Пророк Илия

1998 год. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Прор. Илии. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В завтрашний воскресный день Святая Церковь Православная чтит память и молитвенно обращается к святому пророку Божию Илии.

Из Священного Писания мы знаем о величайшей ревности о Господе этого великого пророка. Что значат слова: "ревность о Господе"? – Это значит, что этот пророк Божий, не боясь ничего, не только сам не отступал от правды Божией, но боялся и другим говорить о том, что есть добро и что есть зло.

Дорогие братья и сестры! В нашей повседневной жизни, в которой мы сейчас с вами живем, к сожалению, враг рода человеческого настолько затуманил умы и сердца людей, что добро и зло перепутались. И люди не понимают до конца даже, что значит "следовать за Господом". Нам очень сложно в нынешнем Безбожном мире помнить о том, что мы должны быть милосердны и сострадательны. В этом жестоком мире нам это сложно помнить.

Нам очень сложно помнить о том, что мы не должны злом за зло воздавать, потому что вокруг все считают, что именно так и нужно делать. Нам очень трудно помнить о том, что в этой жизни мы должны следовать не своей грешной самолюбивой и грехолюбивой воле, а воле Божией, которая выражена в простых и ясных заповедях Господних. Но, тем не менее, мы с вами должны знать о том, что есть два пути - путь жизни и путь смерти. Путь жизни это - путь следования за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Путь смерти это - путь следования за духом мира сего, за теми ценностями, которые предлагает нам с вами сегодня безбожный мир.

Как трудно нам устоять в вере - не в словах, а в делах! В словах мы как бы стоим, и считаем себя верующими людьми, и считаем себя православными людьми. А в делах мы все время оступаемся, падаем, грешим.

Сегодня память великого Божьего пророка - пророка Илии, который в своей вере не усомнился, обращаясь к Господу даже тогда, когда приносимая им жертва была облита водой со всех сторон, и ров был полный воды, и все вокруг было наполнено водою, а он, не усомнясь, взывал ко Господу, чтобы Господь для уверения подлинности пути его ниспослал огонь с неба. И огонь сошел и попалил жертву пророка Илии, которая была предложена им Господу.

Это было сделано в Священном Писании, я думаю, многие из вас читали, для того, чтобы вразумить людей, отступивших от Господа. Тогда ложные пророки тоже пытались обратиться к своим ложным Богам, и кричали, и вопили, и скакали, и резали себя ножами, и думали, что их ложные боги их услышат и дадут им знамение. Но ничего у них не вышло. А пророк Божий Илия, обратившись ко Господу с молитвой об утверждении людей в истинной вере, показал людям знамение, когда его жертва, смоченная водой со всех сторон, загорелась огнем.

Произошло необъяснимое чудо. Ныне, в сегодняшние дни, Господь тоже дает нам с вами видимое чудо. Это видимое чудо мы можем зреть в возрождении храмов Божиих из руин. В то время, когда все вокруг разваливается, когда, казалось бы, все то, что создавалось в течение многих десятилетий, сейчас разрушается, храмы Божии, которые были разрушены, и уничтожены, и сровнены с землей, и осквернены, и загажены - ныне чудесным образом восстают и воссоздаются в былом великолепии и даже лучше, нежели было ранее.

Никакими экономическими, политическими, любыми человеческими причинами при всем желании мы не можем этого объяснить. Это нам с вами - вразумление! Так же как пророк Илия, обращаясь к Богу с молитвой о том, чтобы Господь принял его жертву, говорил народу Израильскому: Сколько вам еще хромать на оба колена? Если Бог есть Бог, то поклонитесь ему! - также и ныне нам Господь дает знамение и нам говорит: Сколько мы еще будем хромать на оба колена? Сколько мы еще на словах будем говорить о вере своей в Бога, а жить как безбожники? Пророк Божий Илия ныне нас с вами призывает жить по заповедям Божиим, отбросить безбожные привычки, научиться не отступать от святых Господних словес, потому что это – единственный путь жизни, все остальное есть путь смерти.

Дорогие братья и сестры! И нашему храму Господь дает Свои знамения, Свои милости. В прошлом году я рассказывал вам, как имел духовную радость участвовать в обретении святых мощей преподобного Саввы Стромынского, ученика преподобного Сергия. И ныне мы имеем частицу святых его мощей в нашем храме. И в сегодняшний день также почитается его память, поэтому, посреди храма находится ковчег со святыми мощами, и мы имеем возможность поклониться в день памяти преподобного Саввы Стромынского его святым мощам.

