Слово о жертве на храм

Слово о жертве на храм Божий

 прот. Александра Ганабы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог создал человека по Своему образу и подобию и дал ему радость общения райской жизни. Первые люди, жившие в раю, имели великое счастье, потому что были вместе с Богом. Ведь Бог – источник жизни, источник любви, источник радости.

Когда человек по своему неразумию использовал свою свободную волю для того, чтобы попытаться жить без Бога, он потерял это райское общение, потерял эту радость, потерял рай, который дал ему Господь.

Осознание своей вины очень быстро пришло к человечеству, и человек очень быстро понял, что он потерял, но не знал, как возвратить ему потерянное блаженство.

Промыслом Божиим история человечества складывалась так, что через Своих посланников – пророков Бог приготавливал человека к пришествию в мир Того, Кто вновь возвратит людям радость богообщения, т.е. Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Осознавая свою виновность перед Богом за самонадеянность, гордыню, за свои грехи, человек, желая показать свое понимание утерянного им через покаяние с первых времен стал показывать плоды достойные покаяния. Эти плоды покаяния называются – жертвой Богу.

Псалмопевец пророк Давид говорит о том, что жертва Богу - "дух сокрушен" "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50, 19). – Но как мы внешне проявим сокрушение нашего духа? Как мы внешне проявим свое смирение?

Еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа через пророков был указан этот способ проявления человеком своей благодарности Богу через совершение им жертвы. В Ветхом завете есть целые большие главы, посвященные описанию того, как нужно совершать эту жертву: жертву за грех, жертву благодарственную, жертву хваления.

Все эти жертвы, конечно же, были прообразом той единственной Жертвы, которую принес Господь наш Иисус Христос, Сам став жертвою за наши грехи, взяв на Себя грехи мира и претерпев смерть на Кресте, чтобы через Свою смерть и Свое Воскресение искупить наши грехи. Потому что никаких наших сил и никаких наших жертв не хватит на то, чтобы преодолеть то ярмо греха, которое довлеет над каждым человеком.

В Ветхом завете было предписано, чтобы каждый человек десятину, т.е. одну десятую часть, от всего того, что он приобретает, отдавал в жертву Богу. Этот закон строго соблюдался. Многие из нас помнят и знают, как в Неделю о мытаре и фарисее читается Святое Евангелие, где фарисей даже хвалился тем, что он приносит десятую часть от всех своих прибытков Богу; хотя хвалиться было совершенно нечем – одно внешнее приношение жертвы без внутреннего обращения к Богу ничего не дает.

Понятия жертвы после того, как Господь Иисус Христос принес искупительную жертву за грехи всего мира, стало составной частью нашего святого православного вероучения. И православные христиане, особенно в первое время, впервые века, свято чтили эту заповедь Божию о десятине, т.е. о принесении одной десятой части своих доходов Господу.

Господь Иисус Христос искупил нас "от клятвы законныя" и раскрыл перед нами дверь спасения. Однако мы настолько ощущаем себя недостойными этой жертвы, а нашу жизнь понимаем, осознаем, как несоответствующую подлинному христианскому образцу поведения, что с первых веков и в Христианской Церкви установилось правило о том, что верующие люди приносят жертвы на храм Божий.

Было даже серьезное установление, которое говорило о том, что не со всякого рода деятельности можно приносить жертву Богу. Так, например, не принималась жертва блудницы, которая зарабатывала себе на жизнь греховным образом.

С первых времен, когда христиане еще служили в катакомбах, мы читаем в "Послании двенадцати апостолов" о том, как православные христиане приносили в жертву на храм Божий хлеб, воск, мед, вино... – Но со временем это приношение в натуральных продуктах было заменено на принятое во всем мире денежное пожертвование, известное как в Ветхом, так и в Новом завете.

