Приходской листок Троицкого собора, 18 (935) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

(Деяния Апостолов, 6 глава, ст. 1-7)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его: давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

(Евангелие от Марка, 15 глава, ст. 43 – 16 глава, ст. 8)

Слово в Неделю 3-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сегодня Святая Церковь обращает наше духовное внимание на тех женщин, которые были ученицами Господа Иисуса Христа и подобно апостолам следовали за Ним во время Его земной жизни, помогая в решении любых житейских бытовых проблем, а также внимая тому, что проповедовал Спаситель мира Господь Иисус Христос.

В сегодняшний день Святая Церковь также предлагает нам вспомнить праведных Иосифа и Никодима, которые не были явными учениками Иисуса Христа, но тем не менее слушали Его.

Иосиф был богатый и знатный человек. Никодим занимал высокое положение в синедрионе, – это такое духовное управление древних евреев. Даже ночью приходил послушать Господа Иисуса Христа. Но они не проявляли внешне своей веры, не ходили за Иисусом Христом.

Почему же в сегодняшний день Святая Церковь особенное наше внимание обращает на этих людей?

Возьмем Иосифа и Никодима. Зачем им понадобилось прийти к Пилату и просить разрешения на погребение Иисуса Христа? Что, они были до конца уверены в том, о чем учил Иисус Христос? Зачем было Иосифу отдавать дорогую гробницу, которую он приготовил сам для себя? Ведь погребение на Востоке – дело особенное. Там люди заранее готовят себе место упокоения. Она была у него, эта гробница, высечена в пещере. Все было приготовлено так, как необходимо. И главное, она была рядом с городом, Иерусалимом. Значит, очень дорогие это были места для этих людей, дорого им это стоило. Почему они отдают это мертвому Иисусу Христу? Что двигало ими? Вот это главный вопрос сегодняшнего праздника.

Что двигало женами-мироносицами, которые тоже видели, как Иосиф с Никодимом погребли Иисуса Христа? Побоялись подходить, издалека только смотрели. А потом вдруг пошли, купили ароматы и пошли рано утром ко гробу, желая отдать последний долг любви своему Божественному Учителю. Обращает внимание Священное Писание на то, что они шли и рассуждали между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (см. Мк. 16, 3) А это рассуждение не просто так. Потому что камень на гробницах еврейских был устроен таким образом, как защелка. Там пазы специальные были выдолблены. И не так-то просто его открыть. Если уж он закрывался, так закрывался. На то и гроб. То есть фактически они его открыть-то не могли. Защелка была так устроена, что открыть этот гроб невозможно. А они идут. Где логика? Есть ли логика какая-нибудь? Нету.

Ученики все в страхе разбежались. Все были свидетелями страшных издевательств, страшной несправедливости, страшной казни. Эти женщины идут, еще и накупили мира драгоценного, денег много потратили. Что двигало ими всеми: и Иосифом, и Никодимом, и женами-мироносицами?

Ими двигала любовь. Любовь не имеет объяснения, зачем и почему. Зачем Бог создал мир? Зачем? Есть на это ответ? Нет. По любви Бог создал мир, только из Своей любви. Зачем Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, чтобы мы были такие же, как и Он? Есть на это ответ?

Нет рационального ответа, мудрого. А есть простой ответ: по любви. А любовь – она не требует объяснения. Она проявляется во всем. Если мы возьмем повседневную жизнь, она проявляется в словах, может быть – а может быть, и нет; в жестах, может быть – а может быть, и нет; в действиях определенных – может быть, да, а может быть, нет. Но всегда тот, который любит, чувствует это. Но и которого любят, тоже чувствует это. Бог так возлюбил мир, что, несмотря на то, что мы не достойны Его любви, пришел к нам, умер за нас, чтобы мы не умерли, воскрес, чтобы мы воскресли.

И вот, эти жены-мироносицы, эти женщины идут ко гробу, не зная, что они сделают, рассуждают между собой, как это будет, потому что их ведет их верующее сердце, их любящее сердце. Потому что вера и любовь – это практически одно и то же. И эти вещи невозможно разделить. Потому что когда мы говорим, что мы верим в Бога, это значит, что мы говорим, что мы любим Бога.

