Троицкая родительская суббота.

1998 год. Троицкая родительская суббота. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня, перед праздником сошествия Духа Святаго на апостолов, перед праздником Святой Троицы, когда Церковь Христова Божиим Промыслом была устроена для нашего спасения, перед этим праздником, завершающим воспоминание домостроительства спасения всего рода человеческого, совершается поминовение усопших.

Это поминовение наша Святая Церковь призывает совершить для того, чтобы мы всегда помнили, что Церковь наша соединяет в себе всех: и тех, кто ныне живет на земле, и тех, кто прекратили свою земную жизнь. Но перед Богом все живы, ибо Бог упразднил смерть, а, значит, все мы - и живые, и усопшие едины в Церкви Святой, а, значит, Дух Святой, Который действует в Церкви нашей, освобождает нас с вами от вечных мучений. А вечные мучения мы даже не можем представить себе своим умом, потому что человек порой и временный страданий выдержать не может. Некоторые в своем безумии из-за временных телесных страданий жизнь самоубийством заканчивают, думая, что они их прекратят, но таким образом из временных страданий эти страдания переходят в вечные.

Мы порой не имеем терпения преодолеть какую-нибудь скорбь или печаль нашей жизни и быстро впадаем в уныние. Но у нас здесь на земле есть возможность исправления, есть возможность покаяния, есть возможность изменения своей жизни, а что же делать людям, ушедшим из временной жизни? Что они могут исправить, как они могут прекратить свои страдания, ведь причина всех страданий это - грех. Мы в жизни мучаемся и бываем несчастны, и страдаем из-за наших грехов. Но у нас есть возможность это исправить. Но как в вечной жизни исправить те неисчислимые раны духовные и душевные, которые наносят человеку грехи, совершенные в земной жизни?

И вот, Церковь Христова есть то спасительное орудие, которым человек избавляется от этих страшных мучений. Силою молитвы Церкви Христовой Господь дает прощение грешников. Силою молитв Церкви Христовой Он возводит их из ада преисподнего, куда они сами себя направили своими собственными грехами, куда они сами себя определили по своему нерадению и безумию.

Кто из нас о себе может сказать, что он не грешен? Нет человека, который бы прожил и не согрешил - так молитва заупокойная говорит об этом. Но у нас есть величайшая надежда, надежда на молитвы Церкви Христовой. И поэтому ныне мы с особым усердием обращаемся к Господу Богу и молимся о всех - о своих родственниках, тех, которых мы знаем, тех, которых мы помним - имена их, и лица их в нашей памяти во время молитвы в храме каждый должен их вспомнить поименно и обратиться к Господу Богу о том, чтобы Господь простил им согрешения вольные и невольные и даровал вечную жизнь. Но мы также имеем долг помолиться о тех, у кого уже не осталось родственников, о тех у кого вообще нет родственников, о тех, которые погибли безвестно и без христианского отпевания, которые не получили утешения духовного - о всех о них мы должны помолиться, потому что в этом наша надежда: и о наших душах тогда будут молиться вне зависимости от того есть у нас родственники или нет, Церковь Христова будет о нас молиться.

Не зря в обращении Святой Церкви мы слышим: братья и сестры! И если нет сродников у нас по плоти, у нас есть миллионы сродников по духу. Как сказал Господь: Тот кто последует за Мной, обретет во много крат больше и отцов, и матерей, и братьев, и сестер (Мф. 19, 29). Это Господь говорил о том, что мы в Церкви не одиноки. Не только мы, ныне живущие, объединены друг с другом верой в Господа, но вместе с нами святые, которые молятся за нас, вместе с нами Пречистая Преблагословенная Дева Мария, которая за весь мир молится, вместе с нами возлюбленные наши сродники, ушедшие из временной жизни. И если наших собственных молитв и нашего собственного усердия не хватает на должное поминовение, мы знаем, что в Церкви Христовой ангелы молятся, святые молятся и недостающее то, что мы не умеем, они восполняют. – В этом сила действия Духа Святаго, Который оскудевающая наполняет.

Дорогие братья и сестры! Исполним наш христианский долг любви, вознесем молитву за всех прежде отшедших отцев и братьев наших. Да исчезнут их грехи от блистания святости триединого Бога - Отца и Сына и Святаго Духа. Ему же слава во веки веков.

Аминь.

 

 

 

 

 

 

28.05.1999 Троицкая родительская суббота. Пятница, вечер.

 

Во имя отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня - день поминовения усопших, Вселенская родительская суббота. Перед праздником Святой Троицы, когда мы будем духовно вспоминать сошествие Святаго Духа на апостолов и рождение Церкви Христовой на земле, мы с особым усердием и особой любовью совершаем молитву о всех усопших. Мы не называем людей, ушедших от нас, умершими. Обратите внимание на это слово - «усопшие». Это значит, в переводе со славянского, - уснувшие. Мы знаем, что нет смерти, ибо Спаситель мира Господь наш Иисус Христос победил смерть.

