Слово о Постах.

2.12.2000 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Начался, дорогие братья и сестры, Рождественский пост, и сегодня уже завершается пятый день этого духовного пути, который мы с вами совершаем навстречу родившемуся Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу. 40 дней установила Святая Церковь Православная приготавливать себя к встрече этого великого праздника. Это приготовление душ наших необходимо, потому что сами мы чувствуем как бы постоянную нашу неготовность к тому, чтобы Господь был с нами. С одной стороны, мы желаем, чтобы с нами был Бог, желаем благословений Божиих для себя, желаем Его всесильной помощи, понимаем, что Он – единственная наша опора и единственная наша надежда, ибо в этом мире нет ничего постоянного и нет ничего надежного. Один Господь, Спаситель мира, является тем спасительным оплотом, который может сохранить нас с вами от духовной смерти и от всякого зла. Конечно, понимая это своим разумом, одновременно мы ощущаем и свою духовную неготовность быть вместе с Господом. Потому что – что значит быть вместе с Господом?

Очень просто об этом объяснял великий миссионер святитель Иннокентий, который учил простые народы Севера на доступном их пониманию языке, – и для нас это будет очень доступно. Быть вместе с Господом – это значит, какое бы ты дело не делал, думать: может это дело делать вместе со мной Господь? Могу я это дело делать во славу Божию? И если мы так начнем свою жизнь проверять, то мы, конечно же, увидим, как много мы совершаем поступков, о которых нельзя сказать, что мы их совершаем во славу Божию. И как много мы делаем дел, о которых нельзя сказать, что мы их делаем вместе с Господом. Легко так себя проверить.

Когда в мир родился Богомладенец Господь Иисус Христос, оказалось, что Ему нет места в человеческих жилищах. Никто не смог принять к себе в дом рождающегося Спасителя мира. Вот для того-то Святая Церковь и установила Рождественский пост, чтобы мы дом души своей приготовили к встрече со Спасителем. Чтобы в нашей душе нашлось для Него место, чтобы мы могли вместе с Ним творить дела своей жизни, чтобы наши все поступки были во славу Божию. Недаром ведь Рождественская песнь звучит так: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение». Вот чтобы слава в Вышних Богу отражалась и в наших сердцах, чтобы слава Божия сияла и в нашей жизни, в наших мыслях, в наших чувствах, в наших поступках, для этого Святая Церковь и установила Рождественский пост, чтобы мы приуготовили себя к встрече со Спасителем нашим.

Обратимся же к Господу, и помолимся Ему, чтобы нам достойно провести это спасительное время, с духовной пользой, очистить свои души и радостно встретить Рождение Господа нашего.

Аминь.

27.11.1999 года (слово о рождественском посту).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра начинается святой рождественский пост. Сорок дней мы с вами будем духовно готовить себя к встрече светлого и великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Почему необходимо нам, обязательно необходимо, эта духовная подготовка? – Время поста Святая Церковь дает нам для того, чтобы мы привели в порядок свою душу, чтобы мы вновь внимательно посмотрели на свою жизнь.

Мы помним с вами евангельское повествование о том, как рождался в мир Христос Спаситель, каковы были обстоятельства воплощения Бога Слова, когда Он пришел для того, чтобы нас искупить от греха. Обстоятельства были таковы, что люди в своем подавляющем большинстве не только не заметили этого величайшего события, которое перевернула всю историю человечества, но даже не нашли возможность просто оказать сострадание родившемуся Богомладенцу, потому что не нашлось даже места, где положить Новорожденного. Не нашлось даже места в человеческих жилищах, чтобы в них родился воплощенный Бог. Вот какое состояние нравственное было тогдашнего мира.

Ради того, чтобы возвести из глубины этого нравственного падения, и родился Иисус Христос. Но каково нынешнее наше с вами нравственное состояние? Как мы можем встретить рождающегося Богомладенца Христа? Найдется ли Ему в нашей жизни место?

