Воздвижение Креста Господня.

СЛОВО НА ВОЗДВИЖЕНИЕ

ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

 

26.09.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Животворящий Крест перед нами. Мы собрались для поклонения ему.

Крест Господень – великое оружие в нашей духовной борьбе против сил зла. Сегодня, когда воспоминается всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, которое чудесным образом свидетельствовало всему миру всесилие Креста, и мертвых воскрешающего, мы с вами приходим поклониться спасительному древу Креста Господня.

Мы духовно сопережили то событие, когда был найдем Крест. Мы знаем из истории Церкви нашей, что когда по повелению благочестивой царицы Елены производились раскопки на месте Голгофы, там было найдено три креста. И, чтобы засвидетельствовать и узнать о подлинности Креста Христова, к этим трем крестам прикладывали умершего человека. И от прикосновения к Кресту Христову он воскрес. И после этого Крест Христов был воздвигаем, т.е. поднимаем вверх для того, чтобы его увидели все собравшиеся христиане.

Дорогие братья и сестры! Как необходима нам с вами эта животворящая сила Креста Христова! Ведь мы с вами – духовные мертвецы. Нам необходимо воскреснуть к жизни. Душе нашей необходимо обновиться. От грехов наших нам надо спастись. От нечестия нашего нам надо избавиться. От духовной черствости и равнодушия, от неумения молиться и жить по Божьему, нам надо измениться. Есть ли у нас самих силы к этому изменению? Есть ли у нас самих силы к этому очищению и исправлению? – Нет! наших сил на это нет. Но есть сила Честного и Животворящего Креста Христова, которая мертвых воскрешает и нас, духовно мертвых, тоже воскрешает, и исправляет, и наставляет в вечную жизнь. Крест Христов – воистину великое оружие!

Дорогие братья и сестры! поклонимся Кресту Христову, поклонимся ему не телом только, а душой нашей. Приникнем к нему и почтим спасительный подвиг Богочеловека Господа Иисуса Христа, смирившего Себя до того, что Он принял поношения, поругания, и страдания, и смерть. В нашем поклонении Кресту Христову должна быть просьба о том, чтобы в нашей жизни нам научиться следовать за Христом, и чтобы нам нести свой жизненный крест за Христом; и чтобы нам, кланяясь телом пере Крестом Христовы, и душу свою смирять перед Господом нашим; и осознавать свое недостоинство; и видеть свои грехи; и жаждать, жаждать исправления, изменения и прощения грехов и просить это у Господа. И Господь восставит нас, воскресит духовно и наставит на путь спасения.

Кто с Крестом Христовым, тот в этой временной жизни будет жить под сенью Божией и в вечной жить жизни будет вместе с Христом, ибо Христос сказал: «Кто Мне служит, Мне и последствует; и где буду Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). – Будем следовать, т.е. идти за Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом в жизни нашей; будем прославлять Его; будем ограждать себя силой Честного и Животворящего Креста; будем чтить это великое оружие духовное, им спасаться, ибо оно открыло нам райские двери, ибо оно избавило нас от власти греха, ибо Крест Христов ведет всех нас к воскресению и в жизнь вечную.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Аминь.

27.09.2000 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование о страданиях Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Это Евангелие читается в дни Страстной седмицы. Но Церковь Христова в сегодняшний день вновь возвращает нас с вами мыслями, чувствами нашими к тем дням, когда Церковь Христова воспоминает страдания Спасителя. Среди чреды повседневных дней, среди обыденности нашей вдруг, как будто молнией, пронзает наши с вами совести и наши с вами сознания рассказ о страданиях Христовых.

Во время Великого поста Церковь в течение долгого времени приуготавливает нас с вами к тому, чтобы мы пережили эти события, которые спасительны для наших душ. А нынешний праздник как бы внезапно, без всякой предварительной подготовки призывает нас с вами поразмыслить над тем, что значит для нас и для нашей жизни страдания и смерть Спасителя нашего.

Сама история праздника, вероятно, образно показывает нам, в каком состоянии наша душа и наше отношение к святыне. После того, как Иерусалим, как это и было предсказано Иисусом Христом (Мф. 24, 2), был захвачен язычниками в 70-м году по Рождестве Христовом и разрушен, как бы в насмешку и поругание места, связанные с особыми событиями евангельской истории были намеренно осквернены. И на тех местах, где страдал Спаситель, где Он воскрес, были устроены языческие капища, а сами эти места были засыпаны хламом, мусором.

