермное море, так и нас Господь спасет и проведет через жизненное бурное море, и спасет нас от гибели греховной. В том случае, если мы будем идти за Господом.

Сейчас время покаяния. Мы внимательно рассматриваем свою жизнь, и видим, как душа наша то освобождается от плена греху, когда мы искренно каемся, то вновь нас грехи наши настигают. Будем же усердны в своем покаянии, вознесем Богу хвалебную песнь, на Него положим свое упование, – Он наш помощник, Он наш покровитель, с Ним мы спасемся, Он погубит грехи наши, омоет их, очистит нас, и сделает нас достойными вечного Своего Царства. Аминь.

15.03.2005 Вторник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Внимательно слушая и молясь за чтением канона преподобного Андрея Критского, мы для своей души получаем назидательные уроки, которые помогают нашему покаянию. Сегодня мы слышали, например, слова, обращенные от лица души кающегося человека к Богу, в которых говорится о различных событиях как Ветхого, так и Нового завета и даются всевозможные примеры из Священного Писания. Кто имеет специально изданные книги, там, на полях сбоку, есть указания, откуда из Священного Писания взято ……….. ………………… И было бы очень полезно, чтобы, возвратясь домой, те, у кого есть такие книги, посмотрели по этим сноскам, о чем говорится, какие священные события вспоминаются.

Я сегодня хочу сказать об одном из таких событий, упоминающихся в каноне. Однажды очень почетный фарисей пригласил к себе в дом Господа Иисуса Христа. Фарисеи были людьми почитаемыми в народе и стремились соблюдать внешнее благочестие. Когда Иисус Христос пришел к Симону, – так звали этого фарисея – в этот же дом пришла женщина, стала плакать и взяла драгоценного мира и стала поливать его на ноги Господа Иисуса Христа и отирать своими волосами. Симон же подумал об Иисусе Христе: «Если бы этот человек был пророк, то Он бы знал, какая грешная женщина к Нему прикасается».

В ответ на эту мысль Боговедец, знающий все, Иисус Христос, как истинный Бог, Который знает все, обращается к Симону: «Я хочу тебе что-то сказать. Одному человеку были должны люди деньги: один должен был 500 монет, а другой 50. И тот, который дал им, поскольку у них не было чем заплатить, простил им обоим. Как ты думаешь, – спрашивает Христос, – кто больше из этих прощенных должников возлюбит ………….…..

Симон говорит: «Думаю, что тот, которому больше простили». – Тогда Господь говорит ему: «Я пришел к тебе, а ты даже воды не дал Мне ноги умыть, – а эта женщина миро возлила на ноги Мои. Ты целования Мне не дал, а она целует ноги Мои. Ты не подал Мне масла на главу Мою, а она власами отирает ноги Мои. Поэтому говорю тебе: прощаются ей ее грехи многие, потому что она возлюбила много ……….. а кто мало возлюбил ………. …….. Господня, тому и мало прощается».

Мы с вами просим прощения за свои грехи перед лицом Божиим, и от Самого Господа Иисуса Христа мы узнали, что мы можем получить это прощенье, как бы ни велики были наши грехи. Ведь блуд – великий грех, а эта женщина была блудница, – но Господь за искренность ее покаяния прощает ей. Вот и мы с вами будем просить благодати Духа Святаго, чтобы нам искренно каяться о своих грехах, искренно просить у Господа Бога прощения, показать любовь к Богу своими делами. А любовь к Богу мы никак иначе не можем показать, чем через любовь к ближним. Будем стараться любить ближних своих – тех людей, с которыми мы повседневно встречаемся, будем стремиться ничем их не раздражать, будем стремиться им прощать, будем стремиться делать добрые дела при любой возможности, как только нам представится такая возможность. И воистину тем самым мы покажем свою любовь к Богу. А как мы слышали сейчас, кто возлюбил много, тому и прощается (… много?). Испросим у Господа нашего Иисуса Христа помощи и благословения на постное поприще, чтобы яко блудницы, слезами омывшей ноги Его и миром помазавшей, так и наши слезы покаяния Господь бы принял и очистил нашу душу, и простил наши согрешения.