Вследствие греха в мире существует такой порядок, что как бы на время человека похищает смерть. Но когда вновь придет в мир наш Спаситель Господь Иисус Христос, все восстанут, все предстанут перед Ним. Поэтому и сейчас ушедших от нас мы не называем умершими, мы называем их уснувшими. И мы знаем, как ответственен человек за свои поступки. Нет человека, который бы прожил и не согрешил. И как часто бывает, что человек задумывается о том, как он живет, что он делает, что такое добро, что такое зло, что такое грех либо на склоне лет своих, либо вообще не задумывается об этом. Но ведь все, все мы предстанем перед Богом!

Главная заповедь, которую дал нам Господь - любить друг друга. Если один человек любит другого, значит, он переживает за него, и когда другому человеку плохо, то и любящему плохо. Разве мать не переживает за своих детей, хотя они и грешные? Разве жена не переживает за своего мужа, хотя и он грешит? - Тем более мы переживаем за своих сродников, которые уже ничего не могут изменить в своей жизни. Они ожидают лишь праведного суда Божия. И поэтому наш долг - это долг молитвы. Мы должны молиться за усопших, молиться Спасителю мира Господу Иисусу Христу, чтобы Он простил им их согрешения вольные и невольные. Сила молитвы Церкви такова, что через ее молитвы из самого ада грешники изымаются. Для того-то на земле господь и Церковь создал, чтобы мы с вами не погибли. Поэтому молясь об усопших, мы помогаем им очистить их души, мы делаем за них то, что они уже не могут сделать.

Они не могут уже покаяться, они не могут уже творить добрых дел, они уже не могут жить во Христе и со Христом до второго и страшного Его пришествия. А мы, поэтому молимся о них. И вместе с нами молится вся Церковь. Это значит: Ангелы и Архангелы, святые - угодники, мученики, преподобные, праведники - все с нами молятся. Пресвятая Пречистая Преблагословенная Дева Богородица с нами молится.

Когда мы подаем записку о наших усопших, священник в алтаре вынимает частицу из просфоры. Эта частица потом, во время Божественной литургии, возлежит на дискосе, а в конце Божественной литургии она погружается в чашу с Пречистою Кровию Господа нашего Иисуса Христа и с молитвой: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею Честною и молитвами святых Твоих»!

Вот, дорогие братья и сестры, какой смысл нашего поминовения. Поминая наших родных и близких, мы доставляем им радость, они освобождаются от своих жизненных грехов и приближаются к Богу. И у нас надежда есть, дорогие братья и сестры, что когда и мы станем усопшими, когда и для нас закончится временная жизнь, и мы будем ожидать жизни вечной, о нас также Святая Церковь будет молиться. Поэтому совершим сейчас молитву о всех. Вы помните имена своих родных и близких усопших. Сейчас, во время панихиды, поминайте их каждый в себе, повторяйте про себя их знакомые вам имена.

Но не только о родных и близких призывает Церковь сегодня помолиться. Сколько людей, за которых некому помолиться! Сколько безродных, сколько неимущих погребения, сколько убитых на войне, сколько внезапно погибших, сколько сейчас людей в Сербии убивают … - Сколько людей нуждается в нашей молитве, хотя мы и не знаем их! Поэтому совершим молитву о всех от века почивших православных христианах - да упокоит их Господь в селениях праведных.

Аминь.

 

 

 

17.06.2000 Троицкая родительская суббота. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня – вселенская Троицкая родительская суббота.

Перед праздником Святой Троицы – днем рождения Церкви Христовой – мы с вами молитвенно обращаемся к Богу единому в Троице о том, чтобы Он простил грехи всех тех людей, кто закончил уже свою земную жизнь, и упокоил их в радости в вечности.

Скорби, и горе, и несчастья, которые мы переживаем в нашей жизни, это – следствиие человеческих грехов. Грех принес с собой в мир смерть. Но Господь Иисус Христос пришел в мир и стал Человеком для того, чтобы грех не имел власти над людьми, для того, чтобы грех не мучил человека вечно. И даже если по своей слабости человек соединяет свою волю со грехом, Господь Иисус Христос основал на земле Церковь Свою Святую для того, чтобы по молитвам Церкви душа человеческая освобождалась от этих греховных оков, мучащих его душу.

В жизни своей временной человек страдает. Но какой ужас будет, если этот грех человек возьмет с собой в жизнь вечную, и если страсти и грехи будут мучить его душу вечно! Какой ужас будет, если не будет отрады и успокоения, но лишь только один на один душа останется со своими грехами! – Невозможно нам даже представить весь этот адский ужас. Но для того Спаситель мира и умер, и сошел во ад, чтобы души людей вывести из ада. Для того дана Церкви сила молитв, что благодаря поминовению, благодаря молитвам, которые совершает Святая Церковь, души человеческие исходят из ада.

