Приходской листок Троицкого собора, 15 (932) 2017 г.

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и оттерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря; потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет во Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: “не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле” (Захар. 9, 9). Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ; ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

(Евангелие от Иоанна, 12 глава, ст.1-18)

Слово в Неделю ваий (Вербное воскресенье)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы в жизни своей желаем, чтобы Господь был с нами, чтобы Господь к нам пришел. Поэтому мы и называем себя верующими людьми – потому, что стремимся к жизни с Богом. Это и есть смысл жизни верующего человека: жить не самому по себе, а жить с Богом. И каждый день своей жизни проживать не так, как мне в данный момент хочется, а так, как Господь заповедовал.

Но встает у нас вопрос, обязательно встает: а что мы сами желаем, чтобы Бог нам сделал? Для чего мы желаем жить с Богом? Для чего мы верим в Бога? Что это для нас значит? Что это нам дает?

Сегодня мы встречаем праздник, который может дать нам ответ на этот вопрос. Господь Иисус Христос входит в город Иерусалим, в священный город. Люди, которые пришли в этот день встречать великий иудейский праздник Пасхи, слышали о Христе. Много о Нем слышали. О том, что Он уникальный проповедник и пророк; о том, что Он целитель; что Он больным возвращает здоровье, слепым дает глаза, и они видят, глухим слух восстанавливает, расслабленных, парализованных поднимает на ноги, а прокаженных, гниющих заживо, очищает; и вот совсем недавно, рядом с городом Иерусалимом, в Вифании, Он воскрешает Своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал в гробу каменном, в пещере, и начал разлагаться. А Господь его воскресил.

И вот, жители Иерусалима, услышав, что Иисус Христос входит в Иерусалим, вышли Его встречать: и взрослые, и еще больше дети. И какой-то такой порыв у них случился, что они стали встречать Его, как встречали в древности иудеи своих царей. Они стали постилать свои одежды под ноги идущему Христу. Ветви срезали с деревьев, махали ими приветственно и тоже постилали. Взывали приветственными криками: «Осанна! – Ну, это можно перевести как «Да здравствует!», «Будь славен!». – Осанна в вышних!»

А Христос входит в Иерусалим совсем не как царь. Он садится на маленького ослика и въезжает на нем, как простой путешественник. Осликов на Востоке имеют даже самые бедные семьи. Без него никуда в хозяйстве. На нем и дров можно привезти, и воды от источника, и самому куда-нибудь подъехать, потому что местность гористая и подниматься сложно. Цари на осликах не ездят. Цари ездят в колесницах, богато украшенных золотом, запряженных многими конями. А тут народ встречает, и встречает Царя, едущего на маленьком ослике. В чем-то здесь несоответствие.

А в чем на самом деле несоответствие? Может быть, Иисус Христос не Царь? Нет, Он Царь. Его и распяли за то, что Он Царь. И табличку к Кресту прибили: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Он Царь! Но чем Он царствует?

Иудеи-то думали, что идет тот царь, который, как они считали, даст им политическую свободу. Их маленькое государство иудейское было завоевано сильнейшим и грозным Римом, и было одним из маленьких областей и провинций римских. Римляне не особо и трогали уклад и обычаи евреев. Как и прочие покоренные римлянами народы, они должны были только вовремя платить дань. Больше ничего от них и не требовалось. Но это было большим оскорблением для людей. Они чувствовали себя униженными. Они имеют веру в Единого Бога, а оказались покоренными язычниками, которые кланяются идолам. Ими Сам Бог руководил и дал им Свои заповеди, а они вынуждены были терпеть статуи императора в своих городах и платить ему дань. Они думали, что царь, который придет от Бога, даст им свободу политическую, сбросит ярмо римлян, а сами они станут властвовать и быть самой сильной страной и державой, и покорят другие народы, и эти народы будут им служить, как они сейчас служат римлянам. Вот о чем они мечтали. И действительно, казалось бы, пророчество сбывается… Христос пятью хлебами пять тысяч кормит. Христос говорит буре, и она прекращается. Христос идет по воде. Чудеса творятся! Вот Он, царь!.. Поэтому так легко эти же люди, которые приветствовали в сегодняшний день Христа как царя, собравшись буквально через пять дней во дворе Пилата, уже не кричали: «Осанна в вышних», а они же кричали: «Распни! Распни Его!» Почему?

Христос обманул их ожидания. Он не то царство им принес! Он не власть дал им. Он не собирался даже низвергать римского императора.

Но Он действительно принес свободу. Какую же свободу принес Христос и какое же Царство Он принес всем нам?

Свободу от греха. Наша душа порабощена грехом. Мы – рабы греху. Какой ужас! Мы служим своим страстям. Хуже идолопоклонников. Служим злобе, служим неправде, служим обману, служим своему самолюбию, гордыне, тщеславию, угождаем своему чреву. Живем так, как будто мы вот этот отрезок земной будем жить вечно. Погрязаем в эгоизме. Себе, себе, о себе только думаем. Порабощены грехом. И Христос пришел, чтобы царствовать. Где хочет царствовать Христос? В нашей душе. Поэтому Он и говорит: «Царство Мое не от мира сего, Царство Мое внутри вас есть» (см. Ин. 18, 36; Лк. 17, 21). В наших сердцах может царствовать Христос, если мы там приготовим Ему трон, если Он действительно для нас станет Царем, то есть Тем, Чьи слова мы беспрекословно должны выполнять, Тем, Чья воля должна быть сопряжена с нашей волей и исполняться в жизнь. А воля Его очень проста. Он заповедь новую, но, фактически, единственную дал нам. «Заповедь новую, – сказал Он, – даю вам: да любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (см. Ин. 13, 34).

