Рождество Христово

СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

6.01.2001 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне радость в сердцах наших, потому что мы духовно сопереживаем величайшему главному событию во всей истории человечества – мы сопереживаем Рождеству Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Мы слышали сегодня в Святом Евангелии, что означает имя – Иисус. Имя «Иисус» означает – Спаситель. Он – Спаситель мира и Спаситель каждого из нас. Потому что каждый из нас нуждается в спасении. Но разве можем мы себя сами спасти? Может ли человек, которого морская пучина затягивает в водоворот, и он теряет сознание и уже водой захлебнулся, может ли он сам себя спасти? Может ли человек, находящийся в объятом пламенем здании, задыхающийся уже от угарного газа и обезумевший от того, что не знает, куда ему выйти, и теряющий сознание, сам себя спасти? Может ли человек, заболевший тяжелой болезнью, когда ему нужна срочная операция, сам себя прооперировать?

Нет, дорогие братья и сестры! Мы с вами прекрасно знаем, что даже в этих жизненных простых случаях человеку нужен тот, кто бы его спас – тот, кто бы вытащил его из волн; тот, кто бы спас его от огня; тот, кто бы исцелил его от болезни.

Так в нашей повседневной жизни. Но что с душами нашими твориться? Разве наши души не захлебнулись грехом? Разве наши души не объяты пламенем греховных страстей? Разве наши души не болеют неисцелимыми духовными недугами?

Можем ли мы сами себя исцелить? Можем ли мы сами себя от наших грехов избавить – сами, самостоятельно, научиться не иметь ненависти? сами, самостоятельно, научиться прощать друг другу обиды? сами, сами, самостоятельно, научиться веровать, надеяться, любить? сами научиться жить радостно и счастливо?

Нет! Мы сами этого сделать не можем! Потому что грех властвует над нашими душами. Властвует, но не вечнует! И власть его очень ограничена, ибо тогда, когда человек своею душою обращается к Спасителю Господу Иисусу Христу, Христос приходит к нему и спасает его.

Христос родился в мир для того, чтобы мы с вами не погибли. И никто из нас, верующих в Него, не погибнет, но будем иметь вечную жизнь (Ин. 3, 16), если только будем слушать слово Господне, если только будем идти за Ним, следовать за Ним и просить у Него, чтобы Он спас нас.

Где же мы можем найти Христа Спасителя?

Волхвы искали Его по Вифлеемской звезде. Нам же ныне Святая Церковь открывает путь к Христу, ибо здесь, в Церкви Христовой, родившийся Христос пребывает во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Недаром мы слышали сегодня в Священном Писании, как объясняется древнее пророчество о том, что «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что означает: с нами Бог».

Да, действительно, с нами Бог! И в этом наша радость, в этом наше счастье, в этом наше утешение, и мы, воистину, не одиноки, и Господь, Спаситель наш, спасает нас. – Он исцеляет наши души от болезни греховной. Он вытаскивает нас из самой глубины наших падений. Он остужает греховный пламень наших страстей.

Сегодня великая радость. Мы духовно переживаем величайшему чуду, которое повернуло всю историю человечества. Вот уже две тысячи лет мы, люди, не одиноки. Вот уже две тысячи лет грех не имеет над нами власти. Вот уже две тысячи лет мы с вами имеем открытое небо – двери райские открыты для нас и Христос спасает нас.

Дорогие братья и сестры! Вознесем ликующие молитвы из душ и сердец наших, возблагодарим Спасителя мира Господа Иисуса Христа, Который воплотился и стал Человеком ради того, чтобы мы с вами были вместе с Ним – с Богом. Прославим Его! Будем приветствовать Его! Будем просить у Него, чтобы нам никогда не отступать от Него, но быть вместе с Ним – в Святой Церкви Православной.

Христос Рождается, славим Его! Аминь.

6.01.2002 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы пришли в храм Божий для того, чтобы возрадоваться о великом празднике – Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Запомните полное название этого праздника: Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Запомните это название, потому что сейчас, как и в былые времена, силы зла желали бы подменить это празднование чем-то другим.

Почему мы пришли в храм Божий для молитвы в этот праздник? Что особенного произошло 2002 года назад? Почему так важно для нас Рождение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа?

Потому, братья и сестры, что человек, который отпал от Бога, духовно заразился смертельной болезнью – болезнью греха. И от этой болезни никто и никак не может его исцелить. Так, как, например, погибающее дерево можно спасти, если привить к нему здоровый росток. Так, как, например, человека, умирающего от заражения крови, можно спасти, влив ему чистую и живую кровь. Так, как человека, который потерял сознание при пожаре, задохнулся от удушья, можно спасти, если его вынести на чистый воздух, и он начнет дышать.

Но ни гнилое дерево, ни человек с зараженной кровью, ни задохнувшийся от удушья сам спасти себя не может! И человек себя сам от греха спасти не может! И сколько бы ни приходило различных учителей до Христа, и сколь бы ни пришло после Него, и еще придут… – ни один из них не может сделать самого главного: спасти человека, спасти человека от греха.

Грех принес в мир дьявол. Дьявол – это обманщик человека, который сулит ему жизнь без Бога, как жизнь счастливую. И говорит человеку, что человек сам по себе может быть богом и не нуждается в Божьей помощи. Этот страшный яд проникает в сознание человека и губит его. И даже когда свет Христов распространяется по всей земле, дьявол и то хочет отвлечь сердца человеческие, умы человеческие, а, главное, души человеческие от самого важного, ради чего празднуем Рождество Христово. – Что значит для нас с вами Рождение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа?!

Иные говорят: это – определенная традиция наряжаться, петь песенки, свистеть в свистульки, как будто в этом смысл праздника.

Иные говорят, что в этот праздник самое важное – подарить друг другу подарки и сесть за стол. И даже не поймешь порой, когда по телевидению говорят: «С рождеством, Кока-Кола», – чье рождество они празднуют? О чем они говорят? Или когда вместе со словом «Рождество» показывают кошачий хор, о чем говорят эти люди и куда хотят увести умы и сердца человеческие?

Или когда говорят: «Вот, то было католическое Рождество, а то – православное…»

Нет ни католического, ни православного Рождества! Есть Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но западные христиане, включая и православных в том числе, ибо одиннадцать церквей из четырнадцати православных живут по новому стилю, празднуют его 25 декабря по новому стилю. И мы с вами тоже празднуем Рождество 25 декабря, только по старому стилю.

И кто бы ни желал вносить разномыслия в наши сердца, мы должны всегда помнить, что значит для нас этот праздник. Это – день нашего с вами спасения! Ибо Бог воплотился и стал человеком. Бог пришел во плоти, и наше грешное существо соединил со Своим Божественным, и будучи Богочеловеком, победил грех и открыл нам райские двери. И в этом смысл Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Мы с вами получаем спасение через Церковь Христову, основанную Им на земле, чтобы она стала вратами рая для нас; чтобы мы через таинства церковные оживили свои души и спаслись от греха, и очистились; и чтобы жили в любви и радости.

А как же можно жить в любви и радости, когда мы вокруг себя видим грех и злобу? И можно ли жить в любви и радости?

Можно, дорогие братья и сестры, и должно! Ибо когда свет светит, тьма его не может поглотить. Мы имеем единый свет – Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Он просвещает наши души; Он освящает нас. Нам нужно просить у Него – просить у Него то, что принесли Ему волхвы, как символические дары. Они принесли Ему золото, как царю; они принесли Ему ладан, как Богу; они принесли Ему смирну, как человеку, который должен пострадать и умереть…

Ему же слава во веки веков. Аминь.

