Равноапостольная княгиня Ольга

24.07.1999 Святой равноапостольной княгини Ольги. Литургия. /Щербинка/

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый из нас в своей жизни стремится следовать за Христом, потому что мы являемся христианами, значит, в нашей жизни, в наших поступках, в наших делах должен присутствовать Сам Господь. И вот, сегодня мы с вами слышали Евангелие, которое показывает нам, как Сам Господь относится к нам, грешным.

Обычно в своей жизни мы очень строго подходим к оценке других людей, замечаем их недостатки, замечаем их проступки и говорим, что неправильно они поступают, неверно, греховно. А если и не говорим, то по крайней мере об этом думаем. А в своей жизни мы очень часто не имеем никаких проявлений любви христианской. Ведь в чем проявляется христианская любовь? – Не в том, чтобы доказать, что ты прав, не в том, чтобы доказать, что ты лучше других. Она проявляется в том, что жизнь другого человека становится как бы твоей жизнью, и переживания и страдания другого человека должны стать твоими переживаниями и страданиями. Это и есть сострадание к другому человеку. Есть еще такое понятие, как милосердие, когда человек, общаясь с другими людьми, ко всем относится с милостью, т.е. не требует, чтобы они ему послужили, и они для него что-нибудь сделали, и не от них что-нибудь требует, но для них сам делает. Это и есть милосердие.

И вот, сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, рассказывающее о том, как милосерден Сам Христос. Один фарисей – праведный человек святой жизни – позвал к себе в гости Иисуса Христа. Христос пришел к этому человеку и сидел вместе с ним за столом. И вот, когда Он сидел, подошла одна женщина, которая была грешница, и все про нее знали, что она – грешница, и она, взяв драгоценное масло, плача о своих грехах, начала поливать этим маслом ноги Иисуса Христа, слезы ее капали на Его ноги, и, низко склонившись над ногами Христовыми, она своими волосами вытирала Ему ноги, тем самым показывая и свое раскаяние в грехах, и свою любовь.

Фарисей, который видел и наблюдал, про себя подумал: "Если бы Христос был пророк, Он бы знал, какая нехорошая, скверная и грешная женщина прикасается к Нему". – И вот, когда он так подумал, Иисус Христос говорит ему: "Симон, Я хочу одну вещь у тебя спросить: Как ты думаешь, вот два человека: один должен был своему заимодавцу, - т.е. богатому человеку, - пятьсот динариев, а другой – пятьдесят. И тому, и другому были прощены долги. Как ты думаешь, кто из них больше возлюбит того, кто простил ему долги? Фарисей отвечает: я думаю тот, кому больше простилось. А тогда, - говорит  Господь, - как же ты осуждаешь Меня? Я пришел к тебе в дом, а ты даже не дал воды, чтобы помыть Мне ноги, а эта женщина своими слезами омывает Мои ноги. Я пришел к тебе, и ты даже целования, приветствия, не дал Мне, а она беспрестанно целует Мои ноги. Ты даже не дал масла, чтобы помазать мне голову, а она миром омывает Мне ноги. поэтому говорю тебе: прощаются ей ее грехи многие, потому что она возлюбила много".

Вот, дорогие братья и сестры, это объяснение нам с вами каким образом, во-первых, мы должны относиться к людям, в-вторых, это – открытие для нас, как нам с вами получить у Бога прощение наших грехов. Потому что, рассматривая свою жизнь, видим огромное количество наших грехов, наших долгов перед Богом, и исправить эти долги, получить прощение этих грехов можно только одним – любовью, любовью к Богу. Но чем проявить эту любовь к Богу? Где мы сейчас найдем Христа, чтобы прийти к Нему, сесть у Его ног, чтобы плакать у Его ног о своих грехах, чтобы омывать Его ноги своими слезами, и целовать их, и драгоценным миром умащать их... Где мы сейчас найдем Христа? Где Он?

Сам Господь Иисус Христос дает нам на это ответ в картине страшного суда, которую Он нарисовал, описывая, как придя в последнее время для того, чтобы каждый человек дал ответ о свое жизни, Христос спросит у каждого из нас, что мы сделали для больных или голодных, для отверженных или несчастных, кого мы напоили, кого мы накормили, кого мы одели, кого мы посетили. – Иными словами, все наши дела по отношению друг ко другу это, фактически, отношение наше ко Христу, потому что каждый человек носит в себе образ Божий. Значит, если кого-нибудь унижаем или обижаем, мы обижаем Христа. Если мы кого-нибудь обманываем, или гоним, или делаем кому-то неприятное, это мы делаем Самому Христу. Если мы черствые и не замечаем, как ждут от нас помощи, а мы не оказываем ее, значит, мы таковы по отношению к Самому Христу. И наоборот, если мы друг ко другу милосердны и сострадательны, прощаем друг другу обиды и недостатки, помогаем друг другу, стремимся быть друг ко другу открытыми сердцем, делаем добрые дела друг ко другу, не думая о своей выгоде и о себе, то тем самым мы это делаем для Христа. – Вот в этом мы и можем проявить свою любовь ко Господу. Она проявляется через нашу любовь к ближнему.

Но как получить силы, чтобы мы имели возможность делать эти добрые дела? – Для этого существует молитва. Для этого существует Церковь. Для этого существуют таинства церковные. И, придя в храм Божий, мы благодатью Духа Святаго получаем возможность и верить, и надеяться, и любить. То, что мы сами в себе не можем найти – не можем найти любви, не можем найти в своем сердце сострадания и добрых дел – все это мы можем получить через благодать Духа Святаго, которая действует в храмах Божиих, а особенно во время Божественной литургии, особенно в таинстве исповеди, особенно в причащении Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, где мы не просто к ногам Иисуса Христа прикасаемся, не просто слезами омываем свои грехи – нет! Сам Господь соединяется с нами, освящает нас, очищает нас и делает нас способными веровать, надеяться и любить.

И вот когда Иисус Христос, вы слышали сегодня в Евангелии, объяснил Симону фарисею значение любви и милосердия, Он говорит ей: "Прощаются ей грехи многие, потому что она возлюбила много. Иди, вера твоя спасла тебя".

Дорогие братья и сестры! Испросим и мы благословение у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам в нашей жизни не видеть чужих грехов и не осуждать никого за грехи, но молиться, и каяться, и плакать о своих грехах, и добрыми делами и делами любви и милосердия быть вместе со Христом. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

23.07.2005 Неделя 5-я по Пятидесятнице. Равноапостольной княгини Ольги. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра, в воскресный день, Святая Церковь Православная чтит память равноапостольной святой великой княгини российской Ольги. Из жития этой святой мы для себя можем черпать глубокую надежду на то, что наши молитвы, касающиеся наших родных и близких, не остаются напрасными.

Бог, сотворивший мир, устроил так, чтобы человек научался любви и заботе друг о друге через семью. И, благословляя семью и устрояя ее, Господь связывает членов семьи родственными узами, о которых даже неверующие люди говорят, что это «зов крови», и даже люди, не знающие и не хотящие знать Бога, и то стремятся признавать святость семейных связей и отношений. Особенно отношение отцов и матерей к детям. Конечно, враг рода человеческого, воюя против того, чтобы человек достигал того благословенного и спасительного идеала, который дал и заповедал ему Господь, воюя против того, чтобы человек открывал в себе образ и подобие Божие и жил радостно и счастливо с Богом, стремится разрушить и разрушает даже самое святое и естественно принадлежащее человеку, то есть семью и родственные узы. И мы это видим. Но память и пример святой равноапостольной княгини российской Ольги очень вдохновляет нас, верующих людей, на молитву о своих родных и близких. Потому что именно благодаря молитвам святой Ольги ее внук князь Владимир принял Крещение не только для самого себя лично, но он крестил всю землю Русскую. И благодаря этому свет веры православной воссиял над нашей землей.

В песнопениях сегодня мы называли святую княгиню российскую Ольгу «зарею». Действительно, так, когда солнца еще не видно, а уже свет на небе появляется, через это мы узнаем, что скоро будет день. Так и княгиня Ольга, сама крестившаяся, но еще не имевшая достаточных сил к тому, чтобы для всех людей, подвластных ей, открыть спасительную веру, своими молитвами привела князя Владимира к столь важному решению. Причем не так ведь все было просто. Если мы вспомним житие князя Владимира до его крещения, его поведение было не только далеко от христианского представления о жизни человека, но просто жестоко безнравственно. А его бабка, княгиня Ольга, как вы думаете, разве, видя таковое, не переживала за то, что происходит? Но почему ее пример особенно для нас вдохновителен? Ведь бывает так: молится бабушка о своем внуке, а он все равно себя плохо ведет. Она молится о нем, а он не хочет знать ни Бога, ни заповедей Божиих, да просто и человеческого образа порой знать не хочет. И как не больно душе верующего человека? Конечно, больно! И порой человек в уныние уже приходит и говорит: «Как же так? Ну как мне еще молиться? Что мне еще сделать?» Силы как бы теряются для молитвы, и человек начинает впадать в отчаяние. Пример княгини российской Ольги – пример для всех верующих бабушек, для всех верующих членов семьи, чтобы не ослабевать в молитве. Ведь князь Владимир, который сначала был жесток и безнравственен, когда принял крещение, настолько изменился, что и сам явил себя образцом и примером благочестивейшей христианской жизни, и подвластный ему народ привел к такому же благочестию, и открыл свет евангельской веры. Вот что сделала сила молитв его бабушки княгини Ольги.

Дорогие братья и сестры! Прославляя сию великую русскую святую, обратимся к ней, чтобы она помогла всем нам, чтобы мы умели, хотели и стремились молиться, особенно за наших родных и близких, тех, которые не находятся еще на праведном пути, тех, кто еще, может быть, не соблюдает спасительных предписаний Святой Церкви, тех, кто заблуждается и отступает. Не будем унывать, и ослабевать в молитве о них. Но, понимая, что наши молитвы тоже бывают слабыми, будем просить и святых наших помощников, чтобы они молились за них, и будем просить святую княгиню российскую Ольгу, чтобы и она молилась о всех отступающих и заблуждающихся, чтобы нашими совместными молитвами каждому человеку была представлена возможность пойти спасительным путем святой веры православной, которая единственная дает человеку счастье, ибо это счастье не временное, но вечное, – ибо это счастье жизни с Богом, жизни в вере, надежде и любви, коей, да сподобит Господь всех нас и наших родных и близких молитвами святыя равноапостольныя княгини российския Ольги.

Аминь.