Вынос Плащаницы.

28.04.2000 Вынос Плащаницы. Вечерня Великой Субботы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Непостижимо человеческому сердцу, непостижимо верующему человеческому сердцу принять, осознать то, что сейчас мы с вами воспоминаем.

Богочеловек мертв! Бог во гробе! Бог умер!

Как почувствовать и осознать это? Каковы имена Божии? – Бог есть Любовь. Бог есть Добро. Бог есть Красота.

Как понять, что Любовь умерла? – А разве нам в нашей жизни очень часто так не кажется? Разве нам не кажется, что нет любви в сердцах человеческих? Разве мы не чувствуем, что любовь в нашей душе умерла, что мы не любим даже самых родных и близких нам, что нет у нас сострадания и милосердия? Разве мы не видим, что в мире царит жестокость, злоба и насилие? И разве это не значит, что любовь умерла?

Где же Царство Любви, о котором проповедовал Господь? Где мы увидим его в повседневной жизни? Где мы увидим Царство Добра, когда мы не видим ни добрых отношений, не добрых побуждений и в своей душе не имеем добрых сил? – Разве это не значит, что Бог умер в жизни нашей?

Где царствующая Красота, когда вокруг мы видим безобразие, когда мы видим, что все не благоустраивается, а, наоборот, разваливается?

Где царствует Мудрость Божья, когда мы видим, как в безумии своем человек сам разрушает свою жизнь? – Разве это не значит, что Бог умер?

Ощущение того, что в жизни нет силы Божией и нет правды Божией, так или иначе, обязательно, посещала каждого человека. Это страшно переживать. С эти тяжело бороться. С этим отчаянием, порой, нет никаких сил совладать. А вокруг так все и говорят: «А нет никакого Бога! Потому все в мире так и есть».

И вот ныне мы воспоминаем тот ужасный, трагический момент, когда Богочеловек умерший снят со Креста и положен во гроб.

Разбежались в страхе ученики. – Может быть, они тоже решили, что Бог умер, и нет в жизни Бога?

В отчаянии все те, кто приветствовали раньше Христа и надеялись, что Христос – их Спаситель, разошлись. Только два тайных ученика нашли в себе мужество отдать последний долг Тому, к Кому они раньше боялись, и приблизиться, и только ночью тайком приходили послушать мудрых словес Его. Они дерзнули, и пришли к правителю, и получили разрешение, и сняли мертвое Тело, и положили во гроб.

И вот, мы ныне предстоим умершему Спасителю. – Что значит это для нас?

Господь призывает нас воззреть в свою душу и увидеть, что есть в наших сердцах. Что для нас наше вера в Него – Господа нашего? Что для нас она значит? Не находимся ли и мы в отчаянии от жизни, и не считаем ли и мы, что все доброе умерло в этом мире, и Бог более не царствует в нем? Или мы найдем в своей душе мужество открыть свою душу для Того, Кто видимым образом умер, чтобы с нами, греховно умирающими от нашего малодушия, безверия, от нашего греха, соединиться, чтобы в нашей духовной смерти быть вместе с нами, чтобы нас потом и воскресить?

Как желаем мы надеяться! Как желаем мы веровать! Как желаем мы любить! – Приникнем к Живоносному Гробу Спасителя и будем просить у Него духовных сил на то, чтобы Он был вместе с нами, чтобы мы не прогоняли Его, чтобы мы не отвернулись от Него, чтобы мы не ушли от Него, умершего, подумав, что Он умер навсегда, - так, как, может быть, подумали многие, расшедшиеся и разбежавшиеся от гроба.

Нет! Мы хотя и видим якобы видимое царство зла в мире сем, но мы знаем, что Бог умер для того, чтобы соединиться с нами, духовно умирающими, и воскресить нас.

С этой надеждой и приникнем, и поклонимся Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который дает нам несокрушимую надежду в нашем спасении и в победе над смертью.

Аминь.

 

 

 

13.04.2001 Великий Пяток.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Великая Пятница – день вселенской скорби, день, в который подобает всем хранить молчание, воздерживать свои мысли, свой язык, свои чувства.

Великая Пятница – день великой скорби. – О чем скорбим мы с вами?

Мы слышали Евангелие, в котором были народом, находящимся на суде на Христом, сказаны страшные слова. Народ, говоря о Христе и о том, что Христа ожидает, возопил: «Кровь Его на нас и на чадех наших». – Эти слова, сказанные в древности, пророчески относятся к каждому человеку.