6.01.2004 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь собрал нас ныне в храме Своем, чтобы мы могли радоваться – радоваться о том, что Он с нами. С нами Бог! В этом счастье наше. Мы, христиане православные, имеем величайшее блаженство. Мы имеем самую твердую опору в своей жизни. Мы знаем единственно верный путь, ибо с нами Бог.

Мы радуемся ныне Рождеству Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богочеловек Иисус Христос рождается в мир. И ныне мы духовно сопереживаем этому событию. Какая тайна рождения человека! Каким ожиданием сопровождается это событие! Как ожидают в семье рождения ребенка! Как ожидает мать и думает о том, что будет с ней, что будет с ее ребенком. Как в заботливой семье думает отец о том, как родится в мир его сын или дочь. Как ожидают родственники. Какое переживание и счастье! – Такое, что даже все горе и страдания, сопровождающие рождение в мир человека, забываются. Какое таинственное событие! Несмотря на все достижения человеческой мудрости все равно рождение человека – тайна. Как рождается человек, имеющий бессмертную душу и временное тело?

Дорогие братья и сестры! Мы ныне, как единая семья, сопереживаем рождению в мир Богомладенца Господа Иисуса Христа. Если рождение человека в мир есть великая тайна, то какова же тайна рождения Богочеловека! Мы не можем понять, как бессмертная душа соединена со смертным телом, как же нам понять, как Бог, сотворивший небо и землю, и весь мир, воплощается в человека и живет в этом мире для того, чтобы нас спасти? Мы слышали в Евангелии, как Ангел Божий открывает Иосифу Обручнику предназначение рождаемого Младенца, говоря о том, что Он придет, чтобы спасти людей от грехов. И потому Ангел повелевает ему назвать рождаемого Младенца – Иисус, что в переводе с древнееврейского означает – Спаситель.

Вот в чем особенность нынешней нашей радости. Конечно, когда родители ожидают рождения своего ребенка, может быть, в тайне души они надеются на то, что он будет их опорой в старости. Но это ведь так далеко, и, как правило, молодые люди еще мало об этом думают. Но ныне мы сопереживаем рождение в мир не просто того, кто может быть опорой для нашей жизни, но Того, Кто воистину ей является, ибо Иисус Христос и есть наш Спаситель. Он освобождает нас от наших грехов. Он разрывает цепи, которыми скована наша душа, привязанная к страстям. Он открывает для нас горизонты духовной жизни, душу нашу приводит к вечности. Он утешит нас всегда, в какой бы скорби мы ни были. Он всегда показывает нам свет в любой самой трудной жизненной ситуации и указывает, как нам надо идти и выйти из затруднительного положения. Он – наша надежда. Он дал нам самое главное богатство наше – нашу веру, нашу надежду и нашу любовь. Он открывает нам наши духовно слепые глаза, указывая, что в жизни самое главное – любовь. Ибо если мы не будем ее иметь, то ничего спасительного мы для себя не приобретем. Он потому называется Спасителем, что показывает нам не на словах и не просто на Своем примере, ибо Он ради любви к нам взошел на Крест, – нет, но повседневной Своею любовью к нам – грешным, недостойным, скверным, – повседневной Своею любовью к нам Господь Иисус Христос помогает нам жить во временной жизни и приводит к жизни вечной. Прикоснуться нам только надо к Его любви, прикоснуться своим сердцем, чтобы от нее, как от Божественного огня, загорелась и в нашей душе любовь.

Мы тогда сможем отвечать на любовь Божию, если научимся проявлять эту любовь друг к другу. Мы тогда встанем на путь спасения, если научимся прощать друг друга, не осуждать друг друга, быть сострадательными друг к другу, поддерживать друг друга, видеть в друг друге не плохое, наоборот, не замечать плохого, но видеть те искорки хорошего, что есть в каждом из нас. Это и есть подлинная любовь, которой мы учимся у Господа нашего Иисуса Христа.

Но кто откроет нам эту любовь Христову? Как мы можем прикоснуться к ней?

Вот так, когда приходят в гости – в семью где родился младенец, – и мама, радуясь на своего младенца и за пришедших, как бы слегка приоткрывает своего младенца и показывает его, светясь при этом любовью и радостью, так и нам с вами Пречистая Дева Мария открывает дорогу к любви Христовой. Сами мы не можем порой этого пути найти. А Она, Пречистая Матерь, приводит нас к Христу. Она, молясь за всех нас, предстательствуя за всю Церковь Христову, озаряет нас Его безграничной любовью.

Великий день сегодня. Мы встречаем Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Приникнем к этому источнику спасения, дарованного для нас с вами! Откроем свои сердца любви к Богомладенцу Спасителю! Будем просить Его Пречистую Матерь, чтобы Она покрывала нас Своим омофором от всякого зла. Будем радоваться о Господе, ибо с нами Бог!

Аминь.

6.01.2005 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами пришли к Христу – Богу и Спасителю нашему. Наше верующее сердце переносит нас с вами через времена, через расстояния и обращает наши души к великому чуду – чуду явления в мире Бога.

Мы вами не одиноки, но имеем великую опору в своей жизни, ибо с нами Бог! С нами Бог, Который пришел к нам не для того, чтобы укорить нас и напомнить нам с вами наше недостоинство. С нами Бог, Который пришел к нам не для того, чтобы спросить нас, что сделали мы доброго в этой жизни. С нами Бог, Который пришел к нам не для того, чтобы заставить нас трепетать перед страхом Его Божества. Но с нами Бог, Который родился беспомощным младенцем. С нами Бог, Который воплотился и стал Человеком. С нами Бог, Который стал Человеком для того, чтобы мы с вами соединились с Ним – с Богом нашим.

Он пришел в мир для того, чтобы наши грехи взять на Себя. Он пришел в мир для того, чтобы нашу ответственность взять на Себя. Он пришел в мир для того, чтобы мы не погибли, но имели бы вечную жизнь, даже если мы с вами смутно понимаем, что же есть такое жизнь вечная. Он пришел в мир потому, что Бог – милосердный, потому что Бог есть любовь. И Он любит нас и пришел к нам, чтобы помочь нам.

И в этом наша радость, что ныне с нами Бог! Мы об этом не должны забывать никогда. Не только в день Рождества помнить, что Бог с нами, а всегда помнить, что Бог с нами. Не только в дни праздников вспоминать, что Бог рядом, но каждый день, вставая утром, должны помнить, что Бог рядом с нами, у нашего сердца, у нашей души. И не так уж много Он от нас ждет – ждет только, чтобы мы открыли Ему свою душу.

Да, волхвы, мудрецы великие, издалека придя, принесли подарки родившемуся Богомладенцу Христу – золото, как царю, ладан, как Богу, смирну, как человеку, который должен умереть. И мы пришли сегодня в храм Божий, но вряд ли мы можем похвастаться какими-либо духовными подарками, которые мы могли бы сложить к ногам Пречистой Девы Марии и родившегося Богомладенца Христа. Скорее мы пришли сами просить у Христа Младенца подарков – просить, чтобы Он нам с вами дал золото веры. Вера – драгоценнейшее богатство. Все золото мира не сравнится с ним. И мы ныне у Спасителя нашего смиренно просим, чтобы Он дал нам это великое богатство. Мы сознаем, что наша вера сродни неверию. Но ведь и так перед Господом молился один человек, говоря: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9, 24). И ныне мы, малодушные и маловерные, просим у Бога, Который с нами, чтобы Он подарил нам это величайшее богатство и укрепил в наших сердцах веру.