Сегодня мы совершаем долг любви по отношению ко всем нашим родным и близким, ушедшим из временной жизни. Мы молимся, чтобы Господь простил им все согрешения – вольные и невольные. Мы молимся, чтобы Господь дал им радость духовную. Мы молимся, чтобы Господь дал им жизнь вечную.

Но сегодня Святая Церковь призывает нас помолиться не только о тех, кого мы помним и знаем, чьи имена нам известны, чью жизнь мы почитаем. Сегодня Святая Церковь призывает нас за всех помолиться – за тех, о ком некому помолиться. И за них нам надо молиться – и знаемых нами и не знаемых, и тех, чья кончина была внезапной, и кто не успел принести покаяние, и кто не сумел воссоединиться с Церковью Христовой, кто умер или на войне, или от несчастных случаев, кто не был погребен по-христиански… – За всех ныне призывает Святая Церковь совершить молитву, дабы радость праздника Святой Пятидесятницы достигла душ и тех людей, кого сейчас нет с нами; дабы и для них воссиял свет незримый Божества.

Помолимся же, дорогие братья и сестры, о всех от века почивших православных.

Аминь.

 

 

22.06.2002 Троицкая родительская суббота. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В субботу перед святой Пятидесятницей, т.е. днем рождения Церкви Христовой на земле, - в эту субботу, перед этим великим праздником, мы совершаем поминовение усопших.

Смысл духовный этого поминовения мы относим к значению Церкви Православной в нашей жизни; значению Церкви Православной в жизни мира всего. Если бы не было Церкви Христовой, у нас с вами, дорогие братья и сестры, не было бы никакой надежды на вечную жизнь. Почему? – Потому что в мир пришел Спаситель Господь Иисус Христос, открыл нам путь жизни и позвал нас за Собой, говоря: «Кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется от себя, возьмет крест свой и идет за Мной» (Мф. 16, 24). - А мы, хотя и назвали себя в крещении христианами, но видим жизнь свою и видим, что мы не поступаем так в жизни своей – не следуем по пути Христовых заповедей, не несем достойно своего христианского креста.

Да ладно, когда мы это видим о себе. – За себя, за свои грехи еще бывает иногда легко и поплакать, и помолиться, осознавая свою вину перед Богом. А когда мы видим своих родных и близких, и видим, и понимаем, что они не идут за Христом, не несут креста своего за Господом - как тогда не мучиться нашему сердцу? А если мы видим, и знаем, и чувствуем это, то же понимаем, к чему тогда они приходят, каков итог будет жизни такой!

Не было бы у нас, дорогие братья и сестры, в жизни никакой радости, если бы не было Церкви Христовой. Разве мы могли бы радоваться о нашем спасении, если бы мы видели, как тысячи людей погибают? Разве мы могли бы прибывать в духовном веселье, и счастье внутреннем, и блаженстве, если бы чувствовали, как другие люди мучаются и не могут иметь этого блаженства? Но в том и величайшая мудрость Божия и величайший подвиг Спасителя и Господа нашего Христа, что Он не просто сказал: «Вот идите за Мной, и все тут, как хотите, так и идите; а потом Я буду судить вас». – Нет! Он, сказав, что нам надо за Ним идти, Сам остался вместе с нами, чтобы вместе с нами по этому же пути идти, и нас спотыкающихся поднимать, и отвращающихся в другую сторону направлять на правильный путь, и все, всех нас привести ко спасению.

И как же это Господь совершает? – А Он совершает это через Свою Святую Церковь, главою которой Он является, а все мы – люди, крещенные во имя Его, - являемся членами Святого Тела Христова. И в том наше счастье, что нет границ в Церкви Христовой между земной жизнью и небесной, между временной жизнью и вечной. Это для мира бездуховного люди умершие в гробах находятся. А мы, верующие в Господа и знающие силу Церкви, не называем их умершими, но называем их – усопшими, то есть – уснувшими; и знаем о том, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мф 22, 32). А, главное, мы знаем о том, что сила молитв Церкви такова, что от этих молитв, как от света солнечного тьма расходится, так и грехи человеческие очищаются и прощаются благодаря спасительной жертве Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, благодаря молитвам Церкви Христовой, благодаря Пречистой Матери Божией, Ангелов и Архангелов и всех святых и праведных.

Вот в чем наше счастье. И теперь мы знаем, что если даже, к сожалению, наши родные т близкие не всегда шли путем Христовым, то если мы будем за них молиться, Господь даст и им радость Своего общения и вечной жизни. И мы знаем, что даже если есть такие люди, о которых некому помолиться, Церковь Христова за них молится, и они придут к святости, славе Христовой, к вечному покою и вечному блаженству. И у нас есть надежда, что когда у нас закончится наш временный путь жизни, временное наше испытание, и за нас будет молиться Церковь Христова, потому что Христос и Церковь прибудут до скончания века, и врата адовы не одолеют Церковь Христову (Мф. 16, 18). А значит, молитва никогда не прекратиться, а значит, у нас с вами есть надежда на вечную жизнь, на радость и блаженство.

