Повечерие - вторник

23.02.1999 Вторник первой седмицы Великого поста.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами начали труд покаяния. И сегодня, молясь вместе за покаянным каноном Андрея Критского, мы слышали много примеров из Священного Писания, которые ободряют наши души, стремящиеся к исправлению и очищению. Церковь ведет нас с вами за собой, но труден путь поста, потому что в нем встречается много искушений. И мы слышали сегодня, как пример, рассказ преподобного Андрея Критского о путешествии пророка Моисея по пустыни. Когда пророк Моисей вывел народ Божий из рабства - люди пошли за ним. Но в пустыни стали случаться с ними тяжелые происшествия. У них не хватало пищи и они стали роптать и вспоминать, как в Египте они ели свиное мясо, как у них были полны котлы всякой пищи, а теперь у них нет этой пищи, и они роптали. Бог посылал им манну с неба, и они опять роптали. На них нападала жажда, и они думали и говорили Моисею пророку: «Зачем мы вышли из рабства? Неужели мало гробов в Египте, чтобы мы умирали здесь в пустыне?» И Моисей им из камня, по повелению Божию, источал воду. Делал по благословению Господню непригодную воду, которая была соленой, сладкою. А люди продолжали роптать…

Преподобный Андрей Критский сравнивает этот ропот людей, которых вел Моисей по пустыни, с ропотом наших душ, плененных грехом. Грех взял в плен наши души. Церковь говорит: Избавьтесь от этого плена! Пойдемте ко спасению, пойдемте ко Господу! - И мы начинаем путь покаяния, начинаем идти ко Господу, но тут же, тут же различные искушения посещают нас. Тут же враг рода человеческого нашептывает нам различные греховные воспоминания. Пример, который мы слышали сегодня за покаянным каноном пророка Моисея, который вел людей через искушения, пусть убедит наши с вами души в том, что нам следует идти за Церковью Христовой. Следует идти за Церковью Христовой и преодолевать все искушения. Крестом - прообразом Креста - святой Моисей преодолевал различные трудности. И мы с вами Крестом Господним будем преодолевать все искушения, которые встречаются на пути нашего поста. И как пророк Моисей привел народ Божий, привел народ Божий в землю обетованную, так и нас Церковь Христова приведет ко спасению и жизни вечной, если мы будем слушать ее и не уподобляться неразумным людям в пустыни, не роптать, но следовать ко Господу, стремиться к Нему. И Он дарует нам прощение грехов, изменение нашей жизни, силы к преодолению тяжестей и трудностей ее и дарует нам вечную жизнь.

Аминь.

27.02.2001 Вторник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Каиново прешед убийство, душевную убив совесть», - такими словами сегодня началось чтение второй части Великого покаянного канона Андрея Критского.

Святой Андрей, призывая нас к покаянию, обращает наше внимание на то, чтобы мы своими грехами не убили свою собственную совесть. Совесть дана каждому человеку. Это – особый внутренний голос Божий, который имеют все люди, не только верующие и знающие Бога, на даже и неверующие имеют эту совесть.

Беда наша заключается в том, что мы все время мучаем свою совесть. Сначала уговариваем ее не обращать внимания на те или иные наши с вами грехи. Совесть наша продолжает нас мучить. И тогда, если у нас не хватает сил уговорить свою совесть, мы начинаем заглушать свою совесть, не обращая внимания на ее голос в свое сердце. И когда мы заваливаем свою совесть безднами наших сначала малочисленных, а потом, может быть, и более крупных грехов, в конце концов, она погибает.

Для дела покаяния крайне необходима чуткая совесть. И недаром именно на это обращает наше внимание Святая Церковь. Чтобы мы просили у Господа, чтобы нам слышать Его голос в душе своей. Если мы будем слышать в душе своей голос Божий, будем видеть тогда, в чем заключаются наши грехи. Ведь видеть свои грехи, это уже не просто первый шаг покаяния, это уже – большое продвижение по пути покаяния, к которому, конечно, мы только-только еще близко приближаемся. Ведь если патерик рассказывает нам о беседах двух старцев, когда один другому говорит: «Я Ангелов видел!» – А тот ему отвечает: «Это – не великое дело – видеть Ангелов. Великое дело – видеть свои грехи».

