Сщмч. Владимира митр. Киевского.

6.02.2000 Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы, прихожане Троицкого собора города Подольска, имеем особую духовную радость, особую духовную помощь и утешение и благодатное назидание тем, что крестильный храм в нашем приходе одним из первых в Русской Православной Церкви освящен во имя новомученика Российского – святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого.

Этот святой пострадал в 1918 году. Он был убит без всякой вины его, убит, расстрелян только за то, что он был архиереем Божиим, только за то, что он был верен Святой Церкви Православной, верен Христу. Никакой иной за ним вины, кроме его пламенной веры и преданности Господу и кроме того, что он не отрекся от Христа, не бросил своего служения, но пребыл с Господом, за ним не было.

И те, которые его убивали, думали насмеяться и поглумиться над верой православной, но оказалось, то, что они сделали, послужило еще только к большей славе Церкви Христовой, к большей силе веры православной, ибо мы теперь имеем великого молитвенника перед Престолом Божиим, который своим примером веры помогает нам с вами.

К сожалению, мы с вами не такие. К сожалению, мы в своей жизни часто двоедушничаем, часто поступаем не по-христиански и на словах не отрекаясь от Христа, в делах своих поступаем так, как поступают люди неверующие. И, к сожалению, своими поступками мы часто не прославляем, а хулим имя христианина.

Но какое благодатное утешение Господь нам дал! – Он не дал нам отчаиваться в своих грехах, Он создал на земле Свою Церковь, где у нас сонмы помощников сильных, которые поддерживают нас немощных, которые своей великой верой восполняют наше маловерие, великой любовью ко Господу восполняют нашу холодность и неимение подлинной любви к Богу, великими своими подвигами восполняют наше с вами отсутствие добрых дел сострадания и милосердия.

Святой священномученик Владимир, пострадавший в новое время, своим примером показал безбожному, тогда уже, миру подлинную красоту Царства Божия, которое внутри сердца человеческого и которое никто у него отнять не может. Уже тогда большинство людей были заражены заразой неверия и безбожия, о святых говорили с насмешкой, житиям святых не верили и говорили, что все это выдумки и быть такого не может. Но вот, новое время явило подлинное свидетельство подлинной веры. И святые оказались рядом с безбожниками. И гиганты веры оказались рядом с теми, кто, глумясь, хотели их опровергнуть.

Дорогие братья и сестры! Сколько человек уже родилось от воды и Духа в этом святом храме! Сколько младенцев приняло Крещение, сколько взрослых сошли в эту купель и стали православными христианами! И надеемся, сколько еще придут сюда и здесь станут членами Святой Церкви Православной. Какое счастье, что Церковь Христова растет и возрастает!

Обратимся ныне к покровителю этого храма Божия, а значит, и к покровителю нашего прихода, а значит, и нашего молитвенника, с искренней просьбой о том, чтобы и нам в своей жизни иметь подлинную святую веру православную, чтобы нам никогда не отступать от Господа. Нам нечего теперь бояться – никто  нас не принуждает отрекаться от Бога. Никто не записывает нас, как мы приходим креститься сюда. Никто не вызывает нас потом в обкомы и профкомы и не спрашивает нас почему мы крестили своих детей. Но стали ли мы лучше после того, как прекратились на нас притеснения? Стала ли наша вера крепче? Стали ли мы усерднее? – Воззрим в свое сердце. Что мы там увидим?

Испросим благословения у святого священномученика Владимира, чтобы в наших сердцах несмотря ни на что горела вера Христова, чтобы мы не охладевали в своем усердии, чтобы мы всегда помнили, что подлинная жизнь – со Христом. А без Христа нет жизни. И те, кто думали, что когда отнимут временную жизнь, то со Христом разлучат, ошибались! Наоборот, человек со Христом будет. А во тот, кто предпочтет грех сего мира Христу, тот и вечную жизнь потеряет.

Испросим же благословения у святого священномученика Владимира, пострадавшего за Господа, чтобы мы всегда в своей жизни следовали за Христом и никогда не отступали от Него.

Аминь.

