Равноапостольный князь Владимир.

27.07.2002 Святого равноапостольного князя Владимира. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра Святая Церковь Православная почитает память святого равноапостольного великого князя Владимира. Это – князь, который принес на русскую землю свет Святого Крещения.

Собственно говоря, история страны нашей, история народа русского, как подлинного народа, началась со времени Крещения Руси святым князем Владимиром.

Все то духовное богатство, вся та великая культура, о которой так много говорится сейчас, да и всегда говорилось о высокой русской культуре, она полностью появилась, сформировалась, укрепилась и обогатилась благодаря тому, что земля наша приняла Святое Крещение.

Конечно, когда мы говорим о том, что земля приняла Святое Крещение, мы имеем в виду народ, населяющий эту землю, который всем сердцем своим воспринял свет веры Христовой. Воистину, ярчайшим подтверждением особой силы веры – такой, как Господь говорил, сравнивая чистую веру с верой ребенка, - особым подтверждением является история Киево-Печерской лавры – Киево-Печерский патерик, в котором повествуется о том, какова была вера в самом начале истории христианства на земле Русской. И это повествование вдохновляет нас тем, что вера Христова, которая дала такие твердые ростки, такие сильные духовные примеры тысячу лет назад, не иссякла даже до сегодняшнего дня, особенно укрепляемая кровью святых новомучеников и исповедников Российских.

Мы прославляем и обращаемся с молитвами к святому равноапостольному великому князю Владимиру. Человек, который не имеет веры и будет изучать его жизнь, найдет в нем мудрого политического деятеля, который хорошо управлял государством, и который первый сумел получить титул царя от всесильных византийских императоров, и который сумел объединить племена, населявшие землю Российскую, единой целью, единой идеей, единой верой. И историк, не знающий веры, может удивиться тем делам, которые совершал князь Владимир для укрепления рождающегося Русского государства. Но мы ныне собрались в храме Божием и обращаемся с молитвой к святому равноапостольному князю Владимиру, видя в нем, в первую очередь, не мудрого государственного деятеля, а, видя в нем, в первую очередь, человека, сердце которого было просвещено светом спасительной веры в Господа. И просветившись этим светом, и увидев всю силу веры, он это не оставил только своим личным опытом, но поделился со всеми своими подчиненными, за которых он отвечал, то есть за всех тех, за кого он нес ответственность в своем государстве.

Мы, прославляя святого князя Владимира, поем ему величание за то, что он попрал идолов и просветил нашу землю светом Христовой веры. Но он попирал внешних идолов, давал приказания, и этих языческих идолов срубали, бросали в реку Днепр, а на том месте строили храм. Эти внешние события для нас, верующих людей, должны послужить внутренним духовным назиданием, ибо мы, прославляя равноапостольного князя Владимира, должны попросить у него помощи на то, чтобы нам в своих сердцах порубать тех идолов, которые мы вольно или невольно себе сами поставляем, потому что когда мы с вами совершаем какой-либо грех, фактически, мы в своем сердце вместо Бога, вместо храма Божия, каким должно быть наше тело, и где душа должна обитать, как в храме Божием, мы, когда согрешаем, идолов себе ставим – идолов самолюбия, идолов злобы и раздражения, идолов гнева, идолов тщеславия, идолов жадности, идолов черствости и немилосердия. И мы должны просить у Господа, чтобы Господь дал нам силы и решимости уничтожить в своем сердце этих идолов, эти грехи, которые поселяются в нем, также как несокрушимо сокрушал князь Владимир внешних идолов.

А это не так было просто! Летопись пишет, что некоторые люди бежали за этими идолами, которые плыли срубленные по реке Днепр, и плакали, и просили, чтобы они возвратились на место. Так и мы иногда, отступивши однажды от греха, вдруг потом снова к нему возвращаемся, снова возвращаемся к тому, в чем уже покаялись, снова возвращаемся к тому, что, чувствуем, является вредным для нас, но мы как будто сожалеем о своих греховных привычках и вновь к ним возвращаемся. Трудное это дело жить во свете Христовой истины среди соблазнов. Трудное для человека, который в одиночку с этими соблазнами пытается бороться, но оно благим становится и легким – это дело – когда человек его совершается в единстве со Святой Церковью Христовой, где святые молятся за нас и помогают нам и где мы не одиноки в нашей духовной борьбе.

