Приходской листок Троицкого собора, 21 (938) 2017 г.

Евангельское чтение в Неделю 6-ю по Пасхе.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел, и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

(Евангелие от Иоанна, 9 глава, ст. 1-38)

Слово в Неделю 6-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сейчас мы с вами слышали довольно продолжительное чтение Святого Евангелия, в котором повествуется о том, как Иисус Христос совершил чудо: слепому от рождения человеку дал зрение (Ин. 9, 1–38). Но что интересно в этом евангельском чтении? Собственно говоря, самому чуду там уделяется несколько строчек, а все остальное – повествование об обстоятельствах жизненных, которые стали происходить с человеком, исцеленным от слепоты, о той реакции людей и самого исцеленного на происшедшее.

Почему так? И почему Церковь такое внимание этому большое уделяет и предлагает нам внимательно послушать об этих обстоятельствах? Дело в том, дорогие братья и сестры, что Иисус Христос желает, чтобы каждый из нас спасся, и так или иначе Своею благодатью касается каждого из нас. Но что дальше происходит с нами? Как мы себя ведем и как мы реагируем на эту благодать? Вот в чем дело.

Иисус Христос проходил мимо слепого человека, который был слеп от рождения, и ученики стали спрашивать у Христа, почему так произошло, почему этот человек родился слепым (см. Ин. 9, 1–2). Стали предлагать Ему разные варианты ответа: кто грешник, родители ли его или он сам?

Вот, эти вопросы, почему с нами происходит беда, почему те или иные болезни с нами случаются, мы тоже часто себе задаем. И мы ищем какого-то ответа и вопрошаем Бога, а иногда в своем безумии говорим: «За что, Господи, я так болею? Почему, Господи, я так страдаю?» Надо не ответа искать на этот вопрос, а надо искать помощи Божией в жизни своей.

На что Господь сказал Своим ученикам: «Ни родители его, ни он, но чтобы явилася на нем слава Божия» (см. Ин. 9, 3).

Вот и нас Господь по жизни ведет. Вот и мы в жизни испытываем болезни и страдания. Но если мы прибегнем к славе Божией, к Самому Господу, то произойдет с нашей душой чудо.

Чудо. Казалось бы, Христос одним словом останавливал бурю – слово сказал, и буря перестала, словом Своим исцелял тяжело больных. Казалось бы, и этому слепому достаточно Христу сказать слово, и слепой бы исцелился. Но что делает Христос? Христос плюет на землю, делает брение, Своей рукой мажет ему его незрячие глаза (см. Ин. 9, 6). Зачем Он это делает? По Своей любви. Он прикасается к этому человеку. Рука Божия на этом человеке.

Вот и к нам Господь благодатию Своею прикасается, в разных жизненных случаях. Но только мы слепы. Мы не видим этого прикосновения и много не понимаем. Вот это наша беда – наша духовная слепота. Нашего разума не хватает на то, чтобы понять промысел Божий. Мы, вместо того чтобы смириться перед величием Божиим и просить Его милости, зачастую гневаемся, унываем, раздражаемся, даем волю своим греховным чувствам. А Господь желает к нам прикоснуться, как к этому слепому.

Но мало того, что Он прикасается. Ну прикоснулся. Почему тотчас не произошло чудо? Ведь прикоснувшись и помазав ему глаза, Иисус Христос велит ему идти еще в специальную купель Силоамскую и там умыться (см. Ин. 9, 7). Человек продолжает ничего не видеть. Значит, он должен потрудиться, идти наощупь или с чьей-то помощью к этой купели, найти ее и там умыться.

Вот и мы с вами в своей жизни для того, чтобы с нашими душами совершилось чудо, и мы исцелились от духовной слепоты, должны потрудиться, принять труд. Что же это для нас, где нам найти ту купель Силоамскую, в которой бы мы омыли свои духовные очи? Это Церковь Христова. Это та самая Силоамская купель, в которой мы омываем свои духовные глаза и начинаем прозревать и видеть. Видеть, что есть добро и что есть зло. Видеть, что главное в жизни и что второстепенное. Это ведь самое важное – видеть! Видеть, кто нуждается в твоей помощи. Видеть, кто ищет твоего милосердия. Видеть, кому нужна твоя любовь. Как нужно нам это видеть! Как нам нужно духовно прозреть и видеть свет, который принес в мир Господь Иисус Христос! Он и Сам есть свет. Он говорит: «Я свет миру. И кто ходит во свете Моем, тот не споткнется. А кто ходит во тьме, тот спотыкается» (см. Ин. 8, 12; 11, 9–10). Как нам нужно видеть каждый день в своей жизни свет Христов! И увы нам, что мы его не видим.