7.02.2000 Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование, которое обращено к нам для того, чтобы мы помнили, что мы должны быть всегда готовы к пришествию в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Мы хорошо знаем о пришествии в мир Спасителя, когда две тысячи лет назад Он родился в убогих яслях. Он пришел в мир и воплотился для того, чтобы не Ему послужили, а чтобы Он послужил для каждого из нас (Мф. 20, 28). В первый раз в мир пришел Господь для того, чтобы все сделать для нас возможное, чтобы ни один из нас не погиб, чтобы мы с вами все имели вечную жизнь (Ин. 3, 16).

В чем может быть погибель человеческая? – Гибель человека бывает тогда, когда его душа оторвана от Бога. Потому что душа не может жить без Бога, душа без Бога умирает. Как умирает срезанный цветок, который некоторое время бывает красивым, но, не имея связи с корнем, засыхает и гибнет; так и душа человеческая, не пребывающая в Боге, гибнет.

И Господь пришел в мир, чтобы мы все были вместе с Ним. И Он постарался сделать все для каждого из нас. Какими бы мы ни были грешными, какие бы мы ни совершали грехи и преступления, Господь послужил для каждого из нас, чтобы каждого из нас спасти. Надо просто своим сердцем это почувствовать – для чего Господь на земле Церковь Свою создал, ведь именно для этого, чтобы оберегать нас, ограждать нас, помогать нам, укреплять нас… – Ни одна мать так не заботится о своем ребенке, как Господь позаботился о каждом из нас и все сделал для того, чтобы мы пребывали в любви и радости, в надежде и счастье, чтобы вера горела в сердцах наших и согревала нас. Все для нас Господь сделал и нам Он послужил.

Но вот теперь нам нужно каждому задать самому себе вопрос: «А какой ответ нашей жизни на то, что сделал для нас Господь? Как мы отвечаем на Его благодеяния?»

Господь придет и второй раз в мир. Придет второй раз в мир для того, чтобы положить окончательный конец злу, находящемуся в мире. В первый раз Господь пришел в мир и подорвал основание зла, т.е. никто, без своей воли, теперь не может быть порабощен злом, никого, без его воли, не может враг рода человеческого захватить, но только если мы сами покоримся врагу рода человеческого.

Первый раз Господь подорвал власть греха над сердцами и душами человеческими, освободил человека от власти греху. Но человек свободен и сам выбирает, потому что веровать можно только свободно, и любить можно только свободно. Насильно невозможно заставить человека быть добрым, это должен быть его выбор, он сознательно и свободно должен пойти за Христом, сам решить, как ему жить и с кем ему быть.

Когда Господь придет второй раз в мир, Он подведет черту под существованием зла. И зло будет уже истреблено насильственно. Господь отделит зло от добра. И  вот, где тогда мы окажемся?

Понимая это своим разумом, но, не имея достаточной уверенности в своем сердце, мы, порой, отодвигаем время покаяния, говоря: «Придет еще время нам покаяться! Будет еще время, и мы исправимся. Будет еще время, и мы изменим свою жизнь…» – Но как несостоятельны эти наши размышления!

И вот, сегодня Господь в притчах предупреждает нас, говоря, чтобы мы в любое время были готовы встретить Его. Он приводит примеры из жизни, когда внезапные случаются события. Он сравнивает наши души с ожидающими радости брачного пира, приводя примеры из древних обычаев.

Мы должны для себя сделать единственный вывод, который прозвучал сегодня в конце евангельского чтения: «Будьте готовы, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий».

А как же нам быть готовыми, когда мы чувствуем себя все время грешными, когда мы чувствуем себя все время недостойными, когда мы видим в мире зло и не можем противостоять злу, и оно наши сердца поглощает? – Господь и об этом сказал нам, говоря: «Не бойся малое стадо!» – Не надо нам, верующим людям, иметь пустые страхи. Единственное, чего нам надо бояться, это оскорбить любовь Божию жизнью своей. Вот этого нам надо бояться. И поэтому Церковь Святая дает нам все необходимое и возможное для того, чтобы всегда быть готовыми к встрече с Господом.