Почему рядом с Христом во время погребения не оказалось никого из близких учеников? Почему Великий Пяток – день великой скорби и великого молчания? – Так от страха связывается наш язык, и парализуется наш ум, и оцепеневает наша душа. От страха: какой ценой мы с вами получили прощение наших грехов.

Да, наши грехи прощены Богом. Да, мы не будем нести ответственности за наши беззакония. Но какой ценой мы искуплены, какой страшной ценой: ценой крови Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, ценой Его нечеловеческих страданий и ценой Его смерти.

Поразмышляем, дорогие братья и сестры, в духовном молчании и созерцании величия голгофской искупительной жертвы Господа нашего Иисуса Христа, какова вина наша в том, что Господь взошел на Крест. Приникнем к величию Спасителя нашего. Воззрим на Христа, положенного во гроб. И будем помнить эти страшные слова: «Кровь Его на нас и на детях наших». Будем помнить о той ответственности, которая приходит к нам с каждым совершенным нами грехом, и будем благодарить Господа, что Он эту ответственность взял на Себя, и прощает нам наши грехи.

Аминь.

 

 

3.05.2002 Великий Пяток. Вынос Плащаницы. Вечерня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Нет ничего страшнее для человека, чем богооставленность. Нет ничего страшнее для человека, чем потерять Бога в своей жизни. Человеческая душа без Бога жить не может, и умирает, и духовно разлагается. И человек без Бога перестает быть человеком, теряет образ и подобие Божие; и вместо того, чтобы быть богоподобным существом, становится бесоподобным существом. Нет ничего страшнее богооставленности, когда человек оставляет Бога. Бог же никогда не желает оставить человека. Бог всегда хочет быть с человеком. Бог всегда хочет благословлять человека, давать ему силы, укреплять его, быть с ним всегда.

Ныне мы с вами духовно предстоим перед гробом Господним. Оставили Учителя своего и Господа ученики. Они Его оставили – не Он их. Они разбежались в страхе, а не Он им изменил. Только два тайных ученика дерзнули и пришли к правителю Пилату и просили тела Иисусова. И он отдал им это тело. И тайные ученики не побоялись совершить погребение своего Учителя. А явные ученики побоялись быть с Ним.

Мы с вами духовно предстоим пред гробом Господним. Мы считаем себя явными учениками Христовыми. Мы называем себя православными христианами и воистину желаем быть таковыми. Зададим сами себе вопрос: Мы не оставляем Бога в своей жизни? Мы не отворачиваемся от Него? Мы не боимся быть христианами? Всегда ли мы достойны своего великого звания? Не разбегаемся ли мы в страхе от необходимости свидетельствовать о Христовой истине?

И пусть никому из нас не придет горделивый помысел, что этого с нами не бывает. Не святее мы святых апостолов. Ничто человеческое нам не чуждо, и в первую очередь, к сожалению, к печали нашей, грехи нам не чужды – грехи, которые отделяют нас от Бога, грехи, которые низводят нас во гроб, грехи, которые умерщвляют нашу душу. Но и в наших грехах Бог не оставляет нас.

Что значит Господь Иисус Христос, положенный во гроб? Да это значит, что Господь пришел к нам - к нам, сущим во гробах греха; к нам, которые погребли свои души под множеством различных страстей, и отступлений, и преступлений перед Богом. Господь соумирает с нами, умирающими от греха, чтобы нас возродить и спасти.

Нет ничего страшнее богооставленности. Когда человек оставляет Бога, он перестает быть человеком. Приникнем ко гробу Христову, духовно поклонимся Спасителю мира, Который добровольно возлег во гроб, с просьбой, с искренней молитвой, чтобы нам никогда не оставлять Его – Спасителя и Бога нашего, чтобы нам всегда, всю жизнь пребывать вместе с Ним.

Аминь.

 

 

25.04.2003 Великий Пяток. Вечерня с выносом плащаницы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы нашими верующими душами пытаемся приникнуть к великой тайне, которую не может понять человеческий разум, но которая близка любящему и верующему сердцу, - тайне смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Богочеловек Иисус Христос во гробе. Тело Христов погребено. Душа Христова сошла во ад.

Почему мы сейчас предстоим перед Плащаницей Христовой, пытаясь сквозь толщу времен и расстояний ощутить себя рядом с живоносным гробом Господним?

