Собор новомучеников и исповедников Российских

6.02.1999 Неделя о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников

 Российских. Всенощное бдение.

..............................................................в котором говорится о том, как чувствовали себя древние иудеи, избранный народ Божий, под властью безбожников. "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом". Такими словами начинается этот псалом. О чем плакали древние иудеи? О том, что у них был разрушен единственный Храм, где они поклонялись своему Богу. О том, что у них были убиты священники, которые возносили жертву Единому Богу. О том, что у них были уничтожены священные книги, по которым можно было знать, как нужно служить истинному Богу.

В этом году промыслительным и назидательным и спасительным для наших душ образом, с сегодняшним воскресным днем, когда мы слышим этот псалом с воспоминаниями о страданиях древних иудеев, соединилась память наших святых новомучеников Российских. Удивительно, как Церковь Христова вмещает в себе всю полноту знаний о жизни и душе человеческой! Удивительно, как Церковь Христова сохраняет в себе все то, что необходимо для каждого человека, чтоб он не погиб, но имел жизнь вечную! А наверное, на самом деле нет ничего удивительного в этом. Потому что ведь это Бог основал на земле Церковь для нашего спасения. И замысел Божий о нашем спасении, несмотря на все те грехи, которые мы совершаем, исполняется. И мы можем это видеть, сравнивая библейские повествования с жизнью нашей с вами, с историей Церкви.

Действительно, в плену вавилонском народ Божий прожил семьдесят лет. В плену вавилонском, действительно, не было возможности славить истинного Бога. А разве картина всего того, что было в плену вавилонском, о чем мы сегодня слышали в псалме, не относится к картине состояния нашей страны, в котором мы пребывали, воистину, в течение семидесяти лет в безбожном плену вавилонском? И в течение этих семидесяти лет Церковь Христова дала всем верующим такие великие свидетельства и подтверждения веры и присутствия Бога в мире, такую силу духа, которую, может быть, даже не дали времена первомучеников.

Потому что во времена первых мучеников все было очень ясно. Издавал император указ о том, что все христиане должны кланяться идолам. И если кто-то не кланялся идолам публично, перед всеми людьми, его казнили и все люди видели этот подвиг веры. И христиан, которых отправляли на мучения, видели тысячи и тысячи людей. Которые сами после этого становились христианами. Так было впервые века.

Но что происходило, когда наша страна оказалась в плену вавилонском? Происходило, с одной стороны, казалось бы, то же самое. Кто не отрекался от Христа, тех судили, отправляли в ссылки, заключали в тюрьмы, расстреливали без суда и следствия. Но все это происходило не на глазах у тысяч и тысяч людей, а наоборот, в тайне. И наоборот: о исповедниках и мучениках - не говорили, что мучают их за Христа. А клеветали на них, говорили о том, что они преступники. И более того: большинству людей вообще ничего не говорили. И в то время, когда кровь мучеников лилась рекой, из репродукторов страны нашей лились радостные и веселые песни. Таким образом, что и о подвиге мучеников не было никому известно.

Но зря думал враг рода человеческого, что таким образом он сумеет истребить веру. Напрасны были замыслы исконного врага исцеления душ людских. Все это прятали в тайне. Потому что слова Евангелия непреложны: "Нет ничего тайного, что бы ни стало явным. И о том, о чем вы говорите между собой, будет проповедано на кровлях. И невозможно утаиться городу, стоящему на вершине горы. И никто, зажегши свечу, не прячет ее" (Мф. 5, 14, 15; 10, 26, 27).

Дорогие братья и сестры! Действительно, теперь мы все знаем о величайшем подвиге наших святых новомучеников Российских, которые, находясь под безбожным пленом, не отступили от святой веры православной, но были преданы ей. И несмотря на все то, что их оклеветали, оболгали, о том, что пытались сравнять их память и уничтожить так, чтобы ничто не напоминало о них, сила Церкви Христовой, которую Господь на земле основал, делает нам явным подвиг этих святых мучеников.

И ныне мы, готовясь ко Святому посту, вспоминая о том, как древнеиудейский народ находился в плену вавилонском и плакал о том, что отобрано у него все святое его достояние, обращаемся с молитвой к нашим новомученикам Российским, чтобы из наших душ мы сами у себя не украли наше святое достояние. Чтобы мы не поддались духу века сего. Чтобы мы ту святую веру, за которую новомученики жизнь отдали, хранили в своей жизни. Чтобы мы не думали о том, что есть такая возможность - одновременно служить и Богу, и злу, которое проповедует нынешнее греховное время.

