Сретение Господне

СЛОВО НА СРЕТЕНИЕ

ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

14.02.1999 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы встречаем праздник Сретения Господня. Мы собрались в храм Божий для молитвы и пели сейчас величание, в котором прославляли Матерь Божию, Которая по закону принесла в храм Спасителя мира Господа Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! "Сретение", в переводе со славянского, означает – встреча. Это праздник встречи человеческой души с Богом. Местом встречи человеческой души с Богом является храм Господень. Мы сейчас слышали Евангелие, где сказано о праведном Симеоне, который Духом Святым был движим, и пришел в церковь и здесь, в храме Божьем, встретил Спасителя мира Господа Иисуса Христа.

Человек встретил Бога. Мы очень нуждаемся в помощи Божией в нашей жизни. И нам необходимо, чтобы на нашем жизненном пути с нами был Бог. Но эта встреча наших душ с Богом происходит тогда, когда промысел Божий приводит нас с вами в храм Господень.

Разными путями каждого из нас жизнь привела к храму Господню. Некоторые из нас долгое время и близко не подходили к храму, и не знали, и не понимали, для чего он нужен. И сейчас очень многие люди к прискорбию и несчастью своему не знают, что именно здесь, именно в храме Божьем, душа человеческая получает то, что ей необходимо на самом деле, ибо именно здесь, в храме Божьем, душа человека с Богом встречается. Ибо в храме Божьем Дух Святой действует через таинства церковные, молитвословия, богослужения благодать Божия действует на душу человека.

Как часто бывает так, что человек ищет для себя ответа на какой-то житейский вопрос. Будучи раздосадован той или иной жизненной ситуацией, или родными своими, которые его обижают, или соседями, или плохим жизненным положением, он приходит в храм и ищет в храме, прежде всего, разрешения этой своей ситуации. Так бывает, мы привыкли, что-то у нас плохо, мы идем к начальству и требуем от него: исправь нам это, сделай нам то... И часто бывает так, что и человек приходит в храм, как бы требуя для себя: Господи! Вот у меня это плохо, и это плохо, и здоровья еще вдобавок нет. Ну-ка, исправь все в моей жизни!

И сначала бывает, что с таким настроением человек приходит. Но даже и такое настроение действие благодати Духа Святаго изменяет. И побывав и один, и другой, и третий раз в храме, человек начинает понимать, что храм – это не то место, куда нужно складывать свои житейские жалобы о своих жизненных неурядицах, но что храм – это гораздо большее, высшее и святое место. Это место, где по-настоящему душа человеческая успокаивается. Где по-настоящему раны человеческие и скорби залечиваются. Где по-настоящему человек получает разрешение всех своих проблем. Но не потому, что вдруг все его соседи пьяницы перестают водку пить. И не потому, что его квартира, которая ему не нравится из-за того, что она на восьмом этаже, а не на втором, вдруг чудесным образом изменяется. – Нет, не поэтому! Не внешние обстоятельства меняются – они остаются такими же. Человек меняется! Душа у него преображается. Душа человеческая с Богом встречается, и в ней благодать поселяется. Вот каково действие храма на душу человека.

Сегодня мы празднуем праздник Сретения Господня. На сороковой день Матерь Божия принесла в храм Господень Богомладенца Спасителя Господа Иисуса Христа. Симеон, который по предсказанию, бывшему ему от ангела, не мог умереть до тех пор, пока не увидит Христа, пришедшего в плоти, встретил Христа. Казалось бы, для внешнего мира, что же тут радостного? Ведь теперь исполнилось пророчество, и этот старец умрет! Но он радуется. Радуется, потому что он увидел Того, Кто выше смерти, и благодаря Которому смерть перестала существовать. Праведный Симеон усомнился сначала в том, что Бог явится в плоти и родится от Девы. И ему пришлось прожить триста долгих лет для того, чтобы убедиться в правоте Слова Божия. И набравшись за это время мудрости, он радовался уже своему отшествию из этого временного мира в мир вечный, потому что он был вместе с Богом.

Так изменилось его представление о жизни. Так, дорогие братья и сестры, и наше представление о жизни будет меняться, если мы будем посещать храм Господень. И то, что нам иногда кажется непереносимой обидой, в храме Божьем мы эти свои обиды исцелим и увидим, насколько они бывают мелки и суетны. И от того, что нам кажется неизживаемым горем, в храме Божьем мы получим исцеление и поймем, что все, что в жизни бывает, по Промыслу бывает для нашего же блага, только мы должны уметь видеть руку Божию на своей жизни. И, таким образом, благодать Господня, которую мы получаем здесь, в храме Божьем, когда мы встречаемся с Господом во время молитвы, будет освящать все наше существо, всю нашу жизнь.

Прославим же Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир для нашего спасения, даровавшего нам Церковь Свою Святую и храмы Божии, как место, где мы можем встречаться с Ним.

Аминь.

15.02.1999 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня праздник Сретения Господня. История этого праздника, который повествует о встрече (а "сретение, в переводе со славянского, и означает – встреча) человеческой души с Богом, о соединении Ветхого завета с Новым заветом, восходит к тому времени, когда еще за триста лет до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа один из образованных правителей тогдашнего мира, собиравший в Александрии библиотеку, в которую должны были войти сочинения всех самых мудрых людей тогдашнего времени, захотел иметь в своей библиотеке и Священное Писание Ветхого завета, переведенное на греческий язык, потому что греческий язык тогда был языком всех ученых, мудрецов и философов.

Для этого были выбраны семьдесят ученых мужей из рода израильского. И книги Ветхого завета – Священное Писание – они распределили между собой и стали переводить их на греческий язык. Эти семьдесят ученых мужей переводчиков в церковной нашей традиции называются – семьдесят толковников. И вот один из этих ученых мужей, которого звали Симеон, переводил книгу Исайи пророка. И когда он ее переводил, он дошел до всем нам теперь известного места, которое мы многократно слышим, особенно в праздник Рождества Христова. Это слова из книги пророка Исайи: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14). И когда Симеон стал задумываться о том, как перевести эти слова на греческий язык, он усомнился в том, что Дева может родить Сына. Он усомнился в Слове Божьем, не поверил Божественному Откровению. Он подумал, что здесь какая-то ошибка и решил перевести на греческий язык словами: «молодая женщина». И когда он так подумал, то ангел Господень явился ему и сказал: "Пиши так, как написано в Священном Писании, потому что у Бога ни одно слово не будет изменено, и все исполнится! А поскольку ты усомнился, то не умрешь до тех пор, пока своими собственными глазами не увидишь исполнение этого пророчества".

После окончания перевода праведный Симеон стал жить в Иерусалиме, ожидая своими глазами увидеть исполнение пророчества. Он прожил долгую жизнь, которая превосходит все человеческие мерки. И вот, когда он уже окончательно и жизнью был утомлен, и прошел все возможные периоды своего духовного роста, и осознал силу Слова Божия – совершилось то событие, которое мы сегодня празднуем. На сороковой день после Рождества Дева Мария, исполняя закон Ветхого завета, приносит сорокадневного Богомладенца Господа Иисуса Христа в храм Господень.

Иисус Христос пришел не нарушить закон, но исполнить его. Ветхий завет, т.е. ветхий союз, древний союз Бога и человека, говорил о том, что человек должен соблюдать установления Божии, а Бог пошлет в мир Спасителя, Который избавит человека от власти греха над его душой. И вот, Иисус Христос исполняет все постановления ветхозаветного закона для того, чтобы показать всему миру, всем людям, которые жаждут спасения, что Он и есть Тот, Который пришел избавить людей от власти греха.

Когда пророк Моисей выводил людей Божьих из египетского рабства, самым последним и ужасающим для египтян знаком Божией правды было поражение первенцев египетских, когда в одну ночь все первенцы в земле египетской погибли. Остались живы только сыны израилевы, потому что они исполнили то, что заповедал им Бог. И в знак того, как были избавлены от смерти все первенцы народа израильского, каждый первенец, родившийся в израильской семье, должен был быть посвящен Богу. Иисус Христос был первенец Девы Марии, и Она, исполняя этот закон, и приносит Иисуса Христа в храм, как посвященного Богу. И тут, в храме, встречает их Симеон, который когда-то переводил пророчество Исайи о Деве, Которая родит Сына. И он своими глазами видит исполнение этого пророчества. Дух Святой вразумил его и привел в этот день в храм, об этом нам говорит Святое Евангелие. И взяв на руки Богомладенца Христа, праведный Симеон произносит известные всем нам слова, которые мы каждый раз слышим за вечерним богослужением: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром".

