Св. отцев 1 Вселеннского Собора.

11.06.2005 Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов I Вселенского Собора. Всенощное бдение.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Воскресший Спаситель мира Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении в течение сорока дней являлся Своим ученикам, наставляя их и открывая им тайны Царствия Божия, закладывая на земле основы Своей Святой Церкви, все подготавливая для ее устроения здесь. На сороковой день Спаситель мира вознесся от земли на небо. Бог, Который воплотился и стал Человеком, Богочеловек Господь Иисус Христос не просто прожил всю человеческую жизнь и не только победил смерть Своим славным Воскресением, воскресив плоть человеческую, которая по законам грехопадшей природы мира должна была разлагаться и превращаться в прах, но и эту освященную Воскресением плоть вознес на небо. Это значит, что и мы с вами, дорогие братья и сестры, если соединимся с Господом Иисусом Христом и будем жить вместе с Ним, не только воскреснем, но и будем с Ним жить вместе с нашей обновленной воскресшей плотью на небесах.

На церковном языке «небеса» означает мир Божий, духовный, – мир, в котором нет места злу и греху. Значит, вознесение Господа Иисуса Христа от земли на небо означает для нас с вами лестницу в небо, по которой мы можем подняться. И таковой лестницей в небо для нас является Церковь, которую Господь создал на земле.

После Своего Вознесения Иисус Христос обещал послать апостолам Святаго Духа. И в течение десяти дней они ожидали исполнения этого обещания, по-славянски – «обетования». Как мы поем в тропаре: «обетованием Святаго Духа» Господь сотворил радость Своим ученикам. – То есть Он обещал им послать Святаго Духа. Но в течение этих десяти дней они пребывали в ожидании: исполнится ли обещание, данное Христом? Они пребывали в молитве, в напряженной молитве, ожидая того Утешителя, Который должен был оживотворить их, чтобы то, что подготовлено было Иисусом Христом для создания Церкви на земле, совершилось. Чтобы Церковь начала жить на земле, должен был сойти Дух Святой. И ученики ожидали сошествия этого Святаго Духа.

Церковь Святая устраивает так, чтобы верующий человек, приходя на богослужение, сопереживал тем евангельским событиям, которые воспоминаются Церковью. И не просто сопереживал умственно, но духовно был сопричастен всем тем переживаниям и чувствам, которые были во времена Господа Иисуса Христа. И мы сейчас с вами сопереживаем апостолам, которые ждали Духа Святаго.

Собственно говоря, наша с вами жизнь есть постоянное ожидание благодати Духа Святаго. Преподобный Серафим Саровский, излагая цель христианской жизни, говорил, что вся жизнь христианина – это есть «стяжание» – то есть приобретение – Духа Святаго. И действительно, если человек сподобится благодати Духа Святаго, если Дух Святой низойдет на него, то счастливее этого человека и быть не может. Большего счастья представить себе невозможно, как жить с благодатью Духа Святаго в сердце своем. На нас после Святого Крещения была низведена печать дара Духа Святаго в Святом Миропомазании. Но мы должны приложить труд – молитвенный труд, труд над своею душой, чтобы в себе сохранять благодать Духа Святаго.

Апостолы, получившие от Иисуса Христа и знание о Боге, и знание пути жизни, и основы устроения Церкви, и видевшие чудеса, и прикасавшиеся к Нему Самому, и причастившиеся Его Пречистого Тела и Животворящей Крови, для того чтобы Церковь Христова стала жить, ожидали Духа Святаго, потому что без Духа Святаго невозможно жить ничему на свете. А духовная жизнь полностью зависит от благодати Духа Святаго.

И вот сейчас Святая Церковь в эти дни между Вознесением и Святой Пятидесятницей призывает нас с вами так же молитвенно ожидать и трудиться над своею душою, чтобы она стала достойным вместилищем благодати Святаго Духа. И Церковь нам помогает в этом. Сегодня вспоминается I Вселенский Собор, на котором было разъяснено, что Иисус Христос есть истинный Бог, воплотившийся и ставший человеком. Истинный Бог – не творение Божие, но Бог. Не сын, который бывает меньше отца, но равночестный Отцу Сын, предвечно рожденный от Бога.

Понять это человеческим разумом невозможно, и человеческий разум, испорченный грехом, все время пытается высокие святые истины Божественные, которые познаются лишь благодатью Духа Святаго, низвести так, чтоб стало как бы приемлемо это для грешного ума. Вот и появились различные лжеучения, и был такой человек – лжеучитель Арий, живший в IV веке, который говорил о Христе, что Он есть лучшее и высшее создание Божие. Но если так решить, то тогда теряет смысл вся наша вера христианская. Потому что только Бог может спасти человека. Только Бог может разрушить смерть. Только Бог может возвести человека от земли на небо. Только Бог может послать благодать Духа Святаго в сердца человеческие.

И вот, дорогие братья и сестры, сегодня, благодарно вспоминая память святых отцов I Вселенского Собора и находясь в ожидании праздника Святой Пятидесятницы, обратимся к ним с молитвою, чтобы по их молитвам нам, грешным, твердо стоять в святой вере православной, пребывать в ограде Святой Церкви Христовой, получать благодать Духа Святаго, ведущую нас ко спасению.

Аминь.