Ныне мы просим у святых новомучеников российских, чтобы они благословили нас быть мужественными. Так же, как о подвиге их веры мало кто знал и подвиг их веры был многократно оклеветан, но ныне, как блестящий алмаз, драгоценнейшее сокровище сверкает и осиявает своею преданностью Богу наши души, так и мы с вами не должны думать о том, что наш скромный личный подвиг никому не известен и малое имеет значение. Если мы будем лично хранить преданность воле Божьей и лично стремиться жить по заповедям Божиим, не будем думать о том, что Бог не видит этого. Нет! Господь видит подвиг каждого человека. И каждого человека Господь ждет, когда он обратится к Нему. Когда он будет вместе с Ним. И так же, как благословляет Господь ныне святых новомучеников, прославляет их, так Господь благословит и поможет нам с вами, если мы будем стремиться жить по Его благим заповедям.

Святые новомученицы и исповедницы Российские, молите Бога о нас. Аминь.

12.02.2000 Неделя 37-я по Пятидесятнице (о Закхее). Собор новомучеников и исповедников Российских. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

..................................................................... ... говорят о том, что такого гонения на Святую Церковь, какое было в начале века, и такого количества, отдавших свою временную жизнь за Христа, чтобы быть с Ним в жизни вечной, не было даже в первые времена гонений на христиан – с I-го по IV-й век.

Сегодня мы, прославляя их память и обращаясь к ним с молитвой, чтобы они умножили и в наших сердцах веру, помогли и нам быть стойкими, помогли и нам не поддаваться и духу неверия и безбожия – молясь об этом мы в тоже время не можем не спросить сами у себя, не задать себе такой вопрос: "Как же получилось так, что великая держава Российская, где практически девяносто пять процентов были православными (если не больше), где в каждом селении стояли храмы Божии, в которых в каждый воскресный и праздничный день (как минимум) совершалась служба, где были и училища, и церковно-приходские школы, и где Закон Божий изучался в самых первых классах, да и грамоте учили по Псалтири – как же так произошло, что в этой великой державе Российской как бы рухнуло все, и небольшая часть людей осталась верными Христу несмотря ни на что, большая часть людей отдала свои жизни за Христа, а значительная часть людей растаптывала те святыни, которым еще вчера поклонялась?!" Что произошло, ведь не нашествие же это было из каких-то соседних стран, ни новоявленное какое-либо татарское иго, как было в начале истории российской?!"

И размышляя об этом, мы не можем не подумать о том, как должно всегда соответствовать внешнее почитание внутреннему настроению человека. И размышляя об этом, мы не можем не увидеть, что недостаточно только быть по названию православным, и недостаточно только на себя крест надеть, и недостаточно только научиться просто прийти в храм Божий и свечку поставить – этого всего, оказывается, недостаточно, чтобы быть вместе с Богом.

Многие, все так делали в те времена, когда наступили гонения. Но значительная часть перестала это делать, а избранные Божии отдали за это свою жизнь.

И сейчас перед памятью этих святых, прославляя их и обращаясь к ним, мы просто обязаны сами себе задать вопрос: "А если вновь переменятся времена – что с нами будет, и с нашими сердцами? С кем мы будем – останемся ли с Христом или также легко отвернемся от Него, как это было в начале века?"

Это жестокий вопрос, но его необходимо себе задать, потому что из того, какой будет ответ, становится ясным, чем для нас с вами является святая вера православная, какое место она имеет в нашем сердце, какое место она имеет в нашей жизни, что это для нас: жизнь ли это, без которой мы жить не можем, или только внешний вид, внешний обряд, веяние времени, веление времени или подражание кому бы то ни было.

Я думаю, мы все должны молиться святым новомученикам и исповедникам Российским, чтобы для нас вера святая была нашей жизнью, чтобы мы с вами вместе с ними были, чтобы нас так же озаряло любовью, верой и надеждой благодать Господня, как их озаряла, чтобы ни под каким страхом никаких событий мы никогда не отрекались от Господа Бога.

Помолимся же об этом, дорогие братья и сестры, чтобы нам быть подлинными православными – не по внешней наружности только, но и по внутреннему состоянию души своей.

Святии новомученицы и исповедницы Российские, молите Бога о нас!

Аминь.

9.02.2002 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы с вами встречаем день, в который наши верующие души изливают великую благодарность перед сонмом новомучеников и исповедников Российских – великую благодарность им за их святейший подвиг стояния в святой вере православной даже до смерти.