Совершается чудо: человек умывается в этой купели и прозревает. Как я уже сказал, для нас таковой купелью Силоамской является Церковь Христова. Христос и прикасается здесь к нам, и мы Духом Святым омываем свои души.

Но что дальше, из Евангелия мы сегодня слышали, происходит с этим бывшим слепцом? Ему буквально расследование устраивают. Его по нескольку раз вызывают и терзают фарисеи, спрашивают: «Как? Почему? Почему ты исцелился? Да этот Христос не праведник никакой. Да потому что Он субботу не соблюдает». И одно, и другое, и третье… И все в упрек спрашивают. И родителей зовут (см. Ин. 9, 8–29).

Вот так и когда человек духовно прозреет, начинает жить по-христиански, ходить в храм Божий, то тогда, кажется, весь мир ополчается против него. «Зачем ты ходишь в этот храм? Зачем ты там стоишь? Для чего ты молишься? Зачем ты соблюдаешь посты? Да эти попы такие-не такие, да они все нехорошие. Не нужно в церковь ходить. Бог в твоей душе». Весь мир ополчается на человека, когда человек духовно прозревает. Вот почему так много в сегодняшнем Евангелии уделено места обстоятельствам, которые происходили после чуда прозрения этого слепорожденного.

Но этот человек оказался тверд. Он не испугался. Он даже упрекнул тех, кто его судили. Он сказал: «Вот и странно, что вы называете себя учениками Моисея – и не знаете, откуда пришел Иисус Христос» (см. Ин. 9, 30–34).

И когда Иисус Христос узнал о том, как твердо повел себя бывший слепорожденный, Он Сам снова находит его. Находит его и спрашивает у него: «Хочешь ли ты знать Сына Божия?» «А кто Он такой?» – спрашивает слепорожденный. «А ты видишь Его и Он говорит с тобою!» – отвечает ему Иисус Христос. И тогда этот человек восклицает и свидетельствует о своей вере (см. Ин. 9, 35–38).

Вот так и у нас в жизни. Вера зарождается в нашем сердце – мир на нас ополчается. Но если мы тверды в своем желании, если мы живем по заповедям церковным, если мы следуем заповедям Божиим, и ищем Господа в нашей жизни, и преодолеваем искушения, труд свой прилагаем, то тогда Господь является нашей душе и дает нам истинную веру, от которой и есть наше с вами спасение. Наше спасение в вере в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Попросим же ныне, придя в храм Божий, духовной благодати: чтобы Господь прикоснулся к нашим духовным очам и омыл благодатью Духа Святаго наши души, чтобы нам веровать в Господа Иисуса Христа и иметь жизнь вечную.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

5 июня 2016 года.

Слово в праздник Вознесения Господня

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый двунадесятый праздник Святой Церкви имеет высокий духовный смысл для нашей духовной жизни. И, как правило, этот смысл раскрывает песнопение, которое именуется тропарем праздника. Сегодня мы слышали тропарь праздника Вознесения: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже, радость сотворивый учеником».

А в чем радость-то учеников? Иисус Христос воскрес, и они его увидели – вот была радость! Потом в течение сорока дней воскресший Христос приходил к Своим ученикам, открывая им Царство Божие и устрояя на земле Свою Церковь. Невозможно даже записать, и Писание не вмещает; как говорит Иоанн Богослов, что «если бы записать все, что сотворил Иисус Христос, то мир бы не вместил написанных книг» (см. Ин. 21, 25). Значит, Господь реально передавал им духовное знание о Царстве Божием и о строении Церкви. И они могли насыщаться и питаться этой радостью, видеть постоянно своего Божественного Учителя.

