Радоница

  

1998 год.  Радоница.

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь впервые после восьми дней торжества Пасхи призывает нас с вами обратить свое особое пристальное духовное внимание на усопших. Сегодня впервые благословляется нам совершать

 особые усердные молитвы о тех, кто ушел из жизни временной и перешел в жизнь вечную.

Церковный устав такой, что, начиная от дней Страстной седмицы, когда воспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа, и завершая вчерашним днем, по уставу церковному не полагалось совершать особых поминовений, отдельных панихид, сороковой, третий или девятый. Все эти дни, если таковые попадали в этот период - либо в период Страстной седмицы, либо Светлой седмицы - благочестивые православные христиане переносили на нынешний день, день Радоницы – пасхального поминовения усопших. И правильно поступают те благочестивые христиане, которые в день Святой Пасхи ходят в храм Божий на молитву, а не на кладбище, а уж на Радоницу совершают должное поминовение усопших.

Сегодня мы с вами несем нашу пасхальную радость тому миру, от которого Господь всех нас с вами избавил - миру мертвых. Господь своею смертью сделал так, мертвых для нас теперь нет. Есть усопшие. «Усопшие» в переводе со славянского означают уснувшие. Мы веруем, что до времени лишь отошли от нас наши родные и близкие. Отошли так, как человек, когда усыпает на ночь, утром - просыпается. Так же будет и с нами, верующими в Господа Иисуса Христа Спасителя нашего, Который воскрес из мертвых и Своею смертью попрал, т.е. разрушил, наступил, сокрушил смерть. Нет теперь для нас смерти, а есть лишь временный сон.

Но для кого нет смерти? - Для верующих в Спасителя и Господа Иисуса Христа. Потому что там, где нет Христа, там духовная смерть, и человек может быть телом жив, а душою мертв. А может быть человек телом мертв, а душою жив. Все зависит от того, верует ли он в Господа Иисуса Христа, находится ли он в единстве со Святой Церковью Православной, которая совершает молитвы об усопших. И тех людей, которые не могли покаяться, не могли исправиться, - так и все мы грешники, нет человека, который бы пожил и не согрешил, - и за всех за нас молится Святая Церковь. Все сонмы - тысячи и тысячи, миллионы праведников, святых мужей и жен молятся о нас. Во всех храмах православных совершаются молитвы об усопших, частицы о них вынимаются, в чашу со Святой Животворящей Кровью погружаются, ибо Господь нас омыл, очистил честною Своею Кровью. Значит, для того, чтобы иметь вечную жизнь, надо быть единым со Святой Церковью Православной - вот дорога нам к воскресению и вечной жизни.

А как же быть, если кто-то не хочет знать Господа или отступает от Него? Ведь когда Спаситель придет в мир, все восстанут. Да, все восстанут, все воскреснут! Но только суд будет праведный, и каждому человеку придется дать ответ за свои дела. И какой сможет дать человек ответ, если он не соединен с Церковью Христовой? Чем он найдет возможность оправдаться? Какими заслугами? Какими успехами?

Если бы на секунду представить нас, что мы остались один на один со своей совестью, со своей жизнью, со своими поступками, без помощи Духа Святаго, без предстательства и Покрова Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии - никто бы из нас даже рассчитывать не мог на то, что он окажется с правой стороны у Спасителя. А мы не только с радостью веруем, что мы будем жить вместе с Господом, что мы наследуем Его вечное Царство, но и ныне дерзаем молиться и о тех, кто на словах отрекался от Христа, но был крещенным. Благодать крещения не смывается и мы имеем возможность молиться о тех людях, которые, может быть, не знали Бога, но мы просим, чтобы Своею милостью Господь и их простил. Так велика сила молитв христианских, что она даже из самого ада может воздвигнуть человека. Если преподобный Макарий (память – 19 января ст.ст.) нашел череп языческого жреца и жрец ему сказал, - язычник! - что когда вы христиане молитесь, то во аде для нас бывает отрада - язычников, в жизни не знавших Господа. Какова дивная сила молитв православных!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами несем пасхальную радость, согласно церковного устава, всем, от века почившим. Помолимся о них, наших родных и близких, которых уже нет с нами. Их имена вам знакомы, каждый про себя вспоминайте эти имена, когда диакон будет говорить ектению. Каждый из вас ведь знает своих родных и близких, вспоминайте их имена, молитесь о них. Помолимся о тех, о ком некому помолиться, у кого нет родных или близких. Потому что придет время, и окажется, что и за нас некому молиться. Но мы будем уверены, что Церковь всегда молится за нас, всегда в храмах Божиих православные пастыри возносят молитву за усопших. Помолимся за всю полноту Святой Церкви, чтобы всех нас с вами Господь привел в Свое вечное блаженство, даровал нам воскресение и жизнь вечную.

Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

20.04.1999     Радоница. Литургия.

 

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы делимся нашей радостью пасхальной со всеми теми, кого сейчас нет в нашей временной жизни. Они, наверное, даже лучше нас сейчас осознают, сколь лучезарен и велик этот праздник - праздник Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Воистину, многократно повторяемый тропарь Пасхи объясняет нам самую суть, самую сердцевину, смысл воскресения Господа Иисуса Христа.

Вслушаемся внимательно: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ…»  - Что значат эти слова: «смертию смерть поправ»? Слово «попрал» значит - «опрокинул», «уронил». А старообрядцы пользуются более древним переводом этого греческого слова, говоря: «Смерть на смерть наступи». Это такое образное выражение. Кто был в это воскресение и слышал проповедь, я объяснял, как на древних иконах Иисус Христос ногами попирает врата ада. Так вот, Своей смертью Господь совершенно уничтожил власть смерти над людьми. А как же уничтожил власть смерти над людьми, когда люди все равно умирают? Где же это уничтожение?

А вы знаете, наверное, когда бывают змеи дрессированные, у которых жало вырвано, и они послушны любому слову укротителя и никакого вреда никому не могут принести. В ночь Святой Пасхи в «Слове огласительном» Иоанна Златоуста мы слышали, как этот великий святой цитирует апостола Павла и говорит: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15, 55).

Дорогие братья и сестры! Да, мы умираем. Умираем, потому что грешим. Умираем, потому что яд первородного греха действует на нас даже еще до нашего рождения. Во святом крещении мы омываемся от последствий первородного греха, но зараза греха действует на нас, и мы продолжаем грешить, свою волю добровольно отдавая во власть врага рода человеческого. Но «царствует ад в мире», - как в том же «Слове» мы слышим, - «но не вечнует». Что это означает? - А означает, что хотя зло в мире и существует, а настоящей власти над сердцами и жизнями людей оно не имеет. Почему? - А вот этим завершается объясняющий тропарь Пасхи: «И сущим во гробех живот даровав». Т.е. тем, которые находятся в гробах, Он дал жизнь.