И с этой благодарной молитвой обращаясь к новомученикам, мы в первую очередь просим о том, чтобы по их молитвам Господь дал нам сохранить то достояние, которое чудом веры их досталось нам с вами. Потому что по размаху гонений, которые были в начале ХХ века на Церковь Христову, нет в истории ничего подобного и более страшного. Даже те гонения, которые были в первые три века на христиан, не могут сравниться с теми ужасными гонениями, которые были на церковь Христову в нашей стране.

Но мы своими глазами воочию убедились в подлинности слов Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал о том, что Он на камне веры созиждет Свою Церковь и врата адовы не одолеют ее (Мф. 16, 18). – Воистину, мы убедились, что врата адовы не смогли одолеть Святую Церковь. И те люди, которых в свое время безбожные гонители опозорили, заклеймили, всячески унизили и обозвали, лишили всяких средств существования, убивали, ссылали в лагеря, морили там холодом и голодом и всячески над ними издевались; те люди, которых, как они думали, они победили и уничтожили. Ныне предстоят перед Спасителем мира, сияющие красотой своей веры; и они явились победителями – победителями зла и безбожия, победителями бездуховности и безнравственности; они являют нам пример чистоты и святости.

И именно зримым знаком их победы – победы наших новомучеников и исповедников Российских, и является то, что теперь по всему лицу земли Русской храмы Божии возрождаются, монастыри возрождаются, люди в храмы Божии ходят, молитва в сердцах людей оживает… – То, о чем мы раньше и мечтать не могли, когда из рук в руки передавали одну книжечку, или рады были увидеть православный календарь, или получить его и это – большое счастья. Сейчас мы имеем достаточно и духовной литературы, в достаточном количестве мы можем иметь и иконы святые, в достаточной мере мы имеем возможность и в храм Божий ходить, а где и нет этой возможности, там чудом вырастают новые храмы, которых и раньше не было.

И все это – это наше святое достояние благодаря мужеству веру новомучеников и исповедников Российских; благодаря их терпению и смирению; благодаря их слезам и молитвам; благодаря тому, как они переносили позор и унижение. – Все это благодаря им.

И ныне мы с вами счастливы и имеем радость о том, что уже не тайком где-то, пугаясь и озираясь, говорим между собой о подвиге этих святых, но вся Церковь ныне ликует и прославляет их; вся Церковь ныне обращается к ним с молитвой. Достаточно вспомнить, каким величайшим духовным событием было их прославление на Юбилейном Соборе 2000 года, когда представители всех православных церквей и большинство глав православных церквей – патриархов и митрополитов – прибыли в Москву для того, чтобы прославить величайший подвиг Русской Церкви, величайший подвиг новомучеников и исповедников Российских.

Тот, кто изучает историю, думаю, до конца никогда не исчерпает знаний о тех ужасах, которые пережили эти люди. Но есть и память народная, которая не требует досконального изучения, эта память народная – в сердцах наших, молитвенная память и молитвенная благодарность им за то счастье, которое мы имеем ныне.

Прославим же, дорогие братья и сестры, наших святых новомучеников и исповедников Российских, которые просияли в лике святых – царственных страстотерпцев, и простых мирян, и монахов, и женатое духовенство, и святителей, и людей, не имеющих духовного звания – тех, кто отдал свою жизнь за Христа и предпочел жить вместе с Христом в вечности, нежели отречься от Христа ради безумия безбожия, которое пытались насадить на земле нашей.

Прославим их и попросим такой же мудрости нам с вами, чтобы мы всегда предпочитали нашу святую веру православную любым искушениям, любой прелести мира сего; чтобы мы шли за Господом нашим Иисусом Христом так, как шли они – наши новомученики и исповедники Российские.

Аминь.

(10.12.2014 Память новомучеников Подольских. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В Святой Церкви благодать Духа Святаго дает разнообразные дары служения Богу и Истине. Таким образом, что разные люди с разным характером, с разными социальными положениями, с разным образованием, тем не менее, имеют свой путь к Богу.

Тогда, когда Церковь празднует память всех святых, об этом много говориться и в чине богослужения, и в проповедях священнослужителей, и об этом много можно прочитать у святых отцов. Но сегодня мы празднуем память святых новомучеников Подольских. В чем особенность и отличие их подвига перед Богом?

