Великая Среда.

1998 год. Великая среда. Литургия Преждеосвященных Даров.

Дорогие братья и сестры! Сейчас мы с вами вместе будем молиться за литургией Преждеосвященных Даров, которая в этом году совершается последний раз.

Сегодня Святая и Великая Среда - день, в который вспоминается предательство Иуды, одного из ближайших учеников Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа. Страстная Седмица - это особое время, в которое мы уже не столько о своих грехах молимся, и не столько за свои грехи просим у Бога прощения, сколько благоговейно поклоняемся и духовно созерцаем величие страданий Богочеловека и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Прошло время Четыредесятницы - время, в которое мы занимались личным духовным усовершенствованием. Как знак этого нашего с вами труда являются многочисленные земные поклоны, которые мы совершали во время Четыредесятницы. Сегодня мы будем с вами за этой Божественной литургией Преждеосвященных Даров последний раз кланяться в землю. Что означают эти наши земные поклоны?

Бог создал нас по образу Своему и по подобию. Бог высоко нас поставил. Дал нам чистую и светлую душу бессмертную. Бог дал нам все возможности для того, чтобы мы пребывали вместе с Ним в единстве, в любви и радости. Бог создал нас для вечного блаженства и счастья, о котором мы сейчас забыли, потому что повседневная наша жизнь исполнена скорбей, болезней, страданий, горестей, разочарований, уныния, раздражения, бедствий… - Все это произошло с нами потому, что мы упали, упали духовно с той высоты, на которую поставил нас Господь.

Когда мы согрешаем, то мы как бы на своем жизненном пути спотыкаемся и падаем. Вот именно это и означают наши земные поклоны. Когда мы становимся на колени и головой до самой земли наклоняемся, мы изображаем таким образом телесно то, что произошло с нашей душой: душа наша упала в грехи. Но когда мы снова встаем на ноги и снова стоим прямо и молимся - мы этим изображаем то, что Бог Своею силою нас от этого падения восставляет, то есть подымает. Мы для этого в храмы приходим, чтоб Бог поднял бы нас, помог бы нам, восставил бы нас - в этом и заключается постный труд, что мы прилагаем силы, чтобы поднять нашу душу от греховных падений.

В течение всего Великого поста мы многократно совершали эти земные поклоны. Особенно во время литургии Преждеосвященных Даров мы совершаем такие поклоны. Первый раз мы, обязательно, должны будем встать на колени и головы приклонить вниз до земли, когда из Царских врат священник, держа в руке свечу и кадило, выйдет и скажет: «Свет Христов просвещает всех!» В этот момент мы молимся, что, как свеча горит в руках у священника, так чтобы и в нашем сердце всегда вера Божия горела. Как из кадила, которое держит священник, идет благоуханный фимиам, чтобы так и из нашей души молитва всегда восходила ко Господу Богу. И мы при этих словах: «Свет Христов просвещает всех!» - становимся на колени, голову наклоняем до земли. А когда священник уходит в алтарь, снова встаем на ноги и продолжаем молиться.

Так же мы совершаем земное поклонение, когда будет перенесение Святых Даров - Пречистого тела и Животворящей крови Христа Спасителя. Когда священник будет нести дискос с телом и кровью Христовой и чашу, а хор будет петь: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершенна дориносится» - мы также совершаем такое же земное поклонение.

И когда служба сегодняшняя - Великой Среды - закончится, мы с вами в конце последний раз совершим три великих земных поклона, и уже больше не будем кланяться в храме Божием даже до праздника Святой Пятидесятницы. - В знак величия дней, которые наступают.

Если бы мы по достоинству должны были бы оценить их и поклоняться перед ними телом нашим, то, наверное, даже головы нам нельзя было бы поднять из-за святости этих дней. Но Святая Церковь повелевает нам прекратить только лишь молитвы о своем личном спасении, а духовно поклоняться перед величествием Христа Спасителя, спасшего нас от смерти и греха.

Совершим же сейчас молитву покаянную. Восплачем о своих грехах. Поклонимся перед Господом. Испросим у Него, чтобы Он восставил нас, поднял нас дал нам силы быть достойными великого звания православных христиан. Аминь.

 

 

 

 

01.05.2002 Великая среда. Литургия Преждеосвященных Даров.

…… Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

По церковному Уставу сегодня совершается последний раз в этом году литургия Преждеосвященных Даров.

Эта особенная литургия совершалась во время Великого поста в среды и пятницы, а на пятой седмице и в четверг, для того, чтобы мы с вами имели возможность особенно, усиленно совершить покаяние, которое сами по себе, своими силами, мы не можем совершить, но силою Господа Иисуса Христа мы можем совершить покаяние.

