Собор Пресвятой Богородицы

8.01.2001 Собор Пресвятой Богородицы. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами духовно переживаем радость о рождении в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Эта духовная радость наполняет нас потому, что Спаситель мира пришел к нам, чтобы нам с вами помочь. Он пришел не судить нас. Он пришел не обличить нас. Он пришел не усложнить нам жизнь. Но наоборот – Он пришел, чтобы взять на Себя наши трудности, взять на Себя наши беды, вместе с нами пострадать и тем самым облегчить наши страдания; Он пришел разделить наше горе, пришел утереть наши слезы, пришел исправить наши печали на радость, пришел для того, чтобы вместо уныния, боли и отчаяния дать нам утешение, свободу и спасение.

Он потому так и называется – Иисус, что в переводе означает – Спаситель; ведь Он спасает каждого, кто обратится к Нему, кто поверит в Его и кто пойдет на за Ним. И в этом и есть наша великая радость, что Христос для нас пришел, и что Христос с нами, и что Христос поможет нам.

Радость о Господе это – особая радость. Ее никто не может отнять от сердца человека. Эта немного не та радость, которой радуются люди в обычные гражданские праздники, когда часто бывает так, что главное в радости составляет хорошо украшенный стол, хорошее общение с гостями – посидеть вместе, да поговорить обо всем...

Да, конечно, эти человеческие радости каждому присущи. Они сопутствуют и церковным праздникам, без них тоже нельзя. Но не в этом главная радость Рождества Христова.

Главная радость Рождества Христова заключается в том, что зло не имеет больше власти над нашими душами. Враг рода человеческого не может уже насильно нас с вами погубить. Радость о родившемся Христе заключается в том, что Христос с каждым из нас уже есть. – Где двое или трое собрались во имя Христово, там и Он вместе с ними. Но не двое или трое, а тысячи и тысячи и миллионы людей вместе объединены во Святой Церкви Православной. И это объединение – не просто союз каких-то людей, которые собрались для каких-то целей, может быть даже очень хороших. – Нет! Церковь – это совсем другое объединение людей. Объединяясь вместе, мы объединяемся и с теми, кого уже нет рядом с нами. Мы объединяемся вместе с нашими родными и близкими, которые тоже имеют веру и надежду в Господа; мы объединяемся со святыми, которые в подвиге провели свою жизнь – последовали за Христом, и явили чудеса святости, и ныне предстоят пред Богом. Мы объединяемся с Ангелами и Архангелами, мы объединяемся и находимся под покровом Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы.

И вот, поэтому Церковь – это не просто какое-то такое человеческое собрание. Нет! Церковь – это благодатный боговдохновенный богочеловеческий организм. Мы живем единством веры и единством с Богом. И поэтому праздник Рождества Христова – это праздник нашей с вами сопричастности Богу.

Бог не просто когда-то две тысячи лет назад родился в мир, и мы слушаем про Него рассказ. Нет! Бог родился в нашем сердце и нашей душе и с нами Бог! И в этом наша радость о Рождестве Христовом, что с нами Бог.

А раз с нами Бог, значит нам ничего не страшно, никакое зло, значит, не может властвовать над нами. Раз с нами Бог, нам не страшны наши болезни. Мы с помощью Божией переживаем их и понимаем, что они, порой, даются нам для исцеления наших же грехов, и мы имеем терпение и понимание, что на все воля Божия. Раз с нами Бог, то мы уже не обижаемся, когда нас обижают, и не мстим в ответ, чтобы не умножать зло в этом мире. Раз с нами Бог, значит, мы учимся быть милосердными, и, когда видим страдания других, стремимся к ним на помощь. С нами Бог – это значит, что Царство Небесное уже приблизилось к нам, да оно вот здесь уже, с нами, мы ощущаем это, а особенно в храме Божием, в церкви, во время богослужения.

Вот в чем великая радость Рождества Христова: Христос пришел в мир, и Он с нами. Но все ли понимают эту радость, или разделяют ее?

