Пророк Иезекеиль

2.08.2003. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый воскресный день посвящен воспоминанию главного события в жизни человечества – Воскресению Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Завтрашний воскресный день совпадает с памятью святого пророка Божия Иезекииля. Многие из вас знают об этом пророке, что он изрек пророчество о сухих костях. В Великую субботу на утрени, то есть перед самым праздником Пасхи, после чина Погребения Господа Иисуса Христа, читается это пророчество. В нем рассказывается о том, как пророку Иезекиилю было видение, в котором он увидел большое поле, полное сухих человеческих костей; и пророк Иезекииль вопрошает у Господа: «оживут ли кости сии?» – И далее Бог дает силу пророку, чтобы он произнес слово над этими костями. И пророк произносит слово Господне, и начинает совершаться чудо: кость соединяется с костью, и далее по слову пророка на кости восходят жилы, по жилам простирается кожа, и сухие кости обращаются в людей, восстающих к жизни.

Это пророчество не только говорит о всеобщем воскресении мертвых, которое ожидает всех нас. Оно говорит и о наших с вами душах. Святые отцы, объясняющие сие пророчество, сравнивают души человеческие, иссушенные грехом, с этими сухими костями. Грех сушит душу человека, и душа человеческая распадается на составные части. Да, действительно, так бывает, что из-за греха человек сам себя собрать не может. У него мысли одни, чувства другие, воля его хочет одного, а поступки он совершает другие, мысли у него одни, а слова еще третьи. Мы видим общее нецеломудрие человеческое. Само понятие «целомудрие» – это понятие целостности человеческого существа, когда и душа, и дух, и тело, и разум, и воля, и чувства, и сердце – все представляет из себя единое целое. А мы с вами духовно больны, поражены грехом, воистину, как эти кости сухие, которые видел пророк Божий Иезекииль. Но как по слову Господню, пророк изрекал слова на эти кости, и совершалось чудо, так и Церковь Христова совершает чудо и с нашими иссохшими от греха душами, вновь восставляет нас, вновь возрождает нас, вновь воскрешает нас. Церковь уже во время нашей временной жизни восставляет нас от греха, исцеляет нашу душу от наших греховных страстей, и, сколько бы мы раз не падали в грех, Церковь вновь и вновь, как благодатным миром, словом своим восстанавливает и воскрешает наше духовное тело – нашу душу.

Дорогие братья и сестры, празднуя каждую неделю Воскресение Христово и веруя в то, что воистину Спаситель мира Господь Иисус Христос воскрес, мы веруем в то, что наши души так же от греха воскреснут в жизни. И более того – мы веруем в то, что и наши телеса, умершие и даже разложившиеся уже на составные части, восстанут к воскресению и вечной жизни – так, как это видел пророк Божий Иезекииль. Сегодня, когда совершается его память, обратимся к нему с молитвой, чтобы он, тайновидец судеб Божиих, тайновидец того, что произойдет и что нам еще неведомо, молитвами своими произнес слово и на наши души, и на наши телеса, чтобы нам воскреснуть духовно и воскреснуть телесно, и вечно жить с Воскресшим Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(2.08.2014 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра, в воскресный день, Святая Церковь, празднуя и воспоминая день, когда воскрес Спаситель и Господь наш Иисус Христос, одновременно с этим будет воспоминать и пророка Божия Иезекииля. Собственно говоря, богослужение, посвященное воскресению Христову и памяти этого пророка, началось уже сейчас, и мы с вами слышали стихиры в честь этого святого и стихиры в честь воскресения Христова. Очень знаменательно сегодня это совпадение. Потому что этот святой, живший за 600 лет до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, пророчески, силою Духа Святаго, которая была на нем, открыл нам тайну не только воскресения нашего Спасителя, но и нашего с вами воскресения.

В книге пророка Божия Иезекииля говорится о том, как он получил этот дар. Что интересно, это очень связано с тем, как каждый из нас с вами получает знание о вере и знание о Господе нашем Иисусе Христе. Откуда мы узнаем о нашем Спасителе? Конечно, мы узнаем сначала от кого-то услышав, как некое предание. Но очень многие из нас узнают, взяв в руки Святое Евангелие о Спасителе нашем Иисусе Христе.

Если мы подымем сейчас глаза вверх, то мы увидим, что в треугольниках, которые расположены по периметру перед куполом собора, – собственно говоря, так и во всех, в основном, храмах наших православных, – изображены четыре евангелиста, и рядом с каждым из евангелистов изображен некий символ – и сразу не бывает понятно, кто это. Мы видим, что рядом с евангелистом Матфеем изображен Ангел, видим, что рядом с евангелистом Иоанном изображен орел, с евангелистом Лукой изображен телец, с евангелистом Марком изображен лев. Эти четыре священных животных еще до того, как написаны были Евангелия, были открыты в видении пророку Божию Иезекиилю, когда эти четыре животных явились ему на священном поле в странном и непонятном сиянии, и он не понимал, что означает это ему явление (см. Иез. 1, 4–28). Ему дан был потом дар Божий проповедовать слово Божие. Но что важно для нас с вами знать? Открыв книгу Иезекииля пророка и прочтя про это явление ему и про то откровение, которое было ему, мы можем перенести это и на себя, подумав о том, какое откровение дается каждому из нас чтением Святого Евангелия.