Вот, на все эти духовные вопросы, которые мы должны задавать самим себе, и помогает нам ответить наступающий рождественский пост. Потому что, если мы будем справедливы сами к себе, и не других, а себя начнем строго осуждать, и не за другими людьми, а сами за собой начнем видеть недостатки, грехи, пороки наши, то, конечно, нам станет ясно, что мы совершенно не подготовлены для того, чтобы быть жилищем для Бога. Ведь Бог пришел в мир для того, чтобы жить вместе с нами. И наша душа, которая обитает в нашем теле, должна подготовить нас самих к тому, чтобы Бог пребывал вместе с нами в нас, как в храмах Своих. Но, конечно, мы видим в себе совсем другие желания, другие стремления, видим свою нечистоту, свою слабовольность, свою греховность.

Вот, Святая Церковь и предлагает нам этот пост для того, чтобы мы приуготовили себя к встрече праздника Рождества Христова; для того, чтобы мы убрали из души весь духовный мусор; чтобы мы раскаялись в своих грехах; чтобы мы примирились с теми, с кем у нас были неприятности и ссоры; чтобы мы стремились к тому, чтобы напитать нашу душу добрыми делами, научиться милосердию, прощению, состраданию.

Пост – это время воздержания. Конечно, не понимающие природы поста, могут сказать: «О каком воздержании может идти речь в столь трудное время, когда и так, практически, очень многие обычные вещи и даже обычная пища становится недоступной из-за ее дороговизны, из-за недостатка материальных средств?»

На всем протяжении истории человечества не было, наверное, никогда больших периодов благоприятной жизни. А суть поста заключается не в том, что человек не может приобрести какого-то продукта и его не ест, и голодает, а в том, что человек сам ограничивает себя в том, к чему имеет доступ и к чему имеет возможность. Но в первую очередь это ограничение касается нашего ума, наших чувств, наших мыслей и нашего языка. Потому что «извнутрь» – из души нашей – все рождается и доброе, и злое (Мф. 15, 19, 20). Так учит нас Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, Который Сам показал нам пример поста и воздержания. Не имея нужды в том, чтобы Ему поститься от греха, ибо Он безгрешен был, и жизнь Его была свята, тем не менее, Он постился, дабы Своим Человеческим примером показать нам, людям, правила духовной жизни.

Испросим, дорогие братья и сестры, благословение у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа на наступающий завтра рождественский пост. Помолимся Ему, чтобы Он укрепил нас в решимости исправиться. Попросим у Него, чтобы Он дал нам сил нелицемерно покаяться в своих грехах. Попросим у Него, чтобы Он научил нас воздерживаться от своих страстей и желаний; чтобы Он научил нас избавляться от греховных привычек; чтобы Он научил нас воздерживать свой язык и быть правдивыми и правильными в своих поступках.

Испросим благословения на предлежащий рождественский пост, дабы нам приуготовить свои души и телеса к радостной встрече Христа, рождающегося для спасения нашего.

Аминь.

11.12.1999 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас идет время Рождественского поста. Мы с вами готовимся встретить праздник Рождества Христова. И встречая этот праздник, мы с вами должны напомнить себе кто мы такие. Мы с вами – христиане. Т.е. те, кто в своей жизни решили следовать за Христом. Цель поста, подготавливающего наши души и телеса к этому великому празднику заключается в том, чтобы мы привели свою жизнь в соответствие с тем, к чему призывает нас наш Спаситель Господь Иисус Христос.

Богослужение Православной Церкви полно глубоких святых духоносных и действенных символов, которые помогают нам вести духовный труд по искоренению своих недостатков и грехов, чтобы действительно наша жизнь соответствовала нашему призванию и нашему названию – христиан.

Во время богослужения всенощного бдения мы с вами подходим и целуем Святое Евангелие. И совершается помазание – священник освященным маслом изображает знак креста на нашем челе – на лбу. Этот внешний обряд имеет великий духовный смысл.

Вспомним, что означает название имени Спасителя нашего Господа – Иисус Христос? – Иисус означает «Спаситель», а Христос означает «Помазанник».

В древнем мире на царство, на пророческое служение и на священство помазывали освященным елеем. И через это внешнее помазывание изображалась благодать Божия, сходящая на человека.