Вряд ли мы можем подарить Господу благоуханный ладан молитвы и нашей надежды непостыдной, ибо мы отчаянны бываем, непостоянны в молитве, холодны. Скорее мы с вами сейчас будем просить у Христа Младенца, чтобы Он подарил нам этот ладан молитвы, даровал нам надежду, которая была бы нашей опорой в жизни нашей. И как радостно человеку жить, когда он имеет эту великую надежду на Бога. И чтобы ни случилось в жизни у него, он не впадает в отчаяние, потому что он знает, что Бог никогда не оставит его, даже если весь мир оставит человека, Бог никогда не оставляет человека. И ныне мы просим, чтобы Господь, родившийся в Вифлееме, дал нам этот высокий духовный дар.

И тем более, вряд ли мы можем в дар Христу Спасителю принести смирение сердец наших, как подлинную смирну. И по человечеству своему мы бываем чаще горделивы, самолюбивы, тщеславны. – Что мы сложим перед колыбелью Христовой? Какая у нас смирна? – Нет, мы с вами должны в смирении попросить самое важное, что есть в жизни человеческой, – любовь друг к другу, которая и рождается истинным смирением, которого, увы, у нас нет.

Господь так любит нас, что даст нам эти дары. Даст нам, если мы будем просить у Него от всего сердца. Ведь Он и родился в мир не для того, чтобы принимать почести и славу. Нет! Он родился в мир, чтобы нам благодатью Своею, без всяких наших заслуг, ни за что даровать самое главное и важное – веру, надежду и любовь. Эти три дара суть ключ к вечной жизни, о которой мы мало что знаем, но думаем, что получим, ибо на Бога надеемся, в Бога верим и Бога любим.

Ему же, родившемуся Богочеловеку Господу нашему Иисусу Христу, слава во веки веков. Аминь.

6.01.2006 года.

Во имя Ота и Сына и Святаго Духа!

Бог нисходит с неба на землю, чтобы человека от земли возвести к небу. Ныне мы духовно празднуем Рождение Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Ангел нарекает имя Тому, Кто рождается от Девы, называя Его Иисусом, что в переводе означает «Спаситель». Рождается в мир Тот, Кто спасает людей от смерти. Рождается в мир Тот, Который дает каждому человеку надежду и опору в жизни, Тот, Кто может утешить любую скорбь и любую беду. Рождается в мир Тот, для Которого нет ничего невозможного, Тот, Кто может воскресить душу самого отъявленного грешника. Рождается в мир Тот, Кто наполняет нашу жизнь подлинным духовным смыслом. Рождается в мир Тот, к Которому мы обращаемся с любыми просьбами и молитвами и знаем, что Он слышит нас. Рождается в мир Бог, Который стал Человеком.

Мы, люди, созданные по образу и подобию Божию, свой образ и свое подобие Божие испортили. Мы осквернили свой образ Божий грехами, запачкали свою душу, отравили ее ядовитыми страстями так, что она у нас стала слабой, беспомощной, безжизненной. У нас нет самостоятельных сил любить друг друга и радоваться этой любви. У нас нет самостоятельных сил творить в мире добро, мы постоянно поддаемся любым искушениям и легко скатываемся на любое злое дело. Мы растлили в себе образ Божий. И вот рождается в мир Тот, Который воссоздает в нас этот образ Божий. Нет другого способа оживить наши с вами умирающие в грехах души, кроме как прийти к нам и быть вместе с нами. И вот Бог не с небес взирает на то, как мы себя ведем, с тем, чтобы потом воздать нам за наши грехи, – нет, Бог приходит и живет с нами, в наше существо воплощается и Человеком становится, чтобы нас с вами буквально собрать по кирпичикам, как разломанное, испорченное существо. Бог воссоздает Своим Божеством нас. И снова нам дает надежду. Мы согрешаем, а Он прощает нас. Мы отступаем от Него, а Он вновь возвращает нас на путь спасения. Мы теряем любовь, а Он учит нас любить. Мы становимся жестокими, горделивыми, а Он учит нас смирению и терпению. И все это у Него получается, лишь бы только мы обратились к Нему. И как только мы обращаемся к Нему, Спасителю нашему, все происходит к лучшему в жизни нашей.

Лишь от маловерия нашего мы бываем не удовлетворены своей жизнью. Лишь потому, что мы не имеем твердого упования на Господа, мы малодушествуем и недовольствуем. Ангелы воспели при Рождении в мир Богочеловека: «Слава в вышних Богу и на земли мир». – Какой на земле мир? Откуда он может взяться, когда мы слышим о злобах и несчастьях, о нестроениях и бедствиях? Какой на земле мир и где он может прийти к нам? Одна только единственная дорога для мира на земле существует – это мир, который человек может открыть в душе своей – тогда, когда в душе поселяется Бог. На земле мир и в сердце человека мир тогда, когда с ним, с человеком, Бог, и когда человек ищет Бога и находит Его. Если Бог в сердце нашем, злобы в сердце нашем не будет. Если Бог в сердце нашем, обиды в нашем сердце не будет. Если Бог в сердце нашем, значит, в сердце нашем будет любовь и терпение, значит, сердце наше будет стремиться всех тех, кто рядом с нами, также согреть своей любовью, своей помощью, своим добрым словом и своим участливым делом. Всякое какое-либо на нас враждебное действие мы, если в нашем сердце есть любовь, простим и мстить не будем.

Вот откуда может быть мир, о котором поют ангелы. Мир принес Спаситель Господь Иисус Христос. Если мы Спасителя нашего и Господа сделаем смыслом нашей жизни, правилом нашего сердца, образом наших поступков, то в нас, в нашей душе будет мир, и этого мира никто у нас не отымет. Никакая злоба или гонение не отымет мира Христова в душе человека, никакая болезнь, скорбь и испытание не отымет мира Христова в душе человека. Ничто не может разлучить человека от любви Божией (см. Рим. 8, 35-39). Любовь Божия проникает во все существо человеческое, и тогда становится ясно, в чем спасение для нас, которое принес в мир Христос. Христос открыл нам глаза на суть мира, открыл нам глаза на то, для чего мы рождены в мир. И более того, Христос ведет нас по этой временной земной жизни, чтобы привести к жизни полноценной, к жизни, полной радости, и счастья, и блаженства, жизни вечной, к которой все мы призваны. Христос воссоздает в нас образ и подобие Божие.

Ныне мы празднуем Его Рождество. Бог стал Человеком, чтобы человека сотворить Богом. Вот в чем смысл Боговоплощения. Мы с вами Боговы – люди, созданные по образу и подобию Божию. Сколь велико наше с вами звание, сколь высоко мы Богом поставлены в мировом творении! И ныне Спаситель мира рождается в мир, в скорбях и страданиях, в пещере, без почета и славы, где слышит только лишь приветствие Ангелов да поклонение пастухов. Христос уничижает Себя, чтобы нас, униженных грехом, восставить и сделать достойными вечного Царствия, Царствия Божия, сотворить нас сынами и дочерьми Божьими и даровать нам жизнь вечную.

Восславим Спасителя Христа Бога нашего, Родившегося в мир, чтобы никто из нас, верующих в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (см. Ин. 3, 16).

Аминь.

7.01.2006 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Праздник Рождества Христова, который мы сегодня с вами празднуем, исполнен множества смыслов, которые заключены в совершении богослужений, торжественных песнопений церковных, в иконописи, в Святом Евангелии. Везде мы найдем для себя множество назиданий и множество духовных уроков. И сегодня я хотел бы вам сказать об одном небольшом духовном назидании, которое мы можем все для себя сейчас, прямо сейчас извлечь.

