Прп. Серафима Саровского

31.07.1999 Неделя 9-я по Пятидесятнице. Свв. отцев шести вселенских соборов, обретение мощей прп. Серафима Саровского. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра наша Святая Русская Православная Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского. Этот святой, который по времени довольно близко жил к нам, очень почитаем нашим русским народом. Почитаем, он потому, что преподобный Серафим своею жизнью показал всем нам с вами, верующим людям, какова цель христианской жизни.

Каждый человек, так или иначе, задает себе этот духовный вопрос: Какой смысл христианской жизни? Каков смысл постов, зачем они нужны? Каков смысл молитв, для чего они необходимы? Какой смысл церковных таинств, почему они нужны? И особенно важно нам это понимать сейчас, когда так много лжеучителей, которые хотят разуверить православных и говорят, что не нужно ни постов, ни молитв, ни таинств церковных, ни богослужений, что не в этом смысл христианской жизни. Очень много таких сектантов-проповедников есть, и книжки они красивые подбрасывают вам в почтовые ящики, и на улице за рукава ловят с тем, чтобы попытаться вас отвратить от Церкви Христовой.

Так вот, преподобный Серафим Саровский ответил на все эти вопросы, задаваемые лукавыми лжепроповедниками. Цель жизни христианина, смысл жизни христианина, смысл постов, и молитв, и таинств церковных заключается в том, что все это необходимо для стяжания Духа Святаго. Т.е. "стяжание", если со славянского на русский перевести, это – приобретение Духа Святаго. Все, что в Церкви есть, необходимо для нас для того, чтобы мы через это для своей души приобрели Духа Святаго. Потому что без благодати Духа Святаго нет жизни. "Святым Духом всяка душа живится", - вспомните слова молитвы, которые мы столь часто слышим на всенощном бдении. И вот, преподобный Серафим Саровский сам стяжал эту благодать Духа Святаго, и те люди, которые к нему приходили за советом, утешением и благословением, получали от него благодать Духа Святаго. Происходило это при земной его жизни, происходит это и сейчас и у мощей преподобного, которые чудесным образом вновь были явлены миру и, вы знаете, в 1992 году были торжественно возвращены в Дивеевский монастырь. И те люди, которые молятся перед его святыми иконами, и те люди, которые читают книги, написанные о преподобном Серафиме, все назидаются правильным пониманием того, для чего все устроено в Церкви.

Что такое благодать Духа Святаго? – Об этом спрашивал преподобного Мотовилов, который много записал о его жизни. И вот ему дал Господь своими глазами увидеть, каково сияние славы Божией, сияние благодати Духа Святаго. Он почувствовал в сердце неизъяснимую теплоту и неизъяснимую духовную радость. А вид старца стал, как солнечный свет. Т.е. то, что видели апостолы при преображении Господа Иисуса Христа, то увидел и Мотовилов – человек, который много написал о жизни и учении преподобного Серафима.

Дорогие братья и сестры! Духовными глазами и мы можем видеть этот духовный свет. Для чего нам нужен Дух Святой? – Потому что если мы не будем иметь Его благодати, у нас в жизни не будет никакой опоры. Ведь в чем несчастья человеческие? В чем бедствия человеческие? – От того, что сердца людей захватывает злоба, отчаяние, уныние, ужас, страх, ненависть, грязь и нечистота – эти грехи омрачают сердце человека, и жизнь его становится не только пустой, но мучительной. И когда жизнь человека, не просвещенного Духом Святым заканчивается, то вся эта нечистота, все эти грехи, весь этот ужас человек переносит с собой в жизнь вечную, где все грех продолжают терзать его душу. А Церковь Христова на земле учреждена для того, чтобы помочь человеку избавиться от этого ужаса, избавиться от этих грехов, избавиться от зла, избавиться от несчастий и скорбей. И когда человек верующий следует заветам Церкви Христовой, он очищает свою душу, он освящает ее. И, несомненно, у верующего человека, так же, как и у любого другого человека, в жизни бывают и болезни, и беды, и несчастья, но он легко их переносит, потому что, у него в жизни есть опора. Сила Духа Святаго утешает человека, укрепляет его, дает ему силы к вере, надежде и любви. И все это человек приобретает, т.е. стяжает, через Церковь Христову.