И вот, в течение всей четыредесятницы, всего поста Церковь призывала нас к этому личному покаянию. С завтрашнего дня уже мотивы богослужения, духовное содержание богослужения будет направлено не столько на наше личное покаяние, сколько на то, чтобы нам вместе со Христом сопереживать эти святые минуты искупления рода человеческого, которое Господь ради нас совершил, чтобы нам сострадать Христу, чтобы нам соумереть со Христом и чтобы нам совоскреснуть вместе со Христом.

Ну а сегодня мы последний раз совершаем литургию Преждеосвященных Даров, и вновь хотел бы вам напомнить о том, что поскольку это – литургия покаяния, то на ней совершаются особые земные поклонения, когда мы кланяемся до самой земли и вновь встаем. И это значит, что мы чувствуем глубину нашего духовного падения, мы чувствуем как мы духовно пали, но потом вновь встаем на ноги, понимая, что Господь Духом Святым Своим через Святую Церковь Свою исцеляет нас от наших недугов, то есть от наших грехов, делает нас чистыми свободными и снова восставляет нас в прежнем достоинстве.

А мы имеем великое достоинство. В Евангелии, которое будет читаться буквально завтра вечером, но оно многократно читается и читалось в храме Божием за время Великого поста, Господь говорит, что Он уже не называет нас рабами Своими, но называет Своими друзьями, потому что раб не знает волю господина своего, а мы знаем волю Божию. Так вот мы имеем величайшее звание друзей Христовых, называемся христианами, однако, это великое звание унижаем своими грехами и втаптываем в прах и в пыль. Вот поэтому мы и кланяемся на литургии и показываем, как мы осознаем свои грехи. И встаем мы на ноги понимая, что та благодать, которую Господь дает, она особенная.

Первый раз, когда мы такое поклонение совершаем, это когда священник исходит со свечей и кадилом и говорит: «Свет Христов просвещает всех». – Вот почему мы веруем с вами. Мы веруем с вами, что света Христова мы по своим грехам может, и недостойны видеть, но, надеясь на милосердие Божие, мы знаем, что он просвещает всех, а значит, и нас с вами. И поэтому мы бодро встаем после поклонения на ноги, уповая на Господа, Который поможет нам. А через что Он поможет? – А  вот свеча – это знак нашей веры, которая должна гореть в нашем сердце. А кадило – это знак молитвы, которая должна благоухать ко Господу. Вот так мы верой, молитвой, постом делал нас достойными быть всегда христианами.

И еще земное поклонение совершаем мы, когда переносят Святые Дары – Пречистое Тело и Животворящая Кровь Христовы - с жертвенника на престол. При этом поется: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се бо жертва тайная совершена дориносится». – И в этот момент мы тоже становимся на колени и голову вниз до самой земли наклоняем, потому что Сам Господь шествует Дарами Своими.

Литургия называется «преждеосвященной», это значит - на ней не бывает освящения хлеба и вина. Они заранее уже освящены, прежде. А значит истинное Тело и истинная Кровь Христовы уже почивают во святом алтаре, и мы с вами совершаем достойное поклонение Господу Иисусу Христу; а приуготовившиеся причащаются Святых Даров.

Дорогие братья и сестры! Великие и святые дни уже начались и предстоят еще большие. Помолимся, чтобы воистину нам духовно пережить эту Святую седмицу, ………………………………….

 

 

 

 

 

23.04.2003 Великая среда. Литургия Преждеосвященных Даров.

…………………………. великие дни Страстной седмицы. Святая Церковь Православная очень мудро устроила время подготовительное к празднику Святой Пасхи. Четыредесятницу – сорок дней – мы с вами занимались тем, что внимательно следили за душой своей и очищали свою душу. Это было время нашего с вами личного покаяния, когда каждый из нас должен был с особым усердием каяться о своих грехах, о себе размышлять о своем низком падении и о том, как мы не соответствуем высокому, величайшему званию христианина.

Именно поэтому в Великом посту так много совершалось земных поклонов, когда мы на колени становились и голову до самой земли поклоняли. В таком поклонении мы исповедовали перед Богом, как мы упали в своих грехах, какое низкое наше падение, какое низкое наше духовное состояние, как грехи нас буквально к земле прижимают, и насколько их много, и какова их тяжесть. Вот, что означают земные поклоны, которые мы совершали во время Великого поста. Но потом, поклонившись до самой земли, мы снова становились на ноги. Этим мы выражали и выражаем веру в то, что Господь даже самого страшного грешника благодатью Своею восставит, поставит на ноги и даст ему силы идти за Ним по пути спасения. То есть мы этим выражаем веру в то, что и нас с вами Господь простит, подымет от нашего греховного падения.