Смотрите: Христос Сам умер, и Сам вошел во гроб, и был положен во гроб для того, чтобы когда наступит время, и мы ляжем в гроб, и нас похоронят, мы имели жизнь, жизнь вместе с Иисусом Христом. Какая это жизнь? Что это - призрачная жизнь, только предполагаемая в памяти людей? - Нет! Память людей очень недолговечна. Хорошо еще если дети помнят умерших родителей, внуки уже гораздо меньше, про правнуков уже говорить нечего. А сколько вообще людей и при живых их сыновьях и детях забыты ими? А что говорить о людях, которые бывают знамениты, и перед ними все в трепете сейчас, а умирают, и о них никто вспоминать не хочет? - Нет, жизнь не в памяти людей. Христос дал всем людям жизнь настоящую, такую же, как и Он имеет. Вот Он когда воскрес, Он являлся Своим ученикам. Перед ними специально ел рыбу, мед, беседовал с ними, ходил, разговаривал, они прикасались к Нему - это подлинное воскресение, настоящее воскресение. И все люди, верующие в Господа Иисуса Христа, не погибнут, а будут иметь вечную жизнь. Об этом мы сегодня в Евангелии слышали. Помните, с этих слов Евангелие начиналось: «Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы никто из верующих в Него не погибли, но имели бы жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Дорогие братья и сестры! Сегодня - день Радоницы, день пасхального поминовения усопших. Усопшие сейчас лежат во гробах, они преданы земле. Мы молимся о том, чтобы, когда вновь воскресший Спаситель придет в наш мир, и все восстанут перед Ним, чтобы мы, верующие в Иисуса Христа, имели бы вместе с воскресшим Христом вечную жизнь. А почему нужна такая молитва? - Потому что грех, который, к сожалению, приводит к смерти, может разделять нас от Бога и сейчас, во временной жизни, а может разделить от Бога и в вечной жизни. Если человек жил - не каялся, не верил в Бога, противился Ему, какова будет Его участь? - Никто не знает, один Господь Иисус Христос. Он - судия. Но ведь кто из нас о себе может сказать, что он - безгрешен? И если сейчас наступит наше время из этой временной жизни в вечную переходить, и мы с вами ляжем во гроб - что, мы безгрешными туда ляжем? Что, мы во всем сумели покаяться? Все мы сумели исправить? Во всем мы разве живем праведно?

Конечно, нет! А вот тут и нужна сила молитв православных. Сила молитв, чтобы Господь простил всем нам всякое согрешение вольное и невольное. Мы просим, чтобы Господь нам наши грехи простил, грехи усопших наших, грехи тех людей, которые вольно или невольно грешили. Но мы молимся и о тех даже, кто сознательно грешил, и за них взываем к милосердию Божию, ведь и мы сами иногда сознательно грешим. И молимся за тех, кто и злые дела иногда делал, и чтобы и их Господь простил, потому что, и мы сами так иногда поступаем. Мы молимся за всех - за всех христиан православных, которые отошли ко Господу. Моляся за них, мы несем им радость пасхального воскресения. И эта радость придает нам уверенность в том, что наша молитва не напрасна.

В Киево-Печерском патерике описывается, как монах, по-моему, его Евагрий звали, когда ходил кадить в дни пасхальной седмицы братий усопших, которые лежат там - в пещерах, говорил: «Христос воскресе, братия»! - И слышал от них ответ: «Воистину воскресе»!

Вот, дорогие братья и сестры, откуда идет этот древний обычай пасхального поминовения усопших. Молясь об усопших, поздравляя их с радостью Воскресения Христова, мы и от них получаем уверение о том, что Христос воистину воскрес, а это значит, что и мы с Ним воскреснем, и будем иметь жизнь вечную. Помолимся же об усопших, принесем им эту великую пасхальную радость.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

9.05.2000  Радоница. Литургия.

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь Святая призывает нас поделиться пасхальной радостью о Христе воскресшем не только с живыми, но и с теми, кому Господь даровал жизнь, «живот» даровал, т.е. с усопшими, ушедшими из временной жизни и сейчас находящимися в гробах, но и им Господь даровал жизнь вечную. И сегодня мы делимся этой пасхальной радостью, молимся о усопших, поминаем их.

В этом году совпадение совершилось такое, что день пасхального поминовения, Радоница, совпал с днем поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны. И поэтому наши молитвы, сегодня особые, двойные, сугубые о павших на поле брани; о тех, кто в тылу на трудовом фронте трудился и под тяжестью трудов умер; о тех, кто был в оккупации и от страданий и несчастий умерли; о тех, кто жили в тылу и от тяжести жизни, от болезни, недоедания, голода и холода умерли. – Как много таких погибших! В каждой семье обязательно они есть. И сегодня Святая Церковь и им приносит пасхальную радость, и молится, и верует, что за их лишения, за их страдания, за несчастья, за их великий труд, за их великий подвиг Господь сподобит их Царствия Небесного, дарует им вечную пасхальную радость.

Дорогое братья и сестры! Вознесем пасхальные поминальные молитвы, помянем наших родных и близких, помянем всех погибших в годы Великой Отечественной войны.

Христос воскресе!

24.04.2001 Радоница. Литургия.

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в соответствии с церковным Уставом, мы несем пасхальную радость и благую пасхальную весть всем усопшим, перешедшим из временной жизни к жизни вечной.

Сегодня мы этой пасхальной радостью не просто приветствуем и делимся с усопшими, но мы показываем, какова сила любви христианской и какова сила любви Божией. Недаром в самом тропаре Святой Пасхи говорится о том, что Господь «сущим во гробех живот даровал», т.е. дал жизнь тем, кто умерли.

Господь Спаситель для того и в мир пришел, чтобы нас из тех гробов вывести. В течение нашей времени жизни мы возводим себя в гробы тогда, когда грешим, когда с грехом соединяемся, и этот грех становиться как гроб для нашей души, и сами мы от этого греха освободиться не можем, пока не освободит нас Господь Иисус Христос. И Он освобождает нас Таинством покаяния, освобождает нас Святыми церковными Таинствами, и церковными обрядами, и жизнью Церкви, и благодатным действием Духа Святаго через эти обряды.

Ну а когда человек уходит уже из этой временной жизни, что разве он уже вне Церкви оказывается? – Нет, и здесь Церковь простирает свою материнскую любовь и сюда, в эти обители мрака, там, где нет жизни, все равно доходит свет Божества Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он воскресший, перед тем, как явить Свое Воскресение миру, сошел во ад и «упразднил его державу» - т.е. лишил ад власти над душами человеческими.

Одно только бывает, когда человек добровольно предпочитает ад раю, когда человек добровольно отвергает себя от милосердия Божия, добровольно избирает зло и этому служит, часто, может быть, даже не понимая до конца, что он делает. И так бывает, когда человек во время временной жизни служит этому злу и находится уже при жизни, как духовный мертвец в духовном гробу, так, когда и переходит уже к другой части своей жизни. Заканчивается его земная история, его погребают, а он как служил силам зла, так у них и остается.