Не так ли, дорогие братья и сестры, происходит и в нашей жизни с нашей душой? – Мы имеем в себе веру, знаем о святых и близких нашей душе евангельских событиях, знаем о Господе, знаем о том, что дает нам вера, надежда и любовь. Но что мы делаем в нашей повседневной жизни? – Не засыпаем ли мы это наше знание и эту нашу веру хламом и мусором суеты и пустоты, хламом и мусором обид и тщеславий, хламом и мусором наших грехов? И, засыпав все это, как-то забываем о том, Кто должен царствовать в жизни нашей, Кому мы должны служить и Кому мы должны последствовать. И более того, как часто на этих наших повседневных, суетных, греховных привычках мы тоже воздвигаем капище – капище своего самолюбия, своей самоуверенности, своей жизни внешне вроде бы с Богом, а внутренне, на самом деле, без Бога…

Дорогие братья и сестры! Все в истории Церкви символично и имеет духовное значение. Вот и по прошествии четырех веков благочестивая царица Елена решила найти и восстановить святые для христиан места. И начались раскопки, и начались поиски святынь христианских. И был найден Крест Христов. Для этого нужно было проделать много трудов, чтобы найти этот Крест.

Праздник Воздвижения Креста Господня призывает нас с вами проделать такой же духовный труд в отношении нашей жизни, раскрыть в своей душе спасительный и животворящий Крест Христов; найти его, откопать среди грехов наших и суеты нашей, среди нашего безразличия и холодности духовной.

Призывает нас Святая Церковь обрести этот Крест в нашей жизни. А как нам его обрести, как найти нам его в своем сердце? – Для этого Церковь дает нам все необходимые средства и, в первую очередь, Святое Таинство Покаяния, в котором мы очищаем нашу душу.

Казалось бы, весь мир, несмотря на то, что Христос пришел для спасения мира, для спасения людей, продолжает жить так, как будто бы этого события и не было, как будто и не было пришествия Христа, как будто бы и не было страданий Христовых за весь мир.

Действительно, очень многие люди пытаются, надеясь на свой разум, надеясь на свои какие-то намерения и желания, устроить свою жизнь. Возможно ли это? – Сегодня мы с вами слышали, как святой апостол Павел объясняет, почему мудрость Божия непонятна для мудрости человеческой. Столько в мире за все существование человечества было мудрецов, столько было предложено всяких рецептов счастливой жизни, столько было разных способов для того, чтобы человек почувствовал себя подлинно человеком. Но не один из них по-настоящему не мог исполниться. Христос, придя в мир, не дал тем, кто искал знамений, т.е. каких-то особых ярких, впечатляющих действий, не дал таких знамений для людей, ищущих подтверждения Бога в каждый день и каждый час своей жизни. Он, придя в этот мир, принял страдания и смерть на Кресте. И эти страдания, и смерть на Кресте оказалась единственным возможным спасением для человека. Потому что сам человек в своей жизни страдает; сам человек в своей жизни мучается; сам человек в своей жизни переживает множество горечей и несчастий, и никто, никакая внешняя подсказка, никакой внешний совет, никакая внешняя мудрость страдающему человеку помочь не могут. Есть такое понятие – сострадание, когда кто-то разделяет с тобой твое страдание. Но граница человеческому состраданию всегда существует. И как бы близкий нам человек не сострадал, он все равно не сможет облегчить полностью ниши страдания…

3.10.2004 Неделя по Воздвижении. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором говорится о крестоношении христианина.

Как знак принадлежности к святой вере православной мы на груди носим крест. И этот внешний знак должен не только отличать наше тело от людей, которые не идут за Христом, но он должен быть начертан в нашей душе. Крест Христов должен быть запечатлен в нашей жизни. Что это означает для нас?

Быть со Христом и носить в себе Крест Христов означает всегда помнить о том, как сказано сегодня было в апостольском чтении, что мы спасемся не делами закона, ибо у нас нет по-настоящему хороших и добрых дел; а спасемся мы верою в Господа Иисуса Христа. И эта вера должна определять всю нашу жизнь, все наше поведение, все наши слова, все наши мысли – вера в Господа Иисуса Христа.

Если мы верим, что Христос пришел в мир, и умер за наши грехи и воскрес, то, значит, в своей жизни мы будем надежду полагать не на себя, не на свои слабые силы, не на законы мира сего, а надеяться будем на Господа. В сердце своем будем всегда о Господе помнить. Какое бы дело мы ни совершали, мы будем смотреть – угодно ли это дело Богу или нет.

Конечно же, жить по-христиански в мире, который не живет по закону Божиему, очень трудно. Потому что трудно не гневаться там, где жизненные обстоятельства вызывают гнев. Трудно не участвовать в общем потоке всевозможных сплетен и осуждений, когда буквально со всех сторон мы слышим либо ложь, либо раздражение и гнев, либо осуждение.