Почему Христос умер?

Страшно произнести эти слова. Страшно ответить на этот вопрос, потому что совесть тогда наша должна потрястись. Христос потому во гробе, что мы с вами жестоки. Христос потому во гробе, что в наших сердцах нет подлинной любви. Христос потому во гробе, что мы с вами грешим. Наш обман и неправда, к которым мы привыкли в жизни, свели Господа во гроб. Наши суета, гордость, тщеславие привели к тому, что Христос умер. Наша нечистота и наша скверна, наше бездушие ныне положили Спасителя во гроб. Это мы виноваты в смерти Его. И эту страшную вещь нам надо осознать, ибо если мы ее не осознаем, то мы не сможем получить и спасение от Господа.

Христос потому умер, чтобы мы с вами жили. Христос для того лег во гроб, чтобы для нас с вами гроб не был вечным, но только лишь дорогой к воскресению и вечной жизни. И именно поэтому гроб Христов – живоносный для нас.

Дорогие братья и сестры! Тайна любви Христовой такова, что Он все наши беззакония, все наши грехи взял на Себя, а величина наших грехов такова, что Ему пришлось умереть за нас.

Так в жизни человеческой бывает, что грехи одного человека сводят во гроб другого. Так мать, скорбящая о своем недостойном сыне или дочери, раньше времени умирает, потому что в ее сердце все те грехи, которые совершали ее дети, огнем пылающим горели и сжигали ее жизнь. Так и наши с вами грехи привели к тому, что в мир должен был прийти Спаситель Богочеловек Господь Иисус Христос, чтобы нас ради умереть, для нашего с вами спасения.

Итак, поклонимся Гробу Господню. Поклонимся Гробу Господню со знанием своего недостоинства. Поклонимся и восплачем о своих грехах, как плачут дети на могиле своих родителей, понимая, что они виноваты в этом. Испросим у Господа прощения, но сие поклонение будем совершать с вечной надеждой, ибо мы знаем, что Христос не простой человек, а истинный Бог, Которому по силам не только взять на Себя грехи наши, но и победить смерть. С сей надеждой притецем к живоносному Гробу Господню.

Аминь.

 

 

9.04.2004. Великий Пяток. Вынос плащаницы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Духовно ныне предстоим гробу Господню. Духовно погребаем Иисуса Христа.

Как может Тот, Кто о Себе сказал: «Я есть путь, истина и жизнь», – умереть? Что, путь неправильный? Или не истина? Или нет жизни? Почему Христос умер? Почему Он во гробе?

Когда Богочеловек Господь Иисус Христос умирал в страшных мучениях на Кресте, Он воззвал к Отцу Небесному: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» – Грех разделяет Бога и человека. Грех приводит человека к богооставленности. Главная цель греха в этом мире – лишить человека богообщения, довести человека до отчаяния и привести его к смерти, сведя во ад. Чтобы разрушить этот замысел зла, Бог приходит к нам, и Иисус Христос берет на Себя наши грехи, так, что Бог оставляет Его, ибо всю бездну греха богооставленности Христос берет на Себя.

Христос есть путь, и поэтому к нам, потерявшим путь жизни и сводящим себя во ад, Христос приходит в смерти Своей. Чтобы мы, духовно мертвые, потерявшие путь жизни, снова стали на этот путь.

Христос есть истина, и поэтому к нам, ослепленным греховным заблуждением, потерявшим истину и доведшим себя до духовной гибели, Сам Христос приходит, чтобы мы вновь обрели Его Истину.

Христос есть жизнь, и поэтому к нам, умершим и духовно и телесно, потерявшим Бога, Христос Сам приходит, ложится вместе с нами в гроб души нашей, чтобы нас восставить к жизни.

Вот почему ныне Христос во гробе. Потому что Он так возлюбил нас, назвав нас, грешников, Своими друзьями (Ин. 15, 14, 15), что отдал душу Свою за нас, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16). Поклонимся страданиям Христовым, поклонимся Христу, умершему ради нас. Духовно приникнем к Его пеленам и плащанице, осознаем, что к нам, духовно мертвым, пришел Христос в смерти Своей, чтобы нас возвести к жизни.

Аминь.

 

 

29.04.2005 Великая суббота. Вечерня с выносом плащаницы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос положен во гроб. Бог, воплотившись и став Человеком, умирает.