Не Господь в этом виноват, человек виноват. Он избрал зло и не избрал жизни с Богом. Но и здесь милосердие Божие бывает беспредельно. И в этом случае мы не теряем надежды. И именно поэтому мы и молимся об усопших, поэтому так взываем ко Господу, чтобы Господь простил им все прегрешения вольные невольные. А сила церковных молитв велика. И благодать церковных молитв велика.

И вот, ныне мы простираемся с пасхальной радостью к Господу с молитвой о том, чтобы Он, изведший из ада души, не дал аду властвовать и над душами христиан православных – наших родных и близких, наших сродников знаемых и незнаемых. Исполняем мы долг молитвы и просим о всех: и о тех, за кого некому помолиться, и за тех, за кого церковные молитвословия не были произнесены – за всех сейчас молимся, всех приветствуем.

Когда в Патерике Киево-Печерском мы читаем, как диакон, спускавшийся в пещеры, совершая каждение, находящимся там погребенным монахам возглашал на Пасху: «Христос воскресе!» - он слышал ответ: «Воистину воскресе!» - Верующий человек и за гробом продолжает славить Господа.

Дорогие братья и сестры! Вознесем же наши пасхальные молитвы о усопших. Да «едиными усты и единым сердцем» и живущие сейчас, и уже ушедшие из этой жизни будем прославлять воскресшего Господа!

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

14.05.2002  Радоница. Литургия.

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, именно сегодня, мы особые совершаем молитвословия о тех, кто закончил свою земную жизнь. Сегодня мы совершаем пасхальное поминовение усопших.

Иногда люди не очень воцерковленные могут спросить: «А почему Святая Церковь против того, чтобы в сам день Святой Пасхи ходили на кладбище?» - На это ответить можно так. Святая Церковь не против того, чтобы люди в любой день посещали близкие им могилы, когда у них есть для этого возможность. Но совершенно непонятно, когда человек вместо того, чтобы идти в храм Божий на молитву и прославлять Христа, воскресшего из мертвых, и молиться воскресшему Спасителю, чтобы Он воскресил и его омертвевшую в грехах душу, идет на кладбище. И сначала там чего-нибудь веником пометет, поскребет, потом усядется на лавочке, достанет из пакетика бутылочку, накрошит яиц для голубей, или червяков, или собакам, которые потом еще прибегут, и начинает таким образом «поминать».

Кому нужно такое «поминовение»?

Нужно ли оно усопшим? – Нет, усопшим оно не нужно. Потому что усопшим нужно, чтобы за них возносилась бескровная жертва, чтобы их имена поминались во время Божественной литургии, чтобы частички, изъятые в честь и память их, погружались в чашу с Пречистой и Животворящей Кровью Христа Спасителя. Этого от нас ждут усопшие.

Кому же нужно такое «поминовение»?

Самим «поминальщикам»? – Нет. Порой они так «напоминаются», что на следующий день им лечиться приходится, и только один вред для здоровья их от такого поминовения.

Может быть, это, действительно, и нужно-то только бродячим собакам да червякам, которые мусор за ними потом будут подъедать.

Но какое-то удивительное и я думаю даже и определенным духом внушаемое людям действие происходит. И люди, вместо того, чтобы быть христианами, становится могилопоклонниками. Такие могилопоклонники были еще и до пришествия в мир Христа.

Это – язычники, которые поклонялись душам умершим. Они называются «анимисты». Вот они кланялись духам умерших. В Египте, например, умирал человек, и если он бедный был, ему в могилу клали рис, ложку, чтобы он этот рис ел, еще какую-нибудь любимую утварь. А если был побогаче, то и кошку его любимую туда положат. А если совсем богатый, то и жену, и рабов зарежут и тоже туда положат.

И вот, получается, что у нас, к сожалению, некоторые под видом якобы христианства, да еще православного христианства, становятся настоящими могилопоклонниками, что не приносит никакой пользы ни усопшим, ни самим этим людям. Получается по слову Спасителя: «Оставьте мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22).

Да не будет с нами такого! Будем сами знать и другим объяснять, что есть подлинное пасхальное поминовение усопших. Пасхальное поминовение усопших – следующее. Всю первую седмицу с особым усилием постоянно поется песнь одна и та же много-много раз повторяется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». – Что еще больше может быть этой молитвы?! Постоянно мы говорим о тех, кто в гробах, но вместе с тем мы говорим о Том, Кто дал им вечную жизнь.

Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы извести людей из гробов их. Не для того, чтобы люди гробам кланялись, а для того, чтобы людей освободить от гробов и дать им воскресение и вечную жизнь. И вот, всю Светлую седмицу только об этом и поет Святая Церковь.

Что же человеку нельзя православному прийти на кладбище? – Можно. После молитвы, когда он помолится в храме Божием, причастится Святых Тайн Христовых, если у него есть время он может прийти, но не для того, чтобы там сидеть, «поминать», еще что-то делать, а поприветствовать пасхальным приветствием «Христос воскресе» и спеть это песнопение, которое известно всем.

А в сегодняшний день, в Радоницу, уже Церковь предписывает не просто пропеть этот пасхальный тропарь, потому что уже время его постоянного пения как бы несколько ослабевает, но уже предписывает помянуть поименно тех усопших, которых мы с вами знаем и помним. А тех, кого не знаем и не помним, а о них, может быть, некому помолиться, и мы и о них ныне молимся. Мы передаем пасхальную весть – весть о Воскресении Господа Иисуса Христа и миру, который называется загробным.

Господь победил власть ада. Ад и гроб уже больше не царствуют над душами человеческими, и человек умирает в надежде воскресения и жизни вечной. А Церковь Святая усердно молится о том, чтобы те грехи, в которых человек не сумел раскаяться, и та жизнь, если она была несоответствующей жизни христианской, не повредила человеку и не испортила ему жизнь вечную. Церковь молится о том, чтобы прощены были людям грехи вольные и невольные и чтобы свет Христова Воскресения для всех воссиял; даже, может быть, для тех, кто при жизни и не очень Бога признавал и не знал о Нем или, что, может быть, еще страшнее, не хотел о Нем знать, но если человек был просвещен светом Святого Крещения, то Святая Церковь имеет власть и силу молиться о нем, чтобы Господь возвел его из ада преисподнего, чтобы Господь и этому человеку дал жизнь вечную. Святая Церковь молится о сознательных христианах, которые согрешали, а потом каялись, а потом, по человечеству, снова согрешали, и потом каялись. – Каждый из нас знает о себе, что, может быть, не во всем можно покаяться, не все удается исправить. Может быть, кого-то смерть настигла нераскаянным, или не примирившимся с кем-то. Святая Церковь и о этих людях молится, чтобы и их Господь сподобил радостного воскресения и жизни вечной.