Целью жизни праведного Симеона было встретиться с Христом, и эта цель жизни исполнилась. Праведный Симеон встретился с Христом в храме Божьем, и это есть место, где человеческая душа встречается с Богом. Ветхий завет завершил свой смысл и свое существование, потому что наступает время Нового завета. И если праведный Симеон, переводчик пророчества Исайи, был представителем Ветхого завета, Иисус Христос приносит в мир Новый завет, который заключается в том, что всякий, верующий в Него, не погибнет, но будет иметь вечную жизнь.

При этом присутствуют и другие люди, которые Духом Святым пророчествуют и о Матери Божией, и том, как ей придется переживать страдания, и как лютое "оружие Ей пройдет душу". Пророчествуют и о том, как этот Богомладенец будет для многих предметом пререканий, и одни через веру в Него возвысятся, а другие, которые отринут Его, не будут веровать в Него, будут противиться Ему – они будут низвергнуты, их жизнь будет лишена смысла.

Вот такое евангельское событие, дорогие братья и сестры, мы празднуем в сегодняшний день. Прославляя Пречистую Деву Марию, исполнившую закон Божий, мы молимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы и наша жизнь, также как жизнь праведного Симеона, была стремлением к встрече с Богом. Так же, как он желал увидеть Бога, и мы с вами ныне просим, чтобы и в нашей жизни мы стремились к этому, чтобы видеть нам Бога в своей жизни. В своей жизни мы будем видеть Бога тогда, когда мы будем милосердными друг к другу. Когда мы будем прощать друг другу обиды и грехи. Когда мы будем любить друг друга. Когда мы будем помогать друг другу. Это значит, что тогда мы в своей жизни будем встречаться с Богом.

Вспомните то Евангелие, которое читалось вчера на Божественной литургии (Мф. 25, 31-46)! Как Господь говорил, что если кто-то накормил голодного, или одел раздетого, или посетил того, кто в темнице, – это он Самого Христа накормил, одел или посетил. И наоборот, если кто-то отвернулся от того, кто нуждается в его помощи, – это он от Самого Христа отвернулся. Значит, наша встреча с Богом происходит в повседневной нашей встрече с нашими ближними, и то, как мы к ним относимся, и означает, увидели ли мы Бога в своей жизни или не увидели. А храм Божий есть то место, которое помогает нам открыть наши духовные глаза, увидеть подлинный смысл жизни, научиться беседовать с Богом, т.е. молиться, получить утешение, подкрепление и силы для своей жизни.

Сегодня, прославляя Богомладенца Спасителя и Господа Иисуса Христа, Который исполнил Ветхий закон и принес в мир Новый, и мы с вами просим у Него помощи, чтобы нам научиться исполнять и внешние постановления закона церковного – исполнять предписания церковные, исполнять обряды церковные – и внутренне духовно возрождаться, укрепляться, освящаться. Таков великий духовный смысл нынешнего праздника.

Прославим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь во веки веков.

Аминь.

15.02.2000 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы пришли в храм Господень встретиться с Господом. Здесь, в храме Божием, совершается наше Сретение со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

Мы слышали сейчас во Святом Евангелии, что праведный Симеон увидел в Господе Иисусе Христе Богомладенце, принесенном на сороковой день после Своего рождения в храм Божий, "свет во откровение языков".

Свет всем народам принес в мир Спаситель наш. Свет, в котором мы будем ходить и никогда не ошибемся, если будем находиться в свете Христовом. Если мы с вами будем ходить в свете Господнем, то благодать Божия всегда будет с нами, помощь Божия всегда пребудет с нами, утешение всегда будет душе нашей. Нам нужен этот свет Христов, который должен просветить души наши, омраченные грехом.

Где найти нам свет этот? Где просветить нам души свои? – Храм Господень! – Вот то святое место, где свет Христов просвещает всех. Храм Господень – вот то святое место, где Божия благодать на всех нас изливается.

Труден был жизненный путь праведного Симеона. Он был праведен, и Дух Божий был с ним, но он не мог получить утешения душе своей, пока не увидел Господа Иисуса Христа, пока свет Христов не оссиял его душу.

И нас всех Господь призывает к праведности. И нас всех Господь призывает к благочестивой жизни. Жить благочестиво, значит, исполнять заповеди Божии. Исполнял их праведный Симеон. Исполнял их всю свою долгую жизнь, которая превысила все мерки человеческой жизни в три раза, но не имела утешения до тех пор, пока свет Христов не осиял его душу.

Дорогие братья и сестры! И мы с вами можем получить силы и утешение для исполнения заповедей Божьих не только тогда, когда мы внешне лишь будем стремиться соблюдать законы Божии. Как бы мы не прилагали усилий своих к внешнему соблюдению заповедей, если в сердце нашем не будет сиять свет Христов, мы не сможем получить ни утешения, ни радости, ни вечной жизни, ибо только в Нем, Господе нашем Иисусе Христе, есть и радость, и свет, и слава всех людей, верующих в Него, – духовного Израиля, избранных людей, хранящих святую веру православную.

Дорогие братья и сестры! Как должны мы любить храм Господень! Как должны мы с вами радоваться, что у нас есть такое прекрасное место, где мы можем встречаться с Господом. Как благодатно нам спешить на Сретение с Господом нашим Иисусом Христом на святые службы Божии, где, воистину, незримый свет Господень помогает нам жить среди тьмы греховного неведения, делает нас зрячими, делает нас способными различать зло и добро, дает нам силы жить в добре, дает нам смысл жизни.

Прославим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, явившего славу любящим Его, просветившего светом Своим все народы; будем любить храм Божий – великое место встречи наших душ с Господом нашим.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

14.02.2001 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне праздник Сретения Господня. Этот праздник, посвященный воспоминанию евангельских событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, тем не менее, в разряде богослужебных праздников Святой Церкви Православной относится к праздникам Богородичным, посвященным Пречистой и Преблагословенной Деве Марии.

Прочему так произошло?

Мы только что с вами пели величание, в котором раскрывается смысл богоматеринства Пречистой Девы. Мы почитаем Пречистую Матерь Божию, Которая по Закону принесла Богомладенца Господа Иисуса Христа в ветхозаветный храм.

Это – образ, образ близкий для нас с вами, потому что мы с вами в духовной жизни, действительно, – младенцы. И в исполнении Закона Божья мы тоже с вами – младенцы. Не только должным образом не исполняем Закона Божия, но даже, подобно младенцам несмысленным, и не знаем Закона Божия так, как должно бы знать каждому православному христианину.

Но, тем не менее, никто из нас, верующих людей, никогда не теряет надежды на спасение. Почему? – Да потому что так же, как Пречистая Дева Мария принесла Своего Божественного Сына ко храму Господню, так и по данной Ей Святой Церковью силе и власти Она и наши с вами младенческие в вере и в добродетелях души приносит ко храму Господню во исполнение Закона Господня.

Закон Божий необходим. Без Закона Божия не может быть смысла жизни. Без Закона Божия самой жизни не может быть. И мира не может быть без Закона Божия, ибо и мир создан Богом и все законы, которые существуют в этом мире, это – законы Божьи; и человек создан Богом; и жизнь, данная ему, это тоже – Закон Божий; и душа человеческая, предназначенная к вечной и блаженной жизни, это тоже – Закон Божий, закон Божественной любви – любви Бога к Своему созданию.

Только мы этого закона Божественной любви и не знаем, и не исполняем.

До пришествия в мир Господа Иисуса Христа был Ветхий Завет, ветхий закон. С пришествием в мир Спасителя явился Новый Завет, новый закон.

В празднике Сретения Господня символически встречаются эти два закона, два завета. Святой праведный Симеон, живший по учению ветхозаветному, стяжавший праведность ветхозаветную и имевший обещание, как мы слышали сегодня в Евангелии, от Духа Святого не увидеть смерти до тех пор, пока не увидит Христа Господня, и Богомладенец Христос Спаситель мира, Который принес Новый Завет – завет Своей божественной любви, встретились в храме Божием.