Бог умирает потому, что умираем мы – люди. Бог страдает потому, что страдаем мы – люди. Божество не может страдать. И поэтому Бог воплощается и становится Богочеловеком, чтобы стать сопричастным нашим страданиям. Бог не может умирать, Бог есть жизнь. Но Бог воплощается и, став Богочеловеком, умирает, потому что мы умираем. А страдаем мы и умираем мы потому, что мы сопричастны греху, потому что грех настолько тесно связался с нашей человеческой природой, настолько связался с нашей душой, как страшное какое-то существо опутал и проник во все поры нашей жизни, что такое впечатление, что если оторвать этот грех от нас, то мало что от нас и останется. И вот, Богочеловек Господь Иисус Христос становится Человеком, чтобы вместо греха самому царствовать в нашей душе. Чтобы Ему, Богу, пройти во все наши составы и все наши чувства. Чтобы проникнуть так в наше человеческое существо, чтобы там уже не осталось места греху. И поэтому Он не только рождается и пребывает девять месяцев в утробе Матери, не только живет жизнью сначала младенца, потом зрелого человека, но и умирает, чтобы весь путь человеческой жизни освятить для нас.

И ныне Бог во гробе. Господь Иисус Христос телом лежит во гробе, а душою Своею Он сошел во ад, чтобы из ада возвести грешников. Вот какова любовь Господа к нам. Гроб Господень – знак любви Божией к нам. Ада не чуждается Господь, чтобы нас найти там и вывести из того ада, который мы сами созидаем своими грехами для себя. Вот какова степень любви Божией к нам!

И ныне мы духовно предстоим гробу Господню. Ныне сопереживаем смерти Спасителя. И духовно рыдая об этом, в первую очередь рыдаем о себе самих, потому что это наши грехи вынудили Христа сойти во гроб. Потому что ради наших грехов Господь умер. Потому что ради нашего спасения Он сошел душою Своею во ад. Чтобы мы не узнали и не почувствовали, что такое адское мучение. Нам не выдержать этого. Никакому человеческому существу не выдержать адских мук, ибо ад – это отсутствие любви Божией. Какое существо человеческое сможет это выдержать? И вот, Господь нисходит во ад, чтобы нам там не пребывать. Блистанием Своего Божества Он убивает ад. Ад уже не становится тем местом, где нет Бога. Он, Богочеловек Господь Иисус Христос, побеждает его, изводя людей к жизни вечной.

Поклонимся живоносному гробу Господню, чтобы и нам с вами от него воссияло спасение и жизнь вечная.

Аминь.

 

 

21.04.2006. Великая пятница. Вынос плащаницы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Если мы не приникнем всем сердцем, всем сознанием своим и всею душою своею ныне к тому величайшему событию, которое вспоминает Церковь Святая, нам никогда в жизни не удастся быть настоящими христианами. Потому что то, что происходит сейчас, духовно воспоминается нами, является твердой основой для нашей с вами жизни. Бог есть любовь, Бог есть правда, Бог есть добро, Бог есть красота, Бог есть сила, Бог есть начало всего. И ныне мы видим Богочеловека, сошедшего во гроб. Мы погребаем Господа Иисуса Христа. То есть духовно переносимся в то время, когда это делали Иосиф и Никодим.