Ведь евангелист Матфей, рядом с которым изображен Ангел, рассказывает нам о человеческой природе Господа Иисуса Христа, о Его родословии и о том, как на Нем исполнились все древние пророчества. Евангелист Иоанн, рядом с которым изображен орел, открывает нам высокое богословие Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, и явление Господа Иисуса Христа как Слова Божия, Которое открывает всему миру славу Отца Небесного. Евангелист Лука, рядом с которым изображен телец, открывает нам смысл жертвенного служения Господа Иисуса Христа, Который принес Себя в жертву за весь мир, ибо телец до пришествия Иисуса Христа был одним из жертвенных животных, которых приносили в жертву за грехи людей. Евангелист Марк, рядом с которым изображен лев, открывает нам через Святое Евангелие царственное служение Господа нашего Иисуса Христа, ибо Господь Иисус Христос принес нам новое Царство, которое в сердцах наших, в душах наших, и Царство сие «не от мира сего» (см. Ин. 18, 36), и его законы зиждутся не на принуждении и наказании, а законы Спасителя Иисуса Христа основаны на любви.

Итак, древний пророк Иезекииль через этих символических животных, которых он видел, и сказания, о которых запечатлено в Библии, для себя открыл слово Божие и Дух Божий. Но и мы, подобно ему, для себя открываем Дух Святого Евангелия и, читая слово Божие, подобно пророку Иезекиилю, назидаемся волей Божией.

Что же произошло с Иезекиилем, когда он увидел этих четырех животных? Духом Божиим он был послан проповедовать народу Божию правду. А правда заключалась в следующем. Народ Божий отступил от заповедей Господних и поэтому оказался в плену, и за его нечестие он оказался в крайне униженном состоянии. Собственно говоря, о том же говорит нам и Святое Евангелие. Из-за того, что мы отвергаем слово Божие, и не живем в жизни по заповедям Христовым, и не следуем по пути Господню, мы внутренне все время бываем унижаемы от наших грехов, от наших страстей. И мы скорбим, и печалимся, и плачем, и раздражаемся, и все это происходит потому, что мы не следуем по прямому пути Господа Иисуса Христа.

Пророк Божий Иезекииль, память которого завтра Святой Церковью празднуется, еще известен своим пророческим открытием, можно сказать, самой сути воскресения людей. Недаром его пророчество читается в Великую Субботу, прямо накануне дня Пасхи, уже после крестного хода, который бывает с Плащаницей вокруг храма, когда заносят Плащаницу в храм, кладут ее посередине храма – и вот начинается «Пророчества Иезекиилева чтение». И читается паремия, то есть чтение от пророчества, об «усохших костях» (см. Иез. 37, 1–14), где было видение этом пророку, когда Господь его вывел на поле, и это поле было полно сухих костей. И тогда был голос, который спросил у него: «Оживут ли кости сии?» И вот по слову Божию Дух Божий взошел на сии кости, и совершалось чудо: кость прилеплялась к кости, и по кости проходили жилы, и на жилах возникала плоть – и кости оживали. Это пророчество говорит о всеобщем воскресении всех нас с вами. Как воскрес Спаситель мира Господь Иисус Христос, так и каждый из нас с вами воскреснет. Все мы восстанем перед лицом Божиим.

Однако и Господь и Его ученики – апостолы предупреждают нас о том, что по нашем восстании каждый из нас даст ответ за свою жизнь. Ничто, что мы делаем, не пропадает бесследно. Каждое наше действие оставляет след в истории. И за каждое наше даже, как говорит Господь, «слово праздное» мы будем давать ответ (см. Мф. 12, 36).

Ужасно! Если так подумать, то кто может, как говорит псалмопевец и пророк Давид, избежать суда Божия? (см. Пс. 75, 8; 129, 3 и др.) Но у нас с вами есть величайшее утешение. Ведь Господь Иисус Христос для того и пришел в мир, чтобы избавить нас от власти греха. Чтобы грех уже не имел над нами власти, чтобы нам не оказаться осужденными на суде Божием. Для того Господь Иисус Христос пришел в мир и основал здесь, на земле, Свою Святую Церковь, чтобы мы, веруя в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, живя под благодатным покровом матери-Церкви, участвуя в Святых Таинствах, воскреснув так, как описывает пророк Иезекииль, пришли не на суд, как говорит Святое Евангелие, но в жизнь вечную и радость (см. Ин. 5, 24).

Дорогие братья и сестры! Восславим воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Обратимся с молитвой к пророку Божию Иезекиилю, чтобы мы после нашего воскресения и восстания милостью Господа нашего имели жизнь вечную и радость, которую приготовил Спаситель мира, всем любящим Его. Аминь