Если пророк Божий Илия был грозным обличителем, преподобный Савва Стромынский был усердным молитвенником. И когда совесть наша обличает нас за наше нечестие и наши грехи, и мы не видим сил самим исправиться, будем просить преподобных земли русской, в сегодняшний день – преподобного Савву Стромынского, чтобы он умалил за нас неразумных и грешных, чтобы Господь умилостивился и простил нам наши согрешения, и научил нас творить Его святую волю.

Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с великими праздниками – с грядущим воскресным днем, с днем памяти пророка Божия Илии, с днем памяти преподобного Саввы Стромынского. В завтрашний день по благословению Владыки митрополита Ювеналия я вместе с архиепископом Григорием буду молиться в Стромыне у мощей преподобного Саввы, где Владыка Григорий будет возглавлять Божественную литургию. Будем все вместе едиными усты и единым сердцем молиться о том, чтобы всем нам идти по пути жизни и никогда не вступать на путь смерти.

Аминь.

1.08.1999 Пророка Илии. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра Святая Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. Этот праздник очень близок всему народу. И все православные люди с большой любовью чтут этот праздник. Почему этот древний ветхозаветный пророк пользуется такой любовью в нашем русском народе и в народе православном?

Ответ на это прост: потому что этот пророк пылал любовью к Богу, и вера его была как пламень огненный. Не зря в день пророка Божия Илии мы служим в красных облачениях. Это – знак пламенеющей веры в Бога.

А веру в Бога пророку Илии сохранить было очень трудно! Потому что тогда, когда он жил, правил нечестивый царь Ахав, который не хотел верить в истинного Бога. Не потому, что, может быть, он сам так придумал, но со всех сторон его окружили разные советники, жены его, которые нашептывали ему одно за другим, говоря: "Зачем ты кланяешься Единому Богу? Есть более сильные "боги"! Поклонись им, сделай нам идолов, таких, к которым мы привыкли уже. Пусть мы им послужим, и они помогут тебе".

И вот, сластолюбивый царь Ахав послушал своих советников, послушал свою жену и отступил от Единого Истинного Бога. И стал говорить: "Ну подумаешь, разные народы, у всех разные представления о Боге, пусть я для них тоже доброе сделаю, ну какая разница, как Бог называется, помогу я им..." – И начал устраивать в земле Израильской идольские капища.

Дорогие братья и сестры! Не кажется ли вам, что это очень похоже на то, что происходит у нас сейчас? Не кажется ли вам, что это очень похоже на то, как пытаются обмануть и наших правителей, наших сильных мира сего, и хотят предложить им, чтобы они не служили Истинному Богу Господу нашему Иисусу Христу и утверждали святую православную веру, на которой наша страна стоит тысячу лет, а предлагают им построить нечто совсем другое и говорят: "Ну что особенного? У разных народов разные представления. Сделаем для них так, как они привыкли". И вот, к нам сейчас из разных стран все проповедники идут со своими идолами, как бы они их не называли.

Что происходит дальше? – Когда нечестие стало так сильно в земле Израилевой, и царь Ахав совсем потерял истинную веру, Бог воззвал пророка Илию. И пророк Илия обличил Ахава о его нечестии и сказал о том, что знамение будет дано. И небо дало знамение – не было дождя над землей Израилевой.

Иногда нас, православных, обвиняют и говорят: "Вы почитаете пророка Илию только из-за того, что он дождь дал на землю". – Но дело ведь не в дожде, дорогие братья и сестры! А дело в вере, которую отстаивал святой пророк Божий, вере во Единого Бога, без Которого ничего доброго быть не может – ни дождя, ни урожая, ни жизни, ни радости – ничего хорошего без Бога быть не может, сколько бы люди себе сами этого не планировали.

Вот, Ахав думал без Бога построить себе хорошее царство-государство. Но ничего у него не выходило. Его жена Иезавель служила идолам. А ведь знаете, что такое идолы? – Идолы это ведь ложное представление о Боге. Вот говорят: "А что такое Бог? Вот, мол, есть красота, есть добро, есть любовь, есть счастье... – Давайте служить красоте, добру, любви и счастью"! – И многие так говорят. И когда вместо Бога представляют нам этих идолов – якобы "красоту", якобы "счастье", якобы "добро", – это ложное представление о Боге, потому что Бог источник и добра, и любви, и красоты, и счастья. А когда делают какие-то изображения или, наоборот, говорят: "Поступай так-то и будет тебе добро, делай то-то и будешь ты красивым, слушай нас, наши гороскопы, наши предсказания и будешь ты счастливым...", - вот это и есть идолы.