Вот, каково учение, дорогие братья и сестры, преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Помолимся ныне преподобному Серафиму Саровскому, чтобы по его молитвам и нам с вами приобретать благодать Духа Святаго, чтобы и мы, усердно соблюдая заповеди Божии и установления церковные, и стремясь жить благочестиво, получили блаженное оссияние наших душ светом Духа Святаго, чтобы мы всегда пребывали с Господом нашим, нашей опорой, нашим утешением, нашей радостью. Не зря преподобный Серафим Саровский всех приветствовал всегда пасхальным приветствием: "Христос воскресе! Радость моя!" Он знал, что главное основание нашей жизни – в Христе воскресшем, в Духе Святом, в Боге. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

31.07.2004. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Память святых отцов 6 Вселенских Соборов. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра наша Святая Церковь Православная чтит память преподобного Серафима Саровского, чудотворца, и вы знаете, что в этом году особенные торжества, посвященные 250-летию со дня рождения этого великого святого, который особой любовью пользуется в сердцах наших людей. А эта особая любовь проистекает из-за того, что преподобный Серафим Саровский очень хорошо и доходчиво объяснил смысл нашей христианской жизни, цель нашей христианской жизни.

В самом деле, христианин должен задавать себе вопрос, зачем он живет, что значит быть христианином. И преподобный Серафим объяснил, что цель жизни христианской – это стяжание, то есть приобретение, Духа Святаго. Все, что мы делаем в нашей жизни, для того чтобы Бог был с нами, – это мы делаем для того, чтобы Дух Святой обитал в нас, в нашей душе. Душа наша, созданная по образу и подобию Божию, без Духа Святаго умирает, гибнет. Для того и пришел на землю Спаситель мира Господь наш Иисус Христос и основал на земле Свою Святую Церковь, чтобы люди, объединенные этой Церковью Святой, через молитвы, добрые дела, жизнь по заповедям Божиим, через любовь друг ко другу, через прощение друг другу грехов, через милосердие и сострадание приобретали для своей души самое главное богатство, которого никто не может отнять, – благодать Духа Святаго. И воистину сам преподобный Серафим стяжал эту благодать, получил от Господа. И те, кто приходили к нему, наполнялись неиссякаемой радостью, и он поучал, говоря, что если человек приобретет – стяжет – «дух мирен», то вокруг него тысячи спасутся.

Как счастливы мы, дорогие братья и сестры, что имеем возможность прославлять Бога, приходить в храм Божий, получать благодать Духа Святаго! Как счастливы мы с вами, что находимся в ограде Святой Церкви, имеем таких молитвенников, как преподобный Серафим Саровский! Как нам надо ценить то, что нам дал Бог, – то, что мы с вами крещены, то, что мы с вами помазаны печатью дара Духа Святаго, то, что мы имеем возможность каяться в своих грехах и причащаться Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой. Какая это благодать и радость! Надо нам каждый день напоминать самим себе, что мы христиане, что живем мы для того, чтобы приобретать, стяжать Духа Святаго. А как он приобретается? Он приобретается через жизнь, сообразную правилам Церковным, в первую очередь через молитву, в первую очередь через исполнение главной заповеди о любви к Богу и к людям.

И ныне мы прославляем преподобного Серафима Саровского, молимся к нему и просим, чтобы он умолил Спасителя и Бога нашего, чтобы Господь наставил нас на путь спасения, чтобы мы нашу жизнь, то время драгоценнейшее, которое нам Бог дал в нашей земной жизни, использовали для того, чтобы приобретать Духа Святаго, стяжать Духа Святаго. Вознесем свои молитвы к великому подвижнику Святой Церкви Православной, испросим у него благословения на то, чтобы нам пребывать в благочестивой жизни, чтобы Дух Святой обитал в нас, и никогда не отлучалась от нас благодать Божия.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас! Аминь.