Прославим же святого равноапостольного князя Владимира, открывшего историю государства Российского, просветившего землю нашу светом Святого Крещения, и помолимся ему, чтобы по его молитвам и нам Господь дал всегда ходить во свете истины Христовой и не ходить в след греха и идолов греховных.

Аминь.

27.07.2006 Равноапостольного великого князя Владимира. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами перед иконой святого равноапостольного великого князя Владимира, перед ковчегом, в котором хранится частица святых его мощей, совершаем молитву, прославляя его как человека, который попрал идолов и просветил землю Русскую святым крещением. Действительно, великая заслуга князя Владимира заключалась в том, что он отменил идолопоклонство, которое было на Руси, повелел идолов сбросить в реку Днепр, и сам крестился вместе со своими приближенными, и вслед за ним – все русские люди. Прославляя память этого великого человека, тем не менее, мы должны обратиться к своей душе, чтобы извлечь духовный урок из этого прославления его памяти.

Что значит «идол»? Что это такое? Идол – это ложное представление о Боге. Когда люди не знали истинного Бога и делали своих идолов и им кланялись, они кланялись тому, что им нравилось, то есть жили так, как им представлялось нужным, так, как они сами хотели, а не так, как Господь указывал. И вот мы сейчас, хотя и являемся христианами по крещению и по имени своему, тем не менее, должны внимательно следить за своей душой, чтобы в нашей душе мы сами для себя не воздвигли идолов. Потому что если человек самолюбив и эгоистичен, слушает только самого себя и сообразуется только сам с собою, это фактически идолослужение: человек служит идолу своего самолюбия. Если человек живет только по своим страстям и желаниям, только по своему сластолюбию и своему разумению, это идолослужение, потому что человек угождает своим страстям и порокам. Если человек совершает грех, и предается этому греху и не кается, – человек гневается, или осуждает, и пребывает в этом состоянии, – это идолослужение. То есть идола человек может сам создать в своей собственной душе и этому идолу кланяться и служить.

Сегодня, прославляя просветителя земли Русской, мы обращаемся к нему с молитвой, чтобы и мы с вами в наших душах, в нашей жизни, в наших сердцах попрали идолов, сбросили их со своей души, чтобы идолы не давили нашу душу, чтобы не загромождали ее своей пустотой, чтобы свет святого крещения, которым мы с вами все просвещены, воссиял в сердцах наших. Прославляя этого святого, поклоняясь его честной иконе и частице его мощей, будем просить каждый, чтобы в нашей жизни не было греха, не было того, что убивает и омрачает нашу душу. Попросим у него сил на то, чтобы нам очиститься покаянием, исправиться, измениться и жить по святым заповедям Божиим, которыми он, святой равноапостольный князь Владимир, после своего крещения усердно следовал.

Святый равноапостольный великий княже Владимир, моли Бога о нас! Аминь.

28.07.2006 Равноапостольного великого князя Владимира. Божественная литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Русская Православная Церковь прославляет и молитвенно обращается к святому равноапостольному великому князю Владимиру – к князю, который своею волею обратил землю Русскую на путь веры Христовой. Перед тем как совершить это, он много раздумывал о том, что должно быть основой, стержнем, камнем, на котором может созидаться Русское государство и развиваться жизнь русских людей. В «Повести временных лет» описывается это как выбор веры. И когда посланники князя Владимира были в Константинополе, в храме Софии, они, видя богослужение православное, пришли и стали говорить о том, что они не представляли, где они оказались: на небе или на земле, – так высота и красота православного богослужения, раскрывающая духовную суть истины Христовой, привела равноапостольного князя Владимира к решению крестить землю Русскую и призвать русских людей ко Крещению.

Дорогие братья и сестры! Для нас тоже богослужение православное, храм Господень, является небом на земле. Придя сюда, в храм Господень, мы за его стенами оставляем ту суету, которая постоянно снедает наше сердце. Мы стараемся возвыситься к Господу и обращаемся к Нему с молитвами о том, чтобы Он очистил нашу душу от грехов, чтобы Он дал нам силы жить в любви, вере и надежде. Здесь воистину, в храме Божием, мы освящаем себя, свою жизнь и даже своих родных и близких, потому что мы ведь, придя в храм Божий, не только за себя, но и за них молимся.