Волхвы – мудрецы, которые шли за звездой, и нашли Иисуса Христа, принесли подарки Родившемуся Богомладенцу Господу Иисусу Христу: золото, ладан и смирну. Золото они принесли Христу, как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку, который должен пострадать и умереть. Об этом нам известно многим с самого детства, некоторым не так давно стало об этом известно. Но что значит это для нас сейчас? Что значит это для нас, живущих в нынешнее время? Какое отношение к нам имеет это повествование о дарах волхвов Господу Иисусу Христу? Самое прямое. Отношение к нам это имеет следующее. Церковь спрашивает у нас, что мы с вами принесли, или принесем, Богомладенцу Господу Иисусу Христу. С чем мы пришли к Господу? Что в нашем сердце? Какие у нас дары? Что, мы приходим в храм и приходим к Богу только для того, чтобы у Него что-то просить? А сами что, ничего не можем принести? И вот Церковь подсказывает, что мы должны и что нужно нам принести.

Золото принесли волхвы Господу Иисусу Христу как Царю. Воистину Христос Царь. Царь не земной, но Царь духовный. Царь, Который хочет царствовать в наших сердцах, чтобы наши сердца были подданными Его Царства. Итак, какое золото мы можем принести Господу Иисусу Христу? Единственное золото – золото нашей веры. Вот чего ждет от нас Спаситель – нашей веры. И мы, придя в храм Господень, с молитвой ныне давайте постараемся принести Спасителю мира, родившемуся для нашего спасения, нашу с вами веру. Конечно, наша совесть нас обличит и скажет: «Наша вера слабая. Наша вера плохая». Но ведь неужели мы не можем постараться и сделать над собой усилие – ведь когда мы какого-то человека любим, мы желаем ему сделать подарок, мы же, делаем усилие, мы стараемся, чтобы принести ему подарок, который бы его порадовал. Ныне к празднику Рождества Христова мы должны с вами принести Христу подарок. Должны принести нашу с вами веру. Приложим силы, приложим усердие, приложим крепость и старание, чтобы наша вера воистину стала тем золотом – драгоценнейшим достоянием, которое мы принесем нашему Спасителю. И через это драгоценнейшее достояние, через нашу веру мы получим в нашей жизни опору, а главное – получим спасение.

Ладан, который принесли Господу Иисусу Христу волхвы. Ладан – символ молитвы. Благоуханный ладан – символ доброй молитвы. Вот второй дар, который мы должны принести Господу Иисусу Христу, – нашу молитву. С верой, молитву такую, чтобы она возносилась к Господу так же, как благоуханный ладан. Что значит «благоуханный»? А то значит, что мы не можем молиться, если в нашем сердце злоба на кого-то. Наша молитва не будет услышана, если мы кому-то не прощаем его грехи против нас, если мы желаем отомстить, если в нашем сердце никак не остывает досада, раздражение. Только тогда нашу молитву Господь услышит, если она будет чистой и благоуханной – как благоуханный ладан. Вот и принесем Богомладенцу Христу нашу молитву – чистую и непорочную. И, стоя сейчас в храме, вспомним, если где-то что-то мы имеем на кого-то обиду, досаду, раздражение, оставим все это. Принесем в подарок Господу Иисусу Христу нашу чистую молитву, ничем не оскверненную.

Смирну принесли волхвы Христу. Христос, как человек, должен был умереть, и умер за наши с вами грехи. А смирна – как знак смирения человека перед тем, что посылает ему Бог. Конечно, мы в своей жизни чаще всего ропщем, и больше всего недовольствуем на те обстоятельства, которые приходят к нам в жизни. Давайте принесем в дар Господу Иисусу Христу наше смирение. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Неужели мы с вами можем разуметь промысел Божий и Его тайны? Неужели мы можем знать, что нам к пользе, если Господь указывает нам через жизненные обстоятельства, некоторые трудности, которые мы должны претерпеть, пережить, преодолеть? Принесем Богу ныне в подарок свое смирение.

Итак, Церковь Христова, напоминая о волхвах, которые принесли дары Господу Иисусу Христу: золото, ладан и смирну, – призывает и нас нечто принести. Принесем мы с вами ныне, в праздник Рождества Христова, Спасителю мира, Родившемуся для нашего спасения, в дар веру своих сердец, молитву нашей души и смирение нашей жизни. Пусть Богомладенец Спаситель примет наши дары и благословит нас, чтобы наша земная жизнь прошла во всяком благочестии и чистоте, и мы достигли великого Царства, ради которого и пришел в мир Спаситель, чтобы победить грех, победить смерть и дать нам радость спасения и жизнь вечную.

Аминь.

(6.01.2008. Рождество Христово. Всенощное бдение.)

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14).

Мы с вами сейчас, подобно древним пастухам, которые две тысячи лет назад услышали эту ангельскую песнь, слышим ее сейчас в храме Божием, знаем, что она возносится и ныне ангелами на небесах, и просим у Господа, чтобы так же, как и когда-то пастухи, услышавшие эту ангельскую песнь, пошли поклониться родившемуся Богомладенцу Господу Иисусу Христу, так и мы с вами искренно и истинно поклонились воплощенному Спасителю мира Господу нашему Иисусу Христу. Как эти простые люди первыми пришли и приклонили свои колена перед Тем, Кто пришел для спасения всего мира, так и мы с вами ныне просим, чтобы и нам с вами приклонить колена сердца нашего перед Спасителем нашим, чтобы наша жизнь была соединена с Господом нашим, чтобы так же, как некогда свет Вифлеемской звезды просветил души людей, дотоле не знавших Господа, чтобы и наши с вами души были просвещены светом Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Нашей жизни не хватает света Христова. Мы сегодня слышим и поем в тропаре, что будем кланяться Солнцу правды – родившемуся Господу Иисусу Христу. И ныне молимся о том, чтобы эти слова оказались воплощенными в нашей жизни, чтобы нам всегда светило наше Солнце – Господь Иисус Христос, в нашей жизни, чтобы мы всегда во свете Его заповедей ходили. Об этом мы с вами ныне молимся.

Величайшее чудо, непостижимое человеческому разуму: как Великий, Всемогущий, Вечный Бог воплотился в малого Младенца, для того чтобы пройти всю жизнь человеческую. Это чудо Бог совершил для того, чтобы мы в своей жизни не были с вами одинокими. Он совершил это чудо, и воплотился, и стал Человеком для того, чтобы в жизни каждого из нас быть вместе с нами. Мы слышали уже неоднократно на богослужениях древнее пророчество о том, как Дева родит Сына, и имя Ему дается Еммануил, что значит: с нами Бог (см. Ис. 7, 14; Мф. 1, 23). В этом таинственном имени объясняется смысл пришествия и рождения в мир Господа Иисуса Христа. Он родился, чтобы быть с нами всегда. Он родился, и уже никогда от нас не уйдет, потому что Он обещал, что пребудет с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Мы верующими сердцами преклоняемся перед тайной боговоплощения, преклоняемся перед тем, чего не можем понять своим разумом: как Божие и человеческое соединилось в единой личности Господа Иисуса Христа. Но наше поклонение заключается в том, что мы просим у Господа, чтобы Он и с каждым из нас соединился, чтобы в жизни каждого из нас Господь Иисус Христос занял то подобающее место, которое занимает в человеке его сердце, его душа и его разум. Как не может жить человек без сердца, и души своей, и разума, так не может быть истинной жизни у человека, если он не будет соединен со Спасителем своим Господом нашим Иисусом Христом. Потому и имя Ему Иисус, что в переводе означает «Спаситель», что Он родился для того, чтобы мы с вами жили вечно. Он родился для того, чтобы грехи наши не погубили нас. Он родился для того, чтобы мы всегда, в любой момент жизни, имели в Нем надежду нашу и опору. Он родился для того, чтобы мы всегда могли к Нему обратиться, и Он всегда не оставит нас Своею милостию. Он родился для того, чтобы наши с вами души возродить, чтобы наши с вами души родить вновь для вечной жизни.

