Приходской листок Троицкого собора, 13 (930) 2017 г.

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

(Послание к Евреям, 6 глава, ст. 13-20)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

(Евангелие от Марка, 9 глава, ст. 17-31)

Слово в Неделю 4-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какая у нас, людей, называющих себя верующими – а мы так себя называем, – главная беда? А может, недостаток? Нет, это не недостатки, это беда. Всех нас. Мы именуем себя верующими, и было бы счастье, если бы мы таковыми были бы на самом деле.

Но как? А разве мы не верующие? Разве мы не молимся? Разве мы не приходим в храм? Разве мы не исповедуемся? Разве мы не причащаемся? Как же так? Неужели мы не верующие?

Вера – уникальный дар. Если бы мы с вами были действительно верующими, то в нашем сердце никогда бы не было печали, потому что мы бы знали и чувствовали, что с нами Бог. Если бы мы были с вами действительно верующими, мы бы никогда не делали никаких скверных дел, потому что мы бы знали, что всевидящий Бог рядом с нами, и видит, что мы делаем, и нам было бы скорбно прогонять от себя благодать Божию своими грехами. Если бы мы были верующими, мы любили бы друг друга и в этой любви находили бы радость и счастье. Если бы мы были верующими, для нас молиться было бы легко, и это бы для нас составляло неизреченное блаженство, и мы стремились бы к молитве. Если бы мы были верующими…

Господь говорит: «Если бы вы имели веру хотя бы с горчичное зерно и сказали горе сей: встань и двинься в море, она бы послушала вас» (см. Мф. 17, 20; 21, 21). Хотя бы с горчичное зерно… Так что же такое? Получается, с одной стороны, мы называем себя верующими, а с другой стороны, если сами на себя беспристрастно посмотрим, то мы увидим, что подлинной-то веры, горящей в нашем сердце, за которую мученики шли на смерть, шли в пасти зверей, стояли под дулами автоматов, были распинаемы на крестах, их строгали и придумывали различные жуткие садистские пытки, и они не отрекались от Христа, у нас нет. Кто из нас что подобное может выдержать или от чего отказаться ради веры? Читаешь жития мучеников, как древних, так и современных, и думаешь: какой же я после этого верующий? Что я могу перенести за Христа и от чего отказаться? Впору в отчаяние впасть. Впору подумать: если так высока планка веры, то никогда мне ее не достигнуть. А как же, если никогда не достигнуть?

А ведь без веры невозможно Богу угодить (см. Евр. 11, 6). Без веры невозможно спасение. Вся духовная жизнь христианина построена на вере. Откроем Священное Писание: хоть Евангелие, хоть апостольские послания, откроем любые святоотеческие наставления – все основано на вере, без веры все бессмысленно. Какой смысл – пришел, свечку поставил, если веры нет? Ну что же, можно даже и обезьяну натренировать, чтобы свечку ставить. Можно робот сделать, он прекрасно будет свечку ставить. В свечке, что ли, спасение? Или в вере, которая в нашем сердце?

Да, когда об этом задумаешься, то становится немного страшно за самого себя – как же далеко отстоишь от меры совершенства! Действительно. Но ведь Христос так и сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (см. Мф. 5, 48). Представляете, как совершен Отец, то есть Бог? Мы должны быть так совершенны. Как это возможно? Как мы можем это сделать, как мы можем это достичь? Нереально.

Сегодня мы только что слышали Святое Евангелие (Мк. 9, 17–31), которое дает нам прекрасный ответ на это вопрошание и которое указывает нам правильный путь: что делать мы должны, когда увидим реальное положение своей души и поймем, насколько мала и слаба наша вера. А это нужно понять для нашего спасения. Иначе не произойдет того, о чем рассказывается сегодня в Евангелии.

К Иисусу Христу подходит человек, кланяется Ему и просит у Него: «Учитель, исцели сына моего. Он жестоко беснуется. Я приводил его к Твоим ученикам, и они ничего не смогли сделать. А он с самого детства подвержен страшным припадкам: то падает в огонь, то падает в воду. И ничего невозможно исправить» (см. Мк. 9, 17–18, 22). Приводят этого юношу, этого сына, о котором просил отец, к Иисусу Христу. И тут на глазах отца и других людей снова происходит этот припадок, корчится этот отрок, мучается. И Господь говорит слова, которые, может быть, покажутся жестокими, но они, вероятно, рисуют картину того общества, в котором жил Христос. Ну, и думаю, и нашу с вами. Иисус Христос говорит: «О, роде развращенный, о, роде неверный, доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (см. Мк. 9, 19; Мф. 17, 17) Христос указывает на причины происходящего, почему зло так проявляет себя явно. Из-за неверия. А следствие неверия – это развращение, то есть жизнь ненравственная, несоответственная тому Божественному идеалу, который дал Господь.