Аминь.

2006 год. Среда 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь открывает двери покаяния для всех и всех зовет к покаянию. Каждый человек имеет свой характер. У каждого человека своя Богом данная душа. Ни один человек не похож на другого. Но всех: и молодых, и пожилых, и грамотных, и неграмотных, и мужчин, и женщин – всех ныне Господь призывает к покаянию. Об этом очень хорошо мы слышали сегодня во время молитвы нашей, когда покаянный канон читали, когда такие слова произносились: «Яко разбойник вопию Ти: помилуй мя. Яко Петр плачу горце. Ослаби ми, Спасе, взываю яко мытарь. Слезю яко блудница. Прими, Боже, мое рыдание яко же хананею».

Вот здесь, дорогие братья и сестры, как раз даются примеры покаяния совершенно разных людей. Разбойник всю жизнь вел, не зная заповедей Божиих, совершал преступления, за свои преступления был осужден справедливо на казнь, но в последний момент уверовал в распятого рядом с ним Господа Иисуса Христа, возопил: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое», – и это покаяние было принято Господом.

Далее, апостол Петр, верный ученик Иисуса Христа, горячий, всегда идущий за Ним, готовый меч обнажить, отрекся трижды от Христа, но потом, как говорит Евангелие, после пения петуха, заплакал горько и, как повествует предание, плакал всю свою жизнь, когда только слышал этот крик петуха, и так плакал о своем грехе, что даже на щеках у него две борозды от слез осталось.

Вот другое покаяние другого человека. Мытарь, который вошел в храм, который был всем грешен: и обманщик, и отступник, и вор, – стоял у входа в храм, бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному!» - Господь сказал, что он вышел из храма более оправданным, нежели фарисей, который сам себя хвалил.

Блудница, которая слезами омывала ноги Иисуса Христа, – она вела нечестивый образ жизни, но за ее любовь и покаяние Господь прощает ее грехи многие. Хананея – это человек, который вообще не знал веры в Истинного Бога, язычница, – но она обратилась ко Христу с просьбой, с такой слезной, что даже когда Христос, желая, чтобы все увидели ее веру, как бы твердо сначала сказал ей: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и давать псам», – она в ответ Ему смиренно сказала: «Да, Господи, так; но ведь и псы едят крошки, которые падают под ноги их господ». – Тогда Господь сказал: «Ну, женщина, велика вера твоя. Исцелеет твоя дочь».

Вот, дорогие братья и сестры, как в кратком тропаре святой преподобный Андрей Критский показывает нам, что все люди призваны к покаянию, и каждый человек, какого бы он не был характера, какого бы он не был положения, каковы бы не были его грехи, может покаяться и должен покаяться. Ибо Господь ждет нашего покаяния. Будем просить у милостивого Господа, чтобы Он дал сил всем нам искренно пред Ним покаяться и жить с Ним всегда, и ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

(12.03.2008 Великое повечерие. Канон Андрея Критского – 3.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами стараемся совершить постный труд, прилагаем усилия к тому, чтобы воздерживаться в пище, прилагаем усилия к тому, чтобы воздерживать свой ум, свой язык, чтобы свои поступки воздерживать от злых направлений. Все это мы совершаем с одной единственной целью: мы совершаем это для того, чтобы быть вместе со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Это соединение нам с вами необходимо, потому что в Христе и есть подлинная жизнь. Только Христос может нас с вами очистить от наших грехов, только Христос может укрепить нас в любых сложнейших жизненных обстоятельствах. Только Христос может дать нам то, что мы сейчас своим разумом до конца и не понимаем, а именно – воскресение и вечную жизнь.