Вот об этом мы с вами и просим во время Святого и Великого поста, чтобы Господь умудрил нас видеть свои грехи, чтобы Господь оживил нашу с вами совесть, чтобы мы не уподоблялись Каину, который из-за зависти к брату своему совершил грех убийства. И далее, как говорит песнопевец святой Андрей Критский, мы не должны уподобляться этому, убивая в душе своей голос совести.

Дорогие братья и сестры! Благодатное время – время Святого и Великого поста – время нашего исправления. Святая Церковь все дает нам, чтобы мы шли по пути спасения. Будем просить у Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, чтобы Его голос был всегда слышен в душе нашей. Аминь.

11.03.2003 Вторник 1-й седмицы. Великое повечерие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь назидает нас духовными примерами, приводящими нас к покаянию. Сегодня, молясь и внимательно слушая слова покаянного канона святого Андрея Критского, мы обращали внимание и на такой тропарь, который читался на шестой песни канона: «Свиная мяса, и котлы, и египетскую пищу предсудила еси небесней, о душе, уподобившись неразумным людям в пустыне».

О чем говорит это молитвословие? – Оно напоминает нам событие Ветхого завета, когда пророк Божий Моисей вывел людей из египетского рабства. И люди стали свободными. И Моисей вел их по пустыне в землю обетованную. А Сам Бог давал людям пищу, посылая с неба манну – такую мелкую крупу, которую можно было собирать и есть, потому что больше в пустыне нечего было есть. Но оказавшись на свободе и одновременно начав испытывать тяжелые лишения, многие люди стали вспоминать, как они жили в рабстве, и как иногда хозяева их кормили из тех котлов, из которых и свиньи питались, и как хозяева им иногда давали и пищи вдоволь. И они стали говорить Моисею: «Зачем ты вывел нас сюда, в пустыню? Разве мало было гробов в Египте, чтобы нам здесь умирать? А там, хоть мы были в рабстве, зато ели довольно».

И вот, преподобный Андрей Критский сравнивает эти события в Ветхом завете с состоянием души людей ветхих – то есть с нашим с вами состоянием. Образ здесь вот какой. Душа человеческая может оказаться в рабстве у греха. Господь может душу человеческую вывести их этого рабства. Только душе нужно потрудиться. Так же, как потрудились люди, убежав из рабства. Но им тяжело было в пустыни. Но Бог питал их небесной пищей. Так и человек, когда борется с грехом, ему нужно грех преодолеть, и Господь тоже его укрепляет духовной пищей – благодатью Своею, словом Божьим, Таинствами церковными. Но самое главное – Пречистым Телом Своим и Животворящей Кровью.

Но давайте вспомним, всегда ли мы удовлетворяемся сей пищей духовной? Не бывает ли так, что мы, подобно этим древним людям в пустыне, начинаем вспоминать сладость греха? И вспоминая некие свои греховные действия, не с осуждением о них вспоминаем, а даже с неким сочувствием. Или говорим по-другому: «Вот такой-то человек не живет по заповедям Божьим, и обманывает, и ворует, а у него всего достаточно: и деньги есть, и почет, и ездит он на машинах, и одевается хорошо, и домов у него несколько». – То есть мы чему завидуем? – Завидуем плодам греха. А плоды греха таковы, что они вначале бывают на вид сладкими, а потом оказываются весьма горькими. Вот и Ева подумала, что плод на вид прекрасный и не побоялась того, что Бог запретил этот плод вкушать, и вкусила его, и с этим в мир пришел грех, а с грехом пришла смерть.

Вот, дорогие братья и сестры, время Святаго и Великаго поста дано нам для того, чтобы мы потрудились – потрудились и раскрыли духовные богатства поста, и поняли, что не надо нам этих на вид сладких плодов греха, а лучше всего для нас это – наша пища небесная духовная, которая питает нашу душу и которая дает нам такое богатство, которое нам никто не может дать, никакое насыщение желудка, никакая радость телесная.

