Приходской листок Троицкого собора, 17 (934) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

(Деяния Апостолов, 5 глава, ст. 12-20)

Евангельское чтение на литургии

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

(Евангелие от Иоанна, 20 глава ст. 19-31)

Слово в Неделю 2-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в восьмой день после светоносного праздника Пасхи, Святая Церковь вспоминает явление воскресшего Спасителя Своим ученикам и Фоме. Это особое воспоминание, которое для нас с вами очень важно, потому что через это явление в Церкви Христовой хранится твердое знание об истинности воскресения Иисуса Христа.

Когда Иисус Христос первый раз явился Своим ученикам, они пребывали в необычайной радости и возбуждении. И когда Фома, который не был тогда с другими своими соапостолами и не видел воскресшего Господа, услышал от них, что они видели воскресшего Господа, он им не поверил. Он захотел сам убедиться. И сказал: «Пока не вложу своего пальца в раны на руках Христовых, пока не прикоснусь к Его прободенному ребру, не поверю» (см. Ин. 20, 24–25).

Церковь Христова называет это неверие апостола Фомы блаженным неверием. То есть фактически Церковь хвалит апостола, что он не сразу поверил. А почему? Ведь мы все время говорим, что вера – это основа жизни. Что вера – это тот камень, на котором человек строит все свое мировоззрение. Что вера – это то, без чего жизнь является бессмысленной и пустой, что вера может чудеса совершать, что верой человек следует за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Почему же в данном случае Церковь хвалит Фому за то, что он сразу не поверил своим собратьям-апостолам?

Дело вот в чем. Наша вера основывается в первую очередь на том, что мы через свой собственный, личный духовный опыт убеждаемся в истинности слов Господних, в истинности Его воскресения. Мы слышали сейчас в Святом Евангелии, как через 8 дней после Своего воскресения снова является воскресший Спаситель ученикам, и в этот раз уже и Фома вместе с ними. И Господь призывает, во свидетельство Своего воскресения, Фому, предлагая ему осязать Его раны и убедиться в подлинности Его воскресения. Фома, пораженный, преклоняется перед Господом и восклицает: «Господь мой и Бог мой!» А далее Спаситель говорит удивительные слова: «Ты увидел Меня и поверил; блаженны не видевшие, но уверовавшие» (см. Ин. 20, 26–29).

Собственно говоря, это Он о нас говорит. Мы уверовали, не видя собственными глазами воскресшего Господа. Но как это теперь совместить с тем, что Фома хотел лично убедиться? А это очень хорошо совмещается, братья и сестры. Если мы только подумаем, для чего в Церкви установлены специальные правила, вот для чего существуют молитвы специальные: молитвы утренние, вечерние, молитвы домашние и общественные, для чего существуют Таинства церковные; все это в Церкви установлено и существует – для того чтобы каждый человек мог на своем опыте, участвуя в молитвах, участвуя в Таинствах церковных, приобщиться, прикоснуться к благодати, и веру свою уже укреплять не от слышания только, что есть Господь, что где-то есть Бог, а от полного осознания своей жизни вместе с Богом.

Потому что наша вера – это не рассуждения, не философия, которую можно доказать или бесконечно спорить. Нет, наша вера – это наше внутреннее знание о том законе, который дал нам Господь. Если мы с вами будем о вере только рассуждать, а жить по вере не будем, значит, у нас и веры-то никакой нет. Как апостол Иаков совершенно справедливо замечает: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). То есть мы проявляем свою веру своей жизнью. То есть мы стремимся в жизни поступать так, как заповедал нам Господь. А потом уже на своем опыте мы сами убеждаемся. Мы убеждаемся, сколь горек грех, и как радостно очистить свою душу в Таинстве Покаяния. Мы убеждаемся, сколь силен Господь, когда приступаем, – и не только, как Фома, издалека прикасаемся к ранам Спасителя, а соединяемся с Господом, причащаясь Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. И на своем опыте, лично мы уже убеждаемся, что дает нам с вами благодать Божия. На личном опыте мы убеждаемся, какая сила молитв, какая сила утешения Господня, как Господь исцеляет наши скорби и укрепляет нас с вами. Все это происходит реально в нашей жизни.

Поэтому Фома, как апостол, решивший лично удостовериться в истинности воскресения Господа Иисуса Христа, призывает и нас с вами удостовериться в истинности воскресения Господа Иисуса Христа. А удостовериться мы сможем, только подлинно стремясь жить церковной жизнью, имеется в виду: поставив во главу угла – для себя, для своего домашнего устройства, для своего понимания этого мира – закон Христов. И если для нас самое важное, самое главное будет закон Христов, то тогда мы, наконец, удостоверимся в истинности Его воскресения.