Тот человек, который пребывает в единстве с Церковью Христовой, он всегда готов встретить Господа, потому что он пребывает в единстве и причащается Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, а, значит, он вместе с Богом; потому что если он согрешает, он идет и кается, и Господь прощает его и принимает его вновь, как блудного сына, а, значит, он – вместе с Богом; потому что если ему трудно, он идет в храм, совершает молитвы, обращается к священнослужителям за помощью молитвенной и они совершают поминовения его, а, значит, он вместе с Богом. И вот, это – самое ценное быть вместе с Церковью, жить церковной жизнью, соблюдать заповеди церковные, значит, быть готовым ко встрече с Господом. К этому и призывает нас Господь.

И вот сегодня, прославляя память священномученика Владимира, митрополита Киевского, мы видим ярчайший пример, как человек всегда был готов ко встрече с Господом. Ничто не могло устрашить его. И страшные перемены в обществе, когда весь привычный мир рушился, когда все то, что считалось незыблемым, в один момент обваливалось – это был 1918 год, - не устрашило ни священномученика Владимира, ни тысячи тысяч людей православных, которые не отступили от Господа, потому что они хотели быть готовыми ко встрече с Господом и оказались готовыми. И когда мучители их, думая надругаться над Церковью, издеваясь, убивали их, они с Господом встретились, Господь принял их, мучеников святых, в селения праведных и дал им возможность теперь молиться о нас грешных и недостойных.

Испросим же молитв у святого священномученика Владимира, митрополита Киевского, чтобы нам в эти сложные тяжелые дни тоже иметь веру в Господа, чтобы нам быть готовым ко встрече со Спасителем нашим. Ему же слава во веков.

Аминь.

7.02.2001 Священномученика Владимира, митр. Киевского и Галицкого. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня – престольный праздник нашего крестильного храма, в котором великое множество людей родились от воды и Духа для того, чтобы быть христианами.

В этом храме взрослые люди сами отрекались от сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всей гордыни его; и давали обещание сочетаться со Христом и идти за Ним. А за маленьких детей, которые еще не могут говорить и отвечать, их крестные родители давали такое же обещание.

И вот, сегодня, молясь в этом святом храме, мы услышали евангельские слова, которые напоминают нам о необходимости постоянно помнить о том, что в любой момент мы с вами можем встретиться с Господом. В любой момент для нас может закончиться наша земная жизнь.

Иногда, да не то чтобы иногда, как не странно, гораздо чаще, чем нужно было, люди думают, рассуждают между собой, спорят, делают разные выкладки, цифры считают – когда же будет второе и славное Пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Не знаю насколько полезны такие рассуждения, ибо Сам Господь говорил, что об этом дне и часе не знает никто ни Сын Человеческий, ни Ангелы (Мф. 24, 34). Удивительное дело! Нам любопытно порассуждать, когда закончится жизнь всего мира, но, почему-то, совсем неинтересно самому быть постоянно готовым к встрече с Христом.

Мы думаем, что как будто наша личная судьба обязательно должна быть связано с судьбою всего человечества. А ведь для каждого эта встреча может наступить в любой момент. Достаточно лопнуть маленькому сосудику в организме человека – и все! Та ниточка жизни, которая нас держит и связывает с земной действительностью, прервется. Достаточно любого несчастного случая. Никто не может из нас достоверно сказать, вставая рано утром, что он обязательно в этот день ляжет спать и жизнь его продолжится дальше. – Умом мы это должны были бы понимать, но, к сожалению, на самом деле, жизнью своею мы этого не понимаем.

И вот, сегодня Евангелие призывает нас с вами постоянно быть готовым к встрече с Господом. Казалось бы, что может более быть счастливым, чем встретиться с Господом? Ведь Господь – это наш Спаситель. Господь – воплощенная любовь. Он ради нас пришел в мир. Он грехи наши взял на Себя. А почему же мы так страшимся этой встречи? И действительно, когда мы говорим, что нам придется предстать пред лицом Божьим, нам становится страшно. Почему мы так страшимся?

Конечно же, потому, что мы не выполняем тех обещаний, которые давали перед Святым Крещением. Мы не сочетались с Христом жизнью своею. И хотя символически после Крещения, взяв в руки свечи, мы пошли за священником, знаменуя тем самым, что мы по жизни своей пойдем за Христом, мы по жизни своей за Христом не идем. Это-то и вселяет в нас страх. Это-то и пугает нас. Это подвигает нас на тяжелые размышления о смысле нашей жизни.