Когда мы любим какого-то человека, мы ведь доверяем ему безгранично. Мы жизнь ему свою вверяем. Когда мы любим человека, нет границ нашей веры. А если вдруг появляется недоверие, ложь, сомнения, лицемерие – это значит, уже нет настоящей любви. Так и в вере. Мы верим Богу, потому что мы любим Его и знаем, что Он все сделал для нас. Мы верим Богу и понимаем, что Он нас простит, что Он нас избавит, что Он нас спасет. Мы живем, стремимся жить так, как Он нам сказал. Мы верим Ему потому, что мы Его любим. Перестанем любить – перестанем верить. И наоборот, перестанем верить – перестанем любить. Все это очень взаимосвязано.

Вот так и эти жены-мироносицы, движимые любовью, и верою, и надеждой, потому что все-таки они надеялись, что кто-то им этот камень отвалит от гроба, хотя сами не понимали как, двигались ко гробу Господа Иисуса Христа. И мы слышали в Евангелии, какая радость была у них, когда они увидели Ангела, который возвестил им о том, что Спаситель мира Господь Иисус Христос воскрес (см. Мф. 28, 5–8).

Так и мы с вами в сегодняшний день обращаемся за помощью к святым женам-мироносицам, чтобы они о нас с вами помолились. Чтобы нам с вами в жизни иметь хотя бы частичку той любви к Господу, которую они имели, хотя бы частичку той веры, которую они имели.

Конечно, таких примеров веры и любви за всю историю Церкви Христовой было очень много, не только жены-мироносицы. Иногда называют, и справедливо называют, сегодняшний день христианским женским днем. Потому что слабые женщины показали удивительный подвиг веры. Те, которые клялись в своей любви Господу Иисусу Христу, говорили, что душу свою положат за Него, не успел петух пропеть, трижды уже отрекались, и в страхе убегали. Никого из учеников при гробе не было. Явных учеников не нашлось, чтобы погребсти Иисуса Христа. Нашлись те, которые были тайными. Значит, они при жизни Иисуса Христа боялись объявлять себя, что «мы верим Иисусу Христу». Боялись. А когда наступили скорбь и гонения, вдруг перестали бояться.

У нас в нашей стране, в истории нашей Церкви, конечно же, величайший пример исторический, когда было страшнейшее гонение на Святую Церковь, разорение храмов, монастырей, всего внешнего тела Церкви, массовые убийства священников и служителей церковных. И вот тогда вышло, действительно, так, как в Святом Евангелии. Буквально так: в храм ходили практически, на девяносто девять и девять десятых процентов, только женщины. Мужчин в храме тогда практически нельзя было увидеть. Только один священник. Это как картинка, икона святых жен-мироносиц. Мы это пережили на нашем российском опыте. Но это прекрасное для нас с вами доказательство силы веры! Потому что враги Церкви думали: «Совсем все уничтожим мы. Всех запугаем. И по работе, и репрессиями, и как угодно…» А оказалось, нет. Слабые женщины, которым и терять-то уже в этом мире было нечего, держали Церковь, ходили в церковь. Хотя храмов-то уже оставалось очень мало.

Вера и любовь победили. А что они победили? Из-за чего люди в храм не ходили? Из-за чего апостолы разбежались? Из-за страха. Они боялись. А вера и любовь победили страх. Вера и любовь всегда побеждают страх. Истинная любовь изгоняет всякий страх.

А как же сегодняшнее Евангелие говорит о том, что когда жены-мироносицы пошли, они никому не рассказали то, что им Ангел сказал, «потому что боялись» (см. Мк. 16, 8)? А чего они боялись? Им уже бояться было нечего. Они боялись потерять то, что у них в сердце оказалось, то, что вспыхнуло в их сердцах, как реализовалась их вера. Этот страх можно назвать страхом Божиим, благоговением перед чудом воскресения Спасителя и Господа Иисуса Христа. Кто истинно любит, много о своей любви не говорит. Она в его сердце пылает. Порой скрывает он это. Кто истинно верит, тоже много не разглагольствует на эту тему. Он живет этой верой и тем свидетельствует. Истинная любовь побеждает всякий страх. А истинное свидетельство веры и любви – это наша с вами чистая и святая христианская жизнь, чего нам, конечно, всем очень не хватает.

В этот прекрасный день святых жен-мироносиц вновь и вновь обратимся с молитвами к этим святым женщинам, к этим двум праведникам Божиим Иосифу и Никодиму о том, чтобы нам с вами в нашей земной жизни иметь веру, надежду и любовь и свидетельствовать об этом не словами только, но и жизнию своею.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

15 мая 2016 года.

Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая

Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась ок. 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды: 1 мая – день преставления, и вторично в Неделю жен-мироносиц (переходящее празднование).