Об этом мы сегодня многократно слышали при чтении Великого покаянного канона Андрея Критского, через который нас Святая Церковь призывает к тому, чтобы мы, усердно очищаясь и каясь, стремились к соединению со Христом. «Тело Твое и Кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю», – такие слова мы слышали сегодня во время молитвы.

Дорогие братья и сестры! Возложим же упование наше на Спасителя и Господа Иисуса Христа, распеншегося за нас. Пусть это наше постное усилие, которое мы совершаем, будет для нас подготовкой к тому, чтобы мы покаялись в Таинстве Исповеди и достойно причастились Пречистого Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.

(17.02.2010 Среда Великого Поста. Великое повечерие. Канон св. Андрея Критского.)

«Наг есмь чертога, наг есмь и брака, недостоин вечери: светильник угасе, яко безъелейный, чертог затворися мне спящу, вечеря снедеся: аз же по ногу и руку связан, вон извержен есмь». Так преподобный Андрей Критский изображает в соответствии с притчами, сказанными Господом нашим Иисусом Христом, состояние наших душ, пораженных грехами. Здесь вспоминаются притчи, которые Господь Иисус Христос рассказал нам, чтобы мы сравнили состояние своей души с этими притчами.

Первая притча – о девах, разумных и неразумных, которые ожидали торжественного брака, торжественного события, и они должны были приготовить светильники, заправив их маслом. Одни заранее об этом позаботились, и их светильники были полны масла, а другие об этом не подумали. И, когда наступило время торжества и пришел жених, то те, у которых в светильниках было масло, зажгли свои светильники и радостно вошли вместе с женихом на брачный пир, а у которых этого масла не оказалось, не смогли попасть на этот пир (см. Мф. 25, 1–13).

Таким образом, Иисус Христос, изображая традиции древнего брачного торжества, показывает нам, что мы должны приготовить добрые дела в душе своей. Как эти мудрые девы приготовили масла для своих светильников, и они у них потом горели, так и мы с вами во время своей жизни должны творить добрые дела, которые потом будут сиять пред лицом Божиим и которые помогут нам войти в Царство Божие, которое в притче изображается под видом брака.

А те, у которых не было масла, не припасли его, не смогли войти на этот торжественный брачный пир. Преподобный Андрей Критский напоминает нам эту притчу, чтобы мы во время поста задумались о том, совершаем ли мы в жизни добрые дела, вспомнили бы эту притчу, раскаялись бы, и исправились, и изменились, и постарались бы в жизни своей творить дела милосердия.

Но и другая притча еще вспоминается здесь – о том, как Иисус Христос рассказывал, что один хозяин приготовил торжественный брачный пир и стал звать всех к себе. Однако званные стали отказываться: у одного была приобретена земля, и надо было ее испытать, другой купил волов, и надо было ими заняться, третий женился и не смог прийти. И тогда Иисус Христос говорит, что этот хозяин пригласил всех, кого только нашел, к себе на свой пир, а эти званные оказались лишены этого брачного пира, этой вечери (см. Лк. 14, 16–24). Здесь, дорогие братья и сестры, тоже изображается состояние нашей души. Господь зовет нас к Себе на Свою вечерю, а у нас все время какие-то дела, мы не находим в жизни своей времени для Бога, не находим времени для молитвы, не находим времени Евангелие почитать. Ни на что доброе у нас нет времени, и на добрые дела у нас нет времени. И вот оказывается, что мы лишены вечери, которую уготовал Сам Господь. А под этой вечерей в притче, конечно же, понимается Царство Божие – Царство Вечное, Царство Небесное.

И преподобный Андрей Критский напоминает нам эту притчу, для того чтобы мы задумались, что в нашей жизни главное, не уподобляемся ли мы этим людям, которые не захотели прийти к господину на его вечерю. А далее в этой притче говорится о том, что один человек пришел на эту вечерю не в брачной одежде, то есть его одежда не соответствовала высоте этого события. Святые отцы говорят, что под этой брачной одеждой также подразумеваются добрые дела, которые мы с вами должны делать. И преподобный Андрей Критский напоминает нам, что наша душа, если не будет одета в эту добрую брачную одежду добродетелей, будет извержена вон (см. Мф. 22, 1–14).

