Приходской листок Троицкого собора, 20 (937) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

(Деяния святых апостолов 11 глава, ст. 19-26, 29-30)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа своего и приходи сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это ты справедливо сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таковых поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорит с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или «о чем говоришь с нею?» Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала и потому, когда пришли к нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

(Евангелие от Иоанна, 4 глава, ст. 5-42)

Слово в Неделю 5-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором излагается пространная беседа Спасителя мира Господа Иисуса Христа с Самарянской женщиной (см. Ин. 4, 5–42). Хотел бы ваше внимание обратить на один из моментов этой беседы. Иисус Христос сравнивает веру с живой водой (см. Ин. 4, 10–14).

Вот это сравнение, которое привел Иисус Христос, очень для нас с вами должно быть доходчиво и понятно. Ну, на простом примере человеческого тела. Если человек может без пищи обходиться, ну, сорок дней вполне нормально, то без воды больше четырех дней невозможно человеческому организму прожить. И весь человеческий организм почти что на девяносто процентов из воды состоит. Это наше тело.

Иисус Христос сравнивает веру с живой водой, то есть Он говорит о нашей душе. Значит, для того чтобы наша душа жила, нам необходимо что? Живая вода – вера! Без веры наша душа умрет, как умирает человеческий организм без воды. Есть естественная реакция организма: когда не хватает воды, у него начинается жажда, он ищет эту воду. Но бывает уже такое заболевание, что человек теряет и эту жажду.

Естественно для души человеческой искать веру. Но бывает жуткое состояние человеческой души, когда он уже не ощущает отсутствие веры как беду, страшную беду, смертельную угрозу.

И вот сегодня, услышав из уст Спасителя эти слова о живой воде, приложим усилия наших сердец в молитве, чтобы дал нам Господь эту живую воду. Вот так, как эта Самарянская женщина просила у Него: «Дай мне эту воду пить».

Как необходимо нам молиться, в первую очередь, прося веры! Все остальное приложится. Но мы чаще всего молимся и просим здоровья, благополучия, жизненных успехов, каких-то материальных благ. Ну почему бы в первую очередь нам веры не просить? Ведь если вера будет в нашем сердце, все остальное будет. Это как Господь характеризовал эту живую воду. Он сказал, что «у кого будет эта живая вода, то он не возжаждет вовек, у него у самого реки этой живой воды потекут» (см. Ин. 4, 14). То есть когда человек живет с верой, то и те люди, которые около него, тоже насыщаются этой верой. Потому что когда человек живет с верой, значит, он к другим людям относится с любовью, с милосердием, с прощением. Вот они, реки живой воды – та благодать, которой нам не хватает в жизни, в которой мы очень нуждаемся: нуждаемся в совместной помощи, в совместной опоре, нуждаемся, чтобы это было у нас. А почему мы как ручьи иссохшие? Почему мы злимся и завидуем? Почему у нас нет ни терпения, ни смирения? Почему мы легко вспыхиваем в гнев? Да потому, что нет живой воды в нашем сердце. Вот о чем нужно просить нам в первую очередь. Это живая вода.

Но воду человек не только пьет. Водой еще что человек делает постоянно? Он отмывает себя, очищает, моется. Вера смывает с человека его грехи благодатью Господа нашего Иисуса Христа. Прощение наших грехов мы получаем только по вере нашей. Спасение мы получаем по вере в Спасителя и Господа Иисуса Христа. Вот как необходима эта живая вода!

Дорогие братья и сестры! Вознесем свои сердца ко Господу. Направим свой ум ввысь. Отрешимся хотя бы на несколько минут от повседневной суеты и попросим у Господа, чтобы Господь дал нам эту живую и спасительную воду – святую веру.

Христос воскресе!

Воистину воскресе! Аминь.

29 мая 2016 года.

Преподобный Нектарий Оптинский

Память 29 апреля (12 мая)

(Окончание, начало в № 19)

Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а преподобный Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к преподобному старцу Амвросию и сама келия говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.

После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь. По молитвам преподобного Нектария люди выходят из трудных жизненных ситуаций, совершаются чудеса духовного и телесного исцеления.