Дорогие братья и сестры! Наступает великая Рождественская ночь, в которой мы духовно переживаем те же события, которые некогда пережили в Вифлееме люди, узнавшие от Ангелов о радостной вести – рождении Спасителя мира. Мы от Ангелов ныне эту же весть вновь и вновь узнаем. Церковь Святая возвещает нам эту весть о рождении в мир Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Христос родился! Бог воплотился! Это значит, что мы с вами живем с Богом, это значит, что с нами Бог, это значит, что нам, живущим с Богом, ничто не страшно, что живем с Богом во временной жизни – будем жить с Ним и в вечной жизни, что в нашей жизни, в сердце каждого из нас так же Бог воплощается. Ведь мы причащаемся Его Пречистого Тела и Животворящей Крови, и Он Собою нас освящает, обожает нас и делает нас с вами достойными ходить во свете Его лица (см. Пс. 88,16).

Дорогие братья и сестры! Прославим Спасителя мира, родившегося для того, чтобы никто из нас не погиб, но все бы мы имели жизнь вечную (Ин. 3. 16).

Христос рождается, славите! Аминь.

(7.01.2009 Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Силою молитвы, силою нашей веры, силою благодати Духа Святаго ныне Церковь Христова призывает нас духовно сопережить величайшему событию в истории мироздания – Рождеству Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В богослужении все совершается для того, чтобы мы с вами внутренне ощутили ту величайшую радость, которую принес нам наш Господь, родившийся для того, чтобы мы с вами не погибли в грехах своих. Мы слышали из Святого Евангелия, что имя нашего Господа, родившегося ныне в Вифлееме, – Иисус, что в переводе означает – спаситель, ибо Бог для того и стал Человеком, чтобы нас, людей, спасти от власти греха над душами нашими.

Событие Рождества Христа невозможно осмыслить разумом, ибо как Бог, Которого нельзя даже представить в своих помыслах, вечный и бесконечный, создавший этот мир, неприступный и непостижимый, как Бог стал Младенцем? Как Тот, слову Которого повинуются все стихии вселенной, лежит беспомощный запелёнутый в яслях и видом Он, как младенец? Но не вид только внешний младенца у Богочеловека Господа Иисуса Христа – Он истинный Человек, воплотившийся в нашу природу человеческую, для того чтобы нас с вами исправить и изменить. Потому что через грех в существо наше человеческое вошли болезни, страдания и смерть. И Господь воплощается в Человека, становится истинным Богом и истинным Человеком – Богочеловеком для того, чтобы дать нам с вами возможность, пройдя через земную жизнь, освободить от власти смерти, болезни и греха, чтобы нам вместе с Господом, Который пришел к нам для нашего спасения, воскреснуть и иметь вечную жизнь.

Великое духовное значение рождения Спасителя в мир. Как мы можем воздать Господу за то, что Он нам сотворил? Что мы можем сделать в ответ на Его любовь?

Евангелие описывает, как волхвы принесли свои дары ко Господу – золото, ладан, смирну. Вот так и нас Святая Церковь призывает ныне Христу принести дар нашей веры. Чтобы она, как золото, была чиста. Чтобы она являлась для нас главным богатством нашей жизни, которого никто у нас отнять не сможет. И если обычное золото не имеет никакого значения для вечности, то золото нашей веры – наше сокровище, которое спасает нашу душу.

Церковь призывает нас, как ладан, вознести к Господу наши с вами молитвы, чтобы они были благоприятны пред лицом Божиим. Чтобы мы с вами молились, простив друг другу обиды и согрешения. Чтобы мы с вами обращались к Богу, не имея в сердцах наших скверных и нечистых помыслов. Чтобы как ладан благоуханный была наша молитва благодарения и возносилась к алтарю Господню.

Нас Церковь призывает принести Богомладенцу Христу смирну наших добрых дел, чтобы мы по заповедям Господа Иисуса Христа стремились в жизни совершать благие поступки, совершать добрые дела – те, которые заповедал нам совершать Господь Иисус Христос, – дела любви и милосердия.

Вот, что можем мы ныне принести ныне, когда все наполнено воспоминаниями о событии Рождества Христова. Вот, что можем мы ныне духовно принести к вертепу, где возлежит Спаситель мира.

Да, Христос родился в вертепе – в пещере, куда загоняли пастухи свой скот. Ему не нашлось места в человеческих жилищах. И ныне мы молимся Господу, чтобы нашлось место для Христа в наших сердцах. Чтобы не получилось так, как когда-то в древнем Вифлееме, когда двери домов были закрыты для Богомладенца, хотящего родиться в мир, и негде было родиться Иисусу Христу, пришедшему для спасения людей. Он пришел к людям, а люди закрылись от Него, захлопнули свои двери. Да не закроются наши с вами сердца пред лицом Божиим. Пусть наши сердца будут открыты для Спасителя и Господа нашего, Который родился в мир, чтобы мы с вами не погибли.

Мы ныне молимся в этот святой праздничный день, чтобы так, как ангелы воспевают славу в вышних Богу и на земли мир, наши сердца воспевали славу Богу, а в душах наших воцарился бы мир. И он может воцариться и воцаряется. И тишина, и покой, и благодать, и мир, и добро, и любовь – все это воцаряется в сердце человека тогда, когда человек душу свою для Бога открывает и с Богом Спасителем своим живет, и Господь царствует в жизни его, и он следует по пути Христову. Праздник Рождества Христова, прославляя Спасителя и Бога Господа нашего Иисуса Христа, будем молиться о том, чтобы наша жизнь была открыта для Бога. Чтобы воистину, так как говорил древний пророк Исайя о Господе Иисусе Христе, называя Его таинственным именем Эммануил, что означает – с «нами Бог». Чтобы мы всегда помнили, что с нами Бог, что Господь – наше спасение, что Бог – опора нашей жизни, что Бог – наш Спаситель, ведущий нас к жизни вечной.

Христос рождается – славим Его! Аминь.

(6.01.2010 Рождество. Всенощное бдение.)

Днесь мы духовно ликуем, торжествуем, ибо встречаем Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Непостижимо нашему человеческому разуму – как Бог родился? Как может родиться Бог, если Бог нерожден, а от века существует? Прежде времен, прежде создания и существования мира Бог всегда есть, и нет времени и не будет, когда бы не было Бога. Что же значит это – Бог родился?

Бог родился для нас. Как рождается для каждого из нас Бог в сердце нашем? – Когда однажды мы начинаем задумываться и понимать, что не так просто мы существуем на этой земле; когда мы однажды начинаем чувствовать, что в нас есть нечто такое, что невозможно объяснить никаким разумом; когда мы начинаем в себе самих чувствовать бессмертную душу – это Бог рождается в нас. Бог для того родился в мир, пришел в наш временный мир – Он, не ограниченный временем, вошел во время; Он, не ограниченный пространством, ибо нет места, где бы не было Бога, становится Богомладенцем, Богочеловеком – одним из нас – и все это Он совершает ради того, чтобы нас с вами, как только что мы слышали в Святом Евангелии, спасти от грехов наших. Он в рождении Своем получает имя Иисус, что значит – Спаситель. Мы с вами спасены, если Бог с нами. А Бог с нами тогда, когда наше сердце открыто для Бога, когда мы с вами следуем за Ним, когда в наших сердцах есть вера, и наше спасение соединено с нашей верой в Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Ныне мы с вами духовно радуемся о том, что в мир пришел наш Спаситель. Нет человеческого разумения и понимания, как объяснить это. Но наша верующая душа осознает это. Мы осознаем, что значит быть с Богом тогда, когда Бог помогает нам преодолеть все наши трудности жизненные. Мы осознаем, что значит быть вместе с Богом, когда в глубокой скорби мы получаем от Бога утешение; когда в бедах наших мы получаем правильное направление нашей жизни; когда в радости нашей мы тысячекратно умиляемся о Господе, который вместе с нами радуется. 