Передадим нашу пасхальную радость о Господе нашим братьям и сестрам, которые ожидают наших молитв, ушедших из этой временной жизни и ждущих, так же как и мы, второго и славного пришествия Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, воскресения и жизни вечной.

Христос Воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

14.05.2002 Радоница. Литургия.

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, именно сегодня, мы особые совершаем молитвословия о тех, кто закончил свою земную жизнь. Сегодня мы совершаем пасхальное поминовение усопших.

Иногда люди не очень воцерковленные могут спросить: «А почему Святая Церковь против того, чтобы в сам день Святой Пасхи ходили на кладбище?» - На это ответить можно так. Святая Церковь не против того, чтобы люди в любой день посещали близкие им могилы, когда у них есть для этого возможность. Но совершенно непонятно, когда человек вместо того, чтобы идти в храм Божий на молитву и прославлять Христа, воскресшего из мертвых, и молиться воскресшему Спасителю, чтобы Он воскресил и его омертвевшую в грехах душу, идет на кладбище. И сначала там чего-нибудь веником пометет, поскребет, потом усядется на лавочке, достанет из пакетика бутылочку, накрошит яиц для голубей, или червяков, или собакам, которые потом еще прибегут, и начинает таким образом «поминать».

Кому нужно такое «поминовение»?

Нужно ли оно усопшим? – Нет, усопшим оно не нужно. Потому что усопшим нужно, чтобы за них возносилась бескровная жертва, чтобы их имена поминались во время Божественной литургии, чтобы частички, изъятые в честь и память их, погружались в чашу с Пречистой и Животворящей Кровью Христа Спасителя. Этого от нас ждут усопшие.

Кому же нужно такое «поминовение»?

Самим «поминальщикам»? – Нет. Порой они так «напоминаются», что на следующий день им лечиться приходится, и только один вред для здоровья их от такого поминовения.

Может быть, это, действительно, и нужно-то только бродячим собакам да червякам, которые мусор за ними потом будут подъедать.

Но какое-то удивительное и я думаю даже и определенным духом внушаемое людям действие происходит. И люди, вместо того, чтобы быть христианами, становится могилопоклонниками. Такие могилопоклонники были еще и до пришествия в мир Христа.

Это – язычники, которые поклонялись душам умершим. Они называются «анимисты». Вот они кланялись духам умерших. В Египте, например, умирал человек, и если он бедный был, ему в могилу клали рис, ложку, чтобы он этот рис ел, еще какую-нибудь любимую утварь. А если был побогаче, то и кошку его любимую туда положат. А если совсем богатый, то и жену, и рабов зарежут и тоже туда положат.

И вот, получается, что у нас, к сожалению, некоторые под видом якобы христианства, да еще православного христианства, становятся настоящими могилопоклонниками, что не приносит никакой пользы ни усопшим, ни самим этим людям. Получается по слову Спасителя: «Оставьте мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22).

Да не будет с нами такого! Будем сами знать и другим объяснять, что есть подлинное пасхальное поминовение усопших. Пасхальное поминовение усопших – следующее. Всю первую седмицу с особым усилием постоянно поется песнь одна и та же много-много раз повторяется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». – Что еще больше может быть этой молитвы?! Постоянно мы говорим о тех, кто в гробах, но вместе с тем мы говорим о Том, Кто дал им вечную жизнь.

Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы извести людей из гробов их. Не для того, чтобы люди гробам кланялись, а для того, чтобы людей освободить от гробов и дать им воскресение и вечную жизнь. И вот, всю Светлую седмицу только об этом и поет Святая Церковь.

Что же человеку нельзя православному прийти на кладбище? – Можно. После молитвы, когда он помолится в храме Божием, причастится Святых Тайн Христовых, если у него есть время он может прийти, но не для того, чтобы там сидеть, «поминать», еще что-то делать, а поприветствовать пасхальным приветствием «Христос воскресе» и спеть это песнопение, которое известно всем.

А в сегодняшний день, в Радоницу, уже Церковь предписывает не просто пропеть этот пасхальный тропарь, потому что уже время его постоянного пения как бы несколько ослабевает, но уже предписывает помянуть поименно тех усопших, которых мы с вами знаем и помним. А тех, кого не знаем и не помним, а о них, может быть, некому помолиться, и мы и о них ныне молимся. Мы передаем пасхальную весть – весть о Воскресении Господа Иисуса Христа и миру, который называется загробным.

Господь победил власть ада. Ад и гроб уже больше не царствуют над душами человеческими, и человек умирает в надежде воскресения и жизни вечной. А Церковь Святая усердно молится о том, чтобы те грехи, в которых человек не сумел раскаяться, и та жизнь, если она была несоответствующей жизни христианской, не повредила человеку и не испортила ему жизнь вечную. Церковь молится о том, чтобы прощены были людям грехи вольные и невольные и чтобы свет Христова Воскресения для всех воссиял; даже, может быть, для тех, кто при жизни и не очень Бога признавал и не знал о Нем или, что, может быть, еще страшнее, не хотел о Нем знать, но если человек был просвещен светом Святого Крещения, то Святая Церковь имеет власть и силу молиться о нем, чтобы Господь возвел его из ада преисподнего, чтобы Господь и этому человеку дал жизнь вечную. Святая Церковь молится о сознательных христианах, которые согрешали, а потом каялись, а потом, по человечеству, снова согрешали, и потом каялись. – Каждый из нас знает о себе, что, может быть, не во всем можно покаяться, не все удается исправить. Может быть, кого-то смерть настигла нераскаянным, или не примирившимся с кем-то. Святая Церковь и о этих людях молится, чтобы и их Господь сподобил радостного воскресения и жизни вечной.

Передадим нашу пасхальную радость о Господе нашим братьям и сестрам, которые ожидают наших молитв, ушедших из этой временной жизни и ждущих, так же как и мы, второго и славного пришествия Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, воскресения и жизни вечной.

Христос Воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

10.05.2005 Радоница. Литургия.

 

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня по церковному Уставу мы впервые совершаем достодолжное поминовение усопших. Этот день на народном языке называется «Радоница», потому что радость о Господе воскресшем мы сегодня несем тем нашим родным и близким, кто ушел из жизни временной и перешел в жизнь вечную. Сегодня, по церковной традиции, полагается после богослужения бывать и на кладбищах, чтобы поделиться радостью о Господе воскресшем с теми, кто находится, по словам тропаря Пасхи, «во гробах».

Дорогие братья и сестры! Главное значение Воскресения Христова заключается в том, что Спаситель мира всем людям, всем – и тем, кто находится «в гробах», дал вечную жизнь. Если бы не Воскресение Христово, то никакие разговоры о памяти человеческой, о благодарности человеческой, о том, что, мол, люди живут в сердцах наших – не имели бы ни малейшего значения. Почему? – Память человеческая очень слаба! В лучшем случае одно поколение помнит человек. Благодарность человеческая – вообще ничтожна, потому что больше мы славимся неблагодарностью. А вот когда Сам Спаситель мира не просто память дал людям, не просто благодарность какую-то дал ушедшим из этой жизни, но эту жизнь им принес, и жизнь человека не заканчивается временным отрезком его жизни – вот это, действительно, уже великая радость!

