Вмцц. Вера, Надежда и Любовь.

(29.09.2012. Неделя 17-я по Пятидесятнице. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра Святая Церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Эти мученицы во II веке по Рождестве Христовом пострадали за свою веру. Собственно говоря, Вера, Надежда и Любовь – это были дети: Вере было 12 лет, Надежде 10, Любови 9. Они были христианами. Когда воздвиглось гонение на христиан и стали принуждать христиан отречься от веры, мать этих трех девочек София предупредила их и сказала: «Готовьтесь к встрече с вашим Небесным Женихом, готовьтесь к встрече с Господом, ибо нет ничего радостнее, чем быть вместе с Богом». То, что происходило с этими детьми и как их мучили, не укладывается в нормальном человеческом сознании. Какое изощренное нужно было иметь чувство ненависти к Богу и одновременно какое жуткое человеконенавистничество нужно было иметь мучителям, чтобы поочередно, начиная со старшей, мучить этих девочек; в конечном итоге каждая была усечена мечом; а мать оставили в живых, чтобы она мучилась тем, как они считали, что она сделала со своими детьми, как она их плохо воспитала. Мать умерла на третий день после мучения своих дочерей.

Это было давно. Память об этих святых мученицах до сих пор в памяти Церкви, и, конечно же, они живы пред Богом и молятся за нас, и особенно за тех, кто носит имена Веры, Надежды, Любви и Софии. Но не только в воспоминание об их подвиге Святая Церковь предлагает нам прославить их честную память. Сами эти имена: Вера, Надежда и Любовь – есть три основных и фундаментальных добродетели, без которых человек не может спастись. Это то, что у каждого христианина должно быть – вера, надежда и любовь. Вспоминая подвиг этих мучениц, мы в первую очередь просим у Господа, чтобы Господь даровал нам эти добродетели.

Вера. Без веры невозможно угодить Богу. Без веры невозможно человеку жить духовной жизнью. Вера – это особое чувство, которое дает возможность человеку невидимое видеть так, как будто оно видимое, а то, чего мы только еще ожидаем, воспринимать как уже случившееся. Действительно, мы не видим духовного мира, но верою своею мы ощущаем его. Мы не видим Бога, но верою своею мы знаем Его. Мы не можем себе представить, какова будет жизнь будущего века и единение с Богом в райских обителях, но, благодаря нашей вере, мы стремимся к этому. Вера обычно изображается в виде креста. Крест есть символ нашей веры. И очень символично для нас, что в дни Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста мы с особым усердием просим Господа о том, чтобы Он даровал нам веру. Вспомним евангельские повествования, вспомним чудеса, которые творил Господь Иисус Христос. В каждом случае Он спрашивал у человека: «Веришь ли ты? Если ты веришь, то все возможно верующему» (см. Мк. 9, 23). «По вере вашей да дастся вам», – говорил Господь (см. Мф. 9, 28–29). Вот какая это уникальная добродетель – вера. И мы ныне, прославляя мученицу Веру, просим, чтобы Господь даровал нам святую веру, ведущую ко спасению.

Надежда. Надежда обычно символически изображается в виде якоря. Вот некоторые говорят о том, что на старинных крестах, на храмах якобы изображены полумесяцы: в Троице-Сергиевой лавре, в других местах. Ничего подобного, это не полумесяцы – это изображение якоря. Якорь является символом нашей надежды. Потому что, как якорем корабль закрепляется на одном месте, и никакие бурные волны не могут его с этого места сдвинуть, так и надежда наша на Господа помогает нам преодолеть все бурные течения нашей страстной жизни. Надежда – это тот якорь, которым мы держимся в своей жизни, не позволяя себе уклониться в ненужное течение, уклониться в недолжный путь. Потому что один путь спасения нашего – с Господом нашим Иисусом Христом. И мы просим ныне у святой мученицы Надежды, чтобы по ее молитвам нам никогда не унывать, никогда не отчаиваться, но всегда иметь в своем сердце надежду на Господа нашего Иисуса Христа. И надежда наша никогда не будет постыжена, и мы никогда не впадем в уныние, если будем иметь в себе эту добродетель.

Над всеми сими добродетелями добродетель любви наивысшая, ибо так Господь о ней сказал, что это высшая заповедь в законе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостию твоею, всею душою твоею, и ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22, 37–39). Любовь часто изображается символически как солнце. Поэтому, вернувшись еще раз к объяснению изображений креста, на многих куполах мы можем видеть, что там не только внизу, у подножия креста, изображен якорь надежды, но и посередине, в перекрестье креста, изображается солнце с лучами. В той же Троице-Сергиевой лавре мы можем это видеть. Это обозначение любви Божией к нам, и нашей любви друг ко другу. И мы молимся ныне святой мученице Любови, чтобы любовью было озарено и наше сердце. Потому что если любви в нашем сердце не будет, то и спасения у нас не будет. Апостол Павел говорил о себе, что если он будет иметь веру такую, что и горы будет переставлять, а любви не будет иметь в сердце своем, то он медь звенящая (см. 1 Кор. 13, 1–3). Без любви невозможно спасение. Потому что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы никто из верующих в Него не погиб, но имели жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). И потому и узнают нас с вами, что мы ученики Его, Господа нашего, если будем иметь любовь между собою (см. Ин. 13, 35).

Что же значит, что эти мученицы были фактически детьми? А помните, как Иисус Христос сказал, когда ученики отгоняли от Него детей? Он взял отрока, обнял и сказал: «Истинно говорю вам, кто не умалится, как это дитя, не войдет в Царство Божие» (см. Мф. 18, 1–4; 19, 13–14). Так говорил Господь о чистоте человеческого сердца – о чистоте, которая свойственна детям, об искренности веры, которая свойственна детям, об искренности их надежды, которая свойственна детям, и об искренности, и чистоте, и непосредственности их любви. Вот и нам бы с вами быть чистыми сердцами, как дети. Тогда бы и было близ нас Царство Божие.

Имеет смысл и имя матери их – София, что в переводе означает премудрость. Она оказалась премудрой по Божественному разуму, не по человеческому. По человеческому ей бы надо было научить своих детей и сказать: «Ну что вы, ничего особенного: бросьте там три лепестка или три ладана перед этими статуями, ничего особенного, ну, скажите, что отрекаюсь, а в душе не отрекайтесь», – ну, как учили нас вот совсем не так давно. По своей премудрости она объяснила им – и они это поняли, – что ни с какими временными благами не может сравниться жизнь вечная. И человек может в погоне за временными благами и удобствами потерять жизнь вечную. Вот в чем премудрость. Дай Бог и нам быть премудрыми и всегда видеть, что главное в нашей жизни, и избегать того, что ведет к гибели.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь призывает нас почтить подвиг святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Почитая и прославляя их, будем просить у Господа, чтобы в наших сердцах с премудростью Божией всегда горели вера, надежда и любовь. Аминь.