Вот, сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, что Ирод сделал, когда услышал о Рождестве Христовом. Ирод, будучи царем, подумал, что тот Царь, Который родился в мир, хочет забрать у него земное царство.

Да это земное царство, которым правил Ирод, вообще-то говоря, ничего и не стоило, потому что, и государство то было оккупировано римлянами, и Ирод никаких таких великих не имел политических прав; а только что назывался царем, да сидел в царском замке, да принимал почести и поклонения. И как ему жалко было лишиться, как он думал, вот этого счастья земного, когда все перед ним кланялись, а те гордился этим. Он не понимал, что тот Царь, который родился в мир, пришел для того, чтобы царствовать, не понуждая людей силой, и не для того, чтобы внешней гордыней величаться и богатством. А тот Царь мира, который родился в Вифлееме, родился для того, чтобы царствовать в сердце человека, в душе человека, в жизни человека. И это царство в тысячи, в миллионы крат величественнее, чем тусклая та мишура, которую надевал на себя Ирод. Но Ироду так нравилось это внешнее поклонение, что он не останавливается перед тем, чтобы убить тысячи невинных младенцев в Вифлееме, думая, что таким образом он уничтожит Христа родившегося.

На какие безумия толкают людей их страсти! Мы сейчас не можем понять Ирода – как это он так поступил? наступаем его бесчеловечным и правильно делаем, что так называем. А сколько в истории человечества таких страшных бесчеловечных деяний, которые происходят только из-за одного – из-за страсти власти, из-за того, чтобы одни люди помыкали другими, из-за того, чтобы одни величались, а других унижали. Сколько в мире происходило и происходит преступлений на этой почве!

Казалось бы, да что это имеются в виду какие-то цари, политические деятели – какое отношение это имеет к нам, простым людям? – Да порой два соседа ужиться не могут. Живут через стену и пылают друг к другу такой ненавистью, что, наверное, даже Ирод позавидовал такой ненависти. Разве этого не бывает с нами? Разве зло порой не приходит в наше сердце? Разве мы не можем иногда пустяка какого-то простить, и отворачиваем свое лицо не можем поздороваться с соседом своим, так уж нас гордыня наша пустая, ничего не значащая, задевает? Разве этого не бывает с нами?

Конечно же, все это нам знакомо. Так вот, порицая Ирода и слыша о том, что он сотворил, мы должны молиться Господу, чтобы мы свое сердце не предоставили вот этим пустым ничего не стоящим страстям, и сами не стали служителями гордыни, пустоты и тщеславия, но чтобы мы были служителями Бога истинного, Который пришел в мир для нашего спасения.

Вот об этом, дорогие братья и сестры, и призывает ныне Святая Церковь помолиться нас. Празднуя великий праздник Рождества Христова, чтобы Господь царствовал в нашем сердце, и не было в нашем сердце места мерзким страстям, мерзкой злобе, мерзким грехам. А в этом поможет нам родившийся в мир наш Спаситель Господь Иисус Христос, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

8.01.2005. Собор Пресвятой Богородицы. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во второй день праздника Рождества Христова Святая Церковь призывает нас особенно почтить, и прославить, и обратиться с особенными усердными молитвами к Пресвятой Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице. Этот день в церковном календаре так и называется – Собор Пресвятой Богородицы. В течение года Церковь Православная постоянно совершает обращение молитвенное к Матери Божией. Есть двунадесятые праздники, посвященные Матери Божией, такие как Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, да и в празднике Сретения тоже очень много мотивов, посвященных Божией Матери. Есть много праздников, связанных с историческими событиями и с иконами Матери Божией; одних прославленных икон более 300 в Церкви Православной известно. Но в сегодняшний день вся эта слава духовная Матери Божией собирается вместе, это праздников праздник Матери Божией, отсюда и такое название – Собор, собрание всех праздников. Это очень достойно и близко по нашим человеческим меркам для нас нынешнее празднование. Почему? Вот как бывает, когда родился ребенок в семье? Кого поздравляют в первую очередь? Конечно же, маму, через которую в мир пришла новая жизнь. Так и мы ныне собрались в храме Божием для того, чтобы прославить Пречистую Деву Марию, через Которую к нам в мир для нашего спасения явился Бог и Человек – Господь наш Иисус Христос.