Но, можно сказать, - что за радость в вечной жизни? Ведь, как правило, бывает так, что человек, живя уже много лет на земле, начинает тяготиться своими годами, потому что одолевают его и болезни, и дряхлость старости, и он чувствует себя как будто уже и ненужным, он устал уже от прожитых лет, и они даже его не радуют. И так бывает. Что же тогда за радость в вечной жизни? – А в том, дорогие братья и сестры, и сила Воскресения Христова, что оно дает человеку обновление! Пройдя со Христом через Его Воскресение, мы воскреснем, но воскреснем в обновленной плоти! Мы воскреснем, но уже в нашей новой плоти, в нашем новом теле не будет уже той заразы греха, которую мы восприняли от Адама – из рода в род, из поколения в поколение, как сейчас по научному говорят – генетически. Нет, в воскресении мертвых, когда мы последуем вслед за Христом, наши тела будут иные, обновленные, без гнезда греха, без корня греха. А поэтому там не будем места ни болезням, ни скорбям, ни унынию, ни печали, ни пресыщенности жизнью. – Ничего этого не будет. Будет величайшая радость о Господе, величайшая радость о любви Божией, непрестанное пребывание в Духе Святом вместе с Господом Иисусом Христом.

Эту радость сейчас на земле иногда только святые люди переживают, и то недолго. Переживаем и мы грешные, когда иногда лучом благодати касается нас Господь, и мы понимаем, что такое сила молитвы. Когда мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой и понимаем, что значит быть со Христом. Но Христос это Царство Свое принес для всех. Вот, в чем наша надежда! Вот, почему день радости, а не скорби поминовение усопших. Потому что мы веруем, что воскресший Господь изведет из гробов всех.

Но как же быть с тем, что грех разделяет нас от Бога? Как быть с тем, что Христос насильно никого не хочет спасать? А если человек отворачивается от любви Божией, не хочет веровать в Него, не кается в своих грехах, не соединяется с Церковью Христовой?

И здесь Церковь дает обильную благодать и обильное поле для нашей с вами любви. Нас Церковь призывает к молитве, и дана такая благодать Церкви, что молитвы Церкви и из ада преисподнего могут возвести душу человека. Почему? – Да потому, что воскресший Иисус Христос сошел во ад, сломал все запоры адские, открыл дорогу к тому, чтобы каждый человек вышел из ада и не пребывал в отступлении от Бога.

И мы молимся усердно за всех. – И за своих родных и близких, и не только за них. Мы молимся за тех, о ком некому помолиться; мы молимся и за тех, кто жизнь свою провел в неверии; молимся за тех, кто не успел раскаяться в своих грехах. Мы просим, чтобы свет Христовой любви на всех снизошел, чтобы для всех открылись гробы. И в этом-то наша радость и сила нашей веры! Это – подлинное спасение человека. Не в благодарной памяти потомков, не в каком-то абстрактном поминовении, устроении тризны на кладбище, когда соберутся, не знают что сказать, водки выпьют и довольные – вроде как помянули. Нет, это не поминовение и не дает оно ничего ни усопшему, ни его близким. Главное поминовение – в молитве церковной. И счастлив тот, кто умеет молиться! Счастливы те, за кого молятся!

Но давайте поделимся своим счастьем со всеми и в сегодняшний день Радоницы будем за всех усопших молиться. И за тех, кто не умеет за них молиться, - о всех совершим церковную молитву. И ныне по Уставу церковному во всех храмах православных сия молитва совершается. И мы веруем, что наступит время, когда наша земная жизнь закончится, и мы окажемся во гробах, то за нас продолжится церковная молитва, и мы будем радоваться о воскресшем Господе. Ибо когда человек соединен с Христом воскресшим, смерть его не поглощает, грех ему не страшен, ад Господом Иисусом Христом побежден, и человек предназначен для воскресения и жизни вечной. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

2.05.2006 Радоница. Поминовение усопших. Литургия.

 

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний день впервые по уставу церковному благословляется гласная молитва за усопших. В предыдущие дни мы пребывали в постоянной пасхальной радости о Христе Воскресшем, воспевая тропарь, в котором говорится о том, что Спаситель мира, воскреснув из мертвых, дал жизнь тем, которые находятся в гробах. Жизнь принес Господь Иисус Христос. Без Бога – это не жизнь, без Бога – это смерть. Даже если человек в земной своей жизни живет совсем без Бога – это практически ходячий мертвец, потому что в его сердце нет искры Божией. Однако для того Господь и пришел в мир, чтобы дать жизнь всем: и нам, которые сейчас живут, проходят свой путь земной жизни, нам Господь дает жизнь, оживляя наши души, умирающие от грехов, и дает Господь жизнь и тем, кто уже закончил свой земной путь. Сегодня мы несем нашу пасхальную радость тем нашим родным и близким, кто уже завершил путь своей земной жизни. Мы приветствуем их пасхальным приветствием, говоря о Воскресении Господа Иисуса Христа. Господь сошел во ад, попрал силу вражию, уничтожил власть ада над людьми и над их жизнями.

Однако почему же мы вновь и вновь обращаемся с молитвой ко Господу, чтобы Господь извел души людей из ада преисподнего? Потому что люди сами себе вновь и вновь сотворяют, созидают ад в своей душе, начинают строить этот ад еще во время своей земной жизни и несут его с собой в вечность, и там мучаются от тех грехов и от того зла, которые они совершили в этой жизни. Нет человека, который бы прожил и не согрешил, нет людей безгрешных. Значит, каждый из нас, так или иначе, своей собственной душе доставляет мучения. Но для того и пришел Спаситель мира, чтобы нас избавить от этих нами же созданных мучений. Во время нашей земной жизни предлагается нам Таинство покаяния, Таинство Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа – Спасителя и Бога нашего, и душа наша очищается и радуется. Но Господь несет радость и тем, которые не могут уже сами покаяться, не могут сами исправиться, не могут сделать каких-либо добрых дел – закончилась их земная жизнь. Но они страдают. И чтобы они не страдали, Господь создал на земле Свою Церковь, которая непрестанно совершает молитвы, которая через искупительную жертву Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых души человеческие очищает от греха.

И вот мы сегодня, радуясь о Христе Воскресшем, радуемся о том, что Христос Своим Воскресением поразил диавола и открыл для всех людей дорогу к вечной жизни. Радуемся, что Воскресший Спаситель изводит из ада преисподнего души людские, приветствуем всех усопших пасхальным приветствием, поминаем их, называем дорогие нашему сердцу имена, но молимся также и о тех, о ком некому помолиться, кто ушли из этой жизни без должного покаяния, кто жили, не зная, может быть, Церкви, вернее, по именам, будучи крещеными, жизнью своею жили без Бога и заповедей Его. О всех ныне мы молимся, чтобы на всех воссиял свет Христова Воскресения, чтобы все души людские возрадовались, чтобы не было мучения, но была радость о Воскресшем Господе.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

(06.05.2008. Радоница. Поминовение усопших. Божественная литургия.)