Трудно быть христианином и не участвовать в этом. Трудно быть христианином и понимать, что неправдою, обманом ничего хорошего для себя не приобретешь. Трудно быть христианином и понимать, что если кто-то у тебя попросит помощи, эту помощь надо оказывать, не думая и не рассчитывая какую выгоду это тебе принесет. Трудно делать добрые дела без всякого расчета на какую-то дальнейшую жизненную полученную в ответ услугу. Быть христианином – значит слова, которые мы слышим из Святого Евангелия, применять к своей повседневной жизни. Вот поэтому-то Господь Иисус Христос и говорит: «Кто хочет последовать за Мной, пусть отвергнется от себя и возьмет свой крест». – Отвергнется от себя, то есть отвергнется от всего того, что человек сам привнес в замысел Божий о человеке. Бог не создавал греха. Грех создан человеком. И вот от этого человеческого в себе надо отвергнуться. От гордости в себе надо отвергнуться. От самомнения в самом себе надо отвергнуться. От черствости своего сердца надо отвергнуться. Отвергнуться надо от лени своей духовной, отвергнуть гнев и раздражение. – Как это сложно сделать! Но без этого, если не отвергнемся от себя, не возьмем свой крест и не пойдем за Христом, мы ничего доброго для себя в этой жизни не приобретем. «Что пользы, - говорит Господь, если человек и весь мир приобретет, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26).

Дорогие братья и сестры! Как бесценна человеческая душа! Ничто с ней не сравнится, никакое человеческое богатство, никакое человеческое здоровье, никакой человеческий успех, ничего из того, что кажется ценным в этом мире, не сравнится с ценностью человеческой души. Потому что мы с вами сейчас временно живем в теле, и душа наша временно проживает эту земную жизнь, и далее от того, как мы эту земную жизнь проживем, будет зависеть наша вечность. И вот Господь предупреждает нас, говоря, что самое ценное в нас самих – это наша душа, с которой не могут сравниться все богатства мира.

И далее Иисус Христос предупреждает нас и о том, что если мы назвались христианами и пошли за Ним, мы не должны стыдиться быть христианами. «Кто постыдится Меня и Моих слов, - говорит Господь, - в роде этом прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Смотрите! Мы знаем с вами, что рано или поздно земная история закончится. И придет Господь, и все станут перед Ним, и каждый человек даст ответ о своей жизни. Вспомним: не бывало ли так, что мы стыдились поступать по-христиански? – Стыдились прощать, потому что не принято прощать. Стыдились быть милосердными, потому что не принято быть милосердными. Стыдились молиться, потому что не принято молиться. Стыдились в храм Божий ходить, потому что не принято у безбожников в храм ходить. Стыдились поститься, потому что мир не понимает этого. Стыдились любить друг друга, потому что мир, по-настоящему, не знает, что такое любовь.

Действительно, такое с каждым из нас многократно бывало. Но как же нам быть и как же нам спастись? Как понести нам этот крест в своем сердце и не надорваться? Как не споткнуться нам, и не упасть, и не быть раздавленным тяжестью жизненного креста?

Для этого, дорогие братья и сестры, Господь и пришел в мир, чтобы мы не одиноки были в несении своих жизненных крестов. Вспомните, как заканчивалось чтение сегодняшнего Евангелия! Господь говорит о том, что люди, слушающие Его слова, увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Церковь Святая на земле ныне есть Царствие Божие, пришедшее в силе. Мы по одиночке бессильны, но в Церкви мы получаем силу к тому, чтобы нести наш жизненный крест. В Церкви мы получаем благодать для душ наших. В Церкви мы получаем прощение наших грехов. В Церкви Дух Святой вдохновляет нас на то, чтобы мы несли свой жизненный крест, и каждому из нас Господь промыслом Своим дает такой крест, который мы можем вынести. Ни одному человеку не дан крест больший, чем он может понести. Но мы счастливы с вами, дорогие братья и сестры, счастливы тем, что в Церкви мы пребываем с Господом Иисусом Христом. Будем молиться о том, чтобы, нося на своей груди крест Христов, мы всегда его носили в своем сердце. Будем просить Господа о том, чтобы нам никогда не стыдится Его слов и стремиться жить вместе с Ним, отвергнувшись от своих грехов и стремясь к христианским добродетелям – вере, надежде и любви. Да поможет нам в этом Господь наш Иисус Христос, пришедый в мир и на кресте пострадавый во искупление наших с вами грехов

Аминь.

(27.09.2012 Воздвижение Животворящего Креста Господня. Литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня двунадесятый праздник – Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Этот праздник – воспоминание исторического события. Однако это историческое событие, которое случилось в Иерусалиме, имеет для каждого человека внутреннее духовное значение.