Так и наша душа, дорогие братья и сестры, нуждающаяся в твердом управлении внешнего закона, потому что мы с вами без твердого исполнения тех самых известных ветхозаветных десяти заповедей не сможем правильно устроить свою жизнь, но и нуждающаяся для этого в благодатном озарении любви Божией, данной нам в Новом Завете, может все это найти в храме Господнем. И также, как праведный Симеон в храме Божьем встретил Христа, так и мы с вами в храме Божьем встречаемся со Христом.

Но вот без Матери Божией, без Ее благодатной материнской помощи мы не сможем осуществить эту встречу. По тем самым причинам, о которых уже было сказано, – по причинам своего духовного слабосилия. И ныне мы обращаемся к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, Которая Сама исполнила все предписания Закона ветхозаветного и открыла первой великую благочестия тайну Нового Завета (см. 1Тим. 3, 16), совместив в Себе и Закон, и благодать. Без Ее помощи мы не сможем прийти к спасению. И поэтому мы молимся Ей и просим у Нее, чтобы Она наставила нас; укрепила нас; приводила нас постоянно к храму Божию; наши жизненные пути направляла к Спасителю мира Господу Иисусу Христу; наши духовные силы укрепляла для молитвы, для благочестия; нашу жизнь направляла на соблюдение заповедей Божьих.

Именно поэтому мы сегодня с таким усердием обращаемся и просим у Нее: "Пресвятая Богородица, спаси нас".

Аминь.

15.02.2001 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня праздник Сретения Господня. Сретение означает – встреча. Сегодняшний праздник посвящен встрече – встрече человека с Богом.

Человек в своей жизни непременно ищет этой встречи с Богом. Даже в том случае, если он еще разумом своим Бога не знает, его душа вольно или невольно ищет Его. Счастлив тот человек, на пути которого находятся люди, приводящие его к этой встрече.

Печально бывает, когда человек, ищущий этой встречи с Богом, вместо Бога находит для себя какие-то заменители, суррогаты или то, что на церковном, духовном языке называется – "идолы". И тогда люди вместо Бога начинают гоняться за этими идолами и искать с ними встречи. Эти идолы могут быть разные: материальное благополучие для одних; водка для других; внешняя красота для одних, или безобразная жизнь в грехе для других... Множество ложных идолов окружают нас в жизни. И как страшно бывает, когда встреча с этими идолами, т.е., фактически, с грехами, ведь идолы – не что иное, как олицетворение греха, и каждый человек, который начинает в своей жизни служить греху, становится рабом этого греха; и как страшно бывает, когда душа человеческая, встретившись с грехом, уже не ищет встречи с Господом.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшний праздник духовно призывает нас с вами искать этой встречи с Господом. Никто из нас о себе не может сказать, что он свободен от греха. Никто из нас не может о себе сказать, что он никогда не увлекался страстями, и никогда не грешил, и никогда в своей душе не кланялся греховным идолам, т.е. всевозможным прелестям мира сего. Но, тем не менее, мы молимся о том, чтобы наша душа встретилась с Господом. И нынешнее евангельское повествование рассказывает нам о том, какие условия необходимы для этой встречи с Господом.

Праведный Симеон находился при храме Господнем. Находился он там потому, что он прекрасно знал Священное Писание. Однако по мудрости своей, по мудрости своего человеческого разума, он его не мог понять правильно. И когда однажды ему доводилось переводить на греческий язык слова древнего пророчества: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), – он усомнился в Слове Божьем, усомнился в мудрости Божией, решив ее заменить мудростью человеческой, и захотел в переводе вместо слова "Дева" написать – молодая женщина. Но тогда Ангел Господень явился ему, и ему было сказано, что он не увидит смерти, пока своими собственными глазами не увидит Пречистую Деву и Спасителя мира Господа Иисуса Христа.

Вот, дорогие братья и сестры, одно из важных условий встречи души человеческой с Богом. Надо знать Священное Писание, стремиться узнать его, стремиться прочесть его. Но не так, как сейчас предлагают различные люди, говоря: "Читай сам Евангелие и понимай его как хочешь". – Такое самостоятельное чтение, без благодати Духа Святого, может привести к совершенно противоположным результатам, так, как это было и в воспоминаемом ныне нами с вами событии, так, как это случилось с праведным Симеоном.

Но чтобы этого не было с нами, чтобы мы в своей жизни и своем понимании Священного Писания руководствовались Духом Святым, нужна Церковь. – То самое место, куда и был послан праведный Симеон. Ему было сказано находиться при церкви Христовой, и он находился, ожидая Христа в древнем храме, единственном храме во всем мире, который был тогда посвящен Истинному Богу.

Вот так и мы с вами, дорогие братья и сестры, если желаем встретиться с Богом, должны стремиться к храму, к храму Господню. Здесь будет дана помощь благодатная нашему разуму, чтобы мы научились видеть в своей жизни главное, чтобы мы научились избегать греха, чтобы мы научились понимать Священное Писание.

Но ведь этого тоже мало! Не даром в сегодняшнем празднике так много уделяется внимания Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице. Она принесла в храм Богомладенца Христа. О Ней пророчествовал праведный Симеон. Ей ныне мы с особым усердием молимся. Благодаря Ей, принесшей в храм Богомладенца, совершилась эта встреча человека и Бога.

Она понесла Богомладенца в храм потому, что исполняла Закон, предписывающий Ей сделать это. Значит, и для нас с вами в нашей жизни тоже нужен духовный закон, и нам в нашей жизни надо знать Закон Божий. Значит, чтобы встреча совершилась и у нас, нужно и нам с вами знать Закон Божий и соблюдать его. И тогда мы с вами встретимся с Богом. А, встретившись, мы уже должны никогда не разлучаться с Ним.

Сегодня мы усердно просим у Господа, чтобы наша душа была бодра и стремилась ко храму святому и стремилась к молитве. Сегодня мы усердно молимся Богу, чтобы наш ум был просвещен Духом Святым, и мы читали Священное Писание и разумели его так, как учит Святая Церковь. Сегодня мы молимся Пречистой и Преблагословенной Деве Марии Богородице, чтобы Она нас направила на спасения стези и тех людей, которые еще не встретились с Богом и блуждают по путям греха, и их Своею благодатью, Своим богоматерним покровом привела к Церкви Христовой, привела ко спасению.

Не только о себе самих в нынешний день надо молиться, ибо мы находимся уже в храме Божьем и тем самым счастливы и радостны. Но надо молиться о тех, кто еще не пришел в храм Господень, кто еще мучается в сетях греха и не может прийти к Господу, – о них должна быть молитва. Господь – Промыслитель. Он каждому человеку на его жизненном пути дает возможности быть вместе с Ним. Человек всегда имеет выбор между добром и злом.

Помолимся и о том, чтобы Господь всех нас укрепил всегда избирать путь добра и избегать пути зла.

Аминь.

14.02.2002 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На сороковой день после Рождества Христова Пречистая и Преблагословенная Дева Мария приносит Богомладенца Господа в храм Господень – в тот единственный храм, который был во всем мире до пришествия Спасителя нашего, где поклонялись Единому Богу.

Она приносит Его в храм Господень для того, чтобы исполнить древний ветхозаветный закон о посвящении всех первенцев мужского рода, всех младенцев Самому Богу. И как мы видим, как мы слышим из Евангелия и видим из содержания нынешнего праздника, один человек, который был при этом в храме, имеющий в себе Духа Святаго, увидел в этом маленьком Младенце, принесенном в храм Господень, истинного Спасителя, истинный Свет для всех народов, истинную Славу для всех верных людей.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшний праздник Сретения имеет много духовных смыслов, как, впрочем, и любое евангельское событие всегда служит новым и новым назиданием для человека, который внимательно вчитывается в строки Евангелия. Почему и советуют нам святые отцы ежедневно читать нам хотя бы несколько строчек из Святого Евангелия. Потому что, сколько бы ни жил человек на свете, все равно каждый раз новое и новое находит для себя откровение, которое дается ему Господом. Конечно же, это происходит в том случае, если этот человек соединен с Церковью Таинствами церковными, а, следовательно, имеет в себе печать дара Духа Святаго. И вот, мы сегодня в Евангелии слышали, как праведный Симеон, имевший в себе этот дар Духа Святаго, увидел то, что не видели другие люди, увидел в малом Младенце великого Бога.