Попросим же у Спасителя и Господа нашего, чтобы Он, ведя нас к покаянию, дал нам силы преодолеть духовную пустыню, связанную с нашими грехами. Чтобы Господь дал нам силы не вспоминать о грехе в том плане, что он мог бы дать нам что-либо доброе, но если вспоминать о нем, только с тем, чтобы раскаяться и никогда больше к грехам своим не возвращаться. Чтобы нам научиться не ропать, как древние люди роптали перед Моисеем, который вывел их из рабства, но радоваться тому, что мы с вами избавлены от рабства греху. Господь наш Иисус Христос освободил нас от рабства греху, и никто насильно не может быть в этом рабстве удержан. Будем же идти по жизни за Спасителем нашим, будем питаться Его святой и небесной пищей духовной.

Аминь.

24.02.2004. Вторник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Святая Церковь будит наши души от греховного сна, чтобы мы с вами проснулись и увидели свое недостоинство, и увидели, что нам надо исправить в нашей жизни. Сейчас – святое время, время покаяния. Великое духовное молитвенное творение – покаянный канон святого Андрея Критского мы слышали сегодня с вами второй день. Канон как форма молитвословия – это особая библейская духовная форма. Канон состоит из девяти песен, и каждая песня посвящена какому-либо священному событию, описываемому в Священном Писании. Так, например, 6-я песнь канона – она посвящена воспоминанию чуда, происшедшего с пророком Божиим Ионой. Об этом чуде говорил Сам Господь Иисус Христос. Когда просили у Него, чтобы Он совершил некое знамение, что-то такое удивительное, для того чтобы доказать, что Он воистину Сын Божий, Иисус Христос сказал, что этот род «лукавый и прелюбодейный» ищет себе каких-либо знамений, но ему дастся только знамение Ионы-пророка, ибо как пророк Иона пребыл три дня в чреве китове, так и Сын Человеческий восстанет.

Дорогие братья и сестры! Когда мы грешим, мы тем самым, отступая от Бога, погружаемся в глубину греха, правильно сказать – в адскую глубину греха. И вот вслушаемся, как 6-я песнь начинается в Великом каноне: «Возопих всем сердцем моим щедрому Богу, и услыши мя от ада преисподняго и возведе от тли живот мой». Это вспоминается то, как пророк Иона, будучи во чреве огромного животного, когда казалось – все, смерть ему предстоит, никакого выхода нет; ведь это же страшно – человека проглотило гигантское животное, гибель ему; и что делает пророк Иона? Он взывает из чрева этого кита ко Господу, взывает и молится Ему.

Библия сохранила текст этой молитвы пророка Ионы, где он видит свои грехи, кается в них и надеется на милосердие Божие. Представьте себе, на что надеяться человеку? Ему только смерть надо ожидать, а он надеется. И его надежда не была постыжена. Бог повелевает сему животному, и тот извергает Иону на землю. И Иона остается жив. Но и Господь Иисус Христос так же по человечеству Своему, и душою Своею сошел во все глубины адские, когда Он умер и был погребен. И совершил невозможное – воскрес из мертвых и вывел из ада души грешные.

Дорогие братья и сестры! Эту песнь духовную для того нам Святая Церковь воспевает, чтобы мы не отчаивались. Да, наши грехи велики. Но если мы будем надеяться на Господа, если мы будем взывать из глубины своего падения, от великой толщи своих грехов, которая покрывает нас, как огромная вода океанская, будем взывать и просить у Господа, то Он возведет от тли, - то есть тля это по-славянски значит: все, разлагается уже человек, казалось бы, все, в истлении находится, душа его гибнет, человек гибнет, – но Господь силен его восставить и воскресить. Так и мы с вами во дни Святаго и Великого поста не только осознаем свои грехи, но и питаемся надеждой на милосердие Божие, величайшее и спасительное, которое не даст нам в наших грехах погибнуть, но восставит наши души.

Дорогие братья и сестры, проходя время покаяния и осознания своих грехов, будем взывать ко Господу, подобно пророку Ионе, – да возведет Он от тли души наши.

Аминь.