Иисус Христос пришел в этот мир для того, чтобы всегда быть с нами, чтобы никогда нас не оставлять. Только нам надо открыть свое сердце для Него и жизнь свою открыть для Него. Как часто мы загораживаемся от Христа! Как часто мы хотим жить по каким-то своим придуманным нами принципам! Как часто мы поступаем так, как будто и не пришел в мир Спаситель, надеясь на свои слабые и никуда не годные силы!

Когда Иисус рождался в Вифлееме – пришло время Ему родиться – увы: для Него не нашлось место в человеческих жилищах. Двери человеческих домов оказались закрыты на замки. И души человеческие оказались закрыты. Они видели перед собой готовящуюся родить жену, и никакого в их сердце сострадания не оказалось. И Дева Мария вынуждена была рождать Спасителя мира в пещере вместе с домашними животными. Вот так люди поступили с приходящим к ним Спасителем. – Да не будет с нами этого! Да не закроются сердца наши встрече Бога. Пусть раскроются наши души через милосердие, через прощение друг другу обид и согрешений, через наши добрые дела, через наше сострадание. Окажем милость и сострадание друг другу. Принудим сами себя делам любви, чтобы наша душа не оказалась закрытой перед пришедшим в мир Спасителем нашим. Распахнем наши души для Господа. Молитва в этом поможет нам! Молитва общая церковная благодатная – она умягчит наши каменные сердца, она уязвит нашу заскорузлую совесть, она раскроет наши жизни для того, чтобы Спаситель мира Господь Иисус Христос был вместе с нами.

Христос раждается – славим Его! Аминь.

(7.01.2010 Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Литургия.)

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с великим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Молитвенно желаю всем нам, чтобы Спаситель мира пребывал так, как о Нем и пророчествовал пророк Исайя (7, 14): чтобы Он пребывал с нами, а мы всегда были вместе с Ним. Чтобы Христос был в нашей жизни: в нашем уме – и руководил нашими поступками, в нашем сердце – и руководил нашими чувствами, в нашей жизни – и руководил тем путем, которым мы идем по жизни. Искренно желаю всем нам, чтобы мы всегда слышали голос Божий – и откликались на него, чтобы для нашего спасения родившийся Богомладенец Иисус Христос был нами воспринят нашей верою, и мы получили бы это спасение, ибо оно верою дается. А вера без дел мертва бывает (см. Иак. 2, 20), и потому искренно желаю всем нам учиться творить добрые дела – дела любви и милосердия чтобы были вместе с нами.

Я сердечно благодарю, дорогие братья и сестры, всех вас за любовь ко храму Божию и за ваши молитвы. Благодаря вашей любви ко храму Божию мы видим теперь, как он выглядит. Воистину состояние наших храмов – это образ наших с вами душ. Дай Бог, чтобы наши души соответствовали внутреннему убранству этого святого храма. Дай Бог, чтобы наши души так же сияли верою, надеждою и любовью. Без ваших трудов, без ваших жертв невозможно бы было в таком благолепии содержать эту святыню города Подольска. Но благодаря вашим трудам мы это можем сделать.

Я искренно благодарю братьев-сопастырей за их молитвенные труды повседневные, которые они совершают, утром, и вечером, и днем на дежурстве, и на выездах к больным и нуждающимся. Спаси вас Господи!

Я благодарю своих помощников по приходскому Совету. И сегодня хотел бы особенно отметить некоторых из них. Потому что просто гигантские в короткий срок были произведены работы, дорогие братья и сестры. Потому что, кто помнит, здесь вот раньше солея буквально уже проваливалась внутрь, и мы не знали, что делать, и пришлось полностью разобрать весь этот придел, произвести целые раскопки. И пришлось произвести инженерные работы, и забетонировать, и много что другое сделать. А потом, вы видите, как Господь послал нам и помог, и мы весь пол поменяли на прекрасный греческий мрамор, произвели полную промывку трапезной части храма, и иные различные работы. И очень усердно трудился и помогал в этих трудах наш церковный староста Борис Иванович Ганаба. Я хочу поблагодарить Бориса Ивановича за столь усердные труды, уже благословенная грамота у него от меня есть, и от Владыки митрополита есть благословенная. Вот еще благодарственную грамоту за жертвенную помощь Троицкому собору г. Подольска, дорогой староста, разрешите вам вручить. Помогай Господь и Матерь Божия и в дальнейшем трудиться во славу нашего собора.

Хочу также поблагодарить и вручить благословенную грамоту настоятеля Троицкого собора завхозу нашему Юрию Михайловичу Александрову. Помогай Господь вам, Юрий Михайлович, в ваших трудах. Спасибо за усердные труды. Спаси Господи!

А также хочу поблагодарить и вручить благословенную грамоту настоятеля Троицкого собора нашему труженику – коменданту Троицкого собора Георгию Ахмедову. Помогай Господь!

Но это не значит, что другие сотрудники наши не трудились. Все трудились усердно. Спаси вас Господи!

Наступил великий праздник – Рождество Христово, Святые дни – Святки. В эти дни поста не бывает в среду и пятницу, и поклоны мы не совершаем. Будем духовно радоваться о родившемся Господе. Будем прославлять Господа и нести всем людям весть о том, что Христос родился ради нашего спасения, и всяк верующий в Христа не погибнет, но будет иметь жизнь вечную.

С праздником, православные! Храни вас Господь милосердный и Матерь Божия! Доброго всем здоровья.

(06.01.2011 Рождество Христово. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь через свои богослужения делает нас с вами духовными участниками величайших событий в истории человечества и лично в нашей с вами жизни. Через освященные веками песнопения и молитвословиями мы с вами становимся сопричастными таинству спасения рода человеческого.

Ныне мы с вами, молясь за этим всенощным бдением, ощущаем себя в древнем Вифлееме, ожидающем рождения в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Богослужение раскрывает, как и кто узнал о том, что в мир родился Спаситель. В первую очередь нам указывают на пастушков, которые от Ангелов услышали весть о том, что рождается Тот, Кто избавит людей от их грехов (см.: Лк, 2, 8–20). Простые пастухи, не имевшие какого-либо особого образования, занимающиеся простым тяжелым повседневным трудом, узнают весть от самих Ангелов. Это так происходит, потому что их сердца были уже приуготованы к этой вести. Так же богослужение нам повествует и о волхвах, которые, в отличие от пастухов, наоборот, были мудрецами и знали множество наук, и наблюдали за движением звезд, и постигали закономерности, существующие в природе, и знали о древних пророчествах и, соединяя все это вместе, своим разумом постигли весть о рождении Спасителя мира (Мф. 2, 1–12).

Дорогие братья и сестры! Эти два повествования, имеющие корнем своим евангельское откровение и очень богато развитые в богослужении Рождества Христова, для нас очень важны. О чем они говорят? Они говорят о том, как мы с вами воспринимаем весть о Спасителе мира Господе Иисусе Христе. У каждого из нас своя жизнь, и в жизни у каждого из нас были такие события, когда нам открывалась эта истина. Для одних это было благодатное откровение, которое, как молния духовная, поразило душу человека, и он почувствовал, что нет смысла в жизни без Бога, что бессмысленно все без молитвы. Он почувствовал, как благодатно ему находиться в храме Божием, какая сила молитв церковных. Это подобно тому, как почувствовали пастухи пение Ангелов и, не будучи особо подготовленными к понимаю происходящего, но имея открытое чистое сердце, пошли и поклонились рождшемуся Господу Иисусу Христу.

Как многие из нас по зову своей души, не понимая еще до конца, что они делают, приходят в храм Господень и кланяются Спасителю мира и просят у Него благословения и помощи. И, в меру открытия сердец наших, мы получаем ту благодать, которая нам необходима, в меру веры нашей.