Но вот наступает время такое, когда Святая Церковь уже заповедует нам не о наших грехах молиться, а заповедует нашему сердцу, нашей душе приникнуть к событиям, которые послужили спасению рода человеческого, то есть нас с вами, к событиям Страстной седмицы страданий Господа нашего Иисуса Христа. И уже в богослужении, в его содержании основное внимание обращается не на наше личное недостоинство, а на величие искупительного подвига Господа Иисуса Христа, Который грехи всех людей взял на Себя, чтобы никто из нас, верующих, не погиб, а имели бы мы жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Конечно, перед величием этого искупительного подвига нам достойно преклонить колени и тела нашего, и души нашей. Но значение его так велико, что если бы нам достойно надо было бы поклониться, то похоже на то, что нам надо было бы лечь на землю и не вставать перед величием этих дней. Именно поэтому Святая Церковь повелевает: с сегодняшнего дня в храмах прекращаются земные поклоны. И не будут они больше совершаться до дня Пятидесятницы. Только делается исключение перед Святой Плащаницей.

Святая Церковь предлагает нам сердце свое повергнуть к подножию Креста Христова. Ум наш запечатлить евангельскими повествованиями. Душу нашу предать в руки Божии. А тело пусть послужит тому, чтобы и дух, и душа, и тело – все вместе, все наше существо человеческое восприняло величайший дар – благодать Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, Который дарует нам Воскресение и жизнь вечную.

И вот, по церковному уставу сейчас мы с вами последний раз совершим земные поклоны. Совершим их, испросим у Господа Бога прощения и с осознанием своего недостоинства вступим в великие дни воспоминания спасительных страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.04.2006. Великая среда.

…………………………………………………………………………. сейчас мы вместе с вами будем молиться и совершим последнюю в этом году литургию Преждеосвященных Даров. На Страстной седмице каждый день посвящен воспоминанию тех событий, которые проходили две тысячи лет назад в Иерусалиме, когда Спаситель мира Господь Иисус Христос Свою жизнь, Самого Себя отдал за спасение рода человеческого и всех людей. Святая Церковь установила на Страстной седмице эти воспоминания для того, чтобы человек, изо дня в день проникаясь тем, что происходило, тем, что описано в Евангелии, внутренне оказался сопричастен к тому делу спасения, которое совершил Спаситель Господь Иисус Христос. То есть Святая Церковь подводит нас к подлинному пониманию того, как Иисус Христос спас нас, и дает нам великое духовное ощущение радости того, что Господь дал нам, а именно: спасение от греха и вечную жизнь. И все это мы можем духовно сопережить и стать этому духовно сопричастными, если будем внимательно своей душою приникать к той евангельской сути событий, которые были когда-то.

Вот и сегодня, в Великую среду, Святая Церковь предлагает нам вспомнить два события, разных по своим направлениям. Одно событие – это как женщина пришла к Господу Иисусу Христу, с тем, чтобы проявить к Нему свою любовь так, как она смогла. И это проявление любви оказалось пророческим: она возлила на Его ноги драгоценное миро, тем самым пророчески предуготовляя Его к смерти и погребению. Но это то, что она смогла сделать, то, как она сумела выразить свою любовь к Иисусу Христу. А другое событие заключается в том, что Иуда, предатель, видев это, происходящее, сначала вознегодовал в своем сердце, – он не принял, не захотел принять этот знак любви женщины к Господу Иисусу Христу, – а потом пошел и стал спрашивать у фарисеев, сколько они ему дадут денег, если он предаст Иисуса Христа, своего Учителя.

Итак, два события. И мы в сегодняшний день, слушая за литургией Святое Евангелие, будем молиться, конечно же, чтобы нас Господь укрепил никогда не предавать. К сожалению, бывает так, что, действительно, видя чьи-то добрые дела, или чью-то хорошую благополучную жизнь, или что-то то, чего у нас нет, мы уязвляемся в своем сердце, огорчаемся, завидуем, – а когда мы в такие грехи впадаем: в грехи зависти, грехи огорчения о благополучии ближнего, – тем самым мы предаем Христа, Который научил нас и учит нас самой единственной и главной заповеди – заповеди любви друг ко другу. Ради этой заповеди Спаситель и в мир пришел. Ради того, чтобы мы любили друг друга, и прощали друг другу грехи и обиды, и помогали друг другу, и были милосердны и сострадательны друг ко другу, – ради этого ведь Спаситель пришел и взошел на Крест – чтобы из наших душ исторгнуть грех и помочь нам пойти за Ним по этому главному и спасительному пути.