Порой мы в жизни своей, в повседневной нашей жизни, за следующих друг за другом чередой маленьких событий, не видим великого Бога. Нам, порой, начинает казаться, что вся наша жизнь – это такая цепь бессмысленных событий – мелких, суетных, пустых, порой, никому не нужных. И какой нужно иметь дар, чтобы видеть Бога в своей жизни. Причем этот дар необходим для каждого верующего человека, потому что иначе вера наша становится бессмысленной, если мы в своей жизни Бога не можем видеть.

А Его надо видеть! – Видеть Бога в своей душе тогда, когда нужно какому-либо человеку, обидевшему тебя, простить. Сумеешь преодолеть свою мелочную обиду, которая кажется тебе огромной, вот – ты уже и идешь по пути Божьему, тут уже начинаешь в своей жизни видеть Бога. Сумеешь с терпением и смирением перенести то или иное жизненное обстоятельство: или болезнь, или неудобство, или притеснение какое-то – со смирением и терпением переносишь это, вот уже и увидел Бога в своей жизни, ибо и Христос со смирением и терпением переносил все то, что должен был перенести ради нашего спасения. Сумеешь человеку, который тебе неприятен, сделать добро, причем нелицемерно, не на показ, чтобы кто-нибудь увидел, что ты делаешь ему добро и похвалил тебя, а ради Господа, вот уже и в этом малом поступке виден Господь.

И как наша жизнь складывается из маленьких секунд, из маленьких минут, из маленьких часов и, в общем-то, из быстро проходящих лет человеческой жизни, так важно нам уметь в каждой маленькой части нашей жизни увидеть Бога и встретить Его.

Название сегодняшнего праздника – Сретение. Праведный Симеон увидел Бога в маленьком Младенце, которого принесла в храм Божий Пречистая Дева Мария. Но обратите внимание, где он увидел Бога? – Он увидел в храме Божьем. Почему Он увидел Бога? – Мы в Евангелии тоже об этом слышали. – Потому что он был праведен.

Вот и мы, дорогие братья и сестры, можем открыть свое духовное зрение и научиться жить вместе с Богом и веру нашу подтверждать делами Божьими, если будем не отступать от храма Господня, приходить в храм Божий для молитвы, назидаться здесь благодатью Духа Святаго и в жизни своей стремиться быть праведными, то есть живущими по заповедям Божьим. А когда прилучится нам оступиться и согрешить, немедленно обращаться к покаянию и просить у Господа Бога прощения и сил на свое исправление и возвращение под покров Пречистой Девы Марии, благодаря Которой Младенец был принесен в храм Господень, как мы пели сегодня величание: «И чтим Пречистую Матерь Твою, Ею же принесся ныне в храм Господень».

Значит, когда наших сил не хватает на то, чтобы посещать богослужения или находиться в храме Господнем с молитвой подлинной, мы должны просить помощи у Матери Божией, чтобы Она научила нас преодолевать наши пустые препятствия. Ведь всегда так бывает – человек начнет собираться в храм, а ему что-то мешает. Или придет в храм на молитву и, казалось бы, – молись, питайся Духом Святым, раскрывай душу свою перед Богом… – Так нет, и в храме нам тоже нечто мешает.

Будем просить у Пречистой Девы Марии, Которая на Своих руках принесла Богомладенца Христа в храм Господень, чтобы Она Своими пречистыми руками и наши с вами души не только в храм Господень вводила, но и открыла для нас райские селения и жизнь вечную. Храм Божий – место встречи с Господом. Будем молиться Спасителю Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, чтобы эта встреча для нас не была мимолетной или случайной. Чтобы наша жизнь была праведна и чтобы благодать Божия не оставляла нас никогда.

Аминь.

15.02.2002 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня праздник Сретения Господня. Как важно нам, православным христианам, твердо знать значение наших святых праздников, их историю и их смысл!

Это особенно важно нам сейчас знать, когда вокруг нас, как ни странно, все время насаждаются какие-то совершенно неизвестные нам никогда праздники. И хотя даже употребляется имя, якобы, святого, как вот вчера, когда во всех газетах, радиостанциях и телевидении только и говорили о каком-то празднике, которого никогда Святая Церковь не знала, да смысл этого праздника, по их мнению, вообще сводится совершенно только к покупке и приобретению разных подарков. Вот так замутняется наше народное сознание, и вместо истинного чистого родникового православного вероучения, нам предлагают яд неверия и безбожия, хотя порой и кощунственно прикрывая его именем, якобы, святого.

Дорогие братья и сестры! Ныне – праздник Сретения. «Сретение» – в переводе означает: встреча. Это встреча человеческой души с Богом.

Кто с кем встречается? – Бог и человек. Человек и Бог ныне встретились в храме Божьем. И именно в этом духовный смысл праздника.

Но всякая ли человеческая душа легко приходит к этой встрече с Богом?

Каждый себя вспомните – так ли легко приходить нам подлинно к вере? Не трудно ли нам было пробираться через разные заблуждения; или через свою собственную леность; или свою усталость; или нежелание; или стремление свести всю нашу веру только к внешнему, а не к внутреннему: вот, мол, зайду свечку поставлю, зайду записку напишу. – А что в душе? Встретилась ли душа человеческая с Богом?

И вот, нынешний праздник как раз помогает нам духовно тем, чтобы наши души подлинно встретились с Богом. А история этого праздника уходит корнями в далекое прошлое.

Еще за триста лет до рождения в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа правитель, который управлял Александрией, находящейся на территории нынешнего Египта, Птолемей II Филадельф, славящийся своей ученостью, решил собрать у себя самую лучшую в мире библиотеку. И для этого он стал собирать все книги, имеющиеся на то время в мире. А язык ученых того времени, язык, на котором говорили люди грамотные, просвещенные и писали книги, это был язык греческий.

И вот, этот правитель знал о существовании священных книг еврейского народа – то, что мы сейчас называем «Библией», книгами Ветхого Завета. То есть теми книгами, которые были написаны до пришествия в мир Спасителя нашего. И вот, желая видеть у себя в библиотеки эти книги на греческом языке, он призывает к себе семьдесят человек – представителей от колен Израилевых – грамотных, ученых и дает им задание: перевести книги Святой Библии на греческий язык.

Кстати, в нашей Святой Церкви мы до сих пор пользуемся переводом славянским именно с того перевода – греческого, который называется переводом семидесяти толковников.

Эти семьдесят человек разделили между собой книги Ветхого Завета и стали их переводить с еврейского на греческий язык. Одному человеку, которого звали Симеон, досталась книга пророка Исайи, и он переводил ее. И вот, он дошел до того места, которое нам теперь всем очень хорошо известно, и на памяти оно у нас, и сорок дней назад оно звучало. Он дошел до места в книге пророка Исайи, где написано: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14).

Тогда этот мудрец задумался и подумал: наверное, в святой книге ошибка, неправильно написано – не может дева родить сына! – Напишу: молодая женщина. И когда он так помыслил, ему явился Ангел Господень и сказал: «Не трогай Слова Божьего! Пиши так, как есть. Но за то, что ты усомнился, ты не увидишь смерти до тех пор, пока своими собственными глазами не увидишь исполнения этого пророчества.

И вот, Симеон написал так, как написано, сдал свой труд и стал ожидать исполнения пророчества. Заканчивается время обычной человеческой жизни. – Как в Псалтири написано: Жизнь человека семьдесят, восемьдесят лет, а больше – это труд и болезнь. – А он не умирает. И вот, он идет к храму Божию – единственному храму, который существовал тогда в мире, где покланялись Единому истинному Богу – идет во Иерусалим и в течение двухсот лет ждет исполнения этого пророчества!

Жизнь утомила его. Но двести лет понадобились ему для того, чтобы собственными глазами убедиться в правоте Слова Божьего.

Сколько времени нам с вами нужно для того, чтобы мы убедились в правоте Слова Божьего? Кому такой срок дастся?

Вряд ли кому! В Священном Писании говорится о том, что Симеон праведник был и был на нем Дух Святой. Кто из нас с вами может засвидетельствовать о своей праведности? Кто из нас может свидетельствовать о себе, что в нем горит, как огонь, Дух Святой?