Историческое событие вспоминается следующее. После того как Иерусалим был захвачен римлянами в 70 году после Рождества Христова, был разрушен храм, были разрушены иудейские святыни, был разрушен сам город Иерусалим. А то место, которое являлось и является священным для христиан, было осквернено, и на Голгофе – священной горе, где Спаситель мира Господь Иисус Христос за всех нас распялся на Кресте, – было устроено языческое капище, и сама гора и прилегающие к ней окрестности были засыпаны всяким мусором, хламом, поверх которого были устроены нечестивые места для поклонения идолам. Тогда благочестивая царица Елена в IV веке, когда христианство стало уже не только дозволенным, но и начало процветать среди народов, решила найти место, где страдал Спаситель, найти Голгофу и пещеру воскресения Христова. Она предприняла для этого раскопки.

Были снесены языческие капища, стали раскапывать то место, где была Голгофа, и там нашли три креста. А вы знаете, что рядом с Христом были распяты два разбойника: один с правой, другой с левой стороны. И чтобы узнать, какой крест, дерзновением своим царица Елена предприняла следующее: мимо шла похоронная процессия, несли мертвеца, и этого мертвеца приложили поочередно к трем крестам. И когда его приложили к Кресту Спасителя и Господа Иисуса Христа, совершилось чудо – мертвец ожил. Тогда стали омывать этот Крест, очищать его. И собралось много народу, и все желали видеть Крест. И патриарх Иерусалимский, встав на возвышенном месте, начал его подымать, чтобы его видели все. Подымать – а по-славянски воздвигать. Отсюда и название сегодняшнего праздника – Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Это – история. Но какое же отношение эта история имеет к нам с вами, к нашей жизни? Дорогие братья и сестры! Это образ того, что мы должны делать в своей душе.

Мы с вами христиане. Во Христа крестились, во Христа облеклись. И Крест Христов всегда должен быть в нашем сердце. Но что с нами в жизни происходит? Различным хламом ненужным: нашими страстями, нашим пустым времяпровождениям, нашими неуместными заботами, – как мусором, мы этот Крест Христов в душе засыпаем, так что его становится не видно. И более того, мы с вами грешим. А совершая грех, мы фактически совершаем идолослужение. Потому что когда мы грешим, мы поклоняемся своим страстям. Гневаемся – значит, идолу гнева поклоняемся. Врем, обманываем – значит, идолу лжи поклоняемся. Злобимся – значит, идолу злобы поклоняемся. Допускаем нечистоту в своей жизни, в своем поведении, в своих чувствах – значит, занимаемся мерзким идолослужением. Вот что с нами происходит. Мы в своей душе Крест Христов погребаем, да еще сверху воздвигаем то же капище для служения собственным грехам, собственным страстям.

Праздник Воздвижения Креста Господня призывает нас пробудиться и воздвигнуть в своем сердце Крест Христов, разрушить то, чему мы кланяемся, по своему неразумию, в жизни – то есть покаяться. Через покаяние разрушить этих идолов, которых мы воздвигли в своей душе, оставить служение собственным грехам – вот к чему призывает нас нынешний праздник. Через покаяние разгрести горы мусора, которые в нашем сердце, найти в своем сердце Крест Христов, омыть его слезами покаяния, очистить его, воздвигнуть его, чтоб он стал выше всего в нашей жизни, чтобы над всей нашей жизнью сиял Животворящий Крест Христов, и чтобы мы шли по своей жизни, неся этот Крест, вслед за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Вот к чему призывает нас с вами нынешний праздник.

Ныне посреди храма возлежит Честной Крест. Взирая на него, молясь пред ним, будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам никогда не забывать, что мы во Христа крестились, во Христа облеклись, чтобы нам достойно нести свой жизненный крест вслед за Крестом Христовым, чтобы в нашей жизни в первую очередь для нас спасительным знаменем, самым важным, был Крест Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

(26.09.2013 Воздвижение. Всенощное бдение.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь дает нам радость. Нам Господь дает Свой Крест. Нам Господь дает этот Крест, для того чтобы мы не погибли, чтобы мы спаслись и имели вечную жизнь. Крест Господа нашего Иисуса Христа невозможно понять нашим грешным недостойным разумом, потому что Иисус Христос распялся за нас добровольно, чтобы взять нашу ответственность, и наши грехи, и наши беззакония на Себя.

Мы с вами не сможем ответить за свои грехи. Мы не в состоянии ответить за те безобразия, которые мы с вами делаем. Делаем, думаем, помышляем, чувствуем… Спаситель, зная нас с вами, несмотря на то, что мы такие грешные, нас возлюбил. И поэтому Он решил Сам Себя отдать за нас, чтобы мы не погибли.