Я думаю, каждый из нас помнит этот величественный и дающий точное обозначение смысла жертвы рассказ о том, как Господь Иисус Христос сидел у входа в храм и смотрел, кто сколько жертвует (Лк. 21, 1-4). Приходили богатые, и жертвовал довольно много в ящик для пожертвований. Но вот, подошла одна вдовица и положила всего-навсего две лепты. Тогда

Христос подозвал Своих учеников и сказал: "Смотрите! Она дала больше всех". - "Как так?" – спросили ученики. - "Потому что богатые давали от своего избытка, - то есть, если сказать проще, это пожертвование для них ничего не стоило, и не было обременительно, и, наверное, даже и десятины они не давали, - а эта женщина все пропитание, которое у нее было, она отдала Богу".

Дорогие братья и сестры! Долгое время наша Святая Русская Православная Церковь находилась под жесточайшим прессом безбожной власти. Когда изощренные гонители Христовой Церкви не только морально издевались над духовенством и верующими людьми, не только расстреливали и убивали тех, кто не желал отрекаться от Бога, но и придумывали всевозможные формы экономического давления на Церковь.

Многие из старшего поколения знают, как в двадцатые и тридцатые годы храмы обкладывались непосильными налогами; и если храм не мог выплатить той или иной суммы, его закрывали. Наверное, не многие, потому что это не так широко рассказывалось, знают о том, как в шестидесятые годы под видом различных фондов и под другими предлогами, так называемые уполномоченные по делам религии, перекачивали церковные деньги в государственную казну.

Одним из изобретений безбожной власти, которое должно было послужить для того, чтобы отвратить людей от самой Церкви, явилось то, в церкви заставляли делать буквально противоположное тому, что заповедал Господь. Помните, когда Господь вошел в храм иерусалимский и увидел в храме огромное количество меновщиков, продавцов жертвенных волов, жертвенных голубей – что Он сделал? – Он опрокинул столы торговцев и меновщиков и, взяв кнут, выгнал их из храма, говоря: "Дом Мой дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников" (Мф. 21, 12, 13).

Попытка безбожной власти сделать церковь как бы комбинатом "по обслуживанию религиозных нужд" нельзя сказать, чтобы увенчалась успехом. Не было другой возможности в то время церкви существовать, кроме как выполняя эти внешние требования уполномоченных по делам религий, и в храмах ввели квитанции, ввели тарифы и таксы. – Это делалось для того, чтобы учитывать доходы церкви, с одной стороны; а с другой, чтобы следить за людьми, которые приходят в храм Божий. И вы помните прекрасно, какие бывали неприятности у тех людей, которые крестили своих детей, а их потом вызывали на парткомы и профкомы. И поэтому многие тогда, чтобы крестить или повенчаться, уезжали в дальние селения и деревни.

Слава Богу то время прошло. Однако, к сожалению, наследие того времени еще долго тянулось за нами. И вот теперь, по благословению нашего Владыки, Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мы привели в соответствие в соответствие с тем церковным Уставом, который был одобрен на Юбилейном Архиерейском Соборе Руской Православной Церкви, том самом соборе, который прославил сонмы новомучеников и исповедников российских, царственных страстотерпцев и мучеников, на том самом соборе балы также принята и новая редакция Устава, в том числе Устава прихода, на что, кстати, мало кто обратил внимание. Так вот, в этой редакции вы нигде не найдете слова "продажа" или слова "регистрация". Потому что нельзя благодать Божию за деньги купить. Невозможно за деньги купить Святое Крещение; невозможно за деньги купить Святое Причастие. А если бы кто-то из нас и рискнул думать о том, что это так – что за деньги это можно купить, то этот человек явно был бы обличен церковным законом и законом своей совести, как совершивший грех "симонии". "Симония" – это "продажа" благодати за деньги. Из "Деяний апостолов" (Деян. 8, 18-24) мы знаем, что Симон волхв, видя, как апостолы чудеса совершают, пришел к святым апостолам и предложил им деньги, чтобы быть рукоположенным и стать таким же апостолом, как и они. Он не понимал, что есть вещи, которые невозможно купить за деньги.