Господь Иисус Христос есть истинный Помазанник, ибо Он – истинный Царь, во власти Которого то Царство, которое не от мира сего, но которое в душе человеческой созидается и которому не может быть конца, ибо это – вечное Божие Царство, к которому и призывает нас наш Спаситель.

Он – истинный Пророк, ибо открывает нам подлинную сущность добра и зла, ибо показывает нам верный путь к спасению.

И Он – Спаситель наш – истинный Первосвященник, потому что не внешнюю какую-то жертву Он принес, а Себя Самого предал за грехи мира и умер за наши грехи, взяв на Себя всю нашу ответственность.

И поэтому мы называем Его истинным Помазанником – Христом. Мы во Христа крестились, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). И Церковь Святая нас с вами тоже возводит в это святое достоинство помазанников Божиих.

После крещения мы были миропомазаны – Дух Святой сошел на нас. И наши тела стали жилищем Духа Святого. Дух Святой обитает в христианах, поэтому такова сила христиан, такова сила Церкви Христовой. И об этом нам постоянно Святая Церковь напоминает.

Мы приходим, целуем Святое Евангелие. Евангелие – Слово Божие. Целуя Евангелие, мы обещаем перед Богом, что будем стремиться жить по Его Святому Слову. Целуя Святое Евангелие, мы просим у Господа Бога силы на то, чтобы нам в своей жизни хранить Слово Божие.

А, помазывая нас освященным елеем, священнослужители напоминают каждому из нас и, конечно, в первую очередь, самим себе, что мы тоже несем знак помазанничества Божия, т.е. мы обязаны, подобно Христу, в своей душе созидать Царство Божие.

Царство Божие мы будем созидать тогда, когда будем прощать друг другу обиды, когда будем искоренять из своего сердца грехи, когда сделаем нашу душу милосердной и сострадательной, когда научимся любить друг друга и видеть свои собственные грехи и не видеть грехов других людей, но иметь в себе дух молитвы.

И помазывая нас освященным елеем, Святая Церковь напоминает нам, что без Христа, Царя истинного, мы не сможем создать в своей душе это Царство. Только подлинный Царь Спаситель мира Господь наш Иисус Христос даст нам это Свое Царство.

Помазывая нас, Святая Церковь напоминает нам о том, что и мы имеем тот дар, который имеют святые пророки. Пророк – это то, кто открывает людям глаза на правду, указывает им, что есть зло и что есть добро. И мы, христиане, знаем это! Ибо Дух Святой открыл нам это через Слово Божие, через таинства церковные, через заповеди церковные, через заповеди Божии. Мы знаем, что есть грех, а что есть праведность. И когда мы помазываемся, мы просим у Господа – истинного Пророка, чтобы Он открыл и для нас силы и знания для того, чтобы нам всегда избегать злого и следовать доброму, чтобы нам всегда избирать жизнь по благим заповедям Господним и никогда не идти на путь нечестия и неправды.

Наконец, когда мы принимаем помазание, то мы вспоминаем о том, что сказал нам апостол Петр: «Вы царское священство, род избранный» (1Пет. 2, 9). Христиане всей своей жизнью призваны служить Господу. Наша жизнь христианская это – служение Богу. Так, как служил Господь наш Иисус Христос, Который пришел в мир не для того, Ему послужили, но для того, чтобы послужить людям, чтобы спасти людей (Мф. 20, 28), так и истинный христианин свою жизнь стремится посвятить на служение ближнему.

Какие высокие цели! Какие высокие задачи! Но ведь к этому нас и зовет Господь, говоря: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48).

Мы видим свое несовершенство. Видим, насколько мы не соответствуем этому высокому призванию. Но мы веруем, что если мы будем стремиться к совершенству, Господь будет подавать нам силы. И для того мы и собираемся в храмы Божии на молитвы, ибо знаем, что благодать Духа Святого действует здесь на нас. И для того и дан нам пост, чтобы мы в это время особенно усердно посвятили себя духовному совершенствованию.

Дорогие братья и сестры! Прославим Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа и испросим у Него благословения на то, чтобы и нам, имеющим помазание спасения, быть достойными имени христианина и следовать за Христом в жизни своей.

Аминь.