Итак, Святая Церковь призывает нас с вами иметь чистое сердце, и стремление к Богу, и поклонение Господу нашему, какое имели пастухи, услышавшие призыв Ангелов. Ибо и мы с вами слышим этот ангельский призыв: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14) – открывающий нам смысл явления в мир Бога.

Но другие из нас пришли к вере и к пониманию необходимости жизни по вере путем глубоких размышлений, анализируя, что происходит с ними в жизни, делая выводы из своих ошибок и неудач, рассматривая бессмысленность жизни в атеистическом мраке и увидев, подобно тому как волхвы увидели звезду, свет Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И многие из нас, по здравому размышлению и сопоставлению, и извлечению уроков из жизни, так же, как эти волхвы, приходят к Богу и приносят Ему свои дары. Волхвы принесли золото – и мы стремимся принести золото нашей веры. Волхвы принесли ладан – и мы стремимся принести наши с вами молитвы Господу. Волхвы принесли смирну – и мы стараемся в этой жизни смирять свою гордыню и пустоту свою духовную смирять перед величием Божества, дабы Он, Спаситель мира Господь Иисус Христос, наполнил нашу жизнь смыслом.

Вот так, дорогие братья и сестры, ликуя сегодня о родившемся Господе, Святая Церковь назидает наши с вами души, призывая нас к достодолжному поклонению родившемуся Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу. Услышим сей призыв Святой Церкви, потщимся услышать в своей жизни голоса святых Ангелов, зовущих нас к чистоте сердца и к поклонению Богу. Увидим свет Вифлеемской звезды, призывающей нас с вами принести плоды наших жизненных трудов. Восславим родившегося Богомладенца Господа Иисуса Христа.

Христос рождается, славите!

Христос с небес, срящите!

Аминь.

(07.01.2011 Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.)

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, со светлым праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Пусть свет Христов озаряет наши с вами жизни. Пусть мы в свете Христовом всегда прибывает и находим радость учиться любви друг ко другу, находим радость веровать в Бога нашего, находим радость всегда надеяться на Него.

В нынешний светлейший праздник от Господа Бога желаю всем доброго здоровья – душевного, духовного, телесного. В нынешний праздник, когда мы с вами соединены молитвой благодарения к Богу, я хочу поблагодарить и вас всех. В первую очередь я хочу поблагодарить своих братьев-сопастырей, с которыми мы вместе предстоим у престола Господня и несем повседневные молитвенные труды в этом святом замечательном храме. Невидим труд священника, ибо он совершается в душе того, кого Господь призвал к этому высокому служению. Я желаю вам, дорогие братья-сопастыри от Родившегося Богомладенца Христа силы и крепости в ответственейшем вашем служении. Пусть Господь помогает вам всегда так же усердно совершать все богослужения, отвечать на нужды и просьбы всех, приходящих в этот святой храм, посещать больных, посещать детей в различных социальных заведениях, где они находятся под опекой государства, посещать воинские части, приходить не только к тем людям, которые зовут нас, но и нести слово Божие к тем, кто пока еще не знает истины Христовой. Да укрепит вас Господь, дорогие братья-сопастыри в этом святом служении.

Я хочу в сегодняшний день особо поблагодарить хор наш, который помог нам в эти святые дни вознестись нам душою к Богу. Талант, данный вам от Господа, вы правильно употребляете. Вы употребляете его на то, чтобы самим славословить Его, и нас приглашать к молитве. Да поможет вам Господь и далее умножать эти данные вам таланты.

Я благодарю в сегодняшний день праздника Рождества Христова наш приходской совет и приходское собрание, заботами и повседневными трудами которого содержится этот святой собор – наш памятник истории и культуры. И особо благодарю, не могу не благодарить нашего почетного ктитора – глубокоуважаемого градоначальника Николая Игоревича Пестова, за его благосклонное внимание к нашей святыне.

Я благодарю все вас, дорогие братья и сестры, прихожане, ибо вы знаете, и мы знаем, что именно вашими молитвами, вашими трудами, теми пожертвованиями, которые вы приносите в храм Господень, и храм содержится, и духовенство имеет возможность здесь служить, и хор имеет возможность петь. В храме ничего не покупается и ничего не продается. Все то, что вы приносите и оставляете в храме, – это ваша жертва на храм Господень. Вы от себя жертвуете Богу. Благодать купить невозможно. Но жертва, которая приносится человеком Богу, имеет великие свойства. Вы помните рассказ евангельский о лепте вдовицы, которая оказалась самой большой жертвой на храм. Пусть Господь сторицею тысячекратно воздаст вам за ваши лепты, за ваше усердие, за ваши труды и за вашу любовь.

(06.01.2013. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сейчас с вами Святое Евангелие, где говорится, как было Рождество Христово (Мф. 1, 18–25). Мы слышали о том, как от Духа Святаго во чреве Пречистой и Преблагословенной Девы Марии был зачат Спаситель мира. Мы слышали о том, как Ангел возвестил Ея благочестивому Обручнику о том, что он должен наречь имя Ему Иисус, что значит «Спаситель», потому что Он спасет людей от грехов их. Мы слышали о том, что было это все во исполнение пророчества Исаина, где говорится, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил», что в переводе означает «С нами Бог» (см. Ис. 7, 14).

Мы ныне празднуем Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Он наш Спаситель. Он пришел, чтобы быть с нами. Он истинный Бог, и с нами есть наш Бог Господь Иисус Христос – Бог и Человек.

Как понять это спасение, которое пришло ко всем нам? Почему мы радуемся? Не было ли другой возможности дать нам спасение, кроме той, как Самому Богу родиться и воплотиться?

Человек, когда отпал от Бога, вкусил греха. Он сам это сделал. И грех, как яд, разлился во всем существе человеческом, поглощая и душу человека, и тело. Душа человеческая, подобно телу, начала страдать страшнейшими недугами: ненавистью и злобой, коварством и убийством, ложью и обманом. Страшными страстями стала страдать душа человеческая, заражая через это, конечно же, и тело человека. И земля для пребывающего на ней человека стала юдолью страдания. Можно ли было исправить это?

Да, Господь посылал Своих пророков, и они говорили Его народу, что нужно исправить, что нужно в жизни изменить. Да, Господь дал заповеди Свои, и, если бы люди их соблюдали, они бы очистили свои души. Но оказалось, что уже поздно: человек слишком заражен. Грех полностью парализовал его жизнь. Когда человека поражает рак, поздно уже ему давать предписания о том, как соблюдать жизненный режим. Когда у человека развивается туберкулез, и он уже весь гниет изнутри, невозможно уже его лечить хорошей пищей или витаминами. Все способы были использованы Богом для спасения человека, и оказалось, что ничто уже не может его исцелить. Ну, вот как если взять пример из той же медицины: иногда, чтобы спасти человека, нужно ему сделать переливание крови, вместо зараженной крови влить чистую, новую. Иногда и этого мало. Иногда нужно ему пересадить костный мозг от другого человека, который здоров, чтобы дать ему возможность дальше жить. И этого бывает мало. И научились уже даже пересаживать здоровую почку больному человеку вместо его развалившейся. Да даже сердце уже пересаживают!

Бог пришел в мир, чтобы Самого Себя отдать для нас, чтобы мы через это спаслись. Он Себя Самого всего отдал для нас. Все Свое Пречистое Тело, всю Свою Животворящую Кровь Спаситель мира отдал для того, чтобы наше зараженное, никуда не годное существо изменить, очистить и спасти – чтобы мы не умерли от страшной заразы греха, а спаслись бы и имели вечную жизнь.