И еще одна притча вспоминается в этом же тропаре – как хозяин, уйдя на брачный пир, оставил домоправителей, и они уснули; и когда он пришел, он нашел их спящими, не готовыми к его приходу (см. Мк. 13, 34–37; Лк. 12, 36–38). Эта притча говорит о том, что когда придет Господь, мы с вами должны духовно бодрствовать. И преподобный Андрей Критский приводит нам ее для того, чтобы мы духовно не ленились и духовно не спали. Что такое духовный сон? Это когда мы не заботимся о своей душе, не следим за собой, не каемся в своих грехах.

Вот такими евангельскими образами Святая Церковь в Великом покаянном каноне пробуждает нашу душу, говоря ей: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?» Помолимся, дорогие братья и сестры, чтобы нам с вами не впадать в духовный сон, чтобы наши духовные светильники наполнялись добрыми делами, чтобы мы с вами оказались на вечери Божией и не отреклись от Господа, имея в виду свои различные мирские дела, чтобы нам с вами пребыть в вечном Царстве Господнем и не быть лишенными его величия. В этом да поможет нам Святая Церковь святыми своими молитвами и благодатью Духа Святаго, которая раздается всем, верующим в Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

(09.03.2011 Среда 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие с каноном Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь буквально на руках несет и лелеет наши с вами души, в том случае если мы прибегаем под ее покров и, как верные ее дети, следуем призыву, который она относит к нам с вами. Во время Покаянного канона, обращаясь к Господу Богу, мы стремимся совершать молитвенный труд. Но каждый, если он внимателен к своей душе, может заметить, что настоящий духовный труд очень тяжел. И те плоды духовные, о которых нам с вами хотелось бы радоваться, даются человеку с большим трудом.

Сегодня во 2 песне Великого канона Андрея Критского мы слышали с вами такие слова: «Ни слез, ниже покаяния имам, ниже умиления: Сам ми сия, Спасе, яко Бог, даруй». Этими слова преподобный Андрей описывает нашу душу. Мы говорим о своих грехах, а слез не имеем. Ведь мало сказать: «Я грешен», – этого недостаточно. Порой говорит человек: «Я грешен», – и как будто хвалится этим. «Да, я грешен. Да, все грешные. А что здесь такого? И я такой же, как и все, ну и подумаешь». А ведь, если подумать серьезно, грех – это страшнейшая болезнь, страшная, ужасная болезнь души человеческой, которая ведет ее к смерти. Это ужасно, что мы не чувствуем тяжести и боли греха. Ужасно, что мы не умеем плакать о своих грехах, что мы не сожалеем о них по-настоящему. Языком своим говорим, а даже умом не представляем, насколько они мерзки, отвратительны, плохи, грехи наши. И вот преподобный Андрей указует нам, Кто нам может дать эти слезы, – только наш Спаситель Господь Иисус Христос. Видите, даже свои грехи оплакать без Бога мы не можем. Он, наш Спаситель, поможет нам в этом: увидеть свои грехи, осознать и оплакать.

«Ниже покаяния», говорит Андрей Критский. А покаяние – это изменение жизни. Одно дело ведь увидеть грех и его оплакать, чего мы не умеем, а уж совсем у нас не получается исправить что-то в жизни, сделать нечто доброе. И опять нам показуется, Кто может нас научить творить это доброе. Кто, и без Кого мы не сможем совершить покаяние? Без Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа никакого покаяния у нас с вами не будет. Только по Его милости мы можем это получить.