(11.03.2008 Великое повечерие. Канон Андрея Критского – 2.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь зовет нас к покаянию и помогает нам увидеть свои собственные грехи, для того чтобы наше покаяние было искренним и истинным. Мы слушали сегодня с вами и молились вместе за покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Он приводит много примеров из Священного Писания, некоторые более известны нам, некоторые менее известны. Сегодня приводился печальный пример Хама. Преподобный Андрей нашу душу сравнивает с поступками этого Хама, который, увидев грех своего отца, Ноя, стал рассказывать об этом своим братьям и смеяться над этим грехом. Собственно говоря, грех отца заключался в том, что когда был урожай винограда, еще не зная силы перебродившего виноградного сока, силы вина, Ной испил вина более, чем нужно было, и, опьянев, уснул, а ветер раскрыл его одежды, и Ной лежал обнаженный. Хам это увидел и стал смеяться, и рассказал братьям. Братья же, когда услышали об этом от Хама, не стали вместе с ним смеяться, но, взяв одежды, даже не желая взор свой на отца обнаженного бросить, спиной подошли, чтобы не смотреть на него, и покрыли его своими одеждами (Быт. 9, 20–23).

Этот древний рассказ из Священного Писания очень полезен для нас в дни нашего покаяния. Потому что ничто не мешает так сосредоточиться в покаянии, как видеть грехи и недостатки других людей. Когда мы видим чужие недостатки, тем самым мы не видим своих. И когда мы осуждаем, или пересказываем, или приглашаем других людей обсудить чьи-то грехи или недостатки, вот как раз то самое происходит и с нашей душой, наша душа уподобляется Хаму, который, по словам сегодня прочитанного канона, «не покрыл еси срама искренняго своего». Недаром так часто во время Великого поста совершается молитва Ефрема Сирина, где мы просим у Господа не осуждать брата своего, а видеть свои прегрешения. Действительно, подлинное покаяние для нас возможно только тогда, когда мы в первую очередь будем видеть свои собственные недостатки.

Дорогие братья и сестры! В Священном Писании много назидательных примеров. В богослужении Святой Церкви много достойных призывов к покаянию. Откроем уши своих сердец. Пусть наша душа, к которой так часто взывал и обращался сегодня преподобный Андрей Критский, призывая и нас стучаться в свою душу, пусть наша душа в первую очередь увидит свои собственные недостатки и восплачется о них, и покается. Святая Церковь дает нам в эти дни благодать Духа Святаго, для того чтобы наши души размягчились, очистились, исправились через горнило Таинства Покаяния. Будем продолжать молиться Спасителю и Господу нашему, чтобы Он исправил нас, очистил нас и привел нас в Царство Свое вечное. Аминь.

(16.02.2010 Вторник Великого Поста. Великое повечерие. Канон св. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Погребох первого образа доброту, Спасе, грехми, юже, якоже иногда взысках драхму, обрящи». Такими словами святой Андрей Критский рисует картину состояния наших душ, обращающихся к Богу. Наши души – это образ Божий в каждом из нас, отблеск Божий, подобие Божие; мы с вами богоподобны. Как Бог сияет, так и душа наша должна сиять – любовью, чистотою, святостью. Но мы сияние этой души погребли. Вот как в могилу опускается гроб и засыпается землей, так мы образ Божий в себе засыпаем своими страстями, погребаем его в себе, умертвляем. И время покаяния как раз для того, чтобы наша душа воскресла и вновь засияла. Но сами мы этого сделать не можем. И вот святой Андрей вспоминает то, как Сам Иисус Христос сравнил, как Он ищет и радуется обращению грешника. Он вспоминает притчу о потерянной драхме, когда говорит Господь: «Чему уподоблю Царство Божие? Уподоблю женщине, которая имела десять драхм» (см. Лк. 15, 8–10). Драхма – это такая монета серебряная греческая. И вот она одну потеряла. И она начинает искать ее, весь дом выметает и, наконец, находит. И радуется о том, что она ее нашла, и зовет соседок своих, и всем показывает ее, и говорит: вот, я нашла потерянную драхму. «Такая радость, – говорит Господь, – бывает об одном грешнике, который вновь оживает для Царствия Божия».