И вот, такие идолы наделала Иезавель жена Ахава. И много было разных целителей, и колдунов, и лжепророков Ахавовых. И пришел Илия пророк к царю и сказал: "Сколько ты еще будешь хромать на оба колена? Кому ты хочешь служить? Истинному Богу или тем идолам, которые тебе представила твоя жена"? – Растерянный царь не знал что сказать. Ничего он не мог сделать против своей жены, да уже и против того нечестия, которое опоясало всю его страну, ничего он не мог сделать. А тогда Илия пророк и воззвал и сказал: "Смотри, какое горе пришло на твою землю – Бог не дает тебе дождя. Давай выйду я один и твои четыреста пятьдесят пророков, которых ты считаешь за настоящих пророков, и давай воззовем – я воззову к Единому Богу, и пусть они воззовут к своим идолам. И кого услышит Господь, того и праведная вера"!

С каким дерзновением приступил пророк Илия! Какая сила была его веры! – Огненная вера у него. О, если бы нам с вами, дорогие братья и сестры, иметь такую веру, нам бы ничего не было страшно в этом мире, мы бы все победили. Надо нам просить у святого пророка Божии Илии, чтобы он дал нам эту веру.

И что происходит дальше? – Вышли Иезавелины пророки и пророк Илия сказал: "Пусть каждый возьмет тельца. Возложим тельца на жертвенник. Пусть возложат тельца на жертвенник пророки Иезавелины – экстрасенсы, все эти предсказатели, колдуны, астрологи – пусть они призовут свои бесовские силы, а я призову Истинного Бога". И вот, возложили пророки Иезавелины тельца своего на жертвенник и начали призывать своих лжебогов. Они призывали, призывали их, но никакого не было результата. Прошло уже двенадцать часов, как они звали своих духов. Тогда исполнившись силой Духа Святаго, пророк Илия вышел и для того, чтобы народ Божий понял силу Божию, стал смеяться над ними, говорить: "Что вы так плохо призываете своих "богов"? Кричите громче! Может быть ваши "боги" уснули, или спят, или находятся в дороге и устали? – Кричите, пусть они вас услышат"! – И тогда все эти колдуны начали кричать еще громче и по своему обычаю схватили ножи и стали сами себя колоть, и скакать, и бить в барабаны... Но ничего у них не происходило, и не дал Бог дождя с неба.

И когда прекратили они свое безумное беснование, так ничего и не добившись, тогда приступил пророк Божий Илия и повелел положить двенадцать камней, по числу колен Израилевых, и, пророчески, по числу святых апостолов, вы знаете их тоже было двенадцать. И, устроив жертвенник из двенадцати камней, он повелел выкопать вокруг них ров. И чтобы никто не усомнился, он повелел полить водой сначала весь жертвенник, потом ров, и когда наполнился ров водой, тогда была положена жертва на этот жертвенник. И обратился пророк Илия ко Господу, и обратился к Единому Богу, и возопил и сказал: "Боже Авраамов, и Исааков, и Иаковлев! Яви силу Твою, покажи силу Твою в огне"!

Пророк Божий Илия не о себе просил, не о своем благосостоянии, которого, как мы потом узнаем из Священного Писания, он лишился и не имел ничего, и вынужден был убежать из-за преследований, которые воздвигли на него, он просил одного: чтобы людям была открыта сила веры во Единого Бога. И когда он так воззвал, совершилось чудо. Бог огонь послал с небес, и пожрал огонь и жертву, и воду, и жертвенник. Т.е. если бы даже естественным способом захотел бы кто-то объяснить и сказать: "Случайно это произошло"! – Это невозможно, потому что все водой даже было облито. И жертву Илии Бог принял. Илия пророк уничтожает пророков, которые служили бесам, и начинает призывать народ к вере во Единого Бога. Но тут же, на него воздвигается гонение, тут же его обвиняют, и ему приходится спасаться бегством.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы собрались для молитвы ко святому пророку Божию Илии. Он показал чудо веры -- огненной веры, веры во Единого Бога. У нас сейчас время такое, что много лжепророков: экстрасенсов, колдунов, предсказателей, еретиков, сектантов – страшное время. "Блюдите убо, како опасно ходите"! (Еф. 5, 15). Веруйте во Единого Бога, во Святую Церковь Православную, в нашу огненную веру, которая спасет всех, попаляет всякий грех и дает нам радость – радость спасения от греха, и дарует нам жизнь вечную.

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас! Аминь.

2.08.1999 Пророка Илии. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Собрались мы с вами в храм Божий, чтобы вознести наши молитвы святому пророку Божии Илии.

Пророк Божий Илия известен твердой несокрушимой пламенной верой в Бога. Мы с вами очень нуждаемся в нашей повседневной жизни в том, чтобы в наших сердцах тоже была вера. К сожалению, мы часто бываем малодушными и маловерными, веры нам в жизни не хватает. И вот, первое, чего мы должны сегодня попросить у этого великого пророка, это – веры для жизни нашей.