Почему же не быть нам настоящими христианами, если мы духовно не переживем этого события? Потому, что в нашей повседневной жизни мы видим именно то, что сейчас изображено иконой плащаницы, ибо в нашей повседневной жизни мы видим то, что любовь человеческая умерла, что добро человеческое погребено, что красота мира сего разрушена и умерщвляется; мы видим, что сила Божия как будто бы не действует в этом мире, мы видим, что как будто Бог умер, и нет, как кажется человеку, не имеющему духовного разума, действия Господня в нашей повседневной жизни. Но мы, христиане, знаем, в чем сила Господа Иисуса Христа. И мы знаем подлинную суть вещей. Мы знаем, что Христос, сойдя во гроб, победил хозяина гроба и смерти – победил диавола. И мы знаем, что умерщвление Христа – это победа Христа над смертью вечной. И поэтому, когда мы видим, что в жизни, как может показаться, нет любви, мы знаем, что если мы свое сердце откроем для Христа, то наше сердце воскреснет для любви. Если мы видим, что как будто в нашей жизни нет добра, мы знаем, что если мы свои души откроем для Господа, то Господь воскресит в наших душах силы к тому, чтобы творить добро. Мы знаем, – мы, христиане, знаем, – что если как будто кому-то кажется, что Бог не действует в этом мире, мы, христиане, знаем, что промысл Божий ведет каждого человека по этой жизни. Вот почему так важно пережить духовно момент погребения Господа Иисуса Христа, – чтобы не отчаиваться, когда мрак нахлынет на нашу душу, чтобы не пребывать в унынии о том, что, как может показаться, Бога нет с нами. Это все обман. Так же, как думали люди, что они победили Христа, положив Его во гробе, убив Его; думали злые люди, что тем самым свои замыслы – горделивые, тщеславные, пустые, – они удовлетворят. Но оказались глубоко постыжены силой Божией. Так и мы с вами должны знать, что зло торжествует только временно, – и в этом наше христианское упование. И если мы со Христом умираем в этой жизни, то со Христом мы и воскреснем. Ибо для того и Христос пришел в мир, чтобы в наших с вами душах пребывать всегда и никогда от нас с вами не отступать. Разверст гроб для того, чтобы поглотить Спасителя, но Спаситель мира победил всю силу вражию.

Дорогие братья и сестры! Ныне, духовно сопереживая погребению Спасителя и поклоняясь образу Живоносного Гроба Господня, будем просить у Него, чтобы Он сошел в гроб наших с вами душ, ибо порой мы с вами бываем как те, о которых Он, Иисус Христос, сказал, что они, как гробы окрашенные, которые снаружи красивые, а внутри полны костей мертвых и нечистоты (см. Мф. 23, 27). Ныне мы обращаемся ко Господу, прося, чтобы Он извел наши души от гробов наших грехов, чтобы Он восставил нас, чтобы мы никогда не отчаивались, видя зло и внешнее торжество неправды и безбожия в мире, чтобы мы помнили, что от Гроба Христова воссиял миру свет спасения.

Аминь.

 

 

7.04.2007 Благовещение Пресвятой Богородицы. Литургия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь положен во гроб. Господь сошел душею во ад. Господь видимым образом умер для всех. И тут же на Господа продолжается клевета, которую Он испытывал всю земную жизнь. Приходят к Пилату те, которые предали Иисуса Христа на суд, и говорят ему о том, как бы ученики ночью не пришли и не украли Тело Христово, как бы ученики не обманули всех, сказав, что Он, их Божественный Учитель, воскрес. И с тех пор ложь и клевета на Церковь Христову, ложь и клевета на учение Спасителя, ложь и клевета на тех людей, которые желают жить во Христе и со Христом, не прекращалась даже до сегодняшнего дня. Но для того и словом Божиим запечатлено это событие, чтобы мы, христиане, не унывали ни в каких обстоятельствах, чтобы мы, христиане, знали, что ложь и клевета рассеются, как тьма от света. Как воск тает от лица огня, так все козни диавольские рассыпятся от блистания Божества. Ибо, хотя празднует ад свою якобы победу, но не вечно это. Ибо, как кажется врагу рода человеческого, он наши души уже поймал, испачкал, все мы с вами нагрешили, каждый из нас так или иначе от Господа отступал грехами и беззакониями своими, – но бесполезно ему радоваться, ибо Господь за нами и в самый ад спустился, чтобы нас оттуда воздвигнуть и восставить. Не даст нам наш Господь погибнуть. Для того Он и сошел во гроб, чтобы нас с вами, находящихся в духовных гробах, восставить от гробов. Сила Божия такова, что ничто в этом мире сравниться с ней не может; никакие грехи, никакая злоба, никакая клевета – ничто не может противостоять Господу. Для того мы ныне вновь слышим слова евангельские о клевете на Господа, чтобы нам не было страшно, чтобы мы не вздумали себе представить, что якобы зло победило в этом мире, чтобы мы не вздумали себе представить, что правда побеждена, что любви нет. Да не внидет отчаяние в сердце наше! Нынешний день – день надежды, ибо сегодня Господь положен во гроб, а уже завтра ночью мы будем праздновать Его Воскресение.

Дорогие братья и сестры! Поклоняясь Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который так нас возлюбил, что смерть на Себя принял, чтобы нас с вами воскресить, будем помнить о том, что тогда мы будем избавлены от любых, самых страшных, прилогов вражиих, если в наших сердцах будет вера в Бога и надежда на Него, если мы будем с Церковью Христовой, которую Он основал на земле, для того чтобы врата адовы никогда не одолели ее.