И вот мы будем молиться сегодня о том, чтобы не было в нашей душе предательства этой главной заповеди Божией. Ведь смотрите: Иуда предал Христа знаком любви. Он поцеловал Его. То есть то, что у людей служит выражением любви, у Иуды послужило выражением предательства. К сожалению, бывает так, что и мы в жизни иногда, делая вещи как бы, по видимости, добрые, на самом деле в сердце бываем недоброжелательными. И, по видимости показывая себя перед людьми хорошими и добродетельными, на самом деле в сердце своем таковыми не являемся. То есть, это страшно, но мы уподобляемся Иуде, который внешне целовал Христа, а внутренне Его предавал. Вот мы сегодня будем молиться и о том, чтобы нам с вами в душе своей следовать за Господом Иисусом Христом.

Это последняя литургия покаяния, последняя литургия Преждеосвященных Даров, когда мы будем о своих грехах продолжать усердно молиться. За этой литургией, изображая наше внутреннее духовное падение, наши грехи, Церковь предлагает нам делать земные поклоны. Когда мы становимся на колени и кланяемся вниз до земли, тем самым мы показываем, исповедуем перед Господом, как низко духовно мы упали. Когда мы снова встаем на ноги и продолжаем молитву, тем самым мы исповедуем, что Господь нас может восставить, поднять от нашего падения. И несколько раз по уставу церковному такое земное поклонение надо делать за литургией Преждеосвященных Даров, не только когда читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего», – но и когда священник исходит со свечой и кадилом в руках благословлять народ. Свеча – это знак нашей веры, которая должна гореть в нашем сердце, а кадило – знак молитвы, которая должна от нашей души к Богу возноситься. И священник благословляет народ со словами: «Свет Христов просвещает всех». Вот, дорогие братья и сестры, чем мы можем исцелиться от наших грехов – светом Господа нашего Иисуса Христа. И в этот момент, когда происходит такое благословение молящегося народа священником, стоящие в храме, если имеется такая возможность, становятся на колени и голову преклоняют вниз до самой земли, прося, чтобы Господь просветил их светом Своим. А потом, дальше, встают на ноги, и молитва продолжается.

И также еще земное поклонение совершается тогда, когда Дары – Тело и Кровь Христова – переносятся с жертвенника на престол, и воспевается песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Приветствуя Самого Господа, Который приходит к нам для нашего спасения, в этот момент мы также совершаем такое земное поклонение.

Дорогие братья и сестры! Мы вступили в великие и святые дни. Будем молиться Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтоб Он дал нам дар любви – такой, какой был у этой женщины, пришедшей к Нему помазать Его ноги благовонным миром и отереть Его ноги своими волосами. Будем просить у Господа, чтоб Он избавил нас от внутреннего лицемерия, предательства по отношению ко Спасителю и к своим ближним, чтобы мы имели в сердцах подлинную, святую любовь, дарующую нам единение с Богом и жизнь вечную.

Аминь.

 

 

 

 

 

(23.04.2008 Великая Среда. Литургия Преждеосвященных Даров.)

 

В дни спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа Святая Церковь каждый день посвящает воспоминанию священных событий, через которые все мы получили спасение и вечную жизнь. Эти события велики, святы и трагичны. Сам Господь Иисус Христос страдает за грехи всего мира и терпит то, что Он, живя Своей земной жизнью, как человек, конечно же, не заслужил.

В сегодняшний день, в Великую Среду, мы вспоминаем предательство Иуды. Это воспоминание настолько важно для нас, что в течение года Святая Церковь каждую среду предлагает нам вспоминать это событие, с тем чтобы мы размышляли о своей жизни. И сегодня, в Великую Среду, особенно нам надлежит поразмышлять о том, не являемся ли мы сопричастниками того дела, которое сделал Иуда, то есть в жизни своей не предаем ли и мы с вами Господа Иисуса Христа.

Иуда ведь пошел за Христом. Он ведь уверовал в Него. Он ведь ходил за Ним три года и слушал Его. И видел чудеса, которые Господь совершал, и слышал то учение, которому Господь учил. И Сам Богочеловек находился рядом с ним. Однако с душой Иуды не произошло облагодатствования. Душа Иуды осталась темной, черствой и черной. И он предпочел свои страсти, и в частности сребролюбие, любви Божией.

Дорогие братья и сестры! И мы с вами рядом с Христом. Мы крещены Святым Крещением, мы помазаны святым миром, мы имеем Таинство Покаяния, мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовой. Христос рядом с нами, а мы рядом с Ним. Но что с нашей душой происходит – облагодатствовается ли она? Изменяется ли наша душа, становится ли она светлой? Или темные и мрачные грехи остаются в ней, и мы своею жизнью предаем Господа Иисуса Христа, как предавал Его Иуда?