Кто такие пророки? – Иногда думают, что пророки это такие предсказатели, которые будущее предсказывают. – Нет! Главное служение пророка Божия заключалось в том, что он открывал людям правду Божию. Мы нуждаемся в том, чтобы знать правду Божию. Правда Божия заключается в Законе Господнем, без которого человек перестает быть человеком. И вот, пророки, не боясь никого – ни сильных мира сего, ни царей, ни военоначальников, ни тяжелых жизненных обстоятельств – открывали людям правду Божию.

Правда Божия заключается в том, что жить без Бога нельзя. Правда Божия заключается в том, что если человек от Бога отворачивается, начинает жить, как сам хочет, по греховным и безбожным законам, его неизбежно постигают бедствия, несчастья, страдания и болезни. И в этом заключается правда Божия. Правда Божия заключается и в том, что человек создан по образу и подобию Божию, поэтому не может душа человека жить без молитвы, не может душа жить без милосердия и сострадания. И если человек начинает жить без молитвы, немилосердно, несострадательно – его душа умирает, и он становится живой мертвец. И в этом – правда Божия.

Пророки Божии открывали людям эту правду Господню. Но, конечно же, очень и очень многим эта правда не нравилась. И поэтому они претерпевали большие гонения и страдания. Однако огненный глагол святого пророка Божия Илии не только очищал души людей того времени, когда он жил, но и наши с вами души это Слово Божие очищает и освящает.

И ныне мы пришли в храм Господень помолиться, чтобы нам жить с вами по правде Божией. Чтобы нам почитать Господа Бога. Чтобы нам любить ближних своих. Чтобы нам жить по благим заповедям Господним и не отступать от Него, не грешить.

Церковь Христова дает нам в этом великую свою помощь, благодатные таинства и святые молитвы. Сегодня мы так же, дорогие братья и сестры, имеем счастье поклониться частице святых мощей преподобного Саввы Стромынского. Мощи этого угодника Божия обретены недавно, а угодник этот жил давно, он является учеником еще преподобного Сергия Радонежского. Мощи полностью обретены и почивают ныне в селе Стромыни Ногинского района, а мы с вами, по благословению нашего Владыки, имеем возможность поклоняться частице святых мощей преподобного Саввы, ученика преподобного Сергия.

Мы знаем, как много значат молитвы преподобных за нас грешных. Действительно, мы не имеем той силы, которую имел пророк Илия. Мы не имеем той веры, которую он имел. Мы не имеем той несокрушимой твердости, которая была у него. Но мы имеем за нас молитвенников и ходатаев. И ныне мы молимся преподобному Савве, чтобы по его молитвам, по его заступлению и нам с вами преуспевать в вере, надежде и любви.

Дорогие братья и сестры! Совершим же сию молитву. Возблагодарим Господа Бога, вознесем наши молитвы ко святым угодникам, чтобы нам с вами жить во всяком благочестии и чистоте.

Аминь.

2.08.2000 Пророка Илии. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь сегодня молитвенно обращается к пророку Божиему Илии. Пророческое служение – это особое служение, особый дар Господень, когда по вдохновению Духа Святаго человек раскрывает людям волю Божию.

Таким пророческим даром обладал Господень пророк Илия. О его жизни мы читаем в Священном Писании Ветхого завета и видим удивительную веру этого пророка, удивительную преданность Богу, удивительную стойкость тогда, когда и все вокруг от истинного Бога отрекались: и царь, и его двор, и простые люди, и воины, и землепашцы. Когда казалось, что нечестие и отступление от Бога таково, что уже невозможно даже исчислить меру греха, и тогда все равно пророк Божий Илия оставался не только верен Богу, но и раскрывал для всех других людей бессмысленность жизни без Бога.

Недаром, как  знак этой бессмысленности жизни без Бога, являлось то, что по слову  пророка Илии более трех лет не было дождя. Вот также как теряет смысл         сеять во время засухи, также как теряет изначальный смысл земля,  на которую три года не падал дождь, также и душа человеческая    теряет свой смысл, если нет с ней Бога, если нет с ней веры, если нет благодати – также высыхает душа человеческая, как высыхает в засуху земля.

И вот, это знамение пророка Божия Илии, когда более трех лет не было дождя, и об этом знамении сегодня вы слышали в Святом Евангелии, Сам Господь Иисус Христос о нем говорил, это – предостережение для наших душ, чтобы наши души не засохли, чтобы наши души не зачерствели. Что вырастет на иссохшей черствой земле? – Ничего не вырастет! Так и в душе человека, где нет веры в Бога, где нет милосердия, где нет сострадания, ничего доброго вырасти не сможет. Но как по слову пророка Божия вновь дождь пролился на землю, так по молитвам этого великого пророка мы можем получить благодать молитвы, благодать смирения, благодать терпения, благодать веры.