И вот теперь зададим себе вопрос: мы желаем, чтобы Бог жил с нами, но что мы желаем, чтобы Бог с нами сделал? Как мы Его встречаем? Уподобившись древним иудеям? Может быть, мы ждем, что Он даст какую-то особую привилегию нам, христианам? Одарит нас необыкновенным здоровьем; даст нам прекрасный успех в наших делах; устроит так, чтобы мы много денег имели, получали; сделает так, чтобы нас все любили, приветствовали, чтобы все для нас делали добрые дела?.. Что мы ждем от Господа? Если мы этого ждем, то наше место тогда во дворе Пилата, когда люди орали: «Распни! Распни Его!», потому что тогда Христос обманывает наши ожидания. Он не обещал нам никому ни благоденствия, ни доброго здравия, ни успехов в делах, ни благополучия. Он не обещал нам, что мы не будем иметь бедствий и несчастий. Он не обещал нам, что мы не будем обязаны постоянно бороться со злом. Ничего этого Он нам не обещал.

Он обещал нам другое. Он открыл для нас Небо. Небо для нас теперь открыто. Рай для нас открыт. А рай – это то состояние человека, когда он пребывает в полноте любви. Это неизъяснимое блаженство и неизъяснимое счастье, с которым не может сравниться ничего в этом мире. Нет большего счастья, как жить вместе с Богом. Но чтобы получить этот рай, нужно всего лишь одно: действительно принять Господа как Царя в жизнь свою и жить под Его руководством, чтобы Его жизнь, Его Учение стало для нас нашей жизнью, нашим Учением. Вот какое Царство, Царство Божие, принес нам Господь.

И в сегодняшний день, вспоминая, как древние иудеи приветствовали Христа, входящего в Иерусалим совсем не для того, чтобы царствовать, но чтобы в этом Иерусалиме Его арестовали, Его оплевали, над Ним насмеялись, Его унизили, избили, распяли, и умертвили, и погребли – для этого входит Господь в Иерусалим, – знаем, что потом Он воскреснет; и тот, кто вместе с Иисусом Христом переживет и унижение, и страдание, и смерть, вместе с Христом и воскреснет.

И вот теперь мы молимся и просим у Бога, чтобы нам быть теми людьми, которые, искренно встретив Иисуса Христа, знали, зачем Его встречали: чтобы Он царствовал в сердцах их. Об этом будем молиться, об этом будем просить. Да не будет нам дороги на двор Пилата вместе с теми, кто желал распятия Христова. Да будет нам дорога в рай, который Он открывает для всех нас, начав с разбойника, который уверовал в Него, и завершая миллионами праведников, которые ныне предстоят пред Престолом Божиим и в радости и блаженстве восхваляют Его и молятся за нас.

Воскликнем же вместе с детьми Иудеи чистым и открытым сердцем Господу и Царю жизни нашей: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Аминь.

24 апреля 2016 года.

Слово в Великую субботу.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами уже ощущаем верующим сердцем дыхание церковного благовестия о Спасителе нашем – Господе Иисусе Христе, победившем смерть. Его смерть для нас, воистину, стала радостью, потому что ад, который принял душу Господа Иисуса Христа, не выдержал этого сошествия. Блистание Божества Господня разорило власть зла над душами человеческими. Ныне Спаситель мира хотя и возлежит во гробе, но уже явился Победителем того, кто желал, чтобы все мы всегда находились бы в гробах.

Теперь мы с вами духовно благодарим Спасителя, ибо ныне – праздник надежды. Как бы нам ни казалось, что ад на земле царствует, что зло не имеет никакого предела, что зло завладело всем миром, какие бы мы с вами ни видели ужасные плоды этого зла, мы с вами знаем, что корень зла побежден. И мы знаем, что насильно никого из нас враг рода человеческого насильно погубить не может. Ибо наш Спаситель для того и сошел во ад, чтобы отнять у него власть над нашими душами и даровать нам с вами вместо ада – рай, хотя мы. Конечно, его и не заслужили.

Святая Церковь ныне призывает нас с вами с надеждой – такой надеждой, которую имели в сердцах своих ученики Господни, – взирать на Гроб Господень, чтобы эту надежду иметь всегда в своей жизни. Всегда! – И тогда, когда мы страдаем; и тогда, когда мы болеем; и тогда, когда нас оскорбляют; и тогда, когда нас обижают, и когда нам кажется, что жизнь у нас не сложилась и в жизни нашей все плохо. – Нам всегда нужно помнить о том, как зло думало, что победило Иисуса Христа, как зло завладело сердцами людей, и они возвели Его на крест и убили Его, но этим самым зло само себе подписало смертный приговор.

«Царствует ад, но не вечнует», – так слышали мы сегодня в словах канона Великой Субботы о нашем с вами уповании. Да, порой нам кажется, что мы, действительно живем как будто не на земле, а в аду. Это так, но этот ад мы сами призываем в свои души. Потому что ад это – то место, где нет Бога. А вот ныне Бог умер и сошел во ад для того, чтобы и там быть и погубить его! Значит, какой бы отчаянной ни была любая наша жизненная ситуация, нам надо помнить, что Спаситель мира Господь Иисус Христос для того и пришел к нам, чтобы быть всегда и везде с нами. Никогда нам не нужно об этом забывать!

Сегодня день христианской надежды. Поклоняясь Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, лежащему во гробе, будем просить у Него, чтобы нам никогда не терять надежды и упования на Него. И если мы будем иметь сию надежду, надежда наша никогда не будет постыжена, ибо Христос, воскреснув из мертвых, нас с вами возводит вместе с Собой от смерти к жизни. Ему же слава во веки веков. Аминь.

29 апреля 2016 года.