Происхождение сегодняшнего праздника Воздвижения историческое и очень назидательное. После того как Христос умер на кресте, Его крест, равно как и кресты рядом с Ним распятых разбойников, которые были справа и слева (см. Мф. 27, 38), были сброшены в ров, засыпаны землей; все это как бы забылось. Прошло время, прошло 4 века; равноапостольная царица Елена решила предпринять археологические раскопки – найти крест Иисуса Христа. На том месте, где была Голгофа, где был распят Господь, начали раскапывать и нашли три креста. Понять, какой из этих крестов принадлежал Иисусу Христу, было невозможно. Потому что орудие казни и есть орудие казни – они ничем не отличались. Но как раз мимо несли покойника. И вот тем, кто занимался этим делом, пришло в голову дерзновение такое: «Давайте этого покойника приложим к крестам!» Слушайте – произошло чудо. Чудо! Когда стали прикладывать этого покойника к крестам – к одному приложили, к другому, – и когда приложили к кресту Господа Иисуса Христа, этот покойник воскрес. Чудо произошло! И все увидели, что это крест Господа нашего Иисуса Христа.

Так вот, такое чудо должно происходить с нашими душами. Мы с вами духовные покойники, потому что грешим, плохо живем, заповеди Божии плохо соблюдаем. Как нам спастись? Что мы можем сделать сами? Ничего не можем. Только Спаситель и Господь наш Иисус Христос может нас воскресить от наших грехов. И именно для этого сейчас Церковь Святая предлагает нам Крест, чтобы мы ему поклонились, покаялись в своих грехах, и, как тот покойник, которого несли мимо Креста, воскрес, чтобы и наши с вами души воскресли, чтобы мы с вами жили с Богом, а Бог жил с нами.

Поклонимся же, братья и сестры, Честному и Животворящему Древу Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Да воскреснут наши души и возродятся к заповедям Божиим и жизни вечной.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим! Аминь.

(27.09.2013 Воздвижение. Литургия.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали евангельское повествование о страдании Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, которое Он, ради нашего спасения, совершил (Ин. 19, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35). Иисус Христос пришел в этот мир не для того, чтобы нас осудить, а для того, чтобы нас с вами спасти. И мы слышали сейчас, как ценой крестных страданий Спаситель мира искупал наши с вами грехи.

Обычно это Евангелие читается на Страстной седмице. Мы тогда в течение длительного поста готовимся к этому восприятию, подготавливаем себя, чтобы пережить духовно эти великие события. Но сегодня, на праздник Воздвижения, Святая Церковь, как будто яркой молнией, вновь озаряет нашу душу и разум, для того чтобы мы обратили свое внимание на значение Креста в нашей жизни – Креста Христова. Потому что за повседневностью обычных дел, за обычной суетой мы забываем, что значит для нас с вами носить на себе Крест Христов.

И такое воспоминание Святая Церковь предлагает в связи с историческим событием, когда благочестивая царица Елена в IV веке нашла Крест Христов. И обстоятельства поиска были особенными. Дело в том, что там, где Спаситель страдал, на том месте, на той самой горе Голгофе, о которой мы с вами слышали, после разорения Иерусалима римляне построили языческое капище. Сама гора была засыпана мусором, и Крест Христов, который там находился, тоже был засыпан, а сверху поставили языческое капище, где приносили жертвы Венере и совершали всевозможные грехи в ее славу. Как похоже это на то, дорогие братья и сестры, что мы делаем в своей душе со своим крестом! Очень похоже. Потому что мы, с одной стороны, христиане – в Христа крестились, в Христа облеклись. Мы слышим призыв Господа, чтобы идти в жизни за Ним, чтобы в наших сердцах горела вера. Мы слышим этот призыв, но погребаем его мусором всевозможных своих грехов, и воздвигаем капище своим страстям, и желаниям, и потакаем сами себе. И таким образом Крест Христов в нашей жизни становится практически… невидимым. Его не видно! Не видно, какие мы христиане! А как увидеть этот Крест Христов, как по нему и нам самим понять, что мы христиане? Христос сказал: «По тому узнают вас, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собой» (см. Ин. 13, 35).