Итак, Господь ищет нас – ищет нашего обращения, ищет нашего покаяния, и вместе с Ангелами радуется о нашем покаянии и о нашем обращении. Силой Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, дорогие братья и сестры, будем проходить время покаяния. Будем просить у нашего Искупителя, чтобы Он взыскал и нашел наши потерянные души. Будем стремиться доставить Господу радость своим обращением, чтобы вновь погребенный в нас образ Божий засиял светом веры, надежды и любви. Аминь.

Дорогие братья и сестры, продолжать будем чтение Покаянного канона Андрея Критского и в среду вечером, и в четверг вечером, в 5 часов так же будет начинаться, как и сегодня. Завтра совершается первая в этом посту Литургия Преждеосвященных Даров. Начало богослужения в 7 утра. Приуготовившиеся приступают к принятию Святых Таин Христовых. Также Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться и в пятницу. В четверг в 7 утра – великопостное богослужение. В пятницу вечером для тех, кто готовится причаститься в субботу, будет большая исповедь на вечернем богослужении, в которой будет принимать участие все духовенство собора. В субботу – одна божественная литургия. Вечером в субботу – Всенощное бдение, а в воскресенье – Торжество Православия, две божественные литургии, после поздней совершаем молебен Православия. И в воскресенье вечером в 5 часов будет совершаться 1-я Пассия, вечерня с чтением Акафиста Страстям Господним и Святаго Евангелия от Матфея, повествующего о страданиях Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Да дарует всем нам Господь в этом наступившем Великом Посту крепости проводить его во всяком благочестии и чистоте.

Храни вас Господь и Матерь Божия.

(08.03.2011 Вторник 1-й седмицы Великого поста. Великое повечерие с каноном Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какое богатство, какую духовную пищу дает нам Великий покаянный канон Андрея Критского! Сегодня мы с вами молились и слышали в 5-й песне Канона такие слова: «Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: им же можеши и ты великая совершити». Здесь преподобный Андрей предлагает нам вспомнить из Священного Писания, как по повелению Божию пророк Моисей вывел народ избранный из плена (см. Исх. 3–14). В уверение силы Божией Моисею был дан жезл – посох. И вот Моисей вывел народ Божий. Однако египтяне бросились вдогонку. Те стали бежать, и при своем бегстве уперлись в море. Некуда деваться, все. Море не перейти, а сзади настигает враг, готовый уничтожить. Тогда Моисей, обратившись к Богу с горячей молитвой, по Его указанию ударяет своим жезлом по морю. Вот перед ним море, и он жезлом ударяет по нему. Как говорится в другом ирмосе, «прямо жезлом Чермное пресече», то есть крестообразно совершает это. Это прообраз в Ветхом завете Креста Господня. И что происходит? Море расступается. Как по-славянски говорится, «огустевает». И по этому расступившемуся морю народ Божий спасается. То есть происходит чудо: не было никакого спасения, все, гибель, – а через это совершение крестообразного ударения жезлом по морю весь народ спасся. Праведный Андрей Критский говорит, что это образ Креста Божественного. А дальше он говорит такие слова: «им же можеши и ты великая совершити».

Задумаемся над этим: какова сила Честнаго и Животворящего Креста Господня! Как необходим он нам в покаянии! Казалось бы, нет нам спасения, казалось бы, враг настигает нас, по жизненным обстоятельствам, как тот народ, приперт буквально к морю, некуда спастись. Так и нам кажется: со всех сторон стужают нас искушения, нет нам спасения! Крест Христов дает нам сие спасение.

И, дорогие братья и сестры, это напоминание о Кресте Христовом во дни Великого поста для нас важно, потому что иногда мы привыкаем к крестному знамению и совершаем его не раздумывая, а еще хуже, бывает, совершаем его неблагоговейно, а еще хуже, бывает, человек просто машет рукой бездумно, даже крест не изображая. О таких говорил Иоанн Златоуст, что они впустую руками машут, как будто мух отгоняют. Да не будет с нами такого! Великая сила Креста Господня, и крестное знамение мы все должны изображать правильно, три пальца складывая в честь Единого Бога, Троичного в Лицах, два пальца прижимая к ладони в честь двух естеств Иисуса Христа, человеческого и Божеского, и благоговейно изображать на себе крестное знамение во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И таким образом у нас будет сила для победы над врагом рода человеческого, мы с вами сможем «великая совершити», как говорит преподобный Андрей Критский.

«Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: им же можеши и ты великая совершити». Аминь.

(19.03.2013. Вторник Первой седмицы Великого поста. Канон прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Согреших якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы», – так преподобный Андрей Критский призывает нас с вами в покаянии вспомнить евангельское повествование, которое поможет нам глубже прочувствовать, как нам необходимо обращаться к Богу с просьбой о прощении своих грехов.

Здесь вспоминается то повествование, когда Спаситель пришел в дом фарисея по имени Симон. И, когда Он был в этом доме, одна женщина – блудница, то есть распутная, нарушающая все законы, подошла к Нему сзади и стала плакать и отирать своими волосами Его ноги, омывая их слезами, и взяла алавастр – это такой глиняный сосуд, драгоценного мира – это такое дорогое благоуханное масло, и стала этим миром мазать Ему ноги (см. Лк. 7, 36–38). Симон, в доме у которого пребывал Иисус Христос, подумал про себя: «Если бы этот Человек был пророк, то Он знал бы, какая скверная женщина к Нему прикасается». Тогда вдруг Иисус Христос обращается к Симону и говорит: «Симон! Я хочу тебе сказать одну вещь. Вот Я пришел к тебе, и ты даже воды не дал, чтоб Я ноги омыл, а эта женщина, с тех пор как Я здесь нахожусь, слезами омывает Мои ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. Как ты думаешь? У одного человека было два должника: один должен был ему 500, скажем, рублей, по-нашему, а другой 50. И тот, кому были должны эти люди, простил им. Как ты думаешь, кто из этих прощенных должников больше возлюбит его?» Симон говорит: «Ну, думаю, наверно, тот, которому больше простили». И тогда Господь говорит: «Вот и этой женщине прощаются ее грехи многие, за то, что она возлюбила много» (см. Лк. 7, 39–47).

Преподобный Андрей Критский предлагает вспомнить нам это евангельское повествование, для того чтобы мы, осознав меру своих грехов и видя, что мы много перед Богом согрешили, усердно постарались бы и возлюбить Господа нашего Иисуса Христа много. И приложить такие же усилия, какие приложила и эта блудница, не боясь ни осуждения, ни непонимания, так же духовно плакать перед Господом, и, как драгоценное миро, приносить Ему наши добрые дела. Ибо, помните, как сказал Иисус Христос, недавно мы слышали Евангелие, в Неделю о Страшном суде: «Что вы сделали для ближних Моих, для Меня сделали». Так вот, заглаживая свои грехи, добрыми делами своими, будем их, как драгоценное миро, приносить Господу нашему Иисусу Христу. И не будем, как Симон-фарисей, который, не зная внутреннего человека, совершал в сердце своем осуждение. Именно поэтому Церковь призывает нас во время Поста «не осуждати брата своего».

«Согреших якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы». Аминь.

Дорогие братья и сестры! Вот уже половину Великого канона мы с вами прочли. Еще будем дальше продолжать молиться: в среду вечером и в четверг вечером, так же, в 5 часов, продолжается чтение этого Покаянного канона. Завтра, в среду, в 7 утра, Великопостное богослужение и Литургия Преждеосвященных Даров. Приуготовившиеся причащаются. Также Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться и в пятницу в 7 утра. А те, кто готовится причащаться в субботу, – в пятницу вечером будет совершаться, параллельно с полиелейной службой в честь Сорока мучеников, исповедь с участием всего духовенства. Да поможет всем нам Господь достойно провести время Святаго и Великого поста.

Храни вас Господь милосердный и Матерь Божия!