Иисус Христос спрашивает у отца: «А веришь ли ты? Если ты сколько-нибудь веришь, то все возможно верующему» (см. Мк. 9, 23). Вот о чем мы только что с вами говорили. Хоть сколько-нибудь если веришь, все возможно верующему. Неоднократно Господь в других случаях, когда совершал чудеса, говорил: «По вере твоей будет тебе» (см. Мф. 9, 29; Мк. 2, 5 и др.). Некоторых людей Он хвалил и говорил: «Велика вера твоя! Будет тебе по слову твоему!» (см. Мф. 15, 28; Мк. 5, 34; Лк. 7, 9 и др.) А в данном случае Он спрашивает у этого отца: «Хоть сколько-нибудь веришь? – Все возможно верующему».

И какие же слова говорит этот отец? Он говорит честные слова, справедливые по отношению к самому себе. Но с другой стороны, увидев свое состояние, он понимает, Кто перед ним стоит. Что же говорит этот отец? Он говорит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (см. Мк. 9, 24) Видите, он осознает, что в его сердце нет подлинной веры. И в то же время он верует, что Тот, Кто стоит перед ним, может ему помочь. Даже ему, не имеющему подлинной веры.

Вот, дорогие братья и сестры, что предлагает нам Церковь ныне. Она предлагает увидеть наше собственное маловерие и обратиться к Тому, Кто может наше неверие покрыть Своей Божественной любовью и помочь нам, невзирая на наше маловерие и малодушие. Ведь Он для того и пришел к нам, чтобы нас спасти.

«Верую, Господи! Помоги моему неверию!» – вот лейтмотив наших молитв должен быть. Не горделиво говорить о себе: «О, я верующий человек, я все соблюдаю, я все исполнил». Нет – увидеть пустоту и холодность своей души, увидеть бесплодность своих дел, увидеть несоответствие своего устроения жизни заповедям Христовым, оплакать свое неверие и с надеждой на Господа воскликнуть: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Нет другого способа у нас. Всякая наша гордыня и самомнение погубит нас и никакой пользы нам не принесет, если только мы в смирении не осознаем, Кто должен нам помочь, и без Кого мы не можем жить и не получим никакого утешения во временной жизни и спасения в вечной жизни. Взывать нам надо постоянно: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»

И Господь помогает. Он совершает чудо. Он изгоняет беса из этого отрока, и тот становится здоровым. Ученики наедине потом спрашивают у Него: «Почему мы не могли этого сделать?» И Он Своих учеников упрекает и говорит им: «По вашему маловерию!» (см. Мк. 9, 25–27; Мф. 17, 19–20) Не зря потом апостолы постоянно Его просили: «Господи, умножь в нас веру!» (см. Лк. 17, 5) Но они и оставались и маловерными, и малодушными, так же как и мы с вами, как любые люди, до тех пор, пока Господь с небес не послал им Духа Своего Святаго, Который преобразил их и сделал их мужественными и крепкими.

И далее Господь сказал важные слова, которые в дни Поста нужно слышать: «Впрочем, – говорит Он, – сей род (имея в виду силы зла) изгоняется только молитвой и постом» (см. Мк. 9, 29).

Вот, дорогие братья и сестры, что нам нужно делать-то, чтобы вера у нас появилась, и Господь услышал нас. Молитва и пост – это то орудие, которое нам дает Господь в нашей борьбе с силами зла.

А далее в Евангелии как бы непонятно: сначала говорится о чуде, которое совершил Иисус Христос, а потом дальше читается еще несколько стихов, где говорится о том, что Иисус Христос стал говорить, что Ему надлежит пострадать и умереть, и в третий день воскреснуть (см. Мк. 9, 30–31). А это каким образом связано с сегодняшним чтением? Что хочет этим сказать Церковь для нас? Какое назидание?

А такое назидание, братья и сестры: увидев наше маловерие и малодушие и осознав, что только Спаситель мира Господь Иисус Христос, только Он один может нас спасти, мы тут же слышим благовестие Церкви, как Христос нас спасет. Он спасает нас Своею Божественною Кровию, которую Он излиял на Кресте. Он спасает нас Своей бескровной Жертвой. Он искупает наши грехи и дает нам возможность не быть рабами зла, как этот вот бедный бесноватый мальчик. Не быть! Потому что Крестом Своим Иисус Христос разрушил силу ада, а воскресением Своим открыл для нас для всех дорогу к воскресению и вечной жизни.

Итак, надо ли нам впасть в уныние от того, что мы видим свое малодушие и маловерие? Нет, ни в коем случае! Нам надо видеть наше малодушие, надо видеть наше маловерие. Но нам надо и знать, что к нам, малодушным, маловерным для того и пришел Спаситель мира Господь Иисус Христос, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную. Для этого мы должны иметь веру в Него. Но мы знаем, что Господь, оказывается – мы только что услышали, – не только веру приемлет такую, какой она у святых была, но наше желание и стремление веры уже приемлет, и по нашему обращению отвечает нам и чудеса сотворяет!

И ныне обратимся о своей душе, и о своей жизни, и о нашем спасении, и о том, чтобы Господь направил нас на путь праведный, словами истинной молитвы, с сознанием своего бессилия и упованием на силу Божию: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Аминь.

10 апреля 2016 года.