И далее преподобный Андрей называет умиление. Умиление – это особое состояние, когда душа полна милости Божией, и человек хочет эту милость, свое милосердие изливать на всех. А ведь как бывает: мы один день попостимся, помолимся, и думаем о себе, что мы уже чего-то достигли, а сосед что-то тебе скажет, а ты в раздражении: ну что еще такое спрашивает, – и все, куда все делось, все благочестие! Человек в раздражении начинает что-то выговаривать, сердиться. Где умиление? Где плоды покаяния? Конечно же, без Спасителя, Который дарует нам это, мы не можем их получить.

Нам надо к Нему обращаться, никак не забывать во время Поста помнить Центр нашего спасения. Кто Главный в нашей жизни? Для чего мы этот Пост совершаем? Чтобы жить со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Только Он, как Бог, может нам все это дать. Сами по себе мы взять этого не можем.

Какое счастье, что мы с вами живем в Церкви Христовой! Она дает нам с вами истинный путь спасения. «Ни слез, ниже покаяния имам, ниже умиления: Сам ми сия, Спасе, яко Бог, даруй». Аминь.

(20.03.2013. Среда Первой седмицы Великого поста. Канон прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Богородице, надежде и предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычице Чистая, кающася приими мя», – так мы с вами взывали ко Пречистой Матери Божией, прося у Нее помощи в нашем с вами покаянии.

Преподобный Андрей Критский неоднократно призывает нас к этому обращению к Пречистой Деве. Оно нам во время покаяния необходимо. Почему?

Называет он Матерь Божию надеждой, нашей надеждой. Это правильное наименование – особенно во время Поста, потому что очень часто человек отчаивается в своих силах. Он пытается поститься, пытается воздерживаться от пищи, тогда приходят искушения, он начинает думать все время об этой пище, начинает вспоминать, как раньше он что-то ел, какие блюда. Даже странно: человеку трудно сладить с этими мыслями. Потом появляется раздражение, человек начинает сердиться на какие-то мелочи. Потом начинает вспоминать плохие дела других людей. Не может никак сосредоточиться на молитве, вроде и в храме стоит, а какие-то постоянные воспоминания о делах житейских. И легко тогда впасть в уныние и сказать: «Нет у меня сил на настоящее покаяние, и воздерживаться не могу ни умом, ни словами, ни чувствами».

И вот тут нам приходит на помощь Пречистая и Преблагословенная Дева Мария. Воистину Она надежда наша. Не будем унывать! Мы понимаем нашу слабость. НоОна сильна и Она покровительствует нам. Ее преподобный Андрей называет Предстательницей, то есть Той, Которая за нас молится Спасителю и Господу нашему и Сыну Ея.

Поэтому мы без лишнего самомнения возлагаем наше упование в наших постных рудах на Матерь Божию. Мы чувствуем себя грешными и не знаем, как лучше нам покаяться, потому что сколько бы мы не каялись, все равно ощущение этой нечистоты остается. Казалось бы, перечислил грехи, назвал их, но то ли вновь к ним возвращаешься в своей душе, то ли остается ощущение, что не во всем ты раскаялся. Это вполне понятно, потому что по-настоящему каяться мы тоже не умеем. Но Матерь Божия – Чистая, единственная во всем мире, из всех людей, Избранная от рода человеческого, и Своей чистотою Она и наши с вами души очищает, помогает нашему покаянию, исправляет нас, приводит нас ко спасению.

Дорогие братья и сестры! Во время Поста не будем унывать и не будем отчаиваться. Будем возлагать нашу надежду на Матерь Божию и просить у Нее, чтобы Она молилась всегда за нас, да простит нам Господь наши великие прегрешения.

«Богородице, надежде и предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычице Чистая, кающася приими мя». Аминь.

Дорогие братья и сестры! Завтра, в четверг вечером, в это же время читаем завершающую часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Хочу сказать, что полностью этот Канон будет еще раз читаться в Посту – на Пятой седмице Великого поста в среду вечером на богослужении, которое называется «Мариино стояние». Тоже постарайтесь, когда придет Пятая седмица, найти возможность прийти в храм Божий помолиться за этим Каноном.