Как история человеческая поучительна! Стража храмовая, которая называется кустодия, охраняла храм Божий – единственное место, где люди поклонялись Единому Богу, но народ израильский отступил от Единого Бога, и первосвященники и фарисеи предали Бога своего, – и стража храмовая оставляет уже никому не нужный, пустой храм, в котором завеса раздралась надвое, так, что было видно, что храм оказался пуст, и пришла ко Гробу Господню, который стал истинным храмом Божества. И мы с вами, дорогие братья и сестры, поклоняясь Живоносному Гробу Христову, соделаем себя самих храмом Божества, чтобы Бог обитал в нас, и мы были вместе с Богом, Господом нашим Иисусом Христом, распявшимся за нас, умершим за нас, сошедшим во ад и победившим силу адову, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

 

(17.04.2009. Вечерня с выносом Плащаницы.)

 

Мы – люди богоподобные, и поэтому Христос, придя для нашего спасения, делает все, чтобы сохранить нас людьми. Ведь все в воле Божией. Вся история человечества могла быть остановлена и написана заново, с любого момента: и после того как Адам отпал от Бога, или после того как при Ное все человечество развратилось, или в любой момент, когда грехи и беззакония человека превышали и превышают всяческую меру. Разве не в руках Божиих сделать любое существо? Не такое, как мы? Сделать такое существо и создать его, которое бы никогда не могло сотворить зла, а всегда бы радовалось, и всегда бы исполняло волю Божию, и никогда не могло бы ее нарушить? Разве не мог Бог создать Себе такое существо? Разве Он, Всесильный, не мог этого совершить? Тогда бы не было ни греха, ни болезней, ни печалей, ни смерти. Но это были бы другие существа, это не были бы богоподобные люди.

Мы с вами имеем величайшее звание. Мы не игрушки Божии, мы не роботы Господни, которые не могут нарушить Его волю, нет. Мы несем в себе отблеск Его величия, мы несем в себе Его образ и подобие, мы несем в себе свободную волю. И, увы, эту свободную волю мы используем чаще всего и больше всего не во благо себе, а во вред себе. Потому что пытаясь уйти от Бога, мы приходим в мрак адский, пытаясь жить своей волей, мы губим свою душу, пытаясь грехами своими насытить свою жизнь и противопоставить ее заповедям Божиим, мы заживо умираем, духовно погребаемся.

Иисус Христос пришел в мир, чтобы нас найти и спасти. Не уничтожить нас, а спасти нас. И поэтому он ищет нашего спасения. Пройдя весь земной путь жизни человеческой, Он и дальше идет, за грань земной человеческой жизни. Он вместе с нами, так же, как и мы, умирает, чтобы нас спасти. Он полагается во Гроб, – так же, как и каждый из нас будет положен, – для того чтобы и в смерти своей мы не были одиноки. Для того, чтобы за гробом для нас был Бог, – для этого Бог умирает. Страшно жить вне Бога, страшно жить без Бога. Ад – это и есть то состояние жизни без Бога. Но чтобы и во аде пребывать, Господь умирает, для того чтобы нас, грешников, духовных мертвецов, не оставить таковыми, но дать нам жизнь. И если мы убегаем от Него, уходим от Него, то Он приходит к нам и бежит, буквально, за нами, чтобы быть вместе с нами, чтобы нас, неразумных, спасти, чтобы наши бессмертные, богоподобные души осознали наконец, что жизни без Бога нет, и радость – только в жизни с Богом.

Поэтому Христос во Гробе. Он сходит во ад, для того чтобы души находящихся там людей спасти. Увы, ад простирает свое пылающее и зияющее чрево не только после конца земной жизни человеческой – языки адского пламени опаляют наши души уже сейчас, и порой земную свою жизнь человек превращает в ад. Для того Господь и сходит во ад, для того и полагается во Гроб, чтобы уже сейчас нас, духовных мертвецов, силой Своего Божества исправить и воскресить.