Конечно же, мы чувствуем в этом огромнейшее свое недостоинство. Но с другой стороны мы чувствуем силу Церкви Христовой, которая через благодать свою помогает нам за короткое время пройти тот путь, на который понадобилось Симеону триста лет. Мы можем пройти его за одну минуту, за одну секунду, когда нашу душу озарит благодать Духа Святаго, преподаваемая нам через Таинства церковные.

И вот, наконец, совершается то событие, которое мы вспоминаем сегодня. Пречистая Дева Мария на сороковой день после рождения Богомладенца Господа нашего Иисуса Христа, согласно древнему ветхозаветному закону, приносит Его в храм Господень. И вот, Симеон, радуясь, идет к Ней навстречу, берет на руки Младенца и восклицает: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!»

Исполнилось его ожидание! Явился Тот, Кто будет и есть Свет для всех народов. Явился Тот, Который для одних будет восстанием – для тех, кто верует в Него, а для других будет падением – для тех, кто не верует в Него. Явился Тот, Кто явится пререканием, потому что одни будут звать ко спасению, а другие будут звать к гибели. Явился Тот. Который жизнью Своею и смертью Своею, как оружием пройдет по душам человеческим, как оружием пройдет через душу Пречистой Своей Матери. Для того, чтобы этим пронзить и уничтожить грех, и дать всем верующим в Него спасение.

Вот, дорогие братья и сестры, какой великий духовный смысл праздника. Где нам с вами встретиться с Богом? – Там же, где встретился с Ним праведный Симеон, – в храме Господнем. Но если тогда на весь мир был один единственный храм, где люди могли обращаться к истинному Богу, ныне каждый человек имеет возможность, придя в храм Господень, получить благодать Духа Святаго, оживить свою душу, очистить ее, оживить ее. Свет Христов сияет для всех в Таинствах Церкви, в ее молитвах.

Дорогие братья и сестры! Будем просить Пречистую Матерь Божию, Которая претерпела, по словам праведного Симеона, страшные муки, видя крестные страдания Спасителя нашего и Сына Своего, будем просить у Нее, чтобы по ее молитвам и нам с вами в наших с вами душах не просто встретиться с Богом, но никогда не разлучаться с Ним.

Аминь.

15.02.2003 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы пришли в храм Господень, чтобы здесь встретиться с Самим Господом.

Мы всегда приходим в храм Господень для этого. Конечно, Бог – везде. Он везде существует и все Собой наполняет. И на всяком месте, где бы человек из глубины души ни обратился к Богу, Бог услышит его. Конечно же, на всяком месте можно молиться Богу. Но, тем не менее, мы в повседневной своей жизни бываем настолько духовно рассеяны и обессилены, что нас не хватает не только на то, чтобы исполнять установленные церковными правилами утренние и вечерние молитвословия, но не хватает, порой, на то, чтобы из самой глубины сердца хотя бы просто воздохнуть и сказать: «Господи, помилуй!» – И на это, порой, наших духовных сил не хватает. И именно потому мы идем в храм Божий, что здесь особое благодатное место, где мы собираемся все вместе, где мы «едиными усты и единым сердцем» обращаемся к Господу, и где мы встречаемся с Богом.

Бог, как Отец наш, раскрывает Свои объятия и зовет нас, чтобы мы пришли к Нему. Бог ищет нашего спасения, стучит в двери наших с вами душ. И ответ наш на этот призыв Божий как раз и является в том, что мы идем к Господу.

Как в жизни это выразить? Люди, не признающие Церкви, говорят о том, что не нужны храмы Божии, а что достаточно в душе человеческой веровать. Но каждый верующий христианин знает на своем собственном опыте, как трудно преодолеть повседневные искушения и как тяжело разорвать паутину повседневной суеты, чтобы открыть свою душу для благодати Божией. Когда же мы набираемся сил и приходим сюда, в храм Господень, то здесь это трудное становится легким. Потому что мы здесь не одни, потому что здесь с нами все святые, и Ангелы, и Архангелы, и Сама Пречистая Дева Преблагословенная Богородица молятся вместе с нами; и здесь изобилует благодать Божия, которая дается нам в Таинствах церковных; и здесь Сам Господь – в Таинстве Своего Пречистого Тела и Животворящей Крови; и здесь мы, очистившись через покаяние, с Господом соединяемся.

Сегодня праздник Сретения Господня. Слово «сретение» означает – встреча. Из евангельского повествования мы слышали, как праведный Симеон встретился со Спасителем в храме Божьем. Он находился при храме Божьем много лет, ожидая пришествия Спасителя. И он встретил Спасителя в храме Господнем.

Праведный Симеон обозначает собой добродетели Ветхого завета, когда до пришествия в мир Господа Иисуса Христа людям дан был закон, и этот закон люди должны были выполнять. Но сил на выполнение закона Божия у людей ветхозаветных не хватало. И они постоянно этот закон нарушали и понимали, что, нарушив закон, они подвергают себя осуждению Божию. И поэтому они приносили жертвы – приносили эти жертвы в храме Господнем, но эти жертвы не могли их избавить от «клятвы», то есть от проклятия за грех. Это – последствия греха, которые выражаются в болезнях, страдании и смерти. И эти последствия греха человек сам исправить не может. Для того-то в мир и пришел Сам Бог, стал Человеком, чтобы на Себя принять все последствия греха – болезни и смерть, что и сделал Спасителя мира Господь наш Иисус Христос. Так что теперь всякий, кто верует в Него и живет вместе с Ним, хотя и переживает во время своей жизни болезни и страдания, он вместе с Христом их переживает. И если мы вместе с Христом умираем, то мы знаем, что вместе с Господом нашим и Спасителем мы и воскреснем.

И вот в храме Божьем, в котором ревнитель Ветхого завета праведный Симеон ожидал Спасителя, совершается встреча Спасителя мира с лучшими людьми Ветхого завета. Пречистая Дева Мария на сороковой день по закону приносит Младенца в храм Божий. Господь Иисус Христос не нуждался в том, чтобы за Него была принесена жертва, как приносились за грехи других людей, ибо Он был безгрешен. Но чтобы быть вместе с нами, грешными людьми, Он руками Матери Божией приносится в храм Господень, и они, как бедные люди, приносят в жертву двух голубей к храму Божьему. И тут праведный Симеон принимает на свои руки Богомладенца Христа и говорит пророческие слова о Христе, о которых мы должны с вами задуматься. Праведный Симеон говорит: «Сей лежит на падение и восстание многих во Израиле».

Что значат эти слова? Почему Богомладенец Иисус Христос для одних является средством к восстанию, то есть к возвышению, а для других – к падению?

Это – указание на то, что все отныне будет зависеть от веры в Господа Иисуса Христа. Закончился ветхозаветный закон. Одним только внешним исполнением закона человек спастись не может. Наступает время благодати Христовой. Но чтобы эта благодать Христова была с нами, мы должны ответить на зов Христов, на Его призыв своей верой. Это то самое, о чем потом скажет воскресший Христос Своим апостолам: «Если кто будет иметь веру и креститься, тот спасен будет, а кто не будет иметь веры, тот осужден будет» (Мк. 16, 16).

Вот, дорогие братья и сестры, в день праздника Сретения Господня Святая Церковь призывает нас молиться о том, чтобы Господь даровал нам эту спасительную веру. Веру, которая восставит наши души от греха. Веру, которая поможет нам, несмотря на наше духовное бессилие и наши недостатки, жить вместе с Богом праведно в сем мире. Веру, которая даст нам радость, и утешение, и смысл жизни. Веру, которая поддержит нас болезнях, и наших печалях, и наших бедах, и несчастьях. Веру, которая укрепит нас тогда, когда от людей мы не будем видеть никакой помощи и укрепления. Веру, которая утешит нас тогда, когда нам будет казаться, что не на кого опереться в это мире.