Ведь среди тех, кто был с Иисусом Христом, отнюдь не все поверили в Его воскресение так, как поверили апостолы. И не только потому, что апостолам лично являлся воскресший Христос, но потому, что у них не было желания изменять свою жизнь. Не было желания «во Христа облечься» (см. Гал. 3. 27), не было желания идти по жизни за Христом.

Так и в нынешнем мире, ничего не меняется. Господь всем предлагает нам идти за Ним. Господь каждому из нас предлагает вечную жизнь и спасение, каждому. Но не все хотят это слышать.

А некоторые идут этим сложным путем за Христом. Не все всегда получается, чаще всего не получается. И спотыкаемся, и падаем, а потом снова встаем и дальше идем за Христом. И грешим, а потом каемся. Путь нашей жизни и есть постоянное удостоверение и уверение нашей души в истинности воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры, испросим же у воскресшего Спасителя этой великой благодати, которая озаряет наши души: чтобы нам знать Господа воскресшего и в своей личной духовной жизни постоянно быть с Ним, Спасителем нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

27 апреля 2014 года.

Слово на Радоницу.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – это основа нашей веры и основа нашей жизни, о чем мы прекрасно знаем из Священного Писания, когда апостол Павел говорил, что «если Христос не воскрес, то напрасна вера наша» (см. 1 Кор. 15, 14), а главное – о чем мы прекрасно знаем из самой жизни церковной, из самого Предания церковного.

Есть вещи, которые мы совершенно не можем понимать своим разумом. Есть вещи, которые доступны только восприятию верующей души. Есть вещи, о которых, наверное, иногда можно вслух говорить, а иногда лучше и умолчать. Ведь, действительно, трудно понять нам бывает, как и почему вдруг люди, которых мы любим, с которыми общаемся, а может быть, не обязательно любим, а просто общаемся, уходят из этой временной жизни. Мы продолжаем жить, а они уже остановились в своем жизненном движении. И замысел Творца осознать в этом плане невозможно, потому что всем нам известно: не от нас зависело прийти в эту жизнь и не от нас зависит из нее уйти.

Но что главное принес нам Спаситель мира Господь Иисус Христос? Он принес нам главную заповедь. Заповедь Он назвал «новой»: «Да любите друг друга» (см. Ин. 13, 34). А любовь может прекратиться вместе со смертью одного из тех, кто в нашей любви участвует? Это просто невозможно. И мы не можем осознать разумом, почему мы потеряли или отца, или мать, или жену, или детей, или просто друга, или подругу… И мы ищем возможности эту любовь многократно продлить. Мы ходим на кладбище, мы устраиваем поминки… И это все правильно и хорошо.

Но самое важное и самое главное, и самая важная радость, которую мы, христиане, должны с вами знать, – что если Спаситель мира, в Которого мы веруем, Господь наш Иисус воскрес, то и мы с вами все воскреснем. Все воскреснем. И воскреснем не как-то так образно, нет. Мы с телом своим воскреснем. А значит, мы встретимся с теми, кого мы любим. Значит, мы вновь их обретем, но уже без скорби и несчастий этого мира, который, к сожалению, в основном, как говорит Евангелие, во зле лежит (см. 1 Ин. 5, 19).

И сегодня Святая Церковь предлагает нам радоваться. Радоваться о воскресшем Господе Иисусе Христе. Радоваться о том, что все мы воскреснем. Радоваться о том, что Спаситель мира искупил наши грехи. Радоваться о том, что наша любовь не напрасна, любовь продолжается! И те, кого мы любим, – они живы! И не просто в наших сердцах, и не просто в нашей памяти или в наших воспоминаниях, они реально живы! Они живы! И вот этой радостью Церковь сегодня нас всех наделяет. А способ осуществления этой радости – это наша с вами молитва.

И поэтому Господь ныне нас с вами всех призывает к молитве. К молитве о тех, для кого небольшой участок временной жизни – а он небольшой – уже закончился. И для нас когда-то закончится. Не в этом дело. А вот в молитве мы все объединяемся. В молитве Бог с нами. И Господь нас укрепляет. И мы снова и снова с теми, кого мы любим.

Итак, совершим сию спасительную и радостную молитву. Вспомним по именам наших родных и близких. Также воздадим дань уважения и любви тем, кого, может быть, мы лично не знаем, но как Церковь Христова великая и о них помолимся. Ибо потом придет время, и о нас будут молиться. Вознесем сию радостную весть о том, что смерть побеждена, и что воскресший Христос «сущим во гробех» – то есть тем, кто находится в гробах, – даровал вечную жизнь. Вознесем ее всему миру и будем радоваться о Господе, молясь друг о друге.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

10 мая 2016 года.