Господь заповедал нам любить друг друга, а мы не любим друг друга. Господь заповедал нам прощать друг друга, а мы не прощаем друг друга. Господь заповедал нам веру иметь, а мы маловерны. Разве это не напоминает нам с вами, что тем самым, когда мы самую важную заповедь Христову не желаем исполнять, мы уподобляемся Иуде-предателю?

Это весьма горько и печально. И поэтому Святая Церковь так напоминает нам об этом событии, чтобы мы, ужаснувшись поступку ученика Христова, ужаснувшись Иуде Искариотскому, который предал Христа, сами не предавали бы Его.

В этот день, в Великую Среду, с особым усердием нам следует помолиться и попросить у Господа прощения за наше повседневное житейское предательство Господа своими грехами, своей нехристианской жизнью. Ведь когда мы живем так, что наша жизнь ничем не отличается от жизни неверующих, то фактически мы не следуем за Христом, мы предаем Христа. Об этом надо глубоко восскорбеть, и испросить у Господа Бога прощения, и принести Ему внутреннее искреннее покаяние. Если бы Иуда, раскаявшись, обратился ко Христу, как сделал это потом апостол Петр, который тоже отрекался от Христа, но покаялся перед Христом, – если бы Иуда это сделал, ему бы его грех был прощен. Но его покаяние не было обращено ко Господу Иисусу Христу. Он пошел к тем же, кому и предавал Христа, к тем же, кто дал ему эти 30 сребреников. Дорогие братья и сестры, мы-то с вами должны знать и знаем, к Кому мы должны обратиться с покаянием о наших грехах. К Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу мы обращаемся ныне с покаянием.

Сейчас мы с вами последний раз в этом году совершим литургию Преждеосвященных Даров, которая и является литургией покаяния, потому что главный ее смысл – это осознание человеком своего падения перед лицом Божиим. Во время этой литургии неоднократно совершаются земные поклоны. И, хотя во время Великого поста, я думаю, многие из вас несколько раз бывали на этой литургии, но хочу вам напомнить, что совершается несколько раз глубокое земное поклонение, когда человек становится на колени и преклоняет голову вниз, до самой земли. Это бывает тогда, когда священник берет в руку свечу и кадило одновременно и, выходя из Царских Врат, благословляет народ словами: «Свет Христов просвещает всех». В этот момент мы становимся на колени и голову преклоняем до самой земли, показывая тем, как глубоко мы упали в своих грехах. Свеча означает веру, которая должна гореть в наших сердцах, кадило означает молитву, которая должна возноситься из нашего сердца к Господу. После того как это произнесено, все вставшие на колени вновь встают на ноги и продолжают молиться. Это означает то, что Господь восставляет силою Своею людей после их покаяния от их падения. Так и мы молимся, чтоб Господь нас восставил от наших грехов.

И еще раз такое же глубокое поклонение совершается, когда переносятся Святые Дары с жертвенника на престол, хор тогда поет: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се Жертва Тайная совершена дориносится». И так же становятся все на колени, голову преклоняют вниз до земли и после этого снова встают на ноги.

Кроме этого, на литургии Преждеосвященных Даров совершается также молитва святого Ефрема Сирина, говорящая о нашем покаянии и о желании нам с вами исправиться.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Великая Среда. Церковь вспоминает, как Иуда предал Господа Иисуса Христа. Помолимся, чтобы мы не дали нашему Спасителю лобзания подобно Иуде, но, как разбойник, исповедали Его: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Аминь.

 

 

 

 

 

(23.04.2008 Великая Среда. По окончании литургии Преждеосвященных Даров.)

 

Мы за богослужениями, кроме субботних и воскресных дней, совершали множество земных поклонов, исповедуя своя грехи и прося у Господа прощения и восставления от наших грехов. Наступает время, настолько великое по своим воспоминаниям, что Святая Церковь дает нам устав: сейчас мы с вами совершим три земных поклона и после этого больше не будем совершать земных поклонов в храме Божием даже до праздника Святой Троицы, Пятидесятницы. Потому что сейчас наступают такие святые дни, такие воспоминания, что нам не хватит никаких сил поклониться им. Если бы достойно нам надо было кланяться, наверно, надо было бы лечь крестом на землю и не вставать перед величием этих дней. Но Святая Церковь говорит нам о том, что мы прошли время своего покаяния, когда плакали о своих грехах. Теперь наступает время душою своею поклоняться Пречистым Страданиям Господа нашего Иисуса Христа, а далее – Его Светлому и Святому Воскресению. Поэтому церковный устав повелевает нам в эти дни всем сосредоточиться в духовном воспоминании, в духовных молитвах и в духовном поклонении Страданиям Христовым.