Вот, дорогие братья и сестры, почему накануне воспоминания рождения Церкви Христовой на земле совершается поминовение усопших, чтобы эта радость о Святой Церкви Христовой наполнила всех – и нас, живущих временной жизнью, и тех, кто переступил порог временной жизни и находится сейчас перед лицом Божиим в ожидании Страшного суда. Совершим же святую молитву о всех нашим знаемых – родных и близких усопших, помолимся особо в сегодняшний знаменательный день – день начала Великой Отечественной войны о тех, кто погиб, пострадал в эти тяжелые для нашего Отечества годы, помянем наших известных людей и неизвестных, о тех, о ком некому помолиться. И вот в нашем храме девять дней назад отпевали двух убиенных – рабов Божьих Петра и Юрия, – вы знаете это – Петр Иванович Забродин и его водитель, у них сегодня девятый день; перед службой приходил в храм глава нашего города и просил тоже, чтобы мы усердно помолились о упокоении этих рабов Божьих.

Совершим же сию святую молитву, да причтет Господь всех усопших в селениях праведных.

Аминь.

 

 

10.06.2006 Троицкая родительская суббота. Литургия.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня, в преддверии праздника Святой Пятидесятницы, Церковь Православная всех нас призывает, чтобы мы совершили молитву о тех, кто ушел из жизни временной, чтобы мы совершили молитву о душах тех людей, которые сейчас ожидают Суда Божия. Когда в мир придет Спаситель Господь Иисус Христос, все перед Ним встанут: и живые, и мертвые. Потому что Бог не есть наш Бог мертвых, но Бог живых, – у Бога все живы.

Душа человеческая бессмертна. Но как будет жить человеческая душа в бессмертии, зависит от того, как человек прожил свою жизнь в жизни временной. Мы знаем о том, что каждый человек несет ответственность за свои дела и поступки. Мы знаем, что Христос пришел в мир для того, чтобы спасти людей от этой ответственности, избавить души людей от страданий, мучений, вечной смерти и вечного терзания. Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы открыть для нас, людей, рай Божий, который люди из-за грехов своих потеряли. Но, к сожалению, мы в своей жизни не всегда соответствуем тому призванию, к которому нас Господь позвал, и, будучи христианами по имени, не всегда, увы, таковыми являемся по жизни. И, увы, во время нашей земной жизни не всегда мы умеем достойно каяться и исправляться. А ведь за гробом уже покаяния нет. И человек, который закончил, завершил свой отрезок земной жизни, уже не может ничего исправить. Там, когда перед его душой откроется то, чего сейчас он не видит, человек рад будет снова начать свою жизнь, чтобы ее исправить, но это будет уже для человека невозможно. Но в том и благодать Господа нашего Иисуса Христа, в том и сила Церкви Христовой, что и здесь души людские не оставляются без попечения. И, хотя сам человек уже ничего не может исправить, Церковь Христова может ему помочь и помогает. Мы с вами можем помочь и помогаем. Чем же мы можем помочь? Мы можем помочь душам тех людей, которые уже закончили свою земную жизнь своими молитвами и делами милосердия, которые мы совершаем в память этих людей.

Вот почему Святая Церковь ныне призывает нас всех совершить молитву обо всех, от века почивших православных: и о своих родных и близких, которых мы помним, чьи имена нам близки, которых мы знаем, и о других людях, о которых, может быть, некому помолиться, у которых нет родных и близких, или которые уже давно ушли из этой временной жизни, – обо всех, о всех, от века почивших ныне зовет нас Святая Церковь совершить молитву.

Когда совершается молитва о усопших, отрада бывает тем душам, которые пребывают ныне в ожидании Второго Пришествия Господня и Суда. Еще не определено, как, в каком состоянии быть душе человеческой. И вот как раз Церковь Христова зовет нас быть милосердными друг к другу, молиться друг за друга и молиться за тех людей, кто уже сам себе помочь не может, а молитвы Церкви могут помочь усопшим.

Дорогие братья и сестры! Совершим же сию молитву обо всех прежде почивших отцах и братьях наших. Будем помнить, что Церковь Христова – это небо на земле, и если сейчас мы молимся о тех, кто ушел из этой жизни, то это значит, что наступит время – и о нас будет Церковь Христова молиться, и что мы не сможем исправить сейчас, во время нашей временной жизни, по молитвам Церкви будет исправлено в вечности.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих! Аминь.

 

 

(14.06.2008 Троицкая родительская суббота.)