Но какими словами начиналось сегодня Святое Евангелие? – Не бойся, малое стадо! Господь призывает нас с вами не бояться. Господь призывает нас с вами помнить всегда, что Он – рядом. И тогда всякие страхи наши отпадут.

Если бы мы каждый день помнили, что Господь с нами! Если бы мы каждый день помнили, что Он пребудет с нами во все дни (Мф. 28, 20)! Если бы мы в каждом своем деле, которое делаем, проверяли себя и говорили: Можем ли мы это делать вместе с Господом? Благословляет ли нас сейчас Господь на то дело, которые мы сейчас совершаем? – Наверное, если бы мы об этом всегда помнили, - никогда бы не согрешили.

Святой, в честь которого освящен этот храм Божий, является священномучеником. Он – новомученик Российский и пострадал за Господа в такое время, когда люди думали, что о мучениках можно прочитать только в житиях святых, и что мученики жили когда-то давно, настолько давно, что их мученический подвиг в устах некоторых критиков стал как бы некоторой легендой. И уже растленный разум, читая жития святых, не назидался этими святыми примерами, но кощунственно, порой, даже издевался, не веря в силу мученическую, не веря в то, что таковые подвиги могут быть.

И вот, спустя шестнадцать веков после эпохи гонений, они снова повторились. И снова Церковь явила силу свою. И снова Церковь явила свое величие, которое заключается в свидетельстве всему миру, что эта земная жизнь не самая важная и не самая главная; что есть подлинная жизнь, есть подлинное счастье и есть подлинное богатство, которого никто у нас забрать не может, отнять у нас никто не может его. Это подлинное богатство дает нам Спаситель мира Господь Иисус Христос. Это – вера наша святая. Вот оно наше незыблемое богатство!

Если бы мы всегда в сердце своем имели горящую веру, ничего не было бы нам страшно. Не страшно бы нам было разлучиться с этой земной жизнью. Пример святых новомучеников и священномученика Владимира, Митрополита Киевского, который благословлял убивающих его, который жизнью свое дал пример подлинного служения Господу, для нас с вами – ободряющий. Потому что, сознавая свое недостоинство, свое малодушие и свое маловерие, сознавая то, что мы постоянно не бываем достойны высокого звания христианина, мы одновременно сознаем, что у нас с вами есть великие помощники, великие заступники. Вот так, как в семье бывает, когда старшие помогают младшим, так и мы с вами чувствуем эту помощь святых предстателей, святых мучеников, которые за нас с вами молятся, которые своими молитвами, и своими подвигами, и своею ревностью ко Господу как бы возмещают то, чего мы не можем делать. А мы, находясь в спасительном корабле Святой Церкви, вместе с ними идем ко спасению.

Как хорошо чувствовать себя защищенным! Как радостно чувствовать, что мы не одиноки, и что мы – в Церкви Христовой, и что мы не погибнем, потому что Сам Господь пришел в мир для того, чтобы мы с вами не погибли.

Конечно, печали мира сего порой смущают нас. Но радостно для нас с вами, что мы имеем великое духовное покровительство. Не только святые мученики молятся за нас, не только святые угодники молятся за нас. Мы находимся под покровом Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. Радостно для нашего прихода, что в этом святом храме есть святой образ иконы Божией Матери «Утоли моя печали», которая так же сегодня прославляется и ныне празднуется. Действительно, печали наши, скорбь наша, которая происходит из-за наших грехов, утоляется благодатным покровом Матери Божией.

Дорогие братья и сестры! Мы – счастливые люди с вами. Мы – члены Святой Церкви Христовой. Нам нечего бояться. Одного только надо нам бояться – впасть в грех без раскаяния; не грешить сознательно и от Церкви Святой не отступать. А если мы будем вместе с Богом, вместе с Церковью Христовою, то и Господь с нами будет. И этого богатства никто не отнимет у нас. И даже смерть наша – смерть тела нашего – не разлучит нас от Господа. Ему же слава во веки веков!