А сейчас, дорогие братья и сестры, завершим наше личное покаянное постное делание и совершим три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина.

 

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

 

Для тех, кто приуготовляется причащаться Святых Таин Христовых в Великий Четверг, будет совершаться большая исповедь. В Великий Четверг, завтра, – воспоминание Тайной Вечери Христа Спасителя. В 8 часов утра начинается утреннее богослужение, часы и Божественная литургия. Завтра, в Великий Четверг, в 5 часов вечера, совершается богослужение, называемое «Последование Страстей Господних». На этой службе будут читаться 12 Евангелий, повествующих о Страданиях Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Великая Пятница – день строгого поста. Три службы будет в этот день: в 8 часов утра Великие Царские часы, в 2 часа дня вечерня с выносом Плащаницы для поклонения, в 5 часов вечера чин Погребения Господа нашего Иисуса Христа. Кто желает причаститься в ночь Святой Пасхи, по установившейся у нас в соборе традиции в пятницу после выноса Плащаницы, который будет в 2 часа дня, совершается благословение на это причащение. Как правило, благословляем на ночное причащение тех людей, которые уже во время поста исповедовались несколько раз – не менее двух раз были на исповеди. В Великую Субботу в 8 утра совершается Божественная литургия. Дальнейшие богослужения, и об этих богослужениях подробно вы найдете на нашем объявлении, имеется расписание.

Храни всех вас Господь милосердый и Матерь Божия. Сохраняйте себя в сии великие дни от всякого греха и нечистоты, готовьтесь встретить светлый день Христа Бога нашего Воскресения.

Причастники, восславьте Господа, послушайте молитвы после Святаго Причащения.

 

 

 

 

 

(15.04.2009 Слово перед Литургией Преждеосвященных Даров. Великая Среда.)

 

Сейчас мы с вами в последний раз в этом году совершим Литургию Преждеосвященных Даров. Это особая Литургия – Литургия Покаяния, Литургия, за которой мы с вами с особым трепетом поклоняемся Господу нашему Иисусу Христу, Пречистое Тело и Животворящая Кровь Которого находятся во святом алтаре, освященные прежде, в воскресный день, – отсюда и название «Литургия Преждеосвященных Даров». Во время этой Литургии, – многие из вас знают, но я хочу все равно напомнить, – совершаются глубокие поклонения до самой земли, когда мы становимся на колени и кланяемся вниз, головой прямо в пол, – этим самым мы показываем, что в грехах своих мы перед Богом низко упали. А потом мы снова встаем на ноги и продолжаем молиться, – этим мы выражаем свою веру и надежду на то, что Господь нас, грешников, подымет, и мы будем идти по жизни по Его благим заповедям.

По церковному Уставу, такой глубокий поклон, кроме молитвы Ефрема Сирина, которую мы только что с вами совершили, еще совершается тогда, когда священник, взяв в руки свечу и кадило одновременно, выходит благословить народ. Свеча означает нашу веру, которая должна гореть в наших сердцах; кадило означает нашу молитву, которая должна возноситься к Богу, – молитву чистую, искреннюю. Священник, взяв в руки свечу и кадило, выходит из открытых Царских врат и благословляет народ со словами: «Свет Христов просвещает всех». В этот момент все стоящие в храме становятся на колени и голову преклоняют вниз до самой земли. Этот момент бывает между чтениями из Ветхого Завета, когда диакон стоит посредине храма и читает, – сначала будет сегодня читаться Книга Исхода, а потом Притчей, и между ними совершается это поклонение.

Еще такое же земное поклонение по Уставу церковному положено совершить, когда Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа будет переноситься с жертвенника на престол. Тогда вот из этой северной двери священник будет выносить, на голове неся, дискос с Телом и Кровью Христовой, и будет пение: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва Тайная совершена дориносится». В этот момент также все стоящие в храме совершают глубокое земное поклонение.

Дорогие братья и сестры! Уже завершается время особого личного покаяния, когда мы о своих грехах плачем, каемся, просим у Бога прощения. Помолимся сейчас Господу, чтобы Господь очистил нас, грешных, и сделал нас достойными истинного поклонения святым страданиям Господа нашего Иисуса Христа и Его Светлому Воскресению. Аминь.

 

 

 

 

 

(15.04.2009 Великая Среда. Литургия Преждеосвященных Даров.)