В сегодняшний день впервые по церковному уставу благословляется поминать усопших. Дело в том, что предыдущие дни: дни Страстной седмицы и дни Пасхальной седмицы – полностью были посвящены воспоминаниям и духовным сопереживаниям страданиям, смерти и воскресению Господа нашего Иисуса Христа, и перед этими великими и святейшими днями, как перед ярким солнцем, все остальное меркло в сердцах наших. Мы даже о своих грехах так не молились, да и о себе самих так не молились, как сопереживали Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу и радовались о том, что Спаситель мира Своею смертью и Своим воскресением победил закон смерти. Закон смерти заключается в том, что человек, отпавший от Бога, умирает. Умирает не только телесно, но умирает и душой своею, ибо без Бога нет жизни. А поскольку человек создан по образу и подобию Божию, то и душа человеческая бессмертна, и если душа бессмертная отделена была бы от Бога, то это было бы страшное мучение для этой души человеческой. Страшное – и вечное – мучение. А в том радость воскресения Христова, что Спаситель мира избавил нас от этого вечного мучения, и, несмотря на то, что еще телесно смерть продолжает действовать в мире, духовно она уже не имеет власти над верующими в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

И в этом радость нашей веры. Если человек живет с верою в Господа Иисуса Христа, если человек стремится быть всегда с Ним, то он пребудет с Ним и тогда, когда закончится его отрезок земной жизни, и его душа не будет мучиться, а его душа будет радоваться о Господе. Поэтому еще второе есть название у сегодняшнего дня, – в церковном уставе нет такого названия, но оно народное, – называется «Радоница». То есть души человеческие радуются о том, что они освобождены от власти над ними смерти и греха.

Но, к сожалению, если бы мы все всегда хранили бы веру в Господа и жили бы по нашей вере, если бы мы никогда не отступали от Бога и не согрешали! Увы, это с нами происходит. И тогда на душе человеческой появляются грехи, которые разделяют его от Бога. Но Господь создал на земле Церковь Свою, которой дал силы и власть молиться, и силы этих молитв таковы, что даже если человек во время своей земной жизни не успел исправиться, не успел покаяться, не успел очиститься, не сумел подлинно соединиться с Господом Иисусом Христом, то молитвами Церкви этим душам так же дается радость единения с Господом и светлого Христова воскресения. Воскресший Спаситель мира не только дает радость душам умерших – Он воскрес для того, чтобы и нас с вами извести из гробов. То есть наступит время, когда Он снова придет в этот мир, и тогда мы все с вами воскреснем, так же, как воскрес Христос. И мы, верующие в Господа Иисуса Христа, живущие с Ним, а также и те, о ком Церковь Христова молилась, восстанут и будут жить с Господом в новом мире, где уже не будет места ни болезни, ни печалям, ни скорбям, ни воздыханиям, как говорится это в церковных песнопениях.

И вот эту же радость о воскресшем Господе мы сегодня разделяем с нашими усопшими родными и близкими, которых мы знаем. Они с нами, ибо в Церкви все едины. И так же, как мы друг друга поздравляем с Христовым воскресением, говоря: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – так же сегодня мы несем радость тем людям, которые с нами разлучены могилой, но все равно едины с нами в Господе Иисусе Христе. Но не только своим родным и близким, тем, кого мы помним, мы несем эту радость, а Церковь Христова призывает обо всех помолиться, и о тех, о ком некому помолиться, и о тех, кто безвестно погиб, о тех, кто, может быть, не имел должного христианского погребения, – о всех от века усопших отцах, братьях и сестрах наших сегодня призывает нас Святая Церковь помолиться и принести им пасхальную радость.

Именно вот этот обычай и правильный, и праведный, благословленный Церковью, ибо Церковь не знает появившегося в последние десятилетия странного обычая, когда в первый день Пасхи, вместо того чтобы идти в храм Божий, люди идут на кладбище. Это возникло тогда, когда храмы были закрыты, душа человеческая тянулась к чему-то такому святому, – куда пойти не знали, в церковь ходить запрещали, да и храмов было мало, ну вот, шли на кладбище, посидят там, выпьют, закусят, яичко накрошат, и довольные, «веселыми ногами» с кладбища уходят. Но это, конечно, обычай не православный и не христианский. А ныне мы с вами совершаем подлинную, заповеданную церковным уставом, молитву о усопших. Совершим же ее, поделимся нашей духовной радостью о воскресшем Господе со всеми от века почившими православными христианами.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

(28.04.2009 Радоница. Поминовение усопших. Литургия.)

Ныне по Церковному уставу впервые разрешается и полагается совершать поминовение усопших, и поэтому это первое поминовение усопших мы совершаем, передавая нашу пасхальную радость нашим родным и близким, которые уже закончили свой земной путь. Но мы веруем и знаем, что свет воскресшего Господа Иисуса Христа осиявает их души, что они просвещаются этой радостью. Ведь для того Христос умер и для того и воскрес, чтобы нас с вами воскресить и извести из гробов. Посмотрите, самый главный самого главного праздника тропарь о чем говорит? Что воскресший Христос победил смерть, «попрал», уничтожил ее, и всем тем, кто находится в гробах, дал жизнь. Значит, смерть побеждена Господом Иисусом Христом. Это временное явление нашей земной жизни, не более того, один из небольших этапов нашей с вами вечной жизни, которую дал нам Господь Иисус Христос. Принесем же эту духовную радость всем тем, кто уже закончил земную жизнь, помянем их, помолимся о них воскресшему Христу Спасителю. Да всех нас с вами выведет Господь от смерти и тления к жизни вечной.

Христос воскресе!

(3.05.2011 Божественная литургия. Радоница.)

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня впервые, в соответствии с Уставом церковным, благословляется поминовение усопших. До этого наши молитвы и все наши духовные созерцания направлялись на поклонение сначала Страстям Господа нашего Иисуса Христа, а потом – Его тридневному Светлому Воскресению. И поэтому по Уставу церковному гласного поминовения заупокойного за богослужениями не совершалось. Сегодня мы совершаем это заупокойное поминовение. И этому дню имеется народное название – «Радоница», которое передает состояние душ усопших, радующихся о Воскресшем Спасителе и Господе Иисусе Христе. Ведь Господь Своим Воскресением разрушил власть смерти. Это нам с вами понять невозможно. Это понимают те, которых мы похоронили. Это они «сущие во гробах», о которых все время поется в тропаре Воскресению Христову: «и сущим во гробех живот даровав». Вот они прекрасно понимают, что значит, что разрушена власть смерти. Иисус Христос, когда умер, душою Своею сошел во ад, с тем чтобы полностью уничтожить власть адову над душами людей, чтобы не мог ад поглотить душу человека, который не желает находиться во аде, но желает жить с Господом Иисусом Христом. Ведь для того, как мы слышали сегодня в Евангелии, и пришел в мир Иисус Христос, для этого и отдал Бог Сына Своего Единородного, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но все бы имели вечную жизнь (см. Ин. 3, 16).

Итак, Христос Сам умер для того, чтобы быть вместе с теми, кто тоже временно находится в состоянии смерти. Эта смерть не подлинная, не вечная, она завершится. Для Бога вообще времени не существует. Человек живет во времени. Но наступит такое время, когда Спаситель мира восставит всех: и живущих, и тех, которые мертвые, – для того чтобы дать верующим в Него вечную жизнь.

Сегодня мы поминаем ушедших от нас родных и близких, которые разделены от нас могилой. Но эта могила нас не пугает. И мы не отчаиваемся, потому что Христос Своею смертию смерть попрал, то есть уничтожил. И мы знаем, что раз Христос, Который Сам лежал во гробе, потом воскрес, то и те, которые веруют в Него, тоже воскреснут и будут жить с Ним в Его Царстве.

Встает, конечно, всегда духовная проблема: а как быть, а вдруг человек не веровал? Был крещенным, а не веровал? Или веровал, но грешил и не каялся? А с другой стороны, каждый из нас, хоть и кается, а на сколько глубоко это наше покаяние: сегодня я покаялся, а завтра тем же грехом грешу. А вот смерть приходит, а я в грехах не раскаялся – как быть дальше?

Вот для этого Церковь и дает нам молитвы об усопших: мы своими молитвами воздаем то, что они не успели воздать. Мы за них творим добрые дела и милостыни, совершаем дела милосердия, потому что они уже не могут их совершить, совершаем приношения за Божественную литургию, поминовение, потому что они уже не могут этого совершить. Но как велика сила молитв Церкви! Она изводит души даже из ада преисподнего, потому что через молитвы Церкви Сам Господь доходит до души, находящейся «в темных и преисподних». Потому что у Христа власть есть и над живыми и над мертвыми, а у ада уже нет никакой власти. Поэтому сила молитвы так велика.

А мы ныне свою радость о Воскресшем Спасителе и Господе Иисусе Христе передаем нашим родным и близким усопшим. Мы молимся не только за своих, которых помним, любим и знаем, но молимся за всех православных христиан, ибо столько людей, за которых некому помолиться! А сколько ушедших, которых тысячи и тысячи поколений, которых имена напрочь забыты. История нам сохраняет одно, два, пять, десять имен из далекого прошлого, а ведь жили тысячи и миллионы людей, а это же живые души. Они тоже нуждаются в молитвах церковных. Вот в этом-то и сила Церкви, что она объединяет всех: и ныне живущих, и ранее живших, и тех, которые будут жить, – всех объединяет она любовию Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Совершим же, дорогие братья и сестры, сие пасхальное поминовение усопших. Передадим им нашу радость о Воскресшем Господе, а они пусть передадут нам свою радость о Господе Воскресшем, ибо они уже лицезреют свет Его, который нам пока еще не виден. Помолимся о душах всех людей, которые нуждаются, может быть, еще в очищении, которые еще недостаточно просвещены светом Христовым, чтобы Господь простил всем прегрешения вольные и невольные. Будем совершать сие молитвословие с верою, что, когда наступит время, и нас погребут, и о нас будет молиться Церковь Христова, и это нас ободряет и радует.

Воскресший Господь всех нас призвал к истинной радости, которая познается только лишь через молитву и чистоту сердца. Будем же радоваться о Господе!

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

(24.04.2012 Радоница.)

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь по Церковному Уставу впервые совершает гласное поминовение усопших. Этот день в народе называется Радоницей, потому что мы приносим пасхальную радость тем нашим братьям и сестрам, для которых земная жизнь уже завершилась. Почему мы приносим им эту пасхальную радость? Что, они, перейдя через черту земной жизни, не знают, что действительно Спаситель мира воскрес и победил смерть? Они знают. И, может быть, гораздо лучше нас знают. Но они сталкиваются и со страшной реальностью содержания своей собственной души. Вот они-то знают, что за грехи придется отвечать, знают гораздо лучше нас. Мы знаем это понаслышке: потому что услышали это в церкви или прочитали в книге. А они знают это на своем опыте, потому что их уже начинают терзать те самые грехи, в которых они не раскаялись, те самые пороки, от которых они не отказались. Это уже сейчас их начинает терзать, и поэтому они прекрасно знают новую реальность, и знают, что надо было жить по-другому – вот что они знают. Надо было жить эту краткую земную жизнь, радуясь непрестанно о Господе, живя с Богом, живя с Его заповедями, живя в молитве, живя в Таинствах Церковных. Вот тогда, когда будет закончена земная жизнь, не будет ни скорби и ни печали, а будет только радость о Господе. Вот они это знают.

Так почему же мы – все-таки мы – несем им радость о воскресшем Господе? Да потому, что им сейчас могут помочь только наши с вами молитвы. Только молитвы Церкви могут изменить их состояние души. Только молитвы Церкви могут открыть для них ту радость, которая закрывается для них их собственными грехами.

И поэтому мы ныне несем в молитвах Святой Церкви радость усопшим о воскресшем Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе. И они радуются о том, что мы их не забываем, они радуются о том, что мы за них молимся, они радуются о том, что мы за них совершаем дела милосердия, что мы постоянно поминаем их. Они радуются, когда мы стараемся за них делать какие-то добрые поступки, в их славу. Они радуются, когда видят, что мы не повторяем их ошибок и избегаем грехов.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нам усердно помолиться о всех прежде почивших православных, попросить у Господа Бога, чтобы Господь избавил их от тех мучений, которые они сами на себя собрали своими грехами, чтобы Господь солнцем Своей благодати, сиянием Своей любви простил им вся их прегрешения, вольная и невольная, чтобы Он милосердием Своим даровал им вечную радость вечной и святой жизни с Ним, со Спасителем, с Господом нашим Иисусом Христом.

Воистину именно сегодня тот день, когда и следует идти на кладбище, сегодня тот день, с которого начинается усиленное и повседневное поминовение усопших, согласно Уставу Святой Церкви. Доставим же радость нашим родным и близким, которые уже завершили жизненный путь.

Доставим радость и тем, за кого некому помолиться, и о них помолимся, чтобы благодать Божия на всех воссияла. Доставим радость и тем, кто по неверию своему в своей жизни не хотел знать Христа, и о них будем молиться, чтобы им Господь простил их согрешения, всем: и кто в озлоблении был, и в отступлении, – будем просить у Господа, Спасителя нашего. Ведь как мы слышали сегодня с вами в Евангелии? «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы никто из верующих в Него не погиб». Слышите, что говорит Святое Писание? «Чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (см. Ин. 3, 16).