Аминь.

6.02.2002 Священномученика Владимира, митр. Киевского. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы собрались в нашем крестильном храме во имя священномученика Владимира, митрополита Киевского. Престол освящен в честь этого первого среди новомучеников, который в 1918 году отдал жизнь свою за Христа.

Мы с вами сейчас слышали Евангелие, в котором Господь Иисус Христос обращаясь к Своим ученикам, говорит им о том, что им, Его ученикам, придется свидетельствовать о Нем – о Христе. Вот, это само слово «свидетельство» о Христе очень важно для нас в день сегодняшнего праздника знать; равно, как и в любой день, когда Святая Церковь вспоминает кого-либо из своих мучеников. Потому что славянское слово «мученик» в греческом языке – на том самом языке, на котором написано Святое Евангелие – как раз и означает «свидетель». То есть человек, для того, чтобы рассказать миру о том, что воистину в мир пришел Спаситель Христос; и о том, что Христос есть истинный Бог; о том, что только единственный путь есть ко спасению от греха – это жизнь вместе со Христом, - обязан засвидетельствовать это своей жизнью.

Почему же тогда такой великий сонм мучеников в Церкви Христовой – такой великий сонм свидетелей, которым пришлось засвидетельствовать эту истину через видимую смерть?

То, что казалось для людей, мучавших праведников, смертью, на самом деле их свидетельством оказалась жизнь. То есть мученики, не боясь потерять временную жизнь, доказывали всему миру существование жизни вечной, доказывали всем людям, которые цепляются за эту временную жизнь и думают, что только в ней есть удовольствие, и только она, единственная, эта временная жизнь нужна человеку, и только в ней, единственной, в этой временной жизни человек должен собирать себе сокровища, беречь свое здоровье, накапливать себе знакомых или искать себе положения в обществе. Вот, те люди, которые думают, что нет никакой другой жизни, кроме этой временной, причем никто не знает, сколько продлиться эта временная жизнь, и никто не может гарантировать какое время она продлиться, ибо любой из нас в любой момент может прекратить эту нашу жизнь через то, что его душа окажется разлученной от тела – то есть умереть. Никто из нас не знает, когда это к нам придет. И тем не менее как много людей живут так, как будто одна эта временная жизнь и существует.

Так вот, мученики, они свидетельствовали миру, и свидетельствуют миру по сей день, что на самом деле есть жизнь вечная; на самом деле есть такое богатство, которое никогда не сгниет и не исчезнет, и его никто не украдет; и такое здоровье – духовное здоровье – которое никакая болезнь ни подточит. – Это богатство нашей веры святой Это – богатство нашей молитвы. Это – духовно здоровая душа, живущая в единстве с Церковью Христовой, питающаяся ее Святыми Таинствами, исцеляющаяся через Таинство Покаяния и получающая силы к дальнейшей жизни в вере, надежде и любви в Таинстве Причастия Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего.

Как отрадно нам, хотя, по-человечески немножко тесно и душно, молиться в этом храме, где сотни и сотни людей рождаются в купели от воды и Духа; где они начинают свой христианский путь – путь жизни со Христом.

Мы тоже с вами некогда начали этот христианский путь. По-разному нас крестили. Может быть, многих крестили прячась и таясь, скрываясь и боясь, чтобы никто не узнал. Тем не менее все мы с вами прошли через купель Крещения. То есть мы стали учениками Христовыми, которые тоже должны свидетельствовать перед миром об истинности Христова учения.

Как мы засвидетельствуем свою веру во Христа? Чем мы ее можем показать миру?

И вот, примеры мучеников, которые предпочли смерть………примеру…………….мы можем свидетельствовать миру жизнью своею благочестивой, верою своею. Мы можем свидетельствовать миру о Христе тем, что будем прощать наших врагов. Мы можем свидетельствовать миру о Христе тем, что не будем воздавать злом за зло; тем, что не будем обманывать; тем, что не будем завидовать или сплетничать; тем, что не будем поддаваться панике и страхам, но наоборот – надежду свою возложим на Бога.