 

В течение Святаго и Великого поста мы с вами усердно молились и каялись Господу о своих согрешениях. Сознавая свое недостоинство, мы становились на колени, кланялись до самой земли, просили у Бога прощения за свои грехи. Святая Церковь призывала нас к внимательному обращению к своей собственной душе, с тем чтобы увидеть там, что в ней есть злого, недоброго, грязного, плохого, недостойного; призывала нас со слезами молиться о прощении наших с вами грехов, о нашем с вами личном покаянии. Но вот теперь мы с вами достигли того времени, когда Святая Церковь нас зовет полностью сосредоточить свое духовное внимание на спасительном и искупительном подвиге Господа нашего Иисуса Христа. Потому что именно подвигом Господа Иисуса Христа мы с вами спасены, именно благодаря Страданиям Господа Иисуса Христа и дается нам прощение наших грехов. Не потому, что мы низко кланялись, нам Господь прощает, а потому, что Он на Себя взял наши с вами грехи, и вину нашу Он взял на Себя.

И поэтому Святая Церковь, начиная от этого вот времени, уже предлагает христианам не делать земных поклонов и не становиться на колени, потому что столь высокие наступают дни, столь высокие воспоминания, что если бы надо было бы им телом кланяться, этим воспоминаниям, то, пожалуй, нам надо было бы лечь крестом на землю и не вставать перед величием страданий Христовых. Но Церковь повелевает по-другому. Она повелевает нам прямо стоять на своих ногах, радоваться о том, что Господь нас искупил Своею Кровию, и душою своею поклоняться Пречистым Страстям Господним.

Дорогие братья и сестры, сейчас мы с вами последний раз совершили земные поклоны в храме. Потом Церковь призовет нас снова встать на колени во время молитвы в Святую Пятидесятницу, в День Святой Троицы, когда мы будем ожидать сошествия Духа Святаго на каждого из нас. В Церкви же поклоны не совершаются, и только после Фоминой недели, на домашней молитве, дома, можно будет их совершать, в храме это не положено. Кроме момента, когда мы будем подходить к Плащанице; тогда делается исключение и перед Плащаницей разрешается совершить земные поклоны.

Дорогие братья и сестры! Мы достигли великих и святых дней. Попросим у Господа еще раз прощения своих грехов, попросим у Господа помощи и благословения, чтоб нам духовно сопережить время спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа и достигнуть Светлого Христа Бога нашего Воскресения.

1

1

1

(16.04.2014 Великая Среда. Литургия Преждеосвященных Даров.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Великая Среда. Мы по призыву Церкви Христовой духовно вспоминаем и сопереживаем великим событиям, которые совершались Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом ради нашего спасения. И в Среду Великую среди прочих воспоминаний особенно ярким является предательство Иуды, ибо именно в среду Иуда решил отступить от Господа и предать Его тем, кто желали Его смерти. Это трагическое событие. Недаром в течение всего года всегда в среду мы постимся, среда – это постный день. Это как раз в память об этом предательстве Иуды.

А почему так важно для нас об этом помнить? Какое к нам это вообще имеет отношение?

Когда мы читаем или слышим об этом Иуде, часто в нашем сердце возникает негодование: как это он так мог? Ведь он три года ходил с Иисусом Христом, ведь он слышал все слова Христовы, был вместе с Ним, видел все Его чудеса, он был доверенным лицом среди апостолов, так, что ему даже доверили все скудные сбережения, которые подавали им люди, для того чтобы купить пропитание, или одежду, или снять себе помещение на ночлег. Как это могло произойти?

Но прежде чем негодовать на Иуду, нам надо обратиться и посмотреть на свое собственное сердце. Мы ведь тоже обласканы милостью Божией. Господь и нас любит, Господь и нас принял в число Своих учеников. Господь позвал и нас с вами, чтобы мы по своей жизни за Ним ходили, чтобы мы Его слушали. Он открыл нам великую тайну любви Своей. Он дал для нас с вами возможность вечной жизни. И вот, если мы посмотрим на свою жизнь, не увидим ли мы иногда, как в зеркале, то, что так, как поступил Иуда, и мы иногда поступаем? Как мы предаем Господа? Предаем своими мыслями, когда наши мысли грязны, нечисты, скверны, когда наши мысли горделивы и тщеславны, когда мы мыслим о себе самих так, как будто нет над нами ни закона Божьего, ни заповедей Божиих, думаем в первую очередь о себе. Предаем своими словами; потому что всегда ли наши слова чисты и правдивы, всегда ли мы говорим так, как подобает христианам говорить, не потакаем ли мы лжи и нечистоте, которая распространена в этом мире, не делаем ли мы вид, что то, что мы христиане, – это отдельно, это для нас, это для домашнего употребления или для храма Божия, а когда мы в миру, то ведем себя так, как будто мы никакие не христиане? А поступки наши – всегда ли они соответствуют христианству? Но не это самое еще главное. А самую главную заповедь Божию: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34), – исполняем ли мы ее, или предаем ее?