Дело в том, что то время, в которое они пострадали, оно настолько было страшным по силе гонений на Церковь, потому как ломалось все то, что не соответствовало господствующей идеологии, что люди разные – и хорошие, и верующие – по-разному находили возможность веровать Богу. Несмотря на страшные гонения, запрет на веру и на молитву, на закрытие церквей, на глумление во всех газетах и везде, где только возможно, над священниками и над всем святым. Одни люди находили для себя возможным тайно молиться Богу, тайно, когда никто не видит, каким-то образом, уезжая в такие места, где тебя не знают, в храм приходить. Тайно в себе сохранять те семена веры, которые Господь посеял в их души. При этом они оставались, ну если можно так сказать, обычными советскими гражданами. Ходили на партсобрания, на демонстрации. И внешне ничем не показывали, что они христиане. И даже дома их, квартиры – какие дома, домов тогда не было, квартиры, в лучшем случае коммунальные, тоже не были похожи на жилище христианина. Потому что, если иконочка где и была, ее так запрятывали, что ее очень трудно было найти и увидеть. Эти люди, тем не менее, оставались верными Богу. И можно сказать, что этих людей было большинство.

А вот новомученики – это совсем другой путь веры веры. Они не просто оставались верными внутри себя Богу, но они не приняли никакого компромисса с безбожным устройством мира. Они отвергли компромисс. Это не значит, что те, кто приняли этот компромисс, что-то плохое сделали. Потому что, если мы будем рассматривать жития святых, то мы увидим, что, например, благоверный Александр Невский, приезжая в Орду, проходил через «очистительные» языческие огни. Но тем нее менее он назван Церковью святым, ибо он так защищал святую веру православную. А мученики – они предпочли умереть, но не иметь никакого общения в своей жизни и в своем сердце с духом безбожия, и с духом антихриста.

И вот теперь, взирая на их подвиг, мы смотри на самих себя и думаем: каким мы путем идем, и что представляет из себя наша жизнь? Насколько мы верны духу Христову? Причем, когда нас никто не арестовывает, не зовет на суд, никто не грозит нам тюремным заключением или смертью. Насколько мы в своей жизни соответствуем служению Христу? Да, можно сказать и найти много примеров, когда некоторые святые уходили от всей этой ситуации в глубокий затвор, так прятались, что их никто не находил, но те, чью память ныне мы празднуем, они оказались верными Христу даже до смерти.

И это уязвляет нашу совесть. Потому что в нынешней ситуации, а ситуация всегда бывает в общем-то человеческая одинакова, человек стоит перец выбором: или ему быть христианином всегда, или ему как-то приходится сообразовываться с духом нынешнего времени. Господь милостив, и Своим промыслом всех ведет ко спасению. Но сегодня мы чтим память тех, кто был расстрелян только за то одно, что служил Церкви Христовой, что не отрекся от своего сана, что не захотел публично похулить Церковь Христову, только за это их расстреляли. Потому что если любой из них, кого мы сегодня прославляем, отрекся бы, и такие были, и много таких было, то их бы не убили, но они бы и не были тогда теми мучениками, которые сейчас предстоят у престола Христова, и за нас молятся.

Так вот перед нами вопрос: как мы в наших нынешних жизненных ситуациях соответствуем своему призванию христианина. И если посмотреть реально и внимательно, то мы увидим, как часто мы идем на мелкие и ненужные компромиссы, как часто мы оправдываем свое нехристианское поведение. Как часто мы думаем, что дух сего времени, это что-то такое особенное, чего раньше не было, и поэтому надо с ним сообразовываться. Нет, это не так. Но с другой стороны, Святая Церковь примером подвига мучеников, нас укрепляет в том, что мы небезнадежны, что если мы будем обращаться к ним за помощью, что если мы будем просить их святых молитв, то Господь по их молитвам и нас, слабодушных и грешных простит, помилует и исправит.

Вот в чем, собственно, и смысл праздника. Взирая на высоту мученического подвига, взирая на чистоту веры, которую они пронесли даже до смерти, и взирая на нашу слабость, мы очень надеемся, что по молитвам их, ныне предстоящих пред престолом Господним, мы, слабые грешники, получим благословенной и утешение. И Бог, Который находит для всех людей пути ко спасению, для нас, которые, может быть, не смогут подняться до высоты мученического подвига, то есть чистой, кристальной, христианской жизни, найдет путь спасения по молитвам тех, кто уже свои ризы крещения сохранил белыми и непорочными, и как это говорится в Откровении Иоанна Богослова, ныне предстоят пред престолом Агнца Божия (см. Откр. 6, 9-11).

