Свт. Иоанн Златоуст

9.02.1999 Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. Литургия. /Собрание

 Подольского благочиния. Успенская церковь с. Валищево/

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь Православная чтит память святителя Иоанна Златоустого. Имя этого святого каждый раз мы с вами слышим на отпусте Божественной Литургии. Потому что именно он по особому вдохновению Духа Святаго написал те слова, которыми теперь во всем мире православные люди совершают молитву, самую важную в Церкви, - молитву, во время которой совершается чудо: Дух Святой нисходит на хлеб и вино, прилагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христову.

Сегодня мы собрались вместе в этом святом храме, для того чтобы просить у Господа Бога помощи на наши пастырские труды. Потому что сегодня духовенство Подольского благочиния с особым усердием обращается ко святителю Иоанну Златоустому, испрашивая у него благодатной небесной помощи в несении особого креста пастырского, который в нынешнее время заключается в возрождении душ человеческих и в возрождении храмов Божиих.

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором Господь Иисус Христос прямо для нас, призванных к священнослужению, говорит, я бы сказал, страшные слова. Он раскрывает перед нами всю глубину ответственности пастырского служения, говоря о том, что пастырь даже душу свою должен положить за овец своих, то есть за тех, кого Господь вверил ему, пастырю, для духовного руководства. Для евангельской проповеди. Для того чтобы пастырь так оберегал вверенных ему людей, что себя самого бы не жалел. И дальше Господь сравнивая тех, кто нерадит о своем служении, с наемниками, говорит: "Наемник - он не пастырь, он увидит волка и сразу убегает. Потому что он не заботится о своих овцах" (Ин. 10, 12, 13).

Дорогие братья и сестры! Как нужны нам духовная поддержка и совместная молитва! Потому что служение пастырское мы проходим в тяжелых условиях, и каждый священник очень нуждается в молитве и поддержке за него. Потому что на него, на пастыря, больше всего бывает искушений. Не зря Господь говорит: "видит волка грядуща..." Значит, действительно, враг рода человеческого, как волк, со всех сторон пытается чем-то сбить священнослужителя с того пути, на котором он находится.

Конечно, если мы, особенно те, кто в семинарии учился, или те, которые серьезно занимаются самообразованием, конечно, мы читали "Шесть слов о священстве" святителя Иоанна Златоуста. Когда эти слова этого великого святого прочитаешь - о высоте пастырского служения, - то понимаешь полнейшее свое несоответствие и полнейшее свое недостоинство перед этим великим служением. Но, тем не менее, сознавая все это, мы, священнослужители, призванные Господом к этому служению, совершаем его.

На что же мы надеемся? Сегодня в Евангелии мы слышали, как Господь ободряет всех. Он говорит о себе: "Аз есмь Пастырь Добрый", то есть Он, Спаситель, и есть наш с вами Добрый Пастырь. И воистину, то, что наши человеческие силы не могут сделать, то он, Господь, делает, помогая нам, и за нас это делает. Действительно, дорогие братья и сестры, какими человеческими соображениями можно было бы представить, как это, во времена, когда все на свете разрушается в нашей стране, Церковь созидается? Действительно, невозможно человеческим умом представить, как это, когда все существующие организации разваливаются, враждуют, рассыпаются, Церковь Христова привлекает к себе новых и новых людей, которые открывают для себя Бога?

Неужели мы, священнослужители, о себе подумаем, что это мы сделали? Неужели мы себе припишем это достоинство и скажем: "Вот, это мы это чудо совершаем?" - Никогда! Мы знаем, что это Господь всесильною десницею своею ведет народ свой ко спасению. Он есть наш Пастырь Добрый, Который желает всех овец собрать вместе. Всех заблудших обратить ко спасению. Отступивших от истинного пути, к Себе привести.

Святитель Иоанн Златоуст оставил огромнейшее духовное наследие. Двадцать четыре тома его проповедей, пламенных, прекрасных, за что он и назван Златоустом. Но все-таки, самое главное наследие заключается в той Божественной Литургии, которую мы всегда совершаем. Потому что эти слова, может быть, не доступны для всех, мало кто может иметь такое счастье - иметь эти книги дома, да еще возможность их читать. А вот за службой мы все молимся. И эта молитва наша совместная дает силы всем нам, каждому на своем месте нести свой крест.

Мирянам - в миру, в семьях, на работе, в тех ответственных трудах, которые есть у каждого из нас, ибо каждый труд ответственен. Ответственно воспитание детей, ответственна семейная жизнь, ответственна жизнь на производстве, ответственна жизнь в сельском хозяйстве. Каждый, кто какое дело делает, оно должно делаться ответственно. И вот мы получаем силы на это. Кто имеет священный сан, он знает, как через Божественную Литургию - как будто немощный ты, и совсем уже ничего не можешь, - а через Божественную Литургию силы дает Господь нести тот крест, который тебе дан.