В 7 утра завтра обычное богослужение Великопостное, в пятницу в 7 утра – Литургия Преждеосвященных Даров, вечером в пятницу – полиелейная служба под праздник Сорока мучеников, который переносится на субботу, а также большая общая исповедь для тех, кто будет причащаться в субботу.

Храни вас Господь милосердный и Матерь Божия!

(05.03.2014. Среда Первой седмицы Великого поста. Канон прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем» (см. Канон, Среда, песнь 8). Так мы сегодня вместе с творцом Канона, преподобным Андреем Критским, молились.

Святая Церковь призывает нас к покаянию и раскрывает нам разные составные части этого покаяния. И один момент есть очень важный в покаянии. Нам часто кажется, что унизительно для нас сознать свою вину. Не то что стыдно, а кажется нам, что это унижает наше достоинство какое-то, если мы вдруг раскроем свои скверные поступки, раскроем свои гадкие мысли, скажем о своих пороках на исповеди. И эта внутренняя гордыня очень часто препятствует подлинному нашему покаянию. И вот сегодня в приведенном мною тропаре напоминаются евангельские события, которые помогут нам в покаянии преодолеть ложную гордыню и ложное тщеславие.

Первой вспоминается хананейка – женщина-язычница, которая шла за Иисусом Христом, когда Христос шел вместе с апостолами, и громко кричала: «Помилуй меня, Сыне Давидов! Дочь моя зло беснуется». И вот она шла так и кричала все время. Апостолы стали говорить Иисусу Христу: «Что она вслед Тебя кричит?» И тогда Иисус Христос сказал странные слова: «Я послан только к сынам дома Израилева», – имея в виду, что она язычница. А дело в том, что сами апостолы тоже внутри себя превозносились и считали, что вот они – избранный народ, а язычники – это вообще люди второго сорта. И Христос им показывает, как они неправильно думают.

Но что тут говорит эта женщина, когда Господь сказал так, чтоб все слышали: «Нехорошо взять святыню у детей и отдать ее псам»? Эта женщина вдруг сама себя как бы унижает. Она говорит: «Да, Господи, это так! Но ведь и псы едят крохи, которые падают со столов хозяев их». И тогда Господь говорит ей: «О женщина! Велика вера твоя». И тотчас после этих слов исцелилась ее дочь (см. Мф. 15, 22–28).

В этом евангельском примере мы видим высочайшее смирение этой женщины и ее высочайшую веру. И ныне мы просим у Господа, чтобы он вразумил нас и дал нам такое же смирение, чтобы мы не превозносились и не думали, что мы какие-то «люди первого сорта».

Второй пример также приводится – кровоточивая, которая прикоснулась к краю ризы Господа Иисуса Христа. Она болела долгое время кровотечением, а по Ветхому завету, по древнему закону женщина, имеющая такую болезнь, не имела права даже выходить в люди, она считалась нечистой. Но она про себя подумала: «Если только прикоснусь хотя бы к краю ризы Спасителя, тотчас исцелюсь». И вот Господь идет, вокруг много народа, они теснят Его, Он продирается вместе с апостолами сквозь толпу, эта женщина подходит сзади и прикасается. И вдруг Христос останавливается и говорит: «Кто прикоснулся ко Мне?» Апостолы удивляются: «О чем Ты говоришь? Мы идем сквозь толпу, и все нас толкают и теснят». «Нет, – говорит Господь, – ко Мне кто-то прикоснулся, ибо Я чувствовал силу, исходящую из Меня». Ибо в тот момент, когда женщина эта прикоснулась, чудо произошло – она исцелилась. И тогда эта женщина не постыдилась, не постеснялась, пред всеми людьми исповедовала, какая у нее была болезнь и как она исцелилась (см. Мк. 5, 25–34).