Дорогие братья и сестры, ныне Святая Церковь призывает нас духовно размышлять над подвигом Спасителя, умершего ради нашего спасения. Он пришел к нам, даже до ада взыскуя спасения наших душ. Духовно поклонимся Его живоносному Гробу, испросим, чтобы мы вышли из духовных гробов своих грехов, чтобы мы восстали от духовной смерти, чтобы мы имели жизнь со Спасителем нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 

 

(03.04.2010 Вечерня с выносом Плащаницы.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Христос полагается во Гробе. Спаситель мира душою Своею нисходит в ад. Ад – то место, которое устроил себе человек, уйдя от Бога. Потому что нет никакой жизни без Бога: ад на земле, когда человек живет без Бога, и ад в вечности, если человек во время земной жизни не образумился и не вернулся к Богу.

Христос пришел в мир, чтобы найти погибающего человека. Он открывает Свои объятия для каждого человека, каким бы не был он грешным. Христос умирает для того, чтобы найти грешников и в аду и там их спасти и вывести их души.

Как бы ни силен был диавол, он не может вместить всей мудрости Божией и, хотя и пытается подражать Создателю мира, его тщетные потуги ни к чему не приводят. Диавол в начале жизненного пути, когда Христос начал проповедовать, взялся искушать Господа, трижды приступал к Нему, но уходил посрамленный. Иисус Христос был Богочеловек, так что даже близкие, рядом с Ним находившиеся апостолы и то не всегда видели и знали, и не сразу уверовали, что Он воистину Сын Бога Живаго. До конца не мог знать и диавол о премудрости замысла Божия о спасении всего человечества. Он думал, что все человечество, после того как ушло из рая от Бога, после того как порвалась связь человека и Бога, находится в его, дьявольской собственности, и думал, что обладает душами людскими и никогда уже их не отпустит. Он думал и Христа поглотить смертью. Ведь смерть возникла как греховное изобретение человека. Смерть не была сотворена Богом. Человек стал умирать, потому что грех пришел в мир, а грех пришел в мир через человека и через то, что человек перестал жить с Богом и в любви Божией, стал исполнять волю диавольскую, а не волю Божию. И вот диавол желает умертвить и Христа и добивается этого: Христа предают, Христа мучают, над Христом издеваются, Его распинают и Его погребают. Казалось бы, вот она, победа врага рода человеческого, вот радость диаволу! Так порой и нам, духовно слепым, кажется, когда мы рассматриваем этот мир и видим, что не добро в мире торжествует, а зло, не правда, а неправда, мы видим, что не любовь царствует в сердцах человеческих, а ненависть. Казалось бы, неужели враг рода человеческого одержал такую великую победу? Но нет. Невозможно поглотить аду Бога. Потому что ад – это такое место, где нет Бога, а тут Сам Богочеловек Господь Иисус Христос сходит во ад. И не выдерживают адские двери, не выдерживает сила вражия – она гибнет от блистания Божества.

Господь, «даже до ада сошедый», чтобы спасти грешников, одерживает великую духовную победу над силою зла. Она заключается в том, что уже никого насильно диавол к себе не может привязать, что цепи вражии не могут удержать душу человеческую кающуюся и стремящуюся к Богу. Тьма не может поглотить свет. Для того Бог пришел в мир, чтобы всех нас вывести из ада преисподнего. Для этого Он и умирает, чтобы быть с нами всегда: от нашего рождения и даже до нашей смерти, и в самой смерти не оставит нас. Он побеждает саму суть смерти – противление Богу. Он открывает для всех дорогу к вечной жизни и к тому раю, который был потерян. И теперь мы знаем, что хотя во внешнем мире, как иногда кажется, зло царствует, – «царствует ад, но не вечнует». Мы знаем, что те, кто идет за Христом, те, кто имеет веру в Него, те, у кого Он обитает в сердцах их, уже неподвластны злу и греху, уже враг рода человеческого не может поглотить их. Тот, кто верует в Господа Иисуса Христа и живет с Ним, не может быть уже добычей адовой. И в этом наше с вами спасение. Ибо Христос наш Спаситель. Он пришел к нам, для того чтобы наша жизнь перестала быть адом. И она перестает таковым быть для того человека, который душу свою сделал, как Живоносный Гроб для Господа, кто погреб свои грехи и страсти в Святом Крещении, кто в Таинстве Исповеди вновь и вновь исповедует свою веру в Господа, тот един со Христом и причащается Пречистого Тела и Животворящей Крови Его.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь призывает нас духовно поклониться Гробу Господню. Ныне мы духовно присутствуем при самом важном событии искупления рода человеческого – Христос-Победитель сокрушает силу ада. Но не для всех это было видно. Те, кто находились уже за чертой жизни, видели Христа, спускающегося к ним и блистающего Своим Божеством. А Его ученики, Его Пречистая Матерь видели погребаемое бездыханное Тело, полагаемое во Гроб.