И вот когда мы так внимательно на себя посмотрим, то есть от чего восскорбеть. И тогда становится понятно, почему в течение года в среду Святая Церковь предлагает нам тоже поститься, чтобы мы не забывали и не превозносились. И хотя нам Бог и дал великое звание христиан, хотя мы и крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, но мы постоянно падаем, оступаемся, согрешаем, от Бога отступаем.

Но есть большое отличие, дорогие братья и сестры, и Святая Церковь надеется на это, – есть большое отличие между христианами, наполняющими храмы Божии, и Иудой-предателем. Отличие заключается в следующем. Мы, хотя и грешим, но мы каемся. К этому призывает нас Святая Церковь – каяться, исправляться, изменяться. Перед Богом согрешили, перед Богом упали – и к Нему же и обращаемся, и у Него же и просим, чтобы Он простил нам, воздвиг нас, поднял нас. Иуда не так поступил. Он не раскаялся в своем предательстве. Вернее, раскаялся притворно. Вместо того чтобы, когда он осознал, что он сделал, прибежать к своему Божественному Учителю Господу Иисусу Христу и рассказать о себе, как он прельстился на 30 сребреников, как он променял Его, вместо того чтобы испросить прощения у Божественного своего Искупителя Господа Иисуса Христа, он единственное, на что нашел силы, – прийти к тем, кто его же и подкупил и его же и соблазнил.

Мы-то с вами, дорогие братья и сестры, знаем, к Кому нам надо обращаться. Недаром Святая Церковь в молитве перед Святым Причастием так и возглашает, говоря нашими устами: «Ни лобзание Ти дам, яко Иуда». Так вот не дай Бог нам давать Господу лобзание, как Иуда-предатель. Если мы и грешим, то мы каемся. Особенно в это завершающееся сейчас время Святой Четыредесятницы, покаяния, мы совершали это покаяние и каялись в своих грехах. Мы внешне показывали перед Богом степень нашего покаяния. Мы становились на колени, кланялись вниз до самой земли, показывая, что мы сознаем, что упали и отпали от Бога. А потом снова мы встаем на ноги и продолжаем дальше молиться, веруя в то, что Господь нас восставит от наших грехов.

Вот сегодня, дорогие братья и сестры, последний раз за этим богослужением, а сейчас мы совершаем с вами завершающую Литургию Преждеосвященных Даров в этом году, мы будем совершать покаяние о себе и молиться о своих грехах. С Великого Четверга мы все приникнем с вами к Спасителю и Господу Иисусу Христу, о Нем размышляя и на Него возлагая все упование наше.

И сейчас наше упование на Господа Иисуса Христа тоже. Но мы желаем сейчас еще и еще раз, от всего сердца осознав свою вину, просить у Господа Бога прощения.

Во время Литургии Преждеосвященных Даров мы совершаем такие земные поклонения. Во-первых, во время молитвы, – она уже сегодня много раз совершалась, вы знаете, – которая начинается словами: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Мы делаем земной поклон, осознавая свои грехи перед Богом. И встаем на ноги, веруя, что Он нас восставит от наших грехов. Далее, есть особенное поклонение на Литургии Преждеосвященных Даров. Это когда читаются пророчества; сегодня будет читаться сначала книга Исхода, а после нее священник, взяв в руки свечу и кадило, выйдет из Царских врат и возгласит: «Свет Христов просвещает всех». В этот момент все стоящие в храме совершают глубокое земное поклонение, становятся на колени и голову вниз до земли наклоняют. Знаком, чтобы все знали, когда одновременно нужно поклониться, будет то, что вы услышите, как в алтаре зазвучит колокольчик, тогда можно встать на колени и поклониться. После этого, когда он зазвучит второй раз, мы встаем на ноги и продолжаем молитву. Свеча, которую выносит священник, означает свет веры, который должен гореть в наших сердцах. Кадило означает молитву, которая льется из наших душ.

И еще есть такое же земное поклонение, когда Святые Тайны – Пречистое Тело и Животворящая Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – будут переноситься от жертвенника на престол. В этот момент мы также становимся все в храме Божием на колени. Знаком к этому, чтобы вы слышали, когда это удобно будет сделать, также будет звон колокольчика; когда вы услышите его, встанете на колени, а когда он зазвучит второй раз, продолжим молитвы наши.

Да поможет нам Господь принести подлинное покаяние. Да не даст нам Господь никогда впасть в нераскаянный грех Иудин. Будем помнить всегда, что какой бы не был наш с вами грех, милостивый Спаситель всегда ждет от нас с вами покаяния.

Аминь.