 

Суббота перед праздником Святой Пятидесятницы является древнейшей родительской субботой, когда мы по благословению Святой Церкви с особым усердием, с особой молитвой обращаемся к Спасителю мира о том, чтобы Он упокоил в селениих праведных всех христиан православных. У каждого человека своя жизнь, и, увы, не у каждого человека жизнь завершается так, как мы молимся в ектенье: «…христианской кончины живота нашего – безболезненны, непостыдны, мирны». Увы, немногие из людей сподобляются именно такой кончины. К сожалению, часто бывает так, что человек отходит ко Господу, не успев покаяться, не успев примириться со всеми своими родными и близкими. Часто человек уходит из жизни так, – как нам кажется, совершенно не подготовившись. Сколько катастроф бывает, где люди гибнут! Сколько аварий бывает! А сколько людей гибнет на войне? А сколько людей гибнет в природных катаклизмах, различных землетрясениях, наводнениях, когда молния попадает, или звери на человека нападают? Причем это относится не только к лесам и джунглям, когда звери нападают. Порой, вот, псы нападают на детей или даже на взрослых людей в самом городе. Что только не бывает в жизни! Что только мы не слышим о том, как люди переходят из жизни временной к жизни вечной!

Да, если бы мы действительно усердно молились и усердно жили бы по заповедям Божиим, то воистину получили бы безболезненную, мирную и непостыдную кончину. Но на самом деле происходит так, как происходит, и мы об этом все знаем. Но, смотрите, Церковь с самых первых времен, предусматривая это, призывает всех нас с особым усердием в сегодняшний день помолиться Господу Богу о тех, кто ушел из жизни безвременно, о тех, кто не смог покаяться, о тех, кто не смог исправиться, о тех, кто не смог воссоединиться с Церковью, о тех, кто и не помышлял, что он уйдет из этой жизни, а смерть застигла его.

В сегодняшний день Святая Церковь призывает всех нас помолиться о всех православных христианах. Особенно это важно потому, что столько людей есть, за которых и некому помолиться, у которых нет ближних, которые ходили бы в храм Божий и знали бы церковные правила, сколько есть людей таких, у которых нет родных просто-напросто. Сегодня Церковь призывает нас помолиться за всех и, в особенности, за тех, о ком некому совершить молитву.

Мы помним своих родных и близких ушедших. Но проходит одно, два, ну, три поколения – и уже, естественно, забываются те люди, которые жили. Но у Бога-то все живы. И все усопшие нуждаются в наших молитвах. Не только те, кто ушли от нас 5, 10, 20 лет назад, кого мы помним, но и те, которые 100, 200, 300, 1000 лет назад от нас с вами ушли, и те нуждаются в наших молитвах. Потому что Бог наш есть не Бог мертвых, но Бог живых. И все живы перед лицем Господним. И как требуется молитва церковная людям, ожидающим Второго и страшного Пришествия Иисуса Христа и Его Праведного Суда над каждым из нас!

В сегодняшний день, когда мы совершаем молитву за всех православных христиан почивших, мы еще и о себе размышляем, и о себе думаем, какова наша жизнь и какова будет кончина нашей жизни. Где Господь нас застанет? А ведь помните слова такие: «В чем застану, в том и сужу». Это значит, что, если, не дай Бог, смерть нас постигнет в злобе или ненависти, в грехе или в отступлении, значит, в этом будет судить нас Господь. И вот тогда, когда мы о себе так помыслим, то мы усерднее начнем молиться и о тех, кто ушел из этой жизни, просить им милости, понимая то, что если мы сейчас за всех молимся, даже за тех, за кого некому помолиться, даже за тех, которые жили 1,5 тысячи лет назад, если мы сейчас о них молимся, значит, у нас с вами есть надежда, что потом за нас с вами Святая Церковь будет молиться, что потом за нас с вами перед милостивым Господом будет возноситься молитва о нашем прощении – наших согрешений, вольных и невольных. Церковь Христова пребудет на земле даже до скончания века. Значит, молитва никогда не перестанет.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших. Поминая свои грехи и согрешения, прося себе оставления грехов и исправления нашей жизни покаянием, усердно помолимся о всех прежде отшедших православных, да упокоит их милостивый Господь в селениих праведных, да простит Он им вся согрешения, вольныя и невольныя. Аминь.

 

(11.06.2011 Троицкая родительская суббота. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, накануне праздника Святой Пятидесятницы – дня Сошествия Святаго Духа на апостолов, Церковь Христова предлагает всем нам усердно помолиться и помянуть тех, кто закончил уже свой земной путь и ожидает Суда Божия. Счастливы те, кто имеет родных и близких, которые прилежны к Церкви Христовой, ходят в храм Божий, молятся, подают записки о упокоении. Но как быть тем душам, у которых нет родных и близких, или которые давно уже ушли из этой жизни, или у кого родственники неверующие? Ведь души человеческие по завершению земного пути воочию увидят все то, во что сейчас еще не могут или не хотят поверить. Живет человек и думает, что он как некая сорная трава живет, думает, что он всю жизнь, вечно будет жить на этой земле, не отдает отчета в своих поступках, не верит тому, что ему говорят об ответственности за все дела, не верит в то, что придется давать ответ даже за каждое слово гнилое. Наступает время, и переходит человек эту черту, приходит в иной мир – и какой ужас и трепет тогда одержит его душу! Он понимает, что он зря жил свою жизнь. Он понимает, что он растратил впустую драгоценное время, драгоценный дар Божий, который был дан ему. Он понимает, что он не научился любить, не научился прощать, не научился жить с Богом. Он понимает, что он пригрел на своей душе ядовитых змей: злобу, ненависть, зависть, осуждение, – и все эти змеи ядовитые теперь начинают угрызать его душу; он с собой их взял в вечность. Они там гнетут его, и огнем попаляют его, и сжирают. Как страшно! Было бы невыносимо страшно и невозможно было бы это пережить человеческой душе, если бы Бог не послал в мир Сына Своего Единородного Господа Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи всего мира и Который создал на земле Свою Церковь. А Церкви дана власть молитвы. А молитва Церкви таковую силу имеет, что, когда совершается молитва об усопших, отрада бывает даже тем душам, которые во аде находятся; им бывает прохлаждение и радость, когда молится о них Церковь Христова.