А на сороковой день, как мы слышали сегодня в Евангелии, Иисус Христос благословляет Своих учеников, отдаляется от них и возносится на небо (см. Лк. 24, 51). Он уходит от них. Тогда в чем же радость?

Сегодня тропарь объясняет, в чем эта радость. «Радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа». То есть обещанием – того, что Он пошлет ученикам Духа Святаго. А почему же надо так радоваться об этом обещании?

Дело в том, дорогие братья и сестры, что наша человеческая природа без благодати и дара Духа Святаго не может вместить в себя Божества. Сердце наше не может гореть верой, если не будет благодати Духа Святаго. Не может быть у нас надежды, если Дух Святой не укрепит нас. Не будем мы с вами иметь любви, если Дух Святой не осветит нас.

Мы видим это из жизни самих учеников, которые находились рядом с воплощенным Богом Господом Иисусом Христом, и при этом были и маловерными, и боязливыми, и от Господа уходили, и даже Его предавали. И все это происходило потому, что не было еще на них благодати Святаго Духа.

Иисус Христос сотворил радость Своим ученикам, но спрашивается, а почему бы Ему тут же и не дать им эту величайшую благодать? Почему же Ему, Иисусу Христу, не послать сей час им Духа Святаго? Ведь что делает Христос? Он повелевает им, ученикам, чтобы они находились в городе Иерусалиме и постоянно ожидали этой благодати. Иерусалим – это святой город. Ожидать благодати… Господь Иисус Христос не сказал, когда снизойдет на них эта благодать. Он велел им пребывать в молитве. Значит, Христос желает, чтобы Его ученики потрудились, потрудились духовно, чтобы они в молитве научились пламенеть, чтобы они научились с терпением ждать этой благодати.

Собственно говоря, все это полностью относится и к нам с вами, полностью. Иисус Христос воскрес, тем самым открыл для нас всех дорогу к воскресению, то есть мы все воскреснем. Но, оказывается, воскреснуть мало. Надо воскреснуть к вечной жизни! И поэтому Христос возносится телесно от земли на небо. «Земля» – на библейском языке это означает «мир материальный, низменный», «небо» – это «мир духовный». И вот в этот духовный мир Господь переходит со Своим человеческим телом! Он телесно возносится в мир духовный. То, что, казалось бы, нам непонятно и невозможно осознать и прочувствовать, верой только мы это понимаем. Он открывает для нас дорогу на небо. Но чтобы нам вслед за Христом тоже вознестись от земного к духовному, от земли к небеси, нам необходимо потрудиться так же, как и апостолам. Где для нас тот Иерусалим, в котором Господь повелел находиться апостолам? А для нас этот Иерусалим – это Церковь Христова. Пребывая в Церкви Христовой, пребывая в молитве, с терпением испрашивая благодати Духа Святаго, мы исполняем то, что заповедовал Иисус Христос Своим ученикам.

Вот и нам Господь совершает радость. Радость – она заключается в том, что мы с вами чада, дети Церкви Христовой. Радость для нас заключается в том, что для нас открыто небо. Радость для нас заключается в том, что мы знаем от Самого Иисуса Христа, как нам можно попасть от земли на небо. Мы знаем, и более того, Господь Сам нам помогает, ибо именно здесь, в Церкви Христовой, и получаем мы благодать Духа Святаго.

Но разве всегда мы получаем эту благодать? Разве всегда, когда мы приходим в храм, каждый раз разве у нас бывает светло на душе? А выходя из храма, всегда ли мы становимся лучше? Значит, так же, как апостолы должны были иметь терпение и труд, и нам с вами нужно постоянно испрашивать этой благодати. И не роптать. И не быть нетерпеливыми. Ибо Бог знает, когда Ему нам ниспослать Свою благодать, знает сердце каждого из нас.

Дорогие братья и сестры! В сегодняшний двунадесятый праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа будем просить у Спасителя мира, Который все совершил для того, чтобы мы взошли от земли на небо, чтобы нам иметь дух молитвы, дух терпения и получить благодать Духа Святаго. Аминь.

9 июня 2016 года.