Святая Церковь призывает нас ныне проникнуться величием Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Победителя смерти, Который через смерть Свою даровал нам жизнь, Его же мы славим во веки веков. Аминь.

 

 

(13.04.2012. Вечерня. Страстная седмица. Великий пяток.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне Церковь призывает наши верующие сердца приклониться пред образом Господа Иисуса Христа умершего, положенного о гроб. Почему умер Иисус Христос? Какая причина Его смерти? Иисус Христос умер потому, что мы с вами духовно мертвы. Души у нас мертвые, и мы ходячие мертвецы. Потому что нет основы жизни в душах наших. Нет самого главного – нет любви. Нет любви к Богу, нет любви друг ко другу. И поэтому мы мертвы. Духовно мертвы – и злобимся, и гневаемся, и ненавиствуем, и завидуем. Духовно мертвы – и погружаем ум свой во всякую нечистоту и скверну, находимся в полном расслаблении, потому что мы духовно мертвы. Поклоняемся идолам, пустым и никчемным: власти, деньгам, так называемой свободе, развлечениям, пустому времяпрепровождению. Духовно мертвы – и поэтому погружены в эгоизм, сами себя жалеем, сами о себе плачем, какие мы бедные и несчастные. Духовно мертвы – потому что не видим собственных грехов, не умеем, не знаем и не желаем каяться. Мы духовно мертвы. И поэтому умер Господь Иисус Христос, умер для того, чтобы соединиться с нами, духовно мертвыми, и чтобы Собою нас с вами воскресить. Вот почему Христос во гробе. Он сходит к нам, к нашему падению, чтобы восставить нас от гробов наших.

Ныне Святая Церковь призывает нас поклониться образу умершего Господа Иисуса Христа. Ныне Святая Церковь призывает нас вспомнить евангельские события, которые послужили нашему с вами спасению. Да, мы духовно мертвы. Но к нам снисходит Божественный мертвец, Который восставит наши души от этой мертвенности, который спасет нас, исцелит нас, воскресит нас. Ныне же поклонимся Его честному образу, и восплачем о своем духовном состоянии, и попросим у Него, Единственного, Кто может дать нам спасение, Его Божественной помощи, чтобы Он воскресил наши души. Аминь

1

1

1

(18.04.2014. Вечерня. Вынос плащаницы.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос во Гробе. Святая Церковь зовет нас поклониться Спасителю умершему. Как это понять? Почему? Как может Жизнь умереть? Как невместимый Бог может быть положен во Гроб? В чем причина? Что случилось? Кто виноват?

Ужас, братья и сестры. Ужас должен одержать наши души. Христос во Гробе потому, что мы с вами нашу жизнь превратили в гроб. Христос во Гробе потому, что мы нашу жизнь превратили в ад. Христос во Гробе потому, что мы с вами злимся и ненавиствуем, потому, что мы с вами лжем и обманываем. Христос во Гробе потому, что в нашем сердце нет любви друг ко другу. Христос во Гробе потому, что мы променяли наше богоизбранничество и богосыновство на служение греху и смерти. Христос во Гробе потому, что Он не желает, чтобы так было, не желает, чтобы мы были служителями смерти, не желает, чтобы мы были служителями греха, не желает, чтобы мы были связаны страстями, не желает, чтобы злоба и ненависть, ложь и неправда, скверна и мерзость наши с вами души погубили. Он ложится в Гроб для того, чтобы все это: всю нашу мерзость, и все наши грехи, и всю нашу скверну, и все наше недостоинство – погребсти вместе с Собою во Гробе. Он умирает с нами, умирающими духовно, для того чтобы эта смерть осталась на Нем, но не прикоснулась к нам. Вот почему Спаситель мира Господь Иисус Христос ныне во Гробе.

Мы знаем, что Он сошел во Гроб, для того чтобы потом из него выйти Победителем смерти. Но чтобы и нам с вами оказаться победителями смерти, надо ныне быть сопричастными Христу, Который принял смерть ради нас, чтобы, умерев вместе со Христом, нам вместе с Ним и воскреснуть.

Аминь.