В конце литургии священник погружает частицы, которые вынимались из просфор, с поминовением имен усопших и говорит: «Отмый, Господи, грехи всех, поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною и молитвами святых Твоих». Как счастливы те души, о которых есть кому помолиться! Но мы, дорогие братья и сестры, сегодня по призыву Церкви Христовой, совершаем молитву о всех, о всех от века почивших христианах, чтобы за тех вознести молитвы, за кого некому помолиться. Кто был лишен христианского погребения, у кого нет родных и близких и о ком уже давно забыли – за всех от века почивших православных ныне призывает нас Святая Церковь совершить молитву. Услышим же этот призыв церковный. Услышим его – хотя бы по человеческому, может быть, даже корыстному расчету. Ведь наступит время, и мы с вами переступим эту черту, и нас закроет гробовая доска. Кто о нас тогда помолится? Кто о нас вспомнит? Кто вознесет о нас вздохи и молитвы? Только Церковь Святая никогда не забудет чад своих. Только Господь никогда не оставит крещеных во имя Его. Только Церковь никогда не прекратит возносить свои молитвы, и благодарения, и прошения Господу Богу.

Вознесем же и мы с вами сейчас наши заупокойные молитвы, испросим, чтобы Господь простил согрешения вольные и невольные всем от века почившим православным христианам, и упокоил их в селениих праведных, и даровал им радость и вечное блаженство жизни с Ним, Спасителем нашим и Господом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(22.06.2013 Троицкая Родительская суббота. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь всем нам в преддверии дня Святой Пятидесятницы предлагает обратиться к Господу с усердными молитвами о всех отшедших из этой временной жизни. Молитва Церкви о усопших необходима. Это одно из важнейших достояний, дарованных нам Господом. Потому что Господь пришел в мир, чтобы нас с вами спасти, чтобы мы, верующие в Него, не погибли, чтобы мы имели вечную жизнь. Однако жизнь наша полна неразумия. Мы с вами знаем, что мы должны делать, мы с вами слышим призыв Божий, но, увы, в жизни чаще всего поступаем так, как не нужно поступать.

Нет человека, который бы прожил и не согрешил, нет ни одного. Но грех – это ведь страшная вещь. Это то, что губит душу человека. Хорошо, что Церковь дает нам возможность покаяться, исправиться, измениться. Но разве мы всегда используем эту возможность? Разве мы всегда искренно каемся? Разве мы всегда искренно исправляем свое неправедное житие? Да нет. Беда с нами. Мы привыкаем к своим грехам, грешим, и вдруг – вдруг наступает момент, и наша жизнь временная заканчивается. Как правило, это бывает всегда неожиданно, как правило, человек не подготовлен к этому. Даже когда человек болеет, он до последнего времени не хочет верить, что наступит его время отойти из этой временной жизни. А вот тогда встает вопрос: как мы предстанем перед Богом – со своими страстями, со своими пороками неисправленными, со своими грехами? Как сможем мы воззреть на свет Божий? Нестерпимо нам будет. Наши греховные духовные глаза будет слепить святой свет Божий. Мы не выдержим сияния Божества по своим собственным грехам, потому что мы не подготовили свою душу.

И, если так подумать, может стать страшно: кто же тогда спасется? Но «что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Лк. 18, 27). Для того Господь и создал на земле Свою Церковь, чтобы в ней мы все с вами спасались. И Церкви дана сила молитв. Мы можем сделать за усопших то, что они сами не сделали. Они уже не могут покаяться. Мы же за них можем молиться, и эти молитвы будут как покаяние для них, и этими молитвами Господь простит им согрешения их, вольная и невольная. Они уже не могут делать добрых дел, закончилась их временная жизнь, но мы с вами за них можем творить добрые дела, можем милостыню творить, можем совершать дела милосердия за своих усопших.

Хорошо, когда есть кому помолиться за своих родных и близких, прийти в храм, подать записку. Священник вынимает из просфоры частицы, а потом эти частицы опускаются в Чашу с Пречистой Кровью Христовой и священник говорит: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею Честною и молитвами святых Твоих». Как хорошо, когда есть кому помолиться! Но сколько людей не имеют таких молитвенников, за кого некому помолиться, имен даже их не знаем. И вот поэтому сегодня Святая Церковь предлагает нам помолиться за всех. Не только за своих родных и близких – за них надо молиться, и всегда, и сегодня тоже, – но сегодня особенно нам предлагается помолиться за всех от века почивших православных, погибавших в разных обстоятельствах.