Спасительная вера послужит для нашего восстания от наших грехов. Но горе нам, если мы эту веру растеряем, ибо тогда это послужит нашему падению. Чтобы не было этого с нами, будем укреплять нашу веру через благодать Церкви Христовой. В храме Божьем мы имеем все средства, чтобы вера наша была укреплена. Будем стремиться к храму Господню, к молитве церковной, к участию в Таинствах церковных. Будем стремиться в храм Божий, как стремился праведный Симеон, находившийся триста лет при храме Господнем и ждавший Спасителя и Избавителя Господа Иисуса Христа. Будем всегда спешить в это спасительное место, где случается наше сретение – встреча с Господом нашим Иисусом Христом.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

14.02.2005 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Название сегодняшнего православного двунадесятого праздника звучит по-славянски «Сретение Господне», а по-русски означает – «Встреча Господа».

Мы, люди, ищущие в своей жизни опоры, утешения и помощи, желаем, чтобы в нашей жизни был Бог. Каждый человек, вне зависимости от того, называет ли он себя верующим или неверующим, ищет этой встречи с Господом. Почему он ее ищет? Потому что каждый человек имеет богоподобную душу. Мы созданы по образу и подобию Божию; но через грехопадение мы потеряли богообщение. И поэтому человек ищет, не осознавая своим разумом, встречи с Богом. Так дерево, которое находится на засушливом месте, ищет, где бы корням его найти влаги, и корни порой на землю выходят, наружу, ищут, где можно найти то, что даст жизнь этому дереву. Так и душа человеческая постоянно ищет Бога и ищет встречи с Богом. Но очень важно знать, где и как можно встретиться с Богом.

Сейчас есть огромное предложение – как бы подсказки для человека, которые не всегда правдивы. Ну, например, зазывают к себе люди, которые изучают старинные приметы, гадания, и говорят: «Вот вы узнаете эти старинные русские обычаи, и тем самым в вашей жизни будет много хорошего». И начинают учить древним языческим приметам, древним – которые были до принятия святой веры на Руси, обрядам, играм, – и через то самое уводят человека в его поиске истины в дремучую гибель идолопоклонства. А другие предлагают астрологию с ее гороскопами, с рассказами на каждую неделю, что с человеком будет, и человек этим увлекается, и думает, что там он встретит Бога, и идет за этим, и там этого не находит. Третьи предлагают рассуждения о том, что все религии одинаковы, каждый верит в Бога по-своему, а Бог все равно слишком далек от людей, поэтому не важно, как, и в кого ты веришь, а главное, чтобы в душе твоей что-то было, – так они говорят. И человек ищет там встречи с Богом, а ничего, кроме пустоты, не находит. Потому что не может быть Богом земля, не может быть Богом небо, не могут быть Богом различные события, исторические эпохи, не могут быть богами страсти человеческие, чувства человеческие, мысли человеческие, идеи человеческие. Все это не может быть Богом. И как бы там человек не искал встречи с Богом, в конечном итоге он обманывается. А мы с вами счастливы, дорогие братья и сестры. Мы имеем великое сокровище – мы знаем, где возможно человеческой душе встретиться с Богом. И сегодня, в праздник Сретения, мы пели прекрасное величание, обращенное к Пресвятой Деве, о том, как Она пришла в храм Господень.

Вот, дорогие братья и сестры, где наша душа реально встречается с Богом! Вот где Бог, Который пришел не для того, чтобы нас наказать, или нас испугать, или сделать нас во всем перед Ним виноватыми, хотя мы на самом деле перед Ним во всем виноваты. Вот где Бог принимает наши души; принимает наше покаяние, спасает нас, помогает нам, благословляет нас, посылает нам изобильные свои милости. Храм – место встречи с Господом нашим.

Дорогие братья и сестры! Прославим Господа и Его Пречистую Матерь, явившегося в мир для нашего спасения, воплотившегося и ставшего Человеком и идущего к нам навстречу. Мы переступаем порог храма – а Господь уже близок к нам, Он ждет нашего обращения, Он раскрывает нам наши объятия Свои?. Единственное, что нужно от нас, – это быть готовыми к этой встрече с Богом. Как мы сегодня слышали в Святом Евангелии, праведный Симеон пребывал в храме, ожидая Спасителя Христа. Ему было обещано, что он увидит Его. И каждому из нас в Святом Крещении обещано, что Господь будет пребывать с нами. Но для этого мы должны, подобно старцу Симеону, так же потрудиться, обративши свои силы к исполнению закона Божия и стремлению в храм Господень, как месту встречи с Господом.

Испросим же в этот прекрасный праздник, благословляющий нас к стремлению к храму Господню и к единению с Господом, чтобы наши человеческие силы были умножены силою Божьею, чтобы нам не просто идти на встречу с Богом, но чтобы нам постоянно с Богом встречаться и пребывать с Ним всегда, и не расставаться с Ним, и не отгонять благодать Господню своими грехами.

Аминь.

15.02.2005 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сокровище веры нашей, которую мы имеем, вверено нам Божественным откровением. Бог нам открыл великое богатство веры для того, чтобы мы с вами не погибли, чтобы наши грехи не убили наши души. Свое откровение Бог преподал людям как Священное Писание и Священное Предание. Нам очень важно знать, православным людям, что это двуединое Божественное откровение – и Священное Писание и Священное Предание. Потому что сейчас много лжеучителей, сектантов, которые говорят, что не нужно Священное Предание, что все, что есть в Священном Писании, этого достаточно для человека, и человек, читая сам Библию, может познать Божий замысел о нем и может им руководствоваться.

Так ли это на самом деле? – Думаю, что каждый из нас, здесь стоящий, испытывал священный трепет, когда раскрывал книгу Библии. Скажу прямо, и вы согласитесь со мной, что очень многое из того, что мы читаем в Библии, особенно в Ветхом завете, для нашего разума не понятно. Так неужели Господь, желая нашего спасения, предлагает нам какие-то загадки, которые мы должны разгадывать, читая Божественные книги? И неужели оттого, что один человек более способен к учению, а другой – менее, зависит спасение его бессмертной души?

Если по-сектантски рассуждать, то получается так: не выучил Библию, не знаешь, что там написано, так, получается, и не спасешься. Но может ли Бог давать нам такое испытание, которое мы исполнить-то не можем? Потому что, какой человеческий ум может вместить Премудрость Божию? – Конечно же, это невозможно. Сегодняшний праздник – Сретение Господне – видимым образом нам показывает, как действует благодать спасения и промысел Божий на всякое время, когда человеку предлагаются все возможные причины к его спасению, помощь на каждом месте человеку предлагается, чтобы он был с Богом.

Ведь история сегодняшнего праздника такова. Она как раз начинается с изучения Библии, Ветхого завета, когда древнеегипетский царь, желая, чтобы в его библиотеке были книги всех народов и всех мудрых людей, (а он считал, что Библия – это просто сокровищница мудрости, не верил и не знал о том, что это – обиталище Духа Святаго), он пригласил переводчиков, чтобы они перевели Библию с древнееврейского языка на греческий. И один из семидесяти приглашенных переводчиков был человек, которого звали Симеон. Он грамотный был человек. И досталось ему переводить книгу Исайи пророка.

А вы знаете, что в этой книге говорится, в пророчестве, о рождении Сына Божия от Девы Марии. Мы с вами слышим много стихов из книги Исайи пророка, особенно в праздник Рождества Христова: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!». И в Евангелии от Матфея цитируется книга пророка Исайи, где пророчествуется, что «Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что означает – с нами Бог» (Мф. 1, 22, 23, Ис. 7, 14). Нам известны эти слова.

И вот, когда Симеон стал переводить эту книгу на греческий язык, он усомнился: как дева может родить сына? Человеческий разум его это не воспринимал. И он решил, что какая-то ошибка произошла, и по своему человеческому разуму решил слово «дева» заменить на «молодая женщина». Однако когда он так размышлял, ему явился Ангел Господень и сказал о том, чтобы он переводил так, как это написано. А поскольку он сам своим разумом не разумеет этого, то он не умрет до тех пор, пока своими собственными глазами ни увидит исполнения этого пророчества.