14.01.2006 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В периоды святых дней – Святок – промыслительным образом в нашей Святой Русской Православной Церкви устроилось так, что мы празднуем с вами память преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Это удивительный святой нашей Русской Православной Церкви, который в своей жизни показал высочайшую степень подлинной христианской любви, и объяснил всем нам с вами, православным людям, какой смысл нашей жизни. Он сказал нам, на основании святых отцов и учения Церкви, что главный смысл жизни православного человека – это стяжание, то есть приобретение («стяжание» значит приобретение) Духа Святаго. То есть жизнь человека тогда является осмысленной и тогда правильной является, когда человек желает приобрести для себя Духа Святаго. Почему? Потому что никогда без действия Духа Святаго ничего доброго мы в жизни совершить не можем. Об этом Сам Бог сказал: «Без Меня не сможете творить ничего» (Ин. 15, 5). И значит, смысл нашей жизни заключается в том, чтобы Бог был с нами, а мы были с Богом.

Нам кажется иногда, что мы слишком грешные для того, чтобы Бог был с нами. Нам кажется иногда, что мы слишком недостойные, чтобы Бог был с нами. Но кто из нас лучше понимает – мы или Бог? Кто из нас умнее – мы или Бог? Так неужели Бог, Который знает, зачем Он пришел в этот мир, не понимает всю нашу глупость, все наше недоумение, все наши слабости, всю нашу греховность? Ведь Он же захотел быть с нами, несмотря на то, что мы такие нехорошие и недостойные. Бог, Господь наш Иисус Христос, захотел быть вместе с нами. И вот в этом-то и радость наша. Преподобный Серафим Саровский приветствовал всех людей, говоря каждому человеку: «Радость моя, Христос воскресе!» Значит, он настолько пребывал в радости о Господе, что никакие другие, самые плохие, может быть, вещи, которые бы существовали в жизни человека, его души не касались. Да, мы можем сказать: «Нам далеко до него. Он тысячу дней и тысячу ночей молился, стоя на камне. Он был великим подвижником, был великим молитвенником». Действительно, он таковым был, а мы не такие. Но в том-то наша радость – ведь он же с нами тоже. Церковь объединяет в себе всех: и нас, грешников, и преподобного Серафима, и Ангелов, и Архангелов, – и все мы вместе в Церкви Христовой. Вот в чем наше спасение. Мы не умеем молиться, а преподобный Серафим Саровский умеет молиться. Мы не умеем делать добрых дел, а миллионы святых умеют делать добрые дела. Наше сердце жестокое, а сердце Матери Божией милостивое. И в этом-то и радость наша, что мы принадлежим Церкви Христовой, что то, что у нас не получается, получается у других. Церковь – это великая и святая духовная семья, которая ведет всех нас, крещеных во имя Отца и Сына и Святаго Духа людей, к спасению.

Ныне мы прославляем величайшего из подвижников нашей Святой Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского. Обратимся к нему и помолимся, чтобы нам быть преданными нашей Святой Матери Русской Православной Церкви, никогда от нее не отступать. И если мы будем с ней едины, то, значит, и преподобный Серафим с нами будет, и его молитва с нами будет, и он за нас помолится, и он поможет нам. И мы не останемся одинокими. И хотя мы каждый по себе понимаем, что мы плохие, но будем хорошими ради молитв преподобного Серафима, Матери Божией и всех святых.

Какое счастье мы с вами в эти дни святые осознаем – принадлежим мы с вами Святой Церкви Христовой. Прославим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и Его великих святых, обратимся к преподобному Серафиму Саровскому, чтобы ту радость пасхальную, которую он имел всегда в себе, он и нам передал, чтобы он и нам сегодня духовно каждому сказал: «Христос воскресе, радость моя!» И чтобы мы радовались о сем величайшем чуде – Воскресении Господа нашего Иисуса Христа и чтобы мы радовались о том, что наш Спаситель не даст никому из нас погибнуть, но мы с вами все будем иметь спасение и жизнь вечную.

Аминь.

(31.07.2010 Неделя 10-я по Пятидесятнице. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра, в воскресный день, мы празднуем память преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Этот святой в не так далекое от нас время показал нам всем, как можно жить со Христом, как должно жить в Духе Святом. Самое важное в его житии, из которого мы узнаем, с какой любовью он принимал всех людей, приходящих к нему, как он приветствовал всех пасхальными словами: «Христос воскресе, радость моя!» – как он достиг этого путем долгого подвижничества, усердных молитв, – самое важное из всей его жизни и итог, который сейчас мы имеем как сокровищницу Церкви Христовой, для нас приносимую, это слова Серафима Саровского о том, что цель жизни христианина – это стяжание Духа Святаго.