Сегодня и в государстве день памяти и скорби. 22 июня 1941 года началась война, страшная для нашей страны. Кто ожидал? Сколько людей погибло! Они что, знали, готовились, думали, что им придется погибнуть? И все оказались перед лицом Божиим. О них нам тоже надо в сегодняшний день особенно помолиться: и о павших на полях сражений, и о тех мирных жителях, которых безвинно бомбили, расстреливали, убивали, о тех, кто от голода и холода гиб, – и о них нам надо помолиться и помянуть.

Святая Церковь ныне призывает нас к молитве о упокоении всех от века почивших. Совершим эту молитву. Совершим эту молитву в надежде и на то, что, придет время, и за нас Святая Церковь будет молиться. И наши грехи, мы верим, так же как грехи усопших, по милости Божией и молитвам Святой Церкви будут прощены, и Господь сподобит нас вечного Своего Царствия. Аминь.

(07.06.2014 Троицкая Родительская суббота. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Главный закон нашей с вами жизни христианской – это закон любви, который дал нам Господь Иисус Христос, говоря: «Заповедь новую даю вам – да любите друг друга» (см. Ин. 13, 34). Эта любовь у нас проявляется и должна проявляться не только в нашей повседневной суетной жизни, когда мы стараемся для человека сделать что-либо хорошее, помочь ему, поддержать его, – это очень важно, но она – что не менее, а может быть, даже более важно, – должна проявляться у нас и в духовной жизни. То есть когда мы приходим в храм на молитву, или становимся дома на молитву, мы должны не только о себе самих молиться, не только для себя просить благ Господних, но и для тех, кого мы любим. О них нам необходимо молиться в первую очередь. Более того, Господь заповедал нам молиться даже о тех, кто нас не любит, даже не то что не любит, а нас ненавидит, или преследует, или делает нам зло или пакости. И о них Господь заповедал нам молиться. Почему? Потому что молитва – это и есть проявление духовной жизни. Если человек не молится, то пусть он хоть наизусть знает и все Евангелие, и все церковные правила, и все законы, но если он не молится, значит, никакой духовной жизни у него просто-напросто нет.

Итак, нас Святая Церковь призывает к молитве друг за друга. И мы действительно это делаем. Мы молимся в первую очередь о чем? Ну, чаще всего так и пишем: о здравии. Значит, молимся, чтобы наши близкие были здоровы. Молимся об их успехе в жизни, чтобы у них все получалось в семье, на работе. Конечно же, это очень важно. Но часто мы забываем молиться о другом – о самом важном, о чем нужно молиться и о себе и о других: чтобы душа человека была на пути спасения. То есть о спасении. О спасении от чего? От греха, который ведет к духовной смерти.

И вот мы, когда наши близкие живы, молимся о их успехах, о их здравии, о их благополучии, и часто не приходит нам в голову помолиться о их духовном спасении. Особенно когда они стоят на пути неверия или незнания Церкви. И вот наконец приходит время, и человек разлучается от этой земной жизни, и душа его переходит в иной мир. Тело погребается в землю до Второго и Славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, а душа в этот момент находится пред очами Божьими. Вот тогда и встает вопрос, нужно ли здоровье телесное этой душе? Тело уже там. Нужен ли какой-то успех? А какой успех уже перед лицом Божиим? Нужно ли какое-то благополучие и счастье земное? Уже ничего не нужно. Но как страшно бывает душе предстоять пред лицом Божиим! Не потому, что Бог страшен, а потому что мы со своими страшными грехами во время своей земной жизни не расправились, не уничтожили свои грехи, как ядовитых змей. Хотя у нас есть это оружие. Это оружие – Таинство Покаяния и жизнь по заповедям Церкви Христовой, наипаче же причастие Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего.

И что тогда происходит? Неужели наша любовь должна прекратиться к этим людям? – Нет! Святая Церковь продолжает призывать нас любить друг друга. И эта наша любовь к тем людям, которые уже закончили свою земную жизнь, заключается в том, что мы молимся о них, уже не так, как мы плохо здесь молились только об одном и том же земном, – мы наконец-то просим самого главного: спасения и вечной жизни, прощения грехов и очищения.

Они уже сами ничего сделать не могут. Они не могут покаяться, они не могут делать добрых дел, они уже этого не смогут, все! Тело их в земле лежит. Кто будет делать добрые дела?

Мы с вами – за них будем молиться и делать добрые дела. И таким образом мы сможем помочь нашим родным и близким усопшим.