И сегодня прославляя этого великого святителя и совместно молясь за Божественной литургией, испросим всем нам сил, крепости в прохождении того пути, который Господь дал каждому из нас. Особенно прошу вас, собравшихся мирян, помолиться о нас, несущих священническое служение, чтобы мы воистину исполнили те слова, которые сегодня мы только что слышали в Евангелии. Чтобы мы не были наемниками, а были пастырями добрыми. А это может сделать только совместная молитва, которой я и испрашиваю у всех вас.

Аминь.

25.11.2000 Неделя 23-я по Пятидесятнице. Свт. Иоанна Златоуста. Всенощное бдение.

.............................................стоит рака со святыми мощами, в которой находится частица святых мощей святителя Иоанна Златоуста.Духовное счастье мы имеем – поклониться частице мощей этого святого и с особым усердием обратиться к нему с молитвой.

Из жития святого мы знаем, что он имел от Бога удивительный дар – дар слова. Еще, будучи священником, он в течение двенадцати лет проповедовал не менее двух раз в неделю, а были периоды и ежедневно, изъясняя не только события текущих праздников церковных, но и изъясняя целые книги Священного Писания, давая полное разъяснение Святого Евангелия от Матфея, от Иоанна, многих посланий апостола Павла, истолковывая книги Ветхого Завета, в частности, книгу Бытия. За этот великий дар слова народ, который во множестве собирался, чтобы услышать святителя, назвал его – Златоустом.

Будучи призван на высокую столичную кафедру и получив святительский сан, с особым усердием святой заботился и имел попечение о бедных, больных, нищих. Он добивался справедливости и не страшился царственного гнева. И даже по наветам императрицы, которая увидела в обличениях Иоанна Златоуста некие вещи, относящиеся к ней лично, и не могла этого стерпеть, он был изгнан сначала со столичной кафедры, а потом предан неправедному суду. Несмотря на все эти события, святитель Иоанн Златоуст имел необыкновенный дар благодарности Богу. Именно поэтому, наверное, ему было от Бога дано записать чин Божественной Литургии, который мы с вами до сих пор совершаем и слышим эти Божественные песнопения каждый раз, за небольшим исключением, когда совершается Литургия Василия Великого или Литургия Преждеосвященных Даров, а так, практически, в течение целого года мы слышим слова, записанные Иоанном Златоустом в Божественной Литургии.

Святитель Иоанн был неправедно осужден и неправедно изгнан. Но, находясь в таком уничижении, он не имел никакой злобы в своем сердце. И сейчас, предстоя перед ракой с частицей его святых мощей, мы должны особенное внимание обратить на последние слова этого великого святителя, сказанные им перед смертью. Он, находясь в ссылке и будучи отправляем в еще более дальнюю ссылку, по дороге в нее, умирая, произнес: "Слава Богу за все!"

Вот, дорогие братья и сестры, какого дара нам следует просить у этого святителя – дара благодарности Богу. Этого дара, к сожалению, мы не имеем и не умеем в молитве благодарить Бога. Все чаще и больше наши молитвы носят просительный характер, когда мы что-то для себя просим. Но мало, и редко, и неумело мы благодарим Бога. И хотя сам весь чин Божественной Литургии называется "Святой Евхаристией", т.е. святым благодарением, мы все равно этого дара как-то не имеем в своем сердце.

Обратимся же к святителю Иоанну Златоустому, чтобы этот дар был в нашей душе. Чтобы когда нам было хорошо, и когда мы радовались, что мы здоровы, ничем не болеем, мы находили в себе силы вспомнить о Господе и поблагодарить за это и сказать: "Слава Богу за все!" И когда у нас есть в семье что поесть на столе и во что одеться и есть у нас жилище, чтобы мы не забывали, и благодарили Бога, и говорили Богу: "Слава Богу за все!" И когда у нас в семье все в порядке, и с родными и близкими у нас мир, мы бы тоже умели помнить о Боге и говорили бы: "Слава Богу за все!" – Потому что как часто бывает, что в благоденствии своем мы Бога забываем и не благодарим Его. Но мы должны просить у Господа, чтобы нам научиться Его благодарить и когда нам трудно, и когда мы в болезнях, и скорбях, и несчастьях, нам надо научиться говорить: "Слава Богу за все!" И когда мы переживаем недостаток или в пище, или в одежде, или в своем материальном состоянии, нам надо научиться говорить: "Слава Богу за все!" И когда нас ненавидят, или обижают, или злословят, нам тоже нужно научиться говорить: "Слава Богу за все!"

Если мы будем иметь этот великий дар благодарения Господу, мы будем находиться непрестанно под Его Промыслом. Потому что Отец наш небесный еще прежде прощения нашего знает, в чем мы имеем с вами нужду (Мф. 6, 32).

Поклонимся же святителю Иоанну Златоусту и испросим у него этого благодатного дара – быть всегда благодарными Богу.

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас! Аминь.