Это прославление, которое мы совершаем ныне, оно в первую очередь нам самим нужно. Почему? Вспомните, только что мы с вами слышали Евангелие о первых днях жизни Спасителя на земле. Что пришлось Ему с первых дней делать? Он не пребыл в почестях, Он не пребыл в обычных детских радостях, а пришлось сразу же испытывать лишения, пришлось бежать в Египет от ярости Ирода. Бог рождается в мир, чтобы открыть для людей двери спасения, чтобы избавить людей от греха. Бог рождается в мир, чтобы помочь каждому человеку в своем сердце побороть зло. Бог рождается в мир, чтобы в сердцах людей воцарилась любовь друг ко другу. А как мир на это отвечает? Мир на это отвечает ненавистью, злобой и убийством. Таковы реальности того мира, в котором мы живем, ибо мир во зле лежит. Если бы мир не лежал во зле, то не надо было бы и Христу рождаться; если бы грех не царствовал бы на земле, то не надо было бы и Спасителю приходить. Для того и пришел Спаситель, чтобы нас спасти. Но, может человек сказать, Богу ведь все возможно? Почему же Бог не испепелил бы зло, и осталось бы на земле одно добро? Но вся беда в том, что в наших сердцах и душах людских и зло и добро перемешаны, да так порой перемешаны, что мы сами не можем разобраться, когда мы делаем плохое, которого не хотим делать; и наоборот бывает с нами, порой невольно мы совершаем добро. Так в наших сердцах все смешано, и настолько мы сами слабы, не можем разделить добра от зла, что если бы Бог стал уничтожать, испепелять зло, то и наши бы все души погибли. Но Бог не желает нашей гибели и открывает нам дверь спасения, и пришел для того, чтобы вместе с нами пожить, нас поддержать на всех путях нашей жизни, от того времени, когда мы еще во чреве матери пребываем, ибо и Он пребыл в чреве Пречистой и Преблагословенной Девы Марии девять месяцев, и через всю жизнь нашу, и даже до самого нашего отшествия из земной жизни, чтобы воскресить нас и привести к новой жизни. И, пройдя через это воскресение и обновление жизни, уже не будет наша душа в себе иметь никакого зла, ибо она пройдет очищение воскресением в Господе нашем Иисусе Христе.

И вот с первых дней Своей земной жизни Христос испытывает лишения. Но кто разделяет с Ним все это? Кому, как не матери, разделять все то, что касается ее детей? Пречистая и Преблагословенная Дева Мария вместе с Сыном Своим и Господом нашим Иисусом Христом разделяет все перипетии Его земной жизни, Его страданий. И поэтому мы, живущие в этом мире и испытывающие лишения и страдания, и несчастья, и горести, обращаемся к Пречистой Деве, чтобы Она, как и наша Матерь, о нас позаботилась, чтобы так же, как Она на руках Своих уносила Младенца от ярости Ирода в Египет, так и наша бы душа была бы носима на Ее руках ко спасению. И Она совершает это. В том и сила Церкви Христовой, что мы вместе, объединенные верой в Господа, силою Духа Святаго, молитвами и покровом Пречистой Девы Марии, как на Ее руках, носимы ко спасению. Вот в чем наша радость. Наша радость заключается в том, что когда мы в Церкви с вами, когда мы в вере пребываем, то нам не страшны никакие злоухищрения греховного мира. И хотя зло и касается нашей души, и хотя и в наших сердцах ростки греха и зла существуют, мы в Церкви имеем лекарство против этого всего, очищающее, освящающее нас, – это Таинства Святой Церкви. А в жизни своей Помощницей нашей, Покровительницей нашей, любящей нашей Матерью является Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица, разделившая с Сыном Своим все сложности Его жизни земной, а ныне пребывающая в Его вечной славе. И сила Ее молитв такова, что мы знаем, что когда Она о чем-либо попросит Господа нашего, все исполняется. Поэтому мы не обращаемся к Ней, говоря, как мы это говорим святым: «Моли Бога о нас», – нет, мы прямо Ей говорим: «Спаси нас!», – понимая, что сила Ее молитв – это сила спасающая; а поскольку сами мы не умеем молиться и сами мы духовно бываем нечисты и греховны, то мы обращаемся к Ней, Святой, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, чтобы Она Своею чистотою нашу нечистоту покрыла, Своею любовью нашу черствость умягчила и Своими молитвами наше неумение молиться и бездуховность нашу исправила.