В этом и есть смысл         пророческого служения – открывать людям глаза на правду жизни, чтобы      люди не обманывались суетой и лжеверием. Вот, как пророк Илия раскрыл      для всех пустоту неверия дивными чудесами, так и ныне для нас Святая  Церковь в сонмах своих святых, и праведных, и пророков раскрывает      смысл духовной жизни, который заключается в том, что нам надо хранить святую веру православную, орошать свою душу этой верой. И тогда наша душа будет давать плоды, которыми являются: мир, смирение, терпение, милосердие, кротость, воздержание... (Гал. 5, 22,23) – эти духовные плоды нам необходимы.

Мы имеем, дорогие братья и сестры, также благодать особую: в нашем храме имеется частица мощей нашего русского святого – преподобного Саввы Стромынского, которому ныне также память.

Обратимся же ко святым угодникам Божиим: пророку Божиему Илии, преподобному Савве Стромынскому, да оросят они благодатью Божией наши души, чтобы души наши были живыми.

Аминь.

1.08.2001 Пророка Илии. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь ныне собирает нас для молитвы святому пророку Божию Илии.

Кто внимательно читал книги Ветхого завета, в которых повествуется об этом пророке, обязательно удивится, как многое в жизни этого пророка явилось прообразом событий Нового Завета. А удивляясь величию веры, силе и крепости, которые дал Бог этому пророку, одновременно станет нам понятно, почему такое особое значение в круге церковных праздников уделяется памяти этого святого.

Действительно, еще до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, через этого пророка миру были явлены плоды веры. Что в жизни нашей является и может являться основной опорой? Чего в жизни нам больше всего не хватает и что мы должны больше всего ценить? – Конечно, вера и только вера твердая и несокрушимая даст нам опору, утешение, помощь во всех жизненных обстоятельствах. А как сохранить эту веру – это самый трудный вопрос для жизни человека.

Сначала человеку легко веруется, и бывает у каждого человека такой период в жизни, когда сердце его радуется тому, что он верующий; молиться ему радостно, благодатно и в жизни, кажется, у него все получается по благословению Божию. Но как только наступают у человека искушения, как только становится ему трудно становиться на молитву, трудно соблюдать даже самые простые заповеди Божии и установления церковные, как тотчас начинает колебаться его вера.

Святой пророк Божия Илия явил для всего мира и человечества пример такой несокрушимой веры, что ее не могли поколебать никакие жизненные обстоятельства. И даже был такой момент, что он единственный остался верный Богу, когда все вокруг отвратились и стали кланяться идолам. И все жизненные и государственные обстоятельства были против него. Но он имел веру в Единого Бога, и эта вера дала ему силы творить такие чудеса, о которых мы вспоминаем до сих пор. Сам Господь Иисус Христос упоминает об этих чудесах. – Когда для вразумления тех, кто отступил от Истинного Бога на три года было заключено небо, и не было дождя над народом Божиим; когда пророк Илия воскрешал младенца умершего к жизни; а самое великое чудо – непонятное и непостижимое, смысл которого разъяснится только в конце земной человеческой истории, это – чудо взятия пророка Илии на небо живым.

Он из святых единственный не увидел смерти, но был взят Господом, как повествует нам Священное Писание, в колеснице огненной от земли на небо. Что значит это? – Это великий знак, который еще в Ветхом Завете показывает огненный путь спасения человека, ибо человек, родившись в этот мир, не заканчивает свою жизнь только своим земным существованием, но для него есть великий путь – путь на небо, от мира земного, где царствуют грех и злоба, где царствуют страсти и разрушения, где болезни и печали, - к миру вечному и духовному, где царствуют любовь, вера, надежда, где свет Божественный сияет, где радость такая, которую мы себе даже и представить не можем, где нет никакого зла, ни страданий, ни болезней, ни печалей. И вот, пророк Божия Илия, прообразуя восшествие Господа нашего Иисуса Христа от земли на небо, еще в Ветхом Завете указал человечеству этот путь.

Как мы увидим для нашей жизни этот огненный путь восхождения?

В Ветхом Завете один пророк Илия показал такую силу веры и совершил такие чудеса. Но в Новом Завете, когда в мир пришел Христос Спаситель, когда Он совершил дело нашего спасения, Сам же Спаситель сказал нам: «Дела, которые Я делаю, и вы больше сих сделаете» (Ин. 14, 12). - А это значит, что теперь для нас всех, крещенных во имя Божие, имеющих дар веры святой, тоже открыто для духовного восхождения небо. И каждый из нас имеет возможность вместе с Господом взойти в этот мир духовный. И уже во время нашей земной жизни мы предваряем это чувствами во время молитвы, радостью, когда мы участвуем в Таинствах церковных, благодатью, когда мы стремимся жить, и живем по заповедям Божиим. Этим мы начинаем своей путь огненного восхождения, где огнем является вера святая, о которой Господь сказал: «Огонь принес Я на землю, и как бы Я хотел, чтобы он возгорелся в сердцах ваших» (Лк. 12, 49).