Мы будем свидетельствовать о своей вере тогда, когда будем приходить в храм Божий и молиться не только за себя, не только за своих родных и близких или благодетелей наших, но и за тех, кто, может быть, ненавидит нас, не любит нас, не принимает нас. – Вот, это будет истинное свидетельство миру о Христе.

Помолимся же ныне святому священномученику Владимиру, который засвидетельствовал свою веру в 1918 году, когда благословлял тех, кто стрелял в него. Они стреляли в него, желая его убить, а он их благословлял, говоря, что они не ведают, что творят. Помолимся этому великому святому, чтобы и нам своей жизнью свидетельствовать о своей вере во Христа Спасителя и Бога нашего. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

(06.02.2013 Память священномученика Владимира, митрополита Киевского. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами собрались на молитву в канун престольного праздника нашего крестильного храма во имя святаго священномученика Владимира, митрополита Киевского. Сей храм специально устроен для того, чтобы здесь совершать Таинство Святого Крещения. Таинство Святого Крещения для нас с вами – дверь в вечную жизнь, дверь к нашему Спасителю, дверь к Царствию Божию. В Таинстве Крещения Святая Церковь открывает перед нами эту дверь и предлагает нам войти в нее и последовать по пути, который заповедал нам Господь Иисус Христос.

Только что мы с вами слышали Святое Евангелие (Лк. 12, 32–40), которое говорит нам о том, что мы, христиане, должны быть постоянно готовы к тому моменту, когда придет в мир второй раз наш Господь. Понимаете? Не высчитывать, и не придумывать, и не слушать разных слухов, когда это случится конец света, а мы должны быть постоянно готовы. Потому что, как только что вы слышали, никто не знает ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий придет.

Вот это очень важно для нашего с вами внутреннего состояния и благочестия понимать. Мы постоянно об этом забываем. Мы очень многое откладываем на потом. Думаем: потом будем лучше молиться, потом будем учиться делать добрые дела, потом будем стремиться жить по заповедям Божиим, – потому что сейчас есть, как нам кажется, более важные дела, которые вот-вот, сейчас нужно сделать. И совершенно забываем и не понимаем, что в любой момент – в любой! – Господь может с нами встретиться, а мы с Господом, чтобы дать Ему ответ.

Только вот дело в том, что не обязательно эта вот наша с вами встреча состоится тогда, когда закончится история этого мира. Это все может произойти гораздо раньше. Ведь никто из нас не знает, когда закончится его земная жизнь. И вот тогда-то для нас и наступит та самая встреча с Господом. Мы порой размышляем: когда же этот мир прекратит существовать? Как будто кто-то нам поручил управлять этим миром, как будто что-то от нас зависит. А вот наше поведение, наши чувства, наши мысли, наши поступки от нас зависят. Господь ведь так и сказал: «В чем застану, в том и сужу». Да ведь мы не знаем, что с нами может случиться, не от нас зависело в этот мир прийти и не от нас зависит, когда нас Господь к Себе призовет.

Так вот, то Евангелие, которое мы только что слышали, указывает нам, людям, крещеным во имя Отца и Сына и Святого Духа, какое должно быть у нас с вами внутреннее состояние. Ведь как иногда бывает? Принес человек ребенка вот в этот же крестильный храм, крестили, отпраздновали, а потом и забыли, что это крещеный человек, которого надо учить заповедям Божиим, которого надо воспитывать в слове Божием. И получается: человек крещеный, но не просвещенный. То есть дверь-то перед ним открыли в Царствие Божие, а идти туда не научили. Вот он и лежит духовно у врат открытой двери, по имени крещеный, а по житию язычник.

То, что сегодня мы готовимся к престольному празднику и молимся в этом крестильном храме, – напоминание каждому из нас с вами о тех обетах, которые мы дали при Святом Крещении, о том, что мы обещались жить со Христом и в жизни идти по Его благим заповедям. Конечно, конечно, это правда, что мы спотыкаемся, падаем, грешим. Но для того и Церковь Христова на земле существует, чтобы нас подымать, утешать, исцелять, и чтобы мы дальше могли бы жить с Господом в своем сердце, каясь и исправляясь, и стремясь всегда напоминать себе, что мы в любой момент можем предстать перед Богом и дать ему ответ о делах своих. Аминь.