Вот, дорогие братья и сестры, образец показательный, как возможно и должно воспринимать Священное Писание. Не нашим грешным разумом, который очень многого не может понять и осознать, но благодатью Духа Святаго. И когда разум человеческий облагодатствован Духом Святым, тогда все ему становится ясно. А где же человеку взять благодать Духа Святаго? – Церковь является источником благодати Духа Святаго. Ибо Господь Иисус Христос в пятидесятый день от Отца Своего ниспослал Духа Святаго на Божественных учеников Своих, и Дух Святой до сего дне пребывает в Церкви Святой. А жизнь Духа Святаго в Церкви Христовой и называется Священным Преданием. Как раз то, чего бедные сектанты, к несчастью, не имеют. Они хотят знать о Боге, пытаются своими умами познать книгу книг, но не имеют благодати Духа Святаго, коя хранится в Святой Церкви Православной. И в ней – сокровище всех поколений верующих людей, всех святых, Ангелы и Архангелы в Церкви пребывают, Дева Мария Пречистая молится за всех нас. И не важно уже – сильный ли ты разумом и грамотный ли ты профессор, который окончил много учебных заведений, или безграмотный ребенок, еще не начавший свое учение, – для сердца каждого Дух Святой открывает Божественное откровение.

Так праведному Симеону было дано откровение о том, что он не умрет, пока не увидит исполнения этого пророчества. Где же ему еще искать было исполнения этого пророчества? Он пошел в единственный храм, который был тогда во всем мире, где поклонялись единому Богу, – в храм Иерусалимский, и пребывал там, ожидая исполнения пророчества.

Долго пришлось ему ждать. Священное Предание повествует нам о том, что около трехсот лет он находился при храме Господнем и устал уже от течения времени своей жизни. Но Бог промыслом Своим вел его через его долгую жизнь, чтобы через него засвидетельствовать всему миру, и нам с вами, о явлении в мир Спасителя от Девы.

Так, дорогие братья и сестры. И нас Господь ведет по жизни через различные жизненные испытания, каждому давая свой крест, чтобы каждый на своем опыте постарался и сумел убедиться в истинности заповедей Божьих. Но где пребывал праведный Симеон? – При храме Божьем. Где он увидел исполнение пророчества? – В храме Божьем.

Сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, учит нас любить храм Господень, как место нашего жизненного руководства. Здесь благодать Божия исправляет нас. Здесь мы оставляем свои грехи и уходим из храма Божия обновленными и очищенными. Здесь мы духовно питаемся, здесь мы духовно укрепляемся и научаемся. И нынешний праздник образно на светлом и святом примере учит нас любить храм Господень.

И вот, на сороковой день после Рождества, Дева Мария, во исполнение закона Божия, приносит Богомладенца Господа Иисуса Христа в храм Господень. И совершается встреча – встретил Симеон Того, Кого ожидал увидеть всю свою жизнь. Встретила человеческая душа Симеона истинного Бога. И местом встречи души человеческой и истинного Бога явился храм Господень.

Дорогие братья и сестры! Испросим благословения Божия и благодати Божией, на то, чтобы и наша жизнь шла согласно Божественному откровению, чтобы мы были чутки к преданию Церкви, чтобы мы любили храм Господень, а, придя в храм Господень, чтобы наши души здесь встречались всегда с нашим Богом – Господом Иисусом Христом.

Ему же слава во веки веков. Аминь.

(13.02.2010 Неделя 35-я по Пятидесятнице, воспоминание Адамова изгнания. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем особую службу, ибо редко бывает такое совпадение. В этом году очень ранняя Пасха Христова – такая, как только может вообще быть ранней, более ранней не бывает. И поэтому, в виду того что начало Великого поста совпало с праздником Сретения, ради торжества сего праздника, чтобы встретить его достодолжным внутренним духовным подъемом, Святая Церковь своим богослужебным уставом переносит это празднование с понедельника на воскресный день.

И поэтому сегодня мы, во-первых, вспоминаем, в последнее воскресенье перед началом поста, Адамово изгнание. А во-вторых, мы ныне празднуем праздник двунадесятый – Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Какие же духовные уроки из соединения этих двух праздников церковных мы можем вынести для себя?

Святая Церковь перед началом Великого поста призывает нас вспомнить начало человеческой истории, когда первый человек не исполнил одну-единственную заповедь Божию – заповедь послушания Богу. Первый человек Адам имел радость богообщения. Первый человек Адам имел полноту жизни, счастья и блаженства. Имея свободную волю, он пребывал в единстве с Богом. Он жил в раю. И рай был прекрасен – не только потому, что это был замечательный, ничем не испорченный сад, но потому, и главное потому, что не испорчены были взаимоотношения человека и Бога. И вот первый человек Адам потерял это райское блаженство. Потерял по той причине, что он усомнился в праведности слов Божиих и Божиих установлений. Простейшую ему заповедь дал Бог: не вкушать от древа познания добра и зла. Этой самой заповедью Бог испытывал человека и давал ему возможность самостоятельно определять свою судьбу. Потому что если бы Адам не имел возможности уйти из рая, то тогда счастье, которое он имел в раю, не было бы совершенным. Это была бы просто золотая клетка, из которой человек не мог бы выбраться. Ибо в любви можно пребывать только свободно, насильно никто никого не может заставить любить. И вот через заповедь послушания Богу фактически проверялась любовь Адама к Богу. Любовь предполагает полное доверие и полное единство. Но когда дьявол вкладывал в уши первых людей семена недоверия к Богу и когда он говорил людям: «Нет! Зря вы слушаете Бога! Бог боится, что вы сами станете, как боги». И эта клевета на Бога нашла отражение в сердцах первых людей. Они послушали дьявола и нарушили заповедь Божию. И через это нарушение заповеди Божией они не стали сами, как боги, как обещал им дьявол, но они потеряли связь с источником жизни и любви, и поэтому в мир пришел грех, а с грехом пришла смерть.

Перед началом Великого поста вспоминается это событие из самого начала истории человечества для того, чтобы мы осознали, что мы потеряли и к чему мы стремимся. Фактически грех – это та стена, которую человек сам, своими руками, построил, чтобы отделить себя от Бога. Пост же дается нам для того, чтобы мы разрушили эту стену. Вернее, Бог Сам ее разрушает, но только мы грехами вновь и вновь ее воздвигаем. Пост дается человеку для того, чтоб он обернулся к Богу, Который пришел для того, чтобы вновь и вновь открыть для него рай. Тот рай, который человек потерял, Иисус Христос вновь для нас открывает. А пост – это время, когда мы должны прийти в себя, обратиться, повернуться к Богу, в жизни своей найти Его и встретиться с Ним. Именно этому и посвящен нынешний двунадесятый праздник – Сретение, что в переводе со славянского означает «встреча».

В храме Божием, куда Пречистая Дева на сороковой день после Рождества принесла Богомладенца Господа Иисуса Христа, произошла знаменательная встреча, которая запечатлена в Священном Писании. Старец Симеон – человек, который всю свою долгую жизнь искал встречи с Христом, встретился с Ним. И где встретился? Встретился в храме Божием.

Дорогие братья и сестры! Для нас это вернейшее указание, где наши с вами души встречаются с Господом нашим. Этот праздник учит нас любить храм Божий – как место молитвы, как место таинственной встречи души человеческой, жаждущей вновь вернуть себе рай, и Бога, Который открывает Свои объятия для всех кающихся грешников. Храм Божий – место, где совершаются Таинства церковные. Храм Божий – место, где преизобильно действует благодать Господня. Храм Божий – это то место, где наши души назидаются словами закона Божия, живым словом Евангелия, где наши души получают духовную пищу.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами готовимся встретить Святой и Великий пост. Прислушаемся к зову Церкви Христовой, дающей нам благодатные уроки, необходимые для нашего духовного развития. Услышим голос Церкви, повествующий нам о рае, который мы потеряли, и о том, как мы можем это исправить. Услышим голос Церкви, зовущей нас на встречу с Богом нашим, на благодатное единение человека с Богом в молитве, совершаемой в храме. Испросим у Господа Бога благословения на то, чтобы наступающее время Святого и Великого поста послужило каждому из нас к духовной пользе. Аминь.

(14.02.2010 Неделя 35-я по Пятидесятнице, воспоминание Адамова изгнания. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Литургия.)