Вознесем же молитвы к Ней, чтобы нам с вами всегда пребывать в радости Господа, чтобы мы в Церкви Христовой всегда пребывали, чтобы все искушения и лишения этой нашей с вами земной жизни мы преодолевали.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

8.01.2006 Литургия. Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Собор Пресвятой Богородицы. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во второй день Рождества Христова Святая Церковь особенно прославляет Матерь Божию, Пречистую и Преблагословенную Деву Марию Богородицу. Этот день так называется в церковном календаре – Собор Пресвятой Богородицы.

В течение года бывает много праздников, посвященных Матери Божией. Это и Рождество Пречистой, это и праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, праздник Успения и множество праздников, посвященных чудотворным иконам Матери Божией, когда вспоминаются различные исторические события, когда ……………………………… Пречистой люди верующие были избавляемы от различных злых обстоятельств. Совершенно справедливо Церковь совершает во второй день Рождества Христова память Матери Божией, потому что Она послужила Спасителю и Господу нашему так, как никто не может послужить на земле, – лучше всех. И тем, как Она пронесла Свое Материнство, тем самым Она возвеличила это великое призвание во всем человеческом роде, – об этом неоднократно говорится в богослужении, – освятила самое великое, что дано человеку в рамках земной жизни, – подвиг материнства, когда та заповедь любви, к которой призвал нас Господь, проявляется наиболее ярко и наиболее (чисто ?).

Но в том и сложность любви в современном мире и вообще в мире, что любовь живет среди зла. К сожалению, сам мир лежит во зле. Для того и родился в мир Христос Спаситель, чтобы нас от этого зла избавить. Но иногда думают, что Христос пришел в мир уничтожить его. А на самом деле Он не зло, которое вне нас, снаружи нас, пришел уничтожить, а пришел открыть для нас то Царство, которое внутри, в нашем сердце, открыть для нас такую истину, самую главную, что надо искать зло не где-то снаружи, не с кем-то бороться и там у него искать зло, а надо в первую очередь в своей душе увидеть, что есть злое, и там это победить. А это сложно.

Вот в Евангелии сегодня мы слышали обстоятельства рождения Господа Иисуса Христа. Смотрите, в мир Бог рождается, в мир Спаситель приходит, а как на это мир отвечает? Ирод повелевает детей убить всех в городе Вифлееме и его окрестностях, которые не старше двух лет, потому что он думает, что Христос рождается как земной царь, чтобы у него, у Ирода, забрать это земное царство. В безумии своем он идет на тягчайшее преступление – детоубийство. Ради чего? Ради внешней славы и высшей власти. Христос приходит в мир, а зло извне продолжает бушевать. Так что же, Христос не победил зло? Нет, как раз победил. Потому что открыл для всех нас знание о том, как можно это зло победить. Его нельзя победить никакими государственными переустройствами, никакими революциями, никакими самыми справедливыми законами. Зло можно победить только одним – если в нашей душе, в нашем сердце будет жить Христос Спаситель. Если мы будем жить с Богом, и Бог будет жить в нас, тогда в нашей душе не будет никакого зла. Тогда Господь будет обитать в нас и любовь в нас будет. И тогда нам не страшны будут любые, даже самые страшные, происшествия, которые совершаются вокруг нас.