Но Святая Церковь сегодня предлагает нам не только за наших родных и близких помолиться – это мы должны всегда, вообще-то, делать, – она предлагает за всех помолиться. За всех – за всех прежде почивших православных. Потому что за многих некому молиться, а многих уже давным-давно человеческая память забыла. Сколько людей от века было православных! Где записаны их имена? Только у Господа в Книге Жизни они могут быть записаны. Вот мы и молимся ныне, чтобы милостивый Господь всех принял в Свои вечные селения, любовью Своею простил всем прегрешения вольные и невольные, всех упокоил. И в этой нашей молитве – молитве любви о ближних, есть еще и надежда на то, что когда мы с вами уйдем из этой жизни, и о нас Святая Церковь будет продолжать молиться.

Так что сейчас мы с вами вместе совершим панихиду. Каждый из вас знает имена своих родных и близких – их вспоминайте и о них молитесь. Но прислушивайтесь и к голосу Церкви, и давайте совершим молитву о всех православных, от века почивших, да упокоит их Господь в селениих праведных. Аминь.

 

(30.05.2015. Божественная литургия. Троицкая Родительская суббота.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в субботу перед праздником Святой Пятидесятницы, когда мы будем с вами торжественно отмечать день рождения Церкви Христовой – Сошествие Святого Духа на апостолов, мы совершаем по указанию церковному особую молитву за усопших.

Основа нашей веры заключается в том, что Спаситель мира Господь Иисус Христос победил смерть, и смерть не имеет теперь над человеком власти. Господь искупил нас Своею крестной смертью от наших грехов, от клятвы закона, которая на нас с вами, и поэтому жизнь – совершенно удивительный дар, который дан нам Господом. Она имеет как временный характер, так и вечный. Временный отрезок – между нашим с вами рождением и завершением нашего земного пути. И, конечно, от того, как мы этот временный отрезок с вами проживём, зависит и то, какой будет какой будет наша жизнь в вечности. Что это за жизнь у нас будет? Какова она будет? Каково будет качество этой вечной жизни? Что мы будем в ней делать? Это зависит от того, как мы с вами живём нашей земной жизнью.

И, увы, даже несмотря на то, что мы, христиане, знаем, что от нашего поведения и от наших поступков зависит наша вечная участь, мы всё равно постоянно согрешаем. Как в молитве, сегодня вы слышали, заупокойной, когда мы обращались к Господу и говорили: «Нет человека, который бы прожил и не согрешил – один Господь без греха!» Так что же получается? Разве зря приходил Христос и страдал за нас? Зря умирал, зря воскресал, зря возносился на Небо? Нет, такого не может быть! Господь так нас любит, что даже уже не взыскует от нас каких-то особых подвигов и особого пути: Он Себя положил за нас, чтобы нас спасти. И для этого Он основал на земле Церковь. А Церковь имеет от Бога великий дар; собственно говоря, Церковь – это и есть Небо на земле. Церкви дан дар особой молитвы церковной – церковной молитвы за всех: и за тех, кто ещё пока проходит поприще временной жизни, и за тех, кого мы называем усопшими. Видите, мы не называем их умершими – мы называем их усопшими, то есть уснувшими, перешедшими пока во временный сон до Второго и Страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, дар дан Церкви – молиться за усопших, причём какой это дар? Дар такой, что если человек не сумел исправить какие-то грехи в своей жизни, не сумел покаяться по разным жизненным обстоятельствам, по собственному неразумию, Церковь имеет такую силу молитвы, что она очищает грехи этого человека. Церковь так просит у Господа, чтобы были прощены человеку согрешения его вольные и невольные, что милосердный Господь прощает, и дает человеку вечную жизнь. Даже если по меркам человеческим он её и не достоин. Но на то и суд Божий – он не такой, как наш человеческий. Ибо Господь пришёл в мир не погубить мир, а спасти его (см. Ин. 12, 47) – то есть спасти нас с вами.

Итак, сегодня нас Церковь всех призывает молиться об усопших. Во-первых, мы должны помолиться о тех родственниках своих, и ближних, и наших друзьях, которых мы помним, которые ещё недавно жили рядом с нами, – они в наших сердцах. И, конечно, правильно надо в записочку его имя написать, этого родного или близкого своего человека, но и самому тоже во время молитвы надо не о постороннем думать, а стоять и молиться, чтобы Господь простил согрешения вольные и невольные нашим близким усопшим и вселил их в селениях праведных. Но также сегодня Святая Церковь призывает нас помолиться обо всех христианах, от века усопших: о тех, за кого некому молиться, кто жил уже давным-давно, и имена которых уже никто не помнит, и даже история не сохранила; о тех, кто не сподобились церковного отпевания; о тех, кто трагически погибли, – за всех сегодня призывает нас с вами Святая Церковь помолиться, и сейчас мы с вами эту молитву будем совершать. Это ведь надежда наша: так, как мы сейчас с вами будем молиться о всех, придёт время, и мы с вами ляжем в землю, и тогда другие будут молиться за нас, чтобы Господь простил и нам прегрешения наши вольные и невольные.

Совершим же сию молитву любви о всех от века почивших православных: да упокоит их Господь в селениях праведных!

Аминь.