Вот так и нам, страдающим грешным течением нашей души, надо не стыдясь на Таинстве Исповеди каяться пред Богом и открывать свою вину, прикасаясь, как к краю ризы, ко Святому Евангелию и Кресту и получая от Господа Иисуса Христа прощение наших грехов.

И еще одно евангельское событие в этом же тропаре вспоминается: как Марфа и Мария плакали над Лазарем (см. Ин. 11, 1–45). Они думали уже, что все кончено. И даже когда Иисус Христос им сказал о том, что Он есть воскресение и вечная жизнь, они не сразу поверили. Так и мы с вами плачем о своих грехах, но как бы до конца не верим, что Господь может нас спасти. Есть у нас такое малодушие. И Святая Церковь предлагает нам веровать, что Господь, Который Лазаря четверодневного воскресил из мертвых, и нашу душу грешную воскресит и восставит к жизни вечной.

«Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем».

Аминь.

25.02.2015. Среда 1-й седмицы Великого Поста. Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию, кающемуся [Тебе]» (Канон, Среда, песнь 2), – так обращались мы сегодня, молясь Каноном преподобного Андрея Критского. Здесь Святая Церковь напоминает нам притчу, которую рассказал Иисус Христос, предупреждая нас о том, что мы должны быть всегда готовы к вхождению в Царство Божие. Царство Божие Он изобразил в этой притче, как брачный пир. А на этот пир были приглашены десять дев. Но одни были разумные, а другие нет. И одни из этих дев с собой в своих светильниках [для своих светильников?] приготовили масла, а другие об этом не позаботились. И когда наступило время пира те, у которых было масло в светильниках [для светильников?], зажгли [их] и вошли на этот брачный пир, и тут закрылись двери. А те, у которых не было, не могли войти (см. Мф. 25, 1–12).

Здесь Иисус Христос употребляет для сравнения обычаи Древней Иудеи, связанные с брачными пиршествами, когда приглашенные должны были с собой принести специальные светильники, и они были тогда участниками этого торжества. Дорогие братья и сестры! Эта притча говорит нам о том, что мы должны, как елей, который в светильниках, приготовить свою душу. Ведь свет от этого светильника – можно сравнить его с лампадой, лампада такой же светильник, пока есть в ней елей, она горит. Огонь – это вера в наших сердцах, а елей – наши добрые дела. Если мы не будем совершать добрых дел, то и веры не будет никакой у нас с вами, потому что вера без дел мертва (см. Иак. 2, 20), точно так, как и огонек без елея тухнет. И вот Святая Церковь нам напоминает, что могут перед нами затвориться двери Царствия Божия, если мы не будем совершать дел христианских, заповедей Божиих.

Но как мы можем совершать заповеди Божии, если мы будем грешить и не слушать того, чему учит нас Господь? Вот для этого и дается нам покаяние – чтобы мы исправились и послушали Господа. И тогда двери не будут перед нами закрыты.

Ведь дело в том, что Сам Господь, если говорить об этих же дверях, сказал, что «недостаточно только призывать имя Мое». Он сказал: «В тот день многие скажут: Господи, мы имя Твое призывали! А Я скажу им: отойдите от Меня, Я никогда не знал вас, потому что вы не совершали дел Моих» (см. Мф. 7, 21–23).

Вот, дорогие братья и сестры, Святая Церковь и напоминает нам во время Святаго и Великого поста, как нам нужно покаянием исправлять свою жизнь. Что Пост должен нами совершаться и в воздержании, и в совершении дел добрых, дел милосердия, которые заповедал нам Спаситель и Господь Иисус Христос. Будем же обращаться и просить у Господа, чтобы Он подал нам Свою благодать, чтобы перед нами не закрылись двери, чтобы душа наша была полна благодатного елея наших добродетелей, чтобы мы не только устами своими чтили Господа, но и делами своими.

«Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию, кающемуся [Тебе]».

Аминь.