Великая Суббота.

(18.04.2009 Великая Суббота.)

 

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с Великой преблагословенной Субботой. «Сия Суббота есть преблагословенная, в ней же Господь, уснув, воскреснет тридневен» (кондак Великой Субботы). Сегодня ожидаем великого события, воспоминание о котором озаряет сердца всего мира. В 11 ч вечера начнется Пасхальная полунощница. В полночь – крестный ход, после которого – Пасхальное богослужение. Кто не сможет оказаться в храме ночью, у нас будет совершаться вторая литургия в полседьмого, и третья литургия – в полдесятого. Вечером, в первый день Пасхи, в 5 часов – Пасхальная «Золотая» вечерня. В течение всей Пасхальной недели утром и вечером Пасхальное богослужение: в 8 утра и в 5 вечера. После Литургии утром в течение всей недели бывает Пасхальный крестный ход. Да дарует всем нам Господь радостно встретить великий праздник – Христа Бога нашего Воскресение.

С Великой Субботой вас, православные!

 

(03.04.2010 Великая Суббота. Литургия.)

 

«Сия Суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен». Нынешний день – день ожидания чуда Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Сие чудо, некогда совершившись в Иерусалиме, совершается доныне для каждого человека, который с верою и любовию приступает к воскресшему Господу, который ищет для себя утешения у Господа, который ищет для себя опоры в жизни в словах Господних, который понимает, что без Христа Спасителя невозможна нормальная человеческая жизнь, который понимает, что грех губит человека, а Бог выводит человека ко спасению.

Мы все ныне духовно ожидаем Воскресения Господа Иисуса Христа для нас, для каждой души нашей личной. Мы ждем, чтобы Господь озарил нас светом Своего Воскресения. Сегодня в 15 минут 12-го начнется пасхальная полунощница, потом, в полночь, – крестный ход, Пасхальная заутреня и божественная литургия. Кто не сможет ночью прибыть на службу – будет в полседьмого и в полдесятого совершаться богослужение. Вечером, в день Пасхи, в 5 часов вечера – Золотая пасхальная вечерня. На протяжении первой седмицы Святаго пасхального торжества совершается после каждой литургии утром пасхальный крестный ход. На третий день Пасхи, 6 апреля, к нам в храм прибудет Владыка митрополит Ювеналий. Я приглашаю всех на это торжественное богослужение. Встретить нашего Владыку выйдем в половине девятого утра. На Пасхальной седмице в этом году попадает праздник Благовещения. Накануне вечером в 5 часов всенощное бдение, в сам день праздника две божественные литургии: в половине седьмого и в половине десятого.

Еще, дорогие братья и сестры, в эти предпасхальные дни хочу сказать вам, что при нашем соборе создается группа милосердия. То есть мы обращаемся ко всем людям с предложением объединиться, с тем чтобы совместно делать какие-то добрые дела. Чтобы не просто нам о вере говорить, но делами нашими добрыми нам нашу веру проявлять. А чем проявляется наша вера? Это когда мы больных посещаем, когда мы помогаем тем, кто находится в несчастье, когда мы оказываем помощь инвалидам, когда мы приходим на помощь к многодетным семьям. Для этого у нас создается группа милосердия, туда записываются все желающие. Запись будет у нас со среды совершаться, кроме понедельника и вторника, а начиная со среды вот здесь, в нашем здании воскресной школы, можно будет записаться в группу милосердия. Можно позвонить об этом по телефону, узнать поподробнее, объявление есть здесь на стене в сторожке, там указаны наши телефоны. Кто имеет силы и желание, я приглашаю всех для делания совместного добрых дел.

Дорогие братья и сестры, многие по традиции сейчас уже приносят куличи и пасхи для освящения. Уже во время службы началось это освящение, сейчас мы тоже выйдем на нашу соборную площадь и совершим освящение куличей и пасок. Храни вас Господь милосердный!

(03.05.2013. Утреня. Великая Суббота.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами совершили службу, именуемую утреней Великой Субботы. И хотя эта служба воспоминанием своим имеет погребение Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, но содержание ее духовное заключается в нашей с вами надежде на воскресение и вечную жизнь.