Действительно, что может быть страшнее, чем убийство невинных младенцев? Казалось бы, враг рода человеческого посмеялся над Христом, что ко времени Его пришествия в мир вновь умножаются такие страшные преступления. Однако картина мира несколько другая: те младенцы безвинные, которые были убиты Иродом, оказались первыми мучениками за Христа, и ныне у престола Господня прославляют Бога, и блаженствуют, и радуются более, чем кто-либо из людей, которые, может быть, тогда остались жить, не были убиты, но и не приняли Христа, и не уверовали в Него, и жизнь их оказалась бессмысленной. А эта коротенькая жизнь маленьких детей оказалась наполнена величайшим смыслом, потому что с ними оказался Бог. А ведь для Бога нет времени. Это отрезок нашей земной жизни для нас важен, у кого он какой: у кого, может, несколько месяцев, а у кого, может быть, сто лет. Но от времени ли зависит счастье и блаженство человека? Оказывается, нет. Не от времени жизни, не от количества жизни, но от ее качества. С кем мы во время нашей временной жизни, с тем будем и в вечной жизни. Если во время временной жизни будем жить со злом в сердце, с ненавистью, с обидами, то это все останется с нами и в вечности, мы это заберем туда с собой, и это будет нас мучить ............................... А если мы будем во временной нашей жизни жить с любовью, с верой, с радостью о Господе, с молитвой, с Богом, то и это останется с нами в вечности, и мы в вечности будем пребывать в радости о Боге.

И вот среди всех людей наиболее к Богу близка, оказалась, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица. Она пребывала с Богом, и Бог пребывал с Ней. Не только в душе Своей Она имела Господа, но и на объятиях Своих держала Богомладенца Господа Иисуса Христа. И поэтому, поскольку Она так близко к Господу, Ей дана особая благодать – о нас с вами, грешниках, молиться и перед Богом ходатайствовать, делать за нас то, что мы не умеем. Молиться мы не умеем, духовную жизнь вести мы не умеем, с грехами бороться мы не умеем. Но Матери Божией дана благодать за нас помолиться, за нас совершить добрые дела, умолить Господа, чтобы Господь простил нам наши грехи. И поэтому сегодня, прославляя Матерь Божию, мы особенно усердно просим Ее, чтобы Она привела нас с вами ко спасению, чтобы в наших сердцах обитал Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Прославим Рождшегося Богомладенца Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Которой дана такая великая благодать – вести всех нас ко спасению.

Аминь.

(7.01.2008 Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы.)

Сегодня, второй день празднования Рождества Христова, Святая Церковь посвящает Матери Божией. Сегодняшний день называется Собор Пресвятой Богородицы. В течение года есть много праздников, посвященных Матери Божией: это и праздники, связанные с Ее жизнью, начиная от Рождества Пресвятой Богородицы и завершая Успением, это праздники, связанные с великими событиями в жизни целых народов, такие как праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Похвалы Пресвятой Богородицы, это праздники, посвященные чудотворным иконам Матери Божией, которых около трехсот известно списков, почитаемых в Святой Церкви Русской, а на самом деле по всему миру их еще больше, это и еженедельное празднование, посвященное Матери Божией, – иными словами, в течение года мы никогда не забываем о Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице. Но в сегодняшний день особенное Ей празднование – Собор, то есть как бы все праздники вместе собрались, – великое торжество, которое специально посвящено Матери Божией. Ну а как же может быть иначе? Когда человек в мир рождается, мы приходим и поздравляем в первую очередь маму, которая родила в мир ребенка. Так же мы ныне приносим Матери Божией наше духовное поклонение и радость нашу. Мы в дар Матери Божией ныне приносим свои верующие сердца, наши благодарные Ей молитвы.