Дорогие братья и сестры. Вознесем свои молитвы к святым новомученикам и исповедникам Подольским, которые жили на этой же земле, где и мы с вами живем. И вот, священномученик Петр, служил в этом же храме, и стоял на этом же амвоне, на котором я, грешный, сейчас стою. Вознесем к ним свои молитвы, чтобы они укрепили наше сердце в желании в жизни своей идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(11.12.2014 Память новомучеников Подольских. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы собрались в этом святом храме, чтобы вознести молитву святым новомученикам Подольским. В славянском слове мученик главный упор делается на то, каким образом произошел переход человека от жизни временной к жизни вечной – через мучения. Но это не просто мучения, потому что многие люди умирают в муках, и по-разному умирают, порой не прославляя Бога, а проклиная всю жизнь свою.

В греческой традиции, эти люди, которых мы называем мучениками, святыми мучениками, носят название свидетелей, которые свидетельствуют. О чем же свидетельствуют мученики? Самое главное в нашей жизни – это правильно расставить приоритеты: что важно, а что не очень, что нужно в первую очередь делать, а что во-вторую, от чего можно отказаться, а от чего ни в коем случае нельзя отказаться. Так вот мученики являются свидетелями об Истине Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир, принявшего мучение за нас грешных и воскресшего, победившего смерть. И вот это мы знаем, это самое важное, что мы должны знать, что должно быть центром нашей жизни. И когда святой мученик избирает жизнь со Христом и отвергает жизнь без Христа, и ценой временной своей жизни, которая уже в этот момент уже на втором месте, и фактически она уже ничего не значит, потому что он знает, чего если он изберет жизнь временную, он не будет со Христом, и потеряет то, ради чего Христос и пришел. Христос открыл нам дверь в вечную жизнь, но если мы отрекаемся от Христа, значит, мы отворачиваемся от этой двери. Христос зовет нас: идите ко Мне, в царство Мое. А когда мы не живем с Христом, и не Он главное в нашей жизни, и не ради Него каждый миг и час нашей жизни, тогда мы не слышим этого призыва, и открытые райские двери для нас оказываются пустыми, мы туда не входим.

Величайшее значение святых мучеников. Это ведь, когда говорят о святых, очень часто думают, что это какие-то совершенно особые люди, которые как будто по воздуху летают, какие-то чудеса творят. Да нет, святость не в этом заключаются. Эти образы, которые мы читаем в житиях святых, даны для нашего назидания, чтобы мы стремились в состояние святости. А в чем святость заключается? Вот как раз в том, что для человека святого самое главное – жить с Богом. Для него нет жизни без Бога. И поэтому простые, казалось бы, люди, священники, которые так же жили под сильным прессом тех жизненных ситуаций в 30-е годы, как и все люди, но они предпочли быть с Богом. И за это их убили.

Те, которые стреляли в них, думали, конечно, что они, расстреляв какое-то количество оставшихся верных людей Святой Церкви, с Церковью покончат навсегда. Как просто: собери этих «мракобесов», как они говорили, этих невежественных попов, расстреляй их ночью на Бутовском полигоне под шум тракторов, чтобы не было слышно выстрелов, закопай их во рву, и все, построим замечательное на земле царство – коммунизм. Но те, которых они закопали, стали тем самым семенем, из которого вырастает новое зерно. Не зря святые отцы говорили: «Кровь мучеников – это семя Церкви». Именно благодаря подвигу этих новомучеников сейчас вновь мы имеем с вами возможность свободно в храмы Божии ходить, вновь наши дети имеют возможность закон Божий изучать. Мы имеем право и возможность не только слышать о вере, но и проповедовать. Нам не надо таится, нам не надо прятаться, нам можно крест носить, и никто нас за это не посадит в тюрьму, не вызовет на допрос.

Но что с нами-то в конечном итоге? А мы достойны ли той жертвы, которую ради нас принесли новомученики? Вот это то, о чем нам надо задуматься и о чем нам надо просить. Помощи нам надо просить. В чем помощи – чтобы для нас жизнь с Богом стала самым главным. Чтобы все остальное, да, оно тоже нужно, человек и без другого не может, но самое главное, что мы никогда не должны потерять, и всегда в себе хранить – это святая вера православная. Вот то, что открывает нам дорогу к вечной жизни. Вознесем же наши молитвы, благодарные молитвы ко святым новомученикам Подольским, и будем просить у них, чтобы этот дар веры пламенел в наших сердцах. Аминь.