Святой равноапостольный князь Владимир принял Крещение, и люди русские приняли Крещение. Мы с вами тоже все крещены во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Но мы должны обратить свое внимание на то, как мы используем этот дар Крещения. Что для нас Крещение? Что мы, как крещеные люди, делаем и как мы, как крещеные люди, живем? Ведь само по себе Крещение – это еще не значит спасение. Крещение – это дверь, которая открывается перед человеком. Открывается для него дверь к святой чистой жизни, дверь к жизни по заповедям Божьим, открывается для него дверь, войдя в которую, он должен дальше приложить усилия, чтобы ему пойти за Тем, Кто призвал его ко Крещению, то есть за Господом Иисусом Христом. Но как часто мы стоим перед этими открытыми дверями, а дальше не двигаемся... То есть не живем по заповедям Божьим, не исполняем того предназначения, которое дано каждому крещеному человеку. Ведь какое главное предназначение каждого крещеного человека? Следовать за Христом. А какой главный закон Христов в этом мире? Это закон любви. И вот, увы, рассматривая нашу с вами жизнь, мы видим, что этому закону любви мы не следуем или, можно сказать, плохо следуем. Хорошо говорить о любви, когда тебя никто не обижает, или когда у тебя нет трудностей в жизни или скорбей. Но трудно говорить о любви тогда, когда тебя обижают, когда тебя обманывают, когда тебя осуждают, когда сам ты болеешь и хочешь, чтобы тебе сострадали, и, казалось бы, откуда взять сил, чтобы отвечать на ненависть любовью, на злословие – молитвой, на тяжелые жизненные обстояния – терпением? Откуда взять этих сил? Для того и существует на земле Церковь, чтобы помочь человеку пройти по этому жизненному пути за Христом.

Сегодня мы слышали, как в Святом Евангелии Господь Иисус Христос Себя называет «пастырем добрым», который знает всех нас, Его овец, по имени, и зовет каждого из нас. И Он говорит, что Его овцы слышат Его голос и идут за Ним. Дорогие братья и сестры! Нам надо с вами молиться о том, чтобы нам слышать голос Божий, который нас зовет за Собой. А дальше Господь говорит, что «за чужим же не идут, и бегут от него», и боятся чужого гласа. Вот бы нам так всегда бояться и бегать от чуждого злого голоса, который призывает нас злиться, завидовать, осуждать, грешить! Вот бы нам никогда не слушать этого чужого голоса, не идти вслед греха! Вот бы нам никогда не грешить!.. Но, увы – мы часто бываем глухи, или как-то странно глухи: голоса Христова не слышим, который зовет нас к спасению, а голоса врага рода человеческого, который желает и жаждет погубить нас всех мы слышим и что печально вниманием им.

    Прославляя память святого равноапостольного великого князя Владимира, мы помним о том выборе, который он сделал. Он оставил идолослужение, язычество – то есть поклонение страстям человеческим, – и избрал служение Единому Истинному Богу. Пока он был язычником и не знал Христа, как повествует «Повесть временных лет», он жил очень разгульно, так жил, что, если бы описывать жизнь до Крещения его, то, может быть, стало бы страшно, как можно совершать такие страшные и дикие поступки. Но когда он обратился ко Христу, он стал ревностным христианином, живущим со Христом и по заповедям Христовым. Вот и нам надо обратиться к святому равноапостольному великому князю Владимиру, чтобы мы оставили свои грехи, оставили свои пороки и недостатки, чтобы мы Святое Крещение, которое в себе имеем, исполнили, войдя в спасительную дверь, которую Господь открывает для нас, чтобы пойти за Ним. А кто нас по жизни поведет, чтобы мы не отступали от Бога? А если отступим, кто нас поправит, и кто нам поможет? Конечно же, Церковь Христова, в которой Сам Господь присутствует и множество святых, среди которых и великий равноапостольный князь Владимир, которого мы ныне прославляем и к которому обращаемся ныне, говоря:

Святый равноапостольный великий княже Владимире, моли Бога о нас! Аминь.

28.07.2016. Равноапостольного великого князя Владимира. Божественная литургия.

 Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

 Сегодняшний день, когда Святая Церковь прославляет Святого равноапостольного князя Владимира, в нашей Русской Православной Церкви вот уже с 2008 года в этот же день, по благословлению Святейшего Патриарха и Священного Синода, совершается и память крещения Руси. И составлена особая служба, и составлен особый молебен, который мы сейчас с вами вместе и совершили. Князь Владимир не просто для себя лично выбрал веру православную, князь Владимир принял решение: народ русский просветить Светом Истины Христовой. Этот свет православия вот уже более 1000 лет сияет на нашей земле.

 Князю Владимиру пришлось бороться с язычеством. По его повелению деревянных идолов спиливали и бросали в Днепр, а каменные, редкие, разбивали. И находились такие люди, которые плакали по своим идолам и бежали вслед за ними в Днепр, взывая к ним чтобы они выплыли.

 Такова была сила заболевания. И от сил языческого заболевания отстать очень трудно. Мы можем про себя сказать, что мы христиане, мы не знаем идолов. Но, как раз, время, когда мы вспоминаем крещение Руси и борьбу князя Владимира с идолами, так в величании и поется, что мы прославляем его, «Идолы поправший».

 Мы должны задать себе вопрос: а попираем ли мы идолов в своем сердце? Строим ли мы себе новых идолов? Не кланяемся мы? Не слушаем ли? Потому что наши человеческие страсти - это и есть идолы. Когда мы к чему-то привязаны больше, чем к Богу - это уже идол. Когда человек больше слушает не заповеди Божьи, а мнение человеческое - это уже идол. Идол - это ложное представление о правде, ложное представление о пути жизни.

 Когда мы с вами гневаемся и злимся - это мы служим идолу гнева. Когда мы с вами осуждаем - это мы служим идолу осуждения. Когда мы с вами о себе только и думаем - это мы сами себе поклоняемся и из себя делаем идолов. Кто-то делает для себя идола из еды. Кто-то делает для себя идола из одежды, и только размышляет, во что и как одеться. Кто-то делает для себя идола из положения своего в обществе: «Что обо мне скажут, да что обо мне подумают, на какой ступеньке я нахожусь». Это все наши страсти.

  Ведь идолопоклонство и язычество - это ни что иное, как служение страстям. Эти деревяжки, которые порубил князь Владимир - это только внешнее проявление страстей человеческих. И кланяясь этим деревянным идолам они, конечно же, кланялись грехам, поэтому в Писании прямо говорится: «Идолы – бесы».

 Дорогие братья и сестры, сегодняшний день, когда мы вспоминаем, как была крещена Русь, мы должны вспомнить, как мы крещены, что мы с вами крещенные православные люди, что мы дали обет своей жизни, во Христа крестились, во Христа облеклись. Мы пошли за Иисусом Христом и нам надо идти по Его благим заповедям, а страстей своих, идолов своих, грехов своих надо попрать.

 Но наших сил на попирание страстей мало, поэтому мы просим сил Церкви Христовой, просим помощи, будем просить помощи Божьей и молиться равноапостольному князю Владимиру, чтобы нам не служить и не кланяться идолам, а Единому Богу служить, в Него веровать и идти по жизни по Его благим заповедям. Аминь!

27.07.2013. Равноапостольного великого князя Владимира. Всенощное бдение.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ныне Святая Русская Православная Церковь с благодарностью к Богу возносит молитвы и совершает святое воспоминание Крещения Руси. Казалось бы, какой смысл в том, что в Церкви этому придается особое богослужебное значение? Ведь это бывший некогда исторический факт. Историки изучают, как это совершалось, какие были к этому причины, какой был процесс этого крещения. Ну и потом, что значит Крещение Руси: ведь люди приходили ко крещению – и людей крестили. Но, тем не менее, есть высокий и глубокий духовный смысл.

Все в жизни нашей духовной познается через определенные примеры. Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос не только проповедовал, говоря, что нам нужно делать. Он не просто сказал: «любите друг друга» (Ин. 13, 34), Он не просто сказал: «нет больше любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), – Он не только это сказал, Он Сам восшел на Крест ради любви, чтобы нас с вами спасти. То есть та проповедь, которую совершал Господь Иисус Христос, и которую Он заповедовал совершать Своим апостолам, и которую апостолы, утвердив в Святой Церкви, продолжают через Церковь Христову Духом Святым до сих пор проповедовать, основывается не на словах только, но, самое важное и главное, на личном примере.