Спаситель мира пришел для того, чтобы мы не погибли с вами от наших грехов. Он пришел нас избавить от вечной смерти, пришел нас очистить от всякой нечистоты, и скверны, и грязи. И силой Божества это Он сделал. Почему? Потому, что Он, ставший человеком, не избрал Себе путь внешнего подчинения мира, – ведь, конечно, как Истинный Бог, во власти Которого было все, Он мог бы сделать так, чтоб Ему родиться надлежало в царских палатах, чтобы возрастать Ему со всяким комфортом, почетом, Он мог бы стать царем великим по всей земле и внешней силой царствовать, устанавливая мудрые законы и требуя выполнения этих законов людьми. Но Он по-другому поступил. Бог знает, что человека можно заставить внешне кого-либо почитать, но заставить любить силой никого невозможно. Это только от души человека может быть любовь. Любовь может быть только свободной. А то слово новое, которое принес Иисус Христос в мир, как раз и заключается в главной Его заповеди – заповеди любви, которой Он учит нас. Потому что без любви ничего доброго вообще в мире быть не может. И Сам Бог есть любовь (1Ин. 4, 8,16), любовь Его такова, что Он любит нас такими, какие мы есть. Мы недостойны Его любви, потому что мы страдаем различными недостатками, страдаем грехами, страдаем пороками. Но Он нас такими любит, какие мы есть. Желая нашего спасения, Он на Себя берет наши с вами грехи. И поэтому-то Он рождается в лишениях и скорбях. Как бы мог Иисус Христос сказать: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28), – если бы Он Сам, с первых дней Своего рождения не испытал скорби, страдания и лишения? А мы сейчас с вами слышали в Евангелии, что с первых дней рождения Христа Ему уже приходится скитаться.

Христос родился в мир: родился в пещере, и тут Ирод, узнавая о том, что родился Царь, думая о том, что Он хочет забрать у него его земное царство, начинает преследовать Христа и открывает невиданное бесчеловечное гонение на младенцев, повелевая убить младенцев всех. По слову Ангела Иосиф и Матерь Божия бегут в Египет. Смотрите, с первых дней жизни земной Иисуса Христа Ему приходится испытывать унижения и скорбь. И все эти унижения и скорби с Ним разделяет Его Пречистая Матерь. А как же может быть иначе? Матерь Божия явилась от человечества лучшим даром Богу. Среди всех людей Она явилась самой лучшей, такой, что через Нее в мир пришел Сам Бог. И Она первая научилась этой величайшей заповеди любви, полностью пребывая в любви со Своим Божественным Сыном и Господом нашим Иисусом Христом и получив от Бога дар любви материнской ко всем нам. И Она, как любящая Мать, не только заботилась во время земной жизни Господа Иисуса Христа о Своем Сыне, но и сейчас, ныне, заботится о каждом из нас, буквально на руках душу каждого из нас принося ко Спасителю нашему и Сыну Своему Господу Иисусу Христу.

Вот поэтому мы ныне особо прославляем Матерь Божию. Наша вера православная невозможна без почитания Матери Божией. Потому что истинное боговоплощение как раз и заключается в том, что Иисус Христос – истинный Бог, и Божество Его с неба к нам пришло, но и истинный Человек, и человечество Его пришло от Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. И таким образом мы, люди, получили соединение с Божеством, и сейчас в Таинствах церковных через благодать Духа Святаго, а наипаче через причащение Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа мы освящаемся, мы получаем силу подлинной, истинной жизни. С нами воистину Бог.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, второй день Рождества Христова, мы посвящаем прославлению Матери Божией. Вознесем в своих сердцах Ей благодарственную молитву, будем просить у Нее, чтобы и в дальнейшем Она не оставляла нас Своей материнскою заботою и попечением. Мы неразумны, мы отступаем часто от заповедей Божиих, мы не умеем правильно молиться, не можем сосредоточиться на молитве, нет у нас каких-либо особо добрых дел, да и вообще нет каких-либо заслуг. Но разве мама у своих сыновей спрашивает особых заслуг? Она любит их и всегда заботится о них. Так и о нас Матерь Божия всегда заботится и всегда нас любит. Поручим себя Ее материнскому покровительству, чтобы Она всегда приводила нас к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь.