Светлый Вторник

7.05.2002 Светлый вторник

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали святое евангельское повествование, где рассказывается о том, как на третий день воскресший Господь явился двум ученикам – Луке и Клеопе.

Эти два ученика – Лука и Клеопа – шли из города Иерусалима в Эммаус. И по пути Господь вместе с ними стал идти, как обычный путник.

Обратим сразу внимание, дорогие братья и сестры, что нам объясняет нам это евангельское повествование, для чего оно вошло в состав слова Божия и почему так важно для нас это явление воскресшего Господа путникам – так важно, что даже на третий день Пасхи специально это евангельское повествование читается.

Путники, идущие из Иерусалима в Эммаус, должны напомнить нам с вами о том, что мы тоже являемся путниками, и путь наш – это наша с вами жизнь. Вот, как человек, идя из одного места в другое, проходит шаг за шагом, преодолевает расстояние, приближаясь к цели; так и человеку дается временный отрезок жизни, когда день за днем, минута за минутой, год за годом, десятилетие за десятилетием человек идет по жизни. И точно так, как с человеком на пути его могут быть разные приключения – он может заблудиться, он может споткнуться и упасть, на него могут напасть бандиты, разбойники, точно так же и в повседневной нашей с вами жизни наш жизненный путь не прост. У нас у каждого бывают разные жизненные сложности вне зависимости от того, какого мы возраста – молодого и человека, прошедшего уже много десятилетий своей жизни. Всегда человек каждую минуту своей жизни проживает как новую.

Но в чем главная суть сегодняшнего евангельского повествования? – В том, что Христос пришел и стал идти с этими двумя путниками – Христос воскресший. И более того! Он стал с ними разговаривать. И они стали передавать Ему рассказ о всех тех событиях, которые случились всего-навсего тря дня назад – говорить о Христе, говорить, как Его предали, как Его распяли, говорить о своих чувствах, что они думали, что Христос пришел устроить новое царство здесь, на земле, и чтобы Израиль освободился от вражеской римской оккупации.

А вы знаете, что в то время, во время земной жизни Господа Иисуса Христа, народ Божий находился под властью язычников; и те, которые ожидали Спасителя, думали, что Спаситель придет и устроит им здесь хорошую жизнь, в их государстве, избавит их от иноверного владычества, даст им большое земное изобилие, и что они будут радоваться вместе со своим спасителем уже здесь, на земле. И многие и из апостолов до тех пор, пока не были просвещены Духом Святым, так думали тоже. Вот и Лука и Клеопа рассуждали между собой о том, как же так произошло все со Иисусом Христом. Как же так Он умер? – Они же надеялись, что Он устроит Царство Божие им здесь на земле! А Господь тогда начинает объяснять, говоря о том, что они Писание-то читали, а смысла его не понимают.

Дорогие братья и сестры! Это опять же – объяснение для нас нашего жизненного пути. Каждому из нас с вами на нашем жизненном пути так же встречается Господь. И мы с вами тоже часто недоумеваем, почему у нас в жизни происходят те или иные события. Почему у нас случаются болезни? Вот, мы заболели, начинаем унывать в своей болезни. Нестроение какое-то, неудачи или в учебе, или в работе, или в каких-то желаниях наших, когда мы хотим достигнуть чего-то, а у нас не получается – и мы начинаем унывать.

Господь встречается нам на жизненном пути каждому. И Господь для каждого человека, для любого предлагает возможность спасения. Только другой вопрос: слышим ли мы сердцем призыв Господа или нет. Когда Господь объяснял Луке и Клеопе, что так и написано в Писании, что надлежит Сыну Человеческому прийти и пострадать, и в третий день воскреснуть для того, чтобы открыть новое Царство. – Не внешнее, которое силой навязывается, когда человека заставляют быть хорошим, как будто можно человека заставит быть добрым; как будто под страхом наказания можно заставить человека быть милосердным; или как будто страхом каких-то бедствий можно внушить человеку любовь… - Нет! Невозможно внешним запретом или, наоборот, внешним принуждением сделать кого-то или счастливым, или радостным, или добрым, или любвеобильным. Но это возможно, когда в сердце человека будет Господь царствовать.

Об этом-то Царстве и говорил Иисус Христос, его-то Он и принес в мир – Царство любви, любви Божественной, которая освящает жизнь человека, как солнце мир освящает. И вот, Иисус Христос объясняет это ученикам Своим Луке и Клеопе. И удивительно дело – они Его даже не узнают! Они настолько огорчены предшествующими событиями, они настолько замкнуты в своих переживаниях, что они не узнают Самого Христа воскресшего.

Дорогие братья и сестры! Это – картина нашей души. В нашей жизни постоянно Христос встречается на нашем жизненном пути, а мы Его не узнаем! Не узнаем Христа, когда у нас кто-то просит помощи, а мы занятые своими делами, отворачиваемся. Мы не видим в этом человеке Христа. А должны бы видеть, потому что все, что мы не делаем нашим ближним, то есть то, что мы не делаем друг другу, мы Самому Христу не делаем. Если мы кого-то любим и делаем кому-то добро, это мы делаем Самому Христу. Если человек у нас просит, чтобы мы ему помогли, а мы отворачиваемся от него, это мы от Самого Христа отворачиваемся.

Откуда это известно? – Это известно из слов Самого Спасителя, Который, говоря о последнем времени, о последнем, так называемом Страшном суде, говорит о том, что все, что мы не сделали для ближних своих доброго, мы не сделали для Самого Христа (Мф. 25, 45). – Как часто мы бываем настолько эгоистичны, погружены в свои переживания, свои мысли и свои чувства, что не видим Христа рядом с нами!

Но что происходит дальше? Дальше наступает вечер, и Христос хочет идти несмотря на наступающую тьму в дальнейший путь. Но Лука и Клеопа начинают его уговаривать, чтобы Он с ними остался. Он остается. Наступает время трапезы. И тогда Господь взял хлеб, благословил, преломил и дал его Своим ученикам. И когда они вкусили от этого хлеба, у них открылись их глаза, душа у них открылась. Святые отцы объясняют это следующим образом. Иисус Христос повторил тоже, что сделал на Тайной вечери. Он предложил ученикам Своим Свое Пречистое Тело.

Дорогие братья и сестры! Вот ключ нам, как открыть наши духовные глаза, чтобы мы увидели в нашей жизни Христа. Христа самостоятельно мы в нашей жизни видеть не можем, из-за своей эгоистичности, греховности и черствости. Но Церковь Христова – Святая Церковь Православная, имеющая все дары Духа Святаго, через свои Таинства открывает нашу душу и делает ее восприимчивой к тому, чтобы видеть Христа в нашей жизни.

И мы видим Христа тогда, когда молимся Ему и участвуем в богослужениях Святой Церкви. Мы видим Христа, когда приходим на Исповедь, каемся в своих грехах, и Господь Своею рукою снимает с нас наши грехи. Мы видим Христа, когда соединяемся с Его Пречистым Телом и Животворящей Кровью; и тогда Сам Господь дает нам силы к вере, надежде и любви. Сам Господь дает нам силы преодолеть наш эгоизм, и быть сострадательным к ближним, и видеть болезни других, и видеть несчастье других, и не ценить так свое собственное время, которое мы, порой, тратим на себя безоглядно, проводя в пустоте, в никчемных занятиях, но не можем преодолеть себя, чтобы хотя бы какое-то доброе дело сделать – или больного посетить, или с человеком побеседовать, поддержать в трудную минуту, или помочь что-нибудь ему по дому убраться, или любое дело какое-то сделать, которое ему необходимо и его утешит, да даже доброе слово, добрая улыбка – и на это, порой, нас не хватает. Но Господь дает нам силы тогда, когда мы открываем свою душу и Он бывает вместе с нами.

Дорогие братья и сестры! Пасха Христова, праздник Воскресения Христова это – праздник воскресения наших с вами душ. Мы не можем на себя, на свои силы опираться. Мы знаем, что их у нас мало. Но мы опираемся на спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа. И мы видим Господа, Который идет с нами по жизни.

Для человека, живущего жизнью Церкви, Церковь – не просто место, куда можно прийти, поставить свечку, или полюбоваться красивой иконой, или послушать красивое древнегреческое пение. Нет, Церковь – это место, где душа человеческая не просто с Богом встречается, но то место, где человек получает правильное направление своей жизни: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), - говорит Господь.

Каждый из нас свободен. Никого из нас насильно ни к чему Господь не принуждает. Изберем же жизнь! Изберем правильный путь – путь спасения, путь Христов. А Церковь Христова Православная позаботится о нас, чтобы мы шли этим путем, не спотыкаясь и не падая, а если и будем спотыкаться и падать, она же нас поднимет, она же нас омоет, утешит и укрепит, и даст силы идти дальше.

Господь воскресший ныне с нами. Если двое или трое собрались во имя Господне и Господь уже среди них, то вот, сколько нас сегодня собралось! И ныне с нами Господь. Попросим у Него, чтобы нам не быть не разумными и не отпускать Его спасительную руку в своей жизни, но идти вместе с Ним к Его вечному Царству, которое Он приготовил для нас, и это Царство уже сейчас начинается в душах наших. Пусть наши души вместе с нашим Господом воскреснут и всегда пребывают в этом воскресшем и святом состоянии.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.