И вот, Крещение Руси в нашем церковном сознании неразрывно связано с личностью святаго равноапостольного великого князя Владимира, который не просто приказал, чтобы пришли все и крестились, но глубоко сам пережил обращение из неверия, из разгульной жизни, – можно сказать, из беспутной нечестивой жизни лично сам ощутил необходимость жизни святой, жизни со Спасителем и Господом Иисусом Христом. И не просто осознал, а так изменил свою жизнь – он ведь крестился раньше, чем вся Русь была крещена, – что явился личным примером для всех тех, кто впоследствии входил в Днепр и в другие реки, идя за своим князем к Господу Иисусу Христу, чтобы жить вместе с Ним.

Иными словами, Святая Церковь для того предлагает нам воспоминание факта Крещения Руси, чтобы каждый из нас осознал, что ведь и мы с вами крещены, и, следовательно, мы должны жить во Христе Иисусе, в имя Которого мы крестились, и Которому обещали жить по Его благим и святым заповедям. Каждый из нас прошел через личную купель крещения, и каждый из нас либо сам лично, если он взрослый был, либо через своих восприемников, если его младенцем крестили, обещал идти по жизни своей за Спасителем и Господом Иисусом Христом. И вот теперь празднование этого события предлагает нам с вами вопрос: как мы по своей жизни идем за Иисусом Христом? Как в нашей жизни осуществляются Его благие заповеди? Как мы поступаем? Вот когда перед нами стоит какой-то выбор, мы о чем прежде всего думаем? О чем мы думаем: как поступить по заповеди Божией, или как поступить, чтобы нам, как нам кажется, было выгодно? Самое интересное, что если человек ищет, как ему кажется, своей выгоды и поступает не по заповедям Божиим, то в конечном итоге никакой выгоды у него все равно не будет, и все равно он проиграет, и все равно ничего хорошего он себе не приобретет, если он будет действовать без Бога. Вся история человечества тому свидетельство. Сколько уже раз и отдельные люди, и целые народы, и целые государства пытались что-то сделать без Бога – ни разу ничего хорошего не вышло. И не выйдет, потому что Сам Господь об этом сказал очень просто: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). То есть можно, конечно, без Бога сотворить: можно без Бога сотворить зло, можно без Бога сотворить горе, можно без Бога сотворить болезнь, можно самого себя убить своими пороками и грехами, – вот это без Бога вполне получается. А что-нибудь хорошее, доброе сделать можно только в жизни с Господом нашим Иисусом Христом.

Итак, ныне вся Святая Русская Православная Церковь празднует великое событие Просвещения, Крещения наших далеких предков в Церковь Христову. Нам следует с вами задуматься, и попросить у Господа Бога сил, чтобы мы обновились так же, как некогда обновились люди русские, чтобы нам так же оставить свои грехи, свои недостатки, как оставили они. Ведь удивительный пример: не успела Русь принять Крещение, как такие великие подвижники Киево-Печерские воссияли, такие чудеса стали проявляться в их святой монашеской жизни, до сих пор таких невозможно повторить! Достаточно почитать Киево-Печерский патерик, рассказывающий о жизни людей, которые еще вчера были язычниками, а сегодня обратились ко Христу. Как искренно они обратились! Как искренно обратился князь Владимир! Как искренно обратилась Земля Русская! Нам этой искренности не хватает…

Нам надо просить у Господа нашего Иисуса Христа, чтобы молитвами наших святых сродников – всех святых, в Земле Русской просиявших – нам тоже быть искренними, и не воспринимать, что «я – крещеный человек» как некоторую формальность, как будто какой-то штамп в паспорте или графу в анкете: «я крещеный», – а воспринимать это как действие жизни. Очень плохо, когда человек заявляет о себе: «Я крещенный», а живет не по-христиански, – это ему большее осуждение, значит, он хулит имя Христово, будучи крещенным и живя против святых заповедей Божиих, это недостойно и недопустимо. Мы с вами имеем величайшее звание – мы во Христа крестились, во Христа облеклись, с нами Бог! Это нас призывает к чистой святой жизни.

Прославляя промысл Спасителя мира, который 1025 лет назад привел наших далеких предков ко Святому Крещению, будем просить у Господа, чтобы и нам быть не по имени христианами, а по жизни нашей, чтобы «так святил свет наш перед людьми, чтобы видели наши добрые дела и прославили Отца нашего, который есть на Небесех» (см. Мф. 5, 16).

Аминь.