Вот, дорогие братья и сестры, чего нам не хватает и что мы погребаем в своей душе. Мы не умеем любить друг друга. Мы не умеем прощать друг другу. Ведь что такое Крест? Крест – это самое яркое воплощение любви Иисуса Христа к нам. Потому что «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (см. Ин. 15, 13). Иисус Христос положил душу Свою за нас. Он умер за нас. Вот Его любовь. Не для Себя Он пришел в мир, не для того, чтобы Ему, как Богу, поклонялись. Он пришел в мир для того, чтобы нас спасти и за нас пострадать. А мы не умеем в ответ на эту любовь друг друга любить. Ведь сказано нам: «Друг друга тяготы носите» (см. Гал. 6, 2). Да? Потому что ведь это любовь – когда ты другого человека чувствуешь, как самого себя. Ты видишь, когда ему больно, и стремишься ему помочь, видишь, когда ему трудно, и спешишь к нему на помощь, сопереживаешь ему, радуешься вместе с ним и скорбишь вместе с ним. Вот что такое настоящая любовь. А мы ограждаем себя от этого. Мы боимся Креста, боимся переживать за других, мы становимся равнодушными и холодными и как бы внутри себя говорим: «Ну вот, мне спокойно, и этого достаточно, лишь бы меня никто не трогал». Любовь не такова. И Христос показал нам пример этой любви.

Так что же произошло с Крестом Христовым? Когда равноапостольная царица Елена прибыла в Иерусалим, стали искать, где же то место. Нашли одного старого еврея, который примерно указал, где была гора Голгофа. И что тогда делает царица Елена? Она повелевает разрушить капище Венеры и расчистить это место. И убирают оттуда всякий хлам, мусор – так, чтобы даже остатков не было от этого мерзкого служения, которое совершалось на том святом месте.

Вот Святая Церковь и нам с вами предлагает то же самое: очистить наши души от мусора, от ненужных наслоений. Чем мы можем это сделать, каким образом? Для этого нам с вами дано Покаяние – Таинство Церковное. Им очищается и освящается наша душа.

А что дальше происходило? А дальше, после того как все было расчищено, нашли и эту гору – она не так велика была, – и три креста. И тогда, дабы понять, какой из этих крестов принадлежал Спасителю, – потому что табличка, о которой мы тоже сегодня слышали, с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», лежала отдельно – непонятно, к какому кресту она была прибита, – Патриарх Макарий, который управлял Иерусалимской Церковью, велел принести тяжело больную женщину, и стали к ней прикладывать эти кресты. И когда был приложен Крест Спасителя, она выздоровела. И на тот момент мимо шла погребальная процессия и несли мертвеца, и Патриарх Макарий повелел приложить кресты к мертвецу. И когда к мертвецу был приложен Крест Господа нашего Иисуса Христа, тот воскрес. И тогда Патриарх Макарий взял этот Крест и начал его воздвигать на четыре стороны, осеняя всех стоявших и наблюдавших за этим, и весь народ взывал: «Господи, помилуй!»

В воспоминание этого события вчера вечером в нашем соборе и в других православных соборных храмах совершался чин Воздвижения. Для нас же с вами это яркий образ того, как мы должны в своем сердце отыскать Крест Христов. Вновь найти его, прикоснуться к нему, чтобы крест, который мы носим на себе, не только был внешним знаком, который мы на шею свою одели, – чтобы он в сердце нашем с вами был, чтобы мы в сердце своем имели любовь друг ко другу и могли друг за друга пострадать, могли друг с другом поскорбеть, могли друг друга поддержать. И когда в нашем сердце будет Крест Христов, тогда мы и выздоровеем духовно, как выздоровела эта больная женщина, к которой Крест прилагали, а главное, мы воскреснем, воскреснем для вечной жизни – так же, как воскрес этот человек, к которому приложили Крест Христов.

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний день Святая Церковь призывает нас к особому поклонению Честному и Животворящему Кресту Христову. Мы услышали о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Перед нами Его Честной Крест. Будем молиться Господу нашему, Который ради любви пришел к нам и пострадал за нас, чтобы нам научиться любить Его и любить друг друга. Аминь.

(26.09.2014 Воздвижение. Всенощное бдение.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами все в Христа крестились, в Христа облеклись. Его Крест был напечатлен на нашем теле и на наших душах, во время того как мы принимали великое Таинство Святаго Крещения. Мы христиане, мы следуем за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Но сегодняшний праздник показывает нам, как необходимо постоянно обновлять в своей жизни силу Честнаго и Животворящего Креста, как нам надо не забывать того, что мы запечатлены печатью дара Духа Святаго, не забывать того, что на наших сердцах лежит Крест Христов.

История праздника сегодняшнего известна. Когда, по предсказанному Господом Иисусом Христом событию, произошло в 10 году разрушение города Иерусалима, некогда священный и святой город, в котором Спаситель мира принял на Кресте смерть за грехи всех нас, был разрушен, а священное для христиан место – там, где умирал в страданиях Сын Человеческий на Кресте, было сровнено с землей, засыпано всяким хламом и мусором. Таким образом думали язычники сделать так, чтобы забылось даже имя Христово. А поверх этого всего впоследствии были поставлены языческие капища, где возносились жертвы идолам. И вот, когда вновь вера вернулась в сердца людей, в IV веке, через 300 лет после Рождества Христова, царица Елена предприняла попытку разыскать место, где страдал Спаситель мира Господь Иисус Христос. Было снесено языческое капище, были предприняты раскопки, и были найдены три креста, которые лежали у подножия горы Голгофы.