(04.03.2014 Вторник Первой седмицы Великого поста. Канон прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Якоже Каин, и мы, окаянная душе, всех Содетелю житие скверное, и жертву порочную, и деяния неправедные принесохом вкупе, тем же и осудихомся» [– Точная цитата по тексту канона: «Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся»] (см. Канон, Вторник, песнь 1). Так сегодня мы вместе с преподобным Андреем Критским взывали ко Господу. Святая Церковь напоминает нам священные страницы Святой Библии, где повествуется о братоубийстве: как Каин убил брата своего Авеля (см. Быт. 4, 3–8). Причиной этого братоубийства была зависть. Каин позавидовал Авелю. Почему же он ему позавидовал? Дело в том, что и тот и другой принесли жертву Богу. Бог жертву Авеля принял, а жертву Каина не принял.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь обращает наше внимание на это событие вот почему. Мы тоже с вами сейчас жертву Богу пытаемся принести: жертвуем свое время, свои силы, стоим в храме, молимся, кланяемся. Но Бог видит, что в нашем сердце, видит, какова наша жертва. Если наше сердце не очищено, если в нашем сердце есть зависть, нет искреннего желания жить по благим заповедям Божиим, нет желания действительно исправиться, то тогда нашу жертву Бог не примет. Вот о чем напоминает нам Святая Церковь, чтобы сейчас, когда мы призываемся к покаянию и молитве, эта наша духовная жертва – наша молитва сопрягалась с искренним желанием исправления нашей жизни. И чтобы эта наша молитва была не внешняя только, но чтобы она достигала нашего сердца. И тогда Господь воззрит на нашу жертву.

Но мы, видя свое недостоинство, понимаем, что самостоятельно нам невозможно принести эту жертву Богу – только благодать Духа Святаго может помочь нам. Поэтому мы и просим помощи, чтобы в это благодатное время Господь дал нам силы на искреннее покаяние и искреннее жертвоприношение.

Пока же мы взираем на недостоинство своей жизни, видим свои недостатки, смотрим на свои пороки и вместе с преподобным Андреем Критским взываем:

«Якоже Каин, и мы, окаянная душе моя, всех Содетелю житие скверное, и жертву порочную, и деяния недостойные принесохом вкупе, тем же и осудихомся» [– Точная цитата по тексту канона: «Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся»].

Аминь.

(24.02.2015. Вторник 1-й седмицы Великого Поста. Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«При Нои, Спасе, блудствовавшыя подражах, онех наследовах осуждение в потопе погружения» (Канон, Втор., песнь 3). Так Святая Церковь напоминает нам в сегодняшний день о давних библейских событиях, когда грехи человеческого рода стали такими страшными, что не было уже никакой меры исправления. И не было среди людей практически никого, в ком зрела хотя бы некоторая надежда на покаяние и изменение. Единственное было семейство праведного Ноя, которому Господь повелел построить ковчег – огромный корабль, и Ной со своим семейством вошел в этот ковчег и спасся. Остальные погибли в страшном потопе (см. Быт. 6, 1–17). Преподобный Андрей Критский приводит нам это библейское свидетельство о последствиях греха, для того чтобы мы осознали, что нам для нашего спасения необходим спасительный ковчег.

Что же это за ковчег? С самых первых времен Святой Церкви изображение ковчега находилось в храмах Божиих, потому что ковчег – это прообраз Церкви Христовой. Так же, как Ной спасся от страшного потопа, так мы спасаемся от потопа греховного, когда находимся в ограде Святой Церкви. Вот наш с вами спасительный ковчег. Волны греховного потопа буквально захлестывают нас. И воистину мы подражаем, увы, в нашей жизни тем беззаконникам, которые погибли в этом потопе. Но мы имеем величайшую надежду. И для того Святая Церковь и зовет всех нас к покаянию, она призывает нас взойти в этот спасительный ковчег, ибо в одиночку мы спастись не можем, а вместе, в ковчеге, в Церкви Христовой мы с вами спасемся от греха.

Именно поэтому, дорогие братья и сестры, и напоминает нам Святая Церковь о необходимости церковной молитвы – молитвы, когда мы все вместе собираемся под своды храма. Святая Церковь нам напоминает о спасительных Таинствах, которые могут исцелить нашу душу. Если же человек это отвергает, то сам он не сможет выплыть от потопа греховной нашей жизни.

Дорогие братья и сестры, проходим мы с вами время покаяния, только начали его проходить. Услышав сей призыв, будем иметь постоянно в своей памяти, что Церковь есть спасительный ковчег. И не будем находиться без ее спасительного действия на наши с вами души. Чтобы на нас с вами не исполнились те слова, которые мы сегодня слышали.

Аминь.