Предыстория всего происшедшего совершилась еще до существования рода человеческого, когда один из лучших созданий Божиих – светоносный ангел в гордыне своей решил, что он равен Богу, и что может жить без Бога, и ниспал с Неба, но гордыни своей не оставил, и предполагал, что все в его власти на земле. И действительно, он соблазнил первых людей, внушив им, что можно жить без Бога. И через грех в мир пришла смерть. И смерть поглощала людей и сводила их во ад, во власть этого падшего ангела – диавола, врага рода человеческого. И самые праведные люди не могли нарушить того, что происходило, потому что между человеком и Богом была воздвигнута стена греха.

Мог ли Бог совершить чудо, и разрушить эту стену, и снова вернуть человека в рай? Конечно, мог, но только человек снова бы предал Бога и снова бы создал эту стену, потому что насильно, без участия воли Божией и воли человеческой вместе, невозможны радость и спасение.

И вот Бог, желая спасти человека, Сам становится Человеком – Богочеловек Господь Иисус Христос. Особый замысел промыслительный был в этом воплощении, потому что особый путь Господь избрал, чтобы разрушить эту стену греха. Он становится Человеком и живет всю человеческую жизнь от чрева матери даже до смерти. Враг рода человеческого, хотя и считает себя самым мудрым и искусным, не понимает, что происходит. Он пытается искусить Господа в пустыне, он пытается воздвигнуть злобу человеческую, он искушает одного из ближайших учеников Иисуса Христа, так что тот Его продает, он возбуждает злобу и ненависть в людях, он приводит Пилата к неправильному решению, и Господа распинают, и Господь умирает, и Его погребают…

Вот торжество зла, вот радость какая! Казалось бы, все, побежден Бог, пришедый в этот мир, не сумел Он устроить на земле Царство, в котором бы Он царствовал! Вот, казалось бы, радость бесовская! Ничего не вышло у Бога: не вышло даровать людям ни веру, ни надежду, ни любовь. Все кончено! Иисус Христос погребен!

Но, о безумие этого древнего врага рода человеческого! Христос нисходит в ад, туда же, куда до Него нисходили люди, и блистанием Своего Божества поражает этот ад и уничтожает его. И выводит души людей оттуда – так, чтобы власть врага рода человеческого уже не простиралась на них. Отныне никто не может быть насильно водружен во ад. Отныне Господь разрушает власть его!

Вот почему ныне, поклоняясь Живоносному Гробу Господню, иконой которого является Святая Плащаница, мы, скорбя о своих грехах, скорбя о злобе людской, скорбя о том, как легко мы поддаемся на искушение врага рода человеческого, радуемся, что нет больше его власти над нами, и сошествием Господа Иисуса Христа во ад побеждена его держава.

Приникнем, поклонимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, ради нас с вами сошедшему даже до ада, чтобы нам никогда не бывать в сем скорбном вместилище.

Аминь.

(10.04.2015. Утреня Великой Субботы с чином погребения. Страстная седмица.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Нет, не победит зло добра! Нет, не победит смерть жизни! Ныне Святая Церковь дает нам праздник надежды! Те, кто погребали Господа Иисуса Христа, имели надежду, ибо помнили слова Христовы: «В третий день воскресну» (см. Мф. 16, 21). Да как же эти слова не помнить – они поражают сознание! Даже противники Христовы настолько запомнили эти слова, что были в страхе – а вдруг исполнится то, что Тот, Которого они предали, оклеветали, оплевали, распяли, – вдруг Он прав? Настолько они этого испугались, что побежали к Пилату и стали говорить ему: «Вот, ученики, обманщики, украдут Тело Иисуса, скажут, что Он воскрес! Поставь туда стражу!» Но Пилат, которому уже досадили эти льстивые и лживые люди, говорит им: «Есть же у вас стража храмовая – кустодия, ее и поставьте» (см. Мф. 27, 62–65). Кустодия – единственный небольшой воинский отряд, который римляне разрешали иметь покоренным им иудеями для того, чтобы те охраняли храм Божий. Они охраняли храм Божий, пока в нем пребывала слава Божия. Они охраняли храм Божий, пока завеса церковная не раздралась надвое – когда распят был Спаситель мира Господь Иисус Христос (см. Мф. 27, 51). И увидели все, что в Святая Святых нет ничего. Пусто. «Се, оставляю дом ваш пуст», – говорил Господь (см. Мф. 23, 38), и Его Слова исполнились. И вот Божественный промысл буквально смеется над теми, кто не принял Спасителя, – священная стража пошла охранять то, что должна была охранять: не пустое место, а Живоносный Гроб Богочеловека Господа Иисуса Христа. Сами того не зная, они станут свидетелями того, чего так боялись.