Поэтому, когда вам говорят, или кто-то раньше говорил, что в церкви можно "купить свечу", "купить икону", "купить книги", "заплатить за крещение" или "заплатить за венчание" – все эти выражения мы должны забыть раз и навсегда. Эти выражения, нашептанные нам и навязанные нам безбожной властью, мы ныне отметаем и говорим: "В церкви нет купли и продажи, благодать "купить" невозможно". – Церковь живет на пожертвования верующих.

И, значит, когда вы получаете свечу, вы жертвуете при этом на храм Божий. Свеча, сама по себе, может быть, и ничего не стоит, или, может быть, стоит сущие копейки; но вы не покупаете свечу, вы жертвуете на храм Божий, и, как знак вашей жертвы, знак вашей веры, знак вашей надежды и любви, эта свеча горит на подсвечнике.

Невозможно "купить" Святое Крещение, ибо условием крещения является вера человека, или вера его восприемников. Но, естественно, при совершении Святого Крещения совершается пожертвование на храм Божий. И поэтому обратите внимание, что сейчас вы в храме Божием не найдете ни тарифов, ни ценников, ни квитанций, но зато вас будут благодарить за ваше пожертвование на храм Божий.

Некоторые неразумно отказываются, говоря: "Не надо нам этого". - Зря. Не отказывайтесь. Это – видимое благословение Господне, которое преподается вам. Вчитайтесь в слова, которые написаны в конце этой благодарности: "Храни Вас Господь и Матерь Божия". Я у себя дома до сих пор храню благодарственную грамоту, которая дана была мне, когда при строительстве храма Христа Спасителя вместе с одним человеком мы пошли, и пожертвовали возможное для нас по нашему состоянию сумму на это строительство, и получили благодарственные письма. Это благодарственное письмо храниться до сих пор у меня.

Дорогие братья и сестры! С наступлением Святого и Великого поста, который должен привести нас к духовному совершенствованию и изменению своего образа жизни, изменим сами свое отношение к Церкви, других научим и поймем, что в храме Божием не может быть и не место ни купле, ни продаже. Но все, что вы получаете в храме Божием, является свидетельством нашего церковного благовестия миру.

Например, для чего книги распространяются? – Чтобы люди читали Священное Писание, чтобы понимали его. Для чего иконы распространяются? – Икона – это окно в мир духовный, чтобы человек мог перед ней молиться, чтобы мог сосредоточиться в молитве, чтобы благодать Господня через освященную икону на него изливалась. Для чего свечи в храме Божием? – Для того, что это – знак нашей веры перед Богом.

Так вот, получая те или иные вещественные знаки благодати Господней, приобщаясь и узнавая все новое и новое, потому что многие из нас нуждаются в духовном образовании и назидании, одновременно при сем воздаем жертву от своих трудов Господу Богу.

Правила очень простые стали, вы их можете узнать. Свечи лежат в свободном доступе – вы их берете и опускаете свое пожертвование. Поскольку книг много, и просто так их выложить трудно, и каждый человек не сможет их взять, они выставлены на прилавке; и сборщик пожертвований при этом прилавке покажет вам любую книгу, и даст ее вам, и примет от вас пожертвование. А для совершения Таинств Крещения, Венчания, или обряда отпевания, или поминовения, мы запишем, как это и было в старое, дореволюционное время, ваши имя, фамилию и отчество, конечно же, не записывая ни адреса, не беря никаких паспортных данных. Запишем это для чего? – Потому что регистрация браков и крещений всегда была при Церкви Христовой. А потом часто бывает так, что человек теряет свое свидетельство, а оно ему нужно, и вам легко будет его возобновить.

Дорогие братья и сестры! Трудна духовная жизнь и не ко всему духовному человек сразу привыкает. Как бы некоторым хотелось, чтобы за деньги можно было купить Царство Божие! Как бы некоторым хотелось, чтобы церковь стала местом, где "отправляются религиозные потребности человека". – Нет! Храм Божий – место раздаяния благодати Духа Святаго! Принимая сию Благодать, будем и мы жертвовать Богу от чистого сердца и с чистой душой.

Поздравляю всех с наступившим Великим постом. Храни Вас Господь Милосердный и Матерь Божия!