Обратимся же с молитвой к пламенному пророку Божии Илии и попросим у него, чтобы по его предстательству и его молитвам и нас Господь сподобил твердости и стойкости в вере несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Помолимся и попросим у него, чтобы по его молитве и предстательству нам не бояться тех, кто принуждает нас отступать от Бога. Попросим у святого пророка Божия Илии, чтобы он, воскресивший по слову Господню младенца, и наши с вами души привел к воскресению и вечной жизни силой Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Попросим у него, чтобы он, восшедший на небо, и нас с вами возвел силою Божией к вечной жизни в Царстве Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

2.08.2001 Пророка Илии. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Господь Промыслом Своим собрал нас в святом храме, посвященном святому пророку Божию Илии. И мы чувствуем себя, находясь на молитве, вернее, может быть, так скажем: мы хотели бы себя чувствовать, находясь на молитве, так, как будто мы находимся на небе. Ведь и цель строительства храмов Божиих на земле заключается в том, чтобы человек, войдя в храм Божий, перешел от привязанностей, чувствований земных к привязанностям и чувствованиям небесным.

На церковном, библейском языке земным, «землей» называется мир материальный. Мы и в Библии начинаем первые строки читать: «В начале сотворил Бог небо и землю». – И небо, как объясняет святой Василий Великий, это мир вышний, духовный; а земля – это мир материальный.

Живя на земле, человек имеет два существа в себе – он имеет в себе тело земное, подчиняющееся законам материальным, и душу небесную – образ и подобие Божие, подчиняющуюся законам духовным. Но как часто, вернее, не то, что часто, а практически, постоянно в повседневной жизни земное, материальное, страстное, телесное, греховное захлестывает духовное, святое и вечное.

Это происходит с каждым из нас, и каждый по себе это знает. Но для того мы и приходим в храм Божий, чтобы. преступив порог святого храма, войти в иной мир, в иное царство – Царство Небесное, духовное.

Сегодня, прославляя память святого пророка Божия Илии, Православная Церковь с особенным вниманием обращает наши духовные взоры на то, как пророк Илия ушел из земной жизни. Священное Писание повествует о взятии его живым от земли на небо. Это – прообраз будущего Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, это – прообраз нашего с вами восшествия духовного от земного к небесному.

Есть ли что-нибудь плохое в земном, есть ли что-нибудь плохое в том мире, который сотворил Господь? – Нет ничего плохого в мире земном: ни в земле, ни в морях, ни в лесах, ни в полях, ни в ветре, ни в лугах, ни в солнце. – Все Господь создал прекрасно и премудро. Но только одно плохо – человек своим грехом и противлением себя воле Божией принес в мир грех. Вот этот то грех как раз и мешает нам наслаждаться в полной мере всеми теми земными благами, которые дает нам Господь. Это грех, как яд, отравляет нам радость от всего – и от солнечного света, и от жизни, и от тех повседневных радостей, которые бы должны быть у нас, - яд греха. Грех – он мешает нам себя чувствовать на земле и на небе одновременно.

И вот, в мир пришел Спаситель Господь наш Иисус Христос. Он победил грех. Он сделал нас с вами свободными от греха. И только теперь если человек добровольно сам подклоняет свою голову под иго греха, он отпадает от Бога. Нет над человеком абсолютной власти греха. Человек имеет свободную душу. Но наша свободная воля очень слабая.

Из жития пророка Божия Илии мы знаем, какая была воля у него, как он не боялся быть верным Единому Богу тогда, когда весь народ от Единого Бога отступил, когда все, начиная от царя и кончая простолюдинами обычными, поклонялись идолам и видели в этих идолах для себя счастье, радость и наслаждение. И как описывает Священное Писание, земля Израильская буквально кишила идолами и их служителями.

Как сумел он тогда противостать этому нечестию? – В нем была сила Божия. Но сила Божия не дается человеку независимо от его воли. Эту силу Божию он себе призывал молитвой. И благодаря его молитве эта сила Божия пребывала с ним.

Вот, дорогие братья и сестры, ныне придя в храм Божий, это небо на земле, и мы с вами, прежде всего, будем просить для себя этой благодати Божией, этой силы Божественной, чтобы в наших сердцах тоже горела всегда вера, чтобы в наших сердцах эта вера была для нас опорой нашей жизни.