Не зная, какой из этих крестов принадлежит Господу, не зная, как это узнать, дерзнувши, Патриарх Иерусалимский, увидев проходящую мимо погребальную процессию, велел приложить мертвеца к каждому из крестов. И когда этот мертвец был приложен ко Кресту Христову, он воскрес. И тогда Патриарх, взойдя на возвышенное место, начал поднимать этот Крест, воздвигая его так, чтобы все люди, со всех сторон собравшиеся, видели орудие нашего спасения – Крест Господа нашего Иисуса Христа. И народ взывал: «Господи, помилуй!» И воспоминание этого события мы с вами только что совершили, воздвигая Честной Крест и обращаясь к Господу с молитвой.

Это внешнее воспоминание события. А что же внутреннее? А внутренняя суть события – вдумаемся! Наша жизнь похожа на эту историю Иерусалима и святого места. Мы с вами освящены даром Духа Святаго, освящены Крещением, но своими грехами, своим недостоинством, как мусором и хламом, буквально засыпаем свою душу, не давая ей вздохнуть. И Крест Христов, который напечатлен в сердце каждого из нас, оказывается погребенным под спудом всего бесполезного, ненужного, пустого. Так же, как царица Елена искала Крест Христов, и нам с вами надо, дорогие братья и сестры, в своей жизни искать этот Крест Христов, очистить душу от всего скверного и ненужного, чтобы Крест Христов засиял.

Разве не похожа бывает наша жизнь на то, что произошло в Иерусалиме, когда на святом месте было построено капище, где воздавались жертвы идолам? А разве, когда мы служим своим страстям, мы не воздаем этим идолам жертву? Разве, когда мы тщеславимся и гордимся, мы не кланяемся этим ложным идолам в своей жизни? Разве, когда мы злимся и ненавиствуем, мы не кланяемся этим демонам злобы поднебесным? Все это происходит и с нами.

Но что произошло? Мы слышали из истории, как мертвец воскрес от прикосновения Крестного Древа Господа нашего Иисуса Христа. Так и наша умирающая в грехах душа воскресает, когда вновь Крест Христов ее касается. Вот орудие нашего спасения! Вот очищение наших грехов! Вот для чего Святая Церковь предлагает ныне нам прийти и поклониться Животворящему Древу Креста Господня – для того чтобы мы с вами вспомнили, что мы христиане, что мы во Христа крестились, во Христа облеклись. Чтобы наша душа ожила, сбросила с себя все ненужное и наносное, перестала кланяться своим грехам и страстям, а поклонялась бы единственно Спасителю мира Господу нашему Иисусу Христу. Ведь на этом Древе Крестном Он взял наши с вами грехи на Себя, Он умер, для того чтобы мы с вами жили, Он страдал, для того чтобы мы с вами воскресли.

Поклонимся же Честному и Животворящему Древу Креста Господня, кланяясь не только телом, но и душой, прося у Господа, чтобы Он воскресил наши омертвевшие в грехах души.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!

Аминь.

(27.09.2014 Воздвижение. Божественная литургия.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нашей с вами вере есть такие особые моменты, которые невозможно осознать своим разумом. Более того, разум практически отказывается понять значение самых важнейших для нашей духовной жизни вероучительных истин.

Сегодня перед нами Крест Господа нашего Иисуса Христа. Только что мы слышали Евангелие (Ин. 19, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35), в котором повествуется о Его смерти на Кресте – мучительной и тяжелой смерти. А теперь давайте своим разумом попробуем это восприять – почему мы кланяемся Кресту? Ведь Крест – средство мучения. На нем наш любимый Господь страдал. За что нам его целовать и поклоняться – орудию казни и издевательства? За что нам преклонять колени перед тем, что в Римской империи считалось символом позора?

Если вдуматься в это, то совершенно непонятно. Вот и сектанты нас обличают и говорят: «Что это вы кресту кланяетесь? Что, вы бы стали кланяться пистолету, из которого убили вашего отца? Стали бы его целовать?» В чем дело? Как это можно понять?