Завтра начинается Святой и Великий пост. А сегодня мы совершаем празднование двунадесятого праздника Сретения Господня. История этого праздника уходит в Ветхий Завет. Еще за 300 лет до Рождества Христова был предпринят перевод Священного Писания – Библии с еврейского на греческий язык. Потому что греческий язык был в то время таким международным языком, который понимали все образованные грамотные люди, – похоже, как сейчас английский становится международным языком. И тогда разделили Библию, которая состоит, как вы знаете, из многих книг, среди 70 человек переводчиков. И был один молодой переводчик, которого звали Симеон, ему досталось переводить книгу Исайи пророка. И когда он дошел до известного нам места, которое мы слышим на Рождество Христово из пророчества Исайина: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына» (Ис. 7, 14), – он усумнился в своем сердце и подумал: «Неправильно написано; переведу я вместо слова «Дева» – «Молодая женщина»». Но ему явился Ангел Господень и, вразумляя его, сказал, что слово Божие и пророчество Духа Святаго непреложны, и указал ему на то, чтобы он написал так, как есть: «Дева». А поскольку он усумнился, что Дева может родить Сына, то ему было сказано, что он не увидит смерти до тех пор, пока своими глазами не увидит это чудо, которое описано в книге пророка Исайи.

И мы сегодня с вами слышали, как в евангельском повествовании описывается встреча этого Симеона спустя 300 лет после события, которое произошло в связи с переводом. Он уже утомился от жизни своей, он уже замытарел и истощился в терпении, но пребывал при храме Божием, потому что понимал, что только здесь, в храме Божием, он может увидеть исполнение того, о чем некогда написал пророк Исайя.

На 40-й день после того, как Пречистая Дева Мария родила Богомладенца Господа Иисуса Христа, по ветхозаветному закону она вместе со старцем Иосифом пришла в храм Господень, чтобы принести Господу жертву. Как бедные люди, они принесли двух голубей. И вот тут их и встретил праведный Симеон. Он увидел своими глазами ту Деву, Которая родила Сына. Он увидел своими глазами Христа – Того, о Котором говорили все пророки, предвозвещая, что Он придет спасти всех людей. И он взял на свои руки Богомладенца Христа и восхвалил Господа, говоря те слова, которые мы все с вами хорошо знаем, слыша их на повседневных и праздничных вечерних богослужениях: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». То есть, как Господь сказал, так и совершилось, и увидели глаза Симеона спасение Израилево, и увидел Симеон свет, который сияет от Младенца Христа, для просвещения всех народов. И это событие стало двунадесятым праздником Церкви, потому что оно означает встречу человека и Бога.

Много пришлось проявить терпения праведному Симеону, чтобы дождаться этой встречи. Дорогие братья и сестры! – Это для нас с вами утешение. Иногда мы бываем очень нетерпеливы в наших молитвах и очень нетерпеливы в своем уповании, и внутренне смущаемся, и думаем: почему же Бог не слышит наших молитв, или не видит наших трудов, или не замечает нашего усердия ко благочестию? Это совсем не так. Бог все видит и все знает, но промыслом своим ведет нас к нашему спасению. Поражено было сердце Симеона вначале неверием в силу Духа Святаго, но, проведя его промыслом через трехсотлетнюю жизнь, Господь привел его к тому, что он стал проповедником света Христа, и о нем мы вспоминаем и поныне. Так Господь и каждого человека ведет промыслом по его жизни.

Завтра начинается Великий пост. И как раз одна из добродетелей – смирение и терпение – является ключевой во время Великого поста. Нам очень нужно научиться спасительному терпению. Нам очень необходимо научиться смирению перед промыслом Божиим, который ведет нас через различные жизненные обстоятельства.

Праведный Симеон сказал, что Младенец Сей, говоря о Христе, и это он обращался к Матери Божией, станет для многих как падение, а для многих как восстание (см. Лк. 2, 34). О чем это он сказал? – Это он сказал о нашем отношении к заповедям Божиим. Это он сказал о нашем отношении к закону Христову. От нас зависит: если мы живем в этих благих заповедях, мы восстаем, поднимаемся духовно, возрождаемся, а если мы не признаем их, не исполняем, отвергаем, мы падаем. Увы, это пророчество праведного Симеона исполняется на нас не в части нашего восстания, а все больше в части нашего падения, потому что мы в грехах своих падаем. Для того же Церковь и установила Святой пост, чтобы нас восставить от нашего греховного падения.

Иногда говорят, зачем же благому закону Христову – высокому, духовному, о любви, о прощении, – зачем ему нужен такой строгий регламент поста, где указаны длительные молитвы, где указано воздержание в пище, где указаны поклоны, зачем, говорят, нужны все эти внешние предписания? А скажите, пожалуйста, а зачем нужно было Пречистой Деве Марии в сороковой день идти ко храму Господню? Она Чиста и Пречиста, зачем она несла туда Богомладенца Христа, на Котором не было ни единого греха, ибо Он явился в мир, чтобы спасти нас, – Он Богомладенец! А закон Моисеев о 40-м дне и о жертве после рождения первенца был дан во искупление грехов. Зачем же тогда Сам Христос прибыл в храм Божий, хотя Он не нуждается ни в каком внешнем исполнении закона? А затем, дорогие братья и сестры, Господь это совершил, чтобы показать нам пример и указать на необходимость для нас, людей, исполнения внешних правил благочестия. Потому что человек состоит из тела и души. Не может одна душа очищаться, если тело будет оскверняться. И не может одно тело возродиться, если душа будет в скверне погрязать. Человек имеет двойную сущность – и материальную, и духовную. И пост, поэтому, для него необходим как путь возрождения души и тела. И праздник Сретения показывает нам это.

Конечным итогом события Сретения явилась встреча человека с Богом. Конечным итогом поста должна явиться наша с вами встреча, нас, грешных человеков, с Богом. Сия встреча происходит, когда, очистив свою душу покаянием, мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя. Сия встреча происходит, когда мы с вами по вере своей творим добрые дела милосердия и сострадания, ибо слышали мы с вами совсем недавно, как в Евангелии говорит Христос в последний день: «Приидите, благословенные, наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира» (см. Мф. 25, 34), – потому что то, что мы делаем для ближних своих, какое благое дело ни делаем хотя бы для какого бы то ни было человека, мы делаем это для Самого Христа.

Вот к такой встрече человека с Богом и зовет нас ныне праздником Сретения Святая Церковь. А Сам Христос, сегодня мы слышали в Евангелии, предупреждает нас об основных правилах поста, говоря о том, что поститься мы должны, простив друг другу обиды и согрешения, и предупредив нас, что если мы не будем прощать друг другу обиды, то нам Бог не простит наших грехов. А ведь, собственно говоря, пост мы для того и предпринимаем, что стремимся избавиться от наших с вами грехов. И более того, предупреждая о важности внешнего исполнения всех предписаний церковных, Господь одновременно предупреждает, чтобы не было в этом лицемерия, то есть, исполняя внешнее, чтобы мы не забыли внутреннего (см. Мф. 6, 14–18).

Есть две крайности духовной жизни по отношению к посту. Одни говорят: не нужен внешний пост, достаточно внутри себя себя очищать. Но, как мы уже узнали из самого содержания праздника Сретения Господня, внешнее нам, людям, предписано Самим Богом. И поэтому люди, которые думают, что можно очистить свою душу без внешнего закона церковно-духовного, ошибаются. Но также ошибаются и те, и об этом Сам Господь предупреждал сегодня в Евангелии, говоря: «Не будьте, как фарисеи и лицемеры, которые внешне показывают себя постящимися, а Господь видит тайное и воздает за тайное, а не явное» (см. Мф. 6, 16–18). И поэтому, совершая пост внешне, соблюдая все правила церковные, мы должны стремиться и к посту духовному, внутреннему, к той внутренней работе над собой, которая незаметна никому, кроме единого Бога, о чем и говорил нам сегодня в Святом Евангелии Господь Иисус Христос, чтобы мы ни в коем случае не упустили за трудностью, – а трудно на самом деле по-настоящему соблюдать пост, – за трудностью внешнего соблюдения поста духовной работы над своей душой. И она заключается во внутренней молитве, во внутреннем рассмотрении состояния своей души, в поиске путей к исправлению своей жизни, в размышлении о том, как нам лучше исполнять заповедь Божию.

Дорогие братья и сестры! Завтра начнется наше с вами духовное поприще – Святой и Великий пост. Услышав сегодня в Божественном евангельском слове высокие образы и назидания, как нам необходимо проводить его, попросим у Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы никто из нас не погиб, но имели бы мы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16), исполнившего весь закон, чтобы и нам с вами исполнить повеление Святой Церкви и очистить свою душу постом и молитвой. Аминь.