Тогда нам ничего не будет страшно. Даже если вокруг себя мы будем видеть и зло, и нечестие, и неправду; даже если мы будем переживать беды и печали, скорби и несчастья – ничто не будет нам с вами страшно, если мы никогда, ни при каких обстоятельствах не будем отступать от Бога. Тогда с нами пребудет благодать Господня, и душа наша жива будет. И вот, так же, как Илия пророк восходил от земли на небо, так и наша с вами душа взойдет от греховного к святому, от духовной смерти к жизни.

Но кто даст нам эту колесницу огненную? Кто поднимет нас с вами от земли на небо?

Наша вера слаба, и наша сила духовная практически ничтожна. Но велика сила Святой Церкви Православной, потому что Святая Церковь Православная (я имею в виду сейчас не храм, как здание, а имею в виду всех верных, собранных воедино верой в Господа Иисуса Христа) и есть та колесница огненная, которая нас с вами поднимает от земли на небо.

Наших сил духовных нет. Но они есть у святых Ангелов и Архангелов, у пророков Божиих, святителей, праведников и угодников, они есть у Пречистой Девы Марии Богородицы. Общими молитвами – молитвами Церкви Христовой - мы с вами несмотря на наши грехи возрождаем свою душу, очищаем ее, изменяем ее, и возносимся со своею душою от земного к небесному.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшний великий праздник, когда мы, находясь в этом преображенном чудом Божиим и руками человеческими в храме возносим свои молитвы, будем просить у Господа, чтобы Господь дал нам благодать веры и силу всегда пребывать в Святой Церкви Православной и не отступать от нее. В этом наша опора, в этом наше спасение, в этом залог нашего с вами восхождения от земли на небо.

Аминь.

2.08.2003 Пророка Божия Илии. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На русской земле особенно почитается пророк Божий Илия. Хотя этот пророк – Ветхого завета, и жил он не на нашей земле, и жил задолго до пришествия в мир Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, память его в сердцах людей сильна потому, что его вера, воистину, по своей силе была огненной верой. Вся душа его горела в вере и предстоянии Богу. Вся жизнь пророка Илии была хождением перед Богом.

Иной жизни, кроме жизни вместе с Богом, пророк Илия себе и не представлял. И представить не мог, потому что жизнь без Бога – она жизнью и не является. Это лишь видимость ее. А жизнь без Бога – это духовная смерть, и последствия ее страшны. И поэтому пророк Илия не только сам был предан Единому Богу, но ревновал – то есть заботился – о том, чтобы другие люди тоже эту веру имели. И не боялся об этой вере говорить всем, даже тогда, когда его никто не хотел слушать, даже тогда, когда все от него отвернулись, даже тогда, когда и сам царь Израильский не хотел кланяться Истинному Богу. Всегда пророк Илия оставался верным Богу.

Вот, дорогие братья и сестры, вероятно, из-за этой верности Богу, из-за этой пламенной веры, так мы с вами усердно и почитаем пророка Илию. Потому что мы сами сознаем, что мы не так верим, как надо. Мы сами в себе видим, что не так наше сердце горит в вере, как следовало бы; мы видим, что мы живем не так, как нужно и должно; мы видим свои грехи, недостатки, свою суету и понимаем, что в нас нет этой ревности о Боге, какая была у пророка Божия Илии. И поэтому мы его так почитаем, мы молимся ему и просим, чтобы он нас наставил и научил. Наставил и научил хранить веру Богу тогда даже, когда вокруг нас, ее никто не хранит; наставил и научил соблюдать заповеди Божии, несмотря на то, что вокруг нас смеются над ними, не исполняют их, ругаются над заповедями Божьими. А ведь сила нужна духа, чтобы, несмотря на развращение нравов и жизни людской сохранить верность Богу. Мы этой силы не имеем. Мы слабы и малодушны. И именно поэтому просим у великого пророка, чтобы он помог нам. А если мы видим свои недостатки и понимаем, что нет у нас силы к должному исправлению их, мы тогда просим его, чтобы он своей верой возместил наше маловерие, своею ревностью о Боге изгладил наше малодушие, своим хождением в заповедях Божиих исправил наши отступления и согрешения. Вот почему мы так почитаем этого пламенного пророка.

О жизни и чудесах, сотворенных пророком Божьим Илией, можно прочитать в Святой Библии, в 3-ей Книге Царств. И я думаю, большинство из здесь стоящих читали об этом. А если нет, обязательно прочтите сами; а если вдруг у кого Библии нет, Священная История сейчас везде продается и Закон Божий. Прочтите о жизни пророка Илии! Потому что в краткой проповеди не рассказать о всей силе и его подвигах, а больше десяти минут никто и слушать проповедь не будет. Поэтому вы внимательно, придя домой сегодня, в честь и память этого великого пророка, постарайтесь прочесть повествование о нем. Пусть в сердцах наших возникнет желание следовать заповедям Божиим, как следовал пророк Божий Илия.