Мы же с вами имеем ныне праздник надежды – несмотря на то, что, взирая на внешний мир, нам иногда кажется, что зло торжествует, зло царствует. Но вспомним слова, которые сегодня мы слышали в торжественном богослужении: «Царствует ад, но не вечнует». Нет, все это царство его временное! Единственный, Кто Хозяин вечности, это Бог. Ему принадлежит вечность, и никто не может дерзать более обладать ею. И вот Бог сошел на Землю, стал Человеком, принял на Себя грехи людей и сошел во ад – чтобы взорвать его. Чтобы ад больше не имел власти над людьми.

И ныне, хотя иногда нам кажется, что ад царствует, – это потому, что мы его допускаем сами в свою душу. Все Господь нам дал для того, чтобы рай был в нашей душе. Сойдя во ад, Он победил силу вражию, Он извел души находящихся там от страданий к вечности. И нам с вами наш Спаситель и Господь Иисус Христос дает по вере нашей жизнь вечную. Ныне с надеждой припадем к Плащанице Господа Иисуса Христа, как к Живоносному Гробу, и, услышав пророчество древнее Иезекиилево, где было сказано, что Бог отверзает гробы наши (см. Иез. 37, 12–14), поймем, что это относится к нам. Гробы наших душ отверзает Спаситель Господь Иисус Христос, и от смерти приводит нас к жизни. В этом надежда наша, в этом упование наше. Господу нашему слава во веки веков!

Аминь.

(11.04.2015. Божественная литургия. Великая Суббота. Страстная седмица.)

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с преблагословенной и Великой Субботой! Это – величайший день покоя, который ныне нам дарует Святая Церковь, чтобы мы внутри, в своей душе, приуготовились к встрече Святого и Великого дня – Христа Бога нашего Воскресения.

Мы слышали уже сегодня в Святом Евангелии, как это было (см. Мф. 28, 1–20). Уже мы переоблачились в светлые одежды. Но Церковь Христова дает нам некое время, дабы мы еще поразмыслили: одевшись в светлые одежды извне, внутри просветились ли мы? И ныне мы просим благодати Духа Святаго, чтобы и душа наша была светла, чтобы душа наша воистину восприняла в себя благодать и радость, данную нам Спасителем мира, победившим Своей смертию смерть.

Я знаю, что у нас в соборе устроено так, что меня слышат и те, кто собрался ныне и вокруг храма, священник ходит и освящает куличи и пасхи. Приветствую не только тех, кто молится сейчас внутри храма, но и тех, кто стоит вне его стен, но тоже ожидает в своей жизни благодати воскресшего Господа нашего Иисуса Христа!

Все в Церкви Христовой символично. Приносите вы яйцо окрашенное ко храму Господню – это знак жизни, символ жизни, это наша вера в то, что Господь даст нам жизнь, и жизнь вечную. Тот самый пасхальный хлеб – кулич, он делается из множества зерен, как и каждый хлеб, но сам хлеб есть знак и символ единства верующих людей во Христе Иисусе, Господе нашем, ибо как из многих зерен сей хлеб испекается, так и мы с вами в единстве буквально любовью Божиею испечены и согреты, чтобы нам в нашей жизни иметь радость. Мы возжигаем обычно свечи, когда освящаем куличи и пасхи – эта свеча должна нам напомнить, что в наших сердцах должна гореть вера. Не сама по себе свеча важна, это нам с вами напоминание, что должно быть в нашей душе – свет Христов должен светить в наших сердцах. Это наша с вами жертва ко Господу, ибо в храме Божием мы ничего не можем купить, и здесь ничего не продается, потому что все, что вы приносите к ногам Господа, – это ваш дар Господу, а получит каждый столько, насколько он верует, ибо «по вере вашей дано вам будет» (см. Мф. 9, 29).

И я надеюсь, что по вере нашей дарует нам Господь радостно встретить Пасху Святую. По вере нашей дарует Господь мир нашим семьям, дарует Господь благодать нам с вами и здоровье: духовное, душевное и телесное. По вере нашей да благословит нас Господь на наши повседневные труды, и общественные и домашние. Пусть радость ожидания сей пасхальной радости уже освещает нас. Сейчас, после того как мы дадим крест, выйдем тоже, для того чтобы освятить куличи и пасхи, и перед тем, как сие освещение совершается, будет сейчас прочтена молитва на освящение сих куличей и пасх.