Нам важно знать это – то, что нам преподобный Серафим раскрыл. Конечно же, не словами только, не только он обозначил это – он своей жизнью это нам показал. Но почему нам важно это каждому знать, хотя каждый из нас чувствует, насколько далеко мы от этой цели? Потому что, проживая день за днем, месяц за месяцем, год за годом, мы, так или иначе, задаемся мыслью: зачем все это? Какой смысл нашей жизни? Что мы делаем и в чем наше счастье? А мир вокруг говорит нам все время о том, что счастье – это когда ты богат, или счастье – это когда у тебя есть в жизни все, что тебе необходимо, или счастье в том, что у тебя хорошее здоровье… Что интересно, у преподобного Серафима было совершенно никуда не годное здоровье. Он был очень многими болезнями болен: и водянкой он был болен, и разбойники ему перебили позвоночник, и поэтому он ходил сгорбленный… То есть, по пониманию современного человека, совершенно несчастный человек! Никакого здоровья в нем нет, никаких у него денег нет, благосостояния нет, и более того – никакого особого почета или уважения у него в жизни, собственно говоря, не было. Кроме одного, что у него было, и ради чего он воссиял на свещнице Церковной, и благодаря чему мы сейчас обращаемся и молимся к нему: он стяжал в себе благодать Духа Святаго. Стяжал ее в такой мере, что даже лицо у него сияло, как солнце, подобно тому как сияли лица апостолов, когда они были вместе с Христом на горе Преображения, тем самым отблеском Божественного нетварного света.

Итак, преподобный Серафим Саровский открывает нам, что цель жизни христианина – стяжание Духа Святаго. Но что значат эти слова для нас с вами сейчас? Ведь мы, подобно преподобному Серафиму, не уходим в пустыню, мы не умеем поститься, как он постился, даже близко не имеем никакого воздержания. Когда мы слышим о том, что он тысячу дней и тысячу ночей молился, воздев руки, нам это просто непонятно, потому что мы десять минут не можем сосредоточиться в молитве. Как же мы тогда стяжаем Духа Святаго? Как мы приобретем для себя, для своей души эту благодать? Неужели мы зря, бессмысленно живем?

Нет, дорогие братья и сестры, не зря это. Мы имеем великое счастье быть членами Святой Церкви Христовой. Церковь Христова объединяет в себе великую духовную сокровищницу, которую Господь стяжал Честною Своею Кровию, которую излил на Кресте за каждого из нас, чтобы никто из нас не погиб, но мы имели бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 15-16). И поэтому, если мы сами не умеем поститься, мы обращаемся к тем, кто преуспел в посте, в частности к преподобному Серафиму Саровскому; сами не умеем молиться – мы просим молитв у тех, кто не ослабевает в своей огненной молитве, и особенно сегодня у преподобного Серафима Саровского; сами не умеем жить в благочестии и чистоте – просим их, чтобы они нас наставили чистотою своею жить в чистоте жизни. И тогда мы находим силы и себя исправлять, находим силы и сами учиться и поститься, и молиться, и прощать друг другу, учиться любить друг друга. Ведь откуда этот возглас: «Христос воскресе, радость моя», которым приветствовал Серафим Саровский приходящих к нему? Это же не слова были просто – это любовь его сердца к каждому приходящему говорила в нем.

Ныне, прославляя его святую память, мы обращаемся и просим его святых молитв о нас, грешных, чтобы нам с вами тоже употреблять то время жизни, которое нам дано, для этой главной цели – чтобы нам искать в жизни благодати Духа Святаго. Чтобы нам очищать свое сердце – ведь «блаженни чистые сердцем», они Бога узрят (Мф. 5, 8). Чтобы нам очищать свое сердце покаянием, чтобы нам учиться молиться, учиться воздерживаться от зла, гнева, раздражения, неправды, чтобы нам учиться любить друг друга той любовью, которую заповедал нам Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Ныне, когда наша Святая Церковь вспоминает преподобного Серафима Саровского, обратимся к нему с искренней молитвой и будем просить у него, чтобы он наставил нас на путь спасения – в жизни своей искать прежде всего Духа Святаго, а все остальное приложится нам (см. Мф. 6, 33). Аминь.