Помолимся пророку Божию Илии, чтобы он вознес молитву о нас, чтобы он испросил у Господа нам ревность о Боге, чтобы он испросил у Господа нам желание жить с Богом, желание исполнять заповеди Божии. Мы знаем, что пророк Илия не умер, но был взят живым на небо. Мы знаем о том, что ко второму пришествию в мир Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа вновь придет пророк Илия на землю. Мы знаем о том, что так же, как отступили люди от веры во времена жизни пророка Божия Илии, так же будет отступление от благочестия и заповедей Божиих перед вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа. Но будем помнить мы с вами, что нет и не может быть иного места спасения, нет и не может быть иной дороги на небо в Царствие Христово, чем только Святая Церковь Православная, которой мы всегда и будем держаться, под покровом которой будем находиться и будем возносить молитвы о том, чтобы нам быть верными Христу.

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас! Аминь.

(01.08.2009 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Пророка Илии. Всенощное бдение.)

Завтра, в воскресный день, с еженедельным празднованием Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, согласно церковного календаря, сочетается праздник святаго пророка Божия Илии. В связи с этим великим праздником нам надо задуматься и вспомнить, кто такие пророки Божии и что такое пророческое служение. Потому что, к сожалению, иногда под словом «пророк» мы понимаем не то, что следует из библейского значения этого слова. Нам иногда кажется, по своему неразумию, что пророчество – это некое предсказание, и мы думаем, что пророк – это тот, кто предугадывает, предсказывает те события, которые будут в нашей жизни. И действительно, очень часто, разыскивая для себя духовного руководства в своей жизни, мы ищем людей, которые бы могли нам предсказать, что с нами случится. И люди интересуются, в первую очередь, такими вопросами, как: «Выздоровею я или не выздоровею?», «Нужно мне приобретать, например, дом или не нужно?», «Нужно мне жениться или выходить замуж или не нужно?» И вот в таких вопросах – повседневных, житейских – нам кажется, что если бы был подлинный пророк, то он бы нам говорил, что нужно делать, а чего не нужно. Как бы было здорово, если бы нам говорили, что покупать, а чего не покупать, с кем встречаться, а с кем не встречаться, пойти направо или пойти налево, вот было бы здорово! И более того, происходит ужасное, можно сказать, духовное заблуждение: люди ищут таких пророков и, к сожалению, иногда находят, не понимая, что встречаются они не с пророками, а с лжепророками.

Почему? Да потому, что пророческое служение – это совсем не служение предсказателя или угадывателя будущего. Пророк – это тот человек, которому от Бога дана сила и власть открывать людям глаза на правду Божию и указывать людям на их недостатки и пути исправления этих недостатков. Пророк – это тот, который говорит о пути Господнем и о последствиях отступления от этого пути Господня.

Из жизни пророка Божия Илии, которая описана в Священном Писании, мы видим, как он постоянно открывал людям глаза на то, что если они не будут веровать в Единого Бога, не будут покланяться Единому Богу, не будут жить по заповедям Божиим, то их будут постигать бедствия. Вот оно, истинное пророчество. Что еще надо? Каждому из нас бы приложить к себе это пророчество. Каждому бы из нас приложить к себе указание о том, что нет иного пути спасения, кроме как идти за Господом нашим Иисусом Христом и жить по Его благим заповедям.

Вот, тот пророк, который говорит о том, что следует жить вместе с Богом и по заповедям Божиим. Тот пророк, который говорит о том, что отступление от заповедей Божиих чревато гибелью души человеческой. Тот пророк, который говорит, что без Бога невозможно ничего доброго сотворить в этом мире.

Празднуя память пророка Божия Илии, мы с вами будем просить у него, этого великого, горящего своей верой человека, – который любовью своею к Богу настолько пламенел и ревностью по Господе настолько был велик, что не увидел смерти, но был взят Господом в жизнь вечную на небо, – чтобы он помолился о нас с вами, чтобы мы не были суетными и не искали в этом мире мелочных указаний для себя и для своих поступков, но знали главный, и великий, и спасительный путь жизни, о котором Сам Бог сказал, что есть два пути: путь жизни и путь смерти, путь жизни – это путь по заповедям Божиим, путь смерти – это жизнь вне Бога (см. Иер. 21, 8). Будем просить, чтобы этот великий пророк Божий умудрил нас по жизни идти путем жизни, чтобы мы избрали жизнь.

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас! Аминь.