Вот поэтому-то мы и радуемся о Его рождении, ибо с Его рождением мы все получили способность и возможность для нашего спасения. Нужно только воспринять этот дар Божий, который Господь приносит нам с вами: Свою Животворящую Кровь и Пречистое Тело, Свое любящее сердце, – все Господь отдает нам для нашего спасения. Будем славить Его, и идти за Ним, и торжествовать о Его рождении в мир, ибо воистину ныне с нами Бог! Аминь.

(06.01.2014 Рождество Христово. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слышали мы с вами сейчас евангельское благовестие, которое открывает нам тайну Рождества Спасителя – Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Мф. 1, 18–29). Обращает на себя внимание повеление Ангела Божия назвать родившегося Младенца именем Иисус, что в переводе означает «Спаситель», но также вызывает некоторое удивление повествование евангелиста Матфея о том, что пророк Исайя, предсказывая рождение в мир Спасителя, говорил о том, что Дева родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит «с нами Бог» (см. Мф. 1, 22–23; Ис. 7, 14). Так какое же имя у нашего с вами Спасителя?

Надо обратить на это внутреннее глубокое внимание, потому что Спаситель наш Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. И рождение Его среди нас настолько чудесно, и непостижимо, и спасительно, что эти два имени характеризуют Его удивительную Личность – ведь Он одновременно был и Богом и Человеком. Соответственно, исполнилось пророчество Исайи: к нам пришел Бог. Теперь не надо Его искать где-то далеко – Он здесь, с нами. И одновременно к нам пришел Человек, Который исполнил весь закон и пострадал за наши с вами грехи. Поэтому мы и называем Его «Спаситель» – Иисус, Бог и Человек.

К нам пришел Бог, и поэтому чудо теперь обитает с нами. В том, что не можем делать мы и в чем мы бессильны, Он помогает нам. К нам пришел Спаситель, и поэтому мы не гибнем в своих грехах. Грехи не могут нас погубить, если мы будем держаться за руку Господа нашего Иисуса. К нам пришел Бог, и поэтому перед нами теперь открыты небеса райские, и мы возвращаемся к Отцу нашему Небесному. К нам пришел Человек-Спаситель, спасающий нас от нашего безумия, от нашего греха, от нашего нерадения, от нашей слабости.

Вот значение этих двух имен. Еммануил – «с нами Бог», Иисус – «Спаситель». Это один и тот же Господь Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек.

И ныне мы наполнены с вами радостью – радостью от того, что мы не только не одиноки, но мы уже и не бессильны. Самое страшное что? Когда человек теряет надежду, когда в его сердце нет опоры, когда он не знает, как ему любить, когда он не знает, как ему быть счастливым, когда жизнь его мрачна и кажется исполнена скорбей и печалей. Но к нам приходит Бог и Божественною силою Своею преображает наши с вами души, дает нам благодать, которую мы получаем через Церковь, созданную Господом Иисусом Христом на земле, где в видимых формах, в Таинствах Церковных Спаситель Иисус Христос очищает наши души, укрепляет нас и, более того, соединяется с нами так близко, что Его Пречистое Тело становится частью нашего тела, а Его Животворящая Кровь становится частью нашей крови. Вот в чем наша радость о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мы не погибнем, потому что с нами Бог. Мы не погибнем, потому что Иисус Христос ведет нас по этой жизни. Он здесь, Он с нами. Где двое или трое собраны во имя Его, Он там (см. Мф. 18, 20). Значит, здесь и сейчас Он пребывает с нами. Значит, в Нем мы можем положить опору своей жизни, на Него мы можем уповать, на Него надеяться и знать, что даже если все люди оставят нас и все отвернутся от нас, Он никогда не отвернется от нас, потому что Он для того и родился в убогом вертепе, чтобы никто из нас с вами не погиб, но имели жизнь вечную (см. Ин. 3. 16).

Великую радость предлагает нам сегодня Церковь Христова – сопережить Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Христос рождается – славим Его! Аминь.

(06.01.2015 Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь ныне нас всех зовет радоваться – радоваться о рождении в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа!

Наши человеческие обычные радости бывают очень скоротечны, мы не умеем по-настоящему радоваться, и радости наши, увы, преходящи: порадовался человек, что подружился с другом хорошим, наступило время, и друг отступил от него и предал его – и вся радость кончилась. Или порадовался человек, что ему удалось заработать много денег, но растратил их он очень быстро – и вся эта радость закончилась. Или порадовался человек, что купил какую-то хорошую вещь, которая тешит его, прошел год-полтора – вещь эта сломалась, и от нее ничего не осталось. Как скоротечны наши радости, как не умеем мы радоваться! Не умеем потому, что радости наши полагаем в том, что не является важным на самом деле для нашей души.

Чему же предлагает сегодня радоваться всем нам Святая Церковь? Что случилось такого важного для всех нас? Очень важное случилось – родился в мир тот, которому имя Иисус, что в переводе означает Спаситель. СПАСИТЕЛЬ! Кому нужен спаситель? Когда человек сам не может что-либо сделать, ему нужен тот, кто ему поможет. Если человек тонет, то кто ему нужен ? – Ему нужен тот, кто придет и спасет его – по-русски спасатель, по-славянски спаситель. Или человек находится в объятой пламенем квартире, задыхается от дыма, упал без памяти – кто ему нужен в этот момент, кто для него самый важный? – Тот же спасатель, по-славянски спаситель, который вытащит его из этого огня. Или человек неизлечимо болен – кто ему нужен в этот момент – ему нужен тот, кто сумеет его излечить, он будет для него его спасителем.

Все мы с вами нуждаемся в Спасителе потому, что так же как тонущие, мы погружены в глубину своих грехов, которая как страшное море затаскивает нас и мы захлебываемся своей суетой, своей пустотой, своими грехами, барахтаемся, пытаемся исправиться – ничего не получается, идем ко дну! Кто нам нужен? Спаситель нам нужен. Огонь страстей пожирает нашу душу! Как в огне мы горим, гневаясь, злясь, завидуя, обижаясь, не терпя - огнем греха поражена наша душа! Кто может спасти нас? Мы сами не можем этот огонь потушить, нам нужен Спаситель! Мы больны духовно, хронически неизлечимо больны своими духовными грехами. Сегодня осознаем, что виноваты, а завтра делаем тоже самое. Болезнь души нашей поразила нас, сами исправиться не можем! Доброе, которое хотели бы делать – не делаем, злое, которого не желали – совершаем (см. Рим. 7, 19)! Кто нам нужен? – Врач, Спаситель, Который спасет нас! И вот чему призывает Церковь ныне нас радоваться: днесь родился нам Спаситель Господь Иисус Христос, Которому дано таинственное имя Еммануил, что значит «с нами Бог»! (см. Мф. 1, 23). Потому Христос наш Спаситель, что Он с нами, Он не бросит нас! Все в этой жизни прейдет и изменится, все уйдет, все рассыплется в прах, да и жизнь сама наша земная закончится, только Он никогда не оставит нас, потому что Он пришел нас с вами спасти от грехов наших, как слышали мы только что сегодня в Евангелии (Мф. 1, 21).

Вот чему нам надлежит, дорогие братья и сестры, радоваться! И эта радость подлинная, которую никто от нас не отымет, она всегда с нами (см. Ин. 16, 22)! Эта радость утешит нас, когда мы в печали, эта радость укрепит нас в нашей жизни, эта радость даст нам силы жить в этой временной жизни и получить жизнь вечную!

Испросим же благодати Господней, чтобы наше сердце воистину возрадовалось, чтобы мы встретили родившегося Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который вочеловечился и пришел в этот мир, чтобы мы с вами не погибли, но имели жизнь вечную (см. Ин. 3, 16)! Ему же слава во веки веков.

Аминь.