Приходской листок Троицкого собора, 19 (936) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии.

Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые тотчас и обратились к Господу. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее; и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

(Деяния святых апостолов, 9 глава, ст. 32-42)

Евангельское чтение на литургии.

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-Еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус скрылся встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

(Евангелие от Иоанна, 5 глава, ст. 1-15)

Слово в Неделю 4-ю по Пасхе.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Мы сейчас с вами слышали евангельское повествование, в котором рассказывается о чуде, совершенном Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 5, 1–15).

Иисус Христос пришел в город Иерусалим и подошел к овечьей купальне. Это была такая купальня: когда в город пригоняли стада овец, там сами пастухи умывались, поили своих овец и далее вели их на рынок на продажу. Но там было одно чудесное место, куда сходил Ангел Господень, и вода начинала бурлить. И если кто во время бурления этой воды первый заходил туда, то исцелялся от любой болезни, которой он болел. И вот Иисус Христос подошел к этой купальне и видит человека парализованного, по-славянски – «расслабленного». А этот человек тридцать восемь лет здесь находился, ожидая чуда. Господь об этом знает. И Он спрашивает у больного расслабленного: «Хочешь ли быть здоров?» А тот отвечает: «Конечно, хочу, но нет человека, который бы меня опустил в воду, когда она начинает бурлить. И пока я туда доползу, уже кто-то вперед меня в нее заходит» (см. Ин. 5, 1–7).

Дорогие братья и сестры, обратим внимание на эту фразу больного расслабленного. По-славянски она звучит: «человека не имам». То есть: нет человека, который бы ему помог. Представляете, рядом чудесный источник исцеления, но нет рядом человека, который бы помог ему. Это ведь икона нашей жизни, беда наша. Как часто мы ощущаем это состояние: нет человека, который бы нам помог. Это с одной стороны. А как часто мы сами не помогаем другим тогда, когда могли бы помочь. Вот в чем беда!

Господь совершает дела любви нашими руками. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (см. Ин. 13, 35). Господь нас к Себе призывает в соработники, чтобы дело любви, которое Он раскрыл на Кресте, умирая за нас и за наши грехи, мы продолжили, помогая друг другу.

А тут выходит – нет человека. Я болею и страдаю, – нет человека, кто бы ко мне пришел и меня утешил, или хотя бы воды мне подал. У меня дома плохо в семье, и нет человека, который бы разрядил эту обстановку, улыбнулся или как-нибудь изменил то, что происходит. Нет человека – беда нашей жизни.

Человека нет! Но что дальше мы слышим в Евангелии? Христос тут же говорит этому больному: «Встань, возьми одр твой и иди». И совершается чудо: встает этот больной (см. Ин. 5, 8–9). Вода бурлящая не понадобилась. Достаточно оказалось одного слова Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Вот в этом наша надежда и наше утешение. Почему мы и стремимся ко храму Божию, почему мы с вами дети Церкви Христовой! Нет человека, который бы нас утешил, но есть Спаситель и Господь, Который спасет нас. Нет того, кто бы помог нам в наших бедах и несчастьях, но есть Тот, Кто беды и несчастья наши на Себя взял. Нет того, кто бы нас вразумил и наставил, но есть единственный Наставник – Спаситель мира Господь Иисус Христос. Вот наше прибежище: Церковь Христова, ведущая нас ко спасению.

Мир действительно жесток. Мир действительно не знает любви. Но знает ее Спаситель мира Господь Иисус Христос. Почему мы и приходим ко храму святому. Не потому, что здесь бурлит благодать Духа Святаго через внешние различные обряды, к которым мы стремимся, прикасаемся, но часто не можем получить необходимого по своей собственной греховности; но потому, что здесь обитает Спаситель мира Господь Иисус Христос, Который, невзирая на наше недостоинство, невзирая на нашу греховность, дает нам Свою благодать и говорит нам слово: «Встань и ходи». Ходи как христианин по этому миру и не слушай никого. Ведь когда этот исцеленный стал ходить и носить свои носилки, на которых он лежал тридцать восемь лет, у этой общей купели, нет бы обрадоваться чуду такому! Так его сразу стали осуждать: «Почему тебя Христос в субботу исцелил? Да это же не нужно. Это невозможно. Это неправильно» (см. Ин. 5, 10).

Так и мы с вами: когда начинаем жить по-христиански, мир начинает нам говорить, что по-христиански жить-то невозможно, это неправильно, надо жить по законам мира сего. Нет, дорогие братья и сестры, будем жить по законам мира сего – погибнем. Когда этот исцеленный встретил снова Иисуса Христа, что ему Христос сказал? Христос ему сказал: «Ты выздоровел? Смотри, больше не греши. Как бы тебе чего хуже не было» (см. Ин. 5, 14). Хуже уж, казалось бы, чего придумаешь: тридцать восемь лет лежать на носилках? Хуже не бывает. Оказывается, может быть хуже. Когда душа человека гибнет – хуже всякой болезни.

Вот и нас с вами Господь предупреждает. Он все дает нам, Он прощает нам наши грехи, Он исцеляет нас, Он утешает нас, Он укрепляет нас, но и предупреждает, чтобы мы не грешили сознательно, не отступали от Него, не меняли Его Божественную благодать на выгоды мира сего.

Дорогие братья и сестры, мы услышали прекрасное евангельское назидание, которое учит нас милосердию и состраданию, чтобы мы не были черствыми и видели, кому нужно помочь. Мы видим в этом евангельском повествовании спасительную руку Божию, протянутую каждому из нас. Ибо Господь не желает, чтобы мы были духовно расслабленны, не желает, чтобы мы возвращались к своим грехам. Он нам говорит: «Встань и ходи».

Попросим же благодати и милости у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам всегда быть нужным человеком для тех, кто нуждается в нашей помощи, и чтобы нам всегда ходить по словам Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа воскресшего.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

22 мая 2016 года.

Преподобный Нектарий Оптинский

Память 29 апреля (12 мая)

Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она не была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.

В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10, 23). Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии – в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

Продолжение следует.