Ну а в чем заключается суд? Сегодня мы в Евангелии слышим: «Суд заключается в том, что свет пришел в мир, – то есть Кто свет? Иисус Христос. – Но люди возлюбили больше тьму, нежели свет, и не пошли к свету» (см. Ин. 3, 19–20). Ведь это правда. Не только так было когда-то, при жизни Господа Иисуса Христа, а это и сейчас так происходит. Да не будет с нами этого! Помолимся, чтобы мы возлюбили свет всем сердцем своим.

Помолимся и о тех, кто завершил жизнь, дабы свет Христов сиял им и за гробом. Совершим пасхальное поминовение всех от века почивших православных.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

1

1

1

(29.04.2014 Радоница. Литургия.)

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня по Церковному Уставу мы с вами впервые в пасхальный период совершаем особое поминовение усопших. Возносим свою радостную молитву – отсюда и название «Радоница» – радостную молитву об усопших. Как же так? Усопшие – то есть они ушли от нас, умерли, по-человечески говоря, а мы радостную молитву о них возносим? Потому, дорогие братья и сестры, и мы радуемся, и они вместе с нами радуются, что Иисус Христос воскрес для того, чтобы воскресли все люди, верующие в Него. И Иисус Христос для того истинно воскрес с Телом Своим, чтобы и мы воскресли не призрачно как-то, не мыслительно, не то что где-то там далеко какие-то там души наши будут жить, ничего подобного! Мы с телом своим воскреснем. Только это будет совсем другое тело. Это наше тело сгниет в земле, от него ничего не останется. Господь дает нам новое тело, воскрешает нас – нас, как личности, как людей, имеющих душу и имеющих тело. Только тогда это тело уже не будет подвержено ни болезням, ни страданиям, ни греху, ни разрушению. Это будет что-то совершенно необыкновенное, новое, нашему уму непостижимое, но очень радостное. Потому что мы будем пребывать в любви и единении с Богом. И такой радости на земле даже придумать невозможно.

Но для этого что необходимо, чтобы нам воскреснуть с Господом нашим Иисусом Христом? Нам необходимо жить вместе с Ним. Тогда мы и воскреснем вместе с Ним. Но беда вся заключается вот в чем. Если бы мы всегда жили вместе с Богом! А если бы наши родные и близкие, которые уже ушли, жили бы вместе с Богом?

Беда-то заключается в том, что мы часто сами не хотим жить с Богом, не думаем об этом. И тогда в нашу жизнь приходят грехи. И этот грех отделяет нас от Бога. Мы сами выстраиваем стену между собой и Богом. И уже поэтому и радости мы не видим в том, что мы воскреснем, потому что нет веры. А раз нет веры, то и нет надежды. А раз нет надежды, то все бессмысленно.

И вот Святая Церковь ныне вновь нас радует еще и следующим известием: что ей, Церкви, дана особая власть – молиться за тех, кто уже ушел из этой жизни. И эта особая власть такова, что даже если человек сам при жизни не успел покаяться, не успел исправиться, не успел начать жить вместе с Господом Иисусом Христом, власть Церкви дана такова молиться, чтобы милостивый Господь милосердием Своим простил все согрешения этого человека, вольные и невольные, и Своей благостью даровал и ему радость воскресения и вечной жизни.

Суд, который будет, определит наши воскресшие тела: кого к вечной радости, а кого к вечному страданию; потому что восстанут-то все, и праведники и грешники, только для одних это будет воскресение радости и счастья, а для других это – воскресение ужаса и мрака, потому что они поймут, что вся их жизнь была бессмысленной, и они не туда шли и не туда в конечном итоге пришли. Так вот Церкви в этот период, пока еще не совершилось Второе и Страшное Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, дана уникальная возможность молиться за усопших, чтобы Господь простил им их грехи, чтобы Господь соединил их со Святой Своей Церковью, чтобы Он даровал им радостное воскресение.

Дорогие братья и сестры! Именно с сегодняшнего дня начиная, по Церковному Уставу, можно и на кладбище ходить и совершать молитву, именно с сегодняшнего дня совершается гласная молитва за усопших. Совершим же сию радостную пасхальную панихиду обо всех прежде почивших отцех, братиях и сестрах наших. Родных и близких своих вы знаете сами, кого в записках написали – духовенство прочтет, но сколько еще есть народу, за кого некому помолиться, и имена их уже забыты, их не знают. И Церковь поэтому призывает за всех помолиться православных христиан, чтобы Господь всех вывел из ада преисподнего, всем дал радость вечной жизни и светлого воскресения.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос!

Аминь.

(21.04.2015. Божественная литургия. Радоница.)

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пасха – cамый великий праздник православный, в котором весь смысл нашей с вами веры, ради чего мы христиане, ради чего мы верующие. Все это изложено в этом прекрасном тропаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». То есть смерть Господа Иисуса Христа уничтожила саму сущность человеческой смерти. Почему? И дальше мы слышим объяснение: «и сущим во гробех (то есть тем, кто в гробах находится, мертвым) живот (то есть жизнь) даровав». Иисус Христос Своим воскресением всем нам даровал жизнь. Смерти нет!

Но как же ее нет, когда мы хороним близких, увозим их на кладбище, прощаемся с ними?

Эта смерть, которая существует, – она временно для человека существует. Потому что период нашей жизни и вообще человечества скоро закончится. Когда – мы не знаем, но он закончится. И тогда все те, кто были, кто умер, все восстанут – все восстанут для того, чтобы дать ответ за свою жизнь. И те люди, которые веровали в Господа Иисуса Христа и были соединены с Церковью Святой, получат вечную жизнь.

В этом радость нашей веры – Христос победил смерть! И эта радость в сегодняшний день передается от нас всему миру: и миру живых, и миру усопших. Сегодня по Уставу Церковному мы совершаем особую усердную молитву за тех наших родных и близких, которые покинули временную жизнь и ожидают жизни вечной. Сегодня мы поминаем своих близких усопших, молимся, чтобы Господь простил им прегрешения вольные и невольные. Потому что нет такого человека, который бы прожил и не согрешил, – к сожалению, все мы люди грешные. Но все мы, когда молимся друг за друга, тогда мы на себя призываем милосердие Господа Иисуса Христа, Который пришел в мир не судить нас, этот мир, а спасти нас (см. Ин. 12, 47), и дает нам с вами спасение.

И вот ныне, прославляя Христа воскресшего, помянем тех родных и близких, которых мы знаем, помянем и тех, за кого, может быть, некому помолиться, у кого нет верующих, которые могли бы в храм Божий пойти помолиться. Помянем ведомых и не ведомых православных, помянем – чтобы Господь радость им даровал Своим воскресением в вечной жизни.

Дорогие братья и сестры, совершим сейчас сию поминальную молитву – да восставит Господь души всех верных к жизни вечной!

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.