Приходской листок Троицкого собора, 22 (939) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии.

Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он спешил, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви. И, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами… Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

(Деяния Святых Апостолов, гл. 20, ст. 16-18, 28-36)

Евангельское чтение на литургии.

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть. Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

(Евангелие от Иоанна, 17 глава, ст. 1-13)

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали Святое Евангелие, где апостол и евангелист Иоанн Богослов передает молитву Спасителя мира к Отцу Небесному. Эту молитву обычно называют первосвященнической молитвой, потому что в ней Господь Иисус Христос молится о Церкви, которую Он создал на земле, и просит Небесного Отца, чтобы Он сохранил всех тех, кто находится в ограде церковной (см. Ин. 17, 1–13).

Мы с вами имеем счастье быть членами Святой Церкви Христовой. Это и о нас молился Спаситель мира Господь Иисус Христос. О нас Он молился, чтобы мы пребывали в единстве веры. О нас Он молился, чтобы мы имели с вами вечную жизнь.

Что такое вечная жизнь? Не понять нашему разуму, живущему во времени. Вечная жизнь – это не просто длинная жизнь. Вечная жизнь – это не просто бесконечная жизнь. Нет. Порой от продолжительной жизни человек на земле устает так, что желает, чтобы быстрей разлучилась его душа от тела. Вечная жизнь – это жизнь вместе с Богом.

Об этом Иисус Христос нам и сказал, и мы слышали в этом Евангелии сейчас: «Сия есть жизнь вечная, чтобы знать Истинного Бога и Господа посланного Иисуса Христа» (см. Ин. 17, 3).

Дорогие братья и сестры, этими словами: «знать истинного Бога» – Иисус Христос говорит не только о том, что мы головой своей должны знать, что Бог есть. Это должно быть понятно любому нормальному человеку. Он говорит о том, чтобы наше сердце знало Бога, чтобы наше сердце знало, что любой путь, кроме пути Божия, не правилен, что невозможно ничего без Бога доброго сделать, что невозможно поступать против заповедей Божиих и не иметь при этом никаких для себя последствий. Ведь заповеди для того и даны, что они оберегают нас, как указатели, чтобы мы не навредили самим себе. Знать истинного Бога – значит уметь общаться с Ним, молиться уметь. Знать истинного Бога – это значит соединяться с Ним так, как мы соединяемся в Причастии Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего.

Да, к сожалению, о себе самих мы не можем так твердо сказать, что мы знаем истинного Бога. Увы, наше сердце склонно к различным искушениям и греховным падениям. И жизнь наша отнюдь не так чиста, как должна быть у христианина. Но для того нас Господь и собрал всех в Свою Церковь, для того Он и молится о нас, чтобы мы не погибли, и спаслись, чтобы мы с вами имели жизнь вечную. И хотя мы не понимаем, что это такое, но поскольку мы верим Господу и знаем, что это самое лучшее для нас, что Господь уготовал, самое лучшее – это и есть вечная жизнь, мы следуем за Ним, Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. И, хотя осознаем свою греховность и недостоинство, мы счастливы тем, что Он о нас Небесному Отцу молится. Мы слышали, как Он это совершал перед Своими страданиями, прежде чем взойти на Крест.

А ныне, если мы будем едины с Богом, то тогда ничего в этом мире нам не страшно, и все мы с вами можем преодолеть: и любые искушения, и горести, и болезни, и печали.

Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня в храме Божием первосвященническую молитву Господа Иисуса Христа, возблагодарим нашего Спасителя, что Он создал Церковь Свою и сделал нас ее членами. Возблагодарим Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, что Он всех нас ведет ко спасению. Возблагодарим Его за то, что Он совершил на земле, дабы никто из нас не погиб, но все мы имели жизнь вечную. Аминь.

12 июня 2016 года.

Слово в Троицкую родительскую субботу

Прот. Александра Ганабы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра Святая Церковь празднует день своего рождения. Ибо завтра мы вспоминаем, как Дух Святой сошел на апостолов. И с того момента Святая Церковь существует на земле как обиталище Духа Святаго, объединяя всех верующих во единое целое, со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом во главе ея. И наша духовная радость заключается в том, что мы все с вами имеем это единство о Господе. Все: и живые сейчас, и те, кого мы называем мертвыми, но они у Господа живы. Наш Бог – не Бог мертвых, но Бог живых (см. Мк. 12, 27). Пред Богом все живы и каждая душа в руце Господне содержится.

И мы ныне накануне этого великого праздника своею любовию проявляем нашу веру в то, что Господь Иисус Христос всем нам даровал вечную жизнь. И эту веру мы проявляем через молитву о наших родных усопших. Видите, по-славянски мы их не называем умершими, мы называем их усопшими – то есть уснувшими. Да какого времени? До Второго и страшного Пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

И мы проявляем свою любовь к усопшим тем, что совершаем о них молитву, потому что они сейчас очень нуждаются в нашей молитве. Человек, пока имеет временную жизнь, еще может что-то в своей жизни исправить. Он может покаяться, он может начать делать добрые дела. А когда уже душа от тела разлучилась, душа сама по себе без тела ничего, никакого доброго дела не сможет сделать. И покаяться уже душа не сможет. И значит, если человек во время жизни не все грехи свои исповедал или жил вообще так, не очень благочестиво, а может быть, вообще Бога не знал, то представляете, какой страх душе увидеть, что вся жизнь зря прожита! Не за тем стремился! Не того хотел! Не того искал! Все силы растратил, а на что? Наступило время – душа и тело разделились. Все, пустота. Тело сгнило, черви его съели… А что с душой? А в душе только то, что человек насобирал за свою жизнь. И если насобирал злобу, ненависть, если насобирал всякую нечистоту и скверну, то вот это с ним останется и будет там жалить и мучить его.

Вот для того-то Церкви и дана власть молиться об усопших. Они не могут, а мы можем за них помолиться. Они уже не могут делать добрые дела, а мы можем за них делать добрые дела. И должны их делать. Так что если мы любим своих родных и близких, мы о них обязаны по долгу любви молиться, чтобы Господь простил им их прегрешения вольные и невольные, чтобы сподобил их вечной жизни, чтобы избавил их вечных мук. Мы даже себе не можем представить, насколько это страшно.

Но также и то, что мы молимся об усопших, – это залог того, что о нас, придет время, тоже будет Церковь молиться. Мы ведь сегодня молимся о всех: и о тех, кто погиб, и кто внезапно погиб, и о ком некому помолиться. О всех прежде отошедших христианах молимся.

Мы о них молимся, значит, придет время – наша душа от тела разлучится, а Церковь будет продолжать молиться о нас. Это для нас большая надежда. Для того Господь Иисус Христос и пришел в мир и Церковь на земле основал, чтобы никто из верующих не погиб, но имели бы жизнь вечную.

Совершим же поминальную молитву любви и будем поминать не только тех, кого мы помним, называя их по именам, это каждый из нас должен делать, когда совершается ектенья и молитва, – вспоминать их, но будем молиться и о всех – о всех православных христианах, дабы всех Господь привел в Вечное Царствие Свое. Аминь.

18 июня 2016 года.