Сегодня мы слышали слова святого апостола Павла, который под действием Духа Святаго тоже размышлял об этой великой тайне (см. 1 Кор. 1, 18–24). И он сказал следующее: что «слово крестное, – то есть проповедь о Кресте, – для мира – это безумие, а для верных – спасение». Значит, нечто есть в Кресте такое, чего не может вместить наш ограниченный и грехом насквозь проникший разум. Потому что мы ищем в этом мире порой опоры на то, на что нельзя опираться. Об этом тоже апостол Павел говорит, размышляя о Кресте Христовом. Он говорит, что Крест для евреев – это соблазн, потому что они ищут знамения – то есть какого-то знака особого, чуда.

Давайте о себе задумаемся. Разве мы тоже не ищем в жизни постоянно какого-то удостоверения в том, что мы правильно верим? Разве каждый из нас, так или иначе, не сомневался иногда в существовании Бога и не думал в себе: «Вот бы Бог доказал, что Он есть!» Или мы начинаем разговаривать с человеком неверующим, он нам говорит: «Докажи, что Бог есть!» – мы пытаемся что-то сказать, но это для него неубедительно. Потому что доказать, что Бог есть, невозможно.

Древние иудеи требовали знамения. И если мы вспомним даже библейскую историю, как Моисей водил их по пустыне, – они постоянно от него требовали подтверждения присутствия Божия с ним. Так и наш человеческий разум постоянно ищет внешних подтверждений. Апостол Павел говорит о том, что таких внешних серьезных подтверждений для нас не будет. И поэтому Крест для человека, который ищет внешней славы, внешних подтверждений явления Бога, – это не что иное, как соблазн.

А о других апостол Павел, мы слышали сегодня, говорит: «А эллины, – то есть греки, которые славились своей философией, своей мудростью, – вообще слово о Кресте считают безумием». Потому что как можно Богу – Вечному, Сотворившему этот мир, во власти Которого все, вдруг воплотиться в смертного человека? Как можно пребывать на Кресте Сыну Божию? Это же абсолютно непонятно. Если Бог – то Он должен Своею силою поражать всех, наказывать всех грешников, испепелять все зло. Как может Бог страдать и мучиться? Возможно ли это? Безумие.

Действительно, так. Но что говорит апостол Павел о Кресте? Он говорит, что «нам с вами, спасаемым, – то есть тем, ради которых и пришел в мир Спаситель наш Господь Иисус Христос, – слово крестное есть Божия сила и Божия мудрость».

А в чем же Божия сила? Она непостижимая. Она непобедимая. Она открывает нам дверь в рай. Потому что через Крест, как ключом, Господь открыл нам дверь к спасению. Мы сами этого спасения не могли иметь. Никто из нас не может сам оправдаться перед Богом, потому что тот бесценный дар жизни, который мы получили, мы тратим зря – в суете, в пустоте, в грехах. Если бы Господь не сошел с неба и не пришел к нам, то мы бы навсегда потеряли рай. Но через Крест Господь открыл нам туда дорогу. А почему через Крест? Почему именно через страдание и унижение? Потому что в том и Божия мудрость есть, непостижимая человеческими мудрецами, – в том Божия мудрость есть, чтобы не указать свысока, с небес, путь и сказать: «Идите по этому пути, а если не пойдете – всех испепелю в геенне огненной», – а Божия мудрость есть в том, чтобы прийти и взять на Себя наши страдания, нашу боль, наши грехи, нашу слабость, смирить Себя до того, чтобы на Свои плечи взять нашу с вами ответственность и искупить наши грехи. Вот в чем мудрость Божия.

И поэтому нам слово о Кресте Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа является прямой дорогой к жизни вечной. Если мы покланяемся Кресту Христову, значит, мы отвечаем на высочайшую любовь Бога к нам своей любовью. Потому что Крест – это не просто символ любви к Богу, это воплощенная любовь к Богу, которая явилась в том, что Он страдал за беззакония наши, и мучим был за грехи наши, и наказание мира было на Нем. Поэтому, когда мы поклоняемся Кресту Господа нашего Иисуса Христа, мы не орудию смерти покланяемся, не орудию казни, не орудию унижения – мы поклоняемся славе Божией, потому что от Креста Господь воскрес, восстал. Не было бы Креста, не было бы и воскресения. Пройдя через Крест к воскресению, Господь и нам Крестом Своим всем открыл дорогу к воскресению.

Наш греховный разум все равно это плохо понимает. Наше неразумное сознание замутнено грехом мира сего. Но наши верующие души осознают это. Наши верующие души оживают от прикосновения ко Кресту Господа нашего Иисуса Христа. Наши верующие души укрепляются, ограждаются от всяких сил диавольских. И наши души следуют за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Который ради нашего спасения пришел в этот мир, претерпел смерть, воскрес – и нас воскресит к жизни вечной, Ему же слава во веки веков.

Аминь.